• На какой раздел ставить файл подкачки. Как правильно настроить файл подкачки в Windows. Основные принципы работы файла подкачки

    Выбираем размер файла подкачки

    Вопрос о размере файла подкачки довольно часто встречается на различных технических ресурсах, однако однозначных рекомендаций на этот счет нет. Попадаются как советы установить файл подкачки в 1.5-2 раза больше объема установленной памяти, так и полностью отключить его. И то и другое абсолютно бессмысленно с практической точки зрения. Поэтому сегодня речь пойдет о том, что такое файл подкачки (он же своп-файл, он же страничный файл) и как правильно выбрать и настроить его размер.

    Чтобы понять, для чего нужен файл подкачки, стоит сначала разобраться в принципах работы памяти в Windows. Поэтому начнем с теории.

    Виртуальная память

    Как правило, говоря о памяти мы имеем в виду модули оперативной памяти, физически установленные на компьютере, или физическую память . Объем доступной физической памяти жестко ограничен и зависит от возможностей оборудования, разрядности операционной системы и условий лицензирования. Для того, чтобы обойти эти ограничения, в операционных системах Windows используется такой ресурс, как виртуальная память .

    Операционная система Windows работает не с физической, а именно с виртуальной памятью. Технически виртуальная память состоит из физической памяти (ОЗУ) и специального файла(-ов) подкачки, объединенных в единое виртуальное адресное пространство. Для каждого запущенного процесса выделяется собственное, отдельное от других процессов адресное пространство в виртуальной памяти, в котором он выполняется и которым управляет. Для обращения к памяти используются указатели на адреса в виртуальном адресном пространстве, при этом сам процесс не в курсе 🙂 того, где именно хранятся его данные — в ОЗУ или в файле, это решает операционная система.

    Максимально возможный объем доступной виртуальной памяти зависит от разрядности операционной системы. Так в 32-разрядной системе процесс может адресовать не более 4 гигабайт (2 32) памяти. Для 64-разрядного процесса теоретическое ограничение составляет 16 экзабайт (2 64), а практически в современных 64-разрядных версиях Windows поддерживается адресное пространство объемом до 16 терабайт.

    Примечание. Некоторые 32-разрядные версии Windows Server используют технологию PAE, позволяющую адресовать до 64ГБ памяти. Подробнее о PAE можно узнать .

    В отличии от физической, виртуальная память имеет гораздо более гибкие ограничения. Это позволяет одновременно выполняться большому количеству процессов, которые не смогли бы поместиться в физической памяти. Таким образом, основная задача механизма виртуальной памяти — расширение доступной памяти компьютера.

    Управление памятью происходит примерно так.

    Виртуальное адресное пространство поделено на блоки равного размера, которые называют страницами (pages). Отсюда кстати и название page file — страничный файл. Физическая память также поделена на разделы, называемые страничными фреймами (page frames), которые используются для хранения страниц.

    Каждому процессу при старте выделяется ″кусок″ адресного пространства в виртуальной памяти. Соответственно в каждый момент времени в памяти находятся страницы из виртуального адресного пространства каждого процесса. Страницы, находящиеся в физической памяти и доступные немедленно, называются действительными (valid pages), а страницы, которые в данный момент недоступны, например находящиеся на диске — недействительными (invalid pages).

    При обращении процесса к странице памяти, помеченной как недействительная, происходит страничное прерывание (page fault). При возникновении прерывания диспетчер виртуальной памяти находит запрашиваемую страницу и загружает ее в свободный страничный фрейм физической памяти. Собственно этот процесс и называется подкачкой (paging).

    При дефиците физической памяти диспетчер памяти выбирает фреймы, которые можно освободить и переносит их содержимое на диск, в файл подкачки. Принцип переноса такой: когда процесс использовал все выделенные ему фреймы, то при каждом страничном прерывании в этом процессе система удаляет из физической памяти одну из его страниц. Выбор страницы осуществляется по принципу первым пришел — первым ушел (first in, first out, FIFO), т.е. в файл подкачки переносится страница, дольше всех находившаяся в памяти.

    У каждого процесса есть свой рабочий набор (working set) — набор страниц, находящихся в физической памяти. Рабочий набор определяет размер физической памяти, выделенной процессу, он имеет минимальный и максимальный размер. В момент запуска процессу назначается минимальный размер рабочего набора, т.е. минимальное количество страниц, которые гарантированно будут находится в оперативной памяти. При достаточном количестве свободной физической памяти процесс может увеличивать свой рабочий набор до размера, равного максимальному рабочему набору. Когда же начинается нехватка памяти, диспетчер виртуальной памяти начинает урезать рабочий набор всех процессов до минимального, удаляя лишние страницы из физической памяти.

    После уменьшения рабочего набора процесса до минимума диспетчер памяти отслеживает страничные прерывания, генерируемые каждым процессом. При большом количестве прерываний диспетчер может увеличить размер рабочего набора процесса, при отсутствии — продолжает уменьшать рабочий набор до тех пор, пока не произойдет прерывание. Появление прерывания говорит о том, что достигнут минимальный размер памяти, необходимый процессу для работы. Таким образом достигается баланс между потреблением физической памяти и производительностью.

    На самом деле это очень примерное описание работы виртуальной памяти, но для общего понимания его вполне хватит. Поэтому завязываем с теорией и переходим к практике.

    Текущие настройки файла подкачки

    Посмотреть текущий размер файла можно в оснастке Свойства системы (System Properties). Для этого надо нажать Win+R и выполнить команду sysdm.cpl . Затем перейти на вкладку «Advanced», в поле «Performance» нажать на кнопку «Settings» и в открывшемся окне перейти на вкладку «Advanced».

    Здесь указан суммарный размер файла подкачки на всех дисках, а по кнопке «Change» можно перейти к его настройкам.

    По умолчанию включено автоматическое управление размером файла подкачки. Это значит, что операционная система создает один файл подкачки pagefile.sys в корне системного диска и устанавливает его размер автоматически, исходя из своих потребностей.

    Дамп памяти

    Чтобы понять, чем руководствуется система при выборе размера файла подкачки, опять перейдем к теории и обратимся к такому понятию как дамп памяти (memory dump). Дело в том, что кроме расширения физической памяти файл подкачки имеет еще одно назначение — он используется при создании аварийных дампов памяти при сбоях системы. Происходит это следующим образом.

    Во время загрузки операционная система создает карту секторов, занимаемых на диске файлом подкачки и сохраняет ее в памяти. При сбое системы проверяется целостность этой карты, драйвера диска и управляющей структуры дискового драйвера. Если целостность их не нарушена, то ядро системы вызывает специальные функции ввода\вывода, предназначенные для сохранения образа памяти после системного сбоя и записывает данные из памяти на диск, в файл подкачки, используя сохраненную карту секторов.

    При следующей загрузке системы диспетчер сеанса (Session Manager Subsystem Service , SMSS) инициализирует файл подкачки и проверяет наличие в нем заголовка дампа. Если заголовок есть, то данные копируются из файла подкачки в файл аварийного дампа и делается соответствующая запись в системном журнале.

    Соответственно при автоматическом управлении файлом подкачки система ориентируется на настройки создания аварийного дампа памяти, выбирая размер файла в соответствии с типом дампа:

    Полный дамп памяти (Complete memory dump) — в дамп записывается все содержимое оперативной памяти на момент сбоя, поэтому размер файла подкачки должен быть равен размеру физической памяти + 1Мб (для заголовка). Этот тип выбирается по умолчанию при количестве физической памяти меньше 4ГБ;
    Дамп памяти ядра (Kernel memory dump) — в дамп записывается только память, выделенная для ядра ОС, драйверов устройств и приложений, работающих в режиме ядра. Дамп ядра занимает гораздо меньше места, чем полный дамп, при этом его как правило достаточно для определения причин сбоя. Этот тип дампа выбирается по умолчанию для систем с объемом ОЗУ 4ГБ и более. Минимальный размер файла подкачки должен составлять примерно 1/3 от объема физической памяти;
    Малый дамп памяти (Small memory dump) — мини-дамп, в котором содержатся минимально необходимые данные: стоп-код и описание ошибки, список загруженных драйверов и информация о запущенных в момент сбоя процессах. Этот дамп требует файл подкачки не менее 2Мб;
    Автоматический дамп памяти (Automatic memory dump) — новый тип дампа, появившийся в Windows 8\Server 2012 и более новых. На самом деле это тот же дамп ядра, единственная разница в том, что он позволяет системе динамически управлять размером файла подкачки, выбирая наиболее оптимальный размер.

    Настройки дампа памяти находятся в расширенных свойствах системы, в разделе Загрузка и восстановление (Startup and Recovery). Здесь можно один из четырех типов дампа либо совсем отключить его создание.

    Даже зная настройки дампа и объем физической памяти, не получится точно сказать, какого размера файл подкачки создаст система. Поэтому я решил немного поэкспериментировать, для чего взял в качестве подопытных 2 системы — клиентскую Windows 8.1 (x64) и серверную Windows Server 2012 R2 и проверил, как размер файла подкачки зависит от объема физической памяти и настроек дампа. Вот что получилось:

    Как видите, размер файла напрямую зависит не только от объема ОЗУ и настроек дампа, но и от типа операционной системы. Кроме того, отключение дампа не означает полное отсутствие файла подкачки.

    Также стоит напомнить, что это начальные значения. При нехватке виртуальной в процессе работы памяти система может увеличивать файл подкачки вплоть до максимального значения, которое при автоматической настройке составляет 3 объема физической памяти.

    Определение необходимого размера файла подкачки

    Хотя размером файла подкачки и можно управлять через настройки дампа памяти, однако это не самый прямой способ. Гораздо правильней настроить размер файла вручную. Остается только выяснить, какой размер можно считать достаточным.

    Однозначного ответа на этот вопрос нет. Единственный способ более-менее точно установить размер файла подкачки — это собрать в данной конкретной системе данные по потреблению памяти и использованию файла подкачки, выяснить, какой максимальный объем памяти может быть занят службами\приложениями и насколько реально используется файл подкачки. На основании полученных данных и следует выбирать размер файла.

    Оперативно оценить текущее потребление виртуальной памяти можно в Task manager, в разделе Performance (производительность). В поле Commited показано отношение используемой виртуальной памяти к ее общему количеству. В моем примере на компьютере установлено 64Гб оперативной памяти и такого же объема файл подкачки. Текущий объем виртуальной памяти составляет 128Гб, занято 65Гб. Из них 62,4Гб приходятся на оперативную память и 2,6Гб на файл подкачки.

    Также для сбора информации можно воспользоваться счетчиками производительности. Счетчики предоставляют больше информации, а также позволяют собрать статистику за определенное время, что позволит более точно определить потребности системы в виртуальной памяти. Нам потребуются следующие счетчики производительности:

    Memory, Commited Bytes — этот счетчик показывает, какое количество байт в виртуальной памяти занято текущими процессами. Когда значение Commited Bytes превышает объем физической памяти, система начинает активно использовать файл подкачки;
    Memory, Available Bytes — объем свободной физической памяти на компьютере. Этот параметр показывает загруженность оперативной памяти, а чем меньше физической памяти остается, тем активнее система использует файл подкачки.
    Memory, Commit Limit — значение, равное сумме объема оперативной памяти и текущего размера файла подкачки. По другому — максимальное количество виртуальной памяти, которое может быть выделено всем процессам без увеличения размера файла подкачки.
    Memory, %Commited Bytes In Use — показывает процент использования виртуальной памяти. Представляет из себя отношение Commited Bytes \Commit Limit.
    Paging File, %Usage — процент использования файла подкачки, текущее значение.
    Paging File, %Usage Peak — процент использования файла подкачки, пиковое значение.

    Для более глубокого анализа потребления памяти можно дополнительно использовать такие счетчики:

    Memory, Page Fault\sec — количество страничных ошибок (прерываний) в секунду при обращении к страницам памяти. Напомню, что страничное прерывание возникает при обращении к странице памяти, которая была выгружена на диск.
    Memory, Pages\sec — показывает, сколько страниц в секунду было прочитано\записано в рамках страничного прерывания. Проще говоря, этот счетчик показывает интенсивность обмена данными между оперативной памятью и файлом подкачки. Представляет из себя сумму счетчиков Pages Input\sec и Pages Outpit\sec .
    Process, Working Set — показывает текущее использование физической памяти активными процессами. Значение Total выдает суммарный объем по всем процессам, но можно вывести данные отдельно и по каждому конкретному процессу. Этот счетчик не имеет прямого отношения к файлу подкачки, но может помочь при диагностике проблем с производительностью.

    Как видно на примере, 64-гигабайтный файл подкачки реально используется всего на 2-3%. То есть для нормальной работы с избытком хватит файла подкачки размером 4Гб. И это при том, что сервер очень прилично нагружен, для менее загруженного компьютера цифры будут еще меньше.

    Отдельно стоит упомянуть о выборе размера файла подкачки для компьютеров с ролью Hyper-V. Дело в том, что в силу особенностей архитектуры гипервизор не использует файл подкачки для виртуальных машин даже в случае нехватки физической памяти. На серверах Hyper-V файл подкачки нужен исключительно для целей хостовой системы, в которой используется лишь небольшая часть ОЗУ (обычно не более 2-4ГБ). Поэтому создавать файл подкачки, исходя из общего объема физической памяти в данном случае абсолютно бессмысленно.

    Настройка

    Определив необходимый размер, переходим непосредственно о настройке. Для изменения размера файла подкачки открываем свойства виртуальной памяти и отключаем автоматический выбор размера. Затем в поле «Drive» выбираем логический диск, на котором будет располагаться файл, выбираем опцию «Custom size», указываем начальный и максимальный размер файла подкачки и жмем «Set». Для того, чтобы изменения вступили в силу, после настройки может потребоваться перезагрузка системы.

    Для файла подкачки существуют некоторые ограничения:

    Максимальный размер файла может быть не более 16ТБ для 64-битной и не более 4ГБ для 32-битной системы;
    Можно создавать до 16 файлов подкачки, но каждый должен быть расположен на отдельном томе (логическом диске);
    Для возможности создания аварийного дампа памяти необходимо, чтобы файл подкачки (хотя бы один) находился на системном диске.

    Для автоматизации процесса настройки можно использовать вот такой PowerShell скрипт (подставив свои значения):

    # Disable automatic management for pagefile
    $ComputerSystem = Get-WmiObject -Class Win32_ComputerSystem -EnableAllPrivileges
    if ($ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile) {
    $ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile = $false
    $ComputerSystem.Put()
    }
    # Set manual size for pagefile
    $PageFile = Get-WmiObject -Class Win32_PageFileSetting -EnableAllPrivileges
    $PageFile.InitialSize = 4096
    $PageFile.MaximumSize = 8192
    $PageFile.Put()

    Заключение

    В заключение некоторые практические советы, которые могут помочь в настройке.

    При ручной настройке необходимо указать начальный и максимальный размер файла. В этом случае система создает файл начального размера, при необходимости увеличивая его до тех пор, пока он не достигнет максимального. При увеличении размера возможна фрагментация файла подкачки, что скажется на его быстродействии. Для борьбы с фрагментацией можно изначально указать начальный и максимальный размер одинаковыми. Тогда система сразу выделит под файл все необходимое место, а статический размер файла исключит возможную фрагментацию в дальнейшем.
    Для увеличения производительности системы файл подкачки можно перенести на другой раздел. Уточню, что переносить файл стоит только на раздел, находящийся на другом физическом диске. Размещение файла подкачки на дополнительном раздел одного и того же диска не приведет к повышению быстродействия. На практике имеет смысл перенос файла подкачки на отдельный SSD-диск, это может дать заметный прирост производительности.
    Еще один теоретический 🙂 способ повысить скорость работы с файлом подкачки — разместить его на отдельном, специально выделенном только под него разделе, для которого установить размер кластера 64Кб (вместо 4Кб по умолчанию). При работе с большими файлами (такими, как файл подкачки) большой размер кластера может повысить производительность файловой системы. Чем больше размер кластера, тем большими блоками читаются\пишутся данные, соответственно для одинакового объема данных при размере кластера 64Кб потребуется в 16 раз меньше операций чтения\записи, чем для 4Кб.
    Кое где встречаются советы полностью отключить файл подкачки. Действительно, в отдельных случаях это может дать некоторый прирост производительности, хотя лично я не вижу в этом большой пользы. Как можно убедиться с помощью счетчиков производительности, при наличии свободной физической памяти ОС и так использует файл подкачки по минимуму, поэтому прирост будет незначительный. Если же при отключенном файле подкачки в процессе работы закончится физическая память, то приложение, потребляющее память, будет остановлено, что чревато сбоем в работе и потерей данных. Кроме того, при отсутствии файла подкачки Windows не сможет сохранить дамп памяти в случае сбоя.
    И последнее. Манипуляции с файлом подкачки не особо сильно влияют на производительность системы в целом. Повторюсь, при достаточном количестве физической памяти файл подкачки используется по минимуму. Если же в системе постоянно не хватает памяти и она активно использует файл подкачки, то в первую очередь стоит подумать о расширении физической памяти.

    Файл подкачки или иначе своп-файл (swap-file), является виртуальной памятью, располагающейся на одном из жёстких дисков, и представляет собой «продолжение» физической оперативной памяти (ОЗУ). Если при работе какого-либо приложения ему не хватает объёма установленного ОЗУ, то Windows 7 использует своп-файл для хранения данных приложения, то есть производит запись в него и чтение из него данных, которые не поместились в ОЗУ. Этот процесс записи и чтения носит название свопинга. В Windows 7 этот файл имеет строго определённое имя pagefile.sys, которое нельзя изменить.

    При своей установке Windows 7 самостоятельно определяет необходимый размер своп-файла и размещает его на системном разделе жёсткого диска. Часто бывает так, что подобное поведение системы относительно размеров и размещения этого файла не даёт максимального быстродействия компьютера. Поэтому пользователю приходится самому настраивать параметры pagefile.sys и оптимизировать его работу. Постараемся осветить наиболее важные моменты этого процесса.

    Считается, что для получения хорошей производительности требуется задать минимальный объем файла подкачки, равный объёму ОЗУ, а максимальный – вдвое больше. То есть, если компьютер имеет ОЗУ размером 2 Гб, то для своп-файла следует задать минимальный и максимальный размеры, равные 2 и 4 Гб, соответственно. Задание двух этих параметров с различными значениями приводит к тому, что фактический размер этого объекта дисковой памяти изменяется динамически, значит, он будет подвергаться фрагментации и снижать быстродействие. Поэтому многие пользователи задают одинаковые значения. В этом случае pagefile.sys становится статическим (не фрагментируемым), что снижает нагрузку на систему и повышает её быстродействие. Но и в случае динамического своп-файла есть способ устранения снижения производительности, если включить очистку файла при завершении работы операционной системы.

    Очистка своп-файла при завершении работы

    Для включения очистки файла pagefile.sys при завершении работы операционной системы необходимо в режиме командной строки выполнить команду secpol.msc («Пуск – Выполнить»). В открывшемся окне следует найти элемент «завершение работы: очистка файла подкачки…». Двойным щелчком мыши по нему устанавливаем параметр безопасности в значение «Включён» и нажимаем кнопку «Применить». Эти действия показаны двумя следующими рисунками.

    Выбор места расположения своп-файла

    Windows 7 допускает располагать своп-файл одновременно на нескольких дисках, но этот вариант производительность системы не увеличивает. Наиболее оптимальным способом по отношению к производительности является один файл подкачки, расположенный на любом разделе жёсткого диска, кроме системного раздела. Для изменения места расположения pagefile.sys требуется вначале его удалить, а затем создать в нужном месте. Для этого щёлкаем «Пуск», а затем «Мой компьютер – Свойства» (правая кнопка мыши). В появившемся окне щёлкаем по «Дополнительные параметры системы».

    Откроется окно, в котором нужно выбрать вкладку «Дополнительно».

    Здесь в разделе «Быстродействие» нажимаем кнопку «Параметры» и в открывшемся окне снова выбираем вкладку «Дополнительно». Обращаемся к разделу «Виртуальная память» и нажимаем кнопку «Изменить». Открывается окно, позволяющее задавать местоположение и размеры своп-файлов на любых разделах жёстких дисков. Это же окно позволяет как отключить файл подкачки, так и включить его.

    Как уже говорилось, по умолчанию Windows 7 размещает pagefile.sys в системном разделе диска, что видно по активированному пункту «Размер по выбору системы». Для переноса файла подкачки на другой раздел, его следует выбрать, активировать пункт «Без файла подкачки» и нажать кнопку «Задать». Этими действиями своп-файл удаляется из своего прежнего местоположения. Иногда после этого появляется сообщение с предупреждением об отключении этого файла или задании слишком малого его объёма, что может привести к возникновению системной ошибки. В этом сообщении следует просто нажать «Да».

    Теперь переходим на создание файла в нужном месте. Для этого:

    • Выбираем требуемый раздел диска.
    • Активируем пункт «Указать размер».
    • Задаём размеры файла (минимальный максимальный).
    • Нажимаем кнопку «Задать».

    Все эти действия показаны на следующем рисунке.

    В приведённом рисунке пользователь создал динамический своп-файл, у которого максимальный размер вдвое превышает минимальный. При необходимости создать статический pagefile.sys, эти параметры должны быть одинаковыми.

    Следует отметить, что своп-файл может быть изменён в своих размерах без изменения его местоположения. Для этого все приведённые выше действия нужно выполнить без изменения раздела диска. Разумеется, излишне говорить, что во всех окнах с кнопкой «ОК» её следует нажимать по окончании всех требуемых действий. И ещё: при изменении объёма в сторону уменьшения изменения вступают в действие мгновенно, в противном случае может понадобиться перезагрузка, о чём пользователь получит сообщение, в котором нужно нажать «ОК».

    Отключение и включение файла подкачки

    Многие пользователи часто прибегают к отключению своп-файла. Это оправдано в тех случаях, когда в компьютере установлено ОЗУ достаточно большого размера. И действительно, зачем тратить время на свопинг и уменьшать быстродействие системы, если можно просто добавить одну или несколько планок ОЗУ. Стоимость ОЗУ в данное время не так уж велика, зато увеличение объёма установленного ОЗУ и отключение файла подкачки может дать существенное увеличение производительности, особенно при не очень мощном компьютере. Отключить своп-файл легко – для этого достаточно удалить его, задав чекбокс «Без файла подкачки», как показано на предпоследнем рисунке.

    Включить своп-файл в работу так же просто, как и отключить – достаточно только снять галку «без файла подкачки» и установить «Размер по выбору системы» или задать свои его значения.

    • Излишне говорить, что идеальным вариантом будет sys, расположенный на отдельном разделе жёсткого диска.
    • Материальное положение пользователя не сильно пошатнётся, если он установит дополнительные планки ОЗУ и вообще откажется от виртуальной памяти. Это даст увеличение скорости работы Windows Для неё вполне хватит 6 ГБ оперативной памяти.
    • Windows 7 производит постоянное увеличение размера своп-файла, что приводит к фрагментации жёсткого диска и лишним накладным расходам. Поэтому рекомендуется задать свой размер с одинаковыми значениями для минимального и максимального размеров.
    • Не следует задавать размер этого файла менее 1 Гб, иначе возможна фрагментация жёсткого диска.
    • Отдельной рекомендации требует случай использования в качестве системного SSD-диска. Это твердотельный накопитель, не имеющий механических вращающихся элементов. По сути – это большая флешка с очень высокой скоростью чтения-записи, обычно на порядок выше скорости жёстких дисков. Но при всех её очень хороших скоростных параметрах она имеет ограниченное число циклов запись-чтение. Поэтому очень важно обеспечить минимальное количество перезаписей на неё, а для этого нужно или вообще отключить своп-файл, или сделать его статическим.

    Вконтакте

    Увеличение доступного объема оперативной памяти - вот основная задача, которую выполняет файл подкачки в Windows . Сейчас мы разберемся во всех тонкостях его работы, и посмотрим, как следует его правильно настраивать в операционной системе.

    Что такое файл подкачки Windows

    Все необходимые данные для текущих вычислений, которые проводит ваш центральный процессор, он получает и отправляет в оперативную память. Она выступает в роли хранилища, в котором находятся данные, необходимые процессору для обеспечения работы активных программ и приложений. Кстати, не забудьте - он будет работать побыстрее.

    Но мы отвлеклись. Вернемся к оперативной памяти. Какое у нее есть неприятное свойство? Ее в большинстве случаев не хватает. Даже несмотря на то, что сейчас в любом домашнем компьютере доступно несколько гигабайт оперативки. Все равно мало. Современные программы и игры требуют очень большой объем памяти для нормальной работы. А уж если вы параллельно запустите программу для обработки видео или звука, а затем начнете играть в , то здесь совсем беда.

    Именно файл подкачки помогает решить эту проблему. Хотя бы частично, что уже хорошо. Он работает по следующему алгоритму. Данные, которые используются неактивными программами, нет смысла хранить непосредственно в оперативной памяти, расходуя ценные мегабайты. Пока программа свернута, или вы ей не пользуйтесь (но она все равно запущена), все ее данные будут перемещены в файл подкачки. Таким образом, оперативная память будет доступна для работы с текущими задачами - отсюда .

    Сразу появляется логичный вопрос. Почему бы не сделать файл подкачки огромного размера - таким образом, полностью исключив проблемы с отсутствием оперативной памяти. К сожалению, не получиться. И вот почему.

    Файл подкачки располагается на логических дисках вашего компьютера, резервируя при этом для себя определенный размер дискового пространства. Его кстати, вы настраиваете вручную, но об этом немного позже. Из этого следует, что данные программ и приложений, компьютер выгружает на жесткий диск. И соответственно, когда они ему нужны, пытается переместить их (читай - скопировать) в оперативную память. Каким бы не был дорогим и современным жесткий диск, его скорость обработки данных (чтение и копирование), куда меньше того же показателя у оперативной памяти. Именно поэтому, не получиться просто расширить ее за счет файла подкачки. Но вот разместить данные неактивных программ, пожалуйста.

    Какой оптимальный объем должен быть у файла подкачки

    Стоит отметить, что в выборе размера вы ограниченны только доступным местом на логическом диске - ведь мы можем разместить на каждом из них свою копию файла подкачки.

    Но существуют оптимальные значения. Вот они - слева исходный объем оперативной памяти, справа оптимальный размер для файла подкачки.

    • 512 Mb - 2248-2248 Mb
    • 1024 Mb - 1712-1712 Mb
    • 2048 Mb - 1224-1224 Mb
    • 4024 Mb - 768-768 Mb
    • 6 Гб (или выше) - без файла подкачки (т.е 0 Mb, т.е отключен)

    Зачем указывать одинаковые размеры

    Тут мы преследует две цели. Во первых, если вы укажите фиксированный размер, системе Windows не придется периодически тратить ресурсы на определение текущего значения. Это сократит служебные операции, и в общей сложности повысит быстродействие системы (пусть и не сильно).

    Во вторых, если вы укажите разный размер, то заставите файл подкачки фрагментироваться. А это опять затраты ресурсов. Не говоря уже о необходимости дефрагментации.

    Как настроить или изменить размер файла подкачки

    Нам нужно перейди в окно редактирования. Для этого нажимаем "Пуск - Панель управления - Система ". Мы перейдем к окну информации о нашей системе.

    Далее мы щелкаем по строчке "Дополнительные параметры системы ". Откроется диалоговое окно - здесь нам нужна вкладка "Дополнительно ". Переходим на нее. Здесь в первом блоке "Быстродействие ", мы нажимаем кнопку "Параметры ". В следующем окне снова переходим на вкладку "Дополнительно ", и в блоке "Виртуальная память ", нажимаем кнопку "Изменить ".

    Чтобы вам было легче ориентироваться, весь процесс показан на картинке ниже:

    Если на предыдущем шаге вы все сделали правильно, то у вас должно открыться окно редактирования параметров файла подкачки.

    Давайте посмотрим, что у нас здесь есть.

    В самом верху мы можем отметить галочкой пункт "Автоматически выбирать объем файла подкачки". Если вы не уверены в том, какое значение установить, или у вас нет под рукой данного руководства, можете предоставить Windows самой решать.

    Самый интересный блок - установка размера. Здесь мы указываем нужное значение, а затем нажимаем кнопку задать. Давайте для примера отметим, что нам нужен файл подкачки на диске "C", размеров в 2 Гб.

    Выделяйте в списке диск "C", затем выбирайте пункт "Указать размер ". Теперь в обоих полях пишите 2048 (ровно 2 Гб), и нажимайте кнопку "Задать ". Все, можете проверить результат. В списке, напротив диска "C" показано, что значения файла подкачки равно 2048 Мб.

    Теперь сохраняйте параметры и перезагружайте компьютер.

    Видео: меняем размер файла подкачки в Windows

    Если не уверены - оставьте выбор размера файла подкачки на усмотрение Windows.

    Если в процессе настройки компьютера вы нарушили работоспособность системы, воспользуйтесь средством .

    Заключение

    Но хочется отметить. Если вы испытываете проблему нехватки оперативки, не поленитесь, и приобретите дополнительную плату памяти - благо сейчас она стоит недорого.

    • , при сборке компьютера
    • Как сделать

    Файл подкачки, он же своп (по-английски swap), он же виртуальная память - это функция операционной системы, реализованная в виде файла, в который выгружается (записывается) какая-то часть объема информации оперативной памяти при ее переполнении. В случае отключения файла подкачки, или при недостаточности выделенного для него на диске места, могут возникнуть неприятные последствия в виде подтормаживаний и глубоких зависаний операционной системы. Данные проблемы может решить увеличения файла подкачки.

    Где находится файл подкачки? Как правило, если не назначено иное место в настройках, то файл подкачки pagefile.sys находится в корне диска C и является скрытым. Размер данного файла не должен быть меньше объема оперативной памяти, установленной в компьютере. В противном случае рекомендуется проверить настройки и при необходимости увеличить место на диске, выделяемой под файл подкачки.

    Изменить размер файла подкачки в Windows XP можно следующим образом:

    1. Правой кнопкой мышки кликнуть на ярлык «Мой компьютер» на рабочем столе. В появившемся контекстном меню выбрать пункт «Свойства».
    2. В открывшемся окне под названием «Свойства системы» перейти на вкладку «Дополнительно». В данной вкладке найти раздел «Быстродействие» и нажать на кнопку «Параметры».
    3. Запустится окно с названием «Параметры быстродействия». В нем также необходимо перейти на вкладку «Дополнительно», в которой в разделе «Виртуальная память» кликнуть на кнопку «Изменить».
    4. В появившемся окне, имеющим название, «Виртуальная память» выбрать вариант «Особый размер» и указать исходный и максимальный размеры файла подкачки в мегабайтах. Нажать на кнопку «Ок».
    5. В результате проведенных настроек операционная система должна сообщить, что «для того чтобы сделанные изменения вступили в силу, следует перезагрузить компьютер».
    6. Перезагрузить компьютер, в результате чего получаем увеличенный размер файла подкачки.
    В Windows 7 и Vista настройки во многом схожи.

    Что касается настройки файла подкачки, то следует сказать о следующем:
    • Минимальный размер файла подкачки желательно устанавливать в полтора раза больше, чем объем оперативной памяти в ноутбуке. Максимальный - в четыре раза больше объема RAM.
    • Использование файла подкачки, даже если установить для него очень большой размер, не избавляет от необходимости увеличения оперативной памяти, так как скорость чтения с диска гораздо ниже скорости получения информации из оперативной памяти. Частично эту проблему решают быстрые SSD диски.
    • Если дисков на компьютере несколько, то своп лучше всего организовать на самом быстром из них.
    • Хорошим выбором настройки файла подкачки является режим «Размер по выбору системы». В данном случае операционная система сама регулирует размер свопа, исходя из своих реальных потребностей.
    • Полезно проводить периодическую дефрагментацию файла подкачки. Но для этого нужно использовать стороннее программное обеспечение, так как стандартными средствами Windows этого сделать нельзя.
    Универсального решения по выбору размера файла подкачки нет. Оно будет отличаться как в зависимости от конфигурации самого компьютера, так и набора программ, который используется для выполнения задач.

    Грамотная оптимизация компьютера позволяет ему быстро справляться с поставленными задачами, даже с не самым мощным «железом». Одним из важнейших моментов оптимизации при малом объеме оперативной памяти является настройка файла подкачки. Большинство пользователей оставляют на усмотрение Windows, какой размер файла подкачки выбрать, чтобы компьютер работал идеально. Подобный подход в корне неправильный, и самостоятельная настройка файла подкачки позволит увеличить производительность системы.

    Оглавление:

    Что такое файл подкачки Windows и зачем он нужен

    В каждом компьютере установлена оперативная память, задачей которой является временное хранение данных в быстром доступе для процессора. Жесткий диск также может выступать хранилищем для быстрого доступа к данным, но его скорость значительно ниже, чем у оперативной памяти. Именно файлом подкачки называется область жесткого диска, выделенная для временного хранения информации. Когда заканчивается свободная оперативная память, компьютер запишет информацию в файл подкачки, а после ее оттуда сможет считать.

    Если рассматривать работу файла подкачки на примере, можно отметить следующий сценарий. При запуске нескольких приложений, которые активно потребляют оперативную память, часть из них будет неактивна (свернуты). В такой ситуации нет смысла хранить их в оперативной памяти, тем самым загружая свободное место, и операционная система Windows переведет неактивные программы в файл подкачки. Активные же программы будут находиться в оперативной памяти, чтобы быстрее обрабатываться. Когда пользователь обратится к ранее неактивной программе, ее данные переберутся из файла подкачки в оперативную память, а некоторая информация из оперативной памяти направится в файл подкачки.

    Когда на компьютере не хватает оперативной памяти для хранения данных, а файл подкачки не включен или настроен неправильно, могут возникать сбои в работе приложений или появление «синих экранов смерти» при попытке запустить производительную программу.

    Как выбрать правильный размер файла подкачки

    Как было отмечено выше, файл подкачки представляет собой свободное место на жестком диске, которое служит для хранения данных в быстром доступе. Жесткие диски большого объема стоят недорого, и может сложиться впечатление, что если установить большой размер файла подкачки на быстром HDD или SSD хранилище, то можно свести к минимуму количество установленной в компьютер оперативной памяти, но это не так.

    Как показывает практика, операционная система Windows при большом файле подкачки и малой постоянно занятой оперативной памяти чаще будет обращаться к жесткому диску. Это приведет к следующим последствиям:

    Соответственно, на каждой сборке компьютера необходимо выбрать правильный размер файла подкачки. По умолчанию в Windows установлено, что операционная система самостоятельно выбирает, какой объем памяти выделить под файл подкачки. Подобный способ оптимизации не является идеальным, и лучше пользователю самостоятельно настроить объем выделяемой памяти.

    На правильный выбор размера файла подкачки влияет множество факторов: количество одновременно используемых на компьютере приложений, ресурсоемкость выполняемых задач, количество программ «в фоне» и многое другое. Но в первую очередь следует ориентироваться на объем оперативной памяти, установленной в компьютере, исходя из следующего постулата: чем меньше оперативной памяти в компьютере, тем большим по объему должен быть файл подкачки.

    Если брать усредненные цифры размера файла подкачки для компьютеров, можно назвать следующие значения:

    • 1 Гб оперативной памяти: файл подкачки – 2048-2048 Мб;
    • 2 Гб оперативной памяти: файл подкачки – 1512-1512 Мб;
    • 4 Гб оперативной памяти: файл подкачки – 1024-1024 Мб;
    • 8 Гб оперативной памяти и более: файл подкачки не нужен.

    Исключая при большом количестве оперативной памяти файл подкачки, вы увеличиваете скорость работы компьютера. Связано это с тем, что операционной системе не приходится обращаться к диску, а все временные данные будут храниться в оперативной памяти.

    Как выше можно было заметить, объем файла подкачки указывается двумя цифрами, например, 1024-1024 Мб. Связано это с тем, что в настройках Windows можно установить исходный размер файла подкачки и максимальный. На старых компьютерах, где жесткие диски по объему не превышали десятки гигабайт, был смысл устанавливать исходный размер файла подкачки ниже, чем максимальный. Сейчас, когда место на диске не столь дорого, лучше выбирать идентичные значения для обеих граф. Связано это со следующими факторами:

    • Подобным образом уменьшается фрагментация раздела жесткого диска, отданного под файл подкачки;
    • Операционной системе Windows не приходится постоянно пересчитывать размер файла подкачки. За счет этого снижается количество обращений к диску со стороны системы, что повышает в целом производительность компьютера.

    Важно: Некоторые приложения в операционной системе Windows требуют обязательно установленного файла подкачки. Если компьютер работает без файла подкачки, программы могут просто не запуститься. В таких ситуациях система оповестит об этом, и потребуется внести соответствующие изменения в настройки компьютера.

    Как увеличить файл подкачки или уменьшить его

    Настройки файла подкачки можно произвести на любой версии операционной системы Windows. Для этого необходимо зайти в меню настроек виртуальной памяти:


    Важно: Если у вас в компьютере установлено несколько жестких дисков, рекомендуется создавать файл подкачки не на системном носителе. Исключение из данного правила может быть только в том случае, если системный накопитель является твердотельным (SSD) с высокой скоростью работы, в сравнении с другими жесткими дисками компьютера.