• Калькулятор в двоичной системе счисления онлайн. Перевод чисел из одной системы счисления в любую другую онлайн

    Калькулятор позволяет переводить целые и дробные числа из одной системы счисления в другую. Основание системы счисления не может быть меньше 2 и больше 36 (10 цифр и 26 латинских букв всё-таки). Длина чисел не должна превышать 30 символов. Для ввода дробных чисел используйте символ. или, . Чтобы перевести число из одной системы в другую, введите исходное число в первое поле, основание исходной системы счисления во второе и основание системы счисления, в которую нужно перевести число, в третье поле, после чего нажмите кнопку "Получить запись".

    Исходное число записано в 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 -ой системе счисления .

    Хочу получить запись числа в 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 -ой системе счисления .

    Получить запись

    Выполнено переводов: 1363703

    Системы счисления

    Системы счисления делятся на два типа: позиционные и не позиционные . Мы пользуемся арабской системой, она является позиционной, а есть ещё римская − она как раз не позиционная. В позиционных системах положение цифры в числе однозначно определяет значение этого числа. Это легко понять, рассмотрев на примере какого-нибудь числа.

    Пример 1 . Возьмём число 5921 в десятичной системе счисления. Пронумеруем число справа налево начиная с нуля:

    Число 5921 можно записать в следующем виде: 5921 = 5000+900+20+1 = 5·10 3 +9·10 2 +2·10 1 +1·10 0 . Число 10 является характеристикой, определяющей систему счисления. В качестве степеней взяты значения позиции данного числа.

    Пример 2 . Рассмотрим вещественное десятичное число 1234.567. Пронумеруем его начиная с нулевой позиции числа от десятичной точки влево и вправо:

    Число 1234.567 можно записать в следующем виде: 1234.567 = 1000+200+30+4+0.5+0.06+0.007 = 1·10 3 +2·10 2 +3·10 1 +4·10 0 +5·10 -1 +6·10 -2 +7·10 -3 .

    Перевод чисел из одной системы счисления в другую

    Наиболее простым способом перевода числа с одной системы счисления в другую, является перевод числа сначала в десятичную систему счисления, а затем, полученного результата в требуемую систему счисления.

    Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную систему счисления

    Для перевода числа из любой системы счисления в десятичную достаточно пронумеровать его разряды, начиная с нулевого (разряд слева от десятичной точки) аналогично примерам 1 или 2. Найдём сумму произведений цифр числа на основание системы счисления в степени позиции этой цифры:

    1. Перевести число 1001101.1101 2 в десятичную систему счисления.
    Решение: 10011.1101 2 = 1·2 4 +0·2 3 +0·2 2 +1·2 1 +1·2 0 +1·2 -1 +1·2 -2 +0·2 -3 +1·2 -4 = 16+2+1+0.5+0.25+0.0625 = 19.8125 10
    Ответ: 10011.1101 2 = 19.8125 10

    2. Перевести число E8F.2D 16 в десятичную систему счисления.
    Решение: E8F.2D 16 = 14·16 2 +8·16 1 +15·16 0 +2·16 -1 +13·16 -2 = 3584+128+15+0.125+0.05078125 = 3727.17578125 10
    Ответ: E8F.2D 16 = 3727.17578125 10

    Перевод чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления

    Для перевода чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления целую и дробную части числа нужно переводить отдельно.

    Перевод целой части числа из десятичной системы счисления в другую систему счисления

    Целая часть переводится из десятичной системы счисления в другую систему счисления с помощью последовательного деления целой части числа на основание системы счисления до получения целого остатка, меньшего основания системы счисления. Результатом перевода будет являться запись из остатков, начиная с последнего.

    3. Перевести число 273 10 в восьмиричную систему счисления.
    Решение: 273 / 8 = 34 и остаток 1, 34 / 8 = 4 и остаток 2, 4 меньше 8, поэтому вычисления завершены. Запись из остатков будет иметь следующий вид: 421
    Проверка : 4·8 2 +2·8 1 +1·8 0 = 256+16+1 = 273 = 273 , результат совпал. Значит перевод выполнен правильно.
    Ответ: 273 10 = 421 8

    Рассмотрим перевод правильных десятичных дробей в различные системы счисления.

    Перевод дробной части числа из десятичной системы счисления в другую систему счисления

    Напомним, правильной десятичной дробью называется вещественное число с нулевой целой частью . Чтобы перевести такое число в систему счисления с основанием N нужно последовательно умножать число на N до тех пор, пока дробная часть не обнулится или же не будет получено требуемое количество разрядов. Если при умножении получается число с целой частью, отличное от нуля, то целая часть дальше не учитывается, так как последовательно заносится в результат.

    4. Перевести число 0.125 10 в двоичную систему счисления.
    Решение: 0.125·2 = 0.25 (0 - целая часть, которая станет первой цифрой результата), 0.25·2 = 0.5 (0 - вторая цифра результата), 0.5·2 = 1.0 (1 - третья цифра результата, а так как дробная часть равна нулю, то перевод завершён).
    Ответ: 0.125 10 = 0.001 2

    Способы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

    Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую: перевод целых чисел.

    Чтобы перевести целое число из одной системы счисления с основанием d1 в другую с основанием d2 необходимо последовательно делить это число и получаемые частные на основание d2 новой системы до тех пор, пока не получится частное меньше основания d2. Последнее частное - старшая цифра числа в новой системе счисления с основанием d2, а следующие за ней цифры - это остатки от деления, записываемые в последовательности, обратной их получению. Арифметические действия выполнять в той системе счисления, в которой записано переводимое число.

    Пример 1. Перевести число 11(10) в двоичную систему счисления.

    Ответ: 11(10)=1011(2).

    Пример 2. Перевести число 122(10) в восьмеричную систему счисления.


    Ответ: 122(10)=172(8).

    Пример 3. Перевести число 500(10) в шестнадцатеричную систему счисления.


    Ответ: 500(10)=1F4(16).

    Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую: перевод правильных дробей.

    Чтобы перевести правильную дробь из системы счисления с основанием d1 в систему с основанием d2, необходимо последовательно умножать исходную дробь и дробные части получающихся произведений на основание новой системы счисления d2. Правильная дробь числа в новой системе счисления с основанием d2 формируется в виде целых частей получающихся произведений, начиная с первого.
    Если при переводе получается дробь в виде бесконечного или расходящегося ряда, процесс можно закончить при достижении необходимой точности.

    При переводе смешанных чисел, необходимо в новую систему перевести отдельно целую и дробную части по правилам перевода целых чисел и правильных дробей, а затем оба результата объединить в одно смешанное число в новой системе счисления.

    Пример 1. Перевести число 0,625(10) в двоичную систему счисления.


    Ответ: 0,625(10)=0,101(2).

    Пример 2. Перевести число 0,6(10) в восьмеричную систему счисления.


    Ответ: 0,6(10)=0,463(8).

    Пример 2. Перевести число 0,7(10) в шестнадцатеричную систему счисления.


    Ответ: 0,7(10)=0,В333(16).

    Перевод двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления.

    Для перевода числа P-ичной системы в десятичную необходимо использовать следующую формулу разложения:
    аnan-1…а1а0=аnPn+ аn-1Pn-1+…+ а1P+a0 .

    Пример 1. Перевести число 101,11(2) в десятичную систему счисления.

    Ответ: 101,11(2)= 5,75(10) .

    Пример 2. Перевести число 57,24(8) в десятичную систему счисления.

    Ответ: 57,24(8) = 47,3125(10) .

    Пример 3. Перевести число 7A,84(16) в десятичную систему счисления.

    Ответ: 7A,84(16)= 122,515625(10) .


    Перевод восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в двоичную систему счисления и обратно.

    Для перевода числа из восьмеричной системы счисления в двоичную необходимо каждую цифру этого числа записать трехразрядным двоичным числом (триадой).

    Пример: записать число 16,24(8) в двоичной системе счисления.


    Ответ: 16,24(8)= 1110,0101(2) .

    Для обратного перевода двоичного числа в восьмеричную систему счисления, необходимо исходное число разбить на триады влево и вправо от запятой и представить каждую группу цифрой в восьмеричной системе счисления. Крайние неполные триады дополняют нулями.

    Пример: записать число 1110,0101(2) в восьмеричной системе счисления.


    Ответ: 1110,0101(2)= 16,24(8) .

    Для перевода числа из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную необходимо каждую цифру этого числа записать четырехразрядным двоичным числом (тетрадой).

    Пример: записать число 7A,7E(16) в двоичной системе счисления.


    Ответ: 7A,7E(16)= 1111010,0111111(2) .

    Примечание: незначащие нули слева для целых чисел и справа для дробей не записываются.

    Для обратного перевода двоичного числа в шестнадцатеричную систему счисления, необходимо исходное число разбить на тетрады влево и вправо от запятой и представить каждую группу цифрой в шестнадцатеричной системе счисления. Крайние неполные триады дополняют нулями.

    Пример: записать число 1111010,0111111(2) в шестнадцатеричной системе счисления.

    Результат уже получен!

    Системы счисления

    Существуют позиционные и не позиционные системы счисления. Арабская система счисления, которым мы пользуемся в повседневной жизни, является позиционной, а римская − нет. В позиционных системах счисления позиция числа однозначно определяет величину числа. Рассмотрим это на примере числа 6372 в десятичном системе счисления. Пронумеруем это число справа налево начиная с нуля:

    Тогда число 6372 можно представить в следующем виде:

    6372=6000+300+70+2 =6·10 3 +3·10 2 +7·10 1 +2·10 0 .

    Число 10 определяет систему счисления (в данном случае это 10). В качестве степеней взяты значения позиции данного числа.

    Рассмотрим вещественное десятичное число 1287.923. Пронумеруем его начиная с нуля позиции числа от десятичной точки влево и вправо:

    Тогда число 1287.923 можно представить в виде:

    1287.923 =1000+200+80 +7+0.9+0.02+0.003 = 1·10 3 +2·10 2 +8·10 1 +7·10 0 +9·10 -1 +2·10 -2 +3·10 -3 .

    В общем случае формулу можно представить в следующем виде:

    Ц n ·s n +Ц n-1 ·s n-1 +...+Ц 1 ·s 1 +Ц 0 ·s 0 +Д -1 ·s -1 +Д -2 ·s -2 +...+Д -k ·s -k

    где Ц n -целое число в позиции n , Д -k - дробное число в позиции (-k), s - система счисления.

    Несколько слов о системах счисления.Число в десятичной системе счисления состоит из множества цифр {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9}, в восьмеричной системе счисления - из множества цифр {0,1,2,3,4,5,6,7}, в двоичной системе счисления - из множества цифр {0,1}, в шестнадцатеричной системе счисления - из множества цифр {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F}, где A,B,C,D,E,F соответствуют числам 10,11,12,13,14,15.В таблице Таб.1 представлены числа в разных системах счисления.

    Таблица 1
    Система счисления
    10 2 8 16
    0 0 0 0
    1 1 1 1
    2 10 2 2
    3 11 3 3
    4 100 4 4
    5 101 5 5
    6 110 6 6
    7 111 7 7
    8 1000 10 8
    9 1001 11 9
    10 1010 12 A
    11 1011 13 B
    12 1100 14 C
    13 1101 15 D
    14 1110 16 E
    15 1111 17 F

    Перевод чисел из одной системы счисления в другую

    Для перевода чисел с одной системы счисления в другую, проще всего сначала перевести число в десятичную систему счисления, а затем, из десятичной системы счисления перевести в требуемую систему счисления.

    Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную систему счисления

    С помощью формулы (1) можно перевести числа из любой системы счисления в десятичную систему счисления.

    Пример 1. Переводить число 1011101.001 из двоичной системы счисления (СС) в десятичную СС. Решение:

    1 ·2 6 +0 ·2 5 +1 ·2 4 +1 ·2 3 +1 ·2 2 +0 ·2 1 +1 ·2 0 +0 ·2 -1 +0 ·2 -2 +1 ·2 -3 =64+16+8+4+1+1/8=93.125

    Пример 2. Переводить число 1011101.001 из восьмеричной системы счисления (СС) в десятичную СС. Решение:

    Пример 3 . Переводить число AB572.CDF из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную СС. Решение:

    Здесь A -заменен на 10, B - на 11, C - на 12, F - на 15.

    Перевод чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления

    Для перевода чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления нужно переводить отдельно целую часть числа и дробную часть числа.

    Целую часть числа переводится из десятичной СС в другую систему счисления - последовательным делением целой части числа на основание системы счисления (для двоичной СС - на 2, для 8-ичной СС - на 8, для 16-ичной - на 16 и т.д.) до получения целого остатка, меньше, чем основание СС.

    Пример 4 . Переведем число 159 из десятичной СС в двоичную СС:

    159 2
    158 79 2
    1 78 39 2
    1 38 19 2
    1 18 9 2
    1 8 4 2
    1 4 2 2
    0 2 1
    0

    Как видно из Рис. 1, число 159 при делении на 2 дает частное 79 и остаток 1. Далее число 79 при делении на 2 дает частное 39 и остаток 1 и т.д. В результате построив число из остатков деления (справа налево) получим число в двоичной СС: 10011111 . Следовательно можно записать:

    159 10 =10011111 2 .

    Пример 5 . Переведем число 615 из десятичной СС в восьмеричную СС.

    615 8
    608 76 8
    7 72 9 8
    4 8 1
    1

    При приведении числа из десятичной СС в восьмеричную СС, нужно последовательно делить число на 8, пока не получится целый остаток меньшее, чем 8. В результате построив число из остатков деления (справа налево) получим число в восьмеричной СС: 1147 (см. Рис. 2). Следовательно можно записать:

    615 10 =1147 8 .

    Пример 6 . Переведем число 19673 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную СС.

    19673 16
    19664 1229 16
    9 1216 76 16
    13 64 4
    12

    Как видно из рисунка Рис.3, последовательным делением числа 19673 на 16 получили остатки 4, 12, 13, 9. В шестнадцатеричной системе счисления числе 12 соответствует С, числе 13 - D. Следовательно наше шестнадцатеричное число - это 4CD9.

    Для перевода правильных десятичных дробей (вещественное число с нулевой целой частью) в систему счисления с основанием s необходимо данное число последовательно умножить на s до тех пор, пока в дробной части не получится чистый нуль, или же не получим требуемое количество разрядов. Если при умножении получится число с целой частью, отличное от нуля, то эту целую часть не учитывать (они последовательно зачисливаются в результат).

    Рассмотрим вышеизложенное на примерах.

    Пример 7 . Переведем число 0.214 из десятичной системы счисления в двоичную СС.

    0.214
    x 2
    0 0.428
    x 2
    0 0.856
    x 2
    1 0.712
    x 2
    1 0.424
    x 2
    0 0.848
    x 2
    1 0.696
    x 2
    1 0.392

    Как видно из Рис.4, число 0.214 последовательно умножается на 2. Если в результате умножения получится число с целой частью, отличное от нуля, то целая часть записывается отдельно (слева от числа), а число записывается с нулевой целой частью. Если же при умножении получиться число с нулевой целой частью, то слева от нее записывается нуль. Процесс умножения продолжается до тех пор, пока в дробной части не получится чистый нуль или же не получим требуемое количество разрядов. Записывая жирные числа (Рис.4) сверху вниз получим требуемое число в двоичной системе счисления: 0.0011011 .

    Следовательно можно записать:

    0.214 10 =0.0011011 2 .

    Пример 8 . Переведем число 0.125 из десятичной системы счисления в двоичную СС.

    0.125
    x 2
    0 0.25
    x 2
    0 0.5
    x 2
    1 0.0

    Для приведения числа 0.125 из десятичной СС в двоичную, данное число последовательно умножается на 2. В третьем этапе получилось 0. Следовательно, получился следующий результат:

    0.125 10 =0.001 2 .

    Пример 9 . Переведем число 0.214 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную СС.

    0.214
    x 16
    3 0.424
    x 16
    6 0.784
    x 16
    12 0.544
    x 16
    8 0.704
    x 16
    11 0.264
    x 16
    4 0.224

    Следуя примерам 4 и 5 получаем числа 3, 6, 12, 8, 11, 4. Но в шестнадцатеричной СС числам 12 и 11 соответствуют числа C и B. Следовательно имеем:

    0.214 10 =0.36C8B4 16 .

    Пример 10 . Переведем число 0.512 из десятичной системы счисления в восьмеричную СС.

    0.512
    x 8
    4 0.096
    x 8
    0 0.768
    x 8
    6 0.144
    x 8
    1 0.152
    x 8
    1 0.216
    x 8
    1 0.728

    Получили:

    0.512 10 =0.406111 8 .

    Пример 11 . Переведем число 159.125 из десятичной системы счисления в двоичную СС. Для этого переведем отдельно целую часть числа (Пример 4) и дробную часть числа (Пример 8). Далее объединяя эти результаты получим:

    159.125 10 =10011111.001 2 .

    Пример 12 . Переведем число 19673.214 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную СС. Для этого переведем отдельно целую часть числа (Пример 6) и дробную часть числа (Пример 9). Далее объединяя эти результаты получим.

    2.3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

    2.3.1. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую

    Можно сформулировать алгоритм перевода целых чисел из системы с основанием p в систему с основанием q :

    1. Основание новой системы счислениявыразитьцифрамиисходной системы счисления ивсепоследующие действия производить в исходной системе счисления.

    2. Последовательно выполнять деление данного числаиполучаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.

    3. Полученныеостатки,являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления.

    4. Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.

    Пример 2.12. Перевестидесятичное число 173 10 в восьмеричную систему счисления:

    Получаем:173 10 =255 8

    Пример 2.13. Перевести десятичное число 173 10 в шестнадцатеричную систему счисления:

    Получаем: 173 10 =AD 16 .

    Пример 2.14. Перевести десятичное число 11 10 в двоичную систему счисления. Рассмотреннуювыше последовательность действий (алгоритм перевода) удобнее изобразить так:

    Получаем: 11 10 =1011 2 .

    Пример 2.15. Иногда более удобно записать алгоритм перевода в форме таблицы. Переведем десятичное число 363 10 в двоичное число.

    Делитель

    Получаем: 363 10 =101101011 2

    2.3.2. Перевод дробных чисел из одной системысчисленияв другую

    Можно сформулировать алгоритм перевода правильнойдроби с основанием p в дробь с основанием q:

    1. Основание новой системы счислениявыразитьцифрамиисходной системы счисленияивсепоследующие действия производить в исходной системе счисления.

    2. Последовательноумножатьданноечислои получаемые дробные части произведений на основание новой системы до тех пор, пока дробная часть произведенияне станет равной нулю или будет достигнута требуемая точность представления числа.

    3. Полученные целые части произведений,являющиеся цифрами числа в новой системе счисления,привести в соответствие с алфавитомновой системы счисления.

    4. Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.

    Пример 2.17. Перевести число 0,65625 10 в восьмеричную систему счисления.

    Получаем: 0,65625 10 =0,52 8

    Пример 2.17. Перевести число 0,65625 10 вшестнадцатеричнуюсистему счисления.

    x 16

    Получаем: 0,65625 10 =0,А8 1

    Пример 2.18. Перевестидесятичнуюдробь 0,5625 10 в двоичную систему счисления.

    x 2

    x 2

    x 2

    x 2

    Получаем: 0,5625 10 =0,1001 2

    Пример 2.19. Перевести в двоичную систему счисления десятичную дробь 0.7 10 .

    Очевидно, чтоэтот процесс может продолжаться бесконечно,давая все новые и новые знакивизображениидвоичногоэквивалентачисла 0,7 10 . Так,за четыре шага мы получаем число 0,1011 2 , а за семь шагов число 0,1011001 2 ,которое является более точным представлениемчисла 0,7 10 в двоичной системе счисления,и т.д.Такой бесконечный процесс обрывают на некотором шаге, когда считают, что получена требуемая точность представления числа.

    2.3.3. Перевод произвольных чисел

    Перевод произвольных чисел,т.е. чисел, содержащих целую и дробную части,осуществляется в два этапа.Отдельно переводится целая часть, отдельно - дробная. В итоговой записи полученного числа целая часть отделяется от дробной запятой (точкой).

    Пример 2.20 . Перевести число 17,25 10 в двоичную систему счисления.

    Получаем: 17,25 10 =1001,01 2

    Пример 2.21. Перевести число 124,25 10 в восьмеричную систему.

    Получаем: 124,25 10 =174,2 8

    2.3.4. Перевод чисел из системы счисления с основанием 2 в систему счисления с основанием 2 n и обратно

    Перевод целых чисел. Если основание q-ичной системы счисления является степеньючисла 2, топереводчисел из q-ичной системы счисления в 2-ичную и обратно можно проводить по более простым правилам. Для того, чтобы целое двоичное число записать в системе счисления с основанием q=2 n , нужно:

    1. Двоичное число разбить справа налево на группы по nцифр в каждой.

    2. Если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов.

    Пример 2.22. Число 101100001000110010 2 переведем в восьмеричную систему счисления.

    Разбиваем число справа налево на триады и под каждой из них записываем соответствующую восьмеричную цифру:

    Получаем восьмеричное представление исходного числа: 541062 8 .

    Пример 2.23. Число 1000000000111110000111 2 переведем в шестнадцатеричную систему счисления.

    Разбиваем числосправа налево на тетрады и под каждой из них записываем соответствующую шестнадцатеричную цифру:

    Получаем шестнадцатеричноепредставлениеисходногочисла: 200F87 16 .

    Перевод дробных чисел. Длятого,чтобыдробное двоичное число записать в системе счисления с основанием q=2 n , нужно:

    1. Двоичное число разбить слева направо на группы по nцифр в каждой.

    2. Еслив последней правой группе окажется меньше n разрядов,то ее надо дополнить справа нулями до нужного числа разрядов.

    3. Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число изаписать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q=2 n .

    Пример 2.24. Число0,10110001 2 переведем в восьмеричную систему счисления.

    Разбиваем число слева направо на триады и под каждой из них записываем соответствующую восьмеричную цифру:

    Получаем восьмеричное представление исходного числа: 0,542 8 .

    Пример 2.25. Число0,100000000011 2 переведем в шестнадцатеричную систему счисления. Разбиваем число слева направо на тетрады и под каждой из них записываем соответствующую шестнадцатеричную цифру:

    Получаем шестнадцатеричноепредставлениеисходногочисла: 0,803 16

    Перевод произвольных чисел. Для того, чтобы произвольное двоичное число записать в системе счисления с основанием q=2 n , нужно:

    1. Целую часть данногодвоичногочисларазбитьсправа налево, а дробную - слева направо на группы по n цифр в каждой.

    2. Если в последних левой и/или правой группах окажется меньше n разрядов, то их надо дополнить слева и/или справа нулямидо нужного числа разрядов;

    3.Рассмотретькаждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q=2 n

    Пример 2.26. Число 111100101,0111 2 переведем в восьмеричную систему счисления.

    Разбиваем целую и дробную части числа на триады и под каждой из них записываем соответствующую восьмеричную цифру:

    Получаем восьмеричное представление исходного числа: 745,34 8 .

    Пример 2.27. Число11101001000,11010010 2 переведем в шестнадцатеричную систему счисления.

    Разбиваем целую и дробную части числа на тетрадыи под каждой из них записываем соответствующую шестнадцатеричную цифру:

    Получаем шестнадцатеричное представление исходного числа: 748,D2 16 .

    Перевод чисел из систем счисления с основанием q=2 n в двоичную систему. Для того, чтобы произвольное число, записанное в системе счисления с основанием q=2 n , перевести в двоичную систему счисления, нужно каждую цифру этого числа заменить ее n-значным эквивалентом в двоичной системе счисления.

    Пример 2.28 .Переведем шестнадцатеричное число 4АС35 16 вдвоичную систему счисления.

    В соответствии с алгоритмом:

    Получаем: 1001010110000110101 2 .

    Задания для самостоятельного выполнения (Ответы )

    2.38. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления.

    Двоичная

    Восьмеричная

    Десятичная

    Шестнадцатеричная

    2.39. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же дробное число должно быть записано в различных системах счисления.

    Двоичная

    Восьмеричная

    Десятичная

    Шестнадцатеричная

    2.40. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же произвольное число (число может содержать как целую, так и дробную часть) должно быть записано в различных системах счисления.

    Двоичная

    Восьмеричная

    Десятичная

    Шестнадцатеричная

    59,B

    Цели урока:

    • повторить изученный материал по теме система счисления;
    • научится переводить число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления и наоборот;
    • освоить принципы перевода чисел из одной системы в другую;
    • развивать логическое мышление.

    Ход урока

    Вначале урока краткое повторение и проверка домашнего задания..

    В каком виде представлена числовая информация в памяти компьютера?

    Для чего используются системы счисления?

    Какие виды систем счисления вы знаете? Привести свои примеры.

    Чем отличаются позиционные системы от непозиционных?.

    Цель нашего урока научится переводить число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления и наоборот. Но в начале мы рассмотрим, как можно

    представить любое целое неотрицательное чисело:

    В позиционных системах значение записи целого числа определяется по следующему правилу: пусть a n a n-1 a n-2 …a 1 a 0 - запись числа A, а i – цифры, тогда

    где p - целое число большее 1, которое называется основанием системы счисления

    Для того, чтобы при заданном p любое неотрицательное целое число можно было бы записать по формуле (1) и притом единственным образом, числовые значения различных цифр должны быть различными целыми числами, принадлежащими отрезку от 0 до p-1.

    1) Десятичная система

    цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

    число 5735 = 5·10 3 +7·10 2 +3·10 1 +8·10 0

    2) Троичная система

    цифры: 0,1,2

    число 201 3 = 2·3 2 +0·3 1 +1·3 0

    Замечание: нижним индексом в записи числа обозначается основание системы счисления, в которой записано число. Для десятичной системы счисления индекс можно не писать.

    Представление отрицательных и дробных чисел:

    Во всех позиционных системах для записи отрицательных чисел так же как и в десятичной системе используется знак ‘–‘. Для отделения целой части числа от дробной используется запятая. Значение записи a n a n-1 a n-2 …a 1 a 0 , a -1 a -2 …a m-2 a m-1 a m числа A определяется по формуле, являющейся обобщением формулы (1):

    75,6 = 7·10 1 +5·10 0 +6·10 –1

    –2,314 5 = –(2·5 0 +3·5 –1 +1·5 –2 +4·5 –3)

    Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную:

    Следует понимать, что при переводе числа из одной системы счисления в другую количественное значение числа не изменяется, а меняется только форма записи числа, так же как при переводе названия числа, например, с русского языка на английский.

    Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную выполняется непосредственным вычислением по формуле (1) для целых и формуле (2) для дробных чисел.

    Перевод чисел из десятичной системы счисления в произвольную.

    Перевести число из десятичной системы в систему с основанием p – значит найти коэффициенты в формуле (2). Иногда это легко сделать простым подбором. Например, пусть нужно перевести число 23,5 в восьмеричную систему. Нетрудно заметить, что 23,5 = 16+7+0,5 = 2·8+7+4/8 = 2·8 1 +7·8 0 +4·8 –1 =27,48. Понятно, что не всегда ответ столь очевиден. В общем случае применяется способ перевода отдельно целой и дробной частей числа.

    Для перевода целых чисел применяется следующий алгоритм (полученный на основании формулы (1)):

    1. Найдем частное и остаток от деления числа на p. Остаток будет очередной цифрой ai (j=0,1,2 …) записи числа в новой системе счисления.

    2. Если частное равно нулю, то перевод числа закончен, иначе применяем к частному пункт 1.

    Замечание 1. Цифры ai в записи числа нумеруются справа налево.

    Замечание 2. Если p>10, то необходимо ввести обозначения для цифр с числовыми значениями, большими или равными 10.

    Перевести число 165 в семеричную систему счисления.

    165:7 = 23 (остаток 4) => a 0 = 4

    23:7 = 3 (остаток 2) => a 1 = 2

    3:7 = 0 (остаток 3) => a 2 = 3

    Выпишем результат: a 2 a 1 a 0 , т.е. 3247.

    Выполнив проверку по формуле (1), убедимся в правильности перевода:

    3247=3·7 2 +2·7 1 +4·7 0 =3·49+2·7+4 = 147+14+4 = 165.

    Для перевода дробных частей чисел применяется алгоритм, полученный на основании формулы (2):

    1. Умножим дробную часть числа на p.

    2. Целая часть результата будет очередной цифрой am (m = –1,–2, –3 …) записи числа в новой системе счисления. Если дробная часть результата равна нулю, то перевод числа закончен, иначе применяем к ней пункт 1.

    Замечание 1. Цифры a m в записи числа располагаются слева направо в порядке возрастания абсолютного значения m.

    Замечание 2. Обычно количество дробных разрядов в новой записи числа ограничивается заранее. Это позволяет выполнить приближенный перевод с заданной точностью. В случае бесконечных дробей такое ограничение обеспечивает конечность алгоритма.

    Перевести число 0,625 в двоичную систему счисления.

    0,625·2 = 1,25 (целая часть 1) => a -1 =1

    0,25·2 = 0,5 (целая часть 0) => a- 2 = 0

    0,5·2 = 1,00 (целая часть 1) => a- 3 = 1

    Итак, 0,62510 = 0,1012

    Выполнив проверку по формуле (2), убедимся в правильности перевода:

    0,1012=1·2 -1 +0·2- 2 +1·2 -3 =1/2+1/8 = 0,5+0,125 = 0,625.

    Перевести число 0,165 в четверичную систему счисления, ограничившись четырьмя четверичными разрядами.

    0,165·4 = 0,66 (целая часть 0) => a -1 =0

    0,66·4 = 2,64 (целая часть 2) => a -2 = 2

    0,64·4 = 2,56 (целая часть 2) => a -3 = 2

    0,56·4 = 2,24 (целая часть 2) => a -4 = 2

    Итак, 0,16510 ” 0,02224

    Выполним обратный перевод, чтобы убедиться, что абсолютная погрешность не превышает 4–4:

    0,02224 = 0·4 -1 +2·4 -2 +2·4 -3 +2·4 -4 = 2/16+2/64+2/256 = 1/8+1/32+1/128 = 21/128 = 0,1640625

    |0,1640625–0,165| = 0,00094 < 4–4 = 0,00390625

    Перевод чисел из одной произвольной системы в другую

    В этом случае сначала следует выполнить перевод числа в десятичную систему, а затем из десятичной в требуемую.

    Особым способом выполняется перевод чисел для систем с кратными основаниями.

    Пусть p и q – основания двух систем счисления. Будем называть эти системы системами счисления с кратными основаниями, если p = qn или q = pn, где n – натуральное число. Так, например, системы счисления с основаниями 2 и 8 являются системами счисления с кратными основаниями.

    Пусть p = qn и требуется перевести число из системы счисления с основанием q в систему счисления с основанием p. Разобьем целую и дробную части записи числа на группы по n последовательно записанных цифр влево и вправо от запятой. Если количество цифр в записи целой части числа не кратно n, то надо дописать слева соответствующее количество нулей. Если количество цифр в записи дробной части числа не кратно n, то нули дописываются справа. Каждая такая группа цифр числа в старой системе счисления будет соответствовать одной цифре числа в новой системе счисления.

    Переведем 1100001,111 2 в четверичную систему счисления.

    Дописав нули и выделив пары цифр, получим 01100001,11102.

    Теперь выполним перевод отдельно каждой пары цифр, пользуясь пунктом Перевод чисел из одной произвольной системы в другую.

    Итак, 1100001,1112 = 01100001,11102 = 1201,324.

    Пусть теперь требуется выполнить перевод из системы с большим основанием q, в систему с меньшим основанием p, т.е. q = p n . В этом случае одной цифре числа в старой системе счисления соответствует n цифр числа в новой системе счисления.

    Пример: Выполним проверку предыдущего перевода числа.

    1201,324 = 1100001,11102=1100001,1112

    В шестнадцатеричной системе есть цифры с числовыми значениями 10,11,12, 13,14,15. Для их обозначения используют первые шесть букв латинского алфавита A, B, C, D, E, F.

    Приведем таблицу чисел от 0 до 16, записанных в системах счисления с основаниями 10, 2, 8 и 16.

    Число в десятичной системе счисления 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
    В восьмеричной 0 1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 13 14 15 16 17 20
    В двоичной 0 1 10 11 100 101 110 111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 10000
    В шестнадцатеричной 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F 10

    Для записи шестнадцатеричных цифр можно использовать также строчные латинские буквы a-f.

    Пример: Переведем число 110101001010101010100,11 2 в шестнадцатеричную систему счисления.

    Воспользуемся кратностью оснований систем счисления (16=2 4). Сгруппируем цифры по четыре, дописав, слева и справа нужное количество нулей

    000110101001010101010100,1100 2

    и, сверяясь с таблицей, получим: 1A9554,C 16

    Вывод:

    В какой системе счисления лучше записывать числа – это вопрос удобства и традиций. С технической точки зрения, в ЭВМ удобно использовать двоичную систему, так как в ней для записи числа используются только две цифры 0 и 1, которые можно представить двумя легко различимыми состояниями “нет сигнала ” и “есть сигнал”.

    А человеку, напротив, неудобно иметь дело с двоичными записями чисел из-за того, что они более длинные, чем десятичные и в них много повторяющихся цифр. Поэтому, при необходимости работать с машинными представлениями чисел используют восьмеричную или шестнадцатеричную системы счисления. Основания этих систем – целые степени двойки, и поэтому числа легко переводятся из этих систем в двоичную и обратно.

    Записываем задание на дом:

    а) Запишите дату рождения всех членов вашей семьи в различных системах счисления.

    б) Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:

    а) 1001111110111,011 2 ;