• Центильные таблицы веса и роста подростков. Развитие ребёнка до года по месяцам — этапы развития, умения и навыки

    ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ


    Рис.3

    ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ ДЕВОЧЕК


    Рис.4

    На рисунках 3 и 4 показаны значения роста для мальчиков и девочек. Например, мальчику 6 лет и его рост 110 см. Вы отмечаете точку пересечения линии, проведенной вверх от цифры 6 с горизонтальной линией на уровне 110 см и убеждаетесь, что рост Вашего ребенка соответствует норме. Вы также видите, что в этом возрасте у нормальных, здоровых детей рост может быть от 108 до 122 см.

    Другой пример: Ребенку 14 лет и его рост 135 см. Вы видите, что его рост находится за нижней границей нормы. Следует немедленно обратиться к врачу и установить причину задержки роста ребенка.

    Что такое перцентили (процентили)?

    По-английски это слово означает «процент». Средняя линия - 50-я перцентиль - это средний показатель роста для данного возраста. Нижняя линия графика - 3-я перцентиль (процентиль). Такой рост имеют 3% детей данного возраста. Верхняя линия графика - 97-я перцентиль. Такой рост также имеют 3% детей данного возраста, только 3-я перцентиль - это 3% детей с наименьшими показателями, а 97-я - это 3% детей с наибольшими показателями для данного возраста. Если рост ребенка ниже 3-ей перцентили или больше 97-й, то следует обязательно обратиться к врачу.

    По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

    Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

    Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это - зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
    распределение детей по окружности головы

    Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го - низкий, 10-25-го - ниже среднего, 25-75-го - средний, 75-90-го - выше среднего, 90-97 - высокий и последних трех ребят - очень высокий.

    Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

    По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

    Для оценки физического развития детей педиатры пользуются специальными справочными материалами — так называемыми центильными таблицами.

    В центильных таблицах представлено распределение показателей физического развития среди здоровых детей по частоте встречаемости.

    Центильные таблицы физического развития детей составляются отдельно для мальчиков и для девочек по определенному показателю (рост, вес, окружность головы и т.д.).

    Индекс массы тела рассчитывается по формуле: M/h2, где M — вес ребенка в кг, а h — рост в м.

    Как пользоваться центильной таблицей физического развития детей?

    Взглянем на типичную центильную таблицу, отражающую массу тела мальчиков в зависимости от возраста.

    В строках показан возраст мальчиков в месяцах, а в столбцах показаны 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 центили (перцентили). Представим, что мы взяли группу здоровых мальчиков одного возраста из ста человек и взвесили каждого из них, а потом расставили по возрастанию массы тела. Запишем массу тела третьего по счету, десятого, двадцать пятого и т. д. У нас получится таблица, масса ребят с 25 по 75 будет средней, с 10 по 25 — ниже среднего, с 75 по 90 — выше среднего, с 3 по 10 — низкой, с 90 по 97 — высокой, до 3 — очень низкой, выше 97 — очень высокой. Эта упрощенная схема помогает понять, что собой представляют центильные коридоры. Получается, что к средним величинам относится центильный коридор 25-50-75, то есть 50% всех детей, по 15% приходится на значения выше и ниже среднего, по 7% на высокие и низкие величины, а также по 3% на очень высокие и очень низкие. Естественно, выборка детей, по которой составляется центильная таблица состоит не из ста человек и дает представление о всем детском населении.

    Рассмотрим использование центильной таблицы на конкретном примере

    Представим, что мальчик в 1 месяц весит 4,4 кг. Взгляните еще раз на таблицу в строку «1 месяц». Такой вес вкладывается в центильный коридор 50-75, то есть является среднестатистическим. Если б вес был 3,5 кг в месяц, мы бы говорили, что он низкий (находится в центильном коридоре 3-10).

    Основные принципы оценки физического развития ребенка по центильным таблицам

    * Если показатели развития ребенка попадают в центильный коридор 25-50-75, то ребенок развивается нормально, в соответствии со средними величинами;

    * Если значения попадают в коридоры 10-25 и 75-90, то говорят о нормальном развитии, на которое следует обратить внимание;

    * Если речь идет о низких и высоких значениях 3-10 и 90-97, следует обследовать ребенка и при необходимости проконсультироваться с узкими специалистами (невролог, эндокринолог, ортопед и т.д.);

    * Если показатели ребенка ниже 3 перцентили или выше 97, очень вероятно, что имеется отклонение в развитии.

    Следует также отметить одну важную особенность. Развитие ребенка может быть гармоничным и негармоничным. Например, вес ребенка попадает в центильный коридор 75-90 (выше среднего), а рост в коридор 3-10 (низкий) — развитие негармоничное; вес и рост ребенка в коридоре 90-97 — говорят о высоком гармоничном развитии и т.д.



    Развитие ребёнка предопределено генетической программой онтогенеза, реализуемой в конкретных условиях окружающей среды. Рост обеспечивает генная регуляция, контролирующая синтез гормонов, регуляторов роста, рецепторов к ним.Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим геномом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развитии эмбриона и плода. Факторы внешней среды могут оказывать как позитивные, так и негативные воздействия на растущий организм. К факторам, регулирующим рост плода, относится плацента. Гормоном роста считается хорионический соматомаммотропин. Со 2 половины беременности в регуляции роста и развития принимают участие гормоны плода (инсулин).

    В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, является соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

    Наиболее активно ребенок растет в первые 3 года. За 1 год в его рост увеличивается на 25 см, за 2 – на 12-13 см, за 3 год – 7-8 см, за первые 3 года – около 40-45 см.

    Удвоение длины тела ребенка происходит к 4 годам.

    Периоды «вытяжения» наблюдаются в возрасте 5-7 лет и 12-15 лет (есть отличия у мальчиков и девочек).

    Масса тела удваивается к 4,5-5 мес., а к 9-10 мес. – утраивается.

    Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 9 мес. – 3 лет и в пубертатный период. Параллельно с возрастом изменяются и пропорции тела, при этом наиболее интенсивно растут ноги, их длина увеличивается в 5 раз, туловища – в 3 раза, а голова – в 2 раза (рис. 1).

    В результате нарушений нейро-гуморальной регуляции может развиться общая задержка роста и развития – нанизм (церебральный, гипофизарный, тиреогенный). В некоторых случаях наблюдаются наследственно-конституцитнальные отклонения роста и развития. К внешним факторам, оказывающим влияние на рост и развитие, относятся питание, воспитание, экология, наличие или отсутствие болезней. Неблагоприятное действие внешних факторов может проявиться соматогенным или психосоциальным нанизмом.

    Оценка физического развития возможна разными методами. Наиболее современным из них является оценка по центильным таблицам. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центиля.

    Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди, окружност головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение. При этом возможны следующие варианты (табл. 2)

    Таблица 2

    Характеристика коридоров центильной шкалы

    Область или «коридор»

    Характеристика области

    Встречаемость, тактика врача

    Область «очень низких величин»

    (до 3 центиля)

    Не более 3 % здоровых детей, показано специальное консультирование, обследование

    Область «низких величин»

    (от 3 до 10 центиля)

    Область «величин ниже среднего»

    (от 10 до 25 центиля)

    15 % здоровых детей

    Область «средних величин»

    (от 25 до 75 центиля)

    50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерна для данной возрастно – половой группы

    Область «величин выше среднего»

    (от 75 до 90 центиля)

    15 % здоровых детей

    Область «величин высоких»

    (от 90 до 97 центиля)

    7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование

    Область «очень высоких величин»

    (от 97 центиля)

    Не более 3 % здоровых детей. Вероятность патологических изменений достаточно высока, показано специальное консультирование, обследование

    Определение соматотипа

    проводится согласно сумме коридоров (длинна тела+Окр груди+масса тела).

    3 соматотипа:

    1. микросоматический — ФР ниже среднего (сумма до 10)
    2. мезосоматический — ФР среднее (сумма от 11 до 15)
    3. макросоматический — ФР выше среднего (от 16 до 21)

    Определение гармоничности

    1. Гармоничное — если разность коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1.
    2. Дисгармоничное — разность 2.
    3. Резко дисгармоничное — превышает 3.

    Например:

    Девочка Е., 7 лет. Рост -127 см — коридор 4, Масса тела — 27 кг — 4 коридор, Окр груди — 60 см — 4 коридор, их сумма равна 12 — макросоматический соматотип. Гармоничное развитие.

    Оценка массы тела

    Если в 3-5 коридор — норма. 1 и 2 коридор — дефицит массы. 6 и 7 коридор — избыток массы.

    Заключение по центильным таблицам разберем на нашем примере:

    Девочка е., дата измерения: 01.01.2017г. Возраст 7 лет. Рост — 127см(4), Масса тела — 27 кг(4), Окр груди — 60 см(4), Окр головы- 54см(4).
    Мезосоматический тип, с нормальной массой, гармоничное развитие.

    Эмпирические формулы и таблицы

    Масса доношенного новорожденного ребенка — 2700-4000 г, длина — 46-56 см, окружность головы — 34-36см, окружность груди — 32-34 см.

    В первые 4 дня происходит физиологическая потеря массы тела, в норме не превышает 6% от массы при рождении, происходит за счет преобладания катаболических процессов, дефицита жидкости, потерь воды с дыханием, через кожу, с меконием, мочой. К 7 дню происходит восстановление потерянной массы.

    Прибавка массы тела и роста у детей первого года жизни определяем по таблице Кисляковской.

    Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей первого года жизни

    Окружность головы: в 6 месяцев составляет 43 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 1,5см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

    Окружность груди: в 6 месяцев составляет 45 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 2см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

    Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года

    Длина тела от 1 до 10 лет:

    • Длина тела ребенка 4 лет — 100 см.
    • На каждый год до 4 лет по формуле 100 — 8(4-n)
    • Длина тела свыше 4 лет то 100 + 6(n — 4)

    Длина тела от 11 до 15 лет:

    • Длина тела ребенка в 8 лет — 130 см.
    • На каждый год до 8 лет вычитается по 7 см.
    • На каждый год свыше 68 лет прибавляется по 5 см.

    Масса тела от 2 до 11 лет:

    • 10,5 + 2 (n -1), где 10,5 кг средняя масса ребенка в 1 год.
    • Масса тела в 5 лет — 19 кг.
    • На каждый год до 5 лет вычитается по 2 кг.
    • На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 3 кг.

    Масса тела от 12 до 15 лет: 5n — 20

    Окружность груди от 2 до 15 лет:

    • В 10 лет — 63 см.
    • До 10 лет: 63 — 1,5 (10-n)
    • Старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10)

    Окружность головы от 2 до 15 лет:

    • в 5 лет — 50 см
    • на каждый год до 5 лет вычитаем по 1 см
    • на каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см.

    Оценка ФР недоношенных детей на первом году жизни

    Используется таблицы сигмального и перцентильного типа.

    По вертикали — показатели массы,дины, окружности головы и груди, по горизонтали — его гестационный возраст. Если точка пересечения этих линий располагается между кривыми Р25-50-75, по показатель соответствует норме, если Р10 — 25 и 75-90 — то показатели выше и ниже среднего.

    Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор , в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

    По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

    Грубо говоря, нормой считаются 3 средних столбца, но не это главное. Важно, чтобы резко не менялся центильный коридор. К примеру, если в 2 месяца вес ребенка на 6, а в 3 месяца - на 3 или наоборот, есть большая вероятность проблем со здоровьем и малышке необходимо обследование.

    Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

    Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это - зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
    распределение детей по окружности головы

    Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го - низкий, 10-25-го - ниже среднего, 25-75-го - средний, 75-90-го - выше среднего, 90-97 - высокий и последних трех ребят - очень высокий.

    Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

    По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

    Центильные таблицы для мальчиков, как и , предназначены для того, чтобы определять уровень физического развития ребёнка в контексте существующих норм. По ним можно определить, насколько ваш ребёнок вписывается в статистику своего поколения.

    Что такое центильные таблицы для мальчиков

    Каждая мама знает, что её ребёнок самый лучший, однако слепая вера в это не должна помешать нам следить за тем, правильно ли растёт и развивается малыш. Вне всякого сомнения, мы должны уметь отринуть ревность и трезво взглянуть на ситуацию, однако это не повод культивировать . Центильные таблицы – это не диагноз, а всего-навсего статистическая сводка, систематизирующая данные о развитии детей определённого пола. Наибольший интерес педиатров вызывают такие параметры как:

    • Окружность головы малыша;
    • Окружность грудной клетки ребёнка;
    • Вес малыша (масса его тела);
    • Длина тела ребёнка (его рост).

    Следует отметить, что подобные антропометрические измерения проводятся специалистами до 17 лет, однако нас, конечно же, интересует период физического . В этом отрезке измерения рекомендуется проводить ежемесячно.

    Как использовать центильные таблицы для мальчиков

    Не секрет, что антропометрические показатели ребёнка являются точным и одновременно максимально простым способом определения общего состояния развития и здоровья ребёнка. Конечно, стоит сделать поправку на наследственность, но статистика есть статистика.

    На каждый из важных антропометрических показателей есть собственная центильная таблица.

    Центильные таблицы для мальчиков: окружность головы


    Центильные таблицы для мальчиков: окружность грудной клетки


    Центильные таблицы для мальчиков: вес тела


    Центильные таблицы для мальчиков: длина тела

    Несмотря на то, что центильные таблицы для мальчиков выглядят не слишком понятными, на самом деле, всё достаточно просто. Для того чтобы пользоваться этими таблицами, нужно измерить ребёнка и найти полученное значение на пересечении строчек с возрастом и статистическим значением. Для толкования результатов нужно знать, что именно прячется под непонятными процентными интервалами.

    • Интервал от 25 до 75 процентов считается статистической нормой. Дети, попавшие в этот промежуток, как правило, здоровы и их физическое развитие не вызывает опасений.
    • Интервалы от 10 до 25 и от 75 до 90 процентов считаются нижней и верхней границей нормы. Как правило, сюда попадают дети, имеющие индивидуальные особенности – причин для волнения здесь нет.
    • Интервалы от 3 до 10 и от 90 до 97 процентов считаются тревожной зоной. Согласно статистической выборке, в них попадает небольшое количество детей, а значит, вероятность развития патологий и иных проблем здесь достаточно велика.

    Центильные таблицы призваны помогать родителям адекватно оценивать развитие собственного ребёнка. Не стоит пренебрегать ими – это позволят своевременно обнаружит проблему и вовремя начать с ней бороться.