• Цветомузыка на диодах своими руками. Цветомузыка на мощных светодиодах. Тиристоры в цветомузыке

    Меня всегда привлекали световые эффекты, цветомузыка, стробоскопы и тому подобное, а вот сделать себе подобную игрушку почему-то было лень. Время этому пришло когда в один из скучных вечеров нужно было себя чем-то развлечь. Я нарыл в своих запасах полтора десятка светодиодов - белых, красных и синих, потом нашел в сети простой вариант схемы трехканальной цветомузыки и приступил к работе. Спаяв простенькую светодиодную матрицу, перешел к «проектированию» схемы управления светодиодами.

    Для питания цветомузыки использовал старое зарядное устройство от мобильного телефона.

    Немного поигравшись с номиналами конденсаторов - получил вот такую схему:

    Конденсаторы C1-C5 играют роль частотных фильтров, пропускающих электрический сигнал нужной частоты, их можно заменить на другие, изменив при этом режим работы цветомузыки. Транзисторы и светодиоды также можно заменить на более мощные.

    Полный список деталей

    Конденсаторы:

    C2 – 33мФх16В

    C3 – 4,7мФх16В

    C4 – 5мФх16В

    C5 – 1мФх16В

    Резисторы:

    Транзисторы:

    VT1-VT3 – КТ315Б

    Светодиоды:

    HL1-HL3 – HL 5V прозрачные (15 штук: 5 красных, 5 синих, 5 белых)

    Вид готовой конструкции:


    Монтаж немного грубоватый, но зато работает. Яркость зажигания светодиодов зависит от мощности поступающего сигнала. При желании все это можно красиво оформить и сделать неплохой моддинг вашего компьютера.

    Видеодемонстрация работы цветомузыки:

    Практически у каждого начинающего радиолюбителя, да и не только, возникало желание собрать цветомузыкальную приставку или бегущий огонь, чтобы разнообразить прослушивание музыки в вечернее время или в праздничные дни. В этой статье речь пойдет о простой цветомузыкальной приставке, собранной на светодиодах , которую под силу собрать даже начинающему радиолюбителю.

    1. Принцип действия цветомузыкальных приставок.

    Работа цветомузыкальных приставок (ЦМП , ЦМУ или СДУ ) основана на частотном разделении спектра звукового сигнала с последующей передачей его по отдельным каналам низких , средних и высоких частот, где каждый из каналов управляет своим источником света, яркость которого определяется колебаниями звукового сигнала. Конечным результатом работы приставки является получение цветовой гаммы, соответствующей воспроизводимому музыкальному произведению.

    Для получения полной гаммы цветов и максимального количества цветовых оттенков в цветомузыкальных приставках используются, как минимум, три цвета:

    Разделение частотного спектра звукового сигнала происходит с помощью LC- и RC-фильтров , где каждый фильтр настроен на свою сравнительно узкую полосу частот и пропускает через себя только колебания этого участка звукового диапазона:

    1 . Фильтр низких частот (ФНЧ) пропускает колебания частотой до 300 Гц и цвет его источника света выбирают красным;
    2 . Фильтр средних частот (ФСЧ) пропускает 250 – 2500 Гц и цвет его источника света выбирают зеленым или желтым;
    3 . Фильтр высших частот (ФВЧ) пропускает от 2500 Гц и выше, и цвет его источника света выбирают синим.

    Каких-либо принципиальных правил для выбора полосы пропускания или цвета свечения ламп не существует, поэтому каждый радиолюбитель может применять цвета исходя из особенностей своего восприятия цвета, а также по своему усмотрению изменять число каналов и ширину полосы частот.

    2. Принципиальная схема цветомузыкальной приставки.

    На рисунке ниже предоставлена схема простой четырехканальной цветомузыкальной приставки, собранной на светодиодах. Приставка состоит из усилителя входного сигнала, четырех каналов и блока питания, обеспечивающего питание приставки от сети переменного тока.

    Сигнал звуковой частоты подается на контакты ПК , ЛК и Общий разъема Х1 , и через резисторы R1 и R2 попадает на переменный резистор R3 , являющийся регулятором уровня входного сигнала. От среднего вывода переменного резистора R3 звуковой сигнал через конденсатор С1 и резистор R4 поступает на вход предварительного усилителя, собранного на транзисторах VT1 и VT2 . Применение усилителя позволило использовать приставку практически с любым источником звукового сигнала.

    С выхода усилителя звуковой сигнал подается на верхние выводы подстроечных резисторов R7 ,R10 , R14 , R18 , являющиеся нагрузкой усилителя и выполняющие функцию регулировки (подстройки) входного сигнала отдельно по каждому каналу, а также устанавливают нужную яркость светодиодов канала. От средних выводов подстроечных резисторов звуковой сигнал поступает на входы четырех каналов, каждый из которых работает в своей полосе звукового диапазона. Схематично все каналы выполнены одинаково и различаются лишь RC-фильтрами.

    На канал высших R7 .
    Полосовой фильтр канала образован конденсатором С2 и пропускает только спектр верхних частот звукового сигнала. Низкие и средние частоты через фильтр не проходят, так как сопротивление конденсатора для этих частот велико.

    Проходя конденсатор, сигнал верхних частот детектируется диодом VD1 и подается на базу транзистора VT3 . Появляющееся на базе транзистора отрицательное напряжение открывает его, и группа синих светодиодов HL1 HL6 , включенных в его коллекторную цепь, зажигаются. И чем больше амплитуда входного сигнала, тем сильнее открывается транзистор, тем ярче горят светодиоды. Для ограничения максимального тока через светодиоды последовательно с ними включены резисторы R8 и R9 . При отсутствии этих резисторов светодиоды могут выйти из строя.

    На канал средних частот сигнал подается от среднего вывода резистора R10 .
    Полосовой фильтр канала образован контуром С3R11С4 , который для низких и высших частот оказывает значительное сопротивление, поэтому на базу транзистора VT4 поступают лишь колебания средних частот. В коллекторную цепь транзистора включены светодиоды HL7 HL12 зеленого цвета.

    На канал низких частот сигнал подается со среднего вывода резистора R18 .
    Фильтр канала образован контуром С6R19С7 , который ослабляет сигналы средних и высших частот и поэтому на базу транзистора VT6 поступают лишь колебания низких частот. Нагрузкой канала являются светодиоды HL19 HL24 красного цвета.

    Для разнообразия цветовой гаммы в цветомузыкальную приставку добавлен канал желтого цвета. Фильтр канала образован контуром R15C5 и работает в частотном диапазоне ближе к низким частотам. Входной сигнал на фильтр поступает с резистора R14 .

    Питается цветомузыкальная приставка постоянным напряжением . Блок питания приставки состоит из трансформатора Т1 , диодного моста, выполненного на диодах VD5 VD8 , микросхемного стабилизатора напряжения DA1 типа КРЕН5, резистора R22 и двух оксидных конденсаторов С8 и С9 .

    Переменное напряжение, выпрямленное диодным мостом, сглаживается оксидным конденсатором С8 и поступает на стабилизатор напряжения КРЕН5. С вывода 3 микросхемы стабилизированное напряжение 9В подается в схему приставки.

    Для получения выходного напряжения 9В между минусовой шиной блока питания и выводом 2 микросхемы включен резистор R22 . Изменением величины сопротивления этого резистора добиваются нужного выходного напряжения на выводе 3 микросхемы.

    3. Детали.

    В приставке могут быть использованы любые постоянные резисторы мощностью 0,25 – 0,125 Вт. На рисунке ниже показаны номиналы резисторов, у которых для обозначения величины сопротивления используют цветные полоски:

    Переменный резистор R3 и подстроечные резисторы R7, R10, R14, R18 любого типа, лишь бы подходили под размер печатной платы. В авторском варианте конструкции использовался отечественный переменный резистор типа СП3-4ВМ, подстроечные резисторы импортного производства.

    Постоянные конденсаторы могут быть любого типа, и рассчитаны на рабочее напряжение не ниже 16 В. При возникновении трудности с приобретением конденсатора С7 емкостью 0,3 мкФ его можно составить из двух соединенных параллельно емкостью 0,22 мкФ и 0,1 мкФ.

    Оксидные конденсаторы С1 и С6 должны иметь рабочее напряжение не ниже 10 В, конденсатор С9 не ниже 16 В, а конденсатор С8 не ниже 25 В.

    Оксидные конденсаторы С1, С6, С8 и С9 имеют полярность , поэтому при монтаже на макетную или печатную плату это необходимо учитывать: у конденсаторов Советского производства на корпусе обозначают положительный вывод, у современных отечественных и импортных конденсаторов обозначают отрицательный вывод.

    Диоды VD1 – VD4 любые из серии Д9. На корпусе диода со стороны анода наносится цветная полоска, определяющая букву диода.

    В качестве выпрямителя, собранного на диодах VD5 – VD8, используется готовый миниатюрный диодный мост, рассчитанный на напряжение 50В и ток не менее 200 mA.

    Если вместо готового моста использовать выпрямительные диоды, придется немного подкорректировать печатную плату, или диодный мост вообще вынести за пределы основной платы приставки и собрать на отдельной небольшой плате.

    Для самостоятельной сборки моста диоды берутся с теми же параметрами, что и заводской мост. Также подойдут любые выпрямительные диоды из серии КД105, КД106, КД208, КД209, КД221, Д229, КД204, КД205, 1N4001 – 1N4007. Если использовать диоды из серии КД209 или 1N4001 – 1N4007, то мост можно собрать прямо со стороны печатного монтажа непосредственно на контактных площадках платы.

    Светодиоды обычные с желтым, красным, синим и зеленым цветом свечения. В каждом канале используется по 6 штук:

    Транзисторы VT1 и VT2 из серии КТ361 с любым буквенным индексом.

    Транзисторы VT3, VT4, VT5, VT6 из серии КТ502 с любым буквенным индексом.

    Стабилизатор напряжения типа КРЕН5А с любым буквенным индексом (импортный аналог 7805). Если использовать девятивольтовые КРЕН8А или КРЕН8Г (импортный аналог 7809), то резистор R22 не ставится. Вместо резистора на плате устанавливается перемычка, которая соединит средний вывод микросхемы с минусовой шиной, или при изготовлении платы этот резистор вообще не предусматривается.

    Для соединения приставки с источником звукового сигнала применен разъем типа «джек» на три контакта. Кабель взят от компьютерной мыши.

    Трансформатор питания – готовый или самодельный мощностью не менее 5 Вт с напряжением на вторичной обмотке 12 – 15 В при токе нагрузки 200 mA.

    В дополнение к статье посмотрите первую часть видеоролика, где показывается начальный этап сборки цветомузыкальной приставки

    На этом первая часть заканчивается.
    Если Вы соблазнились сделать цветомузыку на светодиодах , тогда подбирайте детали и обязательно проверьте исправность диодов и транзисторов, например, . А во произведем окончательную сборку и настройку цветомузыкальной приставки.
    Удачи!

    Литература:
    1. И. Андрианов «Приставки к радиоприемным устройствам».
    2. Радио 1990 №8, Б. Сергеев «Простые цветомузыкальные приставки».
    3. Руководство по эксплуатации радиоконструктора «Старт».

    Представляем вам простую версию цветомузыкальной установки, что была собрана в необычном корпусе. Недавно попали в руки отходы металлических профилей 20×80 — их и применили. В проекте она собрана на светодиодах разных цветов 10W (зеленый, синий и красный).

    Схема цветомузыки LED


    Схема цветомузыки LED 3 канала по 10 ватт

    Теперь стробоскоп — он сделан на таймере NE555. Что касается проблемы ограничения тока LED — используем самое простое решение, ограничения тока через подобранные резисторы. Резисторы болтами к профилю прикручены для теплоотвода и совсем не перегреваются, работают с температурой максимум 60С. Ток для каждого светодиода ограничили на уровне 800 мА.

    Схема LED стробоскопа на таймере NE555

    Конструкция устройства

    Тороидальный трансформатор 14В 50VA. Стробоскоп на NE555 вместе с MOSFET IRF540 управляет двумя диодами 10W холодного белого цвета через 5W резисторы 1.5 Ома.


    Корпус ЦМУ из алюминия

    Все светодиоды закреплены на полосках алюминия, который крепится в общий алюминиевый профиль. После 3-х часов теста конструкция остаётся холодная.


    ЦМУ на светодиодах со стробоскопом в корпусе

    Органы управления приставкой

    В корпусе были установлены потенциометры для регулировки уровней, вход на микрофон, выключатель питания, предохранитель, гнездо сети 220 В и переключатель режима работы (стробоскоп-ЦМУ). Весь корпус имеет длину 700 мм. Эффект очень даже красивый и мощный. Можно без проблем осветить зал хоть 200 квадратных метров.

    простая схема цветомузыки на лампах 220в

    Все знают и почти каждый собирает это устройство мерцающее и мигающее под музыку-цветомузыка.В интернете многие ищут по разным запросам схемы цветомузыки и везде они разные.Вашему вниманию я представляю схему ниже внешний вид которой вы видите на картинки.И так, схема рабочей цветомузыки на 220 Вольт на теристорах

    Простая схема цветомузыки


    Деталей для неё понадобится самый минимум.

    Покупаем цветные лампы накаливания на 220В
    Учитывая, что выходной каскад у цветомузыки выполнен на тиристорах, то он обладает большой мощностью. Если тиристоры поставить на теплоотводы, то можно нагрузить на каждый канал по 1000 ватт. Но для дома вполне хватит ламп по 60-100 ватт.

    Рисунок печатной платы для светомузыки

    Я не стал использовать лазерно-утюжную технологию для такого простого рисунка платы. Я просто распечатал картинку зеркально и наложил её на фольгу.


    Что бы бумага не смещалась, закрепляем ее скотчем или еще чем то фиксируем и накерниваем места будущих отверстий

    Сами дорожки рисуем нитрокраской


    В качестве трансформатора подойдет любой трансформатор из китайского блока питания, хоть от радиотелефона, хоть еще от чего то.

    И смотрим полностью спаянную плату


    Патроны прикрепляем к алюминиевому уголку



    В дополнение фото присланное

    Конкурс начинающих радиолюбителей
    “Моя радиолюбительская конструкция”

    Конкурсная конструкция начинающего радиолюбителя
    “Пятиканальная светодиодная цветомузыка”

    Здравствуйте уважаемые друзья и гости сайта!
    Представляю вашему вниманию третью конкурсную работу (второго конкурса сайта) начинающего радиолюбителя. Автор конструкции: Морозас Игорь Анатольевич :

    Пятиканальная светодиодная цветомузыка

    Здравствуйте радиолюбители!

    Как и у многих новичков основная проблема была с чего начать, какой будет мое первое изделие. Начал с того, чтобы я хотел приобрести домой в первую очередь. Первое – это цветомузыка, второе – это высококачественный усилитель для наушников. Начал с первого. Цветомузыка на тиристорах вроде как избитый вариант, решил собрать цветомузыку для светодиодных RGB лент. Предоставляю Вам первую свою работу.

    Схема цветомузыки взята из интернета. Цветомузыка простая, на 5 каналов (один канал –белый фоновый). К каждому каналу можно подключить светодиодную ленту, но для ее работы на входе необходим усилитель сигнала не высокой мощности. Автор предлагает применить усилитель с компьютерных колонок. Я пошел из сложного, собрать схему усилителя по даташиту на микросхеме ТДА2005 2х10 Вт. Этой мощности мне кажется достаточно, даже с запасом. Прилежно перечерчиваю все схемы в программе sPLAN 7.0

    Рис.1 Схема цветомузыки с усилителем входного сигнала.

    В схеме цветомузыки все конденсаторы электролитические, напряжением 16-25v. Где необходимо соблюдать полярность стоит знак «+», в остальных случаях изменение полярности не влияет на мигание светодиодов. По крайне мере я этого не заметил. Транзисторы КТ819 можно заменить на КТ815. Резисторы мощностью 0,25 Вт.

    В схеме усилителя микросхему обязательно надо ставить на радиатор не менее 100см2. Конденсаторы электролитические напряжением 16-25v. Конденсаторы С8,С9,С12 пленочные, напряжением 63v. Резисторы R6,R7 мощностью 1 Вт, остальные 0,25Вт. Переменный резистор R0- сдвоенный, сопротивлением 10-50 ком.

    Блок питания я взял заводской импульсный мощностью 100Вт, 2х12v, 7А

    В выходной день как и полагается поездка на радио рынок для приобретения радиодеталей. Следующая задача нарисовать печатную плату. Для этого выбрал программу Sprint-Layout 6.0. Её советуют радиоспециалисты для начинающих. Изучается она легко, я в этом убедился.

    Рис 2. Плата цветомузыки.

    Рис 3. Плата усилителя мощности.

    Платы изготавливал по ЛУТ технологии. Об этой технологии много информации в интернете. Мне нравиться, когда выглядит по заводскому, поэтому ЛУТ сделал и со стороны деталей тоже.


    Рис 3,4 Сборка радиодеталей на плату

    Рис 5. Проверяю работоспособность после сборки

    Как всегда самое «сложное» при собирании радиосхемы – это укомплектовать все в корпус. Корпус я купил готовый в радиомагазине.


    Лицевую панель я сделал таким образом. В программе Фотошоп нарисовал внешний вид лицевой панели где должны быть установлены переменные резисторы, выключатель и светодиоды по одному с каждого канала. Готовый рисунок распечатал струйным принтером на тонкой глянцевой фотобумаге.


    На обезжиренную приготовленную панель с отверстиями наклеиваю столярным клеем фотобумагу:


    После чего ложу панели под так называемый пресс. На сутки. В качестве пресса у меня блин от штанги на 15 кг:


    Окончательная сборка:


    Вот что получилось:

    Приложения к статье:

    (2.9 MiB, 2,909 hits)

    Уважаемые друзья и гости сайта!

    Не забывайте высказывать свое мнение по конкурсным работам и принимайте участие в голосовании за понравившуюся конструкцию на форуме сайта. Спасибо.

    Некоторые предложения для тех, кто будет повторять конструкцию:
    1. К такому мощному стереоусилителю можно подключить колонки, тогда получится два устройства в одном – цветомузыка и качественный усилитель низкой частоты.
    2. Даже если полярность включения электролитических конденсаторов в схеме цветомузыки не влияет на ее работу, наверное лучше соблюдать полярность.
    3. На входе цветомузыки, наверное лучше поставить входной узел для суммирования сигналов с левого и правого каналов (). У автора, судя по схеме, на высокочастотный канал цветомузыки (синий) подается сигнал с правого канала усилителя, а на остальные каналы цветомузыки подается сигнал с левого канала усилителя, но наверное лучше подавать сигнал на все каналы с сумматора звуковых сигналов.
    4. Замена транзистора КТ819 на КТ815 подразумевает уменьшение количества возможного подключения светодиодов.