• Что такое скорочтение: полезные советы и упражнения для развития скорости чтения. Во время перерыва. Развитие поля зрения

    Скорочтение - мощнейший двигатель развития интеллекта. Человек, обладающий этим навыком, читает 1-7 книг в неделю, тратя в разы меньше времени.

    Скорочтение включает: скорость, понимание, и запоминание прочитанного. С таким навыком можно быстро изучить интересующий предмет, область, специализацию, науку.

    Чем больше человек читает полезной литературы, тем более образованным и интеллектуальным становится. Со скорочтением, интеллект развивается практически без ограничений. Его развитие похоже на езду на автомобиле по сравнению со скоростью пешехода. Когда мозг работает в турбо-режиме, некогда обдумывать и проговаривать слова, понимание приходит мгновенно. Мозг больше не тратит время на проговаривание и посторонние мысли.

    Упражнения онлайн

    Таблицы Шульте

    Развивают периферийное зрение, поиск нужного элемента по тексту, память, концентрацию, скорость мышления. Это самое популярное упражнение для развития скорочтения. Нажмите на кнопку старт и ищите цифры от 1 до 16, смотря только в центр таблицы.

    Красно-черные таблицы Горбова-Шульте

    Сначала найдите черную минимальную цифру, потом красную максимальную, потом следующую черную минимальную и следующую красную максимальную. Например, для таблицы размером 5х5: 1 и 12, 2 и 11, 3 и 10 и так далее.

    Анаграммы

    Разгадывайте слова на время, учитесь видеть слово целиком.

    Поиск букв

    Чем быстрее будете находить буквы, тем быстрее будете ориентироваться в тексте.

    Поиск цифр

    Тренируемся в поиске цифр по аналогии с Поиском букв:

    Чтение пристрелкой

    Курс школы для развития скорочтения

    Чтобы быстрее и легче достичь необходимой скорости рекомендую записаться на курс Скорочтение за 30 дней. В этом курсе будем работать:

    1. с классическими упражнениями
    2. синхронизировать полушария мозга для ускорения работы мозга
    3. использовать разработанные лично мной техники ускоренного увеличения скорости чтения
    4. разбирать психологию скорочтения
    5. разбирать вопросы других участников курса.

    Отзывы о курсе

    Курсы школы для развития интеллекта

    Интерактивные развивающие курсы

    В дополнение к курсу Скорочтение за 30 дней отлично подойдут интерактивные курсы brainapps на развитие скорочтения, памяти, внимания. За 490 рублей в месяц или 1400 в год получаете 4 браузерных программы для тренировки скорочтения, памяти, внимания и кучу игр для фитнеса мозга.

    Например, среди упражнений есть игра "Найдите все слова". В этой игре на экране будет показано 256 букв, из них составлены только 3 слова, которые нужно найти. Это упражнение тренирует глаза на быстрый поиск нужных слов в тексте, что заметно ускоряет скорочтение. Другие упражнения из этого курса тренируют другие навыки Важные для быстрого чтения.

    Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

    В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

    Супер-память за 30 дней

    Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

    В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

    Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

    Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

    Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

    Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

    Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

    Деньги и мышление миллионера

    Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

    Итог

    Для быстрого развития интеллекта практикуйте скорочтение. Скорочтение поможет развить интеллект, и превратит мозг в суперкомпьютер, сделав из простого человека гения.

    В этой статье я рассказал про 5 классических упражнений для развития скорочтения. Эти упражнения увеличат скорость чтения в 2 раза за 2-4 недели.

    Школа Юрия Окунева

    Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

    Ученые установили закономерность между скоростью чтения и успеваемостью учеников средней школы: отличники, как правило, читают со скоростью 130-170 слов в минуту, хорошисты довольствуются скоростью 100-135 слов, троечники – 90 слов в минуту и ниже.

    Это яркая иллюстрация того, что обучиться методам скорочтения нашим детям просто необходимо. Темой нашей сегодняшней беседы станет скорочтение, упражнения для детей школьного возраста.

    Ваш ребенок давно знает азбуку, читает словами, но скорость чтения его по-прежнему оставляет желать лучшего. Причина не в его желании/нежелании, а совсем в других факторах:

    • Неразвитое внимание;
    • Слабая артикуляция (дикция);
    • Регрессия глаз;
    • Довольно узкое поле зрения.

    В предыдущей статье мы уже подробно останавливались на разборе каждого из них. Методика быстрого чтения для детей преследует цель избавиться от этих побочных эффектов.

    Над чем будем работать

    1. Развитие артикуляции;
    2. Улучшение внимания;
    3. Подавление регрессивных движений глаз;
    4. Подавление артикуляции (визуальное чтение);
    5. Расширение поля зрения;
    6. Развитие анципации.

    Методика проведения занятий

    Оптимальный режим занятий по скорочтению в домашних условиях – это ежедневные занятия по 20 минут и 5 минут перед сном.

    Урок будет выглядеть примерно так:

    • Артикуляционная разминка. Чистоговорки, скороговорки читаем шепотом и в полный голос. Чтение небольшого текста вслух;
    • Основная часть. Работа с таблицами Шульте;
    • Подавление артикуляции. 1-2 упражнения;
    • Упражнения для корректировки внимания;
    • Упражнения на борьбу с регрессией (на начальном этапе) или на развитие анципации (в последующих занятиях);
    • Чтение в паре с взрослым для форсированной наработки скорости;
    • Заключительная часть. Рисование по мотивам прочитанного текста.

    Перед отходом ко сну уделите пять минут чтению с пересказом (ребенок читает небольшой текст и пересказывает своими словами), или жужжащему чтению.

    Артикуляционная разминка (упражнения)

    1. Согласные. Просим школьника сделать полный вдох, выдыхая, он проговаривает ряд из 15 любых согласных звуков: Ф,Щ,Л,В,Ш,К,Т,С,П,Н,Г,Ж,Б,Н,Р.
    2. Задуть свечу. Пусть ребенок наберет побольше воздуха в легкие и задует одну большую воображаемую свечу. А теперь задуем 3 маленьких свечки: выдыхаем воздух тремя порциями;
    3. Лифт тронулся. Взрослый и ребенок находятся в воображаемом лифте, который движется с первого этажа на десятый. Громко называем этажи, с каждым разом все больше повышая голос. Цифры называем четко, не проглатывая окончания. Дошли до последнего этажа – едем вниз, постепенно понижая голос.

    Развитие поля зрения

    Доказано, что процесс чтения текста состаит из:

    • Движения глаз;
    • Их остановки.

    Причем восприятие текста происходит именно на втором этапе. Значит, чтобы повысить скорость чтения, нужно сократить кратность остановок глаз, при этом поле видимости должно максимально увеличиваться, чтоб захватить соседние слова и предложения.

    Этого эффекта можно достигнуть занимаясь с таблицами Шульте.
    Таблицы представляют собой сетку 5Х5 квадратов, в которую вписаны числа от 1 до 25.
    Учащийся последовательно находит все числа на скорость.

    Идеальный результат – уложиться в 5 секунд. Секрет данного задания в том, что глаза всегда должны находиться в центральной части таблицы, в этом случае поле зрения будет максимальным.

    Помимо поля зрения таблицы Шульте способствуют развитию оперативной памяти.

    Подавление регрессии

    Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке, которая уже была прочитана. Любой скажет, что такой способ чтения крайне медленный и нерациональный.

    Упражнение.

    Читаем текст и каждое прочитанное слово прикрываем специально заготовленной закладкой. Тренируясь таким образом, уже через неделю можно избавиться от регрессии.

    Подавление артикуляции

    Артикуляция – это проговаривание читаемого текста. Она важна, когда школьник читает вслух (чем меньше он запинается, тем выше техника чтения), но совершенно неприемлема, если мы хотим добиться скорости от 150 слов и выше (человек с такой скоростью говорить не может).

    Методика скорочтения для детей подразумевает развитие визуального чтения, когда артикуляция всячески подавляется и текст читается быстрым скольжением глаз. Установлено, что в этом случае резко повышается качество восприятия текста и улучшается процесс запоминания.

    1. Под музыку. Читаем текст при включенной музыке, для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту.
    2. Шмель. Учащийся занимается чтением, одновременно произнося жужжащий звук, как будто летит шмель. Это одно из важнейших упражнений в скорочтении.
    3. Стук-ритм. Читаем текст и простукиваем карандашом определенный ритм. Ритм следует выучить отдельно и довести до автоматизма. Задание выполняется сначала в среднем темпе, ускоряясь к концу.
    4. Замочек. Ребенок плотно прикрывает рот, прижимает палец к губам и начинает читать текст как можно быстрее. По прочтении отвечает на вопросы.

    Упражнения на корректировку внимания

    Данная часть очень важна, так как из-за недостаточного внимания ухудшается качество восприятия читаемого текста.

    1. Слова-заморочки. На листочке выписываются пары слов, в которых одна буква различается, остальные похожи, например, СОН – КОН, ЛЕНЬ – ПЕНЬ и т.д. Спросите у учащегося, в чем особенность этих слов, чем похожи, а чем нет. Пусть школьник продолжит ряд;
    2. Дается длинное слово , например, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Пусть занимающийся составит из букв этого слова как можно больше коротких слов. Посоревнуйтесь с ним. Кто окажется первым?
    3. Шрифты. Ребенку предлагается прочитать текст, в котором каждое слово написано разными шрифтами вперемешку. Цель задания: научиться читать любой текст с искажениями на максимальной скорости.
    4. Путаница. Предварительно на листе бумаги пишем предложения, переставив слова местами, например, «поздно девицы под вечерком пряли окном три». Достаточно 6-10 штук таких путаниц. Задача ребенка – распутать.

    Развитие анципации

    Анципация – это способность угадывать слово по смыслу. В программу обучения скорочтению упражнения на повышение анципации обязательно включаются, чтобы ученик, не видя крайние слова на странице, мог по смыслу уловить их значение.

    1. Линейка. Прикрываем часть текста справа или слева линейкой или закладкой на ширину от 5 до 12 символов. Ребенок читает текст в обычном темпе.
    2. Читаем кувырком. Учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов.
    3. Половинки. Берем лист бумаги и наполовину закрываем одну строчку текста, который в это время читает ребенок. Закрываются только верхние половинки букв, нижние должны быть видны. Строчка прочитана. Теперь закрываем следующую строчку и так идем дальше. В этом методе зашифрована «военная хитрость»: если ребенок хоть немножко догадлив, он попытается читать строчки еще до того, как их закроют листом. Так наращивается скорость!

    Чтение в паре с взрослым

    Это обучение быстрому чтению детей школьного возраста с использованием навязанной скорости чтения. Ребенку приходится подстраиваться под скорость взрослого, а значит, читать чуть живее.

    1. Параллельное чтение. Взрослый читает текст, меняя скорость – то быстрее, то медленнее. Учащийся должен поставить палец на текст и следить, ни разу не сбиваясь.
    2. Эстафета. Попеременно текст читают то взрослый, то ребенок. Причем смена ролей может быть внезапной (необязательно в конце абзаца). По возможности, взрослый пытается ускорить темп.
    3. Хвостик. Взрослый начинает читать текст, а учащийся вступает чуть позже, с опозданием на 4 слова. Текст читается вслух, вполголоса. Задача ученика – не сбиться.

    Заключение

    На этом я заканчиваю. Тренируйтесь, обучайтесь, осваивайте новые вершины!

    Если хотите узнать больше, рекомендую книгу Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» . В ней даются упражнения для развития техники чтения в трех возрастных категориях детей, в том числе скорочтение для дошкольников.

    Методика удобна для занятий по наработке техники чтения дома, так как содержит теоретический материал в кратком виде и задания с подробной инструкцией.

    Пишите о своих впечатлениях, трудностях или победах в комментариях. Приглашайте друзей, знакомых.

    Педагоги младшей и средней школы давно обнаружили взаимосвязь между скоростью чтения и успеваемостью учащихся. Чем быстрее школьник воспринимает поток информации, тем лучше он учится. По этой причине родители стремятся научить ребенка скорочтению до начала обучения в школе или в начальных класса. Какие существует упражнения для детей по быстрочтению, как их проводить и с чего начать заниматься, будем обсуждать в нашей статье.

    Что такое

    Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом не понимать, что он прочитал, то скорочтение не окажет вам помощь в учебе, а даже наоборот.

    Под скорочтением в правильном смысле принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения при этом должны быть не менее 120-150 слов в минуту. В более старшем возрасте составляет до 200 лексических единиц.

    Обучиться скорочтению может любой ребенок. Но, по мнению психологов и педагогов, оптимальным возрастом является период с 10 до 12 лет. Хотя положительный опыт применения методики есть у детей 7 лет, и даже 6 лет.

    Проблемы

    Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями. У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память).

    1. Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
    2. Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
    3. Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна. Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
    4. Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.

    Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке.

    Упражнения

    Самыми эффективными считаются те упражнения, которые устраняют причину низкого темпа чтения и тренируют скорость визуального восприятия информации. Рассмотрим некоторые из них.

    На расширение поля зрения

    Упражнения на развитие зрительного поля занимают главное место в системе уроков по динамическому чтению. Дети в 7 и 8 лет или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. Похвастать таким навыком могут далеко не все взрослые, а дети, спустя 1-2 месяца тренировок, делают это легко. Используйте следующие методы работы.

    Таблицы Шульте

    Это числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.

    Красно-черные таблица Горбова-Шульте






    Словесные пирамиды

    Аналог клиновидных таблиц. Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.

    В качестве варианта предлагаются таблицы с целыми словам по бокам пирамиды или слоги, соединяя которые, ребенок получает смысловая лексема.

    На борьбу с регрессией глаз

    Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки.

    • Отрезаем полстрочки

    Действовать нужно следующим образом:

    • Ребенок читает предложения, например, первую строчку абзаца.
    • Кладет на прочитанный фрагмент лист бумаги, широкую закладку.
    • Продолжает чтение, двигая закладку по странице.
    • Возврат глаз на верхний текст невозможен - он спрятан. Закономерность движения только вперед вырабатывается автоматически.
    • Указка

    Можно пользоваться ручкой, пальцем. Учитель или сам ученик указывают на движение чтения. Глаза следят за ручкой автоматически, но первое время школьнику придется заставлять себя не оглядываться.

    На подавление артикуляции

    Проговаривание слов даже губами, бесшумно мешает увеличению скорости чтения. Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения.

    • Читаем под музыку

    Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию. Важно, регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника.

    • Бормотун

    Или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно.

    • Карандаш

    Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно, на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении, запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или закрывает губы ладошкой.

    • Барабанная дробь

    Отстукивать ритм может учитель или сам ученик. Барабаньте без ритма или в определенном темпе, наигрывая знакомую мелодию.

    Важно! Этот тренировочный блок выполнять школьникам младших классов сложно. Упражнения мешают восприятию информации, поэтому контролировать смысловое восприятие прочитанного нужно регулярно.

    Упражнения на внимание

    Корректировка уровня внимания необходима для усовершенствования способности быстро воспринимать текст, видеть знакомые слова, проскальзывая по ним взглядом. Проводите следующий комплекс упражнений:

    • Составляем слова

    Напишите длинное слово на листе бумаги. Например, предпринимательство. Из него составляется лексемы из одного – двух слогов: мир, лес, стол и другие.

    • Найди отличия

    Запишите пары слов: пар-бар, вол-кол, тропа-укроп. Ребенок объясняет, чем они похожи, чем отличаются.

    • Загадки

    Вопросики с подвохом тренируют внимание. Например, сколько яблок вырастет на березе, если их в саду 8, а на каждой в прошлом периоде выросло по 10 фруктов.

    Придумывать хитрые загадки можно самим, вместе с ребенком.

    • Работа обоих полушарий
    • Путаница

    Выучите несколько стихотворения с ребенком. Наберите заученные строчки на ПК, но поменяйте слова местами, распечатайте. Задача школьника состоит в том, чтобы расставить их правильно.

    • Отмечаем главное

    Читайте небольшой тест. Отмечайте карандашом главные мысли, основные тезисы.

    • Называем цвета

    Увлекательное задание. Используйте такое поле:

    Называть нужно не слова, а цвет и оттенок, которыми они напечатаны.

    Упражнения на развитие памяти

    Для тренировки памяти подойдут такие задания:

    • Визуальный диктант

    Возьмите небольшой текст, из 5-8 предложений. Школьник читает. Затем закройте все предложения, кроме первого. Пусть ребенок запомнит его. Дайте на это 10 секунд. Уберите текст. Ученик должен записать предложение по памяти. Переработайте весь текст таким образом.

    • Ремонт слов

    Элементарное восстановление пропусков в словах. Сначала будет пропущена одна буква в некоторых словах, потом можно давать текст с недостатком слогов, даже слов.

    • Восстановление цепочки

    Учитель, родитель читают группу слов. Они могут быть связаны друг с другом семантически или лексически. Например, автобус- водитель- гараж- бензин-ремонт-слесарь- автошкола. Число слов зависит от способностей юного ученика и его возраста.

    Ребенок повторяет слова после прослушивания. Важно сохранить порядок следования цепочки. Увеличивайте количество слов постепенно, доведите сложность до 20 единиц, желательно не связанных по смыслу.

    • Выработка стратегии быстрого чтения

    Есть несколько вариантов. Выбирайте любой, который подходит и понятен Вам, ребенку. Методы можно использовать изолированно и комплексно, чередуя упражнения на одном уроке или через занятие:

    • Метод принудительного ускорения

    Нужно работать в паре. Помогать отстающим ученикам могут более успешные. Ведущий читатель быстро проговаривает текст, водит пальцем или указкой по странице. Наблюдающий следит, подстраивается под темп. На следующем уроке чтение проходит в бесшумном режиме. Нужно только следить за движениями указкой или пальца. При этом скорость должна быть на хорошем уровне.

    • Метод фиксации

    Ребенок читает текст по частям с метрономом. Нужно обвести овалом начало, средину и конец строчки. Таким образом, несколько предложений поделены на три равные части. Под каждый такт метронома ученик схватывает отдельную часть взглядом, вслух читать нельзя. Занятие по метод проводите ежедневно 3-4 недели.

    • Метод скольжения

    Способ похож на диагональное чтение. Карандашом обведите несколько первых слов каждого предложения, включите метроном. На первых ударах ученик читает обведенные слова, на втором - остальные. Скорость скольжения постепенно увеличивается.

    Важно! На первых порах требовать понимания нельзя. Важно отработать навык восприятия текста фрагментарно. Осознание прочитанного придет позже.

    Методика профессионального обучения детей скорочтению, а также полная система обучения в домашних условиях представлена в книгах. Возьмите себе на заметку несколько пособий из перечисленных ниже:

    1. Г. Абдулова. “Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше”.
    2. Ш. Ахмадуллин “Скорочтение для детей”.
    3. Ш.Ахмадуллин. “Обучение детей скорочтению”.

    Авторские материала подходят для организации индивидуальных занятий с родителями и в группах. Разработчики методик утверждают, что результат появится быстро: от 10 дней до месяца, если посвящать тренировкам 1 час в день. Книги по скорочтению для детей можно скачать бесплатно в интернете или заказать их бумажный вариант.

    • Не тратьте время на чтение большого текста, лучше обработать пару маленьких отрывков в хорошем темпе.
    • Делайте перерывы между занятиями, если они короткие. Например, для первоклассников выбирайте такую схему: читать 3 раза в день по 7-10 минут, через каждые 2-3 часа.
    • Начинайте с простых тестов.
    • Перед началом обучения скорочтению автоматизируйте звуки, восприятие слогов. Можно воспользоваться слоговой таблицей. Ее читают по вертикали, горизонтали, диагонали. Скачайте в интернете понравившийся вариант или воспользуйтесь этим.
    • Как разминку используйте на каждом уроке.
    • Для первоклассников или дошколят пользуйтесь яркой литературой, с картинками, красочными иллюстрациями, чтобы развить интерес к урокам.
    • Автоматизируйте чтение частотных слов. Для этого подходят карточки Домана-Маниченко. Их можно использовать с младенческого возраста. Метод основан на фотопамяти.
    • Вместо строгих систем работы используйте , хоровое чтение, обработку текста в парах.
    • Контролируйте технику чтения регулярно, записывайте в дневник.
    • Ведите тетрадь успехов. Хвалите малыша за малейший успех, чтобы не отбить желание заниматься.
    • Занимайтесь чтением вместе, покажите положительный пример.
    • Предоставить ребенку время читать самостоятельно, без вашего контроля. Это повысит ответственность, самооценку.

    Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.

    Наверняка, вы не раз слышали такое выражение, как техника быстрого чтения. Но делали ли вы что-либо для того, чтобы освоить навыки скорочтения? Да и какова нормальная скорость чтения и как измерить ее? Давайте же поговорим о том, что такое скорость чтения и как именно можно ее увеличить. Кроме того, затронем мы и такие вопросы, как проверка техники чтения, его виды, а также рассмотрим наиболее эффективные упражнения, которые помогут существенно увеличить скорость восприятия текстовой информации.

    Что такое техника чтения?

    Прежде чем мы с вами разберемся, как можно быстро читать, запоминая при этом материал, поговорим о том, что такое скорость чтения и как именно ее измеряют. Затронем также технику скорочтения, которая позволяет довольно быстро и качественно обрабатывать тексты. Отметим также, что скорочтение и развитие памяти довольно тесно связаны между собой.

    Скорость чтения - отношение прочитанных знаков ко времени, за которое они прочитаны. При этом учитывается понимание текста, то есть то, насколько внимательно читатель прочитал его и запомнил.

    В школьной практике скорость чтения измеряют в словах, но специалисты рекомендуют измерять ее в символах, так как длинна слов разная.

    Скорочтение - набор специальных техник и методик, которые позволяют значительно увеличить скорость чтения, восприятие содержания текста. Люди, которые владеют техникой скорочтения, имеют широкое умеют фильтровать прочитанный материал, выделять в нем основное. А самое главное, могут быстро найти в тексте нужную информацию. Именно поэтому довольно важно знать, что такое техника быстрого чтения и как овладеть ею в короткий срок.

    Виды чтения

    Прежде чем говорить о технике чтения и о том, скажем пару слов о видах чтения. Кстати, отметим, что большинство из них - это способы быстрого чтения.

    Психолингвисты и люди, занимающиеся обучением скорочтению, выделяют несколько видов ознакомления с текстом. Так, можно выделить углубленное, быстрое, панорамное, выборочное, а также чтение-просмотр и чтение-сканирование.

    Давайте кратко охарактеризуем каждый из этих видов и разберем их особенности.

    • Так, при углубленном чтении производится анализ всех деталей, критикуется прочитанное, формулируются выводы. Обычно так обрабатывается научная литература.
    • Быстрое чтение подразумевает не только высокую скорость процесса, но и отличное понимание прочитанного. Сюда можно отнести ознакомление с художественной литературой.
    • При панорамном чтении используется методика расширения периферийного зрения. То есть человек, читающий таким способом, охватывает глазами довольно большой участок текста, что значительно влияет на скорость. Таким образом можно изучать практически любую книгу.
    • При выборочном чтении обрабатываются лишь некоторые части текста. Это могут быть отдельные главы, разделы, абзацы и даже предложения. Такой применяется студентами при подготовке к экзаменам.
    • Чтение-просмотр обычно применяется специалистами и студентами при подборе той или иной литературы. Просматривая книгу - аннотацию, предисловие, оглавление, человек решает, нужна она ему или же нет.
    • При чтении-сканировании производится быстрый просмотр страниц с целью поиска отдельных определений, дат, фамилий и имен.

    Основные составляющие скорости чтения

    Прежде чем мы разберем, что такое методика быстрого чтения, поговорим о составляющих быстроты данного процесса. Для того чтобы проверить скорость чтения, нужно в первую очередь знать о них.

    Так, формула, по которой обычно рассчитывают скорость чтения, выглядит следующим образом:

    • V = Q х K: T.

    Давайте теперь расшифруем каждое из этих условных обозначений.

    Нормативы скорости чтения

    Выделяют несколько скоростей чтения. Измеряется она в знаках, так как такой параметр более объективен, чем такие измерения в словах.

    При этом очень медленной считается скорость в 900 знаков в минуту. Медленная приравнивается к 1200 знакам в минуту. Человек, читающий 1500 знаков в минуту, читает на средней скорости. Выше средней считается 1800 знаков. Быстрое чтение подразумевает скорость в 3000 знаков, очень быстрое - 5000, а люди, которые осваивают за минуту выше 10 000 символов, считаются овладевшими сверхбыстрой скоростью чтения.

    Проверяем скорость чтения

    Прежде чем говорить об упражнениях, которые помогут вам значительно улучшить скорость чтения, стоит ее проверить. Для этого можно как воспользоваться специальными программами, так и проверить ее самостоятельно, хотя это могут быть не совсем точные данные. Если вы решили воспользоваться вторым вариантом, то вам обязательно понадобится помощь кого-либо из родных или знакомых, текст, секундомер.

    Начинаем с того, что берем в руки незнакомый текст, затем просим засечь время, за которое вы его прочитаете. Начинаем читать. По окончании вам должны задать пару вопросов по тексту. Если вы ответили на них, это очень хорошо. Если же нет - уже хуже. Кстати, отметим, что скорочтение и развитие памяти - две неразрывные вещи. Если вы довольно быстро читаете и не запоминаете прочитанного, то ни о каком скорочтении не может идти и речи.

    Далее считаем количество прочитанных знаков в тексте (это можно сделать с помощью программы Word (Статистика) выделив нужный отрезок). Затем используем приведенные выше формулы и вычисляем нашу скорость чтения. Тут отметим, что коэффициент понимания считать не стоит.

    Таким образом, вы сможете определить для себя, следует вам повышать скорость чтения или же нет.

    Зачем развивать скорость чтения

    Главная причина, по которой следует развивать навыки скорочтения, - повышение восприятия информации. Нас постоянно окружают разнообразные сообщения, и довольно важно, чтобы мы успевали вовремя воспринимать и запоминать их. И если восприятие звуковой и визуальной информации происходит довольно быстро и развить этот навык практически невозможно, то восприятие текстовых сообщений происходит довольно медленно и напрямую зависит от нашей скорости чтения. Именно поэтому следует развивать навыки скорочтения, причем делать это нужно не только взрослым, но и детям. И именно поэтому скорочтение для детей - довольно нужный навык.

    К тому же процесс этот развивает память и внимание. Достоверно известно, что чем больше человек читает, тем он грамотнее и развитее. А для того чтобы читать много, нужно уметь читать быстро.

    Отметим также, что люди всегда стремятся овладеть особыми навыками, которые присущи далеко не всем. Так вот, скорочтение также относится к ним. Освоив его, вы сможете с чистой совестью рассказывать о своих достижениях знакомым и друзьям.

    Причины низкой скорости чтения


    Эти и многие другие вещи значительно снижают возможность быстро освоить скорочтение. Для детей и взрослых существуют специальные упражнения, которые помогают решить указанные проблемы.

    Методики развития техники чтения

    Если вы хотите освоить любой метод быстрого чтения, то вам обязательно нужно знать о разнообразных методиках и методах, которые помогут вам существенно улучшить восприятие информации.

    В принципе, каждый психолингвист и специалист в данной сфере вырабатывает свою собственную методику обучения скорочтению, делая упор на тот или иной комплекс упражнений.

    Наиболее известные из них - методика быстрого чтения Олега Андреева, Андрея Сподина.

    В основе всех их лежат одни принципы - расширить поле и угол зрения человека, научить его избегать регрессий, артикуляционных движений при чтении, развить память и мышление, умение критически воспринимать и запоминать текст.

    Не важно, чью методику вы выберете, главное - чтобы вам было легко и интересно по ней заниматься.

    Ниже мы предлагаем вам упражнения, которые лежат в основе практически каждого курса по скорочтению.

    Упражнения для развития скорости чтения

    Если вы хотите развить свои навыки скорочтения, рекомендуем вам ежедневно работать над этим. Для этого нужно выделять для занятий хотя бы час свободного времени и выполнять несложные упражнения, о которых мы сейчас вам расскажем.

    • Читая текст, закрывайте каждую прочитанную строчку чистым листом бумаги. Вместо листа бумаги можно использовать руку. Главное - не возвращаться назад и не открывать уже прочитанных вами строк.
    • Работайте с постепенно расширяя угол зрения. Кстати, техника быстрого чтения подразумевает также наличие широкого угла зрения.
    • Читая, обязательно держите на губах указательный палец - это поможет предотвратить артикуляцию, то есть проговаривание прочитанного текста губами.
    • Не отвлекайтесь на посторонние звуки, старайтесь читать в тишине и максимально концентрировать свое внимание на тексте.
    • По прочтении пересказывайте себе прочитанное, проверяйте, все ли вы запомнили или же что-то ускользнуло от вас.

    Установите специальные программы, которые помогают быстро читать тексты. Так вы сможете менять темп чтения, постепенно привыкать к нему. Ниже мы предложим вам несколько таких программ и поговорим немного о том, какая техника быстрого чтения для детей существует.

    Программы для развития навыков скорочтения

    Мы с вами разобрались, что такое чтение, его скорость, вспомнили несколько довольно простых упражнений, которые помогут нам улучшить свои показатели. Давайте же теперь рассмотрим программы для быстрого чтения. Приведем три наиболее известные и употребляемые.

    • Программа Spritz помогает быстро читать тексты. Вы вводите в поле нужный вам кусок и устанавливаете скорость, с которой программа читает его. Весьма хороша для того, чтобы проверить не только скорость своего чтения, но и в рекордные сроки освоить материал.
    • Вторая программа - Psy games. Это целый комплекс разнообразных упражнений, который поможет расширить поле зрения, улучшить память и внимание, реакцию.
    • Отметим также еще один комплекс для улучшения навыков чтения - Speed reading software. С его помощью также можно значительно подтянуть скорость чтения.

    Учим детей скорочтению

    Последнее, о чем стоит упомянуть, - обучение скорочтению детей. Как мы уже говорили, данный навык будет довольно полезен как для развития памяти, внимания вашего сына или дочери, так и для дальнейшего обучения в школе или университете.

    Несколько советов тем, кто хочет узнать, как научить ребенка быстрому чтению. Для того чтобы научить детей быстро читать, нужно в первую очередь показать им, что они могут это делать. Для этого можно провести следующий опыт. Дать прочитать текст, при этом следует ограничить время чтения одной минутой. Затем подсчитайте количество слов в прочитанном отрезке текста и попросите ребенка прочитать его еще раз. При этом снова засеките время. Второй раз текст будет прочитан быстрее, а значит, вы сможете доказать ребенку, что чем больше он читает, тем больше увеличивает скорость чтения.

    Обязательно расспросите ребенка после прочтения о том, что именно он узнал из текста. Это поможет научить читать не только быстро, но и внимательно.

    Отметим, что любая методика быстрого чтения для детей будет интересна только в том случае, если вы будете стараться заинтересовать ребенка, заниматься с ним в игровой форме, не заставляя делать то, чего он не хочет.

    Выводы

    Итак, мы с вами разобрали, что такоетехника быстрого чтения и насколько важно овладеть ею. Мы выяснили, какие виды чтения существуют, что мешает нам читать быстро и как можно преодолеть эти препятствия. Поговорили и о том, как приучить ребенка к чтению, развить его навыки.

    Надеемся, наша статья была полезна.

    Чем больше наше содержание, тем богаче наш внутренний мир,
    тем шире наше восприятие.

    Самой загадочной тайной для ученых мира является память. Миллионы экспериментов и научных исследований так и не привели к разгадке этого феномена.

    Неизвестно как она работает, и даже где она находится, какие ее ресурсы и сколько информации в день дано запомнить каждому из нас. Но как развить память и укрепить ее не знают только ленивые люди.

    А ведь без этой способности человек не пришел бы к цивилизации, и не было бы возможности обучаться. Как бы приспособился человек к изменчивости мира или состоялась эволюция, не будь генетической памяти?

    К счастью, нам эта способность дана как дар природы. Мы способны запоминать и обучаться. На ее базе построено наше мышление. Информация течет к нам из разнообразных источников, в которых участвуют всевозможные анализаторы.

    Виды памяти человека

    Зрительная память позволяет нам запоминать увиденное, услышанное запоминается благодаря слуховой памяти, а вот информацию расположения тела или конечностей мы черпаем от рецепторов своих мышц, сухожилий и суставов, на чем основывается кинестетическая память.

    Действие становления этой способности генерируется из нескольких этапов:

    • Ограничения следов на рубежах анализатора формируют мгновенное запоминание. Оно быстро фиксируется в процессе увиденного, услышанного и прочувствованного человеком явления.
    • Вся необходимая информация мгновенной памяти переходит к другому процессу – к кратковременной памяти, способной удерживаться несколько часов. Она подвергается анализу мозгом, и если определяется как ценная, то переходит, можно сказать, на «склад».
    • Существенная и многократно повторяющаяся информация приводит к консолидации памяти, благодаря чему она становится долговременной. И тогда информация будет храниться и сможет воспроизводиться всю жизнь.

    Весь мозг человека участвует в процессе становления памяти, но гиппокамп, по мнению ученых, играет особую роль.

    Гиппокамп - это часть лимбической системы головного мозга (обонятельного сектора). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (т. е. перехода из кратковременной в долговременную).

    Незначительная его патология может привести к утрате человеком способности развития внимания и памяти. С возрастом люди неизбежно утрачивают многие способности, и запоминание не исключение.

    Стираются, как правило, ближайшие события, отдаленные − более стойкие. Но, не укрепляя и не развивая своей памяти, человек рискует потерять ее вовсе, что приведет к серьезным проблемам и заболеваниям. Поэтому и были разработаны всевозможные методики развития памяти.

    Универсальные способы совершенствования памяти

    Обладателям хорошей памяти завидуют многие люди, а представителям человечества с феноменальной памятью завидуют все. Люди на зависть тратят столько времени, которое можно использовать в своих интересах – для развития памяти.

    Причем это не так уж и сложно. Важно уяснить, что эта способность, как и любая способность человека, развивается и тренируется в ответ на запрос, то есть, если способность запоминания востребована жизнью, то она развивается.

    Холотропное дыхание – и расслабление, и тренировка

    Психотерапевт С. Гроф разработал метод, при помощи которого человек может расширить свое сознание и подключиться к внешним потокам информации, после чего происходит развитие скрытых возможностей человека.

    Эта методика позволяет улучшить физическую форму, снизить нервное напряжение, вспомнить то, что происходило с человеком много лет назад, и расширить возможности памяти до желаемых размеров. Чем не метод для развития памяти?

    Человек ложится на маты, расслабляется, включается ритмичная трансовая музыка, и он начинает дышать глубже и чаще. Мозг при холотропном дыхании перенасыщается кислородом, вследствие чего наступает состояние, когда мозг прекращает ограничивать поток информации, поступающей извне.

    Еще глубоко в древности шаманы пользовались такой методикой дыхания для расширения сознания и путешествий в прошлое или будущее.

    Зубрежка – опыт прошлых лет

    В царской гимназии обязательным предметом был древнегреческий язык, который потом так никто толком и не знал, но о том, как укрепить память, не задумывался.

    Это была фактически зубрежка, при которой упражнялся мозг учащихся. Факт того, что мозг, как и любой другой орган, не развиваясь, атрофируется, остается фактом.

    Нет, изучать древнегреческий язык молодому поколению или престарелым людям никто не предлагает, но заучивая стихи, прозы, отрывки из произведений для развития памяти − отличный способ. И если вы хотите запомнить не пять слов или цифр в последовательности, а например, тридцать и более, то ежедневные четверостиший приведут к удивительным результатам не только развития памяти, но и быстрого запоминания информации.

    Не всем зубрежка дается легко. И к вопросу о том, как развивать память должен быть индивидуальный подход. Кто-то может запоминать информацию, представляя ее на мысленном экране, а кому-то удобней представить цветовой ряд или запомнить на ощупь.

    Приемов запоминания много, и каждый может найти такой способ, к которому он больше склонен. Мозг человека анатомически разделен на области, которые отвечают за разные процессы, у каждого человека какая-то область развита больше другой. Ваши симпатии к тому или другому способу развития памяти зависят от того, что лучше у вас получается.

    Мнемотехника – эффективно и увлекательно

    Эксперты утверждают, что мозг тренируется не тогда, когда запоминается информация, а при попытке осуществить воспоминания.

    Мнемотехника – методика развития памяти, которая включает в себя два направления (цепочки и Цицерона), позволяющие развить именно процессы воспоминания. Вся техника запоминания основывается на работе с образами.

    Например, для того чтобы запомнить несколько слов, их нужно связать с хорошо известными вам предметами, находящимися в вашей комнате. Вспоминая последовательно эти предметы, в мозге всплывают и связанные с ними слова. Этот прием запоминания превосходно действует на развитие памяти и внимания.

    Если вам необходимо связать группу слов, то методом цепочки, то есть фантастическими связями можно осуществить запоминание. Например, слова зонтик, лодка, конь, велосипед, легко запомнить, связав их в воображении таким образом: зонтик прикрывал лодку, в которой сидел конь на велосипеде. Нереально, но запоминается легко.

    При использовании мнемотехники очень важно соблюдать ритм и единообразие, то есть ассоциативный ряд выстраивается в абсурдной последовательности для всех слов одинаково.

    Попробуйте проверить память, используя этот метод. Если такой способ вам понравился и увлек, то вопрос о том, как укрепить память, уже решен. Укрепляйте таким способом, с каждым разом увеличивая количество слов.

    Эйдетика – для маленьких и взрослых

    О том, как развить феноменальную память, прекрасно разъясняется эйдетикой.

    Этот способ запоминания продемонстрировал эйдетик Стивен Вилтшер, который способен в деталях нарисовать всю линию горизонта незнакомого ему города, увидев его однажды.

    Эта методика применяется в школах Соединенных Штатов и Европы, где слабые ученики за несколько занятий становятся отличниками.

    Секрет такого способа заключается в позитивном воображении и фантазии. Чем ярче у ребенка или взрослого развито образное мышление, тем легче запоминается и воспроизводится информация.

    Прежде всего, этот способ развивает ту область головного мозга, которая отвечает за образное мышление, несомненно, имеющего прямое отношение к развитию памяти и внимания.

    Применяются специально разработанные упражнения. Например, игра «Кулак, палец». Вытянутые вперед две руки, правая зажата в кулак, а левая показывает, что все хорошо. После хлопка руками, следует показать, что все хорошо с правой рукой. После каждого хлопка меняется положение рук, при этом следует частоту хлопков увеличивать.

    Таких упражнений, направленных на развитие фотографической памяти или статической, которые относятся к кратковременному запоминанию, много, а после некоторых манипуляций, можно запомнить информацию надолго.

    Упражнения рассчитаны на развитие внимания и памяти, что немаловажно, так как развить память и внимание – это прекрасный способ тренировать мозговую деятельность. Эйдетика объединяет в себе и мнемотехнику, и пиктограммы, и физические упражнения, и еще множество техник.

    Учимся запоминать музыку

    О том, как развить музыкальную память, можно было бы спросить у Моцарта, который умудрялся не только сыграть однажды услышанную музыку, но и перенести ее на ноты. Возможности такой нет, но специалисты разработали технику запоминания звуков.

    Начинается она простыми упражнениями отстукивания карандашом по столу определенного ритма. Любая музыка основывается на ритме. Поэтому, начиная с несложных отстукиваний, и заканчивая целыми произведениями, можно отработать чувство ритма у любого человека.

    Желающим продолжить музыкальное образование прекрасно помогает технология XIX века по слогописи Белецкого. Кстати, развивая музыкальные способности, не будет необходимости задумываться над тем, как укрепить память, все происходит на автоматическом уровне.

    Школа запоминания Самвела Гарибяна

    Самвел Гарибян стал мировым рекордсменом по запоминанию и написал книгу о том, как быстро развить память любому человеку. По его методу можно стать ходячей энциклопедией, быстро изучить иностранные языки и сделать карьеру.

    В восьмидесятых годах прошлого века Самвел создал свою школу запоминания, карьера многих его учеников пережила фантастический взлет. Самвел разработал свою методику, и дает гарантии, что она годится для всех без исключения.

    Запоминание по Гарибяну основано на создании каждому слову образа, несущего личную эмоцию для человека.

    Самвел знает не понаслышке, как быстро развить память путем запоминания иностранных слов. Например, на иврите кондиционер звучит как «мозган». Для Самвела это слово легко запомнить, если представить, что в мозгах необходимо кондиционирование. После этого мы все уже знаем, что кондиционер на иврите звучит как «мозган».

    Вот как развить феноменальную память, не совершая титанических усилий. Попробуйте проверить память, вспомнив это слово завтра и через месяц. Запоминание двадцати слов в день, позволит изучить иностранный язык за удивительно короткое время. Кроме того, такие приемы позволяют быстрее запоминать информацию любого характера.

    Невероятной способностью запоминания обладал Александр Македонский, он знал всех своих воинов по именам, Адольф Гитлер обладал феноменальной фотографической памятью, что позволяло ему запоминать лица всех, встречавшихся ему людей, о Моцарте мы уже говорили, и таких людей много даже сегодня. Скорей всего, они знают секреты того, как развивать свою память.

    Изучать скорочтение – абсолютно не мучение

    Обучение техники скорочтения базируется на серьезной научной основе. Ее разработали с участием психолингвиста В. Леонтьева и психолога Л. Гримаки.

    Эта действительно эффективная техника, где участвует наука и методология, существенно повышает принцип скорочтения и развития памяти.

    Специалисты утверждают, что в традиционном методе чтения есть пять недостатков, которые мешают людям освоить скорочтение, и развитие памяти при этом значительно снижается:

    • Как развить память и внимание, если пользователи традиционного способа чтения часто используют возвратное движение глаз (регрессию), для повторного прочтения не совсем понятного текста? Какое может быть развитие памяти и внимания в таком ритме?
    • Отсутствие гибкой программы чтения, когда тексты читаются одинаково медленно, даже если некоторые из них требуют быстрого прочтения.
    • Главная преграда быстрого чтения − артикуляция, то есть звучание текста в то время, когда человек его читает про себя. Многие мысленно проговаривают текст в то время, когда читают. Этот дефект слишком много времени забирает у читателя. Это самый трудно исправимый недостаток, но благодаря программе скорочтения он со временем исправляется.
    • К четвертому недостатку относится то, что люди при чтении захватывают малое поле зрения. Это тот участок, который воспринимается глазами на этапе фиксации (остановки).
    • Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Без внимания нет быстрого чтения. Поэтому развитие памяти и скорочтение так взаимосвязаны. Ведь память без внимания тоже не может существовать.

    Небольшие пояснения

    Доказано, что исключение регрессии позволяет увеличить скорость чтения вдвое, а понимание - в три раза. Но, если часть текста непонятна, то возвратиться назад можно, только после того, как текст будет в течение двух минут переосмыслен читателем. Это уже будет не регрессия, а осмысленный возврат. Проведение анализа своего чтения автоматически отвергается вопрос о том, как укрепить память.

    Развитие памяти и скорочтение накрепко связаны еще и тем, что в применении последнего участвует программа интегрального алгоритма чтения, где определяется последовательность умственной деятельности при чтении текста, когда запоминается:

    • название текста, статьи, книги;
    • автор предложенного или выбранного произведения;
    • источник (книга, газета, интернет);
    • проблема, которой посвящен текст;
    • факты, о которых упоминается в тексте;
    • особенности, рассматриваемые в конструкции текста;
    • новизна, которая познается из написанного текста.

    Все это на первых порах отмечается карандашом и нумеруется до тех пор, пока анализ не дойдет до автоматизма. Вряд ли после таких манипуляций у кого-то возникнут сомнения в том, что развитие памяти и скорочтение зависимы друг от друга.

    Ну что же, способы запоминания информации перечислены, а мозг читателя сам определится с выбором.