• Метод кейс-технологии в дошкольном образовании. Кейс – метод как педагогическая технология Кейсы по педагогике высшей школы

    Презентация на тему: Кейс – метод как педагогическая технология




































    1 из 35

    Презентация на тему: Кейс – метод как педагогическая технология

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Требования к кейс- методу:- соответствовать чётко поставленной цели;- иметь соответствующий уровень трудности;- иллюстрировать аспекты реальной жизни;- не устаревать слишком быстро;- иметь национальную окраску- иллюстрировать типичные ситуации;- развивать аналитическое мышление;- провоцировать дискуссию.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    № слайда 5

    Описание слайда:

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Обучение на основе кейс- метода это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах выработке навыков принятия решений.Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Сущность метода 1. Гарвардская Школа Бизнеса - это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере образования или производства, читаются, изучаются и обсуждаются

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология 2. Р. Мери, профессор.- под методом кейсов понимается изучение предмета путём рассмотрения большого количества кейсов, в определённых комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается специалист в определённой сфере деятельности.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Преимущества применения кейс- метода в преподавании:демонстрирует академическую теорию с точки зрения реальных событий;мотивирует студента на изучение предмета; способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации.Формируется при обучении кейс- метода:

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Формируется при обучении кейс- метода:Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их.Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих.Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д.Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Ожидаемые результаты познавательного обучения, которое имеет место в процессе кейс – метода, можно подразделить на шесть основных групп учебных целей.Оценка: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение.Синтез: получить неизвестные ранее сведения (требуют оригинальности и творческого подхода)Анализ: определить составные элементы, каким образом они расположены и связаны между собой.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Применение: применять знания для решения ровых задач в новых ситуациях, когда не определены указания и методы решения.Понимание: приводить информацию в более значимую форму, пересказывать, объяснять, предполагать, делать выводы, экстраполировать, когда говорят это сделать (низший уровень понимания)Знания: излагать термины, определённые данные, категории, способы действий (не требует никаких признаков понимания, студент репродуцирует те сведения, которые он изучал

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Правила создания кейса1.Предписание. Это разработка идеи будущего кейса.2. Составление схемы кейса. Это определение действия и действующих лиц, описание предприятия или ситуации и внешние окружающие факторы.3. Определение методической цели кейса. Это может быть иллюстрация к теории, и чисто практическая ситуация или их совмещение.4. Определение цели обучения кейс- методом. Это достигается через формирование навыков и через сам процесс.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология К задачам формирования навыков можно отнести:- принятие нужного решения в кейсе. - способность мыслить логически, ясно и последовательно. - умение предоставить анализ в убедительной и обоснованной форме.- уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология демонстрация готовности и способности применять аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна.- умение выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность. - способность использовать имеющиеся в распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.

    № слайда 18

    Описание слайда:

    № слайда 19

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Примеры возможных образовательных целей кейсового метода:- приобретать знания;- развивать общее представления;- понимать мотивы;- приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы;- приобретать навыки разработки действий и их осуществления;- расти в умении слушать;- расти в умении налаживать надёжные связи;- развивать определённые отношения;- ответственность за свои решения и результаты;- скептицизм;

    № слайда 20

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология - инициатива;- набор норм – моральных предпринимательских;- общественных;- развивать суждение и здравый смысл;- предвидеть значение, результаты;- рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе;- обобщать – от конкретных деталей к осознанию перспектив и разработке успешных концепций;

    № слайда 21

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Выбор кейса.Критерии качества готового кейса:- должен быть с хорошей фабулой;- фокусируется на теме, вызывающий интерес;- отвечать современной ситуации (кейс воспринимается как новость, чем как историческое событие) ;- реалистичность, вызывать сопереживание к его главным действующим лицам;- включает цитаты из источников - содержит проблемы, понятные пользователю;- требует высокой оценки уже принятых решений;- требует решения проблем менеджмента;- прививает навыки менеджмента.

    № слайда 22

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Методика работы с кейсом.Как и при проведении деловых игр, здесь ставится задача максимально активизировать каждого и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятии решений. Отсюда группа делится на команды по 3 – 6 человек, выбирается руководитель (модератор) в каждой команде (по инициативе самих студентов) Модератор организовывает работу команды, распределяет вопросы и делает доклад на 10 -12 минут о результатах работы своей команды.

    № слайда 23

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Непосредственно работу с кейсом можно организовывать двумя способами;Каждая подгруппа выполняет только одну тему в течении всех практических занятий. Здесь учебная группа представляет собой, по существу, одну команду, разбитую на подгруппы. Необходимо, чтобы каждая подгруппа чётко представляла, за какие решения она отвечает перед другими подгруппами

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Метод модерации.Применение метода модерации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решение в условиях ограниченной информации и недостатка времени. Принятие решений в группе основывается на информации, имеющиеся в кейсе и с использованием при этом методов исследования:- экспертных, основывающихся на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы;- аналитических, представляющих собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы;- экспериментальных, предлагающих научно поставленный эксперимент. Модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора, Модерацинный процесс состоит через:- обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;- выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;- обмена мнениями и составлением плана работы над проблемой;- работу над проблемой (дискуссия);- выработку решений проблемы;- дискуссию для принятия окончательного решения;- подготовки доклада;- аргументированный краткий доклад.Техническая работа модератора1.Предложение идеи;- фиксирует все идеи, высказанные в режиме мозгового штурма;- регулирует поток идей.2. Организация дискуссии по выдвинутым идеям;- фиксирует высказывания, мнения об идеях;- регулирует поток высказываний;- группирует высказывания.Таким образом. технические приёмы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов. Методы группового обсуждения:- Мозговой штурм;- морфологический анализ;- синектический анализ.

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Правила мозгового штурма:Любая идея должна быть выслушана.Любой может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать свою фантазию.Остальные должны воздержаться о критики в адрес выступающего с идеей.После того, как идеи высказаны всеми членами, происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения.Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы.

    № слайда 28

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Правила морфологического анализа. 1.Рассматриваемую проблему разложить на ряд системных элементов. 2. Элементы, выделенные для анализа, распределить между участниками обсуждения. 3. Предлагаемые поэлементные решения состыковываются в единую логическую цепочку или представляются в виде матрицы решений. 4. Обсуждается в целом предлагаемое решение проблемы, а в случае необходимости выбора из адьтернативы или ранжирования, используется метод парного сравнения. 5. Согласованное решение с учётом возможных корректировок представляется для обсуждения по окончании работы над темой занятия.

    № слайда 29

    Описание слайда:

    № слайда 30

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Правила синектического анализаМодератор представляет проблему.Проблема анализируется с использованием либо мозгового штурма, либо морфологического анализа.Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги, проанализировать, каким образом решались там похожие проблемы.Спроецировать известные в практике подходы к разрешению поставленной цели..Окончательно сформулировать мнение подгруппы для доклада результатов по итогам работы над темой.

    № слайда 31

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология В процессе обсуждения проблемы модератор должен определить технику работы группы, продумать технику принятия решения.При этом каждый участник должен быть ознакомлен модератором с определёнными правилами работы в группе - активно участвовать в высказывании идеи и обсуждать её ;- терпимо относится к мнениям других участников обсуждения, давать возможность каждому высказаться до конца;- не повторяться;- не манипулировать неточными или неверными сведениями для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;

    № слайда 32

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология -помнить, что каждый участник имеет равные права;- не навязывать своего мнения другим;- чётко формулировать своё окончательное мнение (устно или письменно) представление результатов работы по темам:- для представления результатов рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы)

    № слайда 33

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Особенности работы с разными аудиториями Группа разбивается на отдельные подгруппы самостоятельно на добровольной основе по 3-5 или 4-6 человек (предпочтение отдаётся чётному числу участников) . Каждая подгруппа выбирает модератора, координирующий работу и секретаря, фиксирующего результаты работы. Значение при работе с кейсом имеет правильное размещение участников. Подгруппы не должны мешать друг другу, участники усаживать друг против друга (желательно за круглым столом)

    Описание слайда:

    Сценарий организации занятий Работа начинается со знакомства с ситуационной задачей. Они самостоятельно в течении 10 -15 минут анализируют содержание кейса, выписывая при этом конкретную информацию. Знакомство с кейсом завершается обсуждением Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия.Далее идёт формирование подгрупп.Каждая подгруппа располагается в отведённом месте. Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель объясняет тему и определяет срок завершения работы и в каком виде и форме её представить

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Вопросы к экзамену 2 к лого/сп

    1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии.

    2. История педагогической психологии.

    3. Основные проблемы педагогической психологии.

    4. Образование как многоаспектный феномен.

    5. Методы исследования в педагогической психологии. Требования к методам, используемым в педагогической психологии.

    6. Воспитание как образовательный процесс: содержание, характеристики, формы, функции, принципы.

    7. Цели воспитания: психологическая сущность, содержание. Воспитание как усвоение общечеловеческих ценностей.

    8. Критерии воспитанности учащихся. Диагностика воспитанности.

    9. Психологические механизмы и закономерности формирования личности.

    10. Психологические основы различных концепций воспитания.

    11. Средства психологического воздействия на личность.

    12. Специфика целей, средств, содержания воспитания в различных институтах воспитания.

    13. Понятие и характеристики учебной деятельности.

    14. Психологическая сущность и функциональная структура учебной деятельности.

    15. Формирование мотивов учения школьников.

    16. Виды учебных действий.

    17. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося.

    18. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности ученика.

    19. Проблемы и причины школьной неуспеваемости.

    20. Основные понятия психологии обучения.

    21. Проблема соотношения обучения и развития.

    22. Психологическая сущность программированного обучения.

    23. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса.

    24. Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания.

    25. Концепции обучения и их психологические основания.

    26. Теория поэтапного развития умственных действий П.Я.Гальперина.

    27. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе (Л.В. Занков).

    28. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе (В.В. Давыдов-Д.Б.Эльконин).



    29. Структура личности педагога.

    30. Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности.

    31. Личностные свойства учителя и их место в системе профессионально значимых качеств.

    32. Педагогические способности.

    33. Проблемы профессионально-личностного роста педагога.

    34. Психологические основы освоения педагогической деятельности.

    35. Диагностика личностного роста педагога.

    36. Учитель как субъект педагогической деятельности. Характеристики, содержание и функции педагогической деятельности.

    37. Компоненты педагогической деятельности.

    38. Мотивация педагогической деятельности.

    39. Педагогические умения.

    40. Индивидуальные стили педагогической деятельности.

    41. Психологический анализ урока.

    42. Проблемы профессионально-психологической компетенции педагога.

    43. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

    44. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.

    45. Барьеры, возникающие в педагогическом взаимодействии.

    46. Механизмы формирования взаимоотношений педагога с детьми.

    47. Психологическая компетентность в педагогическом общении.

    48. Руководство детскими группами и коллективами.

    49. Стили педагогического руководства.

    50. Учебно-педагогическое сотрудничество и соперничество.

    Профессионально-педагогические ситуации (кейсы) и практико-ориентированные задания

    Задание 1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?

    Великий русский педагог К.Д.Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания.

    1. Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

    2. Прямота в словах и поступках.

    3. Обдуманность действия.

    4. Решительность с правом ответственности за поступок.

    5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

    6. Делать то, что хочется, а не то, что случится.

    7. Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.

    8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

    9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

    Задание 2. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе? Можно ли перенести этот прием на подростков? В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?

    В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса: - «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие оценки, сядьте пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3 а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно, показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждается в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.

    Задание 3. Какие просчеты в образовании и воспитании Игоря выявились в ходе беседы с братом? В чем вы видите педагогическую целесообразность каждого вопроса и суждения старшего брата? Какие выводы из общения с братом может сделать Игорь?

    В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уверенный, если не сказать – самоуверенный подросток, толково объясняя старшему брату, почему он хочет стать летчиком-испытателем сверхзвукового самолета.

    Прости, пожалуйста, Игорь, - остановил его брат, - а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте?

    А что я могу, - удивился Игорь. – В аэроклубе даже в парашютное отделение не принимают. Вот вырасту….

    Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь по утрам?

    В хоккей иногда играю, а зарядку – нет,

    А по математике у тебя какие успехи?

    Ничего, балла четыре, наверное, будет.

    В авиамодельном кружке занимаешься?

    Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко.

    В радиотехнике разбираешься?

    Игорь молчал. А брат с огорчением ему сказал: - ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе и математику, физику и черчение… Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу?

    Задание 4. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе? Что может подумать соседка о семье Тани? Что значит быть воспитанным человеком? Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?

    Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, - попросила мама.- Чао, мамочка. Приду в шесть. И дочка выскочила на улицу. Дальше Таня вспоминает: « В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.

    Девочки, - говорит кто-то нам, - вы бы уступили место женщине с сумками.

    Вот еще! – Резко ответили мы.

    Да, молодежь пошла…..

    Ну, завели….

    Мы так увлеклись разговором с Мариной. А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.

    В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.

    Пожалуйста, милости просим, дверь открылась и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых сумок».

    Задание 5. Выделите в тексте момент, раскрывающий психологический аспект решения педагогической задачи. Как бы вы проступили на месте педагога в подобных обстоятельствах? Предложите свой вариант задачи.

    Работая с 1-м классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу – используя психологические особенности младшего школьника, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившимся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указанием педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах.

    Способ решения. Учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого вверено и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана.

    Почему у тебя спичка сломана? – спросила учительница.

    Я ее поломал, чтобы она не росла, - ответил мальчик.

    Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи.

    Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.

    Задание 6. Прав ли учитель? Чем он руководствовался? Согласны ли вы с мнением, что на практике должно реализовываться некое представление о «мужском» и «женском» воспитании? Какое решение приняли бы вы в подобном случае?

    Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:

    Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка?

    Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.

    Это секрет? – серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой.

    Тогда сделаем так, даю вам 5 минут – поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.

    Задание 7. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? Какому ответу вы отдаете предпочтение? Почему? Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях?

    Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!

    Варианты ответов:

    1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.

    2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить.

    3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать?

    4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы!

    5. Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы…..

    Задание 8. Какое решение кажется вам более верным? Как бы вы отреагировали на подобные слова мальчика? О чем говорит данная жизненная ситуация? В чем вы видите причины возникновения таких ситуаций?

    В минувшую субботу – а стояла сентябрьская на удивление располагающая к доброму настроению погода – меня остановил на улице мальчик и просто сказал:

    Дядя, дайте, пожалуйста, 3 рубля…

    Я глянул на мальчика и понял, что мальчик сыт, ухожен, одет аккуратно, на лице – здоровый румянец.

    Послушай, а зачем тебе деньги?

    Мороженного захотелось.

    Способы решения:

    1. Я, признаться, не нашел ничего лучшего, как спросить: «Тебе не стыдно?»

    2. Я взглянул на него выразительно и, ничего не сказав, пошел дальше.

    Задание 9. Может ли существовать добро без зла? Почему так важна мотивировка поступка? Если бы об этом узнал учитель математики, чтобы он сделал?

    Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня – круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц она казалась тихой и скромной. К концу года, перед отпуском, Тимур запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывая смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания. Поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил по математике «отлично».

    Задача 10. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло. Когда слово учителя производит воспитательный эффект? О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?

    Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.

    Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению учительница похвалила Колю.

    Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки.

    Эта похвала застала Колю врасплох… Но думать, было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:

    Коля, бросай мне… Коля бросай прямо в шапку…

    Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревнование.

    Задание 11. Определите недостающий этап формирования умственных действий и понятий (по П. Я. Гальперину)

    На уроке математики во 2-м классе педагог предложил учащимся сразу же после объяснения нового материала запомнить и повторить алгоритм выполнения письменного вычисления. Какой этап формиро­вания умственных действий и понятий не учел педагог?

    Задание 12. Проанализируйте ситуации и определите, развитие какого компонента учебной деятельности стимулирует педагог.

    а) После выполнения учащимися 3-го класса самостоятельной рабо­ты учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить ра­боту своего соседа по парте.

    в) Для проведения повторительно-обобщающего урока в 1-м классе учитель выбрал форму сюжетной игры.

    Задание 13. Дайте психологический анализ мотивационной сферы героя стихотворения А. Барто.

    «Все я делаю для мамы,

    Для нее играю гаммы,

    Для нее хожу к врачу,

    Арифметику учу.

    Все мальчишки в речку лезли,

    Я один сидел на пляже.

    Для нее после болезни

    Не купался в речке даже».

    Задание 14. Иллюстрацией какого психического новообразования, возникшего в про­цессе учебной деятельности младшего школьника, является стихотворение А. Барто.

    «Сережа руку поднимает,

    Он все на свете понимает.

    Гляжу: красивый он какой

    Сережа с поднятой рукой.

    И тоже руку поднимаю,

    Хоть ничего не понимаю».

    Задание 15. Объясните, в чем причина нездоровых взаимоотношений между Таней и ее родителями. Укажите, какие особенности психической деятельности родителей в данном примере мешают правильной оценке поведения Тани. Докажите, какими качествами личности должны обладать родители, чтобы между ними и детьми были здоровые взаимоотно­шения.

    Забота о любимом че­ловеке, из-за, непонимания его поступков и поведения, иногда приобретает уродливые формы, делает жизнь невыносимой. Прочитайте отрывок из письма в редакцию шестнадцатилетней Тани: «Родители меня не понимают! Говорят, что любят, но раз­ве так любят? Вечно подозрения, вопросы - с кем была, где, письма мои читают тайком. И вечно ругают. Пятерку принесешь - не похвалят, так и надо, а за тройку такой скандал всегда! И не спросят, почему? Просто ругают. И все от любви, да..?»

    Задание 16. Укажите, какое психологическое содержание вкладывает автор в понятие «радость учения» и в чем проявляется его влияние на активность психических процессов и свойств личнос­ти школьника. Какие факторы, по Вашему мнению, определяют радостное настроение в процессе учения школьника, дайте педагогическую оценку их значимости. Докажите, что умение учителя вызвать у детей интерес к учению и радость учения - являются важнейшим элементом его профессионального мастерства. Приведите примеры из Ваших наб­людения.

    Психологи и опытные учителя утверждают, что для формиро­вания у школьников интереса к учению большое значение имеет радостное настроение, порождаемое содержанием и организацией процесса обучения, а также характером оценки достижения уча­щихся со стороны учителя. Особо под­черкивает значение умения учителя вовремя заметить и правиль­но оценить успехи ученика. Внимательно прочитайте выдержку из статьи Ф.Эйсенаи дайте ответы на вопросы.

    «...Каждый, кто знает школу, на своей практике убедил­ся в том, что гораздо эффектнее подстегивает ребенка, под­ростка похвала, умение учителя вовремя заметить и поощрить малейший успех, даже самый скромный. Причем такая педагогическая уловка не только не исключает требовательности, но даже пред­полагает ее. Просто, прежде чем предъявлять требования, надо воспитать того, к кому они обращены, подготовить их к выпол­нению.

    Нет ничего страшнее, чем утрата радости, интереса к уче­нию, когда ребенок понуро бредет в школу, заранее зная, что его ждут только неприятности. Умение найти в личности каждо­го ученика сильные стороны, на которые можно и нужно опереть­ся, должно стать непременной профессиональной обязанностью каждого педагога. Кто же снимет с детских плеч груз, образо­вавшийся от неуспехов в учении, отставания от сверстников, если этого не сделает учитель?»

    Задание 17. Укажите, правильно ли поступила учительница, сохранив в тетради оценку за верно решенный пример. Дайте оценку поведения ученицы. Какие качества ее личности наиболее ярко проявились в ее действиях. Докажите, как должен поступать учитель в случае ошибоч­ных действий при оценке знаний и поведения ученика. Приведите примеры из личных наблюдений.

    Педагогическая оценка успеваемости и поведения ученика выполняет регулирующую функцию. Правильная и осознанная уче­ником педагогическая оценка стимулирует его активность в учебной деятельности и определяет самооценку своего поведения. Неправильная оценка иногда тормозит деятельность и порождает у ребенка равнодушие к учению и неуважительное отношение к учителю.

    Вот пример из практики работы учительницы начальных клас­сов.

    Учительница второго класса зачитала оценки за контрольную работу и раздала тетради детям. Девочка Оля, услышав, что ее работа оценена четверкой, сразу поспешила посмотреть, где жe она допустила ошибку.

    В самом последнем примере 51 – 1 = 50 был зачеркнут от­вет красной чертой. Оля подняла руку и громко сказала учитель­нице: "Вы ошиблись. У меня правильный ответ".

    Учительница посмотрела в тетрадь ученицы и с явно недо­вольным жестом перечеркнула несколькими поперечными черточка­ми свою черту, а оценку оставила ту же.

    Увидев сердитые глаза учительницы, выражение злобы на ли­це и ее резкие действия по исправлению своей ошибки, Оля не решилась продолжать разговор с учительницей об оценке. В конце урока девочка подошла к учительнице и тихо ска­зала:

    А как же с оценкой? У меня решено правильно!
    В ответ на это учительница сказала:

    Будешь в следующий раз выдержаннее.

    Оля с недоумением села на место и заплакала.

    Задание 18. Укажите, какими побуждениями руководствовалась девочка Катя, прося учительницу не наказывать мальчика. Дайте оценку действиям учительницы и директора школы. Докажите, какими качествами личности должен обладать учитель и директор школы, чтобы правильно оценивать действия и поведение ученика и принимать педагогически оправданные меры наказания за его проступки.

    В педагогической психологии доказано, что объективная оценка учителем поведения учащихся повышает воспитательный эффект его воздействий на поведение школьника. Неправильная оценка поведения школьника вызывает у учащихся раздражение, а иногда и явно выраженный протест.

    Внимательно прочитайте ситуацию и дайте ответы на вопросы. Мальчик, которому в первой классе прилепили ярлык шалуна, во второй - хулигана, а в третьей - "отпетого", чихнул на уроке. Разгневанная учительница, решив, что мальчишка сделал это нарочно, выдворила его из класса. И тут произошло неожиданное. Из-за парты поднялась соседка этого мальчика, худень­кая девочка, которая до тех пор слыла робкой тихоней.

    Ирина Ивановна, зачем вы выгнали Лапина? Ведь он уже несколько дней простужен и чихнул не нарочно.

    Может быть, ты меня учить будешь? - повысила голос учи­тельница.- Сядь и не вмешивайся не в свое дело.

    Но девочка не села.

    Ирина Ивановна! У него насморк, и чихнул он не нарочно. Я могу дать честное слово.

    А болен - пусть идет домой, - недовольно сказала учи­тельница, начинавшая уже выходить из себя.

    Он боится уйти. Если он уйдет, вы скажете, что он удрал. Ведь правда, вы так скажете? - допытывалась девочка. - И за что вы Лапина не любите? Ведь он изменился, а вы не хотите этого видеть.

    С точки зрения молодой учительницы, работавшей только второй год, это был подрыв авторитета и неслыханная дерзость. Нужны были крутые меры, и на перемене она повела девочку к директору.

    Директор школы за долгую жизнь перевидал разных детей, и многие были обязаны ему своими судьбами. Он посмотрел на девочку с упрямо торчащими в разные стороны косичками и ска­зал учительнице, что она может возвращаться в класс, а с Катей (так звали девочку) он побеседует сам.

    Когда прозвенел звонок на урок, Катя вернулась в класс, тихо села на место и больше ни о чем не спрашивала. А после уроков директор подошел к учительнице.

    Я хотел сказать вам, Ирина Ивановна... - начал он.

    Что нужно вызвать ее родителей? - почти перебила Ирина Ивановна.

    Нет, я хотел сказать другое, Я хотел поблагодарить вас за то, что вы хорошо воспитываете детей. Они честны, правдивы и, главное, умеют постоять друг за друга. И я сказал вашей Кате, что она молодец, потому что оказалась способной отстоять товарища в трудную минуту. Ведь эти качества, наверное, воспи­тываете в них вы, не так ли? - спросил директор и хитро посмотрел на Ирину Ивановну».

    Задание 19. Какими педагогическими мотивами руководствовалась учи­тельница Евгения Николаевна при оценке сочинения ученика В.Ро­зова? Какие психологические особенности детского мировоззре­ния увидела учительница в "откровении" учащихся по случаю по­жара школы? Докажите, что педагогический такт в общении с учащими­ся является важнейшим условием утверждения авторитета учителя.

    Педагогической психологией доказано, что большое значение для утверждения авторитета учителя имеет его внутренняя пози­ция по отношению к учащимся, умение видеть ребят в самых различных ситуациях и проявлять педагогический такт во взаимо­отношениях с ними.

    Драматург Виктор Розов в своих воспоминаниях об учителе писал:

    «У каждого человека связана с учителями масса воспоми­наний. И у меня их тоже множество. И тоже разнообразных. Вот, например, любимая мною учительница литературы Евгения Николаевна Перкон дает тему сочинения: "Самый памятный день в шко­ле". Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский, костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия и издали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая нас охватила при этом радость.

    Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала:

    Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горя­щей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет. Ставлю вам пять.

    Я сказал, что написал правду.

    Вспоминая этот случай теперь, думаю о том, как права была Евгения Николаевна, что не снизила мне отметку за, так сказать, "безидейное" содержание...

    Сегодня, когда я сам взрослый, то, конечно, понимаю, что та моя радость выглядела, странной. Но ведь это были мои детс­кие ощущения мира. Они всегда неожиданны. И Евгения Николаев­на знала это. Она не только не мешала мне оставаться самим собой и развиваться свободно, даже помогала этому. Я и по сей день дружу с дорогой Евгенией Николаевной".

    Задание 20. Какие барьеры семейного воспитания отражены в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии»? Дайте психологический анализ позиции мамы в конфликте мальчи­ка с отцом. Определите тип уста­новок семенного воспитания, представленный в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии».

    Мама притянула Журку к себе, посидела молча. Потом серьезно сказала:

    Есть у вас общее…

    Ваше самолюбие. У обоих одинаковое. Гордость...

    Журка подумал над этими словами. Честно подумал, а не так, чтобы сразу

    сказать плохое. Но, подумав, беспощадно сказал:

    У него не самолюбие, а злость... И какая там гордость? Книжку унес потихоньку и даже сказать побоялся. А я потом хоть сквозь землю...

    Но он же не знал! Журка!.. Ты пойми, что он совсем по-другому смотрел на это. Думал, что эти книжки для тебя, как игрушки для малыша: сперва поиграешь, а потом надоест и забудешь. А если забыл про старую игрушку, зачем напоминать? Взял и унес... Помнишь, как я твои старые машинки в кладовку прятала? Если ты не видел, то и не вспоминал, а как увидишь - вцепишься: жалко!

    Это совсем другое дело...

    Но папа-то не знал, что другое. Он просто тебя не понимал. А ты его. Ты его тоже очень обидел.

    Ну да! - вскипел Журка. - На свои обиды у него есть гордость! А меня можно, как... бумажную куклу...

    Почему куклу?

    А помнишь, когда я маленький был, ты мне разных куколок вырезала из бумаги? А для них одежду бумажную, чтобы наряжать по-всякому... Ну вот, он меня как такого бумажного человечка - будто скомкал... Мама долго молчала. Журка, чтобы спрятать заблестевшие глаза, стал на­тягивать через голову рубашку. Из-под рубашки проговорил:

    Я знаю, что сперва был виноват... Потому что так сказал... Но он на ме­ня, как будто я самый страшный враг...

    Он горячий... и он уже не думал, что это так закончится! Ему в детстве столько раз попадало от родителей, и он никуда не бегал. Вот и сейчас не понял: что тут страшного.

    Задание 21. Проанализируйте ситуацию. Какие воспитательные меры, с вашей точки зрения, следует предпринять классному руководителю?

    Ученица 10-го класса полностью игнорирует один из предметов в школе. Умная, способная, независимая, она посещает уроки по этому предмету, но демонстративно ничего не делает, читает книги, журналы. Открыто выражает свое неуважение к учителю и откровенно говорит ему об этом.

    Задание 22. Познакомьтесь с отрывком из произведения В. Крапивина «Жу­равленок и молнии». Что можно сказать о педагогических способно­стях Маргариты Васильевны?

    Тебе хорошо, готовиться не надо. А я уже третий раз. И зачем Маргари­та меня политинформатором назначила...

    Потому что рассказываешь интересно.

    А я больше не буду интересно... Надо по очереди, а она все на меня. Пионерское поручение! Если по правилам, то классный руководитель не имеет права пионерские поручения давать, он ведь не вожатый. Нам это еще в третьем классе объясняли. Горька сказал с коротким зевком:

    С Маргаритой мы еще хлебнем.

    Ну уж, хлебнем, - заступился Журка. - Обыкновенная. Как все учителя... Вот Виктор Борисович - тот в самом деле вредный. Как заорет... Журка даже поежился, вспомнив завуча Виктора Борисовича - сухого, с аккуратным пробором и маленьким ртом, съеженным, как высохшая ро­зочка.

    Витенька - просто псих, - сказал Горька. - Маргарита хуже.

    Задание 23. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию тот, кото­рый с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мне­нию. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраива­ет, то можно дать свой, оригинальный ответ.

    Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на уча­щегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вес­ти занятия».

    Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

    1. «Вот тебе и на!»

    2. «А что тебе смешно?»

    3. «Ну, и ради бога!»

    4. «Ты что, дурачок?»

    5. «Люблю веселых людей».

    6. «Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение»

    7. _______________________________________

    Задание 24.

    В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам; «Я не думаю, что вы, как пе­дагог, сможете нас чему-то научить». Ваша реакция:

    1. «Твое дело - учиться, а не учить учителя».

    2. «Таких как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

    3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у друго­го учителя?»

    4. «Тебе просто не хочется учиться».

    5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

    6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

    7. __________________________________________ .

    Задание 25. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, кото­рый с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мне­нию. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраива­ет, то можно дать свой, оригинальный ответ.

    Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать».

    Какой должна быть реакция учителя?

    1. «Не хочешь - заставим!»

    2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

    3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на пове­дение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

    4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

    5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

    6. «Давай сядем и обсудим - может быть, ты и прав».

    7.____________________________________________.

    Задача1

    Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.

    Вопросы

    1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей?

    2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей?

    3.Какими методами социальный педагог может воздействовать на ребенка?

    Ответы

    1.Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

    2.Проинформировать семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

    Проконсультировать по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

    3.Социально-психологическая поддержка и коррекция.

    Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

    Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

    Литература:

    Шакурова М.В.-Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд.

    1

    Задача 169. Как-то в ненастный день отправили семиклассников на уборку картофеля. План уборки школой был уже выполнен, и обычно дисциплинированный класс не был настроен на эту поездку. Пришлось согласиться: ехать не обязательно. Классный руководитель так и сказал: желающие могут остаться дома. Но при этом добавил, что разговор сегодня идет не только о выполнении плана, а о том, чтобы помочь спасти урожай. Никто не остался в тот день дома.

    Вопросы:

      Дайте характеристику ценностно-ориентационной готовности к труду ?

      С чего начинается социально-педагогическая деятельность?

      В чем особенность мотивационной функции применяемой педагогом?

    Ответы:

      а) понимание значимости работы, полезной для других, общества; б) переживание ценности, удивления, радости от результатов собственного труда; в) восхищение повседневным трудом других людей; г) наличие позитивного эмоционального фона, подкрепляющего мотивацию трудовой деятельности.

      Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту - сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой среде и др. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.


      Педагог социальный осуществляет работу по формированию мотивации к трудовой деятельности.
      Мотивы - это внешние и внутренние факторы, предопределяющие поведение человека, а их система называется мотивацией. Набор мотивов трудовой деятельности у подростков может быть разнообразным: Заработок задача педагога социального состоит в том, чтобы сформировать у каждого подростка такую жизненную позицию при выборе профессии, которая соответствовала бы призванию личности и желанию достичь успеха в профессиональной деятельности. В сознании учащихся необходимо поддерживать, укреплять и развивать те социально значимые ценностные ориентиры и установки, которые позволят им самореализоваться в профессиональной сфере.

    Литература:

    Галагузова Ю.Н., Социальная педагогика

    М. В. Шакурова методика и технология работы социального педагога.

    2

    Задача 197. Шестиклассник Витя К.- трудный подросток. Ему свойственно ярко выраженное стремление к лидерству. Но реализовать свое стремление в коллективе класса мальчик не может, а поэтому удовлетворяется поступками отрицательными. Одноклассники не доверяют ему и ни в чем не хотят признать его вожаком.

    Вопросы:

      Какие существуют категории детей группы риска?

      Какие особенности имеют дети группы риска?

      Аспекты негативного влияния на детей?

    Ответы:


      1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики;
      2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
      3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
      4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социальнопсихологической помощи и поддержке;
      5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.


      1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
      2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.
      3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.
      4. Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье.
      5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт - один из источников стресса.
      6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни - пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) - без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
      7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
      8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
      9. Изменение направленности интересов - свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
      10. В отношениях с взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.

      Первый аспект - это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.
      Второй аспект - и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время - тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

    Литература:

    3

    Задача 192. Я попросился на урок к Николаю Петровичу, а он сказал:

    У меня классный час. Хотите?

    И вот этот классный час. Поднимается аккуратный, тщательно причесанный мальчишка, поправляет очки на носу и ровным голосом говорит:

    Я не знаю, как другим ребятам, но мне лично кажется, что вы, Николай Петрович, ошибаетесь, защищая Неллю Викторовну...

    Затем раздался крайне взволнованный голос девочки:

    Как вы, Николай Петрович, можете ее оправдывать, когда она так несправедливо поступила с нами...

    По классу прокатывается легкий гул. И еще несколько выступлений:

    Вы не правы, вы заблуждаетесь, вы не должны...

    Николай Петрович сидит за столом и внимательно слушает. На его лице ни тени иронии, насмешки или высокомерной снисходительности - только внимание. Класс единодушен, класс убеждает его в неправоте. Класс, можно сказать, воспитывает своего классного руководителя.

    Ребята уверены, что, взяв под защиту старшую пионервожатую, Николай Петрович просто хотел отстоять честь "мундира". А дело было вот в чем. Два дня назад вожатая потребовала, чтобы ребята срочно отправились собирать макулатуру. Они отказались, потому что на этот день у них намечен культпоход в музей, просили перенести сбор макулатуры на другое время. Вожатая накричала на них, упрекнула в лени и нерадивости.

    Николай Петрович слушает ребят, и временами кажется, что он сейчас согласится: "Да, пожалуй, вы правы". Но он почему-то медлит, и вдруг спрашивает негромким глуховатым голосом:

    Пионервожатая приходила к вам на большой перемене?

    Да, после алгебры.

    Половина ребят в коридор уже вышла, она обратно всех загнала...

    То есть попросила вернуться?

    Ну, попросила...

    А вы согласились не сразу? Вы еще помялись у дверей?

    Немножко помялись...

    И ей, разумеется, показалось, что вы ее совершенно не уважаете?

    Ну, может быть...

    И пионервожатая стала нервничать и повысила голос... Вы же заговорили все сразу, а она, конечно, не могла вас ни понять, ни перекричать. У нее сложилось мнение, что вам действительно идти собирать макулатуру лень, что ее просьба для вас ничего не значит... Так?

    Так, наверное...

    Нелля Викторовна, как вам известно, работает первый год. И боится уронить себя в ваших глазах, Дома она вспоминает весь свой день и заново переживает каждое не так сказанное слово... Вспомните, у кого-нибудь из вас, наверное, бывало так: скажешь что-нибудь неловкое, неуместное - потом целую неделю или даже месяц переживаешь...

    Еще несколько минут назад такой категоричный, убежденный в своей правоте класс теперь потрясенно молчал. Непримиримые максималисты, они вдруг ощутили на миг душевное состояние другого человека, и их упорство показалось мелочным, ненужным, невеликодушным, наконец.

    Вопросы:

      С помощью какого метода педагог уригулировал конфликтную ситуацию в классе?

      Уровни агрессивного поведения?

      Какие методы социальный педагог может применить для измения отношения в коллективе?

    Ответы:

    1. - профессиональное взаимодействие с подопечными (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);

    2. 1) мотивация, побуждающая к агрессивному поведению;
    2) эмоциональные процессы, сопровождающие агрессивное поведение;
    3) процессы саморегуляции;
    4) когнитивная переработка информации;
    5) внешне наблюдаемые проявления и действия.

    1) коррекция через игру;
    2) через творческое самовыражение;
    3) через сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (например, спорт);
    4) через участие в тренинговой группе;
    5) коррекция с помощью поведенческих методов.

    Литература:

    Методика и технология работы социального педагога Голоухова Г.Н.

    №4

    Виктор К. в школе - один из лучших по успеваемости, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах.

    Вопросы:

      Какой стиль воспитания мог привести к данной проблеме?

      Понятие социального патронажа и надзора?

      Какие виды консультирования может предложить педагог?

    Ответы:

    1. Вседозволенность:

      Ребенку можно все, пока у нас, взрослых, хватит нервов и сил. Взрослый запрещает себе ограничивать выбор ребенка за исключением только ситуаций, чреватых нанесением серьезного вреда ребенку или другим людям.

      Взрослый запрещает любое принуждение по отношению к личности ребенка.

      Единственная задача взрослого заинтересовать ребенка.

      Взрослый исходит из идей гуманизма, которые в представлении взрослого, сами по себе гарантируют благополучие ребенка.

      Позиция снизу - интересы ребенка выше интереса взрослого.

    2. Социальный патронаж - это форма взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в распоряжении 24 часа в сутки, оказывая влияние на суть событий происходящих в семье. Срок социальный патронажа ограничен от 4 до 9 месяцев. Этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа:
    - Знакомство. Договор с семьей.
    - Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
    - Сбор информации о семье.
    - информации о семье.
    - Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с Анализ семьей.
    - Выход из семьи.

    3. Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе, которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
    Методы, приёмы консультирования:
    - беседа;
    - включенное обсуждение;
    - убеждение;
    - одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
    - приём активного слушания;
    - приём парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами.
    - использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
    - прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения.
    - приём Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента.
    - метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашёл выход из подобной ситуации.
    Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
    Метод «письмо-обращение». Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать её, ходатайство; защита прав клиента.
    Социальный патронаж. Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому.

    Литература:

    Методика и технология работы социального педагога Голоухова Г.Н.

    А.В. Мудрик социальная педагогика

    105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации Владислав Бейзеров

    (Пока оценок нет)

    Название: 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации

    О книге «105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации» Владислав Бейзеров

    В данном учебном пособии представлены педагогические ситуации, часть из которых сопровождается вариантами решения, а также вопросами и заданиями для студентов (слушателей), предполагающих решение ситуаций, опираясь на теоретические знания педагогики и жизненный опыт. Приведенные в книге ситуации и задачи взяты из практики различных педагогов, литературных источников, а также практической педагогической деятельности автора.

    Пособие сопровождается кратким терминологическим словарем по педагогики. Рекомендуется преподавателям и студентам педагогических и психологических специальностей вузов, слушателям курсов повышения квалификации специалистов системы образования, учителям средних школ, гимназий, лицеев.

    На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации» Владислав Бейзеров в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

    Скачать бесплатно книгу «105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации» Владислав Бейзеров

    (Фрагмент)

    В формате fb2 : Скачать
    В формате rtf : Скачать
    В формате epub : Скачать
    В формате txt :

    Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

    По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

    Данная статья расскажет о том, как найти с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

    Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

    С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

    Прежде всего, попробуем дать определение.

    Итак, педагогическая ситуация - это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

    Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

    Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

    Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

    Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

    Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие обычно возникают в случае возникновения:

    • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
    • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
    • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
    • противодействия - действия, препятствующего проявлению другого действия;
    • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

    Раздел 3. Основные действия при обнаружении решения педагогической ситуации

    Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

    Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены решения сложных педагогических ситуаций.

    При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

    Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

    Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

    Раздел 4. Обнаружение ситуации

    В течение педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

    Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

    Первое действие - обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

    Раздел 5. Пример ситуации

    Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

    Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

    Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

    На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

    После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

    Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

    Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

    Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

    • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
    • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
    • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
    • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
    • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
    • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

    Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

    Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

    Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

    • Кто главный участник этого события и диалога?
    • В чем заключается причина конфликта?
    • Что послужило мотивом этого поступка?

    Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

    Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

    Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

    Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

    • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
    • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
    • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

    Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

    Самый трудный этап после обнаружения ситуации - это выбор способа решения.

    Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

    Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей - они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка - отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

    Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

    Раздел 10. Примеры решения

    Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

    • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций - попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
    • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
    • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
    • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
    • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
    • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
    • Проявление школьного «буллинга» - социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии - чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.