• Какие автомобильные диски выбрать? Рейтинг колесных дисков по качеству

    Если вы задаетесь вопросом какие диски лучше: литые, штампованные или кованные? , то вот несколько неоспоримых преимуществ литых дисков, благодаря которым они настолько востребованы:

    • Высокая теплопроводность. Это гарантирует, что не будет перегрева тормозной системы;
    • Маленькая масса. Данный фактор существенно влияет на ходовые качества, изнашиваемость элементов подвески, скоростные характеристики, плавность управления авто;
    • Точность изготовления. Гарантирует точную балансировку и посадку. Если вы решили выбрать литые диски для своего автомобиля, то можете быть уверены: элементы подвески будут изнашиваться гораздо меньше, чем в случае использования штампованных или кованных колес;
    • Такие изделия надежно защищены от ржавчины - они покрыты специальным оксидным слоем;
    • Широкий ассортимент дизайна - литые диски станут очередной изюминкой экстерьера вашего авто. Существует множество эффектных дизайнерских решений в изготовлении дисков.

    У литых колес есть и определенные недостатки. Можно выделить перечень следующих негативных факторов:

    • Хрупкая структура. В случае сильного удара подобные изделия могут расколоться;
    • Большое количество брака. Процесс литья осуществляется в огромных объемах, при которых зачастую не получается проконтролировать качество всей продукции;
    • Литые диски не подлежат ремонту. В случае повреждения необходимо подобрать новые;
    • Достаточно редко встречается поштучная продажа - в основном предлагают купить комплект.

    Параметры литых дисков

    При покупке, важно правильно выбрать наиболее подходящий для вашего автомобиля вариант.

    Поэтому сперва необходимо убедиться, что выбранные диски подойдут. Для этого следует оценить ряд параметров литых дисков :

    • Посадочный диаметр (или диаметр обода) – размер кольца изделия. Данный параметр должен равняться внутреннему диаметру шины;
    • Посадочная ширина (или ширина обода) - размер между внутренними кромками бортовых закраин. При несоответствии данного параметра велик риск аварийной ситуации;
    • PCD (или диаметр отверстия для фиксации). Данный параметр зависит от количества отверстий для крепления и расстояния между ними;
    • DIA (или диаметр посадочного отверстия). Он обязательно должен равняться посадочному размеру на ступице автомобиля. Это нужно для правильной центровки. Производители придерживаются тенденции повышения универсальности. Посадочное отверстие выполняется большего размера. При установке колеса используются кольца-переходники;
    • Число хампов. Данные выпуклости предназначены для того, чтобы сделать максимально надежной фиксацию шины;
    • Вылет диска - расстояние от центральной оси симметрии обода до сечения крепления. В маркировке может не указываться, однако в документации автомобиля обязательно присутствует. От данного параметра зависит нагрузка на подвеску;
    • Х-фактор. Расстояние между плоскостью фиксации и внутренней поверхностью колеса.

    Опираясь на эти параметры литых дисков, можно выбрать те, которые максимально подойдут вашему автомобилю и не послужат причиной износа ходовой части или аварийной ситуации. Значения почти все этих параметров можно найти в маркировке изделий.

    Как выбрать литые диски

    Как мы выяснили раньше, вам нужно определить, насколько изделие подходит данной модели исходя из вышеприведенных параметров. Рассмотрим, что еще следует учесть в момент приобретения:

    • Марку и модель автомобиля . Идеальным вариантом является продукция, изготовленная для вашей модели. В противном случае смотрите, чтобы изделие максимально подошло по всем размерам и характеристикам;
    • Условия эксплуатации . У вас должно быть представление, в каких условиях вы собираетесь ездить. Например, для езды в лесистой местности или во внедорожных условиях вам нужны более надежные изделия, чем в случае эксплуатации в условиях города;
    • Материал для изготовления . Может использоваться магниевый или алюминиевый сплав. У каждого из этих металлов есть свои достоинства и недостатки. Решите, какой из них лучше вам подойдет;
    • Обязательно убедитесь , что у покупаемого товара есть сертификат качества;
    • Внешний вид и форма . Это касается не только внешней привлекательности автомобиля, но и, например, сложностей при помывке машины;
    • Не гонитесь за низкой ценой . Выбирайте наиболее качественные изделия.

    Преимущества именитых производителей

    Часто можно услышать, что не следует покупать изделия от неизвестных производителей, что лучше выбрать дорогостоящие диски от более известных производителей. Почему так?

    Ответ прост: сэкономив при покупке, вы можете много потерять во время эксплуатации. Известные бренды нужно выбирать исходя из следующих соображений:

    • Высокое качество материалов - дополнительная гарантия надежности изделие и его соответствия всем нормам и требованиям;
    • Система контроля качества, внедренная на серьезных предприятиях, снижает риск получения брака;
    • Есть вероятность, что более дешевый вариант будет хорошо себя вести только на ровной дороге, а при тряске будут потеряны эксплуатационные свойства;
    • У каждой серьезной компании-производителя есть собственные эксклюзивные рецепты производства, которые повышают эксплуатационные характеристики продукции;
    • На дорогой продукции покрытие более надежно. У вас не будет причин беспокоиться из-за коррозии;
    • Репутация - это то, что трудно заработать, однако очень легко потерять. И любой производитель это понимает. Солидные компании работали долгие годы и делают все, чтобы не потерять свое имя.

    Рейтинг производителей литых дисков - 2018

    В данном рейтинге перечислены общепризнанные лидеры. Рейтинг актуален на 2018 год. Данный ТОП включает 10 производителей. Список не ранжируемый, т.е. если производитель стоит на 1-м месте, то это еще не значит, что он лучше производителей на 3-м или 5-м месте. Просто приводим список лучших производителей литых дисков.

    Бренд Страна Преимущества
    ALUTEC Германия
    • Минимальный вес изделий.
    • Литые диски на любой сезон.
    • Любые типоразмеры.
    • Защита от зимних реагентов на дорогах.
    • Высокая прочность.
    DEZENT Германия
    • Широкий ассортимент продукции.
    • Литые диски на любой сезон.
    • Любые типоразмеры.
    • Самоочистка.
    • Практически не требуют балансировки.
    • Приемлемая цена.
    Kosei Япония
    • Безупречное качество продукции.
    • Малый вес.
    • Высокая прочность.
    • Приемлемая цена.
    LS Wheels Тайвань
    • Хорошее качество продукции.
    • Несколько направлений: классика, спорт, SUV, концепт.
    • Высокая прочность.
    • Производство ориентированное на российский рынок..
    • Очень хорошая цена.
    OZ Racing Италия
    • Легендарный бренд.
    • Великолепный дизайн.
    • Лучшие материалы.
    • Огромный ассортимент.
    AEZ Германия
    • Специальное грязеотталкивающее покрытие.
    • Большой выбор.
    • Отсутствие пор в металле
    • Малый вес и высокая прочность.
    • От классики до эксклюзивных, гоночных моделей.
    Dotz Германия
    • Надежность.
    • Выдерживают серьезные нагрузки.
    • Отличный дизайн.
    Enkei Япония
    • Бренд с высокой репутацией.
    • Высокая надежность.
    • Отличный дизайн.
    • Большой выбор изделий.
    • Легкая балансировка.
    СКАД Россия
    • Современный технологичный российский производитель.
    • Надежность.
    • Большой выбор.
    • Отличная цена.
    K&K (КиК) Россия
    • Производство на немецком оборудование.
    • Один из лидеров в Росии.
    • Большой выбор.
    • Хорошие эксплуатационные характеристики.
    • Отличная цена.

    Заключение

    Правильный выбор литых дисков - это гарантия их долгой службы и безопасности на дороге.

    Для оценки качеств и соответствия изделия необходимым требованиям существует маркировка - она содержит всю информацию об изделии.

    Предлагаем посмотреть видео по теме ниже на странице.

    Проблема выбора между стальными и легкосплавными колёсными дисками продолжает вызывать множество споров в среде автолюбителей. Масла в огонь подливают производители, всячески рекламирующие продукты собственного изготовления с целью продажи. Поэтому о характеристиках изделий, изготавливаемых из разных металлов, сформировались стереотипы, не отвечающие действительности. Отсюда и цель данного материала - рассказать, чем отличаются штампованные, кованые и литые диски, как отличить их друг от друга и какие лучше подойдут при различных условиях эксплуатации авто.

    Колёсные диски из лёгкого сплава

    Название «легкосплавные» присвоено данным изделиям из-за свойств материалов, из которых они делаются. Это сплав лёгких металлов - алюминия и магния, для прочности и пластичности к нему в небольших количествах добавляются титан и медь. Отсюда и второе название таких дисков - титановые. Существует 2 разновидности легкосплавных ободьев:

    • литые;
    • кованые (прессованные).

    Эти 2 группы изделий отличаются друг от друга технологией изготовления, эксплуатационными свойствами и стоимостью. Чтобы понять, какие из них лучше, нужно рассмотреть производство дисков подробнее.

    Примечание. Торговые представители зачастую навязывают автомобилистам мнение, что в отличие от литых изделий кованые обода делают из невероятно прочных и дорогих металлов, чуть ли не из платины. В действительности это миф, состав сплава для изготовления обеих групп продуктов абсолютно одинаков. Производители могут незначительно менять соотношение основных и добавочных металлов в расплаве на своё усмотрение.

    О технологии производства

    Как яствует из названия, литые изделия делаются методом заливки расплавленного металла в специальные формы (способом литья). Последовательность технологических операций выглядит так:

    1. Металлы - ингредиенты помещаются в печь, расплавляются и перемешиваются.
    2. Сплав подаётся к форме и заливается туда специальным ковшом.
    3. После застывания заготовка извлекается из формы и перемещается на механическую обработку. При этом структура обода и спиц уже сформирована, остаётся только удалить лишний материал по краям и уточнить отверстия для болтов, а также сбалансировать диск.
    4. Последний этап - тестирование при определённых скоростных и ударных нагрузках.

    Справка. На заводах известных брендов процесс идёт в полностью автоматическом режиме с применением станков с ЧПУ, даже литье выполняет робот. Ручной труд практически исключён.

    Название «кованые» не совсем точно отражает методику производства этих дисков, поскольку их не куют, а выдавливают из нагретого сплава на гидравлических прессах большой мощности. Алгоритм изготовления такой:

    1. Как и в предыдущем случае, в печи готовится сплав, из которого отливаются заготовки цилиндрической формы.
    2. Каждая заготовка проходит несколько операций прессования, где из неё формируется сплошной колёсный обод без спиц и отверстий.
    3. Изделия проходят 2 операции термообработки - закалку (упрочняет сплав) и отпуск для снятия внутренних напряжений в металле.
    4. С помощью механической обработки на разнообразных станках в дисках делают отверстия, вырезают рисунок спиц, удаляют лишний материал по краям и проводят балансировку.
    5. На специальном оборудовании выполняется тестирование при критических нагрузках.

    Примечание. Вот и второй миф развеян - о том, что из-за технологии изготовления кованые диски не могут похвастать разнообразным дизайном. На фрезерных станках с ЧПУ можно вырезать в теле заготовки любой, даже самый сложный рисунок.

    Плюсы и минусы литых изделий

    Главное преимущество дисков, изготавливаемых методом литья из лёгкого сплава, - привлекательный внешний вид, благодаря чему автомобиль любого возраста и марки выглядит гораздо симпатичнее. Да и выбор изделий по конфигурации и количеству спиц невероятно широк. Это основная причина, побуждающая автолюбителей поменять стальные колёсные обода на легкосплавные.

    Остальные достоинства тоже имеют значение, но они носят технический характер:

    • сниженная масса изделий даёт меньший расход топлива и повышает управляемость авто;
    • по той же причине улучшается разгонная динамика машины, а тормозной путь - сокращается;
    • изделия изначально сбалансированы благодаря технологии производства;
    • длительный срок службы.

    Из перечисленных позитивных моментов реально заметна только долговечность и сбалансированность литых дисков, когда владелец авто меняет резину в шиномонтажной мастерской. Улучшение управляемости и разгонной динамики может ощутить лишь опытный водитель, а изменение расхода топлива настолько незначительно, что незаметно вовсе (0,1-0,2 л на 100 км пробега). Поэтому в приоритете остаётся красота легкосплавных дисков, а уж потом ценятся их технические параметры.

    Теперь о недостатках:

    1. Изделия боятся сильных и резких ударов. Трещина появляется в наиболее тонком месте либо там, где внутри металла образовалась воздушная раковина. Производители утверждают, что литье ремонту не подлежит.
    2. Цена продукта выше, нежели у штампованных стальных дисков. Из-за разбега цен разница может составлять от 50 до 200%.
    3. Литые обода нельзя ставить на микроавтобусы и малые грузовики, поскольку они не рассчитаны на подобные нагрузки.
    4. Операции по обслуживанию таких изделий на шиномонтаже (смена резины, балансировка) обходятся дороже.

    Справка. В странах постсоветского пространства функционирует множество мастерских, где специалисты приловчились паять трещины алюминиевого литья. Но подобный ремонт нельзя назвать полноценным, а восстановленные диски недопустимо ставить на переднюю ось машины.

    Преимущества и недостатки кованых дисков

    Существенный и единственный недостаток кованых ободьев - большая стоимость, превышающая литье в 2-5 раз в зависимости от завода - изготовителя. Но за эти деньги вы получите такие достоинства:

    • надёжность и прочность;
    • долговечность, прессованный обод прослужит столько же, сколько сам автомобиль;
    • малый вес изделия (даже по сравнению с литьём), улучшающий поведение авто на дороге и снижающий расход горючего.

    Благодаря прессованию и закалке при изготовлении таких ободьев металл не имеет скрытых раковин и обретает повышенную прочность, поэтому трещины от ударов - чрезвычайно редкий случай. Вдобавок спицы изделия можно выполнить тоньше и ажурнее, придав дизайну колеса дополнительную лёгкость и красоту. Вот за что вы платите деньги, покупая кованый колёсный диск.

    Как делают литые легкосплавные диски - видео

    Стальные штампованные обода - секрет популярности

    Более 60% всех автомобилей на территории стран постсоветского пространства оснащены дисками, сделанными из листовой углеродистой стали. Подавляющее большинство этих машин комплектуется такими колёсами с завода, поскольку они дешевле других. Исключения - авто в комплектации «люкс» либо элитные марки, которым «штамповка» откровенно не подходит по внешнему виду.

    Невзирая на дешевизну, железные диски отличаются множеством достоинств:

    • по сравнению с алюминиевым сплавом сталь обладает пластичностью и упругостью, поэтому обод частично поглощает удары при езде по крупным неровностям;
    • по той же причине стальные изделия легко ремонтировать, - деформированные места можно рихтовать, а трещины - заварить;
    • сфера применения - транспорт любого назначения и грузоподъёмности;
    • низкие цены на обслуживание колёс;
    • нет проблем с креплением колёс, для чего используются заводские (штатные) болты.

    Наиболее ценным преимуществом при езде по нашим дорогам является высокая ремонтопригодность штампованных дисков и способность поглощать удары. В сочетании с низкой стоимостью указанные особенности делают традиционные железные обода наиболее привлекательными в глазах рядовых пользователей. Чтобы понимать, как формируется их себестоимость, не помешает ознакомиться с технологией изготовления подобных изделий.

    Производство методом штамповки

    Для изготовления железных ободьев применяется толстая листовая сталь. Из неё нарезаются заготовки двух типов - круг и полоса, отправляемые на дальнейшую обработку. Процесс выглядит так:

    1. На гидравлическом прессе из стального круга штампуется сердцевина будущего диска с отверстиями под болты и технологическими проёмами.
    2. Полоса отправляется на вальцы, где изгибается в форме цилиндра. Торцы листа свариваются между собой, после чего выполняется зачистка шва.
    3. Из цилиндра гидравлический пресс выдавливает готовый обод, затем в нём просверливается отверстие для вентиля.
    4. Оба элемента соединяются методом сварки, потом покрываются грунтом и окрашиваются.

    При изготовлении штампованных изделий не применяются дорогостоящие станки с ЧПУ и печи, отчего и затраты энергоносителей существенно ниже. Отсюда небольшая цена конечного продукта.

    Видео процесса сборки штампованных изделий

    Слабые стороны стальных дисков

    По сравнению с симпатичными изделиями из лёгкого алюминиевого сплава штампованные железные обода проигрывают по внешнему виду, что зачастую становится причиной их замены. Не решают вопрос и пластиковые декоративные колпаки, которые вечно теряются на выбоинах наших дорог, а хозяину авто приходится покупать новые.

    Для справки. Чтобы колпаки не слетали с колёс, многие водители пристёгивают их к дискам пластмассовыми электромонтажными хомутиками. Это помогает, хотя несколько портит внешний вид авто.

    В эксплуатации «штамповок» есть и другие негативные моменты:

    • из-за большого веса колёс управляемость машиной хуже, а расход топлива - выше;
    • увеличенный тормозной путь;
    • изделия из штампованного железа не могут похвастать хорошей балансировкой;
    • металл ржавеет, а потому требует ухода.

    Судя по статистике, перечисленные недостатки не слишком смущают большинство российских водителей. Опять же, часть негативных моментов неверно интерпретируется продавцами. Например, лишено оснований утверждение, что сталь может сгнить за 2 года и диск станет непригодным к дальнейшему использованию. Чтобы довести металл до такого состояния, потребуется период вдвое дольше, а при своевременном уходе изделие прослужит не меньше легкосплавного.

    Примечание. Существует миф, что краска штампованных ободьев легко царапается и быстро приходит в негодность, а поверхность из лёгкого сплава повредить невозможно. Вторая часть утверждения неверна, литые диски тоже можно поцарапать, а вот покрасить их значительно труднее.

    Выбор типа колёсных дисков лучше выполнять по трём критериям:

    • в зависимости от условий эксплуатации машины;
    • класс и марка авто;
    • активная езда в холодный или тёплый период года.

    Совет. Если вы рассчитываете пользоваться одним комплектом ободьев круглогодично, то с учётом российских дорожных условий лучше не рисковать деньгами и поставить стальную «штамповку».

    Идеальный вариант - иметь 2 комплекта дисков, используя их в тёплое и холодное время года. Для летней езды по асфальтированным покрытиям отлично подойдут легкосплавные обода, а вот на зиму нужно ставить штампованные. Проблема в наледи, появляющейся на асфальте из-за неубранного снега, отчего ровная дорога покрывается сплошными выбоинами. Та же наледь по краям проезжей части легко поцарапает ваши красивые титановые диски при выезде на обочину либо приближении вплотную к бордюру.

    Выбирая комплект новых дисков, не помешает учесть и другие рекомендации:

    1. Не стоит раскошеливаться и покупать изделия из лёгкого сплава, если вы ездите по полям на внедорожнике. И наоборот, на элитные автомобили, эксплуатируемые по ровным дорогам, не стоит ставить «штамповку», это выглядит предосудительно.
    2. Кованые диски подходят для любых легковых авто и различных условий езды, кроме откровенного бездорожья.
    3. Не пытайтесь ставить легкосплавные обода на микроавтобус, который работает на коммерческих перевозках, вы рискуете быстро привести их в негодность.

    При выборе кованых изделий возникает закономерный вопрос - как отличить их от литья при внешней схожести. Ведь недобросовестный продавец может подсунуть вам более дешёвый товар по цене кованых дисков. На этот счёт есть ряд советов:

    1. Ковка легче литья. Например, кованый обод размером 15 дюймов весит не более 5 кг, а литой - 7-8 кг.
    2. На прессованных изделиях, обработанных фрезерными станками, вы не отыщете заусениц или небольшого облоя по краям, как это бывает с литьём.
    3. Как правило, надписи на литых дисках выступают над поверхностью, а на ковке они заглублены, потому что наносятся путём выдавливания.
    4. Если изделие - фирменное и сопровождается документами, то в спецификации кованого обода вы найдёте соответствующее английское слово - FORGED.

    Совет. Из этих правил есть множество исключений, проявляющихся при изучении продукции отечественных либо китайских производителей. Лучший вариант - покупать кованые автомобильные диски в торговых точках с безупречной репутацией или у официальных дилеров.

    Несмотря на многочисленные достоинства легкосплавных дисков, они не могут отвоевать и половины российского рынка. Подобная ситуация наблюдается и в странах бывшего СССР, где штампованные изделия актуальнее и практичнее алюминиевых. Изменения тенденции стоит ожидать не раньше, чем произойдёт кардинальное улучшение дорог с твёрдым покрытием.

    Давайте разберемся с вопросом «какие диски лучше» или «какие диски лучшие». Все зависит от многих факторов и условий эксплуатации. Вообще говоря, все диски можно разделить на три группы.

    Штампованые диски

    Выбор дисков для машины - задача достаточно сложная. Перед совершением покупки полезно узнать о том, что такая продукция бывает трех видов. Достаточно популярными вариантами являются . Они изготавливаются из стали. Именно благодаря этому их цена минимальна. Несомненное преимущество таких моделей - возможность восстановления, то есть ремонта, после деформации. При использовании этих дисков обеспечивается сохранность подвески авто, так как они принимают на себя значительную часть силы удара при езде по неровному дорожному полотну. Но есть и некоторые минусы. Например, такие диски имеют большой вес, а также на них возможно образование ржавчины при наличии царапин или сколов на лакокрасочном покрытии. Еще один недостаток - они хуже других сохраняют балансировку из-за недостаточной собственной жесткости.

    Одни из лучших штампованных дисков на российском рынке - диски KFZ (Alcar)


    Выбирайте продукцию известных брендов, если вы отдали предпочтение штампованным дискам. Одними из лучших являются изделия бренда KFZ. Они подходят даже для поездок на высоких скоростях. Чаще всего их устанавливают на зимние шины.

    Особенности литых дисков

    Второй вариант - . Их производят на основе высококачественных сплавов магния или алюминия. Такие модели весят примерно на 15–30 % меньше, чем штампованные. Относительно небольшая масса обеспечивает меньшую нагрузку на подвеску, что повышает степень контроля над ТС. Также уменьшается общий вес колес, благодаря чему авто быстрее разгоняется и тормозит.



    Литые модели хорошо держат балансировку, так как они фактически не деформируются при ударах. При их использовании значительно улучшается охлаждение тормозных систем, так как алюминий хорошо отводит тепло. Нельзя не упомянуть и о привлекательном внешнем виде таких изделий. Но и у них есть ряд минусов:
    • возможен раскол при сильных ударах;
    • отсутствие способности защитить подвеску. Это связано с тем, что такие диски не смягчают удар, в отличие от стальных;
    • необходимость использования профессионального оборудования для монтажа изделий.
    Таким образом, - отличное решение в том случае, если вы цените хорошие динамические характеристики машины и хотите сделать ее внешний вид более эффектным. Выбор изделий данного типа на современном рынке обширен. При этом популярностью среди покупателей пользуется не только импортная, но и отечественная продукция. Рекомендуем обратить внимание на литые диски следующих производителей:
    • «Прома»,
    • « » (производитель выпускает копии оригинальных дизайнов).

    Достоинства и недостатки кованых моделей

    Третья группа - кованые диски, которые создаются из сплавов магния и алюминия методом горячего штампования. Такие изделия являются самыми дорогостоящими, что обусловлено их отличными эксплуатационно-техническими параметрами:
    • относительно небольшой вес. Кованые варианты весят в полтора или два раза меньше стальных штампованных аналогов;
    • высокая прочность. Минимален риск образования трещин или появления вмятин при механических воздействиях. Обратите внимание: ввиду этого вся сила ударов, возникающих при езде по неровному дорожному полотну, переходит именно на подвеску.


    На фотографии лучшие российские кованые диски ВСМПО


    Особая технология изготовления негативно сказывается на внешнем виде таких дисков. Чаще всего они имеют достаточно простой дизайн, поэтому их сложно назвать украшением для машины. Конечно, и высокая цена является значительным минусом. Тем не менее именно кованые диски используют профессиональные спортсмены, участвующие в шоссейных гонках. Это связано с тем, что они обеспечивают отличную управляемость автомобиля.
    Резюмируя, можно сказать, что золотой серединой являются литые диски, так как они удачно сочетают красивый дизайн, надежность и прочность. Более дешевый аналог - штампованные модели, их чаще всего устанавливают на зимние колеса. Кованые изделия предпочитают любители гоночной езды.

    Если же у вас остались вопросы, звоните, и специалисты нашей компании «Шины.ру» с удовольствием вам помогут.

    Выбор дизайна литых и кованых дисков настолько обширен, что перебрать все варианты практически невозможно. Хороший магазин предложит продукцию 40–50 разных фирм.

    Выбор дизайна литых и кованых дисков настолько обширен, что перебрать все варианты практически невозможно. Хороший магазин предложит продукцию 40–50 разных фирм.

    Весеннее настроение

    Весной при приближении визита на шиномонтаж я снова задумался о приобретении дополнительного комплекта колесных дисков. В Москве за переобувку одного 15-дюймового колеса просят 400 рублей (можно найти и дороже - не вопрос). Комплект - 1600, две переобувки в год (лето-зима) - 3200. А это цена неплохого литого диска.

    То есть покупка комплекта отобьется за четыре года. Понятно, при условии, что я буду менять колеса в сборе самостоятельно с помощью домкрата, баллонного ключа и волшебных слов. Выполнять такую операцию два раза в год - лениво, но приемлемо. Если совсем невмоготу, можно перекинуть колеса на том же шиномонтаже. Переброска существенно дешевле, чем монтаж-демонтаж шин на дисках - 100 руб. за колесо. Не разорит.

    «Литьё» и «ковка»

    Постойте, а почему именно литые диски? И вообще, сначала разберемся в определениях. Штампованные - сиречь стальные, во многих случаях (в моем - тоже) это неказистые диски первой комплектации для недорогих машин. Многие стесняются их внешнего вида и прикрывают пластиковыми колпаками.

    Литые и кованые логично объединить в одну группу под названием «диски из легких сплавов», упомянув, что магниевые сплавы на данном поприще в целом предпочтительнее алюминиевых. Но потом разделить обратно, поскольку различны технологии их изготовления (и, соответственно, цена). Литые льют в форму, затем обрабатывают на станках. Кованые, несмотря на название, не куют - применяют разновидность горячей штамповки. При этом кованые совмещают некоторые достоинства штампованных и литых. Они прочнее, чем литые, что позволяет их делать более легкими. И, как штампованные, достаточно эластичны - склонны скорее гнуться, а не трескаться. Если уж инвестировать средства в улучшение автомобиля или упрощение его обслуживания, то лучше, конечно, вложиться в кованые. Хотя это самый дорогой вариант.

    Муки выбора

    Ни на одной из моих личных машин никогда не было легкосплавных колес. А проблемы с деформацией штамповок возникали (вполне регулярно) только на «Таврии» в достопамятные времена, но это вообще была ахиллесова пята украинской машинки. Проблемы лечились просто и элегантно - молотком. То, что легко согнуть, нетрудно и разогнуть. К услугам квалифицированных механиков в те времена по таким мелочам не обращались. Поэтому мне вообще непонятно, в какой момент и почему диски из легких сплавов стали вдруг модны и столь востребованы? Опять маркетинговые разводы?

    Из всего списка достоинств литых дисков безоговорочно принимаю только высокую устойчивость к коррозии и эстетичный внешний вид. Огромный выбор «литья» на прилавках (некоторые считают, что богатство выбора это несомненный плюс) - скорее недостаток. Слишком разбегаются глаза. Одних только фирм с мировыми именами (OZ Racing, Momo, Enkei, Dotz, Fondmetal и прочие) наберется десятка три. Но мировые имена - это всегда дороже, чем местные (читай бюджетные). Как выбирать из местных? Что с чем сравнивать? Никаких полноценных данных вы не найдете. Каждый изготовитель хвалит свой товар. В лучшем случае что-то порекомендует продавец. И напирать будет, скорее всего, на мировые имена.

    Между тем сами же продавцы и предупреждают, что в сфере легкосплавных дисков полно некачественного контрафакта, выдаваемого за оригинальную продукцию. Иногда его можно выявить по подозрительно низким ценам. Но иногда и цена такая, как положено. Получается, все это - коты в мешках?

    Плюс на минус

    Чем любят завлекать продавцы легкосплавных дисков? Помимо красивой внешности непременно упомянут благотворное уменьшение «неподрессоренной массы». Это действительно важный конструкционный параметр (особенно для гоночных машин и спорткаров). Возможно, вам сообщат, что легкие колеса улучшат плавность хода и динамику движения, управляемость и устойчивость автомобиля, облегчат жизнь всем деталям подвески и трансмиссии, двигателю и тормозам. А заодно уменьшат расход топлива - ведь легкое колесо проще крутить, чем тяжелое.

    Всему этому и правда есть инженерные обоснования, но все эти улучшения настолько микроскопичны в масштабах серийного автомобиля, что среднестатистический водитель нипочем не ощутит разницу при переходе со штамповки на «литье» или обратно. Ни на динамике, ни на расходе топлива, ни на управляемости.

    У кованых дисков обычно выделяют лишь два недостатка: очень дорого и гораздо меньше дизайнерского разнообразия, нежели у литых. И нередко забывают про третий: диск слишком прочный. Есть некоторый риск, что при сильном ударе он не поглотит часть энергии, как это сделают штампованный (погнувшись) или литой (треснув), а всю ее любовно передаст подвеске, рулевому механизму и приводным валам. По крайней мере, в теории именно так.

    Главный недостаток литых дисков широко известен и понятен: низкая ремонтопригодность. При неудачном стечении обстоятельств литой диск может разрушиться насмерть. В тех же случаях, когда возможен ремонт, его стоимость может оказаться недалека от стоимости нового диска. Не всегда выйдет найти в магазине другой точно такой же новый диск взамен убитого (ассортимент очень быстро обновляется), а многие вообще продают литые диски не поштучно, а только комплектами.

    Добавим, что в эстетичные вырезы легкосплавных дисков любят набиваться снежная каша или грязь (при езде по густым грязям), после чего затвердевают. Эксперты по дискам сетуют, что прикипевшая грязь трудно поддается извлечению и ее остатки нарушают балансировку колеса. Короче, легкосплавные диски хороши только для качественных дорог.

    Я нередко езжу по классическим российским дорогам, и мне подобные перспективы не нравятся. И вот что думается: если уж покупать еще один комплект дисков, то пусть это будут нормальные стальные штампованные. Отобьются они не за четыре, а за два сезона. Симпатичные пластиковые колпаки у меня уже есть. Осталось дождаться ближайшей весны.