• Акустическая система 15ас 109

    Привет друзья.

    Несмотря на такой почтенный, для колонок возраст, сохранились они в замечательном состоянии - как будто только вчера куплены в магазине Мелодия.
    Полировка без царапин и потёртостей. Пластик тоже целый и ровный.
    Всё это видно на фото - нажимайте на картинку для увеличения.

    Маркировка была ещё старо-гостовской не 15АС - 404, а просто 15АС-4

    Начинка так же порадовала.
    На винтах стояли заводские пломбы и все внутренние компоненты дошли до нашего времени не тронутыми.

    Динамики и фильтры своим видом как будто говорили -
    " Дааа.. таких как мы сейчас найти трудно!"


    Переделывать акустику в таком прекрасном состоянии всегда приятно.
    Хочется, чтобы звучание соответствовало состоянию.
    И я принялся за работу.

    Не хотелось делать ничего сверхъестественного, как известно лучшее - враг хорошего.
    Целью было избавиться от всех слабых мест и посмотреть что из этого получится в итоге.

    Слабые места в подобной бытовой советской акустике следующие:

    • недостаточный объём корпусов
    • отсутствие фильтра на НЧ динамике
    • плохая герметичность
    • внешний вид (не у всех, но у этих явно требует доработки)
    Вот их я и решил максимально устранить, и дать этим колонкам вторую жизнь

    Первое, что я сделал - это установил динамики снаружи корпуса и проклеил внутренность слоем технической ваты (хлопком).


    Для этих целей использовал клей ПВА.
    Вата, идёт в комплекте с акустикой - родные "маты" которые лежали в колонках отлично расслаиваются и можно отделить куски необходимой толщины. Я делал толщиной примерно в сантиметр.


    Итак с объемам я сделал всё, что мог в формате данных корпусов.

    Пришло время заняться акустическими фильтрами.

    У этих колонок фильтр установлен только на высокочастотном звене.
    Его функцию выполняет динамик 3ГД-31 (более современная маркировка 5ГДВ-1-8).
    Он применялся и во многих других акустических системах, самая известная из них, это пожалуй КОМЕТА 25АС-225 (она же 15АС-225).

    Кто то ругает этот динамик, кто то его хвалит. Тут на вкус фломастеры у всех разные.

    Мне он нравится и когда я собирал себе напольную трёхполосную акустику (о ней подробно напишу в другой раз), то эти динамики заняли в ней почетное место ВЧ звена.

    ВЧ фильтр второго порядка в виде конденсатора и катушки у них присутствовал.

    У низкочастотного звена фильтра нету вообще. Динамики 25ГД-26-30 (дедушка динамика 35гдн-1-4) выполняющие здесь роль низкочастотников, подключены напрямую.

    Кстати очень похожи на данную акустику колонки ВЕГА 10МАС-1М.
    Собственно 10МАС-1М - это стероидный клон наших 15АС-404 - разница только в размерах корпуса, у 10МАС они в полтора раза больше и в сопротивлении - в 10МАС установлены 8 Омные 10ГД-30.

    К слову сказать на основе этих корпусов я построил себе замечательные полочники, о них тоже как нибудь напишу, материал есть - фотки храняться где-то в закромах жесткого диска.


    Вот как я поступил с фильтрами: из ВЧ фильтра второго порядка удалил катушку и добавив к ней современный конденсатор получил НЧ фильтр второго порядка.

    Остатки же ВЧ фильтра в виде резистора и конденсатора так же заменил современный кондёр, сделав тем самым ВЧ фильтр первого порядка - его будет достаточно, чтобы не подпустить низкие частоты на пушечный выстрел.

    Отсечь высокие частоты на НЧ звене было просто необходимо, дабы не мешать высокочастотным вибрациям воспроизводить бархатистые и сочные басы, на которые способен динамик 25ГД-26-30.

    Вот и со вторым недугом разобрался, теперь пора заняться герметичностью.

    Внутренние швы в этой акустике промазаны каким - то советским столярным клеем.
    Не знаю что это за клей, но сохранился он великолепно. Мои попытки отковырять кусок не увенчались успехом - тверд и прочен как камень. Значит пусть остаётся.

    А вот прокладка из поролона, которая герметизирует заднюю крышку превратилась от времени в желеподобную тёмно-рыжую субстанцию - её надо заменить.

    Если Вы когда-нибудь разбирали советскую акустику, особенно колонки Радиотехники (S30,S50, S70 или S90), то видели, что часто герметизация проводилась липучкой (на подобии той, что закладывали в межпанельные швы советских хрущёвок) или пластилином.

    В этом вопросе я не стал далеко отходить от истоков, так как метод весьма практичный.
    Ведь если садить, к примеру, на герметик, то при необходимости вскрыть и поремонтировать - затратишь не мало сил.

    К сожалению запасов липучки со школьной поры у меня не сохранилось, а обычный пластилин использовать не хотелось - он мог оставить после себя жирные пятна.
    Поэтому я выбрал оптимальный вариант - оконную замазку. Она очень пластична - как пластилин, только размягчается в руках гораздо быстрее и не оставляет жирных следов.
    Ей я и воспользовался при запечатывании корпусов.

    Остался последний пункт в меню - внешний вид.

    Рамы динамиков и лицевая панель были окрашены аэрозольной матовой краской и стали выглядеть очень массивно и симпатично.
    Но вот к окрашиванию динамиков такой подход категорически недопустим - аэрозольная краска сильно отразится на качестве их звучания не в лучшую сторону.
    В интернете предлагают различные варианты того, как покрасить сами диффузоры динамика, но у каждого есть свои недостатки:
    • специальная краска для динамиков - очень дорого
    • натёртым грифелем простого карандаша - мажется и со временем осыпается
    • сердечником от черного маркера - на любителя, цвет будет с коричневатым отливом
    • краской от струйного принтера - не прокрашивает места замазанные клеем
    Я тоже задумался чем покрасить динамики.
    И путём некоторых логических размышлений сделал предположение о идеальном варианте краски и оказался прав.
    С удовольствием делюсь им с Вами: краска на водной основе, безопасна для пропитки динамиков, прокрашивает все места с клеем, а после высыхания даёт благородный матовый цвет.
    После высыхания цвет идеально совпадает по тону с родным цветом подвесов.
    Это штемпельная краска! Та самая которую заливают в подушечки для печати.

    На случай того что этих красок много разных, выкладываю фото той, которой пользуюсь я.
    Красил ватным тампоном в один слой.

    Ну вот и почти всё.
    Остался последний штрих - замена древних проводов на нормальные клеммы.
    Ну с этим проблем нет - можно купить в каждом радиомагазине любые на свой вкус, я выбрал вот такие:


    Технические характеристики
    Диапазон воспроизводимых частот в условиях свободного поля, Гц 40…20 000 Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, на нижней граничной частоте диапазона воспроизводимых частот относительно уровня среднего звукового давления – 8 Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, в диапазоне частот 100…8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления ±4 Среднее звуковое давление при номинальной электрической мощности в диапазоне частот 100…8000 Гц, Па 1,2 Уровень характеристической чувствительности (характеристическая чувствительность), дБ (Па/√Вт) 84 (0,317) Характеристика направленности АС, дБ, определяемая по отклонению АЧХ звукового давления, измеренных под углами 25±5° в горизонтальной плоскости и 7±3+3°-2° в вертикальной плоскости, oт АЧХ. измеренной по акустической оси АС (0°):

    · в вертикальной плоскости

    · в горизонтальной плоскости

    Гармонические искажения АС, %, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник, при уровне среднего звукового давления 90 дБ, на частотах. Гц, не более:

    Номинальное электрическое сопротивление (номинальное значение полного электрического сопротивления), Ом 4 / 8
    Минимальное значение полного электрического сопротивления, Ом 3,2 / 6,4
    Номинальная мощность, Вт 15
    Предельная шумовая (паспортная) мощность, Вт 25
    Предельная кратковременная мощность, Вт 50
    Вид низкочастотного акустического оформления фазоинвертор
    Частота настройки фазоинвертора, Гц 45
    Частота раздела, Гц 5000
    Масса, кг 6,8
    Габариты, мм 360х220х190

    (через дробь указаны характеристики для 4/8 Ом колонок, т.е. 15AC-109 / 15АС-110 (25AC-101 / 25АС-102)

    Частотная характеристика

    Особенности конструкции:

    Корпус АС выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика, фанерованного шпоном ценных пород дерева. Лицевая панель закрыта декоративной пластмассовой накладкой, служащей одновременно декоративным обрамлением для головок НЧ и ВЧ громкоговорителя.

    Корпус собран из листов 9-слойной фанеры толщиной 12 мм. Высота колонок - 360 мм, ширина - 220 мм, глубина 165 мм (190 с передней декоративной решеткой). Корпус не разборный. Распорки, ребра жесткости, прочие элементы для прочности и жесткости корпуса - отсутствуют. На передней панели три отверстия: прямоугольное под фазоинвертор 35х80 мм; круглое отверстие диаметром 90 мм под высокочастотный динамик; еще одно круглое под НЧ/СЧ динамик диаметром 115 мм. Передняя и задняя стенки чуть утоплены внутрь на 1,5-2 мм. Посадочные места под динамики и ФИ утоплены - профрезированы на глубину ~5 мм.
    Передняя панель пластмассовая, разной толщины (но не менее 2 мм), имеет три отверстия под динамики (закрыты металлической сеткой) и одно под фазоинвертор с декоративным "рассекателем". Крепится к корпусу колонок с помощью шести шурупов, шляпки которых прикрытых декоративными колпачками. В местах соприкосновения с динамиками и ФИ имеются поролоновые прокладки.

    В акустической системе использован набор головок: 25ГДН-3-4, 10ГДВ-2 (головки выпускаются ПО «Вега», г. Бердск).
    Головки установлены на лицевой панели АС вдоль центральной вертикальной оси симметрии. Все головки закрыты защитными сетками. В верхней части лицевой панели крепится декоративный шильдик с названием АС; под шильдиком имеется отверстие – выход фазоинвертора, закрытое декоративной решеткой. Размеры фазоинвертора: диаметр 42 мм, длина. 190 мм. Частота настройки 45 Гц. Клеммы для подключения соединительного шнура находятся на задней стенке корпуса.
    Внутренний объем АС 8,5 дм 3 . Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса он заполнен звукопоглотителем.
    Внутри корпуса на плате смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрическое разделение низко- и высокочастотных полос АС Частоты разделения обеспечиваются фильтрами со стороны НЧ второго порядка со стороны ВЧ третьего порядка. Частота разделения 5000 Гц.

    Крепление передней панели на шурупах. Шуруп скрыт пластиковой заглушкой.

    Фазоинвертор "Г" образной формы, пластмассовый, склеенный из двух половинок. Размеры: длина 148 мм, размер отверстия 19х68 мм - в начале и в конце одинаковы. Толщина пластмассы 4-5 мм (разная в разных местах).
    Каждый динамик и ФИ крепятся к корпусу четырьмя шурупами каждый. У динамиков присутствует резиновая прокладка 2 мм толщиной. Фазоинвертор имеет прокладку из тонкого поролона.



    Внутренняя сторона снятой передней панели


    Так сделаны угловые стыки корпуса в 25АС-101 (слева) и в 15АС-109 (справа)


    Соединительный провод пропущен через заднюю стенку. Вид изнутри, крепеж фильтра.


    Прижимное кольцо для НЧ-динамика


    Изготовитель: ПО «Вега», г. Бердск.

    Назначение и область применения: для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях.

    Характеристики




    2-х полосная полочная АС с фазоинвертором

    Диапазон частот: 50 (-8 дБ) – 20000 Гц

    Неравномерность АЧх в диапазоне 100-8000 Гц: ±4 дБ

    Чувствительность: 84 дБ (0,317 Па/√Вт)

    Направленность:

    в вертикальной плоскости: ± 6°

    в горизонтальной плоскости: ±5°

    Гармонические искажения при звуковом давлении 90 дБ на частотах:

    250 – 1000 Гц: 2%

    1000 – 2000 Гц: 1,5%

    2000 – 6300 Гц: 1 %

    Сопротивление: 4 Ом

    Минимальное значение импеданса: 3,2 Ом

    Паспортная мощность: 25 Вт

    Кратковременная мощность: 50 Вт

    Вес: 6,8 кг

    Размеры: (ВхШхГ): 36х22х19 см

    Конструкция




    Корпус АС выполнен в виде прямоугольно неразборного ящика, фанерованного шпоном ценных пород дерева. Лицевая панель закрыта декоративной пластмассовой накладкой, служащей одновременно декоративным обрамлением для головок НЧ и ВЧ громкоговорителя.

    Использован набор головок: 25 ГДН-3-4 и 10 ГДВ-2.

    Головки установлены на лицевой панели АС вдоль центральной вертикальной оси симметрии. Все головки закрыты защитными сетками. В верхней части лицевой панели крепится декоративный шильдик с названием АС; под шильдиком имеется отверстие – выход фазоинвертора, закрытое декоративной решеткой. Размеры фазоинвертора: диаметр 42 мм, длинна 190 мм. Частота настройки – 45 Гц. Клеммы для подключения находятся на задней стенке.

    Внутренний объем АС – 8,5 л. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем.

    Внутри корпуса на фанерной доске смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрические разделение полос АС. Частота разделения – 5000 Гц.

    Акустические системы "15АС-109" и "15АС-110" с начала 1983 года выпускало Бердское ПО "Вега". АС предназначены для высококачественного воспроизведения речевых и музыкальных звуковых программ в стационарных условиях. Рекомендуемая мощность усилителя 20...25 Вт. Технические характеристики АС: Диапазон воспроизводимых частот в условиях свободного полупространства 50...20000 Гц. Неравномерность АЧХ на нижней частоте 8 дБ. Уровень чувствительности АС (Па/Вт) - 84 дБ. Неравномерность АЧХ звукового давления в диапазоне 100..8000 Гц ±4 дБ. Гармонические искажения в диапазоне частот 250...1000 Гц - 2%, 1000...2000 Гц - 1,5%, 2000...6300 Гц - 1%. Номинальное электрическое сопротивление "15АС109" - 4 Ом, "15АС110" - 8 Ом. Минимальное значение электрического сопротивления АС соответственно 3,2 Ом и 6,4 Ом. Предельная шумовая (паспортная) мощность 25 Вт. Предельная мощность 50 Вт. Вид НЧ оформления - фазоинвертор. Габариты любой АС - 360х220х190 мм. Масса 6,8 кг. С 1988 года ПО "Вега" по ГОСТ 23262-88 выпускало аналгичные АС но с более высокой рабочей мощностью "25АС-101" и "25АС-102".

    Описание и схемы акустических систем "15АС-109" и "15АС-110" в справочнике .

    -----------

    Думаю, не подлежит сомнению, что наилучший звук можно получить только от полноразмерных напольных трехполосных АС. Но нередки случаи, когда для них просто нет места. Небольшие колонки, как правило, будут уже двухполосными. Требования к ним будут немного меньше, но звук всё равно должен быть хорошим. Вот такой вариант мы и обсудим.

    Первыми массовыми малогабаритными, но качественными советскими колонками были 10МАС.


    Акустика 10МАС-1 от Эстония-006-стерео


    Главными отличительными чертами были относительно скромные размеры при повышенной отдаче НЧ, а также всего два динамика (для экономии размеров).

    Дальше - больше, размеры АС становились всё меньше, звук – хуже. Пользователи радовались тому, что их можно засунуть в нишу мебельной стенки, поставить на шкаф под потолок или на пол. Это окончательно убивало звук, но мало кого волновало, а дребезг посуды в шкафу с колонкой, вызывал восторг и гордость.

    В чём же недостатки семейства таких моделей, коих выпущено было десятки? На мой взгляд, корень зла в двухполосности и неправильном разделе частот. Я считаю, что такие динамики, как 10ГД-30, 25ГД-26, 6ГД-6, 10ГД-34, 15ГД-14 и им подобные, принципиально неспособны хорошо звучать до 5 кГц, а именно это обычная частота раздела в двухполосках с этими динамиками. Кстати, про напарники этих динамиков – 3ГД-31, 10ГД-35 и им подобных, доброго слова не услышишь, без конструктивных доработок и сложных фильтров, работают они не лучшим образом.

    Надо сказать, что были приличные динамики для двухполосок, способные хорошо звучать до 5 кГц, но они требовали не малогабаритных корпусов, поэтому не использовались.

    Прогрэсс двигался дальше по дороге к абсурду , АС становились всё меньше, динамики для них – тоже. Системы 15АС и 25АС выпускались большими тиражами, до сих пор их немало на вторичном рынке по умеренным ценам. Заманчиво было бы улучшить их с минимальными переделками и расходами.

    Акустические системы 15АС-109

    Считаю, что данные колонки достойны доработки. Если их корпус, не изуродован, то выглядит неплохо, объем удовлетворительно достаточен для штатного динамика, есть ФИ.


    Источник фото: vega-brz.ru

    В 15АС-109 установлены 15ГД-14 (25ГДН-3-4) и 10ГДВ-2-16. Раздел на частоте 5 кГц и изменить его нельзя т. к. работа 10ГДВ-2-16 ниже невозможна. Поэтому звук вялый, серый, тусклый из-за невнятного воспроизведения средних (самых главных для общего восприятия звука) частот. И это касается не только данной модели, но и всех двухполосок в которые установлены ранее упомянутые НЧ динамики.

    Лучшие советские конструкторы прекрасно это знали и для модернизации подобных двухполосок предлагали радиолюбителям установить полноценные СЧ динамики, такие как 2ГД-40. Увы, маразм миниатюризации не позволял что-то дополнительно ставить в малюсенькие корпуса, да еще в боксе, потому как объём и так был недостаточен.

    Предлагались внешние городушки-скворечники, это хорошо звучало, но добиться культурного вида было сложно. Кроме того, что бы ни говорили, но 2ГД-40 и им подобные, работали, как по паспорту до 12,5 кГц, выше – обрыв, да и направленность выше игольчатая т. е. нужна трехполоска в новом корпусе и с новыми фильтрами, от старых колонок оставался один НЧ динамик.
    Вариант хороший и я сделал такую трехполоску, принципиально только на доступных советских динамиках, но сегодня не об этом.

    Доработка динамиков 25ГДН-3-4

    В 15АС-109 установлены динамики 25ГДН-3-4, это неплохие динамики, братья 10ГД-34, но значительно лучше их за счет огромного мощного магнита. Вследствие этого они могут нормально работать на объем 8…12 литров, обеспечивать отдачу от 30…40 Гц при спаде не 15 дБ, как у S-90 и им подобных, а 3…6 дБ. Конечно, объем движимого воздуха и мощность несопоставимы с 75ГДН.

    Общей бедой большинства советских динамиков с резиновым подвесом является его задубение, что вызывает повышение резонансной частоты, добротности, а это приводит к ухудшению качества. Если изначально (при изготовлении) подвесы были нормальными, их можно попытаться оживить. Если уже на заводе поставили тугие подвесы, поможет только их замена.

    Что я могу посоветовать из практики. Взять вату, хороший бензин («Калоша» или аналогичный), вырезать из картона кружок по размеру бумажной части диффузора и прикрепить его, чтобы жидкости меньше попадали на бумагу. Далее смочить вату и обильно смачивать резиновый подвес с лицевой части.

    Да, бензин быстро испаряется, но пересохшая резина жадно впитывает бензин, меняется на глазах, из тусклой становится блестящей. Конечно, все работы, особенно с ЛВЖ, требуют соответствующих мер безопасности.

    Итак, поим разину с лицевой части, пока она не откажется пить бензин. Затем ставим динамик магнитом вверх и наливаем в канавку гофра бензин, ждём, пока он впитается и испарится. Сразу после полного испарения полезно устроить динамику разминку час-другой низкими частотами на резонансной частоте (легко определяется на глаз) добиваясь максимальной амплитуды, но без стука гильзы о магнитную систему.

    Если резина действительно была сухой, она изменится, параметры динамика заметно улучшатся. Конечно, лучше всего, проводить измерения, если есть такая возможность. В моей практике были как случаи снижения резонанса на 20 Гц, так и незначительный эффект всего в несколько Герц.

    Проблема в том, что через пару суток происходит частичный откат улучшенных параметров. Чтобы закрепить достижения, надо воспользоваться автомобильным восстановителем приводных ремней. Он продается в аэрозольных баллончиках. Думаю, все они примерно одинаковы, я купил «Belt Dressing & Conditioner» фирмы Permatex.


    Покрываем пеной гофр с обеих сторон поочередно 2-3 раза (вот где понадобится картонный кружок, без него на диффузоре будут пятна и некрасивые потёки) дожидаясь каждый раз высыхания.

    Эффект от такой обработки длительный, явно присутствует более полугода (по моему опыту). Резина становится на ощупь совсем другой – мягкой и немного липкой, на глаз – блестящей. Разминка с максимальной амплитудой тоже желательна.
    Резонанс понизился с 60…65 до 45…50 Гц т. е. стал как у новых динамиков.

    Замена динамиков 10ГДВ2-16

    Динамик 10ГДВ2-16 принципиально не может работать от 2…3 кГц, поэтому ему – только замена. Основное требование – низкая резонансная частота 1…2 кГц без выброса на резонансе. Думаю, сгодятся 2ГД-36 и 4ГД-56, но устанавливать их неудобно, поэтому я не стал ими пользоваться. Поставил Philips AD0142 с резонансом 1300 Гц, результат оказался неплох.


    Это промежуточный вариант и до настройки ФИ. Понимаю, что мало у кого есть эти Филипсы, да и ставить их сюда не хотелось т. к. для них есть хорошие комплектные низкочастотники Филипс.

    Китайские твитеры Alphard TW-302

    Для данного бюджетного проекта не хотелось использовать пищалки у которых стоимость одной штуки была выше пары колонок, да и размеры играли важную роль. Поэтому я купил данные дешевые (но не самые дешевые) пищалки.


    Интересно было послушать эти «шёлковые» купольники. «Шёлк» тут явно синтетический, нити арматуры реденькие, но материал очень мягкий упругий, резко отличается от пластиковых мембран.
    Корпус пластмассовый, а это погано – царапается, нет жесткости.

    Заявленные параметры 8 Ом и 95 дБ оказались «китайскими» - сопротивление 4 Ома (импеданс во всей полосе частот, не просто измерено тестером), а чувствительность… Точно измерить не могу, да и не надо, по моим прикидкам 88 дБ. Есть разница с 95 дБ?..
    Тем не менее, резонанс 900 Гц и 1200 Гц, звук неплохой, мембраны легко можно заменить. В общем, «третий сорт – не брак».

    Доработка корпуса 15АС-109


    Подробно останавливаться не буду, т. к. описано много раз, остановлюсь на самом важном. Это тщательная герметизация, заливка всех стыков и щелей снаружи и изнутри. Желательна проверка с помощью программы LIMP – щели очень хорошо видны.

    Желательно стамеской удалить потеки эпоксидки на лицевой панели, выровнять неровности.

    Установить внутри туго распорку между передней и задней панелями. Я поставил брусок сечением 20×40 мм. Распорку ставить между отверстиями под динамики.

    Под пищалки Alphard TW-302 пришлось сделать дополнительную панель с отверстием под магнитную систему, она внутри. Шурупы через отверстия в пищалке ввинчиваются в эту панель, и она притягивает головку к лицевой панели.

    Под динамики вырезаны прокладки из искусственной замши. Шурупы рекомендую заменить на более современные.

    Отверстия под акустические провода залить клеем, установить сзади пружинные зажимы, к сожалению, нормальные терминалы с винтовыми зажимами установить не удалось из-за недостатка места.

    При желании корпус снаружи можно покрыть лаком или облагородить иным образом. Внутри корпус обязательно плотно заполнить распушенным синтепоном, но оставить проход между отверстием трубы ФИ и НЧ динамиком.

    Вместо поганой штатной пластмассовой панели я сделал рамку из тонкого ламината и натянул на неё ткань типа «канва». Крепление рамки к корпусу через «липучку» - просто и не надо сверлить отверстия. По неопытности я поставил слишком длинные отрезки липучки и снять рамку оказалось ох как непросто!

    Правильные фильтры АС

    Часто приходится видеть, как самодельщики считают, что фильтры – это что-то третьестепенное, достаточно по аудиофильским меркам поставить один конденсатор и одну катушку максимум.

    По моему глубокому убеждению, всё совсем наоборот – фильтры важнейший элемент АС, неправильные фильтры способны испортить звук любых динамиков. Фильтры первого порядка могут работать с хорошо подобранными по характеристикам парами динамиков, имеющих естественный спад на частотах раздела без горбов и выбросов. В абсолютном большинстве случаев нам трудно найти такие пары.

    И еще я убежден, что быстро и правильно отладить фильтры без акустических измерений, невозможно.
    Пользы от любых калькуляторов – с гулькин нос, поскольку они в качестве моделей используют резисторы, хотя динамики – это непростые электромеханические системы с резонансами и другими особенностями.

    Исключение – LSP CAD и только в том случае, если скормить ему результаты опять-таки микрофонных измерений.

    Удалось добиться очень простой схемы фильтров, с минимумом стандартных номиналов (на это был особый упор).

    Конденсаторы К73-16, все детали для удобства размещены на фанерке старого фильтра. Монтаж сделан акустическим кабелем сечением 1,5 квадрата.

    Вот что получилось в LSP CAD


    А вот результат измерений с микрофоном. Сравните.



    Вот график импеданса, он нигде не опускается ниже 4 Ом, поэтому АС будут нормально работать с любым 4-х омным усилителем.


    А вот что показал LIMP в ящике, где вроде бы не было явных щелей…

    Ниже 300 Гц в обычной комнате из-за отражений измерения сделать трудно, поэтому они сделаны в упор.


    Замер в упор доработанного динамика 25ГДН-3-4, порт ФИ заткнут. Видно, что по уровню -3 дБ нижняя частота 45 Гц. Частоту по -15 дБ, как принято измерять у промышленных колонок, найдите по графику сами. После включения и настройки ФИ удалось понизить частоту, но привести график измерений затруднительно из-за удаленности отверстия ФИ от динамика.

    Повторяю, несмотря на низкую воспроизводимую частоту, не надо ждать такого же баса, как от S-90 из-за крошечного размера диффузора, но для тонального баланса этого хватает. С моей точки зрения, тональный баланс крайне важен.

    Прослушивание обновлённых 15АС-109

    Колонки сделаны были ещё летом. Конечно, на «хиенд» они не претендуют. Сравнивались с моим самодельным трехполосным трехкорпусным вариантом на 25ГДН-3-4 с модными последовательными фильтрами, и с Tandberg 2510 (кто-то сегодня помнит эту фирму – Hi-End 70-х годов?).

    Естественно, они уступают обоим. Тем не менее, после переделки колонки явно стали лучше . Уверен, что они лучше любых заводских 15АС, S-20, S-30, всяких там кубиков и т. п. Звук ясный, чистый, по сравнению с трехполосным вариантом есть небольшая окраска, что неудивительно т. к. пищалка работает примерно от 2,5 кГц, а ниже – низкочастотник.

    Обязательное условие – работа на подставке, хотя бы на табуретке. Если басы записаны на диске, они есть и в колонке, если в записи басов нет, то и колонки их не воспроизводят. Для нормального уровня громкости в комнате достаточно мощности до 4 Вт на канал. «Сибилянты не раздражают.»

    В целом колонки играют достаточно ярко, но не назойливо. Тональный баланс по сравнению с вышеуказанными колонками смещен несколько вверх.

    Малый размер позволяет их ставить даже на компьютерный стол. Колонки весьма тяжелые, что является скорее достоинством.

    Итого

    К моему удивлению, результат оказался лучше ожиданий. Теперь осталось передать колонки в добрые руки кого-то из моих друзей, на новое ПМЖ.

    Спасибо за внимание!

    Читательское голосование

    Статью одобрили 124 читателя.

    Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.