• Inkscape tutorial: Основы дизайна. Inkscape уроки для начинающих – управление узлами

    Какую бы фигуру мы не создали в графическом редакторе Inkscape, в ней всегда будут узлы, которые служат нам для управления фигурами. Узлы могут быть разной формы, в зависимости от выполняемой ими функции, например, закруглить или сделать угол фигуры более острым. Давайте попробуем разобраться в том, как же управлять узлами. Для этого и созданы inkscape уроки для начинающих, чтобы новичку легче было адаптироваться в программе.

    Inkscape уроки для начинающих – управляем узлами

    После создания какой-либо фигуры, можно вызвать инструмент для управления узлами клавишей (F2 ) или найти его на панели инструментов, он идет вторым после черной стрелочки сверху. Если все выбрано правильно, то контекстная панель инструментов будет иметь вид как на рисунке ниже.

    Наведите мышь на контекстную панель инструментов и прочтите, для чего предназначен каждый вид узла.

    Давайте научимся на практике управлять узлами какой-либо фигуры. Сначала попробуем на примере прямоугольника. Создайте прямоугольник любого цвета, какой вам больше нравиться и выберите инструмент управления узлами. На углах прямоугольника появились два белых квадрата и один кружок. Если мы потянем за кружок, то углы прямоугольника станут закругленными. Я проделал то же самое и результат вы можете увидеть на рисунке ниже.

    Управление узлами на примере ломаной линии

    Вы уже заметили, что на ее углах тоже появились узлы. Если потянуть за какую-то одну из сторон линии, то появляются рычаги узлов. Попробуйте управлять рычагами и увидите, что из ломаной линии, при помощи рычагов, можно сделать все что угодно.

    Клавиши для управления узлами

    Рассмотрим клавиши, которыми можно управлять узлами. Удалить узел можно клавишей (Delete ), не забыв выделить нужный узел щелчком мыши. Клавиша (TAB ) выделяет следующий по счету узел, а двойной щелчок мыши, на любом участке линии, создает новый узел. Ну а если вы хотите выделить несколько узлов, то вам в помощь клавиша (Shift ), которую нужно удерживать и выделять нужные вам узлы.

    Вкратце я описал, что собой представляют узлы и как ими управлять в графическом редакторе Inkscape. Попробуйте управлять узлами, выбрав круг или звезду. Попробуйте так же из ломаной линии сделать какую-нибудь фигуру или букву.

    Inkscape уроки для начинающих служат для ознакомления новичка с программой. Гораздо больше вы узнаете на практике, при создании рисунков. В следующем уроке я расскажу о .

    В общем разделе про мы рекомендовали использовать для редактирования рисунков программу Инкскейп. Название программы, если переводить буквально, нечто вроде чернильный пейзаж. Из разработчиков программы в сети упоминают Дмитрия Кирсанова.

    Чем хорошо Инкскейп? По-видимому, тем, что платные аналоги стоят безумные деньги. Кроме того, данная программа работает на Виндоус и на Линукс.

    Что он может в руках профессионала? Многое.

    Вот по нашим сведениям творчество Лучиано Лоренсо (мы не знаем точную ссылку на оригинал)

    Вот еще сложный пример

    Попроще, но ближе к детям

    А для начала надо научиться делать что-нибудь попроще. В поисках доступного учебника мы нашли в сети следующие источники для школьников.

    1. Практикум учителя информатики школы 91 г. Перми Марии Александровны Зильберман .

    2. Другой победитель конкурса “КОД СВОБОДЫ” Шаламов Алексей Владимирович представил в формате odt

    7. Популярно об Инкскейпе с примерами работ. (Ссылка удалена - ресурс исчез из сети)

    9. Для знающих английский, францзский или испанский языки, и уже изучивших простые уроки, все же есть еще пространство для развития. Объемистая книга по Инкскейпу "Inkscape: Guide to a Vector Drawing Program" от Tavmjong Bah.

    11. Элементарные уроки по первым шагам рисования черепашки находятся ниже в данной теме.

    Добавление 2012

    Данная заметка появилась в январе 2010. В настоящее время в сети может быть найдено много замечательных новых ресурсов, рассказывающих про этот замечательный графический редактор. Появилось очень много хороших уроков по рисованию тех или иных картинок.

    Несколько практических замечаний:

    • В сети наметилась явная тенденция по идентификации пользователей. Следующий естественный шаг - идентификация софта на компьютерах. В этой связи использование прекрасных программ вроде иллюстратора или фотошопа кажется все менее и менее привлекательным в силу дороговизны лицензий. Один из вариантов - переход на свободное ПО. В частности, программы инкскейп, blender и т.д.
    • Новые версии Линукса ничем не уступают windows, а во многом превосходят - защита, удобство использования, бесплатность. Тот же Ubuntu устанавливается за 15-20 минут, находит все необходимые драйвера, имеет интуитивно понятный графический интерфейс, прост в использовании. В качестве доп. плюсов - полностью легальные программы работы с графикой вроде gimp, программы построения фрракталов, программы для обработки видео, работы с соц. сетями. Библиотеки программ под линукс переполнены, и в настоящее время это - качественные программы, удобные даже для новичков.
    • Что касается инкскейпа. Для людей, создающих графику для веб сайтов, соц. сетей и т.д. зачастую не нужны приемы мастерства, описываемые в книжках. У многих пользователей к инкскейпу очень простые запросы. В этом случае крайне полезны бесплатные библиотеки готовых.svg файлов (в любом поисковике вбиваете запрос "галлерея svg"). Из таких галлерей можно скачать файл на нужную тему: они выкладываются именно для этой цели, чтобы другим людям не создавать стандартные объекты с нуля. Потом, открыв файл в inkscape, можно добавить свои элементы, отредактировать объекты, сменить цвета, и т.д. и на экспорте получить оригинальную, уникальную свою картинку. Для подобных операций нужны только простейшие навыки в инкскейп.

    Inkscape - это очень популярный векторный графический редактор с открытым исходным кодом, который может работать как в операционной системе Linux, так и в Windows и MacOS. Отличие векторного графического редактора от растрового в том, что рисование выполняется не с помощью пикселей, а с помощью различных фигур и формул. Это дает определенные преимущества, например, изображение можно масштабировать без потери качества.

    В этой статье мы рассмотрим как пользоваться Inkscape для рисования и обработки изображений. Поговорим про установку самой программы и использование фигур.

    Это достаточно популярная программа, поэтому вы можете очень просто ее установить. В дистрибутивах Linux, векторный редактор Inkscape доступен из официальных репозиториев, например, для установки в Ubuntu необходимо выполнить команду:

    sudo apt install inkscape

    Для установки в системах Red Hat и CentOS выполните:

    sudo yum install inkscape

    Если вы хотите установить программу в Windows, то установочный файл можно скачать на официальном сайте. Кроме версии для Linux, Windows и MacOS, можно скачать исходный код и собрать программу самому. Когда установка будет завершена, вы можете найти программу в главном меню:

    Как пользоваться Inkscape?

    Теперь рассмотрим более подробно как пользоваться утилитой. Но начать необходимо с разбора интерфейса утилиты.

    1. Интерфейс программы

    Сразу после запуска программы вы увидите такое главное окно:

    Интерфейс программы достаточно прост и выглядит намного понятнее, чем в том же Gimp. Его можно условно разделить на несколько областей:

    • Меню - находится в самом верху окна, с помощью него вы можете выбирать различные опции и параметры работы программы;
    • Панель инструментов - находится сразу под меню, здесь расположены часто используемые инструменты, к которым нужно иметь возможность легко получить доступ;
    • Инструменты рисования - панель с инструментами рисования находится в левой части окна и расположена вертикально;
    • Рабочая область - холст для рисования, расположенный в центре окна;
    • Инструменты действий - панель инструментов действий находится справа от рабочей области;
    • Нижняя панель и палитра - в самом низу окна расположена панель с несколькими инструментами для настройки параметров фигур и палитрой цветов.

    Вам также часто придется использовать различные горячие клавиши для навигации по документу и выбора некоторых функций. Вот основные из них:

    • Ctrl+стрелка - для перемещения по листу. Также перемещаться можно с помощью колесика мышки по вертикали и с зажатой кнопкой Shift по горизонтали;
    • Клавиши + и - используются для масштабирования документа;
    • Ctrl+Z и Ctrl+Shift+Z используется для отмены и повтора последних действий соответственно;
    • Shift - выделить несколько фигур.

    Черный прямоугольник в центре вашего холста - это область для рисования, вы можете изменить ее размер через меню "Файл" -> "Свойства документа" .

    2. Создание фигур

    Как я уже сказал все действия по рисованию изображения выполняются с помощью различных фигур. Выберите одну из доступных фигур на панели слева и кликните по области рабочего пространства, где необходимо вставить фигуру. Чтобы изменить ее размер потяните в указатель мыши в нужную сторону.

    Каждая фигура имеет два параметра, которые влияют на ее оформление. Это заливка и обводка. Заливка определяет основной цвет фигуры, а обводка - цвет контура. Обводка и заливка настраиваются в окне, которое можно отрыть на панели инструментов:

    На палитре Inkscape вы можете выбрать общий цвет для фигуры, а в окне настройки заливки отдельно цвет для заливки и обводки. Кроме однородного цвета можно использовать градинеты.

    3. Группировка объектов

    Для удобства перемещения и применения объектов векторный редактор Inkscape поддерживает объединение их в группы. Для этого отметьте несколько объектов с помощью кнопки Shift и в меню "Объект" выберите "Сгруппировать" . Теперь все выбранные объекты находятся в одной группе, вы можете их перемещать и применять операции ко всем ним сразу. Также для группировки можно использовать сочетание клавиш Ctrl+G.

    Для расгруппировки используйте пункт разгруппировать. Или нажмите несколько раз клавишу Ctrl+U . В вопросе как пользоваться Inkscape более важна работа с формами и цветами фигур, рассмотрим это подробнее.

    4. Действия над фигурами

    Чтобы перемещать фигуру нужно использовать инструмент "Стрелка" . Также, когда активирован инструмент фигуры, например, "Прямоугольник" , вы можете изменить ее размер, углы и очертания с помощью белых квадратиков. Просто перетаскивайте их в нужную сторону.

    С помощью инструмента "Стрелка" можно не только менять размер, но и переключать передний и задний план, отражать объекты и тонко настраивать их координаты. Обратите внимание, что когда вы меняете инструмент рисования, меняется панель инструментов, на ней отображаются возможности этого инструмента:

    Инструмент "Редактировать углы" позволяет различным образом изменить углы и очертания объекта:

    Инструмент "Корректировать объекты раскрашиванием или лепкой" позволяет изменить цвет и очертания объектов, например, вы можете сделать их вогнутыми, перемещать в различных направлениях, уменьшать и увеличивать, вращать и даже дублировать объекты. Для применения действий необходимо чтобы объект был выделен.

    Инструмент "Измеритель" позволяет изменять длины и углы различных геометрических объектов:

    5. Фильтры

    С помощью фильтров можно применить различные эффекты к объектам. Все доступные эффекты рассортированы по категориям и доступны из меню "Фильтры" . Среди эффектов есть различные текстуры, изменение дизайна, и многое другое:

    6. Сохранение результата

    Поскольку в этой статье мы ставим перед собой задачу рассказать об Inkscape для начинающих, разберем как сохранить изображение. Поскольку это векторные изображения, здесь будет использоваться специальный формат - svg. Чтобы сохранить готовое изображение откройте меню "Файл" и выберите "Сохранить" , затем выберите расположение файла:

    Этот раздел сайта посвящен уроками inkscape. В этом разделе представлены только основные базовые уроки inkscape , иначе говоря, уроки inkscape для новичков . Более сложные уроки inkscape публикуются в специальном разделе, посвященном векторной графике, на нашем форуме , где их также можно обсудить.

    Первые уроки в этом разделе представляют собой базовые уроки inkscape для новичков и рекомендуются для прохождения всем, кто начинает работать с этой программой. Основные или базовые уроки inkscape на русском языке (inkscape tutorials на русском языке) научат вас основам работы с холстом, навигации в inkscape , работе с документами, фигурами, инструментами. Так же в них представлены методы выбора, изменения объектов, работы с узлами, группировки объектов, работы с параметрами заливки и обводки, выравниванием и порядком объектов. Для более сложных уроков открыт специальный раздел - векторная графика - на форуме .

    Урок №1.

    Этот урок inkscape представляет собой серию простых базовых упражнений, позволяющих новичкам начать работу с этим векторным редактором. Урок дает базовые знания о работе с холстом, фигурами, инструментом выделения и изменения фигур, группировки фигур, изменении цвета контура и обводки, работе с градиентами. Урок inkscape посвящен ответам на вопросы по стандартным базовым возможностям программы.

    Урок №2.

    На этом уроке inkscape мы научимся рисовать вот такую стрелку. Этот урок полезен для закрепления навыков работы с фигурами и узлами, а также из этого урока inkscape можно узнать, как рисовать треугольники.

    Урок №3.

    Этот урок inkscape всего из пяти шагов рассказывает о работе с текстом и закрепляет знания контуров и заливки.

    Урок №4.

    Этот урок inkscape ориентирован на изучение основ работы с кривыми. Мы потренируемся создавать кривые, добавлять в них узлы и объединять узлы, научимся делать узлы гладкими, а также немного поработаем с градиентами и другими инструментами inkscape .

    Урок №5. Урок inkscape звездочка с глазами

    Этот урок inkscape ориентирован на изучение инструмента звезды и инструмента эллипс . В этом уроке мы потренируемся рисовать эти фигуры, а так же научимся их дублировать и группировать, и вспомним градиенты, заливки и обводки в inkscape .

    Урок №6. Как нарисовать бильярдный шар

    Наверное, самый простой и в тоже время самый эффектный урок векторной графики - это рисование сфер. Нельзя обойти и нам этот урок стороной. Давайте нарисуем вот такой бильярдный шарик, используя возможности и работу с градиентами в этой программе.

    Урок №7.

    Этот урок inkscape сделан в продолжение круглой темы, но немного сложнее предыдущего урока: как нарисовать векторный бильярдный шар . В этом уроке мы будем рисовать векторный чупа-чупс.

    Урок №8.

    Этот простой урок inkscape сделан о том, как сделать надпись, вырезанную из фона. В этом уроке мы еще раз познакомимся со свойствами контуров и возможностью их объединения и исключения.

    Урок №9. Урок inkscape как нарисовать валентинку

    Этот урок inkscape не очень сложный, но содержит много этапов. Правда, и для целей обучения этот урок очень познавательный. Из этого урока вы узнаете, как работать с пером, как работать с узлами, как разрывать и соединять контуры, как создавать узор из контуров с помощью интерполяции, как кадрировать изображение в нужный размер и многое другое. Урок содержит подробные описания каждого действия. Этот урок inkscape очень полезен для новичков , не смотря на кажущуюся сложность из-за его объема.

    Урок №10. Урок inkscape как нарисовать граффити на кирпичной стене

    Этот урок inkscape не очень сложный. посвящен созданию узоров из фигур, на примере стены из кирпечей. Создание узоров рассмотрено в уроке подробно, в то время как другие очевидные вещи, которым были посвящены предыдущие уроки данны с сылками на инструкцию inkscape .

    Урок №11. Урок inkscape надпись жизнь жуков

    В этом уроке inkscape подробно рассмотрена возможность создания сложных контуров с помощью разницы или вычитания двух более простых контуров. Так же в этом уроке можно узнать, как сделать форму листа с дерева, используя базовую форму овал.

    Урок №12. Урок inkscape сердечко, нарисованное фломастером или карандашом

    В этом уроке inkscape рассмотрен еще один способ, как сделать сердечко, используя базовую форму круг. А также в этом уроке можно познакомиться с некоторыми контурными эффектами inkscape.

    Урок №13.

    Для новичков inkscape это очень полезный урок , поскольку, когда навыков работы с программой еще мало, то очень полезно бывает посмотреть, как сделали работу другие более опытные товарищи и попытаться повторить подобное. Этот урок даст вам много полезной информации, которая поможет в этом, тем более, что файлы SVG являются открытыми исходниками и надо уметь извлекать из них полезные для себя вещи.

    Урок №14. Урок inkscape кукла в стиле кантри

    Этот урок inkscape является еще одним примером использования фильтров, на примере рисования куклы в inkscape и дополнительных фильтров inkscape для стиля кантри из предыдущего урока.

    Урок №15.

    Этот урок inkscape пример совместного использования векторной и растровой графики. В этом уроке мы будем работать с inkscape и paint.net для обработки растрового изображения.

    Урок №16. Урок как нарисовать пингвина

    Этот очень простой урок inkscape , сделанный с очень большим количеством иллюстраций.

    Урок №17. Урок обои с бликами

    Это крайне простой урок inkscape . В этом уроке мы будем использовать простые фигуры: прямоугольник и круг, а так же свойства размытия и прозрачности. Вот в принципе и все, что нам понадобится для этого урока.

    Урок №18. Урок обои с рыбой

    Сам по себе этот урок inkscape не особо сложный , но в нем есть много важных и показательных моментов, так что даже, не смотря на симпатичный результат, его стоит пройти, что бы почувствовать работу в inkscape.

    Урок №19. Урок cтеклянный стакан с соком

    На этом уроке inkscape можно научиться, как нарисовать стеклянный стакан с апельсиновым соком, используя возможности векторного редактора inkscape.

    Урок №20. Урок как нарисовать Hello Kitty

    Это несложный урок inkscape . В этом уроке кроме того, что мы научимся рисовать мордочку кошки Hello Kitty, мы еще научимся использовать направляющие линии в inkscape, научимся создавать их, поворачивать, настраивать.

    Урок №21. Урок как нарисовать поросенка Деда Мороза

    Это несложный урок inkscape на повторение "конструирования" образов из геометрических фигур, а так же о том, как делать блики.

    Урок №22. Урок как нарисовать векторный пейзаж грустный камень

    Этот несложный урок inkscape имеет целью показать, как можно рисовать в векторном редакторе inkscape оригинальные и симпатичные картинки, например, вот такой векторный пейзаж, используя простые геометрические фигуры.

    Урок №23. Как нарисовать в векторе текстуру джинсовой ткани

    Этот несложный урок inkscape имеет целью показать, что у фигур существует не только заливка цветом или градиентом, но и текстурная заливка. А так же в этом уроке мы научимся с ней работать.

    Одним из основных применений векторной графики на сегодняшний день является создание миниатюр, или как их часто называют, "иконок". Для русского православного уха такое словечко звучит несколько кощунственно, я не стану его употреблять.

    Когда вы создаете миниатюру в традиционом растровом виде, то уменьшать ее (так же как и увеличивать) можно лишь в узких пределах, очень скоро становится невозможно понять, что же, собственно, изображено. Ведь растровое изображение состоит из отдельных точек (а точнее - квадратиков), называемых пикселями, которые имеют вполне определенные размеры (1/90 дюйма, как правило). Уменьшая изображение, мы уменьшаем не размер пикселей, а их количество, отчего детали изображения пропадают. При большом увеличении мы видим квадратики, но не видим за ними картины (как в музее, уткнувшись носом в полотно, увидишь одни мазки).

    Другое дело векторное изображение. Оно является, по существу, текстовым файлом на языке XML и описывает математически все линии, кривые и цвета, из которых строится картинка. Понятно, что при изменении масштаба, законы построения кривых не меняются, поэтому можно создать рисунок, а затем увеличивать и уменьшать его в огромных пределах без малейшей потери качества изображения.

    К сожалению, пока нет единых стандартов векторных файлов, как и нет возможности просматривать их без специальных программ. В мире свободного софта стандартом является файл SVG, но до сих пор не все браузеры понимают его (сами знаете какие). Поэтому приходится уменьшать изображение до нужной величины, а затем конвертировать его в растровое соответствующего размера. А вот в новом KDE 4 вся графика векторная, почему он и смотрится значительно лучше прежнего.

    Теперь перейдем к делу. Начнем рисовать векторную электролампочку и с ее помощью прольем немного света на то, как работать с замечательной, но не самой интуитивной програмой Inkscape.

    Создаем новый файл. Файл - > Создать ≈ открывается длиннейший список опций. Выбираем из него icon_48x48 , это распространенный для миниатюр стандарт. Мы могли бы создать файл любого размера, а затем уменьшить его, но к чему лишние движения?

    Вот перед нами окно Inkscape с новым пустым файлом.

    Рис. 1

    Прежде чем что-либо рисовать, нужно сделать две вещи:

    Первое. Пройти Файл - > Свойства документа , откроется одноименное окно с несколькими вкладками. Нам нужна вкладка Прилипание (рисунок 2).

    Рис. 2

    Требуется убрать галочку из отмеченного маркером квадратика, тем самым отключив прилипание. Когда имеешь дело с тонкой работой, прилипание мешает.

    Второе. Настроить сетку для удобства рисования. Мои долгие мучения с настройкой сетки показали, что настраивать ее нужно при больших увеличениях, порядка 10 000%, иначе настроить можно только случайно.

    Для настройки в том же окне Свойства документа открываем вкладку Сетки (рисунок 3)

    Рис. 3

    Вверху окна читаем: Прямоугольная сетка и дальше Создать . Жмем.

    Открывается сетка по умолчанию, которая нам не подходит. У нас файл 48х48 пикселей, так что число основных линий сетки должно быть кратно 12, 6 или 4, чтобы легко видеть середину холста. Поэтому выставляем Основная линия сетки каждые: 12 линий. А Интервалы по X и Y оставляем 1 пиксель. Настраиваем цвета обычных и основных линий сетки, чтобы она выглядела как миллиметровка (кто помнит, что это такое). Если сетка немедленно не появляется, или появляется не такая как надо, то внизу окошка есть длинная клавиша Удалить . Удалив неудачную сетку, следует еще увеличить масштаб и создать новую сетку. Масштаб проще всего изменять клавишами + и - , а можно в самом нижнем правом углу основного окна Inkscape, там есть специальное окошечко (помечено на рисунке 1 стрелкой).

    Когда сетка создана, ее можно убирать и снова накладывать из меню Вид - > Сетка . Хорошо бы сохранить файл под именем lamp.svg, чтобы программа запомнила текущую сетку. Вобще, по ходу работы рекомендую время от времени сохранять файл. Дело в том, что Inkscape использует ограниченное количество памяти машины, и иногда становится заметны заминки, вызванные ее нехваткой.

    Теперь приступим к рисованию. Выберем масштаб, позволяющий видеть весь холст целиком. Ближе к верхней части холста нарисуйте круг при помощи инструмента F5 .

    Панель инструментов занимает левую рамку окна Inkscape и любой инструмент может быть вызван нажатием клавиши Fn , где n ≈ порядковый номер инструмента, начиная сверху. Можно просто кликнуть на розовом шарике, нетрудно догадаться, что он рисует круги. Вернее, он рисует эллипсы, но, если удерживать клавишу CTRL , то круги.

    Прежде чем пытаться рисовать круг, пройдите обязательно в меню Справка - > Учебник - > Фигуры . Вы не пожалеете ≈ ведь учебник Inkscape интерактивный. Прямо в открывшемся окне учебника можно тренироваться рисовать, изменять, преображать фигуры и прочие элементы. Все это сопровождается подробными инструкциями на русском языке. Вы никогда самостоятельно не откроете и десятой части возможностей программы, если пренебрежете Учебником .

    Но вот вы начали рисовать круг и от успуга роняете мышь ≈ ваш круг получается красным с жирной черной каймой, да еще, возможно, с вырезанным сегментом.

    Рис. 4

    Об этом учебник не предупреждал. Не бросайтесь удалять страшный круг и искать настройки инструмента. Дело в том, что в программе Inkscape сначала рисуют элемент, а потом изменяют его. Это несколько необычно, так как в большинстве программ, да и просто в жизни, инструмент сначала настраивают, а уж потом им пользуются. Здесь все наоборот: пока нет объекта, нет и настроек (также было и с сеткой ≈ сначала мы ее создали, а потом настраивали).

    Нарисованный круг выделен по умолчанию, но если нет, то надо выделить его при помощи инструмента F1 ≈ стрелки. Не поленитесь прочитать первые два раздела учебника, иначе мне придется переписывать их в этой статье. Когда объект (круг) выделен, то можно легко превратить чудовище в красавицу. Для начала разберемся с потерянным сегментом. Посмотрите на панель выше рабочего окна: на рисунке 4 я обвел зеленым цветом интересующий нас отрезок (он виден только при выбранном инструменте F5).

    Там три варианта рисования эллипсов, почему-то по умолчанию выбран сегментированный. Переключитесь на третий (последний) вариант и круг обретет законченность. Хорошо; теперь займемся цветами.

    Пройдем с меню Объект - > Заливка и обводка . Если объект выделен, то можно без труда менять его очертания и цвета. Начнем с красного круга. Переходим на вкладку Заливка (рисунок 5).

    Рис. 5

    Мы видим, что сейчас выбрана плоская заливка цвета ff0000 (чисто красного) по системе RGB с непрозрачностью 100% (две добавочные шестнадцатеричные цифры ff в конце номера). Сам номер вписан в окошке, помеченном синей стрелой.

    Нам для наших целей заливка пока не нужна, поэтому мы жмем на крестик (зеленая стрелка), означающий Нет заливки . И красная окружность мгновенно исчезает.

    Наконец-то мы имеем черный круг с обводкой шириной в 1 пиксель, о чем можно узнать, если заглянуть на вкладку Стиль обводки того же окна. Можно вспомнить, что мы собирались рисовать миниатюру электролампочки и приступить непосредственно к делу.

    Теперь нам предстоит сделать из круга грушу, поэтому смело берем инструмент Shift+F6 , который называется Рисовать кривые Безье и прямые линии . Что такое кривые Безье, вы выясните самостоятельно, а пользоваться ими очень просто: нажимаем левую кнопку мыши ≈ ставим точку, переносим инструмент на другое место, нажимаем, ставим точку. Когда мы хотим остановиться и не ставить больше точек, то делаем двойной щелчок или нажимаем ENTER . Главное в этом деле минимализм ≈ не ставить больше точек, чем нужно, в крайнем случае их всегда можно добавить. (Впрочем, удалить лишние тоже не трудно). Как только мы нажали ENTER , как волосяная линия, тянувшаяся за инструментом, превращается в контур с текущей обводкой (рисунок 6).

    Рис. 6

    Теперь берем инструмент F2 и начинаем редактировать узлы контура и сами контуры, превращая их в кривые Безье. Тут нужно немного потренироваться, набить руку и почитать Учебник , раздел Продвинутый курс . Без такого чтения вы никогда не узнаете всех секретов обращения с кривыми Безье.

    В итоге должно получиться нечто похожее на рисунок 7.

    Рис. 7

    Следующим шагом будет удаление ставшей ненужной нижней части окружности. Для этого сперва нужно объединить два контура ≈ окружность и новую кривую ≈ в один контур. Для этого, удерживая клавишу SHIFT , поочередно кликаем инструментом F2 на окружности и на кривой. Затем переходим в меню Контуры - > Объединить . Получается как на рисунке 8.

    Рис. 8

    Обратите внимание на два помеченных красным узла на контуре. Сейчас нам предстоит добавить над каждым из них еще по одному узлу. Это делается двойным кликом инструмента F2 . Результат на рисунке 9.

    Рис. 9

    Теперь нужно выделить тем же инструментом самый нижний узел на окружности и удалить его при помощи клавиши DEL . Очертания контура при этом немного изменятся.

    Затем, при нажатой клавише SHIFT выбрать два узла, которые показаны желтым на рисунке 10. После того, как вы их выберете, они у вас тоже пожелтеют.

    Рис. 10

    Затем поднимите взгляд на панель над рабочим окном и найдите пиктограмму Разбить контур , показанную на рисунке 11.

    Рис. 11

    Нажмите на пиктограмму мышью и контур между выделенными узлами исчезнет. Выделите, удерживая клавишу SHIFT , узлы на границе разрыва, как показано на рисунке 12.

    Рис. 12

    При помощи пиктограммы Соединить контуры по выделенным оконечным узлам (третьей слева на рисунке 11) соедините разрыв. Потом проделайте ту же операцию с другой стороны груши.

    Колба нашей будущей лампы готова. Теперь настало время изменить ее черный цвет на более подходящий.

    Выделяем объект инструментом F1 и открываем окно Объект - > Заливка и обводка . Во вкладке Обводка выбираем линейный градиент (рисунок 13).

    Рис. 13

    Объект окрашивается в какой-то градиент, но он нам не подходит. Поэтому нажимаем клавишу Изменить . Откроется окно Редактор градиентов , рисунок 14.

    Рис. 14

    Редактор градиентов позволяет изменять цвета конечных точек градиента, которые называются stop 3153 и stop 3155 (номера могут быть любые). Вызвать их можно, нажав на указатели, которые я пометил зеленым кружком. Подсветив верхнюю конечную точку, нужно задать ей нужный цвет. Это можно сделать пятью способами: либо при помощи одной из четырех вкладок, на которые указывает синяя стрела, либо просто написав нужный шестнадцатеричный номер в окне, которое я обвел красным. Я выбрал цвет 729fcfff. Первые шесть цифр: номера красного, зеленого и синего, последнее (ff) говорит о полной непрозрачности.

    Потом мы переходим на вторую конечную точку градиента и назначаем цвет ей, в моем случае это 3465a4ff. Левая часть контура груши становится светлее, чем правая, и цвета эти плавно переходят друг в друга. Это и есть градиент. Берем инструмент F2 и на экране появляется линия направления (рычаг) градиента. Сейчас она горизонтальна, на левом конце ее квадратик, на правом ≈ кружок. Мышью двигаем квадратик вверх, а кружок вниз, как показано на рисунке 15.

    Рис. 15

    Градиент пойдет по диагонали холста, что придаст эффект освещенности верхней части лампы.

    Теперь займемся заливкой нашей колбы. В том же окне Заливка и обводка , перейдем во вкладку Заливка и выберем Радиальный градиент . Я брал для конечных точек цвета: ffffff56 и 729fcfe3. Обратите внимание на две последние цифры в этих номерах. Это уже не ff, а значит цвета эти обладают некоторой прозрачностью, что придаст колбе стеклянный вид.

    Рис. 16

    Следующим шагом будет выделить нашу колбу инструметом F1 , и продублировать ее. Это можно сделать Правка -> Продублировать или, проще, сочетанием клавиш CTRL+d . Дублирование создает копию объекта и размещает ее прямо поверх него, так что изменений почти не видно, разве что заливка стекла стала менее прозрачной. Вместо дублирования можно было скопировать объект CTRL+с , а затем вставить на то же самое место Правка - > Вставить на место (CTRL+ALT+v) .

    Дубль нашей колбы, находящийся сверху, уже выделен, если вы не снимали выделения. Открываем окно Объект - > Заливка и обводка . Первым делом убираем заливку полностью, нажав на крестик Х вo вкладке Заливка (рисунок 5). Затем, перейдя во вкладку Обводка выбираем плоский цвет ffffffff. Нетрудно понять, что это белый. Он полностью перекрывает нижележащий синий цвет основной груши.

    Теперь берем мышью за угловую стрелочку рамки выделения и, удерживая клавишу SHIFT , что обеспечит прапорциональность, начинаем уменьшать белую обводку. Когда она окажется внутри синей, подгоним ее поплотнее к синему контуру при помощи инструмента F2 , как на рисунке 17.

    Рис. 17

    Теперь нужно придать белой обводке другой цвет. Выбираем Линейный градиент . Тот, что будет открыт по умолчанию (от белого до прозрачного) нас как раз устроит. Установим Непрозрачность около 75% (шкала внизу окна Заливка и обводка ). Останется установить рычаги градиента (F2 ) как показано на рисунке 18.

    Рис. 18

    Колба лампы готова. Настала очередь "начинки" ≈ всяких проволочек, спиралей и прочего.

    Для начала рисуем две проволоки, держащие спираль. Обводку их делаем линейным градиентом от темного 9927aff до белого ffffffff. Понятно, что белый конец ≈ верхний, там где проволоки раскалены спиралью (рисунок 19).

    Рис. 19

    Затем рисуем саму спираль. Ставим четыре точки инструментом SHIFT+F6 и изгибаем кривые Безье. Красим обводку в белый цвет. (Рисунок 20).

    Рис. 20

    Ничего, что спираль пока плохо видно, впоследствии она проявится.

    Теперь рисуем стеклянный постамент, держащий всю конструкцию. Рисуем трехсторонний прямоугольник и изгибаем его верхнюю сторону. Цвет обводки: плоский d0bfacff; Заливка: линейная, от белого ffffffff до белого прозрачного ffffff00. Непрозрачность около 50% ≈ стекло, как-никак. Кроме того, найдите в окне Заливка и обводка строку Повтор: и выберите Отраженный . Это даст как бы двойной градиент от краев к центру. Рычаги градиента чуть сместите, как показано на рисунке 21.

    Рис. 21

    Далее нужно придать лампочке желтоватый оттенок, так характерный для ламп накаливания. Для этого выделим инструментом F1 внешний синий контур нашего рисунка. Сдублируйте его. Затем удалите обводку и залейте плоским цветом ffc803ff (рисунок 22).

    Рис. 22

    После этого придайте объекту непрозрачность 25% и опустите на самое дно рисунка. Это можно сделать из меню Объект - > Опустить на задний план , либо просто нажав клавишу END .

    Дальше. На круглых предметах обязательно бывают блики. Нарисуем белый овал без обводки с непрозрачностью 36%. Затем второй раз кликнем на нем инструментом F1 . Стрелочки на углах изменятся, теперь они приглашают вращать объект, что мы и сделаем. Потом поставим овал на место, как показано на рисунке 23.

    Рис. 23

    Осталось приделать лампе цоколь. Рисуем прямоугольник при помощи инструмента SHIFT+F6 и изгибаем его верхнюю и нижнюю стороны (рисунок 24).

    Рис. 24

    Добавляем вспомогательный слой под текущим слоем (Слой -> Добавить слой ). В этом новом слое нарисуем пунктиром с обводкой шириной 0,2 (Стиль обводки -> Пунктир ) следующие зигзаги, которые помогут нам правильно расставить дополнительные точки (рисунок 25).

    Рис. 25

    Теперь переходим на основной слой, и, ориентируясь на пунктирные зигзаги, расставляем на боковых сторонах инструментом F2 (двойной щелчок) по две дополнительные точки. Затем эти же инструментом перемещаем новые точки немного глубже, а отрезки контура между ними превращаем в кривые Безье. В результате должно получиться как на рисунке 26.

    Рис. 26

    Вспомогательный слой удаляем (Слой -> Удалить) . Только смотрите, какой слой удаляете. Смотреть надо или на панели в самом низу основного окна, или в окне Слои , которое можно вызвать из меню Слой -> Слои...

    Теперь меняем цвета цоколя. Обводку делаем плоским цветом d59600ff, а заливку - линейным градиентом ffd543ff / ffeca9ff. Применяем также Повтор: Отраженный . После этого опускаем объект на самый задний план (END ).

    Осталось нарисовать на цоколе резьбу. Снова воспользуемся инструментом SHIFT+F6 и нарисуем резьбу, как на рисунке 27. Обводку уберем, а фон зальем цветом d59600ff. При этом достаточно нарисовать один объект, а затем скопировать его и вставить в нужное место.

    Рис. 27

    Теперь сделаем лампе контактную подошву. Для этого достаточно поставить две точки, затем выгнуть их в дугу и окрасить обводку цветом 5a5249ff.

    Рис. 28

    После этого опускаем объект вниз (END ).

    Осталось "навести тень на плетень". Рисуем черный эллипс без обводки, делаем ему размывание на 5% и непрозрачность 15%. Потом опускаем его ниже (PgDown или END ).

    Лампочка готова. Убираем сетку, чтобы удобнее было любоваться.

    Рис. 29

    Но это еще не все. Наш рисунок состоит из множества различных объектов, которые лучше объединить, чтобы они вели себя, как единое целое, например, при масштабировании. Для этого нужно выделить все (из меню Правка ), либо просто обвести рисунок прямоугольной рамкой при помощи инструмента F1 . Потом пройти в меню Объект -> Сгруппировать , и вместо множества отдельных рамок появится одна большая рамка.

    Сохраняем файл в формате SVG для архива. Дальше есть несколько возможностей. Можно экспортировать изображение в растровое посредством меню Файл -> Экспортировать в растр .

    Если нужна миниатюра другого размера, скажем, 16х16, то нужно пройти Файл -> Свойства документа и там выбрать новый размер документа (icon_16x16 ). Затем масштабировать рисунок, чтобы он уместился в новый холст и сохранить как копию. Масштабировать можно при помощи инструмента F1 , стрелок и клавиши SHIFT ; но лучше пройти в меню Объект -> Трансформировать . Затем во вкладке Масштаб выбрать новый размер в процентах, поставить галочку около Пропорциональное масштабирование и нажать Применить .

    При увеличении, например в десять раз, лучше сначала масштабировать объект на 1000%, а затем изменить в Свойствах объекта размер холста (документа). В противном случае бывает трудно найти крошечный рисунок на большом холсте.

    Вот и все на первый раз. В следующей части мы продолжим изучение приемов рисования векторной графики.