• Ардуино язык программирования. Arduino: примеры того, что можно сделать

    Введение

    Freeduino/Arduino программируется на специальном языке программирования – он основан на C/C ++, и позволяет использовать любые его функции. Строго говоря, отдельного языка Arduino не существует, как и не существует компилятора Arduino – написанные программы преобразуются (с минимальными изменениям) в программу на языке C/C++, и затем компилируются компилятором AVR-GCC. Так что фактически, используется специализированный для микроконтроллеров AVR вариант C/C++.

    Разница заключается в том, что Вы получаете простую среду разработки, и набор базовых библиотек, упрощающих доступ к находящейся «на борту» микроконтроллера периферии.

    Согласитесь, очень удобно начать работу с последовательным портом на скорости 9600 бит в секунду, сделав вызов одной строчкой:

    Serial.begin(9600);

    А при использовании «голого» C/C++ Вам бы пришлось разбираться с документацией на микроконтроллер, и вызывать нечто подобное:

    UBRR0H = ((F_CPU / 16 + 9600 / 2) / 9600 - 1) >> 8;
    UBRR0L = ((F_CPU / 16 + 9600 / 2) / 9600 - 1);
    sbi(UCSR0B, RXEN0);
    sbi(UCSR0B, TXEN0);
    sbi(UCSR0B, RXCIE0);

    Здесь кратко рассмотрены основные функции и особенности программирования Arduino. Если Вы не знакомы с синтаксисом языков C/C++, советуем обратиться к любой литературе по данному вопросу, либо Internet-источникам.

    С другой стороны, все представленные примеры очень просты, и скорее всего у Вас не возникнет трудностей с пониманием исходных текстов и написанием собственных программ даже без чтения дополнительной литературы.

    Более полная документация (на английском языке) представлена на официальном сайте проекта – http://www.arduino.cc . Там же есть форум, ссылки на дополнительные библиотеки и их описание.

    По аналогии с описанием на официальном сайте проекта Arduino, под «портом» понимается контакт микроконтроллера, выведенный на разъем под соответствующим номером. Кроме того, существует порт последовательной передачи данных (COM-порт).

    Структура программы

    В своей программе Вы должны объявить две основных функции: setup() и loop().

    Функция setup() вызывается один раз, после каждого включения питания или сброса платы Freeduino. Используйте её, чтобы инициализировать переменные, установить режимы работы цифровых портов и т.д.

    Функция loop() последовательно раз за разом исполняет команды, которые описаны в ее теле. Т.е. после завершения функции снова произойдет ее вызов.

    Разберем простой пример:

    void setup() // начальные установки
    {
    beginSerial(9600); // установка скорости работы серийного порта на 9600 бит/сек
    pinMode(3, INPUT); // установка 3-его порта на ввод данных
    }

    // Программа проверяет 3-ий порт на наличие на нём сигнала и посылает ответ в
    // виде текстового сообщения на последовательный порт компьютера
    void loop() // тело программы
    {
    if (digitalRead(3) == HIGH) // условие на опрос 3го порта
    serialWrite("H"); // отправка сообщения в виде буквы «Н» на COM-порт
    else
    serialWrite("L"); // отправка сообщения в виде буквы «L» на COM-порт
    delay(1000); // задержка 1 сек.
    }

    pinMode (порт, режим);

    Описание:

    Конфигурирует указанный порт на ввод или вывод сигнала.

    Параметры:

    порт – номер порта, режим которого Вы желает установить (значение целого типа от 0 до 13).

    режим – либо INPUT (ввод) либо OUTPUT (вывод).

    pinMode(13, OUTPUT); //13й вывод будет выходом
    pinMode(12, INPUT); //а 12й – входом

    Примечание:

    Аналоговые входы могут использоваться как цифровые входы/выходы, при обращении к ним по номерам с 14 (аналоговый вход 0) по 19 (аналоговый вход 5)

    digitalWrite(порт, значение);

    Описание:

    Устанавливает высокий (HIGH) или низкий (LOW) уровень напряжения на указанном порте.

    Параметры:

    порт: номер порта

    значение: HIGH или LOW

    digitalWrite(13, HIGH); // выставляем 13й вывод в «высокое» состояние

    value = digitalRead (порт);

    Описание:

    Считывает значение на указанном порту

    Параметры:

    порт: номер опрашиваемого порта

    Возвращаемое значение: возвращает текущее значение на порту (HIGH или LOW) типа int

    int val;
    val = digitalRead(12); // опрашиваем 12й вывод

    Примечание:

    Если к считываемому порту ничего не подключено, то функция digitalRead () может беспорядочно возвращать значения HIGH или LOW.

    Аналоговый ввод/вывод сигнала

    value = analogRead(порт);

    Описание:

    Считывает значение с указанного аналогового порта. Freeduino содержит 6 каналов, аналого-цифрового преобразователя на 10 битов каждый. Это означает, что входное напряжения от 0 до 5В преобразовывается в целочисленное значение от 0 до 1023. Разрешающая способность считывания составляет: 5 В/1024 значений = 0,004883 В/значение (4,883 мВ). Требуется приблизительно 100 нС (0.0001 С), чтобы считать значение аналогового ввода, так что максимальная скорость считывания - приблизительно 10000 раз в секунду.

    Параметры:

    Возвращаемое значение: возвращает число типа int в диапазоне от 0 до 1023, считанное с указанного порта.

    int val;
    val = analogRead(0); // считываем значение на 0м аналоговом входе

    Примечание:

    Аналоговые порты по умолчанию определенны на ввод сигнала и в отличие от цифровых портов их не требуется конфигурировать с помощью вызова функции pinMode.

    analogWrite(порт, значение);

    Описание:

    Выводит на порт аналоговое значение. Эта функция работает на: 3, 5, 6, 9, 10, и 11 цифровых портах Freeduino.

    Может применяться для изменения яркости светодиода, для управления двигателем и т.д. После вызова функции analogWrite, соответствующий порт начинает работать в режиме широтно-импульсного модулирования напряжения до тех пор, пока не будет следующего вызова функции analogWrite (или функций digitalRead / digitalWrite на том же самом порте).

    Параметры:

    порт: номер опрашиваемого аналогового входа

    значение: целочисленное между 0 и 255. Значение 0 генерирует 0 В на указанном порте; значение 255 генерирует +5 В на указанном порте. Для значений между 0 и 255, порт начинает быстро чередовать уровень напряжения 0 и +5 В - чем выше значение, тем, более часто порт генерирует уровень HIGH (5 В).

    analogWrite(9, 128);// устанавливаем на 9 контакте значение эквивалентное 2,5В

    Примечание:

    Нет необходимости вызвать функцию pinMode, чтобы установить порт на вывод сигналов перед вызовом функции analogWrite.

    Частота генерирования сигнала – приблизительно 490 Гц.

    time = millis();

    Описание:

    Возвращает число миллисекунд, с момента исполнения Freeduino текущей программы. Счетчик переполнится и обнулится приблизительно через 9 часов.

    Возвращаемое значение: возвращает значение типа unsigned long

    unsigned long time; // объявление переменной time типа unsigned long
    time = millis(); // передача количества миллисекунд

    delay(время_мс);

    Описание:

    Приостанавливает программу на заданное число миллисекунд.

    Параметры:

    время_мс – время задержки программы в миллисекундах

    delay(1000); //пауза 1 секунда

    delayMicroseconds

    delayMicroseconds(время_мкс);

    Описание:

    Приостанавливает программу на заданное число микросекунд.

    Параметры:

    время_мкс – время задержки программы в микросекундах

    delayMicroseconds(500); //пауза 500 микросекунд

    pulseIn(порт, значение);

    Описание:

    Считывает импульс (высокий или низкий) c цифрового порта и возвращает продолжительность импульса в микросекундах.

    Например, если параметр «значение» при вызове функции установлен в HIGH, то pulseIn() ожидает, когда на порт поступит высокий уровень сигнала. С момента его поступления начинается отсчет времени до тех пор, пока на порт не поступит низкий уровень сигнала. Функция возвращает длину импульса (высокого уровня) в микросекундах. Работает с импульсами от 10 микросекунд до 3 минут. Обратите внимание, что эта функция не будет возвращать результат, пока импульс не будет обнаружен.

    Параметры:

    порт: номер порта, с которого считываем импульс

    значение: тип импульса HIGH или LOW

    Возвращаемое значение: возвращает длительность импульса в микросекундах (тип int)

    int duration; // объявление переменной duration типа int
    duration = pulseIn(pin, HIGH); // измеряем длительность импульса

    Последовательная передача данных

    Freeduino имеет встроенный контроллер для последовательной передачи данных, который может использоваться как для связи между Freeduino/Arduino устройствами, так и для связи с компьютером. На компьютере соответствующее соединение представлено USB COM-портом.

    Связь происходит по цифровым портам 0 и 1, и поэтому Вы не сможете использовать их для цифрового ввода/вывода если используете функции последовательной передачи данных.

    Serial.begin(скорость_передачи);

    Описание:

    Устанавливает скорость передачи информации COM порта битах в секунду для последовательной передачи данных. Для того чтобы поддерживать связь с компьютером, используйте одну из этих нормированных скоростей: 300, 1200, 2400, 4800, 9600, 14400, 19200, 28800, 38400, 57600, или 115200. Также Вы можете определить другие скорости при связи с другим микроконтроллером по портам 0 и 1.

    Параметры:

    скорость_передачи: скорость потока данных в битах в секунду.

    Serial.begin(9600); //устанавливаем скорость 9600 бит/сек

    Serial.available

    count = Serial.available();

    Описание:

    Принимаемые по последовательному порту байты попадают в буфер микроконтроллера, откуда Ваша программа может их считать. Функция возвращает количество накопленных в буфере байт. Последовательный буфер может хранить до 128 байт.

    Возвращаемое значение:

    Возвращает значение типа int – количество байт, доступных для чтения, в последовательном буфере, или 0, если ничего не доступно.

    if (Serial.available() > 0) { // Если в буфере есть данные
    // здесь должен быть прием и обработка данных
    }

    char = Serial.read();

    Описание:

    Считывает следующий байт из буфера последовательного порта.

    Возвращаемое значение:

    Первый доступный байт входящих данных с последовательного порта, или -1 если нет входящих данных.

    incomingByte = Serial.read(); // читаем байт

    Описание:

    Очищает входной буфер последовательного порта. Находящиеся в буфере данные теряются, и дальнейшие вызовы Serial.read() или Serial.available() будут иметь смысл для данных, полученных после вызова Serial.flush().

    Serial.flush(); // Очищаем буфер – начинаем прием данных «с чистого листа»

    Описание:

    Вывод данных на последовательный порт.

    Параметры:

    Функция имеет несколько форм вызова в зависимости от типа и формата выводимых данных.

    Serial.print(b, DEC) выводит ASCII-строку - десятичное представление числа b.

    int b = 79;

    Serial.print(b, HEX) выводит ASCII-строку - шестнадцатиричное представление числа b.

    int b = 79;

    Serial.print(b, OCT) выводит ASCII-строку - восьмеричное представление числа b.

    int b = 79;
    Serial.print(b, OCT); //выдаст в порт строку «117»

    Serial.print(b, BIN) выводит ASCII-строку - двоичное представление числа b.

    int b = 79;
    Serial.print(b, BIN); //выдаст в порт строку «1001111»

    Serial.print(b, BYTE) выводит младший байт числа b.

    int b = 79;
    Serial.print(b, BYTE); //выведет число 79 (один байт). В мониторе
    //последовательного порта получим символ «O» - его
    //код равен 79

    Serial.print(str) если str – строка или массив символов, побайтно передает str на COM-порт.

    char bytes = {79, 80, 81}; //массив из 3 байт со значениями 79,80,81
    Serial.print("Here our bytes:"); //выводит строку «Here our bytes:»
    Serial.print(bytes); //выводит 3 символа с кодами 79,80,81 –
    //это символы «OPQ»

    Serial.print(b) если b имеет тип byte или char, выводит в порт само число b.

    char b = 79;
    Serial.print(b); //выдаст в порт символ «O»

    Serial.print(b) если b имеет целый тип, выводит в порт десятичное представление числа b.

    int b = 79;
    Serial.print(b); //выдаст в порт строку «79»

    Описание:

    Функция Serial.println аналогична функции Serial.print, и имеет такие же варианты вызова. Единственное отличие заключается в том, что после данных дополнительно выводятся два символа – символ возврата каретки (ASCII 13, или "\r") и символ новой линии (ASCII 10, или "\n").

    Пример 1 и пример 2 выведут в порт одно и то же:

    int b = 79;
    Serial.print(b, DEC); //выдаст в порт строку «79»
    Serial.print("\r\n"); //выведет символы "\r\n" – перевод строки
    Serial.print(b, HEX); //выдаст в порт строку «4F»
    Serial.print("\r\n");//выведет символы "\r\n" – перевод строки

    int b = 79;
    Serial.println(b, DEC); //выдаст в порт строку «79\r\n»
    Serial.println(b, HEX); //выдаст в порт строку «4F\r\n»

    В мониторе последовательного порта получим.

    Итак, у вас есть процессор. Вы наверняка понимаете, что процессор можно как-то запрограммировать, чтобы он делал то, что вы хотите. Для того, чтобы была выполнена полезная работа необходимо (а) написать полезную программу и (б) отдать её процессору для исполнения.

    В целом, не важно какой именно у вас процессор: последний Intel Pentium в вашем ноутбуке или микроконтроллер на плате Arduino. Принципы написания программы, т.е. программирования , в обоих случаях одни и те же. Различается лишь быстродействие и объём возможностей по работе с другими устройствами.

    Что такое программа и куда её писать

    Процессор несмотря на всю сложность производства, по сути своей, довольно простая и прямолинейная вещь. Думать он не умеет. Он умеет лишь слепо, байт за байтом исполнять инструкции, которые ему подсунули. Можно привести грубый пример последовательности инструкций:

    Байт инструкции Что он означает для процессора
    00001001 означает: взять следующий байт и запомнить его в ячейке №1
    00000110 …это как раз следующий байт, который мы запоминаем в ячейке №1: число 5
    00011001 означает: отнять от значения в ячейке №1 единицу и оставить там обновлённый результат
    00101001 означает: сравнить значение в ячейке №1 с нулём и если оно ноль - перепрыгнуть через столько байт, сколько указано в следующем байте
    00000100 …если результат был ноль, мы хотим прыгнуть через 4 байта, к предпоследней инструкции
    10000011
    01000001 …букве «A» как раз соответствует этот код
    00101000 означает, что мы хотим прыгнуть назад на столько байт, сколько указано в следующем байте
    00000110 …прыгать будем на 6 байт назад, к инструкции №3
    10000011 означает, что мы хотим вывести на экран символ, код которого записан в следующем байте
    00100001 …знаку «!» как раз соответствует этот код

    В результате исполнения такой последовательности инструкций на экран будет выведена паническая фраза «АААА!».

    Довольно много кода для такой простой цели! Понятно, что если бы все программы писались вот так, непосредственно, разработка сложных продуктов занимала бы века.

    Зачем нужны языки программирования

    Для упрощения задачи в миллион раз были придуманы языки программирования. Их очень много и даже из тех, что постоянно на слуху можно быстро вспомнить десяток-другой: Assembler, C, C++, C#, Java, Python, Ruby, PHP, Scala, JavaScript.

    Программы на этих языках гораздо ближе к естественному языку человека. А следовательно их проще, быстрее и приятнее писать, а что самое главное, их гораздо проще читать : вам сразу после написания, вам через год или вашему коллеге.

    Проблема в том, что такие языки не понятны процессору и перед тем как отдать ему эту программу, её нужно скомпилировать : перевести с естественного языка в те самые инструкции в виде нулей и единиц. Этим занимаются программы, которые называются компиляторами . У каждого языка, если только он не остался на уровне фантазий, есть свой компилятор. Для популярных языков их обычно несколько на выбор, от разных производителей и для разных платформ. Большинство из них свободно доступно в интернете.

    Итак, есть программы на вполне понятном человеку языке: их ещё называют «исходным кодом», просто «кодом» или «исходниками». Они пишутся в простые текстовые файлы с помощью любого текстового редактора, хоть с помощью notepad. Затем они превращаются в понятные процессору наборы нулей и единиц с помощью компилятора: компилятор получает на вход исходный код, а на выходе создаёт бинарный исполняемый файл , тот самый, понятный процессору.

    Бинарные файлы не пригодны для чтения и предназначены, в общем, лишь для исполнения процессором. Они могут иметь разный тип в зависимости от того для чего получены: .exe - это программы для Windows, .hex - программы для исполнения микроконтроллером типа Arduino и т.п.

    Почему же существует столько языков программирования и в чём разница?

      Почему? Потому что на Земле много людей и компаний, и многие считали, что могут сделать лучше всех: удобнее, понятнее, быстрее, стройнее.

      В чём разница: разные языки - это разный баланс скорости написания, понятности при чтении и скорости исполнения.

    Посмотрим на одну и ту же программу, которая выводит на экран песенку про 99 бутылок пива на разных языках программирования.

    Например, язык Perl. Пишется быстро; понять, что имел в виду программист невозможно; исполняется медленно:

    sub b{ $n = 99 - @_ - $_ || No; "$n bottle" . "s" x!!-- $n . " of beer" } ; $w = " on the wall" ; die map { b. "$w,\n " . b. ",\n Take one down, pass it around,\n " . b(0 ) . "$w.\n \n " } 0 .. 98

    Язык Java. Пишется относительно долго; читается просто; исполняется довольно быстро, но занимает много памяти:

    class bottles { public static void main(String args ) { String s = "s" ; for (int beers= 99 ; beers>- 1 ; ) { System .out .print (beers + " bottle" + s + " of beer on the wall, " ) ; System .out .println (beers + " bottle" + s + " of beer, " ) ; if (beers== 0 ) { System .out .print ("Go to the store, buy some more, " ) ; System .out .println ("99 bottles of beer on the wall.\n " ) ; System .exit (0 ) ; } else System .out .print ("Take one down, pass it around, " ) ; s = (-- beers == 1 ) ? "" : "s" ; System .out .println (beers + " bottle" + s + " of beer on the wall.\n " ) ; } } }

    Язык Assembler. Пишется долго; читается сложно; исполняется очень быстро:

    code segment assume cs : code , ds : code org 100h start : ; Main loop mov cx , 99 ; bottles to start with loopstart: call printcx ; print the number mov dx , offset line1 ; print the rest of the first line mov ah , 9 ; MS-DOS print string routine int 21h call printcx ; print the number mov dx , offset line2_3 ; rest of the 2nd and 3rd lines mov ah , 9 int 21h dec cx ; take one down call printcx ; print the number mov dx , offset line4 ; print the rest of the fourth line mov ah , 9 int 21h cmp cx , 0 ; Out of beer? jne loopstart ; if not, continue int 20h ; quit to MS-DOS ; subroutine to print CX register in decimal printcx: mov di , offset numbufferend ; fill the buffer in from the end mov ax , cx ; put the number in AX so we can divide it printcxloop: mov dx , 0 ; high-order word of numerator - always 0 mov bx , 10 div bx ; divide DX:AX by 10. AX=quotient, DX=remainder add dl , "0" ; convert remainder to an ASCII character mov [ ds : di ] , dl ; put it in the print buffer cmp ax , 0 ; Any more digits to compute? je printcxend ; if not, end dec di ; put the next digit before the current one jmp printcxloop ; loop printcxend: mov dx , di ; print, starting at the last digit computed mov ah , 9 int 21h ret ; Data line1 db " bottles of beer on the wall," , 13 , 10 , "$" line2_3 db " bottles of beer," , 13 , 10 , "Take one down, pass it around," , 13 , 10 , "$" line4 db " bottles of beer on the wall." , 13 , 10 , 13 , 10 , "$" numbuffer db 0 , 0 , 0 , 0 , 0 numbufferend db 0 , "$" code ends end start

    На чём программируется Arduino

    Если говорить об Arduino или о микроконтроллерах от компании Atmel, на каком языке можно писать программы для них? Теоретический ответ: на любом. Но на практике, выбор ограничивается языками Assembler, C и C++. Это связанно с тем, что в сравнении с настольным компьютером у них очень ограниченные ресурсы. Килобайты памяти, а не гигабайты. Мегагерцы на процессоре, а не гигагерцы. Это плата за дешевизну и энергоэффективность.

    Поэтому нужен язык, который может компилироваться и исполняться эффективно. То есть переводиться в те самые нули и единицы из инструкций как можно оптимальнее, без расходов драгоценных инструкций и памяти в пустую. Подобной эффективностью как раз и обладают названные языки. Используя их даже в узких рамках ресурсов микроконтроллера, можно писать богатые возможностями программы, которые работают быстро.

    Assembler, как вы видели, нельзя назвать самым простым и элегантным и, как результат, флагманским языком для Arduino является C/C++.

    Во многих источниках говорится, что Arduino программируется на языке Arduino, Processing, Wiring. Это не совсем корректное утверждение. Arduino программируется на C/C++, а то, что называется этими словами - это просто удобный «обвес», который позволяет решать многие типичные задачи, не изобретая велосипед каждый раз.

    Почему C и C++ упоминаются в одном предложении? C++ - это надстройка над C. Всякая программа на C является корректной программой для C++, но не наоборот. Вы можете пользоваться и тем и другим. Чаще всего вы даже не будете задумываться о том, что используете, решая текущую задачу.

    Ближе к делу: первая программа

    Давайте напишем первую программу для Arduino и заставим плату её исполнять. Вам необходимо создать текстовый файл с исходным кодом, скомпилировать его и подсунуть полученный бинарный файл микроконтроллеру на плате.

    Пойдём по порядку. Напишем исходный код. Можно написать его в блокноте или любом другом редакторе. Однако для того, чтобы работа была удобной, существуют так называемые среды разработки (IDE: Integrated Development Environment). Они в виде единого инструмента предоставляют и текстовый редактор с подсветкой и подсказками, и компилятор, запускаемый по кнопке, и много других радостей. Для Arduino такая среда называется Arduino IDE. Она свободно доступна для скачивания на официальном сайте.

    Установите среду и запустите её. В появившемся окне вы увидите: большая часть места отдана текстовому редактору. В него и пишется код. Код в мире Arduino ещё называют скетчем .

    Итак, давайте напишем скетч, который ничего не делает. То есть минимально возможную правильную программу на C++, которая просто прожигает время.

    void setup() { } void loop() { }

    Не будем пока заострять внимание на значении написанного кода. Скомпилируем его. Для этого в Arduino IDE, на панели инструментов есть кнопка «Verify». Нажмите её и через несколько секунд бинарный файл будет готов. Об этом возвестит надпись «Done compiling» под текстовым редактором.

    В результате, у нас получился бинарный файл с расширением.hex , который может исполнять микроконтроллер.

    Теперь необходимо подсунуть его Arduino. Этот процесс называется загрузкой, прошивкой или заливкой. Для выполнения загрузки в Arduino IDE, на панели инструментов есть кнопка «Upload». Соедините Arduino с компьютером через USB-кабель, нажмите «Upload» и через несколько мгновений программа будет загружена в Arduino. При этом программа, которая была там ранее будет стёрта.

    Об успешной прошивке возвестит надпись «Done Uploading».

    Если при попытке загрузки вы столкнулись с ошибкой убедитесь, что:

      В меню Tools → Board выбран тот порт, к которому действительно подключена Arduino. Можете повставлять и повынимать USB-кабель, чтобы понять какой порт появляется и исчезает: это и есть Arduino.

      Вы установили необходимые драйверы для Arduino. Это необходимо для Windows, не требуется под Linux и необходимо только для старых плат до Arduino Duemilanove на MacOS.

    Поздравляем! Вы прошли весь путь от чистого листа до работающей программы в Arduino. Пусть она ничего и не делает, но это уже успех.

    В жизни ардуинщика рано или поздно наступает момент, когда в штатной среде разработки становится тесно. Если скетчам перестает хватать памяти, требуется жесткий реалтайм и работа с прерываниями или просто хочется быть ближе к железу - значит пришло время переходить на C. Бывалые электронщики при упоминании Arduino презрительно поморщатся и отправят новичка в радиомагазин за паяльником. Возможно, это не самый плохой совет, но мы пока не будем ему следовать. Если отбросить Arduino IDE и язык wiring/processing, у нас в руках останется прекрасная отладочная плата, уже оснащенная всем необходимым для работы микроконтроллера. И, что немаловажно, в память контроллера уже зашит бутлоадер, позволяющий загружать прошивку без использования программатора.

    Для программирования на языке C нам понадобится AVR GCC Toolchain.

    Также нам потребуется установленная Arduino IDE, т.к. она содержит утилиту avrdude, которая нужна для загрузки прошивки в контроллер. CrossPack тоже содержит avrdude, но версия, идущая с ним, не умеет работать с Arduino.

    После того, как все установлено, создадим наш первый проект. Для начала напишем Makefile . Он позволит нам избежать ввода длинных команд вручную при каждой компиляции и загрузке прошивки.

    #Контроллер, установленный на плате. Может быть другим, например atmega328 DEVICE = atmega168 #Тактовая частота 16 МГц CLOCK = 16000000 #Команда запуска avrdude. Ее нужно скопировать из Arduino IDE. AVRDUDE = /Applications/Arduino.app/Contents/Resources/Java/hardware/tools/avr/bin/avrdude -C/Applications/Arduino.app/Contents/Resources/Java/hardware/tools/avr/etc/avrdude.conf -carduino -P/dev/tty.usbserial-A600dAAQ -b19200 -D -p atmega168 OBJECTS = main.o COMPILE = avr-gcc -Wall -Os -DF_CPU=$(CLOCK) -mmcu=$(DEVICE) all: main.hex .c.o: $(COMPILE) -c $< -o $@ .S.o: $(COMPILE) -x assembler-with-cpp -c $< -o $@ .c.s: $(COMPILE) -S $< -o $@ flash: all $(AVRDUDE) -U flash:w:main.hex:i clean: rm -f main.hex main.elf $(OBJECTS) main.elf: $(OBJECTS) $(COMPILE) -o main.elf $(OBJECTS) main.hex: main.elf rm -f main.hex avr-objcopy -j .text -j .data -O ihex main.elf main.hex avr-size --format=avr --mcu=$(DEVICE) main.elf

    В этом файле нам нужно вписать свою команду для запуска avrdude. На разных системах она будет выглядеть по разному. Чтобы узнать свой вариант, запускаем Arduino IDE и в настройках ставим галочку «Show verbose output during upload».

    Теперь загружаем в Arduino любой скетч и смотрим сообщения, выводимые в нижней части окна. Находим там вызов avrdude, копируем все, кроме параметра -Uflash и вставляем в Makefile после «AVRDUDE = ».


    Небольшое замечание: все отступы в Makefile делаются символами табуляции (клавишей Tab). Если ваш текстовый редактор заменяет эти символы пробелами, команда make откажется собирать проект.

    Теперь создадим файл main.c - собственно текст нашей программы, в которой традиционно помигаем светодиодом.

    #include #include #define LED_PIN 5 int main() { DDRB |= 1 << LED_PIN; while(1) { PORTB |= 1 << LED_PIN; _delay_ms(1000); PORTB &= ~(1 << LED_PIN); _delay_ms(1000); } return 0; }

    Наш проект готов. Откроем консоль в директории нашего проекта и введем команду «make»:


    Как видим, размер получившейся прошивки составляет всего 180 байт. Аналогичный ардуиновский скетч занимает 1116 байт в памяти контроллера.

    Теперь вернемся к консоли и введем «make flash» чтобы загрузить скомпилированный файл в контроллер:


    Если загрузка прошла без ошибок, то светодиод, подключенный к 13 контакту платы, радостно замигает. Иногда avrdude не может найти плату или отваливается по таймауту - в этом случае может помочь передегивание USB кабеля. Также, во избежание конфликтов доступа к плате, не забудьте закрыть Arduino IDE перед командой «make flash».

    Возможно многие вещи, описанные в этой статье, покажутся очевидными матерым разработчикам. Я постарался описать процесс максимально понятным для начинающего ардуинщика языком и собрать в одном месте информацию, которую мне удалось добыть в различных источниках, и проверенную опытным путем. Может быть кому-то эта статья сэкономит пару часов времени.

    Удачи в освоении микроконтроллеров!

    Подробно Arduino язык программирования для начинающих представлен в таблице далее. Микроконтроллер Arduino программируется на специальном языке программирования, основанном на C/C ++. Язык программирования Arduino является разновидностью C++, другими словами, не существует отдельного языка программирования для Arduino. Скачать книгу PDF можно в конце страницы.

    В Arduino IDE все написанные скетчи компилируются в программу на языке C/C++ с минимальными изменениями. Компилятор Arduino IDE значительно упрощает написание программ для этой платформы и создание устройств на Ардуино становится намного доступней людям, не имеющих больших познаний в языке C/C++. Дадим далее небольшую справку с описанием основных функций языка Arduino с примерами.

    Подробный справочник языка Ардуино

    Язык можно разделить на четыре раздела: операторы, данные, функции и библиотеки.

    Язык Arduino Пример Описание

    Операторы

    setup() void setup ()
    {
    pinMode (3, INPUT );
    }
    Функция используется для инициализации переменных, определения режимов работы выводов на плате и т.д. Функция запускается только один раз, после каждой подачи питания на микроконтроллер.
    loop() void loop ()
    {
    digitalWrite (3, HIGH );
    delay(1000);
    digitalWrite (3, LOW );
    delay(1000);
    }
    Функция loop крутится в цикле, позволяя программе совершать вычисления и реагировать на них. Функции setup() и loop() должны присутствовать в каждом скетче, даже если эти операторы в программе не используются.

    Управляющие операторы

    if
    if (x >
    if (x < 100) digitalWrite (3, LOW );
    Оператор if используется в сочетании с операторами сравнения (==, !=, <, >) и проверяет, достигнута ли истинность условия. Например, если значение переменной x больше 100, то включается светодиод на выходе 13, если меньше — светодиодвыключается.
    if..else
    if (x > 100) digitalWrite (3, HIGH );
    else digitalWrite (3, LOW );
    Оператор else позволяет cделать проверку отличную от указанной в if, чтобы осуществлять несколько взаимо исключающих проверок. Если ни одна из проверок не получила результат ИСТИНА, то выполняется блок операторов в else.
    switch…case
    switch (x)
    {


    case 3: break ;

    }
    Подобно if, оператор switch управляет программой, позволяя задавать действия, которые будут выполняться при разных условиях. Break является командой выхода из оператора, default выполняется, если не выбрана ни одна альтернатива.
    for void setup ()
    {
    pinMode (3, OUTPUT );
    }
    void loop ()
    {
    for (int i=0; i <= 255; i++){
    analogWrite (3, i);
    delay(10);
    }
    }
    Конструкция for используется для повторения операторов, заключенных в фигурные скобки. Например, плавное затемнение светодиода. Заголовок цикла for состоит из трех частей: for (initialization; condition; increment) — initialization выполняется один раз, далее проверяется условие condition, если условие верно, то выполняется приращение increment. Цикл повторяется пока не станет ложным условие condition.
    while void loop ()
    {
    while (x < 10)
    {
    x = x + 1;
    Serial.println (x);
    delay (200);
    }
    }
    Оператор while используется, как цикл, который будет выполняться, пока условие в круглых скобках является истиной. В примере оператор цикла while будет повторять код в скобках бесконечно до тех пор, пока x будет меньше 10.
    do…while void loop ()
    {
    do
    {
    x = x + 1;
    delay (100);
    Serial.println (x);
    }
    while (x < 10);
    delay (900);
    }
    Оператор цикла do…while работает так же, как и цикл while. Однако, при истинности выражения в круглых скобках происходит продолжение работы цикла, а не выход из цикла. В приведенном примере, при x больше 10 операция сложения будет продолжаться, но с паузой 1000 мс.
    break
    continue
    switch (x)
    {
    case 1: digitalWrite (3, HIGH );
    case 2: digitalWrite (3, LOW );
    case 3: break ;
    case 4: continue ;
    default : digitalWrite (4, HIGH );
    }
    Break используется для принудительного выхода из циклов switch, do, for и while, не дожидаясь завершения цикла.
    Оператор continue пропускает оставшиеся операторы в текущем шаге цикла.

    Синтаксис

    ;
    (точка с запятой)

    digitalWrite (3, HIGH );
    Точка с запятой используется для обозначения конца оператора. Забытая в конце строки точка с запятой приводит к ошибке при компиляции.
    {}
    (фигурные скобки)
    void setup ()
    {
    pinMode (3, INPUT );
    }
    Открывающая скобка “{” должна сопровождаться закрывающей скобкой “}”. Непарные скобки могут приводить к скрытым и непонятным ошибкам при компиляции скетча.
    //
    (комментарий)
    x = 5; // комментарий

    Arduino, на самом деле, - это разработка уникальных проектов на все случаи жизни. Как я уже писал, представляет собой Arduino своеобразную плату с размещенным на ней микроконтроллером, которую можно без проблем программировать.

    Конечной целью данных манипуляций является обеспечение легкого управления многочисленными внешними устройствами . С внешним миром, данная плата взаимодействует посредством множества дополнений:

    • датчики,
    • светодиоды,
    • двигатели,
    • сеть Интернет
    • и т.п.

    Это позволит сделать ее достаточно универсальной платформой для множества проектов само разного уровня. В настоящее время довольно много самых разных микроконтроллеров, среди которых Arduino пользуется особенной популярностью, что связано с активным размещением в сети самых невероятных проектов и разработок.

    Для того, чтобы запросто реализовать одну из миллионов идей легко можно использовать самую актуальную информацию, которая доступна самостоятельно на многих сайтах. Ниже пример реализации одной из таких идей - рождественский колокольчик, которым можно управлять:

    Как его сделать мы разберем на одном из следующих уроков.

    В том случае, если нет даже незначительного опыта работы с микроконтроллерами (программирования и настройки), благодаря особенностям можно запросто научиться самостоятельно, проведя сравнительно непродолжительные эксперименты. Ниже как раз предлагаю проанализировать некоторые возможности Ардуино, примеры того, где лучше всего использовать это уникальный конструктор.

    Скетчи Arduino

    Собственно, программа для микроконтроллера данного типа называется sketch . Состоит любая такая программа непосредственно из двух главных функций.

    Setup

    Setup() – предусмотрено, что внутри данной функции, пользователь сможет задавать все ключевые настройки.

    К примеру, определяется, какие выводы будут в дальнейшем работать на выход или вход, определение подключения конкретных библиотек, даже инициализация переменных, все это определяется посредством использования данного функционала.

    Запуск осуществляется строго один раз в течение всего скетча, когда отмечается сам старт выполнения данной программы.

    Loop

    Loop() – представляет собой основную функцию, которая осуществляется непосредственно после запуска (как раз в этом случае используется setup() ).

    Фактически, это и есть сама программа, данная функция будет выполняться в бесконечном режиме, пока пользователь не выключит питание устройства.

    Примеры скетчей

    Можно рассмотреть некоторые примеры скетчей, которые станут ориентиром при последующей работе оборудования. Каждый из примеров я постараюсь реализовать в следующих материалах. Сегодня же мы просто поговорим о возможностях.

    Пример 1

    Одним из интересных скетчей можно отображать само время работы контроллера, в дальнейшем принятие команды «blink», она предусмотрена для инициализации процедуры мигания светодиодных элементов.

    Фактически, ничего особенно полезного в скетче нет, но в нем организована и возможность случайного вывода некоторой фразы «Data Received», она может использоваться в дальнейшем непосредственно для тестирования и анализа установленных правил работы модульного элемента.

    Пример 2

    Подключение специального датчика текущего уровня воды , датчика дождя. Для реализации конкретного проекта необходимо наличие:

    Самого датчика воды,
    - контроллера Arduino,
    - комплекта соединительных проводов,
    - компьютера с кабелями и программой IDE, соответствующей макетной платы.

    В результате, благодаря сравнительно простой настройке микроконтроллера, обеспечивается создание оптимальных условий для работы датчика.

    Пример 3

    Отдельного внимания заслуживает возможность осуществления вывода символов , последующая установка шрифтов на LCD5110, что позволит обеспечить максимально легкий и надежный контроль над состоянием самого оборудования.

    Вывод и изменение шрифтов осуществляется посредством использования возможностей Arduino. Потребуется в этом случае использовать готовую библиотеку данных, а также исходный код.

    Примеры использования Arduino

    Рассматривая многочисленные примеры Ардуино, можно только удивиться творческому подходу разработчиков проектов и неординарной фантазии. Фактически, можно создать самые невероятные вещи, к примеру, тот же самый музыкальный проигрыватель с набором светодиодов .

    Подобная разработка будет высоко оценена любителями музыки, позволяя создать не просто оригинальное звуковое сопровождение, но и дать возможность насладиться ярким, неординарным цветовым сочетанием.

    Оценить проекты смогут даже домашние питомцы, к примеру, кошки. Поводом послужит автоматическая кормушка для котов , которая может быть разработана на основе обычного CD-плеера, например, и не только.

    Среди преимуществ данного оборудования нужно отметить возможность дозированной подачи корма животному, теперь нет необходимости регулярно проверять количество еды в мисочке. Настраивается время открытия, после чего котик будет получать питательные продукты строго по установленному графику, наслаждаясь оригинальной задумкой своего хозяина.

    Если говорить о совершенно необычных проектах, можно выделить автоматическое оснащение для цветка , который теперь сможет передавать информацию о своем текущем состоянии непосредственно в Твиттер. Делается все это посредством использования возможностей микроконтроллера Ардуино, который позволит передавать данные, непосредственно используя для этого подключение к сети Интернет. Как можно заметить, примеры могут быть самыми разными, на каждый из них я постараюсь обратить внимание в следующих статьях.