• Новое информационное общество. Информационное общество как социологическое понятие. Далее подсчитаем количество информационного общества в США и РФ в конкретных цифрах, так как число населения в сравниваемых нами странах неравное

    Нестеров А.К. Информационное общество // Энциклопедия Нестеровых

    Формирование и развитие информационного общества имеет глобальный характер, при этом основные признаки и черты информационного общества формировались в первое десятилетие XXI века. В значительной степени данный процесс способствует появлению новых экономических стимулов, точек роста, развитию общественного устройства, интенсификации межкультурного взаимодействия.

    Понятие информационного общества

    Логично, что фундаментом информационного общества выступает информация. В концептуальном плане информация выступает уже самостоятельной ценностью, во многих случаях она может быть оценена, приобретена, что ставит ее на один уровень с материальными ценностями и энергией. В ряде случаев информация становится одним из ресурсов функционирования предприятий, организаций, фактором прогресса.

    Основным фактором для создания комплексных условий развития информационного общества стало появление сети Интернет, что позволило формировать единую мировую информационно-коммуникационную среду и общее киберпространство.

    Информационное общество – это фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний.

    Концепция информационного общества представляет его как особой природы надстройку над современным общественным устройством, когда информация, знания и информационные технологии интенсивно проникают и внедряются во все сферы общества.

    Современное информационное общество

    Современное информационное общество обладает следующими чертами:

    1. Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
    2. Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
    3. Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
    4. Существование мирового информационного пространства.
    5. Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
    6. Улучшение доступа к информации.
    7. Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

    Современное информационное общество характеризуется следующими аспектами.

    Во-первых, продолжается усиливаться роль информации и знаний в жизни общества, при этом информационная насыщенность хозяйственной, экономической, финансовой, управленческой, коммерческой, производственной сфер деятельности также существенно возрастает. Для многих сфер деятельности информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического роста связаны исключительно с информацией, знаниями, их реализацией и внедрением в традиционные сферы.

    Во-вторых, индустрия информационных технологий формирует особый сектор экономики, который является одним из наиболее динамичных и быстроразвивающихся.

    В-третьих, информация, информационные услуги, отдельные знания являются предметом потребления, они могут быть приобретены, проданы, переданы во временное пользование. При этом в ряде случаев уже возникли устойчивые рыночные структуры, например, информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникации и сектор обслуживания данных рынков.

    В-четвертых, модели социальной, экономической, управленческой, финансовой, производственной организации частично трансформируются, становятся шире, повышают свою гибкость благодаря использованию информационных технологий.

    Основная тенденция – роль информации последовательно растет, поиск новых знаний интенсифицируется. Информация и знания выступают важным фактором производства и экономического роста. Экономический успех все больше обуславливается наличием информации, использованием инноваций и непрерывного развития.

    Развитие информационного общества

    В развитии информационного общества можно выделить 3 этапа:

    1. 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
    2. 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
    3. 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

    Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и внедрением новых информационных и коммуникативных технологий во все сферы человеческой деятельности. Все это потребует серьезной и глубокой перестройки современного общества.

    Основные направления развития информационного общества:

    • Электронная коммерция
    • Телемедицина
    • Дистанционное образование
    • Роботизация
    • Цифровая экономика
    • Электронные услуги
    • Дистанционное получение государственных услуг

    Развитие информационного общества на его современном уровне определяется повышение требований к адаптации к резко возросшим темпам изменений в экономике, производстве, технологиях и т.д. Следствием этого является одновременное усиление интеграционных тенденций на локальном, национальном и международном уровне, при этом нарастают тенденции к суверенитету, самообеспечению на тех же уровнях.

    Развитие информационного общества – это совокупность процессов, затрагивающих изменение государственного устройства, общества, экономической системы, технологий, производства и жизни отдельных людей в контексте повышения роли информации и знаний.

    Развитие информационного общества, обладая существенным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого отдельного человека, расширяет возможности для частных лиц, предпринимателей, формирует предпосылки для дальнейшего повышения эффективности производства, экономии ресурсов и ориентирует на инновационный тип развития. С этим сопряжена и возможность доступа к информационным ресурсам человеческой цивилизации буквально каждому человеку, а также возможность коммуникации между весьма удаленными точками нашей планеты.

    Информационное общество в Российской Федерации

    Основные сферы, в которых происходит наиболее явное развитие информационного общества в Российской Федерации:

    1. Дистанционное получение государственных услуг. Сюда относятся большинство государственных услуг, которые можно получить через сайт https://www.gosuslugi.ru
    2. Дистанционное обучение. В том числе через вебинары, видеолекции, трансляции, лекции. Во многих вузах внедрена система дистанционной загрузки выполненных работ, дистанционное прохождение контрольных срезов знаний, дистанционный учет успеваемости. Частично дистанционное обучение реализуется в школах.
    3. Финансы и банки. Интернет-банки, клиент-банки имеют все банки.
    4. Общественное взаимодействие. Наиболее значимым примером является распространение электронной подписи как для юридических, так и для физических лиц.
    5. Телемедицина. Электронная запись в поликлинику, видеоконференции врачей-специалистов и т.д.
    6. Удаленная работа через Интернет.
    7. Налоговое администрирование.
    8. Взаимодействие с органами исполнительной власти. Онлайн-прием обращений граждан.
    9. Транспортные перевозки. Электронные билеты на самолет, поезд. Сервисы такси (тут можно уже забыть про "По городу недорого!!!" как страшный сон).
    10. И многие другие сферы.

    Дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации связано с построением цифровой экономики и роботизацией. В свою очередь это предъявляет следующие требования к обществу:

    • Повышение требований к профессиональной квалификации.
    • Повышение требований к уровню образования.
    • Изменение образовательной структуры общества.
    • Изменение характера труда.

    На данный момент уже наблюдается превалирование интеллектуального, квалифицированного труда, требующего специальных навыков и знаний, в общественной структуре. Соответственно, получение образования уже не является достаточным, необходимо квалифицированно применять полученные знания и использовать информацию.

    Для информационного общества Российской Федерации характерно также повышение требований к производству услуг, особенно к тем, которые связаны с получением, извлечением, обработкой, хранением, преобразованием и использованием информации.

    Структура информационного общества Российской Федерации показана на рисунке.

    Структура информационного общества Российской Федерации

    Проблемы информационного общества

    Перечислим основные проблемы информационного общества.

    1. Глобализация приводит к размыванию национального суверенитета отдельных государств, экономических и политических границ, что усугубляется образованием глобальных конгломератов в области коммуникаций, производства, информации и т.д.
    2. Ускорение темпов индустриализации и интенсификация взаимодействия между разными государствами ведет не просто к взаимному обмену культурными достижениями, но создает условия для культурной агрессии со стороны ряда стран. В совокупности с унификацией культур, это обостряет опасность утраты отдельными народами своей культурной, национальной, языковой самобытности, а также приводит к навязыванию человечеству культа потребления, что отвечает только интересам транснациональных корпораций.
    3. Усиление глобализации экономики и производства может неблагоприятно повлиять на состояние окружающей среды и политику по ее охране.
    4. Происходит наступление (в перспективе с полным уничтожением) права на труд и социальную защиту.
    5. Широкое распространение так называемое "экранной" или "эталонной" культуры в условиях неизбежности столкновения такой виртуальной культуры с объективной реальностью создает существенные психологические и социальные проблемы для людей.
    6. В условиях нарастания информации, увеличения объемов получаемой информации людям становится сложнее контролировать ее содержание и ограждать себя от избыточной информации.
    7. Возможности свободного распространения информации создают угрозы передачи опасной для общества информации, появляется проблема безопасности личных данных.

    Отдельно следует упомянуть и проблему информационного неравенства, когда некоторые людей оказываются отрезаны от информации, как по объективным причинам, так и по субъективным соображениям. В результате, общество разделяется на тех, кто пользуется информационной средой, и тех, кто нет. При этом многие люди, особенно старших поколений, сознательно относят все информационные технологии к зоне отчуждения и не хотят с ними связываться. Это может привести к тому, что в относительно недалеком будущем такие люди могут оказаться за бортом общественных процессов в целом.

    Главной силой «новой индустриальной революции, которая многократно увеличивает возможности человеческого интеллекта» становятся новыекоммуникационные и информационные технологии. С целью развития новых информационных и коммуникационных технологий исполнительный орган Европейского сообщества - Европейская Комиссия - подготовила несколько основополагающих документов. Первым и главным среди них остается «Доклад Бангеманна». М. Бангеманн, комиссар Европейского Союза и группа других разработчиков подготовила доклад «Европа и глобальное информационное общество», опубликованный в 1994 году на заседании Европейского Совета. Члены «группы Бангеманна» представляли в основном электронную промышленность, информационный и коммуникационный бизнес. «Доклад Бангеманна» отличается четкой социальной направленностью, на основе этого документа Европейский парламент принял план действий по переходу Европы к информационному обществу. Доклад подчеркивает определяющую и преобразующую роль информационных и коммуникационных технологий. Практическая цель документа - координация все еще фрагментарных национальных подходов, с тем чтобы создать новые возможности для европейских государств, носящие интеграционный характер. Строительными блоками информационного общества, его технологической инфраструктурой авторами доклада, провозглашаются сеть Интернет, мобильная телефония и спутниковая связь. Сегодня практическим результатом работы группы Бангеманна стали 99 проектов, которые реализуются совместно многими городами в странах Европейского сообщества. Существующие сегодня планы перехода к информационному обществу ставят во главу угла социальные вопросы, предотвращения поляризации общества, улучшения взаимопонимания между различными общественными группами.

    22 июля 2000 года в Окинаве президенты восьми ведущих индустриальных стран мира подписали Хартию Глобального Информационного Общества с целью развития мировой экономики и переходу к новой фазе развития общества. В документе отражаются многообразные аспекты сущности и становления информационного общества. Основополагающая роль в развитии глобального информационного общества возлагается на международную компьютерную сеть Интернет.

    На сегодняшний день во всех ведущих странах, использующих информационные технологии в национальных интересах, разрабатываются и действуют государственные программы по вхождению в глобальное информационное общество. Эти программы, содержат ответы на три основополагающих вопроса:

    1) цель создания в стране информационного общества;

    2) определение средств и путей достижения этой цели, направленных на расширение сферы применения информационных технологий, упрощение доступа к информации, создание политических, экономических, культурных и правовых условий, способствующих усилению равномерности национального информационного пространства;

    3) распределение политических, экономических, финансовых и организационных ролей и ответственности между участниками - государством, обществом, бизнесом.

    В России наблюдается бурное развитие телекоммуникационных сетей, Интернет, мобильной связи. Внедряются новые информационные технологии, развивается компьютерная пресса, открываются и новые сайты, многочисленные компании предлагают услуги IP-телефонии, реализуют сотовые телефоны, компьютеры, модемы и т.д., но все вышеописанные процессы развиваются достаточно стихийно, с непонятным пока знаком для общества, с неясными и неопределенными последствиями.

    В России, на сегодняшний день не существует оформившейся общенациональной стратегии вхождения страны в глобальное информационное пространство, не выработаны приоритеты, не сформулированы цели, не осознаны альтернативы. Следует отметить, что актуальность данного вопроса осознается и в течение 2000-2005 гг. активно проводились конференции, «круглые столы», открытые дискуссии, где научные, политические, экономические российские деятели стремились выработать цели, подходы, стратегии по вхождению России в глобальное информационного общество. О развитии новых информационных технологий свидетельствуют принятые Государственной Думой федеральные законы, определяющие государственную политику по переходу к информационному обществу - «Об информации, информатизации и защите информации», «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», «Концепция информационной безопасности Российской Федерации». В настоящее время принят ряд федеральных программ, прежде всего, в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Примерами являются межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (1995-2001), Федеральная целевая программа «Электронные библиотеки» (проект 2000), Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2005 гг.». Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» посвящена преимущественно проблемам совершенствования взаимодействия органов власти между собой и хозяйственными субъектами. При всем этом следует отметить, что вышеперечисленные программы разрознены и не скоординированы. Необходима разработка и реализация национальной стратегии развития России в условиях перехода мировой экономики к глобальному информационному обществу, в которой будет четко определено соотношение ролей государства, индивидов, социальных групп, рынка, что позволит повысить качество жизни членов российского общества.

    Начало 2002 года ознаменовано выходом в свет Концепции модернизации российского образования, стратегически важного документа, определяющего основные направления, цели и содержание российского образования на современном этапе. Однако, как показывает опыт, педагогическое сообщество зачастую оценивает его как еще один документ в ряду тех, которыми сопровождались не всегда удачные попытки реформирования образования в России. Поэтому представляется весьма актуальным остановиться на самом понятии "модернизация", которое разрабатывалось в контексте общей теории модернизации и которое имеет самые разные аспекты, в том числе и аспекты, связанные с образованием. Модернизация (от анг. Modern - современный) - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Теория модернизации была разработана для слаборазвитых или развивающихся стран постколониального и послевоенного периода в середине прошлого века. Но очень скоро было признано, что модернизация - не просто временный способ ускоренного преодоления отставания в каких-либо специфических условиях, а постоянная и универсальная форма развития любых стран на всех этапах их истории.

    С точки зрения большинства философов, изучающих данную проблему, сутью модернизации как особой формы развития является переход от традиционного общества к современному. Если модернизация - это цель развития того или иного общества на определенном этапе, то эта цель не может осуществляться без ряда изобретений и усовершенствований экономической, политической и социальной технологий. Именно поэтому в наиболее передовых странах мира образование рассматривается как средство обновления общества, а любые процессы модернизационного характера в экономике, политике начинаются с реформы образования. Прежде чем начать преобразования, необходимо подготовить человека, способного осуществлять эти преобразования. В процессах модернизации иным, современным по сравнению с традиционным становится не только общество, но и человек. Его отличает интерес ко всему новому, готовность к изменениям; разнообразие взглядов, ориентация на информацию, серьезное отношение по времени и к его измерению; эффективность; планирование эффективности и времени, личное достоинство, партикуляризм, оптимизм, активность и т.д.

    Информационное общество как научное понятие не имеет единого, общепризнанного определения. В книге «Виртуальный новый мир», подготовленной к парламентской Ассамблее Совета Европы 1997 года, дается самое краткое определение информационного общества как «общества, основанного на информации». В сущности, эта позиция и лежит в основе практически всех определений, расширяющих и уточняющих понятия данной формы общественного устройства.

    Проанализируем существующие в настоящее время определения термина «информационное общество». В кратком словаре по социологии дается следующее определение: «Информационное общество - это общественное устройство, основным фактором развития которого признается создание и использование индустрии информации (компьютеров, микроэлектроники, коммуникационно-вычислительных сетей, национальных и межнациональных баз данных); разновидность теории постиндустриального общества». В словаре по социологии и политологии - «Информационное общество - одно из наименований постиндустриального общества, характеризующееся резким изменением и повышением роли и значения информационных технологий». Всемирная философская энциклопедия представляет следующую интерпретацию термина - «Информационное общество - понятие фактически заменившее в конце 20 века термин постиндустриальное общество. Информационное общество развивается в качестве концепции нового социального порядка, в применении к социальной структуре, по мнению Янга и Гоулднера означающее возникновение нового класса. В теории «Глобальной деревни» Маклюена подчеркивается то, что «производство информации и коммуникация становятся централизованными процессами». Культурологический энциклопедический словарь представляет информационное общество как «общество, в котором информация и уровень ее использования кардинальным образом влияет на экономическое развитие и социокультурные изменения в обществе: в экономической сфере - информация превращается в товар, в социальной - она становиться главным фактором изменения качества жизни».

    Современные ученые по-разному решают вопрос о месте информационного общества в историческом развитии человечества. Одни исследователи рассматривали информационное общество в качестве синонима постиндустриального общества, другие считают, что информационное общество - это лишь одна из разновидностей постиндустриального общества. Третьи видят в информационном обществе один из этапов развития постиндустриального общества. Четвертые - выводят информационное общество за рамки постиндустриального общества, представляя его в качестве новой ступени общественного прогресса, идущей на смену постиндустриальному обществу. Мы придерживаемся точки зрения, что, информационное общество - это новый этап развития человеческой цивилизации. Данное общественное устройство характеризуется, в первую очередь, высокой скоростью коммуникационных процессов, которая обеспечивается наукоемкими, высокотехнологичными средствами (микропроцессорными технологиями и компьютерной сетью Интернет), в котором информация и знания приобретают новое качество, становясь основными продуктами жизнедеятельности индивидов и социальных групп.

    Идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов XX века. Термин «информационное общество» ввел Ю.Хаяши, профессор Токийского технологического института. Исследователями и разработчиками теории информационного общества являются также: М.Кастельс, Ф.Уэбстер, Э.Гидденс, Ю.Хабермас, Д. Мартин, Г. Молитор, Э. Тоффлер, Д.Белл, З.Бжезинский, А.Кинг, Д.Несбит, А. Турен, П. Дракер, М.Маклюэн и др.

    Контуры информационного общества впервые были представлены в отчетах ряда организаций японскому правительству, где описывалась компьютеризация общественных процессов, способствующая обеспечению доступа всех социальных групп к источникам информации, избавлению людей от рутинной работы, посредством обеспечения высокого уровня автоматизации производства, как главного условия перехода к информационному обществу.

    Одним из первых исследователей, пытавшихся обосновать концепцию информационного общества, был японский профессор И.Масуда, автор труда «Информационное общество как постиндустриальное общество». Он рассматривал этот тип общественного устройства преимущественно в экономическом контексте, согласно которому новые технологии должны были привести к серьезным положительным социальным преобразованиям. По мнению И.Масуда, в условиях формирования информационного общества будут происходить изменения сущности самого производства, продукт которого станет более «информационно емким». «...Производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества». И.Масуда, уделяет особое внимание трансформации человеческих ценностей в информационном обществе, выдвигая концепцию о бесклассовости и бесконфликтности данного вида общественного устройства - «это будет общество согласия, с небольшим правительством и государственным аппаратом».

    Разработка японского варианта концепции информационного общества осуществлялась с целью решения задач экономического развития Японии, что обусловило его ограниченный и прикладной характер.

    В 70-е годы получают развитие две идеологии - информационного общества и постиндустриализма. Идея постиндустриального общества выдвинута американским социологом Д.Беллом, в книге «Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза», изданной в 1973 г. Д.Белл рассматривает постиндустриальное общество, отталкиваясь от характеристик индустриальной стадии, разделяя, в свою очередь, историю человеческого общества на три стадии - аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Д.Белл пишет - «происходящие в середине XX века изменения в социальной структуре свидетельствуют о том, что индустриальное общество эволюционирует к постиндустриальному, которое и должно стать определяющей социальной формой XXI века в США, Японии, России и в Западной Европе». Термин «информационное общество», по мнению Д.Белла, отражает новое название постиндустриального общества, где информация является основой социальной структуры. «В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях».

    По мнению М.Кастельса, в условиях становления информационного общества «растущая интеграция между мыслями и машинами ликвидирует разрыв между человеческими существами и машинами».

    М.Постер утверждает, что для адекватного понимания социальных отношений в эпоху информационного общества необходимо исследование изменений в структуре коммуникационного опыта, предлагая концепцию «способа информации». Этот термин, введенный М.Постером, раскрывает лингвистические измерения новых форм социальных взаимодействий между различными группами и индивидами в обществе, концентрируясь на изменении языковой культуры, связанной с электронным письмом, базами данных, компьютерными сетями. Группа французских специалистов в середине 70-х годов, в комплексном, многоплановом исследовании, проведенном и представленном в книге С.Нора и А.Минка «Компьютеризация общества. Доклад Президенту Франции» подчеркивают, что информационное общество будет менее четко социально структурировано, чем общество индустриальное, при чем, одним из факторов явится отношение различных социальных групп к тенденции упрощения языка, связанной, в частности, с особенностями электронно-опосредованной коммуникации, а компьютеризация будет способствовать преодолению культурного неравенства между отдельными социальными группами посредством унификации языка.

    Классик теории цифровой цивилизации Д.Тапскотт, пишет о становлении информационного общества: «мы наблюдаем некоторые его внешние проявления, но не представляем, чем оно является на самом деле. Соединяя наличествующие фрагменты теории и разрозненные эмпирические данные с фактами изменения социальных отношений, мы пытаемся составить картину грядущей цифровой эры. И под эту гипотетическую картину подгадываем правовую базу, систему образования, духовные ценности. Стремимся подогнать всю систему функционирования социума под нечто умозрительное, приблизительно угадываемое по опыту прошлых информационных революций». Д.Тапскотт выделяя признаки информационного общества, подчеркивает, что информационное общество - это общество знаний, производящее интеллектуальные изделия, при чем используя цифровую форму представления объектов. Вследствие преобразования информации в цифровую форму, объекты виртуальной природы приходят на смену физическим. Анализируя развитие коммуникационных сетей необходимо подчеркнуть, что процессы генерации, передачи, обработки информации в сети основаны на представлении ее в цифровой форме, следовательно, данный вид представления необходим для полного использования информационных массивов. В информационном обществе, отмечает Д.Тапскотт, экономика имеет глобальные масштабы.

    Большинством теоретиков информационное общество провозглашается самой прогрессивной формой организации жизнедеятельности людей. Идея создания идеального общества, данная Т.Кампанеллой, Т.Мором и Ф.Бэконом, оказала значительное влияние на формирование концепций информационного общества - «теорию постиндустриального общества» Д.Белла, «технотронную концепцию» З.Бжезинского, «зрелое общество» Д.Габора, «постсовременное общество» Ж.Ф.Лиотара, «новое индустриальное общество» Дж.Гэлбрейта.

    Проблемы развития информационного общества в России стали предметом серьезных исследований, которые представлены в работах И.С.Мелюхина, Д.В.Иванова, С.Э.Зуева, В.В.Емелина, П.Г.Арефьева, И.В.Алексеевой, Р.И.Цвылева и т.д.

    Одна из теорий возникновения информационного общества была предложена Р.Ф.Абдеевым, представляющего эволюцию информационной структуры человеческой цивилизации в виде сужающейся спирали с переменным шагом, построенной в трехмерном пространстве, в координатах информации и с введением параметров времени и прогресса. Объективными и непосредственными поводами возникновения информационного общества Р.Ф.Абдеев считает быстрое возрастание роли информационных ресурсов и коммуникаций в жизни общества. Это возрастание обусловлено свершившейся революций в сфере информационных технологий, приведшей к разнообразным последствиям: от появления новых профессий и серьезного изменения социальной структуры общества до возникновения новых стилей в городской архитектуре.

    Главный редактор Международной энциклопедии по коммуникации Э.Барнув пишет: «Становится очевидным центральное положение коммуникации в человеческой истории». Поэтому понятен факт обращения многих академических наук к исследованию аспектов коммуникации на разных уровнях. Способность общаться во времени и пространстве чрезвычайно расширилась с момента изобретения и внедрения таких средств общения и передачи информации как письменность, печать, радио, телефон, электронная, мобильная связь. Скорость прогресса коммуникации во многом предопределяет переход к информационному обществу. Человечество постепенно подходило к открытию такого средства коммуникации, как Интернет, которое в перспективе станет самым массовым. Многие ученые, исследователи информационного общества прогрессом коммуникации объясняли этапы развития человечества, а не прогрессом промышленности или сельского хозяйства. Еще с 20-х - 30-х гг. XX века ряд ученых предсказывали закат «индустриальной цивилизации», приход «общества информации и услуг», выделение «информационного производства» в важнейший национальный продукт. Э.Тоффлер видел в средствах коммуникации главный двигатель человеческого прогресса за всю его историю, Д.Белл предсказывал внедрение информатизации в развитие всех сторон жизни общества на основе компьютерных технологий и даже утверждал, что в будущем рынок будет заменен организованным обменом на основе компьютерных сетей.

    Различного рода системы на базе микропроцессорной технологии, компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи, Интернет являются материальной и технологической базой информационного общества, обеспечивающие движение информационных потоков. Картина информационного общества представляет единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, деятельность которых будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет автоматизированным, информационная технология приобретает глобальный характер, охватывает все сферы деятельности человека.

    Инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника, наблюдается симбиоз социальной организации и информационных технологий. Основным принципом создания технической базы становления информационного общества является развитие глобальной информационной инфраструктуры - «огромной коммуникационной сети, которая навсегда изменит образ жизни людей во всем мире, изменит то, как они учатся, работают и связываются друг с другом. Эта глобальная сеть позволит людям в самой отдаленной деревне получить доступ к самой современной библиотеке. Она позволит врачам на одном континенте обследовать пациентов на другом континенте. Она позволит семье, живущей в Северном полушарии, поддерживать связь с родственниками в Южном полушарии. И эта сеть укрепит сознание совместной ответственности всех людей на земле за судьбы нашей маленькой планеты».

    В ходе ряда международных встреч развитые и развивающиеся страны пришли к общему мнению, что такую информационную сеть необходимо основывать на единых общемировых фундаментальных принципах, с целью обеспечения ее надежности, социальной, политическо-экономической безопасности и долговечности. Эти принципы были приняты в 2001 году в Буэнос-Айресе на встрече Международного союза электросвязи и подтверждены в 2003 году на встрече министров связи стран «большой семерки» в Брюсселе, а также на многочисленных региональных форумах - Азиатско-тихоокеанской встрече по экономическому сотрудничеству и встрече в верхах стран Северной, Центральной и Южной Америки.

    К числу стран, в которых наблюдается стремительное развитие Глобальных компьютерных сетей, относятся: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы. В этих странах ведущим направлением государственной политики являются инвестиции и поддержка инноваций в информационной индустрии, развитие компьютерных систем и телекоммуникаций, что способствует созданию технической базы формирования информационного общества.

    «Компьютерные технологии и информационные сети, являются символами нового общества, приходя на смену фабрикам - символам индустриального общества». С развитием и распространением Всемирной сети способности индивидов и социальных групп получать информацию значительно расширились, человек, работая за компьютером, сидя перед экраном, может получать информацию практически по любому вопросу из любого источника по всему миру.

    В связи с проникновением, распространением и развитием информационных и телекоммуникационных технологий, всеобъемлющим охватом информационными технологиями всех сфер жизни общества, происходят изменения общественного производства, досуга социальных групп, воспитания индивидов, а также и социальной структуры общества, экономических и политических отношений. Человек имеет возможность активно участвовать в политической, государственной, экономической, образовательной, социальной жизни общества посредством сети Интернет. В информационном обществе более интенсивно, чем в индустриальном обществе, происходит распадение социума на два класса. Это класс интеллектуалов, носителей знаний и класс тех, кто не входит в новую информационную экономику. Это весьма жесткое разделение, потому что в принципе информационный класс имеет возможность создать готовую продукцию фактически без применения труда людей.

    Компьютерные технологии являются новым средством опосредования деятельности, а сама компьютеризированная деятельность выступает средством опосредования внутреннего мира человека: его мировосприятия и мироощущения, что находит отражение в формировании своего рода «компьютерном сознании». Компьютерные технологии изменяют психологические характеристики субъекта компьютеризированной деятельности на уровне: субъекта деятельности, субъекта познания, субъекта общения, вызывая различного рода изменения в познавательной, мотивационной, эмоциональной сферах личности.

    В информационном обществе изменятся уклад жизни, система ценностей индивидов и социальных групп, возрастает значимость информационных ценностей по отношению к материальным. Т. Стоуньер отмечал, что сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции, а информационный обмен между индивидами и социальными группами ведет к сотрудничеству. Индивидам и социальным группам в условиях становления информационного общества предстоит переосмыслить свою жизненную позицию, происходящее перераспределение жизненных ценностей. Определяющим фактором социальной дифференциации информационного общества является уровень знаний, а не собственность Э. Тоффлер отмечает, что в условиях становления информационного общества будут происходить «радикальные изменения в сфере производства, которые неизбежно повлекут за собой захватывающие дух социальные изменения».

    При рассмотрении вопроса о формировании информационного общества в России представляют интерес выводы В.А. Ядова, обобщившего многолетнюю дискуссию социологов по теоретико-методологическим основаниям изучения России как трансформирующегося общества. Он формулирует выводы, отражающие специфику развития российского социума. Особый интерес представляет один из них, касающейся информации и ее роли в российском обществе. В.А.Ядов отмечает, что у России есть своя специфика, заключающаяся в низкой социальной значимости информации, выражающаяся в информационной пассивности граждан. Ведомственная закрытость являлась основной чертой советской информационной среды, долгие годы существовал режим секретности, который породил глубоко укоренившийся коммуникационный барьер, нежелание делиться информацией. Становление информационного общества требует изменения такого менталитета, что в свою очередь, сопряжено с продолжительным периодом времени и целенаправленными усилиями по модификации текущего состояния.

    Обобщая итоги, анализа подходов российских исследователей процесса перехода к информационной модели общественного устройства, сформулируем следующие выводы:

    • - эффективное развитие информационного общества заключается в конструктивном взаимодействии трех субъектов информационной трансформации: государства, бизнеса и индивидов, социальных групп;
    • - основными задачами в период перехода к информационному обществу являются: стремление к социальной, политической, информационной экономической и структурной равномерности национального информационного общественного пространства; расширение образовательных возможностей; переориентация экономики и общества с сырьевого на инновационный, наукоемкий характер развития;
    • - внедрение и развитие современных информационных технологий;
    • - проработка и детальный анализ информационной политики государства, раскрывающей способ использования имеющих информационных потоков и ресурсов со стороны различных институтов (например, государства, организаций, индивидов и социальных групп, которые могут иметь свои представления и интересы при работе с информацией), количественный контроль за протеканием информационных потоков и контроль за распределением потока информации.

    Термин «информационное общество» раскрывает объективный процесс постепенного осознания обществом значимости информации как некоторой самостоятельной фундаментальной сущности (наряду с энергией и материей) и превращения ее в реальную производственную силу. Информационные технологии и телекоммуникации делают общедоступными знания и информацию, выступая технологической базой развития информационной модели общественного устройства.

    Глинчикова, А. Россия и информационное общество.- М.: ACT, 2002. С.32.

    Вартанова, Е . Информационное Общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе.- М.: МГУ, 1999. С.37.

    Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. - М.: Инфра - М, 2000. С.72.

    Тадевосян Э.В . Словарь-справочник по социологии и политологии. - М.: Знание, 1996. С.93.

    Всемирная энциклопедия. Философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: Харвест, Современный литератор, 2001. С.42.

    Хоруженко К.М . Культура. Энциклопедический словарь. - Ростов- на-Дону.: Феникс, 1997. С.180.

    Masuda Y. The Informational Society as Post-Industrial Society. World Future Society.- 1981. P.33.

    Белл Д . Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза. - М.: Экзамен, 1973, С.21.

    Белл Д .Социальные рамки информационного общества. - М.: Харвест, 1980. С.45.

    Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России. - 2001. - №1. С.3.

    Сурина, И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии.- М.: Социум, 1999. С.201.

    См.: Нора, С., Минк А. Компьютеризация общества. Доклад Президенту Франции. - Ростов-на-Дону. - Феникс, 1975.

    Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. - М.: Рефл-бук, 1999. С.54.

    Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. - М.: Рефл-бук, 1999. С.120-122.

    Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Дело, 1994. С.59.

    Тревоги мира. Социальные последствия глобализации мировых процессов. Доклад ЮНРИСД, М: Научно-исследовательский институт социального развития при ООН, 2004. С.2.

    Тоффлер Э . Шок будущего.- М.: ACT, 2001. С.34.

    Ракитянский Н.М . Россия и вызовы глобализации //Социс. - 2002. - № 4. С.6.

    Тихомиров O . K . Психологические аспекты процесса компьютеризации.- М: Дело, 1993. С.8.

    Кузьмина К.Е . Влияние компьютеризированной деятельности на межличностные отношения в юношеском возрасте //3-я Российская конференция по экологической психологии (15-16 сентября 2003 г., Москва). Секция 10. Психологические аспекты Интернет-среды. Доклад. С.1.

    Иванов Д.В. Виртуализация общества.- СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. С.57.

    Цивилизация в процессе своего развития прошла несколько этапов, на каждом из которых уровень жизнедеятельности как отдельных людей, так и сообществ зависел от их информированности и способности эффективно обрабатывать данные. Этапы создания новых средств и методов обработки данных, повлекших существенные изменения в обществе, то есть которые изменили способ производства, стиль жизни, систему ценностей, называют информационными революциями.

    Информационные революции вызвали поэтапный переход от аграрного общества к информационному, где интеллект и знания являются средством и продуктом производства.

    Почему общество называют информационным?

    Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются данные и знания.

    Название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, которые предложили этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству , а также все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому

    Под термином «информационное» («компьютеризированное») общество понимать такое, во все сферы жизнедеятельности членов которого включены компьютеры, и услуги, удовлетворяющие информационным потребностям пользователя, а также другие средства информатики как орудия интеллектуального труда.

    Информационное общество еще называют обществом знаний или обществом глобальной компетентности, поскольку основным требованиям общества XXI века по подготовке конкурентоспособных специалистов относятся:

    • способность к критическому мышлению;
    • универсальные, системные знания;
    • ключевые компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
    • способность к принятию решений;
    • умение управлять динамическими процессами;
    • умение работать в коллективе (команде)
    • навыки плодотворного общения.

    Эти навыки были сформулированы двадцатью ведущими компаниями мира, которые занимаются прогнозированием развития экономики на будущее и разработкой соответствующих средств и технологий для эффективной реализации различных процессов: экономических, социальных, образовательных, — и получили название навыков XXI в.

    В информационном обществе приобретения ключевых базовых знаний и навыков, к которым относится, в частности, знание возможностей использования современных компьютерных систем и умение применять их на практике, является залогом успешности и творческой реализации каждого человека. Именно это вызвало появление новой категории культуры — информационной.

    Информационная культура — умение целенаправленно работать с данными и использовать информационно-коммуникационные технологии, современные технические средства и методы для их получения, обработки и передачи.

    Информационная культура проявляется у человека:

    • в конкретных навыках использования различных технических устройств — от телефона до персонального компьютера и сетевых устройств;
    • в способности использовать в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии;
    • в умении получать данные из разных источников — от периодических печатных источников в электронных коммуникаций;
    • в умении подавать информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;
    • в знаниях аналитических методов обработки данных;
    • в умениях работать с сообщениями различных видов.

    Информационная культура включает гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки данных с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать полученные сведения качественно, понимать их полезность, достоверность и тому подобное.

    Существенный информационной культуры — умение принимать коллективное решение. Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми — важный признак человека информационного общества.

    Для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности у каждого человека должна быть сформирована информационная компетентность, которая предполагает способность человека ориентироваться в информационном пространстве, оперировать данными на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий в соответствии с потребностями рынка труда для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Для учеников информационная компетентность может означать сформированное умения эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии для обучения.

    Чем занимается информатика как наука и как отрасль деятельности человека?

    Информатика, как относительно молодая наука, возникла в середине XX в. Предпосылкой для этого стал резкий рост объема информационных данных и сообщений, которые должен был обрабатывать человек. Появляется компьютер, а затем и мощные — технические средства, позволяющие хранить, обрабатывать и передавать большие объемы данных.

    Основной целью информатики как науки является поиск нового знания в различных областях человеческой деятельности с помощью компьютерной техники.

    Информатика — это наука, изучающая структуру и общие свойства данных, а также методы и средства их создания, поиска, хранения, обработки, передачи и использования в различных сферах деятельности человека.

    Термин информатика возник в начале 60-х годов XX в. во Франции (от фр. information — информация и automatique — автоматика) для обозначения автоматизированной обработки различных данных. В англоязычных странах этому термину соответствует синоним Computer Science (компьютерные науки), поскольку термин информатика означает не только отражение достижений компьютерной техники, но и связан с процессами передачи и обработки данных различной природы.

    Основными направлениями развития информатики являются: теоретическая, техническая и прикладная информатика. Теоретическая информатика призвана развивать общие теории поиска, обработки и хранения данных, выявление закономерностей создания и преобразования данных, использование современных информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, изучение взаимосвязи «человек — электронное устройство», развитие информационных технологий. Техническая информатика рассматривает автоматизированные системы обработки данных, создания нового поколения вычислительной техники, гибких технологических систем, роботов, искусственного интеллекта и др. Прикладная информатика создает базы знаний, разрабатывает рациональные методы автоматизации производства, создает теоретические основы проектирования, служит для связи науки с производством и обеспечивает запросы информационного общества.

    Какие технологии называют информационными?

    Для эффективной обработки различных данных современной информационно насыщенной среды, которая чрезвычайно стремительно меняется, и принятие на основе полученных результатов своевременных и правильных решений, необходимы новые знания и умения, а точнее — овладение технологиями.

    Термин «технология» происходит от греч. τεχνη — искусство, мастерство, техника, умения и λογος — слово, умение передавать.

    Технология — это совокупность методов и средств реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, выполняемых более или менее однозначно и которые имеют целью достижение высокой эффективности определенного вида деятельности.

    Общий уровень развитости и совокупность созданных и использованных технологий является важной составляющей культуры общества, существенно влияет на устойчивость развития экономики, а следовательно является одной из характерных признаков цивилизации.

    Информационная технология (ИТ) — совокупность методов и приемов, используемых с целью сбора, хранения, обработки, распространения, отображения и использования различных данных для интересов и потребностей пользователей.

    Информационная технология отражает современное представление о процессах преобразования данных в информационном обществе. Она представляет собой совокупность четких целенаправленных действий по обраотке данных с помощью компьютера.

    В современном информационном обществе основным техническим средством обработки различных данных являются компьютеры разных видов. Для реализации методов обработки данных используют программы. Сочетание же информационных и современных коммуникационных технологий, обеспечивающих передачу сообщений и данных различными средствами (компьютерные сети, телефон, факс, телевидение, спутниковая связь и т.п.), в корне изменило уровень и формы деловой и социальной активности людей.

    Информационные технологии в своем развитии прошли определенные этапы:

    Этапы развития технологий Название технологии Инструменты и коммуникации Основная цель
    1-й этап (Вторая половина XIX в.) Ручная информационная технология Перо, чернильница, бухгалтерская книга. Коммуникации осуществляются вручную путем почтового отправления писем, пакетов, сообщений Представления сообщений в нужной форме
    2-й этап (с конца XIX в. — 30-е годы XX в.) Механическая технология Печатная машинка, телефон, диктофон, почта. Используются более современные средства доставки Представление сообщений в нужной форме более удобными средствами
    3-й этап (40-60-е годы XX в.) Электрическая технология Большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны От формы уведомления акцент постепенно смещается на формирование его содержания
    4-й этап (с начала 70-х годов до середины 80-х годов XX в.) Электронная технология Большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления и информационно-поисковые системы, имеющие базовое и специализированное программное обеспечение Акцент смещается на формирование содержательной стороны сообщения для управленческой среды различных отраслей общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы
    5-й этап (с середины 80-х годов XX в.) Компьютерная технология Персональный компьютер с большим количеством стандартных программных продуктов разного назначения Создание систем поддержки принятия решений на разных уровнях управления. Системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта, реализуются на персональном компьютере и используют сетевые технологии и телекоммуникации для работы в сети
    6-й этап (с середины 90-х годов XX в.) Новейшие Интернет/Интранет технологии В различных областях науки, техники и бизнеса широко используются системы, в которых одновременно имеют доступ разные пользователи (системы), глобальные, региональные и локальные компьютерные сети Развивается электронная коммерция. Увеличение объемов информации привело к созданию технологии интеллектуального анализа данных
    7-й этап (современность) Облачные технологии, Интернет вещей Удаленная обработка и хранение данных на серверах и использование программного обеспечения как онлайнового сервиса Сложные вычисления и обработка данных осуществляются на удаленном сервере. Образование сети, состоящей из взаимосвязанных физических объектов (вещей) или устройств, которые имеют встроенные датчики, а также программное обеспечение, что позволяет осуществлять передачу и обмен данными между физическим миром и компьютерными системами, привело к созданию технологий «Умный город» или «Умный дом»

    Различные классификации информационных технологий.

    Согласно методов и средств обработки данных различают следующую классификацию информационных технологий.

    1. Глобальные — технологии, которые включают модели, методы, способы использования данных в обществе.
    2. Базовые — информационные технологии, ориентированные на конкретную область применения.
    3. Конкретные — технологии, которые прорабатывают данные в процессе выполнения реальных задач пользователя.

    Согласно предметных областей, обслуживаемых различают: технологии со сферой применения в бухгалтерском учете, банковской и налоговой деятельности, для обеспечения страхования, электронного правительства, статистики, электронной коммерции, образования, медицины.

    Согласно типов данных выделяют технологии для обработки:

    • данных с помощью алгоритмических языков, табличных процессоров, систем управления базами данных;
    • текстов с помощью текстового процессора;
    • графических изображений с помощью графических редакторов;
    • знаний с помощью экспертных систем;
    • объектов реального мира с помощью технологий мультимедиа и тому подобное.

    Есть и другие классификации информационных технологий.

    Несколько интересных фактов о современном информационном обществе:

    • Объем знаний, порождаемое мировым сообществом, удваивается каждые 72 ч;
    • Ежеминутно по электронной почте отправляется 204000000 сообщений;
    • Объем данных, передаваемых с помощью искусственных спутников в течение двух недель, является достаточным для заполнения 19 млн томов;
    • В индустриально развитых странах учащиеся на момент окончания школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;
    • В последующие три десятилетия в обществе произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три столетия.

    Интеллектуальная собственность и авторское право

    Интеллектуальная собственность — это результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охраняемые законом.

    Рассмотрим основные характеристики интеллектуальной собственности.

    1. Интеллектуальная собственность нематериальна. В этом ее главная и важнейшая отличие от собственности на вещи (собственность в классическом смысле). Если у вас есть вещь, вы можете пользоваться ею сами или передать в пользование другому лицу. Однако невозможно одновременно использовать одну вещь вдвоем независимо друг от друга. Если вы владеете интеллектуальной собственностью, то можете использовать ее сами и одновременно предоставить права на нее другому лицу. Причем этих лиц могут быть миллионы, и все они могут независимо друг от друга использовать один объект интеллектуальной собственности.
    2. Интеллектуальная собственность является абсолютной. Это означает, что одному лицу — владельцу прав — противостоят все другие лица, которые без согласия владельца авторских прав не имеют права использовать объект интеллектуальной собственности. Причем отсутствие запрета использовать объект не считается разрешением.
    3. Нематериальные объекты интеллектуальной собственности воплощаются в материальных объектах. Покупая диск с музыкой, вы становитесь владельцем вещи, но не правообладателем музыкальных произведений, которые на нем записаны. Поэтому вы вправе делать все что угодно с диском, но не с музыкой. Неправомерно, например, будет менять музыкальное произведение, аранжировать или обрабатывать его другим образом без согласия автора. Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», которое означает оригинальный результат творческой деятельности, существует в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

    Программное обеспечение является объектом интеллектуальной собственности, все права на которое принадлежат тому, кто его создавал, или компании-разработчику. Это право защищается Законом «Об авторском праве и смежных правах». По этому закону при продаже программного обеспечения разработчик не передает конечному пользователю свои права на определенную программу, а лишь позволяет использовать (лицензирует) эту программу. На упаковке программного продукта часто отображается специальная отметка, указывающая на наличие лицензионного соглашения, которое определяет основные права и обязанности производителя и покупателя полученного программного продукта. Текст лицензионного соглашения отображается во время установки программного обеспечения на компьютер.

    К сожалению, не все программные продукты, распространяемые на рынке, являются легальными. С юридической точки зрения к пиратскому программному обеспечению относятся все компьютерные программы, которые распространяются, устанавливаются на компьютеры и используются с нарушением условий их лицензионного соглашения. Например, самостоятельно созданные копии лицензионной программы перестают быть легальными, а подобные действия являются нарушением авторских прав и предусматривают правовую ответственность.

    Этические нормы в информационном обществе

    Информационная этика связана с моральными проблемами, возникающими в связи с развитием и применением информационных технологий. Информационная этика является составной частью компьютерной этики.

    Компьютерная этика связана с рассмотрением технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, рассматриваемые в ней, можно разделить на несколько групп.

    1. Проблемы разработки моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники.
    2. Проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова относительно сферы информационных технологий.
    3. Группа преступлений, возникающих с появлением компьютерных технологий, определением их статуса, то есть преимущественно правовые проблемы.

    Указанные проблемы являются лишь частью компьютерной этики.

    Основные положения кодекса компьютерной этики:

    1. Не использовать компьютер с целью навредить другим людям.
    2. Не создавать помех и не вмешиваться в работу пользователей компьютерных сетей.
    3. Не пользоваться файлами, которые не предназначены для свободного использования.
    4. Не использовать компьютер для хищения.
    5. Не использовать компьютер для распространения ложной информации.
    6. Не использовать «пиратское» программное обеспечение.
    7. Не присваивать чужую интеллектуальную собственность.
    8. Не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения того, кто ими владеет, или соответствующей компенсации.
    9. Думать о возможных последствиях для общества от создаваемых программ и разрабатываемых информационных систем.

    В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

    Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

    Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

    Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

    Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три основные нововведения:

    · переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

    · миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

    · создание программно-управляемых устройств и процессов.

    Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться со сменой поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации.

    1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.

    2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база – полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

    3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

    4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микро-ЭВМ.

    5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

    Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

    Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

    Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

    Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли нововведений, дизайна и маркетинга в его стоимости.

    Материальной и технологической базой информационного общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

    Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Деятельность людей сосредотачивается главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии возлагается на машины.

    При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

    Выделим характерные черты информационного общества:

    · решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и
    информационным голодом;

    · обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

    · главной формой развития станет информационная экономика;

    · в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с
    помощью новейшей информационной техники и технологии;

    · информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

    · формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

    · с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей
    цивилизации;

    · реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

    Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

    · все большее влияние на общество средств массовой информации;

    Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

    · существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

    · многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между
    "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

    РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

    Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

    Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Как результат – наступает информационный кризис (взрыв).

    В мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

    Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов

    Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

    При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

    При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

    Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

    В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам:

    · отказ от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны;

    · необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой,
    базирующейся на наукоемких отраслях;

    · признание приоритетного характера информационного сектора. Основой успешного экономического развития становится
    создание новой инфраструктуры и сектора услуг, способных поддержать национальную экономику;

    · широкое использование достижений мировой науки и техники;

    · вложение значительных финансовых средств в информатизацию, как государственную, так и частную;

    · объявление роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки
    информации главной целью информатизации. Результатом процесса информатизации является создание
    информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами,
    интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от
    индустриального общества к информационному.

    Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

    Ресурс – запасы, источники чего-нибудь. Такая трактовка приведена в Словаре русского языка С.И. Ожегова.

    В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

    материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

    природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

    трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

    финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

    энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

    В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

    Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие "информационные ресурсы", толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

    С принятием Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

    Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

    Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

    Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

    Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

    · превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

    · сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

    · образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой
    доступ;

    · повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле
    и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

    Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

    Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

    Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

    Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

    Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

    В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.

    При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.

    Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

    Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

    База данных – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

    Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.

    С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.

    Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.

    Базы данных принято разделять на: библиографические и небиблиографические.

    Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.

    Небиблиографические базы данных имеют множество видов:

    · справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например

    · адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;

    · полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;

    · числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и
    физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;

    · текстово-числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции,
    фирмам, странам и т.п.;

    · финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;

    · юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.

    По мере развития человечества постоянно повышалась роль информации в жизни общества и отдельного человека. Самые важные достижения человека в информатизации – это:

    • появление письменности (около $3000$ лет до н.э., Египет);
    • изобретение книгопечатания ($X$ век –Китай, $XV$ век –Европа);
    • средства связи (телеграф, телефон, радио, телевидение; конец $XIX$-начало $XX$ века).

    Сейчас считается что мы постепенно переходим от индустриального общества к постиндустриальному (информационному).

    Определение 1

    Информационное общество – это такая ступень развития цивилизации, на которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

    Определение 2

    Переход к информационному обществу часто называют информатизацией .

    Япония, США и некоторые страны Европы (например, Германия) уже приблизились к информационному обществу. Об этом можно судить по следующим признакам:

    • внедрение компьютеров и информационных технологий во все сферы жизни;
    • развитие средств связи (коммуникаций);
    • обучение компьютерной грамотности любого человека;
    • свобода доступа к любой информации;
    • развитие дистанционного образования с использованием Интернет а;
    • изменение экономической структуры с точки зрения информатизации;
    • изменение уклада жизни людей (общение через Интернет, соц. Сети, интернет-магазины, электронная коммерция…).

    Замечание 1

    В результате индустриализации машины заменили человека, а в результате информатизации компьютеры начинают самостоятельно собирать и обрабатывать информацию, заменяя умственный труд людей.

    С одной стороны, переход к информационному обществу облегчает жизнь людей, потому что все рутинные работы выполняет компьютер. С другой стороны, существуют и негативные последствия:

    • усиление влияния средств массовой информации (через массовую информацию группа людей может влиять на человеческие массы, что приводит к туристическим актам);
    • в результате доступности информации разрушается частная жизнь людей и целых организаций;
    • гигантский поток информации не дает определить её достоверность;
    • личное общение все чаще заменяется общением в Интернете (социальные сети, чаты, блоги…);
    • пожилые люди не могут приспособиться к меняющимся условиям.

    В результате информатизации происходит накопление информации в библиотеках, банках и базах данных, которые называют информационными ресурсами страны и мира в целом. В настоящее время, информационные ресурсы стали товаром. Множество фирм оказывают информационные услуги:

    • поиск и подбор информации;
    • подбор персонала;
    • обучение;
    • реклама;
    • консалтинг;
    • создание автоматизированных информационных систем и web-сайтов.

    Один из признаков информационного общества -широкое внедрение информационных технологий во все сферы жизни.

    Определение 3

    Новые информационные технологии – это технологии, связанные с использованием компьютерной техники для хранения, защиты, обработки и передачи информации.

    К информационным технологиям относятся:

    • подготовка документов;
    • поиск информации;
    • телекоммуникации (компьютерные сети; Интернет, электронная почта);
    • автоматизация систем управления (создание и применение АСУ);
    • САПР (внедрение систем автоматизированного проектирования);
    • геоинформационные системы (внедрение систем на основе карт и снимков со спутника);
    • обучение (компьютерные тренажеры, дистанционное обучение; электронные учебники, развитие мультимедиа).

    Возрастание роли информации в современном обществе требует от каждого человека определённой культуры обращения с информацией и информационными технологиями, т.е. информационной культуры.

    Информационная культура общества – это способность общества:

    • эффективно использовать информационные ресурсы и средства обмена информацией;
    • применять достижения и передовые информационные технологии.

    Информационная культура человека – это его умение использовать современные технологии для решения своих задач, связанных с поиском и обработкой информации. Современный человек должен уметь:

    • формулировать свою потребность в информации;
    • находить нужную информацию, используя различные источники;
    • отбирать и анализировать информацию;
    • обрабатывать информацию;
    • использовать информацию для принятия решения.

    Успешность человека зависит от его умения грамотно работать с информацией.

    Понятие «информационная культура» включает в себя и этику использования информации.

    Неэтично:

    • подавлять высказывания других;
    • угрожать кому-то;
    • распространять высказывания, изображения, фотографии, личные файлы, мнения других без их согласия;
    • сохранять авторство;
    • «взламывать» сайты, почтовые ящики, личные странички в социальных сетях, блоги;
    • Создавать вредоносные программы с целью хищения информации.

    Всё вышеперечисленное является уголовным преступлением и наказывается лишением свободы, сроком до $5$ лет (УК РФ, статья $272$).

    В России выделяют несколько этапов информатизации общества .

    На первом этапе ($1991-1994$ гг.) сформировались основы в сфере информатизации. Второй этап ($1994-1998$ гг.) привел к выработке информационной политики государства. Третий этап , который длится и поныне, является этапом формирования политики в сфере построения информационного общества. В $2008$ году была принята Стратегия развития информационного общества до $2020$ г. Ожидаемым итоговым результатом Стратегии станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. Возможности использования информационных технологий обеспечиваются за счет создания соответствующей инфраструктуры, обеспечения цифрового контента и подготовки пользователей.

    Информатизация общества целиком зависит от компьютеризации и внедрении новых средст связи. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

    Замечание 2

    С одной стороны, развитие компьютерной техники и коммуникационных технологий предоставляет широкие возможности и кажущуюся полную свободу. С другой стороны, в информационном обществе продолжают действовать все нормы права и морали, которые выработало человечество за всю историю.