• Что такое интеллект-карты. Как составить интеллект-карту. Что такое интеллект-карты Создание мозговых карт

    В новом тысячелетии, когда объемы и характер информации приобрели колоссальный размер, стали крайне необходимы новые методы и программы для их быстрого усваивания. Такие методы вскоре появились и были названы "интеллектуальные карты". Их создатель - Тони Бьюзен, и автор множества книг по самосовершенствованию, и мышления. Его самая знаменитая работа - книга "Супермышление", созданная совместно с его братом, является хитом и точкой опоры многих его последователей.

    Для чего нужна интеллект-карта?

    (с англ. mindmap, или - это творческий способ раскрытия темы, концепции, идеи, любого объекта мышления или даже истории. Они помогут вам в:


    Интеллектуальные карты от Тони Бьюзена приобрели широкий размах благодаря простоте их исполнения. Их эффективность заключается в увеличении производительности работы, часто в довольно широких масштабах.

    Как создать?

    Интеллектуальная карта очень легко создается - вам необходимы будут всего лишь ручка и листок, также можно использовать экран компьютера, планшета, ноутбука. Мозг легче усваивает разноцветную и многомерную интеллект-карту, чем обычный серый конспект со схемами и таблицами, поэтому лучше использовать разноцветные ручки или карандаши.


    Как видите, интеллектуальная карта легко дополняется дополнительными ветвями-элементами и ассоциациями, проста в чтении, легкодоступна в понимании.

    Как работает мозг?

    Для того чтобы понять, как работает интеллектуальная карта, нам необходимо для начала понять принципы Мы все знаем: мозг состоит из двух полушарий, каждое отвечает за свойственный только ему функциональный набор. Например, левое полушарие отвечает за логические смыслы и последовательности, слова, числа, формулы, схемы и анализ. В то время как правое - это восприятие ритма и и пространства, воображение и представление образов. Большинство людей при решении своих задач полагаются в основном на левое полушарие, и постоянная нагрузка только на одну долю мозга атрофирует вторую, в результате чего проигрывает весь мозг, так как основной потенциал не задействован.

    Карты нагружают весь мозг

    Мозг отлично функционирует при подключении обоих полушарий, чего и пытался достичь Тони Бьюзен, создавая свой новый метод. Рисунки подключают к работе правое полушарие, а связи между ними - левое, грамотное соотношение того и другого позволяет использовать те резервы, которые раньше не были востребованы. Так интеллектуальная карта поможет работать всему вашему мозгу, а постоянное ее использование сделает привычным работу с образами, что является ключевым моментом во всех сферах жизни. Т

    ак, многие люди отмечают, что, проработав с картами длительное время, они замечают, что достраивают их в голове уже при чтении или общении, причем это не вносит хаос, а, наоборот, увеличивает понимание. Используя ваш мозг с такой интенсивностью, вы сможете обеспечить его нормальное функционирование и работоспособность.

    Интеллектуальные карты: программы

    Сейчас в мире пользуются огромной популярностью специальные программы, с помощью которых можно быстро и грамотно создавать ментальные карты. В мире сейчас создано около двухсот самых разных программ по разным категориям:

    • платные;
    • бесплатные;
    • онлайн-сервисы.

    Работать на них достаточно просто: для начала вам необходимо зайти в меню редактора и начать с "Создания новой интеллект-карты". Сразу возникнет удобное в котором вам необходимо будет начать создание ментальной карты с введения ключевого слова - программа сразу создаст раскрашенный центральный символ с вашим словом. После этого вам необходимо будет вводить дополнительные ключевые слова, которые будут отвечать за ветви, исходящие от центрального символа. Каждую ветвь программа будет прорисовывать и окрашивать сама, причем можно будет редактировать все моменты, начиная от цвета и заканчивая схемой строения всех ветвей. Также можно копировать и размножать ветви, перемещать их, удалять по желанию. Очень удобно, не правда ли?

    В чем преимущества программ?

    Интеллектуальная карта поможет вам грамотно распределить всю информацию и расписать ее ключевые моменты. Но что же делать, если объем информации просто огромен и не сможет войти в стандартные схемы, расписанные на листе бумаги? Именно поэтому программы приобрели такую популярность - они помогут вам создавать объемные и многомерные карты, с большими объемами информации и разделами.

    Мегаинтеллект-карты - это масштабные интеллектуальные карты, примеры которых вы сможете найти в программе-редакторе или онлайн-сервисе. Такой метод пользуется популярностью в промышленности и крупных компаниях, но это может оказаться полезным каждому, кто прибегнет к такой технике. Они помогут вам повысить работоспособность, а вашей карте обрасти гиперсвязями с многоуровневой информацией, развитием идей-центров для новых карт - ведь каждая такая интеллект-карта будет являться частью большого целого, созданного для помощи вам в любом начинании.

    Интеллект-карта (mind map, известная также как майнд-карта, карта мыслей и ментальная карта) - это аналитический инструмент, который используют, если необходимо найти максимально эффективное решение задачи. Применять интеллект-карты можно с самыми разными целями: чтобы генерировать идеи, готовиться к презентациям, организовывать и проводить различные мероприятия, конспектировать лекции, запоминать большие объемы информации, планировать рабочий день, ход работы над проектом или свободное время и многое, многое другое.

    Радиантное мышление

    Тони Бьюзен: «Изучая структуру головного мозга, я обнаружил то, что так настойчиво искал. Меня вдохновил тот факт, что мозг человека состоит примерно из 100 миллиардов клеток, каждая из которых вносит свой вклад в мыслительный процесс. Строение нейронов не могло не вызывать восхищения: от центра клетки во все стороны отходят отростки, напоминая разветвленное дерево. Меня осенило, что с помощью диаграммы на основе этой модели можно создать универсальный мыслительный инструмент. Это стало отправной точкой для развития теории радиантного мышления, что в итоге привело к созданию техники построения карт мыслей»

    Если коротко, интеллект-карта представляет собой сложную диаграмму, которая копирует древовидную структуру нейрона и строится на основе ассоциаций. При этом с момента появления - а произошло это в середине 1960‑х годов - техника составления интеллект-карт доказала, что служит не только отличным способом ведения записей, но и представляет собой эффективный инструмент мышления. Теория стремительно развивалась и нашла применение в самых разных областях - от стимулирования творческого мышления до улучшения памяти и борьбы с деменцией.

    Этапы создания интеллект-карты

    У хорошей интеллект-карты три основные составляющие.

    1. Центральный образ, передающий тему (предмет) изучения.

    Так, если интеллект-карта нужна вам для планирования проекта, в центр можно поместить изображение канцелярской папки. При этом от вас не требуется особых художественных навыков.

    2. Толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения.

    Эти ветви представляют ключевые темы, относящиеся к предмету изучения. Каждая из ветвей должна иметь свой цвет. В свою очередь, основные ветви делятся на «побеги» второго и третьего уровня, которые представляют подтемы.

    3. Единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви.

    Итак…

    Шаг 1

    Разместите лист бумаги перед собой горизонтально (как если бы вы решили нарисовать пейзаж). В центре с помощью хотя бы трех разных цветов изобразите предмет, который вы хотите изучить. В нашем примере это пьесы Уильяма Шекспира. Если не хотите рисовать портрет великого поэта, нарисуйте перо с чернилами или любой другой символ. Центральный образ стимулирует воображение и вызовет ассоциации. Если в центр нужно поместить слово, пусть оно выглядит объемно и сопровождается изображением.

    Шаг 2

    Выберите цвет и нарисуйте толстую ветвь, отходящую от центрального изображения, как ветка от ствола дерева. Придайте ветви естественный изгиб, так как визуально это более привлекательно для мозга и повысит вероятность запоминания информации на этой ветви. Закрасьте ветвь. Ее толщина символизирует важность этой ассоциации в иерархии интеллект-карты.

    Шаг 3

    Подпишите ветвь одним словом или заглавной буквой. В нашем примере интеллект-карта посвящена пьесам Шекспира, а значит, первую ветвь можно назвать «КОМЕДИЯ», «ТРАГЕДИЯ» или «ИСТОРИЯ». Вместо слова можно нарисовать маску комедианта, кинжал или корону.

    Шаг 4

    Нарисуйте второстепенные ветви, отходящие от главной. Затем ветви третьего уровня, отходящие от второго. Каждую ветвь подпишите одним словом, или символом, или комбинацией из того и другого. У каждого символа должна быть отдельная ветвь. Не торопитесь: оставьте несколько веток пустыми, это стимулирует мозг придумать, чем их заполнить.

    Шаг 5

    Выберите другой цвет и нарисуйте следующую основную ветвь, отходящую от центрального изображения. (Многим новичкам легче двигаться вокруг центрального изображения по часовой стрелке, но вы можете действовать как вам удобно.) Как и раньше, нарисуйте ветви второго и третьего порядка и подпишите каждую из них. Добавьте еще несколько основных ветвей, чтобы в итоге их получилось пять или шесть.

    Шаг 6

    Теперь, когда у вас появилась структура из основных ветвей, можно свободно передвигаться по всей интеллект-карте с ветви на ветвь, заполнять пропуски и добавлять новые дополнительные ветви по мере возникновения ассоциаций.

    Шаг 7

    При желании можно добавить стрелки, соединительные линии и звенья между основными ветвями, чтобы подчеркнуть взаимосвязь между ними. Вуаля - вы создали свою первую интеллект-карту!

    Идем дальше

    Можно продолжить работать над приведенным примером и расширить интеллект-карту, чтобы она включала, например:

    Все 37 пьес Шекспира,

    Его сонеты и поэмы,

    А также основные факты, относящиеся к его жизни и исторической эпохе.

    Запомнив информацию, представленную на карте, вы будете знать множество фактов о жизни и творчестве великого поэта и при случае сможете блеснуть этими познаниями. Поскольку в процессе создания интеллект-карт задействованы оба полушария головного мозга, эта техника многофункциональна и применима ко всем когнитивным функциям, включая память, творческое мышление, обучение и все формы мышления. Это одна из причин, почему эту технику называют «швейцарским армейским ножом для мозга».

    Ольга Павлова

    Метод интеллект-карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".

    В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

    Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания

    информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и

    речевые способности детей и активизируется мышление.

    Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к

    изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

    Полезные свойства интеллект-карт

    К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

    Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями

    оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

    Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику,

    ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен

    Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию

    образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

    В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим

    Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-

    карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

    Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.

    Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно

    излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,

    формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь

    становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых

    занятиях по развитию связной речи.

    Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

    Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

    Лист располагается горизонтально.

    Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

    Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра

    ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

    Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

    Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

    Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

    В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

    Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

    Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:

    1 вариант:

    1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

    2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к

    3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

    2 вариант:

    К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-

    действия.

    Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют

    предложения.

    Мы начали составлять интеллект – карты в старшей группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям.


    Все необходимые картинки находили в использованных рабочих тетрадках, сами вырезали, классифицировали, наклеивали, проводили "веточки".





    В конце старшей группы, ребята сооружали достаточно сложные интеллект – карты, такие как: «Материки», «Планета Земля», «Зеленое царство».



    Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. Безусловно, планирую продолжать работу с детками в данном направлении. Спасибо за внимание!

    Интеллект-карты (которые также называют картами памяти, картами мышления и ассоциативными картами) — это способ представить идеи наглядно, и продемонстрировать связь между ними при помощи схем.

    Техника создания такой диаграммы связей возникла задолго до того, как появились перечисленные в этой статье онлайн-инструменты.

    Сейчас существуют десятки сервисов, которые позволяют создавать интеллект-карты, включающие в себя не только текст, но и другие элементы, такие как изображения, ссылки и видео. Вы также можете работать над картами с другими пользователями, делиться картами в соцсетях, и встраивать их в сайты.

    Как преподаватель может использовать интеллект-карты в своей работе?

    • При объяснении нового материала, чтобы организовать и наглядно представить материал.
    • Для проведения мозгового штурма - как при обсуждении нового материала, так и для решения организационных вопросов.

    Как учащиеся могут использовать интеллект-карты в обучении?

    • Для написания черновика письменной работы, чтобы организовать свои идеи.
    • При изучении сложной темы, чтобы лучше усвоить материал.
    • В качестве самостоятельного задания, как как альтернатива презентации, постеру или докладу.

    В этой статье перечислены 3 бесплатных и простых в использовании инструмента — Bubbl.us, Coggle и Popplet. Если Вы никогда раньше не создавали интеллект-карты, то начать целесообразно именно с них. Если Вам понадобятся более продвинутые функции, то стоит обратить внимание на платные программы, такие как Lucidchart, Mind42, MindMeister, SpiderScribe и Stormboard.

    Bubbl.us

    Bubbl.us — очень простой онлайн-инструмент. Хорошо подойдет для тех, кому для создания карты памяти достаточно только текста, и кому не нужны такие элементы, как изображения или прикрепленные файлы (в платной версии можно добавлять изображения, в бесплатной версии доступен только текст).

    Coggle — бесплатный сервис, позволяющий создавать красивые онлайн-карты. Здесь можно создавать любое количество веток, искривлять их, менять цвета, и перемещать элементы.

    Для использования Coggle необходима учетная запись в Gmail. Хороший вариант для учебных заведений, где уже активно используются .

    На первый взгляд, Popplet кажется очень простым инструментом, но на самом деле здесь есть ряд интересных возможностей, которые позволяют создавать красивые мультимедийные интеллект-карты.

    Карты Popplet могут состоять из множества элементов, содержащих текст, загруженные изображения, рисунки или видео. Элементы можно выделять различными цветами, менять их размер и перемещать. Можно приблизить тот или иной элемент, чтобы рассмотреть его в деталях, или уменьшить масштаб, чтобы увидеть всю карту целиком.

    Над картой можно работать совместно с другими пользователями, которые как могут добавлять комментарии к элементам карты, так и создавать собственные элементы. Готовую карту можно распечатать, поделится ей в Facebook или Twitter, экспортировать в формате PDF или PNG. Интерфейс англоязычный. Есть онлайн-версия и приложения для iPhone и iPad. Бесплатно можно создать не более 5 карт. За 3$ в месяц можно создавать неограниченное количество карт. Предусмотрены групповые скидки для школ.

    Обсуждение: 9 комментариев

      Интеллект-карты можно использовать по-разному — это зависит от опыта работы с ними и творческих способностей учителя и учеников. У меня, например, студенты рисовали систему времен французского языка. Самое главное — что интеллект-карты хороший мотиватор учебы.

      1. Я тоже использовала подобные задания, только у меня была не система времен французского языка, а способы выражения будущего времени в английском языке и различные значения модальных глаголов.

        В Сети также можно найти много готовых интеллект-карт, посвященных изучению английского языка, что довольно удобно и для учащихся, и для преподавателя.

        Я сама часто строю интеллект-карты, но не по работе, а что называется, для себя, чтобы структурировать собственные идеи.

        1. А мне кажется, что эти карты могут и должны делать учащиеся. При составлении они рефлексируют новый материал.

          1. Но преподавателям тоже иногда бывает необходимо сделать интеллект-карту — не для учащихся, для себя.

            1. Есно могут делать разные люди с разными целями, я просто поделился своим взглядом на место карт в процессе обучения.

      Для создания майнд карт рекомендую mindmeister.net . Как по мне, это лучший софт для майндмэппинга. Есть все что нужно — облачное хранение, шеринг карт, мобильные приложения под Android и iOS, а также много других фишечек.

      Есть ещё mind42 com — давно им пользуюсь

      Coggle симпатично смотрится, мне нравится. Скажите насколько он удобен?

      1. Сложно сказать, удобство — вещь субъективная:).

        Мне кажется, что Coogle — простой и интуитивно понятный инструмент. Но если Вам необходимы продвинутые функции, то стоит выбрать другое решение.

    Современный мир – это сплошной поток информации. И зачастую, бывает очень сложно в этой информации выделить рациональное зерно.

    А как было бы хорошо, если бы вся информация была разложена по полочкам, в простой и наглядной форме.

    Данная статья посвящена майнд (интеллект)-картам – инструменту, который позволяет быстро и просто структурировать любые потоки информации — сегодня в современном информационном мире никто не сомневается в важности этого навыка.

    Сейчас существует множество вариантов перевода термина MindMaps.
    Ниже приведен список самых часто встречающихся вариантов:

    • ментальные карты
    • интеллект-карты
    • карты ума
    • мыслительные карты
    • карты мозга
    • концепт-карты
    • карты знаний
    • карты памяти
    • ассоциативные карты

    MindMaps — это лучший инструмент на сегодняшний день для структурирования и обработки информации.

    Они позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить количество и скорость запоминаемой информации, ускорить разработку проектов, правильно планировать и научить ребенка учиться.

    Как правильно использовать, составлять карты и в каких случаях они особенно нужны?

    Концепция карт основана на теории Девида Осубела. Его основная идея — это представление новых идей, теорий и понятий через уже имеющиеся идеи, опыт и понятия.

    • В 60-е годы теорию развил профессор Джозеф Новак. Он разработал правила создания концепт-карт (инструмента для проработки новых концепций)
    • Дальнейшее развитие теория получила благодаря Тони Бьюзену. В 1974 году он опубликовал книгу «Работай головой», где описал метод ментальных карт MindMaps. На основе его работы были разработаны десятки компьютерных программ, а концепция составления карт постепенно стала распространяться.

    В настоящий момент создание интеллект-карт как самого эффективного способа обучения ингорируют лишь… государственные образовательные структуры (школы, колледжи, институты)

    О данном инструменте нет информации ни в одном школьном учебнике и ни один предмет в рамках образовательных программ не предполагает объяснение и проработку с помощью интеллект-карт.

    Интеллект-карты упорно игнорируются при обучении детей и студентов в школе, институте и активно используются в учреждениях, которые подготавливают некоторые категории специалистов: разведчиков, сотрудников спецслужб, военных.

    Лишь некоторые педагоги, самостоятельно освоив данный инструмент и убедившись в полезности и актуальности используют его.

    В основе теории карт лежит представление о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное или нелинейное мышление, визуализация мысленных образов и целостное восприятие.

    Области применения карт

    1- Обучение

    • создание ясных и понятных конспектов
    • максимальная отдача от прочтения книг/учебников
    • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов
    • подготовка сочинения, изложения
    • структурирование любого материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал
    • анализ текста учебника (ниже представлена карта по Биологии, 7 класс)

    2 — Запоминание

    • подготовка к экзаменам/ЕГЭ/зачетам
    • запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…
    • запомнить смысл статьи, параграфа. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал
    • запоминание речи, текста выступления
    • запоминание больших объемов данных

    3 — Планирование

    • Составление плана на день, неделю, месяц, год, жизнь… Простановка приоритетов по делам. Понимание того, насколько план сбалансирован.
    • Разработка сложных проектов: нового бизнеса, нового направления, новой должности, новой работы, нового места жительства.
    • Разбиение проекта на основные этапы и подэтапы. Представление этих этапов на карте. Можно запланировать проекты начиная с празднования своего дня рождения или похода в магазин, завершая проектом открытия своей компании.
    • Планирование бюджета. Когда бюджет прорисован в виде карты – видна вся картина целиком. Легко проставить приоритеты по важности затрат.

    5 — Презентации и мозговой штурм

    • проведение деловых встреч и переговоров эффективно (вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают
    • мозговой штурм (генерация новых идей, творчество)
    • коллективное решение сложных задач.

    6 — Принятие решений

    • четкое видение всех «за» и «против»;
    • более взвешенное и продуманное решение (Интеллект-карты позволяют собрать всю информацию, относящуюся к задаче на одном листе, и окинуть ее одним взглядом. Держать в поле зрения все плюсы и минусы того или иного решения.)

    Как создать карты?

    1. Творите!

    • Всегда используйте визуальный образ, пиктокраммы.
    • Для центрального образа используйте три и более цветов.
    • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
    • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
    • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.

    2. Ассоциируйте

    • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
    • Используйте цвета.
    • Используйте кодирование информации.

    3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей

    • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
    • Используйте печатные буквы.
    • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
    • Делайте главные линии плавными и более жирными.
    • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.

    4. Вырабатывайте собственный стиль.


    Как быстро научиться создавать «правильные карты ума» и овладеть самым мощным образовательным иструментом?

    Бонусом все участники так же получат набор интеллект-карт по школьным предметам 1-9 класса.

    Данная цена действует традиционно до начала тренинга и будет повышена до полной в день начала

    Присоединяйтесь прямо сейчас, пока цена минимальна