• Как улучшить психологическое состояние и научиться устойчивости к стрессам. Развитие психологической устойчивости личности, преодоление сложностей жизни в современных условиях

    Психологическая устойчивость - это способность сохранять привычный уровень работоспособности при постоянно изменяющихся условиях труда и воздействии негативных факторов. Основной её характеристикой является мобильность - способность быстро адаптироваться к новой ситуации. При психологической неустойчивости стрессовое воздействие влечет за собой хаотичный и эмоциональный поиск возможных решений, и этот хаос несет еще больше негатива. Нервная система истощается, человек теряет самообладание.

    Как развить психологическую устойчивость?

    1. Помните, что далеко не всегда ситуация зависит от вас самих. И если вы никак не можете исправить сложившееся положение, вы можете изменить своё к нему отношение. Как только вы научитесь не зацикливаться на проблемах и не ощущать груз собственной вины за чужие поступки, вы заметите, как жизнь станет легче и проще.
    2. Учитывайте свои врождённые особенности. При выборе рода своей деятельности нужно внимательно прислушиваться к себе. Интровертам, например, публичные выступления часто кажутся невыносимо сложными. Стоит ли ему выбирать профессию, в которой ему всё время придется выступать перед огромным количеством зрителей? Вряд ли это хорошо скажется на его физическом и психическом здоровье. Возможно, он сможет прийти к этому постепенно, развивая в себе навык публичных выступлений, но нужно здраво оценивать свои черты характера, иначе ничто не защитит от ежедневного стресса. Неплохой способ развития психологической устойчивости - не подвергать ее сознательным и постоянным испытаниям.
    3. Развивайте уверенность в себе. Положительное восприятие себя и своих способностей очень выручает при навалившейся горе замечаний и критики. Жалость к себе, напротив, работает крайне отрицательно и подталкивает человека к неадекватным реакциям на ситуацию. Живите в гармонии с собой, своим характером и способностями, любите и цените свою работу.
    4. Отдыхайте. Посвящайте время спорту, расслаблению и медитации. Качественная и регулярная разгрузка нервной системы позволяет более стойко принимать все жизненные удары. Регулярный, даже самый незначительный стресс, может довести любого человека до раздражительной слабости и нервозности, поэтому полноценный отдых необходим для психологического и физического здоровья человека и его устойчивости.

    Важно помнить, что от стрессовых ситуаций не застрахован никто. Целью развития психологической стабильности является не избегание этих ситуаций, а их эффективное разрешение с минимальным сопровождением отрицательных эмоций.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Психологическая устойчивость личности

    Человек становится личностью в процессе межличностного взаимодействия в социальной среде. Окружающие люди, СМИ, Интернет и другие источники открывают огромные возможности для взросления, задавая необходимый темп интеллектуальной и коммуникативной эмоционально насыщенной деятельности. Предлагая человеку огромный объем информации, социальная среда мощно воздействуют на психику человека, ведет к определенной ее трансформации. При этом характер психологических трансформаций личности и образа жизни человека под влиянием социальной среды неоднозначный. Наряду с позитивным воздействием на сознание человека отмечаются факты негативного влияния (формирование разного рода аддикций химического и нехимического характера; деформация установок в репродуктивной сфере, нарушения эмоциональной сферы, появление пограничных психических расстройств и др.), что может катастрофически сказаться на результатах личностного и профессионального самоопределения, самореализации и самоактуализации личности.

    Люди в разной мере обладают способностью противостоять негативному влиянию социальной среды, отличать правду от вымысла и лжи, улавливать обман, неискренность и скрытые замыслы в действиях других людей: одни более проницательны, другие - менее. Так, в концепции личности Кеттелла выявлен двухполюсный фактор, отражающий степень развития и выраженности у человека способности распознавания, понимания и использования способов и приемов скрытого психологического воздействия на людей, известный под метафорическим названием фактора «Макиавелли-Руссо» («проницательность-наивность»). Этот фактор интерпретируется как искусственность, расчетливость поведения в оппозиции к естественности и простоте. Лица с высокими оценками по данному фактору характеризуются искусственностью, расчетливостью, проницательностью, умением холодно и рационально действовать, не поддаваться эмоциональным порывам, видеть за аффектом логику. Низкие оценки по данному фактору свидетельствуют об отсутствии проницательности и социальной ловкости. Такие люди обычно открытые, общительные, компанейские. Они плохо понимают мотивы поведения окружающих, все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями, не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто. Степень выраженности и близости к полюсам фактора «Макиавелли - Руссо» у людей различна: кто-то в большей степени проявляет устойчивость к социальным влияниям, своевременно может уловить и выявить используемые манипулятивные приемы, кто-то - в значительно меньшей.

    Способность противостоять негативным влияниям социальной среды формируется в процессе жизнедеятельности и теснейшим образом связана с отражением собственных возможностей человека, опытом разрешения аналогичных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий в сложной ситуации. Между тем вопрос о психологических условиях и механизмах формирования психологической устойчивости личности к негативным влияниям социальной среды, как и раскрытие самого феномена психологической устойчивости личности, остается открытым. В последнее время усилился интерес к проблемам нарко-, алко-, интернет-зависимости молодежи. Установлено, что эта зависимость, достигая определенного уровня, приобретает очертания личностной патологии. Обозначена проблема профилактики и преодоления зависимого поведения, однако методическое оснащение для ее решения отсутствует в связи с методологической неразработанностью проблемы социальной устойчивости личности.

    В философии устойчивость личности рассматривается в контексте комплексного представления о внутреннем мире человека - микрокосмосе как живой системе, способной в одно и то же время к самодвижению, к саморазвитию и к активному самосохранению своей организации [В.М. Генковска, И. Пригожин, В.С. Степин и др.]. Устойчивость охватывает сохраняемость процесса в целом (последовательность состояний во времени) и имеет активный характер. Если система устойчива, то она относительно инвариантна, что не противоречит изменению состояния в границах некоторого допустимого диапазона. Когда воздействие кратковременно, единично, тогда устойчивость проявляется в том, насколько быстро система вернется к прежнему состоянию. Если воздействия продолжительны по времени или многократно повторяются, то устойчивость проявляется в том, что система переходит из одного состояния в другое, при этом сохраняя основные внутренние взаимосвязи.

    На основе постоянства выстраивается жизненный путь личности, ее образ жизни, жизненная позиция: фактор постоянства поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности, индивидуальности, ценности, как носителя возможностей, способностей; изменчивость, приспособляемость связана с развитием личности. Устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, характером временной перспективы, организацией своей деятельности. Таким образом, устойчивость является неотъемлемой частью развития, становления личности (как процесс и как результат) и ведет к оптимальному ее взаимодействию с окружающей средой.

    В психологии понятие устойчивости имеет множественное значение. Многие авторы [В.С. Агеев, Н.Д. Левитов, А.Е. Личко, В.Н. Мясищев, Л.Л. Рохлин и др.] определяют понятие «устойчивость» путем соотнесения его с другими близкими по смыслу понятиями - «ригидность», «инертность», «консерватизм». Так, В.С. Агеев ставит данные понятия в один ряд, рассматривая их как явления одного порядка, свидетельствующие о способности социального стереотипа успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Л.Л. Рохлин проводит различие между понятиями «устойчивость» и «ригидность», рассматривая личность как динамическую систему, диалектически сочетающую в себе устойчивость и изменчивость. Н.Д. Левитов также считает неправомерным смешивать ригидность со стойкостью - морально-волевой чертой, проявляющей твердость характера. Ригидность, по его мнению, стоит близко к «неразумной настойчивости», которая питается упрямством, отличающимся очень узкой и неразумной мотивировкой («я сделаю так, как хочу») и объясняющимся узостью мышления, большой требовательностью к другим и слабой - к себе, слабой податливостью разумным убеждениям. По мнению В.Н. Мясищева, неспособность приспособиться к новым требованиям и разрешать новые задачи характеризуют инертность, противоположные качества характеризуют подвижность. Люди, над которыми господствует привычка, - инертные люди, но поведение человека, который стойко отстаивает известную идею, служит ей всю жизнь, ошибочно рассматривать как инертное.

    Различия между ригидностью и устойчивостью убедительно демонстрирует также выделенный А.Е. Личко неустойчивый тип акцентуации характера, сущность которого состоит в лабильности (неустойчивости) эмоций, слабости воли, нарушении влечений, патологической подвижности нервных процессов, невозможности выработать стойкий жизненный стереотип. По мнению автора, от неустойчивого типа к ригидному, в основе которого чаще всего лежит патологическая инертность нервных процессов, значительно ближе, чем к типу устойчивому. Б.Ф. Ломов анализирует устойчивость как особое измерение субъективных отношений личности. На его взгляд, устойчивость может проявляться по-разному: в одних случаях она выступает как ригидность, как консервативно-привычное отношение; в других она выражает принципиальную позицию личности. Признавая самостоятельность и независимость ригидности и устойчивости, Г.В. Залевский обосновывает мнение о том, что гипертрофированная устойчивость может трансформироваться в ригидность. Усиление же ригидности свидетельствует о росте избыточной устойчивости, которая в конечном итоге приводит к разрушению личности как целостности, как индивидуальной системы. Таким образом, при всей кажущейся феноменологической похожести ригидности, инертности и устойчивости, есть основания их различения как не совпадающих по своему содержанию.

    В отечественной психологии представлена и такая точка зрения [М.Ф. Секач и др.], в которой устойчивость личности понимается как психическая саморегуляция, характеризующаяся использованием психических средств отражения, моделирования и воздействия на себя как реальность. В данном контексте важнейшим свойством личности, сложившимся в процессе исторического развития человека, является общение с собой, и различного рода нарушения этого свойства личности приводят к снижению адаптивных возможностей субъекта. Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации, и в случае общения личности с собой происходит непосредственная мотивационная саморегуляция. Важную роль в выборе способа саморегуляции играет степень развитости волевых качеств личности.В «Большом психологическом словаре» под общей редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко «устойчивость» (tolerance, stability) рассматривается в ее различных проявлениях: устойчивость внимания, помехоустойчивость оператора, нравственная устойчивость личности, трансситуативная устойчивость поведения личности, нервно-психическая устойчивость, эмоциональная устойчивость. При этом эмоциональная устойчивость включает в себя способность человека успешно осуществлять сложную, ответственную деятельность в напряженной эмоциональной обстановке без существенного отрицательного влияния последней на здоровье и дальнейшую работоспособность. Нравственная устойчивость личности определяется как способность человека регулировать свое поведение, исходя из принятых и усвоенных им нравственных норм и принципов. Нервно-психическая устойчивость определяется как способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным (в том числе экстремальным) факторам внешней среды без снижения продуктивности деятельности и без ущерба для здоровья.

    Различные проявления устойчивости (эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность) многие авторы [В. Л. Марищук, К.К. Платонов, Я. Рейковский, О. А. Черникова и др.] рассматривают как названия одного явления - стрессоустойчивости. Так, термин «эмоциональная устойчивость» используется как в значении некоторой устойчивости уровня интенсивности и качественных особенностей эмоционального переживания, так и способности быть эмоционально стабильным, то есть иметь незначительные сдвиги в величинах, характеризующих эмоциональные реакции в различных условиях деятельности. Высказывается мнение о том, что основу стрессоустойчивости составляют равновесные психические состояния личности, характеризующие адекватное, предсказуемое, взвешенное поведение и оптимальную деятельность [А.О. Прохоров, А.В. Петровский и др]. Отличительными характеристиками такого состояния являются:

    Комплексная реакция человека, задействующая на разных уровнях иерархически организованную совокупность психических процессов и психологических свойств: на физиологическом уровне - включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения; на психофизиологическом уровне - включает вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; на психологическом уровне - включает изменения психических функций и настроения человека; на социально-психологическом - объединяет характеристики поведения, деятельности, отношения человека в том или ином состоянии;

    Латентный период развития, что указывает на необходимость определенной величины и длительности действия условий, вызывающих появление данного состояния;

    Активность, проявляющаяся, с одной стороны, в сложности происходящих в организме человека процессов, направленных на формирование и стабилизацию текущего состояния, и, с другой стороны, в противодействии развитию нового психического состояния.

    При изучении функциональных психических состояний в основном исследуются показатели уровня функционирования различных физиологических систем человека [Б.Г. Ананьев, А. Г. Маклаков, В.Д. Небылицын, Е. Ф. Рыбалко, Б.М. Теплов и др.], а также изменения в протекании тех или иных психологических процессов. Выводы авторов, сделанные на основе изучения функциональных состояний человека как субъекта деятельности, представляют актуальный интерес для исследования проблемы устойчивости личности к негативным влияниям социальной среды, поскольку в трудных жизненных ситуациях также возникают стрессовые состояния, которые могут являться индикаторами личностной устойчивости. Однако положение о более высокой стрессоустойчивости и профессиональной успешности лиц, обладающих стабильными нейродинамическими свойствами, не переносимо на все виды профессиональной деятельности и социальной активности человека. Для каждого индивида характерны специфические, типичные только для него типы реагирования на условия окружающей среды. Защитные и резервные возможности организма определяются как биологически, так и социально обусловленным компонентом личности. Согласно концепциям К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др., личность характеризуется:

    1) субъектностью, которая является высшим уровнем психического отражения (самосознания) и регуляции (саморегуляции) как способности быть источником собственной активности, причиной поступков, способностью изменять себя и мир, относительной независимостью от внешних условий;

    2) направленностью, представляющей собой овладение личностью своими психическими процессами и своими личностными структурами (установками, интересами и др.);

    3) социальностью, понимаемой как социальное свойство индивида, обусловливающее общественно значимое поведение и деятельность личности;

    4) нравственностью как важнейшим модусом бытия человека в мире;

    5) трансцендентальностью, выражающей творчество и способ бытия личности, постоянное развитие и стремление к достижению;

    6) неповторимостью и уникальностью, отражающими своеобразие внутреннего мира личности.

    Отсюда множество факторов, раскрывающих психологическую сущность личности и одновременно выступающих в качестве внутренних субъективных условий формирования ее устойчивости к негативным влияниям окружающей среды. Прежде всего это детерминанты мотивационной модальности. Именно сфера мотивации придает определенную субъективную значимость социальных ситуаций для субъекта в данное время: потребности и цели выступают в качестве главного основания их категоризации по таким основаниям, как «опасные-неопасные», «полезные-бесполезные», «интересные-неинтересные», «важные-неважные» и т.д.

    Вторую группу факторов, раскрывающих психологическую сущность личности и выступающих в качестве внутренних условий формирования ее устойчивости, составляют детерминанты, лежащие преимущественно в когнитивной сфере, - познавательные структуры (схемы); субъективная оценка личностью ситуации и др. Все они представляют обусловленные прошлым опытом знания о возможных последствиях своего собственного поведения в будущем. Применительно к описанию особенностей протекания регуляционных процессов в социальной среде интеллектуальную сферу личности представляет понятие «когнитивный стиль», означающий стабильные индивидуально-своеобразные способы приема и переработки информации.

    Третью группу факторов формирования устойчивости личности составляют детерминанты преимущественно поведенческо-регуляторной сферы. Целостную представленность личностных регуляторов поведения несет в себе диспозиционная концепция В.А. Ядова. Обозначая предрасположенность субъекта к оценке и определенному способу поведения в социальной среде, диспозиции выступают психологическим выражением взаимоотношения потребностей человека и конкретных условий деятельности и проявляются на разных иерархических уровнях: психофизиологическом (элементарные и фиксированные установки); эмоциональном, когнитивном и поведенческом (более сложные социальные установки, регулирующие социальные поступки личности); социальном (базовые социальные установки); ценностно-смысловом (ценностные ориентации личности).

    Четвертую группу факторов составляют интериоризированные социально-психологические детерминанты: «социальное чувство», «чувство общности», «чувство солидарности», «изначальная социальность», потребность в любви и заботе и др.

    Пятую группу факторов, раскрывающих психологическую сущность личности и выступающих в качестве субъективных условий формирования устойчивости к негативным влияниям социальной среды, составляют детерминанты личностно-смысловой модальности: самосознание, «Я-концепция», личностный смысл как единица сознания и индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых личность развертывает свою деятельность. Сюда же можно отнести наследственно обусловленные «возрастно-половые» и «индивидуально-типические» характеристики человека как индивида. Особую роль в поведении личности имеют акцентуации характера, которым свойственна повышенная уязвимость к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к месту наименьшего сопротивления данного типа характера при сохранении устойчивости к другим.

    Психологические исследования показали, что устойчивость личности детерминируется не только эффективностью функционирования рассмотренных выше пяти блоков факторов, но и уровнем развития операциональных характеристик человека как субъекта деятельности - индивидуальным стилем деятельности и поведения, профессиональными способностями и умениями. Индивидуальный стиль как индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности, обеспечивает человеку наиболее эффективную адаптацию вообще и способность противостоять стрессовым воздействиям в частности. Выявлены существенные различия в особенностях функционирования всех структурных элементов личности, включая противодействие встречающимся трудностям, в зависимости от ее уровня профмастерства. Например, при встрече с трудностями для учителей низкого профессионального мастерства характерны реакция ухода от проблемных ситуаций, исполнение своего профессионального долга на основе мотивов избегания наказания и неудачи. Такая мотивационная структура, с одной стороны, способствует снижению количества стрессогенных ситуаций за счет сознательного ухода от их решения, а с другой - задерживает развитие профессиональных качеств, которые помогают справиться с затруднениями при решении педагогических задач. Положительно сказываются на степени стрессоустойчивости педагога его педагогические способности (перцептивно-рефлексивные и проективные) и педагогические умения, лежащие в основе профессиональной подготовленности. Так, система стрессоустойчивости учителей-мастеров имеет ярко выраженный адаптационный характер, направленный на снятие стрессогенного начала и способствующий самореализации личности, выражающейся в активности педагогической позиции (интернальность), в социалыю-психологической терпимости, в отсутствии интерактивного конфликта самооценки и в успешном разрешении педагогических задач.

    Проведенный анализ свидетельствует о том, что значительное количество структурных компонентов личности может выступать в роли факторов, детерминирующих ее устойчивость в социуме. Это позволяет рассматривать данный феномен не только как индивидуальную особенность, влияющую на результат деятельности (успешность-неуспешность), но и как целостную характеристику личности, обеспечивающую ее психологическую безопасность во взаимодействии между отдельными людьми или группой лиц, помогающую противостоять постоянно появляющимся трудностям в различных условиях жизнедеятельности и деятельности.

    В «Психологическом словаре» под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского психологическая устойчивость в трудных жизненных ситуациях определяется как целостная характеристика личности, обеспечивающая устойчивость человека к фрустрирующему и стрессогенному воздействию среды. К составляющим психологической устойчивости личности как социально значимой характеристики личности относят: способность к полноценной самореализации, личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов (мотивационных, ценностных, ролевых), относительную стабильность эмоциональной сферы и благоприятного настроения, способность к эмоционально-волевой регуляции, адекватную ситуации мотивационную напряженность и др. Для психологической устойчивости личности необходимы также определенное соотношение независимости и конформности, способность противостоять внешним влияниям, следуя своим собственным намерениям и целям (рис.1)

    устойчивость психологический негативный социальный

    Рисунок 1 Устойчивость личности к негативным воздействиям социальной среды

    Как видим, у разных авторов общим является понимание психологической устойчивости в качестве активного целостного психического образования, представляющего собой реакцию (либо отражение) личности на ситуацию, рассматриваемую как комплекс внешних и внутренних условий жизнедеятельности человека. В интегральном описании психологической устойчивости личности можно выделить три аспекта:

    1) стойкость (стабильность, способность cохранять себя в изменяющихся условиях) - способность противостоять трудностям, сохранять веру в себя в ситуациях фрустрации, постоянный, достаточно высокий уровень настроения. Если система устойчива, то она относительно инвариантна, т.е. способна в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию;

    2) уравновешенность - соразмерность силы и активности ответной реакции силе воздействия и значению воздействующего фактора. Здесь важны соотношения реальных и идеальных целей, ценностной и операционально-технической сторон самооценки;

    3) сопротивляемость - способность противостоять всему, что может ограничить свободу личности в принятии отдельных решений и в выборе ценностей, норм, жизненных позиций, образа жизни в целом.

    На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что устойчивость личности к негативному влиянию социальной среды есть сложное системное образование, включающее способности, навыки, умения человека удерживать эмоциональные, когнитивные, конативные процессы, а также процессы деятельности в равновесном состоянии и адаптированно реагировать на внешние воздействия в конкретных условиях. Оно помогает человеку не только противостоять появляющимся трудностям и опасностям в деятельности и в повседневной жизни, особенно при несоответствии потенций субъекта условиям, требованиям конкретной деятельности, но и сохранять стабильность и уравновешенность внутреннего мира и образа жизни, быть свободной и независимой от вредных влияний социума. Его роль заключается в выработке такой системы защиты личности от негативных влияний социальной среды, которая вызвала бы состояние мобилизации сил, активности личности, ее готовность к действию, поступку, обеспечила бы защищенность человека от развития состояния пагубной зависимости.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Личность и типология преступников. Судебно-психологическая классификация личности. Мотивационная сфера личности преступника. Классификация преступников по содержанию преступной деятельности. Ценностно-нормативная система личности и социальной среды.

      контрольная работа , добавлен 09.11.2010

      Современные аспекты сущности и причин возникновения педагогических конфликтов. Психологические особенности личности учителя. Эмоциональная устойчивость как психологическая особенность личности учителя, способствующая преодолению учебных конфликтов.

      дипломная работа , добавлен 03.07.2015

      Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

      курсовая работа , добавлен 13.11.2003

      Исследование личности в социальной психологии. Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности. Основные противоречия социальной психологии личности. Механизмы социальной регуляции поведения личности, институты социализации.

      курсовая работа , добавлен 15.05.2015

      Анализ психолого-педагогических проблем социальной ситуации подростка как фактора психологической безопасности личности. Эмпирическое исследование психологической безопасности. Психические процессы, формирующиеся благодаря активной деятельности человека.

      курсовая работа , добавлен 23.09.2014

      Теория черт личности Р. Кеттела. "Шестнадцать личновнстных факторов". Черты личности, предсказуемые психологические характеристики. Теория типов личности Ганса Айзенка. Психология личности в теории Г. Олпорта. "Человек - это объектиая реальность".

      реферат , добавлен 29.09.2008

      Психологическая теория Фрейда. Структура личности. Защитные механизмы личности. Аналитическая психология Юнга. Архетип коллективного бессознательного. Психологические типы личности. Трансакционный анализ Берна. Структурный анализ.

      курсовая работа , добавлен 01.02.2003

      Понятие защитных механизмов и их роль в развитии личности. Особенности формирования защитных механизмов личности в подростковом возрасте. Психологическая характеристика социальной среды неполной семьи. Специфика воспитания подростка в неполной семье.

      курсовая работа , добавлен 03.01.2013

      Ключевые факторы, влияющие на психологическую устойчивость личности, определение ее составляющих. Эмпирическое изучение психологической устойчивости у студентов педагогических специальностей. Рекомендации по повышению психологической устойчивости.

      дипломная работа , добавлен 04.04.2015

      Понятие человек, личность, индивидуальность и их соотношение. Общественная сущность личности, ее психологическая структура. Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности. Личность как самоуправляемая система. Современные теории личности.

    Развитие психологической устойчивости личности необходимо для преодоления трудных ситуаций жизни, умения спокойно анализировать и принимать решения при любых обстоятельствах. При равных условиях жизни один человек всегда остаётся спокойным и уверенным в себе, другой - постоянно переживает и ощущает влияние стресса. В чём причина, что же такое психологическая устойчивость?

    Структура психологической устойчивости личности включает в себя следующие компоненты

    1. Эмоциональное равновесие - умение контролировать своё эмоциональное состояние, не доводя до нервного срыва, рациональное отношение к жизни.
    2. Постоянство жизненных ценностей , стойкость - сохранение позитивного отношения к жизни, веры в лучшее, сохранение внутреннего стержня и уверенности при любых ситуациях.
    3. Быстрое психологические восстановление, сопротивляемость - умение сохранять своё Я в стрессовой ситуации, быстро анализировать положение вещей, сохранять свободу выбора.

    Дают следующее определение

    Психологическая устойчивость личности - это свойство личности, приобретаемое в ходе жизни, предполагающее эффективную деятельность, которая не зависит от негативных внешних воздействий, позволяет использовать резервные силы организма.

    Рассмотрим подробнее исследования психологов по вопросу психологической устойчивости личности.

    Исследование психологической устойчивости личности

    Развитие психологической устойчивости личности всегда было предметом исследований психологов, так как является необходимым условием для успешного саморазвития и существования в окружающей действительности.

    Гештальтпсихология (К.Левин, Ф.Хоппе)

    Рассматривает устойчивость личности с точки зрения построения целей. Причём целеполагание может быть, как ситуативным, так и глобальным - определение основных жизненных позиций. Основная или идеальная цель жизни определяет устойчивость личности согласно этому учению.

    Таким образом, человек, имеющий чёткую направленность и стремление в жизни, всегда уверенно идёт вперёд, не тратит силы и энергию на мелкие неприятности жизни.

    Психология гуманистическая (Э.Берн, К.Роджерс)

    Рассматривает психологическую устойчивость в рамках своей Я-концепции. В соответствии с этой теорией, существует реальное Я и идеальное Я. Человек движется и развивается в результате стремления к своему идеальному образу, приобретая новый опыт и знания.

    Психологическая устойчивость во многом зависит от успешности личности в своём развитии, уверенности в своих силах. Кроме того, в процессе жизни формируется комплекс защитных механизмов и способов преодоления трудностей, что позволяет избавиться от внутреннего дискомфорта, защититься от внешних воздействий. Всё это обеспечивает человеку потребность в безопасности.

    Отечественная психология (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов)

    Изучала вопрос устойчивости личности с точки зрения деятельности нервной системы, физиологических особенностей каждого человека. Исследовали бессознательные и сознательные проявления нервной системы.

    Психологи выделили также понятие - эмоциональная устойчивость, которая подразумевает способность психики человека сохранять высокую активность при различных неблагоприятных факторах. Особенно это свойство проявляется в экстремальных ситуациях.

    Такие ситуации могут возникать как в быту, так и в профессиональной деятельности, особенно часто проявляются в медицине, военном деле, управлении организацией.

    Для эмоционально устойчивой личности характерны следующие качества

    • развитый интеллект;
    • высокий уровень коммуникационных способностей;
    • профессиональные навыки, умения;
    • устойчивость к внешним изменениям;
    • умение усилием воли контролировать поведение, эмоции;
    • самоорганизация своей деятельности.

    Особое внимание уделяется самоконтролю поведения, которое проявляется на нескольких уровнях - постановка цели и реализация, анализ действий и оценка.

    Определили схему поведения психологически устойчивой личности:

    усиленный поиск решения - самостоятельное снижение эмоционального настроя - нормализация состояния.

    Для неустойчивой личности алгоритм будет отличаться на завершающей стадии

    Постановка задачи - мотивация к действию - понимание возникших трудностей - негатив в отношении к ситуации - хаотически ищется выход - увеличение осознаваемых сложностей - рост переживаний, негатива - снижение активности - уменьшение мотивации, защитная реакция.

    Как видим, человек часто сам ухудшает ситуацию, накручивает своё негативное эмоциональное состояние, тормозит процесс принятия решения, поиска выхода. Важно уметь адекватно оценивать ситуацию в стрессовых условиях, стараться свести к минимуму эмоциональную окраску событий.

    Важным фактором, влияющим на психологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма или пессимизма. Отношение к жизни и событиям напрямую зависят от общего представления о мире, уровня самооценки и позитивного восприятия своей личности.

    Если человек считает, что он невезучий и жизнь сплошное страдание, то естественно, что его окружают бесконечные проблемы и трудности. Устойчивая позитивно настроенная личность готова к трудностям и воспринимает их, как вызов, стремится найти оптимальное решение.

    Наиболее существенным свойством устойчивой личности является поисковая активность, человек готов к необходимости изменения намеченных планов, оперативно действует в целях решения возникшей ситуации. Приходим к заключению - основой психологической и эмоциональной устойчивости являются личностные характеристики, особенности человека. Как же определить, спрогнозировать наличие необходимых качеств у определённого человека?

    Диагностика психологической устойчивости личности

    Развитие психологической устойчивости личности начинается с диагностики.

    В психологии для исследования психологической устойчивости применяют следующие методики, тесты:

    1. Тест жизнестойкости С.Мадди - позволяет оценивать, какой уровень жизнестойкости личности. Это качество позволяет человеку реализоваться в обществе, несмотря на сложные условия, наличие тревожных проявлений.
    2. Шкала толерантности к неопределённости Д Мак-Лейна - определяет уровень восприятия мира, готовность к неоднозначности и непредсказуемости внешней среды, обстоятельств.
    3. Диагностика самоактуализации личности А. В. Лазукина - направлена на создание чёткого представления об уровне основных качеств самоактуализированной личности (ценности, познавательная активность, самостоятельность, креативность, стремление к творчеству, независимость).
    4. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси - в основе этого исследования определение отношения и оценки человеком личных качеств и своих компетенций.
    5. Шкала психологического благополучия К. Рифф - позволяет оценить уровень психологического комфорта, отношения к жизни, включает такие параметры: автономность, ощущение своего воздействия на внешний мир, стремление к личностному росту, целеполагание).

    Уровень эмоционального комфорта можно оценить с помощью следующих техник

    1. Методика исследования тревожности Т.Д. Спилбергера - определяет общий уровень тревожности, которая существует на постоянной основе, ситуативной тревожности.
    2. Шкала субъективного благополучия Г. Перуэ-Баду - это инструмент диагностики уровня благополучия личности, восприятия собственной жизни.

    Человек может ощущать, что не в состоянии справляться спокойно с жизненными трудностями, часто испытывает психологический дискомфорт, незащищённость и эмоциональную слабость. В таком случае необходимо принимать меры для роста эмоциональной и психической устойчивости.

    Способы развития психологической устойчивости

    Формирование психологической устойчивости личности происходит в процессе жизни и преодоления трудностей, возникающих на пути. Сознательно повысить уровень устойчивости можно следующими способами:

    1. При возникновении сложной ситуации стараться спокойно осмыслить происходящее , возможно, всё не так уж плохо в сравнении с глобальными проблемами мира - войнами, голодом, найти положительные моменты - здоровье, семья, друзья. Всё это рациональное отношение к жизни. Если сложно думать без эмоций, то можно представить, что являетесь психологом и нужно помочь другу советом или быть его адвокатом, что бы сказали в таком случае?
    2. Думайте только о вопросах сегодняшнего дня . Д. Карнеги и другие психологи советуют жить в "отсеке одного дня". Это значит, что мы можем планировать своё будуще, но переживать о том, что не произошло - бессмысленно и вредно для человека и его организма в целом.

    Прошлое - это уже перевёрнутая страница жизни, это "разлитое молоко", которое не соберёшь.

    Единственное, что даёт нам прошлая жизнь - это бесценный опыт. Таким образом, существует только сегодня и вопросы, которые необходимо решать на данный момент времени.

    1. Необходимо научиться принимать неизбежное - событие уже произошло, каким способом можно улучшить ситуацию, можем ли повлиять на неё? Если ситуации не в Вашей власти - возможно только изменить к ней отношение, принять, как данность, и жить дальше. Человек может привыкнуть ко всему, даже люди-инвалиды часто ведут активную жизнь и умеют находить свою реализацию.
    2. В случае стрессовой ситуации, чувства отчаяния - не стоит позволять негативным мыслям завладеть сознанием, лучше направить силы на полезную деятельность , любая работа отвлекает разум человека. Переживания тормозят мыслительный процесс, труд - стимулирует логическое мышление. В таких случаях говорят:"я очень занят, нет времени на переживания".
    3. Полезно применять закон больших чисел в вопросах тревог о будущем. Если постоянно думаете, что может произойти неприятное событие, в первую очередь, нужно понять, какая вероятность такого происшествия, во вторую - предпринять меры для нейтрализации этого вопроса.
    4. Установить ограничитель потерь - это значит, что нельзя позволять какому-либо событию разрушать жизнь человека, всё это временно, есть более важные вещи. Внутренняя шкала ценностей поможет трезво смотреть на события жизни и спокойно их анализировать. Ограничитель можем ставить на негативные эмоции и переживания, чтобы избежать ухудшения ситуации, отношений с окружающими людьми.
    5. Овладейте тайм-менеджментом - правильное распределение времени и сил поможет быстрее справиться с задачами, избежать стрессов, излишних нагрузок.

    Придерживайтесь основных правил

    • решайте вопросы в порядке их важности,
    • не откладывайте на потом решение простых вопросов, чтобы избежать их накопления,
    • правильно распределяйте обязанности, учитесь делегировать, если есть такая возможность.
    1. Философское отношение к жизни - всё идёт, как надо. Наблюдая восточных мудрецов, удивляемся их спокойствию, разумным мыслям и поступкам. Сейчас психологи всё чаще говорят, что во многом образ мыслей формирует жизнь человека. Не имея возможности влиять на происходящие события, люди по - разному относятся к ним: кто-то впадает в отчаяние, другие - наблюдают, делают выводы, действуют.

    Готовность к изменениям связана с внутренним мироощущением, поэтому нужно стараться сохранять спокойное, а лучше - позитивное отношение к жизни. Негативный настрой приводит к негативным событиям в жизни, человек самостоятельно прогнозирует неудачи.

    Исследования показали, что самовнушение играет большую роль, даже на уровне физического состояния. Именно поэтому, спортсмены, политики всегда настраиваются на выступление, состязание, наполняя себя уверенностью в успехе.

    Вера и психологическая устойчивость

    Многие задаются вопросом, как связаны вера и психологическая устойчивость?

    Наблюдения показывают, что люди различных вероисповеданий имеют более сильный внутренний стержень и спокойное отношение к жизни.

    Развитие психологической устойчивости личности связано с внутренним миром и верой.

    При этом вера - очень широкое понятие и не всегда связана с религией. В психологии выделяют следующие концепции:

    • вера - эмоциональный феномен;
    • вера - интеллектуальное явление;
    • вера - часть воли человека.

    Вера необходима человеку для жизни и деятельности.

    Вера касается явлений жизни, событий, людей, социальной действительности, организаций. Все эти объекты существуют в реальном мире и получают определённую оценку человека. Мы говорим, что верим этой партии, организации, человеку. Вера связана частично с доверием, однако - это более глубокое чувство.

    Синонимами веры считаются также поклонение (в религии) и стойкость, которая проявляется как устойчивость, уверенность в себе, суждениях, мировоззрении, ценностях. Стойкость может давать религия, так как вера живёт в человеке, он признаёт существование сил, что заботятся о нём.

    Такую же устойчивость даёт и внутренняя картина мира, если человек уверен в своих силах, чувствует поддержку близких людей. Существует вера иррациональная - вера в Бога, абсолютные силы, мировой разум и рациональная - вера в себя, людей в целом. Рациональная вера основывается на собственном опыте жизни, своих независимых убеждениях, умозаключениях.

    Вера иррациональная считает отличным механизмом защиты человека от проблем и тревог, некоторые психоаналитики утверждают, что большинство проблем и заболеваний можно излечить путём обретения религиозного мировоззрения. Однако каждый человек решает самостоятельно, как верить и во что.

    Главное, что вера необходима для обретения внутреннего спокойствия, это очень важная установка личности, она даёт человеку внутренние силы для успешной деятельности и преодоления препятствий жизни. Религию в жизни человека может заменять общество, семья, внутренние ценности, наука и искусство.

    Часто в периоды отчаяния люди начинают обращаться к Богу и высшим силам, даже ранее не верившие.

    Возможно, срабатывает внутренний настрой, перекладывание сложностей на другие высшие силы. Религия поддерживает "базальное доверие", это понятие было введено Эриксоном.

    Развитие психологической устойчивости личности необходимо для успешного социального общения. Важную роль в данном случае играют уверенность человека и его поведения. Личность, уверенная в себе, легко выражает мысли, эмоции, прислушивается к мнению других людей, может рационально подходить к решению вопросов.

    Противоположность - неуверенная, агрессивная личность. Способ поведения - приказы, манипуляции, обвинения, нежелание брать ответственность на себя. Агрессивность и пассивность часто вызываются враждебным отношением к окружающему миру, повышенной тревожностью. Всё это негативно сказывается на жизни человека и окружающих его людей.

    Для развития уверенности в себе необходимо фиксировать внимание на позитивных достижениях, успехах в жизни, вести учёт своим победам. Следует записывать и вспоминать свои успехи в трудные периоды жизни, перед ответственными заданиями.

    Кроме того, важно научиться сохранять баланс между собственным внутренним миром и окружающей средой. Человек может влиять на мир, как и наоборот, это равновесие необходимая основа устойчивой личности. Общее мироощущение и отношение к жизни формирует социальное благополучие человека, реализацию его в обществе.

    Успешное социальное благополучие связано с развитием уверенности в себе, системы ценностей, приоритетов, умения справляться с различными стрессовыми ситуациями.

    Таким образом, развитие психологической устойчивости личности - это комплекс мероприятий, связанных с верой, мироощущением, отношением к жизни и её событиями.

    Спокойствие - это великая сила, которая позволяет иначе смотреть на жизнь, находить выход в любой ситуации!

    В жизни каждого из нас порой наступает критический момент, испытывающий нашу психику на прочность. Быть может, вас доводят до исступления друзья или коллеги, а может, вы устали от бессмысленной работы или тупиковых отношений.

    Какое бы то ни было испытание, если вы хотите успешно его преодолеть, вы должны быть сильным, смотреть на мир непредвзято и быть готовым принять решительные меры.

    Кажется, что это супер-очевидно. Мы все хотим хороших друзей, хорошую работу и хорошие отношения. Но не спешите, не все так просто.

    Быть психически устойчивым — трудная задача, особенно, когда вы сталкиваетесь с определенными препятствиями. Способность отбросить привычные шаблоны и смело устремиться в новом направлении требует выдержки, отваги и дерзости, которыми обладают только по-настоящему психически устойчивые люди.

    Удивительно, насколько такие люди выделяются из толпы. Там, где другие видят непреодолимые преграды, они видят задачи, требующие решения.

    Когда завод Томаса Эдисона в 1914 году сгорел дотла, уничтожив единственные в своем роде прототипы и принеся ущерб в 23 млн долларов, Эдисон отреагировал так:

    «Слава Богу, все наши ошибки сожжены. Теперь мы можем начать все заново».

    Реакция Эдисона — идеальный пример психической устойчивости: видеть возможности и действовать решительно, даже когда кажется, что хуже уже некуда.

    Есть несколько привычек, которые помогут вам повысить и развить именно это качество. На самом деле многие характерные черты психически устойчивых людей представляют собой особые стратегии, которые вы можете начать применять к жизни уже сегодня.

    Итак, вот что отличает по-настоящему психически устойчивых людей.

    1. Они знают, что такое эмоциональный интеллект

    Эмоциональный интеллект — краеугольный камень психической устойчивости. Вы не можете быть психически устойчивым, не умея в полной мере осознавать и проживать сильные негативные эмоции — и обращать их себе на пользу. Все события, которые проверяют на прочность вашу психику, в конечном счете затрагивают именно эмоциональный интеллект (EQ).

    В отличие от IQ, который остается более-менее неизменным, EQ представляет собой гибкий навык, который при правильном подходе и должных усилиях можно развить и прокачать. Неудивительно, что 90% самых успешных людей имеют высокий EQ, и что люди с высоким EQ в среднем зарабатывают гораздо больше, чем их коллеги с показателем пониже.

    К сожалению, развитый EQ встречается нечасто. В TalentSmart исследовали более миллиона человек, и обнаружили, что только 36% опрошенных способны точно определить свои эмоции в момент их возникновения.

    2. Они работают над уверенностью в себе

    «Если вы думаете, что вы на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится — вы тоже правы» — Генри Форд.

    Психически устойчивые люди соглашаются с Фордом: наш менталитет оказывает огромное влияние на способность добиваться успеха. Цитата, приведенная выше, не просто расхожая фраза для мотивации — это факт. Исследование, проведенное недавно в Университете Мельбурна, показало, что уверенные в себе люди получают более высокую заработную плату и быстрее продвигаются по службе. Настоящая уверенность в себе — в отличие от напускной бравады, которой люди прикрывают свои страхи — видна с первого взгляда. Психически устойчивые люди всегда на шаг впереди сомневающихся и робких, потому что уверенность в себе вдохновляет других и помогает им осуществлять свои замыслы.

    3. Они способны нейтрализовывать неприятных людей

    Иметь дело с «тяжелыми» людьми утомляет. Психически устойчивые люди контролируют взаимодействие с неприятными собеседниками, держа чувства в узде. Когда им приходится столкнуться с таким человеком, они подходят к ситуации рационально, отслеживают свои эмоции и не позволяют гневу или разочарованию влиять на собственные реакции.

    Они также умеют взглянуть на ситуацию с точки зрения собеседника, и благодаря этому способны находить общий язык и совместно решать проблемы, даже если партнер им неприятен. А если конфликт все-таки разгорается, психически устойчивые люди способны не принимать происходящее близко к сердцу и не позволяют чужим словам затронуть их самочувствие.

    4. Они умеют принимать изменения

    Психически устойчивые люди умеют проявлять гибкость и постоянно адаптируются. Они знают, что страх перемен парализует и может стать серьезной угрозой для их счастья и успеха. Они всегда идут навстречу новому и имеют наготове план, который должен помочь осуществлению их идей.

    Только приняв перемены, можно найти в них хорошее. Вы должны встречать их с открытым умом, если хотите заметить и использовать те возможности, которые перемены приносят с собой. Если же вы пытаетесь действовать по-старому и надеетесь, что, игнорируя перемены, можно их отменить — вы обречены на провал. Ведь это чистое безумие: делать одно и то же снова и снова — и ожидать другого результата.

    5. Они знают, как говорить «нет»

    Исследование, проведенное в Калифорнийском университете, показало, что чем вам труднее сказать «нет», тем более вероятно, что вы страдаете от стресса, повышенной утомляемости и даже депрессии. Психически устойчивые люди знают, что говорить «нет» — совершенно нормально.

    Когда приходит время сказать «нет», психически устойчивые люди избегают таких фраз, как «Мне кажется, я не могу» или «Я не уверен». Их «нет» наполнено уверенностью в себе: они знают, что говоря «нет» новым обязательствам, они уважают те, что у них уже есть, и дают себе возможность успешно их исполнить.

    Психически устойчивые люди также прекрасно владеют самоконтролем — умеют сказать «нет» самим себе. Они не гонятся за сиюминутным удовольствием и избегают импульсивных поступков.

    6. Они понимают, что страх — главный источник сожалений

    Психически устойчивые люди знают, что когда все будет сказано и сделано, они гораздо сильнее пожалеют о том, что упустили какой-то шанс, чем о постигших неудачах. Не бойтесь рисковать.

    Я часто слышу, как люди говорят: «Что самое плохое может случиться? Это что, вас убьет?» Тем не менее, смерть — не худшее, что может случиться с вами. Худшее — это позволить себе умереть внутри, будучи еще живым.

    Требуется большая осознанность, чтобы ходить по тонкой грани между сожалением и памятью. Если слишком долго жалеть о своих ошибках, это заставит вас все время переживать и бояться новых начинаний; если забывать о них полностью, вы рискуете их повторить. Ключ к равновесию лежит в способности трансформировать неудачи во внутренний прогресс. Так вы привыкаете подниматься после каждого падения.

    7. Они умеют принять поражение...

    Психически устойчивые люди умеют проигрывать, потому что знают, что путь к успеху вымощен ошибками. Никто никогда не добивался настоящего успеха, не научившись достойно принимать поражение. Ошибки дают вам понять, что вы на неверном пути, и тем самым помогают проложить путь к успеху. Самые большие прорывы, как правило, случаются, когда вы чувствуете, что у вас ничего не получается. Именно это разочарование побуждает вас начать думать по-другому, искать решение за пределами привычных рамок, и наконец увидеть то, что вы упускали.

    8. ...не зацикливаясь на ошибках

    Люди, о которых мы говорим, знают, что эмоциональное состояние определяется тем, на чем вы состредотачиваете свое внимание. Когда вы зацикливаетесь на своих проблемах, вы создаете и поддерживаете негативные эмоции и стресс, который снижает производительность. Когда вы фокусируетесь на том, что играет вам на руку, у вас появляется чувство личной эффективности, которое создает положительные эмоции и повышает производительность.

    Психически устойчивые люди дистанцируются от своих ошибок, но не забывают о них. Если держать ошибки на безопасном, но достижимом расстоянии, вам будет проще адаптироваться, чтобы впоследствии достичь успеха.

    9. И знают, как не давать никому ограничивать свою радость...

    Если чувство удовольствия и удовлетворения приходит к вам от сравнения себя с другими — вы не хозяин собственного счастья. Когда психически устойчивым людям нравится что-то, что они делают, они не позволяют никому влезть в это со своими оценками.

    Хотя невозможно просто отключиться и совсем не реагировать на то, что другие думают о вас, вы не должны сравнивать себя с ними, а к чужому мнению всегда стоит относиться с долей недоверия. Психически устойчивые люди знают: что бы о них ни думали, одно можно сказать наверняка — они не настолько хороши и не настолько плохи, как говорят другие.

    10. ...не ограничивая при этом радость других

    Психически устойчивые люди не судят о других, потому что знают: в каждом человеке есть что-то хорошее, и нет нужды принижать чужие достижения, чтобы начать лучше относиться к себе.

    Сравнение себя с другими людьми ограничивает. Ревность и обида высасывают из нас жизнь; это лучший способ потерять энергию. Психически устойчивые люди не тратят свое время и силы на то, чтобы раздать всем вокруг оценки, и не беспокоятся о своем месте в рейтинге.

    Вместо того чтобы тратить свою энергию на зависть, направьте эту энергию на благодарность. Когда вы радуетесь успехам других людей, все в выигрыше.

    11. Они держат себя в форме

    Исследование, проведенное в институте Восточного Онтарио, показало, что люди, которые делали упражнения два раза в неделю в течение 10 недель чувствовали себя более компетентными в социальном и интеллектуальном плане. Они также гораздо выше оценивали состояние своего тела и чувство собственного достоинства. Самое интересное, что рост уверенности в себе — ключ к психической устойчивости — был вызван вовсе не физическими изменениями в организме: это был моментальный эффект от эндорфинов, которые вырабатываются во время физических упражнений.

    12. Они имеют привычку высыпаться

    Трудно переоценить влияние сна на психическую устойчивость. Когда мы спим, мозг нейтрализует токсичные белки, побочные продукты нервной деятельности. К сожалению, он может делать это эффективно только пока вы спите, так что если вы не получаете достаточное количество сна, токсичные белки остаются в клетках вашего головного мозга, сея хаос и ослабляя вашу способность мыслить. И никакой кофе тут не поможет.

    Психически устойчивые люди знают, что если они спят недостаточно — или неправильно — их самоконтроль, внимание и память ухудшаются; поэтому качество сна становится приоритетом.

    13. Они ограничивают потребление кофеина

    Слишком большое количество кофеина в крови вызывает выброс адреналина, который запускает реакцию «бей или беги». Это стратегия выживания, в которой мозг не задействует рациональное мышление, чтобы добиться более быстрой реакции. Такой метод отлично работает, если за вами гонится медведь, но может помешать в сложных жизненных обстоятельствах.

    Когда кофеин приводит ваш мозг и тело в гипервозбужденное стрессовое состояние, эмоции захватывают контроль над вашим поведением. Длительный период выведения кофеина из огранизма гарантирует, что вы останетесь в этом состоянии надолго. Психически устойчивые люди знают, что слишком много кофеина идет во вред, и не поддаются на его соблазны.

    14. Они способны прощать, не дожидаясь извинений

    Негативные эмоции, связанные с обидой, создают в организме стрессовую реакцию, а постоянный стресс может иметь разрушительные последствия (как физические, так и психические). Когда вы прощаете кого-то, это не оправдывает их действия; вы просто перестаете быть их извечным заложником.

    15. Они знают, на что направлять свою энергию

    Попробуйте следить за новостями хоть сколько-нибудь продолжительное время, и вы увидите, что это бесконечный цикл войн, экономических крахов, распадающихся компаний и экологических катастроф. Недолго решить, что наш мир катится под откос.

    И кто знает? Может быть, так оно и есть. Но психически устойчивые люди не беспокоятся об этом, потому что не желают тратить свои силы на то, что не могут контролировать. Вместо того, чтобы пытаться произвести революцию, они направляют всю свою энергию на две вещи, которые находятся полностью в их власти — их собственное внимание и усилия.