• Достигнутый статус человека зависит. Социальный статус и социальная роль. Социальный статус человека в обществе

    Р. Мер-тон

    Социальный статус бывает:

    2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т.

    д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

    Важно усвоить следующее:

    Социальные статусы, их виды

    В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Человек социален, он взаимодействует с различными социальными группами. Входя одновременно о многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также, положения, кот. он занимает в каждой из них, используют понятие социальный статус. Под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностям, это ранг или позиция индивида в этой группе. . Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы.

    Социальный статус – характеристика социальной позиции, наличие внутренне содержательной стороны статуса означает, что СС характеризует какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. Наличие внешненоминационной формы означает, что СС имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. В социологии важно, что статус дочери – это не просто статус родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от них. Общая сумма всех статусов – статусный набор – иллюстрирует индивидуальность человека и его место в системе общественных отношений, совокупность всех статусов организована в иерархические ряды (находятся в связи и подчиненности друг другу). Виды статусов: 1. приобретенные врожденно, прирожденные – приписанные (национальность, пол, раса), т.е. статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

    Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции, это 2.

    достигаемые (приобретенные) Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист – все это примеры достигнутого статуса. Существуют статусы 3. статусы, связанные с системой родства, некоторые родственных статусов является приобретенными (усыновление, крещение). Статусы могут быть формализованными и неформализованными: формализованные защищены законом (директор завода, губернатор области), подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп, поэтому человек стремится «защититься» формальным статусом, неформализованные – статусы, основанные не на законах (лидер компании друзей, неформальный лидер коллектива). Кроме главного статуса, связанного с профессией, уместно сказать об обобщенном статусе, иначе наз. индексом социальной позиции – целостная оценка социальных позиций как своей, так и других в системе социальных координат.

    Из множества статусов прежде всего необходимо определить главный статус, что именно самоопределяет человека социально. Особое значение в этом имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение имеет имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность. Поэтому надо различать основную, общую иерархию статусов личности, кот. срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей. Итак, основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение. Статусы в обществе иерархизированы, принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации, социальный престиж (уважение, признание)статусов и есть иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественном мнении. Престиж статуса разделяем обществом, любая перестройка социальных институтов связана с изменениями иерархии статусов.

    Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека.

    Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

    Социальный статус бывает:

    1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);

    2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец).

    Социальная роль и социальный статус.

    Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

    Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций.

    Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

    С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу.

    В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме – доход, деньги, при социализме – трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу.

    Важно усвоить следующее:

    1) социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

    2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;

    3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

    4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

    Cтатусная группа и стиль жизни

    В обзоре различных определений статуса я до сих пор фокусировал внимание на статусе как позиции индивида в обществе. Однако, с социологической точки зрения, статус гораздо более интересен как атрибут социальных групп или коллективов. Поэтому нам надо перейти от определений индивидуальных статусов к понятию статуса группы, статуса общин (communities) и коллективных стилей жизни. В то время как американская социологическая традиция часто концентрировала внимание на индивидуальном статусе, традиция, идущая от Вебера, более интересовалась происхождением, поддержанием и социальными последствиями существования статусных групп и статусных общин (communities) как сплоченных и воинственных социальных коллективов. В книге «Экономика и общество» Вебер признавал различные значения понятия статуса и престижа, но, по-моему, лишь два аспекта статуса он рассматривал особенно серьезно. Во-первых, понятие статуса как системы «сословий», посредством которой общество (особенно феодальная система) делилось на основании юридических, социальных и культурных привилегий, порождавших разделенные между собой, различные кастоподобные группы. Статусные группы превращаются в сословия, когда их привилегии кристаллизуются в систему юридических и экономических иммунитетов, вытекающих из внешнего контроля или регулирования, защищенных обычаем, религией и законом.

    Во-вторых, Вебер интересовался анализом исторических и социальных функций статусных групп или статусных общин, которые являются коллективами, имеющими схожий стиль жизни, общую моральную систему, общий язык или культуру, религиозные отличия. В результате эти общие черты культуры порождают изолированные, внутренне солидарные общины, организуемые для защиты или расширения своих возможностей пользоваться культурными и социальными выгодами и привилегиями. С этой точки зрения социальная стратификация создает, поддерживает и распределяет в обществе различные формы власти через механизмы политической монополии, культурного воспроизводства и социального исключения. Идея о том, что статусные различия поддерживаются посредством культурной исключительности получила особое развитие в социологии культуры Пьера Бурдье. С точки зрения этих социологических подходов, мы можем вывести два соответствующих понятия статуса: статуса как стиля жизни (культурный статус) и статуса как политико-правовых прав (гражданский компонент статуса).

    Вебер определял статусную позицию (Stadische Lage) как действенную социальную претензию на знатность (honour) или уважение в форме позитивных и негативных привилегий. Статус обычно основывается на специфическом стиле жизни, формальном обучении или формальном престиже, вытекающих из определенного рода деятельности. Статус, к тому же, поддерживается и выражается через ранжировку условий жизни и питания, через монопольное пользование привилегированным доступом к власти и богатству, через социальную солидарность, порождаемую брачным союзом, и, наконец, через определенные обычаи и статусные условности. Под статусной группой он понимал множество социальных субъектов (actors), которые в более широком социальном окружении успешно претендуют на специфический почет (honour) и пользуются определенными социальными привилегиями. Статусные группы — это общности, имеющие привилегированный доступ к ограниченным ресурсам, особенно если эти ресурсы влекут за собой культурные, моральные или символические атрибуты.

    Вслед за Фрэнком Паркином мы можем отметить, что статусные группы или общины (communities) обычно возникают в результате социальной и политической узурпации, вызывающей коллективную борьбу за расширение доступа к ограниченным ресурсам и за укрепление таким способом коллективной позиции в системе почета (honour). Вебер продолжил сравнение экономических классов и статусных общин (communities) c точки зрения их внутренней солидарности и воинственности. В отличие от экономических классов статусные группы — это характерные социальные коллективы общинного характера, который предполагает воспроизводство типичного стиля жизни и культурного наследства. Экономические же классы наоборот являются просто агрегатами индивидов, связанных вместе обменом и другими экономическими отношениями.

    Социальные статусы и социальные роли

    Следовательно, статусные общности организованны как общины с целью защиты и укрепления своих социальных привилегий и прав.

    Смысл этих формальных определений позволил Веберу предпринять серию сравнительных исторических исследований социальной структуры и социальных изменений. Вебер хотел показать, что экономическое богатство – не единственный критерий социальной власти и влияния. Кроме того, он хотел исследовать общества, в которых престиж, достигаемый через образование или культуру, был значительнее, чем власть, основанная на собственности на средства производства. Например, в своем исследовании китайского общества Вебер придал особое значение политическому и культурному статусу образованных. Он писал, что «в течение двенадцати веков социальный ранг в Китае определялся в большей мере служебной квалификацией, чем богатством. Эта квалификация, в свою очередь, определялась образованием и особенно экзаменом. Китай сделал образование буквально единственным мерилом социального престижа, придав ему большую роль, чем это имело место в Европе в период гуманистов или в Германии».

    С точки зрения Вебера, этот культурный слой вносил вклад в укрепление социальной стабильности и традиционализма в Китае, поскольку имелось сходство между конфуцианской этикой слоя и стилем жизни гражданских чиновников. В книге «Религия Индии» Вебер показал, как религиозные убеждения относительно загрязнения играли важную роль в организации и сохранении кастовой системы. Эти примеры подчеркивают тот факт, что Вебер предпочитал проводить историческое исследование властных отношений в человеческом обществе, а не заниматься формальным развитием концептуальных различий между классом, статусом и партией. В последующей социологии веберовское подчеркивание значимости истории было утрачено. Но статическая категоризация различных слоев или сегментов не является заменой исторической социологии.

    Развитие Вебером идеи статусных групп было использовано для противопоставления марксистскому анализу экономического класса. Вебер хотел показать, что статусные группы более сплоченные, социально и политически более сознательные, чем экономические классы, которые Вебер определял как действующие на рынке агрегаты. Статусные группы в решающей мере зависят от поддержания исключительного стиля жизни, направленного на сохранение определенных культурных монополий. Статусные группы стремятся воспроизводить себя через механизмы образования с тем, чтобы предотвратить социальную мобильность посторонних и подчеркнуть свою исключительность и партикуляризм. Полезно сравнить книгу Т.Веблена «Теория праздного класса» с веберовской трактовкой статусных групп:

    «Для Вебера, как и для Веблена, функция престижного потребления, то есть подчеркивание бессмысленного с прагматической точки зрения стиля потребления, требующего многих лет изучения, состояла в том, чтобы предотвратить мобильность и институционализировать привилегии тех, кто поднялся на вершину в предшествующие годы или эпохи. Поэтому статусные группы определяются по специфическим стилем жизни».

    Таким образом, статусная группа – это сообщество индивидов, которые организовались для поддержания или расширения своих социальных привилегий посредством механизма социального закрытия с целью защитить существующие монопольные привилегии от посторонних. …Существование статусных групп неизбежно вызывает социальный конфликт и социальную борьбу, хотя эти формы социальной борьбы часто могут быть замаскированы или скрыты.

    Конфликтная социология

    Один большой спор в социологии возник по поводу вопроса, характеризуются ли социальные отношения прежде всего согласием или конфликтом. Теории социального согласия стремятся объяснить, как формируется социальный порядок, они обычно утверждают, что социальная стабильность создается общими ценностями и ожиданиями. Представители же конфликтной социологии находятся под впечатлением скорее от распространенности конфликтов, напряженности и беспорядка, чем от сфер согласия и консенсуса. Если смотреть из нашего времени, то многие из этих споров кажутся сейчас чем-то непродуктивным, поскольку на уровне здравого смысла ясно, что все социальные отношения порождают одновременно как согласие, так и конфликт. Однако в анализе статусных групп и статусной борьбы есть сильные аргументы в пользу подхода конфликтной социологии, так как в этой работе я утверждаю, что статус по самому своему характеру влечет бесконечную борьбу из-за распределения ограниченных ресурсов, особенно культурных. Конфликтная социология в своей наиболее разработанной форме дает общий и теоретически важный подход к социальным отношениям.

    …Историческое развитие статусной стратификации в Соединенных Штатах отличалось от развития классовых систем в Европе по ряду важных моментов. Прежде всего Соединенные Штаты не унаследовали феодальной знати, а миграция играла ключевую роль в формировании в качестве главного компонента ценностной системы чувства индивидуального успеха, социальная же система организовывалась в отдельные конкурирующие этнические общности. Эти исторические различия частично объясняют и различие подходов к социальной стратификации в американской и европейской социологии. В то время как европейская социальная теория прежде всего интересовалась ролью экономических классов в индустриальном обществе, американские социологи больше интересовались изучением социальной мобильности индивидов, анализом структуры занятий и субъективным восприятием престижа.

    В американском контексте веберовский конфликтный подход к статусным привилегиям был трансформирован и перекрыт «Уорнеровской социологической школой». Понятия «статуса» и «класса» были cлиты, а важность конфликта в формировании сознания игнорировалась. Социальная стратификация теперь рассматривалась как непрерывная градация позиций, которые приравнивались к ранжированию по престижу. Индивиды рассматривались как движущиеся через эти ранжированные позиции благодаря своим личным усилиям; понятие социально замыкающихся статусных групп, стремящихся монополизировать ресурсы, было оставлено в пользу образа Америки как бесклассового общества, имеющего большие возможности для социальной мобильности. Упор на классовый конфликт и конкуренцию статусных групп, составляющие существенные элементы в динамическом процессе исторических преобразований общества (что мы отмечали в социологии как Маркса, так и Вебера) был вытеснен подчеркиванием консенсуса в исследованиях общин (communities) школой Уорнера и структурно-функционалистской теорией стратификации Л.Дэвиса и У.Мура. Конечно, эти подходы к социальной стратификации в американской социологии в конечном счете подверглись широкой критике за то, например, что функционалистский подход к статусу игнорировал существенное неравенство, роль порожденных им интересов, монополизацию ресурсов и масштабные межгрупповые конфликты, имеющие место в американской жизни.

    Обрисовав разнообразие определений и подходов к статусу, я теперь хотел бы более ясно сформулировать мой собственный подход. Во-первых, я особо подчеркиваю политико-правовые черты понятия статуса. Как я уже отмечал, в латинском языке это слово первоначально означало правовую позицию или положение в обществе, в соответствии с которой гражданин мог претендовать на различные формы избавления от политических и налоговых обязательств. Поэтому под статусом я подразумеваю прежде всего комплекс социально-политических претензий к обществу, которое дает индивиду (или, выражаясь более социологически – группе) определенные блага и привилегии, выделяя его из числа других индивидов или групп. Эти социально-политические претензии (claims) касаются ограниченных ресурсов, особенно образования, культуры и символических ресурсов. Этот культурный аспект статуса порождает второе измерение: понятие статуса как культурно специфического стиля жизни, выделяющего в обществе статусную группу с особой идентичностью. В феодальных обществах доступ к привилегиям был организован исключительно через сословия (духовенство, дворянство и простые люди), которые имели свои культурные и ценностные системы. В модерновом обществе борьба по поводу социальных привилегий и отличительных символов более подвижна и открыта, она вовлекает в себя бесчисленное количество групп, коллективов и слоев.

    Подчеркивая социально-политический аспект, легче поддерживать более четкую грань между статусом и идеей экономического класса, поскольку класс касается системы экономического неравенства в обществе, используя категории производства, собственности и потребления. Поэтому я бы предпочел использовать понятие «экономический класс» как эквивалент «социального класса». …С одной стороны, я хочу разграничить экономические классы и статусные общности, а с другой — я считаю, что классовый и статусные анализы -далеко не взаимоисключающие вещи, их эффективнее всего использовать в комбинации… Мой анализ социальной стратификации показывает экономическую структуру общества (классы), распределение юридических прав (гражданство) и организацию престижа и почета в терминах «культурного капитала» (статус как культурно-своеобразный стиль жизни).

    Хотя читатель, вероятно, уже почувствовал, что идея статуса окружена достаточно непростыми терминологическими сложностями, все же в целях анализа я ввожу в этой работе еще одно разграничение: между статусными общинами и статусными колоннами или блоками. Статусная община – это, так сказать, подлинная форма прочной общины (или говоря социологическим языком – отношения Gemeinschaft); это общины, где индивиды на протяжении относительно долгого периода времени имеют общие атрибуты, например, язык, культуру или этническую принадлежность. Например, уэльская община в Южной Австралии или ирландская община Нью-Йорка являются, согласно моей терминологии, статусными общинами устоявшихся, внутренне солидарных коллективов. И наоборот, статусные колонны (columns) или блоки – это скорее ассоциации или организации (отношения Gesellschaft), в которых индивиды создают организационные структуры для достижения особых целей, например, получения пособий или налоговых льгот. Примером статусной колонны являются все лица, принадлежащие к неполным домашним хозяйствам (с одним родителем), которые претендуют на пособия или другие привилегии в социальном государстве (welfare state). Другие примеры – это ассоциации пенсионеров, группы защиты потребителей, благотворительные организации для солдат-инвалидов… Это группы лоббирования, которые часто во имя защиты гражданских прав создают ассоциации для оказания давления на местное или национальное правительства. Таким образом, статусные колонны появляются для достижения весьма ограниченных и возможно краткосрочных политических и социальных целей, в то время как статусные общины имеют тенденцию быть устойчивыми, многомерными, сложными, первичными группами.

    Статусные колонны или блоки оказываются вовлеченными в статусную политику, которая включает заявление претензий к государству на социальные права группами, испытывающими некоторую дискриминацию и апеллирующими к современному, универсалистскому законодательству. Поскольку уравнительный универсализм является главным критерием современных демократий, граждане будут испытывать разные формы неравенства с точки зрения таких особенностей статуса как возраст, пол или национальность. Там, где эти статусные колонны становятся получателями государственной помощи, мы имеем статусную политику… В политико-правовом смысле я подразумеваю под статусом (комплексом социальных требований к общественному хозяйству или государству) современное гражданство…

    Б.Тернер. Статус (Из книги: Bryan S.Turner. Status. Open University, Milton Keynes, 1988). /Переводс англ. и редакция В.И. Ильина. Доступно из URL: http://www.socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/hrest/terner.htm

    Л. Уорнер
    Социальный класс и социальная структура

    Важной характеристикой каждого из статусов являются спектр и свобода иных статусов. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие -- наоборот. Престиж -- это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.

    Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

    • - реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
    • -системы ценностей, характерной для данного общества. Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

    Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписываемый статус человек получает автоматически - по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи - вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигаемый статус - писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат - приобретаются усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп - семьи, бригады, партии.

    Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр - прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина - прирожденный статус, характеризующий пол. Русский - прирожденный статус, определяющий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания.

    В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол и цвет кожи можно изменить при помощи хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного.

    Когда родители - лица разной национальности, трудно определить какой национальности должны быть дети. Нередко они сами решают, что записывать в паспорте.

    Возраст - биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом так как в течение жизни человек переходит из одного возраста в другой и от конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых - заботу о детях и стариках.

    Система родства обладает целым набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными. К ним относятся статусы: «сын», «дочь», «сестра», «племянник», «бабушка» и некоторые другие, выражающие кровное родство. Также существуют некровные родственники, так называемые законные родственники, которыми становятся вследствие заключения брака, усыновления и т. д.

    Достигаемый статус. Существенно отличается от приписываемого статуса. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения.

    Профессию водителя или инженера человек приобретает благодаря собственным усилиям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду.

    Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий.

    К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» - статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе.

    Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.

    Статусы также могут быть формализованными или неформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и более широко - социальных взаимодействий - выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей).

    Социальный статус - это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

    Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность.

    Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. Существуют две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

    Личный статус - положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

    Социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей. Знакомые составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, то есть, неформальный авторитет.

    Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам и т. п. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, то есть, быть лидером, независимым, аутсайдером. Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

    Смешанный статус. Иногда очень трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. Например, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, массовые сокращения, разорение фирмы и др. Такие процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией.

    Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить (либо даже отменить) некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьской революции 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина.

    Резкие изменения могут происходить и на индивидуальном уровне. Если в 30 лет человек стал инвалидом, его социально-экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал себе на хлеб, то теперь он полностью зависит от помощи государства. Достигаемым статусом назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом от рождения.

    Звание академика сначала является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый, так как считается пожизненным, хотя и ненаследуемым. Описанные выше случаи можно отнести к смешанным статусам. Человек, получивший степень доктора наук, не может передать её своему сыну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит продвигаться по научной стезе. Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает выступать в качестве. Выделяют также формальные и неформальные статусы, основные и эпизодические, независимые и зависимые статусы.

    Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6).

    Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

    Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

    • когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;
    • когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

    Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

    Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

    • уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны;
    • способом получения — предписанные или достигнутые;
    • масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;
    • степенью формализации - строго установленные или произвольные;
    • мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.

    Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

    • «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;
    • «разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;
    • «регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

    Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

    Социальный статус

    Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в , взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

    — это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем . Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

    В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это — потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

    Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

    Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально -должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

    Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуют статусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

    В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

    В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором — реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

    Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека — в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одного статусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник — студент — молодой специалист — бизнесмен — президент компании — пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессе сохранения статусного набора.

    Адаптация человека к своему возрасту и меняющемуся социальному статусу — важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

    Социальная роль

    Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенного социального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

    Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

    Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизм санкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

    Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентен роли , хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», — пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

    Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

    Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличать реальное ролевое поведение , т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

    Ролевое исполнение определяется прежде всего ролевыми требованиями , которые воплощены в социальных нормах , сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, — прежде всего, другие люди. Субъект моделирует ролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называет атрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называет достижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

    Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознают свои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

    Характеристики социальной роли

    Одна их первых попыток систематизации социальных ролей предпринята Т. Парсонсом и его коллегами (1951). Они полагали, что любая социальная роль описывается четырьмя характеристиками:

    Эмоциональность . Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности. Таковыми являются роли врача, медсестры, командира и т. п. Другие эмоциональной сдержанности не требуют. Таковыми являются роли, например, землекопа, каменщика, солдата и т. п.

    Способ приобретения . В соответствии с этими признаками роли (как и статусы) делятся на предписанные и приобретенные (сдержанные — несдержанные). Первые роли (пол, возраст, национальность и т. п.) формируются в результате социализации, а вторые (школьника, студента, аспиранта, ученого и т. п.) — в результате собственной активности.

    Формализация . Роли делятся на неформальные и формальные. Первые возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов (например, роль неформального лидера, «души компании» и т. п.); вторые — на основе административных и правовых норм (роли депутата, милиционера и т. п.).

    Мотивация . Разные роли обусловлены разными потребностями и интересами, так же как одинаковые роли — одинаковыми потребностями. Например, роль президента обусловлена исторической миссией, властолюбием, случайностью рождения. В то же время роли «олигарха», профессора, жены и т. п. могут определяться экономическими мотивами.

    Понятие

    Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мейн.

    Социальный статус - место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей. Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.

    Виды статусов

    Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

    • прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
    • приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
    • предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

    Статусная несовместимость

    Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:

    • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;
    • когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

    Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру - участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев!

    Литература

    На английском языке

    • Warner W.L., Heker M., Cells K. Social Class in America. A Manual co Procedure for Measurement of Social Status. Chicago, 1949.
    • Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936

    На русском языке

    • 2.2. Социальные статусы и роли (С. 54-59) в кн.: Шкаратан, Овсей Ирмович. Социология неравенства. Теория и реальность ; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 526 с. - ISBN 978-5-7598-0913-5

    Примечания

    См. также


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Социальный статус" в других словарях:

      См. Статус социальный. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС … Философская энциклопедия

      См. СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

      - (лат. status положение) соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. С.С. как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и… … Новейший философский словарь

      социальный статус Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      Социальный статус - Положение индивида в обществе, его место в социальных иерархиях разного типа, определяющее взаимоотношения с другими членами общества. Социальный статус трактуется по разному: 1. недифференцированная совокупность всех социальных признаков… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

      СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - соотносительное положение (позиция) индивида или группы в общественной структуре, отличающее их от других лиц и групп. Социальный статус лица определяется по его отношению к сфере профессионального труда. В этой связи население подразделяется на… … Профессиональное образование. Словарь

      социальный статус - socialinis statusas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Individo, grupės padėtis socialinėje sistemoje (pvz., komandos socialinis statusas, sportininko socialinis statusas, trenerio socialinis statusas). Socialinį statusą lemia… … Sporto terminų žodynas

      Социальный статус - (см. Статус социальный) … Экология человека

      СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - См. статус, социальный … Толковый словарь по психологии

      Социальный статус - Положение индивида в обществе, его постоянное или временное место в социальных иерархиях разного типа, определяющее взаимоотношения с другими членами общества. Термин может использоваться в разных значениях. 1. Недифференцированная… … Словарь социолингвистических терминов

    Книги

    • Исход из гетто. Социальный контекст эмансипации евреев, 1770-1870 , Кац Яков. Классическое исследование выдающегося израильского историка и социологи Якова Каца (1904-1998) посвящено анализу сложного и длительного процесса интеграции евреев вевропейское общество. Выход…

    Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона .

    Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

    Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.

    Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.

    Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

    Социальный статус - интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

    В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.

    Предписанный статус - это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.

    Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).

    Приобретенный статус - это положение в обществе, достигнутое самим человеком.

    Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.

    Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.

    Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.

    Естественный статус личности - место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.

    Профессионально-должностной статус - это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

    С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальная роль».

    Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

    При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

    Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

    1) эмоциональность , т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, - ее сдерживание;

    2) способ получения - в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;

    3) масштаб - объем полномочий одной роли четко установлен, других - неопределен;

    4) регламентированность - некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);

    5) мотивация - выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.

    Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.

    С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.

    С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом.

    Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.

    В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

    1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

    2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

    3) оценка выполнения предписанной роли;

    4) санкции - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

    любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.