• Проблемы и перспективы развития распознавания образов. Проблемы распознавания речи: что еще предстоит решить

    Распознавание образов - объектов, сигналов, ситуаций, явлений или процессов - представляет собой едва ли не самую распространенную задачу, с которой человеку приходится сталкиваться и решать ежечасно, ежеминутно, а порой и ежесекундно практически от первого до последнего дня своего существования. Для решения этой задачи человек использует огромные ресурсы своего мозга, включая одновременно, параллельно около 7-8 миллиардов нейронов. Именно это дает возможность людям практически мгновенно узнавать друг друга, с большой скоростью читать печатные и рукописные тексты - литературные, музыкальные, шахматные, безошибочно водить автомобили в сложном потоке уличного движения современного города, осуществлять отбраковку деталей на конвейере, дешифрировать аэро- и космические фотоснимки, разгадывать коды, древнюю египетскую клинопись и иероглифы народа майя. Распознавание представляет собой задачу преобразования входной информации, в качестве которой уместно рассматривать некоторые параметры, признаки распознаваемых образов в выходную, представляющую собой заключение о том, к какому классу относится распознаваемый образ. Именно поэтому, учитывая, что кибернетика есть наука об общих законах преобразования информации в сложных системах, распознавание образов представляет собой один из разделов этой науки.

    Потребности комплексной механизации и автоматизации производства и создания надежных помощников человека - роботов, необходимость в широких масштабах решать задачи технической и медицинской диагностики, метеорологического прогноза, формализованной оценки общественных, экономических и социологических явлений и процессов, определения наиболее вероятных направлений их трансформации предопределили значительные усилия научной и инженерной мысли, направленные на решение теоретических и прикладных вопросов проблемы распознавания.

    Для того чтобы в полном объеме оценить все значение этой проблемы, достаточно сказать, что создание искусственного интеллекта - это, по-видимому, прежде всего построение распознающих систем, приближающихся по своим возможностям к возможностям человека в решении задач распознавания.

    Настоящая книга посвящена обсуждению основных задач, возникающих при построении систем распознавания, - их формальной постановке и методам решения. Однако прежде полезно

    рассмотреть содержательную интерпретацию задачи распознавания. Выполним это на примере задачи распознавания стороной А самолетов стороны В.

    Для решения задачи стороне А следует прежде всего провести детальный анализ всей доступной информации об авиации стороны В и определить, какими типами или классами самолетов сторона В располагает. В качестве принципа классификации (разбиение на классы) в данном случае уместно использовать, например, характер основной задачи, для решения которой предназначен данный тип самолета. В результате можно выделить, например, классы бомбардировщиков, истребителей, штурмовиков и т. д. После этого следует определить, с помощью каких параметров или признаков можно описать выделенные классы самолетов, а затем из полученного перечня исключить те признаки, относительно которых не представляется возможным определить их значения применительно к каждому классу самолетов.

    Далее в соответствии с техническими возможностями средств наблюдения за самолетами (радиолокаторы, акустические средства, лазеры, оптические устройства и т. д.) из полученного перечня признаков надо выделить те признаки, которые могут быть реально определены (например, крейсерская имаксимальная скорости, предельная высота полета, число и тип двигателей, длина фюзеляжа, размах крыльев и др.). И, наконец, на основе априорных данных следует описать на языке выбранных признаков каждый класс самолетов.

    В данном случае одни признаки имеют качественный характер (тип двигателей), другие - количественный (скорость, высота полета и т. д.). Поэтому в описании классов должны содержаться сведения как о том, присущи или не присущи каждому классу те или иные признаки качественного характера, так и о возможных диапазонах или законах распределений значений признаков, имеющих количественные выражения, для каждого класса.

    Теперь положим, что с помощью каких-либо средств наблюдения в результате проведения опытов найдены некоторые признаки неизвестного, подлежащего распознаванию самолета. Сопоставление полученных апостериорных данных об этом самолете с данными, заключенными в априорном описании всех классов самолетов на языке признаков, позволяет в принципе определить к какому классу относится неизвестный самолет, т. е. произвести его распознавание.

    Рассмотренный пример содержит качественное описание задачи распознавания и не позволяет уяснить, как производить разбиение объектов на классы, как накапливать и обрабатывать априорную информацию, из каких соображений осуществлять выбор признаков

    и как описать на их языке классы, на основе каких методов сопоставлять апостериорную и априорную информацию, т. е. распознавать неизвестный объект.

    В то же время пример дает возможность составить представление о задаче распознавания в следующей трактовке. Имеется некоторая совокупность объектов или явлений. В соответствии с выбранным принципом классификации она подразделена на ряд классов, т. е. составлен алфавит классов. Разработан словарь признаков, на языке которого описывается каждый класс объектов. Созданы технические средства, обеспечивающие определение признаков, а на вычислительных средствах системы распознавания реализован алгоритм распознавания, позволяющий сопоставлять апостериорные данные о неизвестном объекте с априорной информацией и на основе сопоставления определять, к какому классу он может быть отнесен.

    Когда появляется объект, подлежащий распознаванию, с помощью технических средств наблюдений проводятся опыты и определяются его признаки. Данные о признаках неизвестного объекта поступают на вход алгоритма распознавания, который, используя апрнорные описания классов, определяет, к какому классу может быть отнесен этот объект.

    о том, какие проблемы ещё предстоит решить, чтобы вывести системы автоматического распознавания речи на человеческий уровень.

    С тех пор, как в распознавании речи появилось глубокое обучение, уровень ошибок сильно снизился. Но несмотря на все, что вы могли читать и видеть, у нас все ещё не существует системы распознавания речи человеческого уровня. В распознавании речи есть множество ошибок. Для продвижения вперед важно знать, когда они происходят, и предпринимать шаги по решению проблем. Только так можно перейти от автоматического распознавания речи (ASR), которое работает для некоторых людей, к ASR, которое работает для всех людей и всегда.

    Улучшения в показателе частоты ошибок в тесте распознавания разговорной речи Switchboard. Набор тестов был собран в 2000 году. Он состоит из 40 телефонных разговоров между двумя случайными носителями английского языка.

    Говорить, что мы достигли человеческого уровня распознавания разговорной речи, основываясь на результатах Switchboards, это то же самое, что говорить, что беспилотный автомобиль водит так же хорошо, как человек, после тестирования в одном городе в солнечный день без пробок. Последние улучшения в распознавании разговорной речи изумительны. Но заявлять о достижении уровня людей слишком рано. Ниже представлены несколько разделов, требующих улучшения.

    Акценты и шум

    Одно из самых заметных различий в распознавании речи – это способность разбираться с акцентами и фоновым шумом. Прямая причина этого заключается в том, что данные для обучения состоят из английской речи с американским акцентом с высоким показателем отношения сигнала к шуму (SNR – signal-to-noise ratio). Например, наборы данных для обучения и тестов Switchboard включают только речь носителей английского языка с небольшим фоновым шумом.

    Однако увеличение количества данных для обучения, вероятно, не решит проблему просто так. Существует множество языков с большим количеством диалектов и акцентов. Невозможно собрать достаточно данных для всех случаев. Создание качественной системы распознавания речи только для английского с американским акцентом требует пять тысяч часов транскрибированного аудио.

    Сравнение человеческих стенограмм со стенограммами модели Deep Speech 2 от Baidu. Заметьте, что люди хуже распознают неамериканский акцент. Вероятно, это связано с американским происхождением стенографов. Я думаю, что нативные для каждого региона спикеры лучше бы распознавали акценты родных стран.

    Что касается фонового шума, в движущемся автомобиле SNR редко бывает на показателе -5 дБ. Люди без проблем понимают друг друга в этой среде. Автоматические системы распознавания речи допускают гораздо больше ошибок с увеличением шума. На диаграмме выше мы видим, как разница между ошибками людей и модели резко возрастает от аудио с низким SNR к аудио с высоким SNR.

    Семантические ошибки

    Показатель уровня ошибок в словах не самый объективный показатель. Нас интересует показатель семантических ошибок. Это доля высказываний, в которых мы искажаем смысл.

    Пример семантической ошибки: если кто-то сказал “let’s meet up Tuesday” (давайте встретимся во вторник), но система распознала высказывание как “let’s meet up today” (давайте встретимся сегодня). У нас также могут быть ошибки в словах без семантических ошибок: если система отбросила слово up и распознала “let’s meet Tuesday”, то семантика высказывания не изменилась.

    Мы должны осторожнее использовать показатель ошибок в словах (WER – word error rate) в качестве основного. Позвольте показать вам худшую ситуацию. WER в 5% соответствует одному пропущенному слову на каждые двадцать. Если в каждом предложении двадцать слов (средний показатель для английского), то показатель ошибок в предложениях составит 100%. Но пропущенные слова вряд ли изменят смысл предложений. В ином случае даже с 5% WER каждое предложение было бы неправильно интерпретировано.

    При сравнении моделей и людей важно проверять природу ошибок, а не просто смотреть на показатель WER. По своему опыту могу сказать, что когда люди расшифровывают речь, они совершают меньше ошибок, и эти ошибки не так критичны.

    Исследователи в Microsoft недавно сравнили ошибки людей и систем распознавания речи с человеческим уровнем ошибок. Они обнаружили, что модель чаще путает междометия “а” и “ага”. У этих двух слов совершенно разная семантика: “а” просто заполняет паузы, а “ага” выступает в качестве подтверждения. Но модель и люди также совершили много похожих ошибок.

    Один канал, множество говорящих

    Тест от Switchboard проще, потому что каждый говорящий записан на отдельный микрофон. В одном канале аудио не перекрываются разные голоса. Люди же могут понимать нескольких людей, говорящих одновременно.

    Хорошая систем распознавания речи должна быть способна сегментировать аудио на основании того, кто говорит (диаризация). Она также должна понимать аудио от нескольких говорящих (разделение источников). Это должно быть возможно без необходимости присутствия микрофона около каждого говорящего.

    Другие области

    Акценты и фоновый шум – это всего лишь два фактора, в отношении которых должна повышаться надежность распознавателя речи. Вот еще несколько:

    • Реверберация от изменения акустической среды.
    • Артефакты аппаратного обеспечения.
    • Кодек, используемый для артефактов звука и сжатия.
    • Частота выборки.
    • Возраст оратора.

    Многие люди даже не заметят разницы между файлами mp3 и wav. Прежде, чем мы заявим о производительности на уровне человека, распознаватели речи должны быть надежными и в отношении этих факторов.

    Контекст

    Вы можете заметить, что показатель ошибок людей в тестах вроде Switchboard довольно высок. Если бы вы общались с другом, и они не понимали 1 из 20 сказанных вами слов, вам было бы сложно общаться.

    Одна из причин этого – оценка совершается независимо от контекста. В реальной жизни мы используем много других подсказок, чтобы понять, что говорит собеседник. Несколько примеров контекста, который используеют люди:

    • Прошлые разговоры и тема обсуждения.
    • Визуальные подсказки, например, выражения лица и движения губ.
    • Знания о человеке, с которым мы общаемся.

    Сейчас у распознавателя речи в Android есть доступ к вашему списку контактов, чтобы он мог распознавать имена ваших друзей. Голосовой поиск в картах использует геолокацию, чтобы сузить список потенциальных пунктов назначения. Точность ASR-систем возрастает с применением такого типа сигналов. Но мы только начала изучать, какой контекст мы можем включить и как мы можем это сделать.

    Реализация

    Недавние улучшения в распознавании разговорной речи нельзя быстро развернуть. Когда мы рассуждаем о том, что делает новый алгоритм распознавания речи реализуемым, мы обращаемся к показателям задержки и мощности. Они связаны, и алгоритмы, уменьшающие время задержки, повышают показатель мощности. Разберем каждый отдельно.

    Задержка: Это время от момента завершения речи до завершения транскрибирования. Низкое время задержки – распространенное требование в системах распознавания речи. Это может сильно повлияет на опыт пользователя, и задержка часто измеряется в десятках миллисекунд. Это может показаться чрезмерным, но помните, что создание транскрипции – это первый шаг в серии вычислений. Например, в голосовом поиске сам поиск совершается после распознавания речи.

    Двунаправленные рекуррентные сети являются хорошим примером значительного улучшения. Все последние современные разработки в распознавании разговорной речи используют их. Проблема в том, что мы не можем ничего вычислить после первого двунаправленного слоя, пока пользователь не закончит говорить. Таким образом, задержка увеличивается с длиной высказывания.

    При использовании одного направления мы можем начать транскрипцию мгновенно

    С двунаправленным повторением мы вынуждены ждать окончания речи.

    Хороший способ эффективного использования будущей информации в распознавании речи по-прежнему остается открытой проблемой.

    Мощность: количество вычислительной мощности, которое необходимо для транскрипции высказывания является экономическим ограничением. Мы должны учитывать ценность и стоимость каждого улучшения точности распознавания речи. Если улучшение не укладывается в экономические рамки, оно не может быть воплощено.

    Классическим примером улучшения, которое не реализуется, является ансамблевое обучение. Сокращение показателя ошибок на 1-2% не стоит увеличение вычислительной мощности от 2 до 8 раз. Современные модели на основе рекуррентных нейронных сетей обычно также относятся к этой категории, потому что их очень дорого использовать в лучевом поиске, хотя я ожидаю, что в будущем это изменится.

    Я не считаю, что исследования, связанные с улучшением точности и большой вычислительной мощностью, бессмысленны. Мы уже видели модель “сначала медленно, но точно, затем быстро” до этого. Смысл в том, что пока улучшение не станет достаточно быстрым, его нельзя использовать.

    Следующие пять лет

    В распознавании речи существует много открытых и сложных проблем. Среди них:

    • Расширение возможностей в новые области, на новые акценты и на речь с низким соотношением сигнала и шума.
    • Внедрение большего количества контекста в процесс распознавания.
    • Диаризация и разделение источников.
    • Показатель семантических ошибок и инновационные методы оценки распознавателей.
    • Низкая задержка и эффективные алгоритмы.

    В целом проблема распознавания образов состоит из двух частей: обучения и распознавания. Обучение осуществляется путем показа независимых объектов с отнесением их к тому или другому классу. По итогу обучения распознающая система должна приобрести способность реагировать одинаковыми реакциями на все объекты одного образа и различными - на все другие. Важно, что в процессе обучения указываются только сами объекты и их принадлежность образу. За обучением следует процесс распознавания, который характеризует действия уже обученной системы. Автоматизация этих процедур и составляет проблему.

    Прежде чем начать анализ какого-либо объекта, нужно получить о нем определенную, каким-либо способом упорядоченную, точную информацию. Такая информация представляет собой совокупность свойств объектов, их отображение на множестве воспринимающих органов распознающей системы.

    Но каждый объект наблюдения может воздействовать по-разному, в зависимости от условий восприятия. Кроме того, объекты одного и того же образа могут сильно отличаться друг от друга.

    Каждое отображение какого-либо объекта на воспринимающие органы распознающей системы, независимо от его положения относительно этих органов, принято называть изображением объекта, а множества таких изображений, объединенные какими-либо общими свойствами, представляют собой образы. При удачном выборе исходного описания (пространства признаков) задача распознавания может оказаться достаточно легкой и, наоборот, неудачно выбранное может привести к очень сложной дальнейшей переработке информации, либо вообще к отсутствию решения.

    Распознавание объектов, сигналов, ситуаций, явлений - самая часто встречающаяся задача, которую человеку необходимо решать ежесекундно. Для этого используются огромные ресурсы мозга, который оценивается таким показателем как число нейронов, равное 10 10 .

    Также, распознавание постоянно встречается в технике. Вычисления в сетях формальных нейронов, во многом напоминают обработку информации мозгом. В последнее десятилетие нейрокомпьютинг приобрел чрезвычайную популярность и успел превратиться в инженерную дисциплину, связанную с производством коммерческих продуктов. В большом объеме ведутся работы по созданию элементной базы для нейровычислений.

    Основной их характерной чертой является способность решать неформализованные проблемы, для которых в силу тех или иных причин не предполагается алгоритмов решения. Нейрокомпьютеры предлагают относительно простую технологию получения алгоритмов путем обучения. В этом их основное преимущество. Поэтому нейрокомпьютинг оказывается актуальным именно сейчас - в период расцвета мультимедиа, когда глобальное развитие требует разработки новых технологий, тесно связанных с распознаванием образов.

    Одной из основных проблем развития и применения искусственного интеллекта остаётся проблема распознавания звуковых и визуальных образов. Все остальные технологии уже готовы к тому, чтобы найти своё применение в медицине, биологии, системах безопасности. В медицине распознавание образов помогает врачам ставить более точные диагнозы, на заводах оно используется для прогноза брака в партиях товаров. Системы биометрической идентификации личности в качестве своего алгоритмического ядра так же основаны на результатах распознавания. Дальнейшее развитие и проектирование компьютеров, способных к более непосредственному общению с человеком на естественных для людей языках и посредством речи, нерешаемы без распознавания. Здесь уже встает вопрос о развитии робототехники, искусственных систем управления, содержащих в качестве жизненно важных подсистем системы распознавания.

    Образ, класс - классификационная группировка в системе классификации, объединяющая (выделяющая) определенную группу объектов по некоторому признаку.

    Образное восприятие мира - одно из загадочных свойств живого мозга, позволяющее разобраться в бесконечном потоке воспринимаемой информации и сохранять ориентацию в океане разрозненных данных о внешнем мире. Воспринимая внешний мир, мы всегда производим классификацию воспринимаемых ощущений, т. е. разбиваем их на группы похожих, но не тождественных явлений. Например, несмотря на существенное различие, к одной группе относятся все буквы А, написанные различными почерками, или все звуки, которые соответствуют одной и той же ноте, взятой в любой октаве и на любом инструменте, а оператор, управляющий техническим объектом, на целое множество состояний объекта реагирует одной и той же реакцией. Характерно, что для составления понятия о группе восприятий определенного класса достаточно ознакомиться с незначительным количеством ее представителей. Ребенку можно показать всего один раз какую-либо букву, чтобы он смог найти эту букву в тексте, написанном различными шрифтами, или узнать ее, даже если она написана в умышленно искаженном виде. Это свойство мозга позволяет сформулировать такое понятие, как образ.

    Образы обладают характерным свойством, проявляющимся в том, что ознакомление с конечным числом явлений из одного и того же множества дает возможность узнавать сколь угодно большое число его представителей. Примерами образов могут быть: река, море, жидкость, музыка Чайковского, стихи Маяковского и т. д. В качестве образа можно рассматривать и некоторую совокупность состояний объекта управления, причем вся эта совокупность состояний характеризуется тем, что для достижения заданной цели требуется одинаковое воздействие на объект . Образы обладают характерными объективными свойствами в том смысле, что разные люди, обучающиеся на различном материале наблюдений, большей частью одинаково и независимо друг от друга классифицируют одни и те же объекты. Именно эта объективность образов позволяет людям всего мира понимать друг друга.

    Способность восприятия внешнего мира в форме образов позволяет с определенной достоверностью узнавать бесконечное число объектов на основании ознакомления с конечным их числом, а объективный характер основного свойства образов позволяет моделировать процесс их распознавания. Будучи отражением объективной реальности, понятие образа столь же объективно, как и сама реальность, а поэтому может быть само по себе объектом специального исследования.

    В литературе, посвященной проблеме обучения распознавания образов (ОРО), часто вместо понятия образа вводится понятие класса.

    Проблема обучения распознаванию образов (ОРО)

    Одним из самых интересных свойств человеческого мозга является способность отвечать на бесконечное множество состояний внешней среды конечным числом реакций. Может быть, именно это свойство позволило человеку достигнуть высшей формы существования живой материи, выражающейся в способности к мышлению, т. е. активному отражению объективного мира в виде образов, понятий, суждений и т. д. Поэтому проблема ОРО возникла при изучении физиологических свойств мозга.

    Рассмотрим пример задач из области ОРО.


    Рис. 3.1.

    Здесь представлены 12 изображений, и следует отобрать признаки, при помощи которых можно отличить левую триаду картинок от правой. Решение данных задач требует моделирования логического мышления в полном объеме.

    В целом проблема распознавания образов состоит из двух частей: обучения и распознавания. Обучение осуществляется путем показа отдельных объектов с указанием их принадлежности тому или другому образу. В результате обучения распознающая система должна приобрести способность реагировать одинаковыми реакциями на все объекты одного образа и различными - на все объекты различных образов. Очень важно, что процесс обучения должен завершиться только путем показов конечного числа объектов без каких-либо других подсказок. В качестве объектов обучения могут быть либо картинки, либо другие визуальные изображения (буквы), либо различные явления внешнего мира, например, звуки, состояния организма при медицинском диагнозе, состояние технического объекта в системах управления и др. Важно, что в процессе обучения указываются только сами объекты и их принадлежность образу. За обучением следует процесс распознавания новых объектов, который характеризует действия уже обученной системы. Автоматизация этих процедур и составляет проблему обучения распознаванию образов. В том случае, когда человек сам разгадывает или придумывает, а затем навязывает машине правило классификации, проблема распознавания решается частично, так как основную и главную часть проблемы (обучение) человек берет на себя.

    Проблема обучения распознаванию образов интересна как с прикладной, так и с принципиальной точки зрения. С прикладной точки зрения решение этой проблемы важно прежде всего потому, что оно открывает возможность автоматизировать многие процессы, которые до сих пор связывали лишь с деятельностью живого мозга. Принципиальное значение проблемы тесно связано с вопросом, который все чаще возникает в связи с развитием идей кибернетики: что может и что принципиально не может делать машина? В какой мере возможности машины могут быть приближены к возможностям живого мозга? В частности, может ли машина развить в себе способность перенять у человека умение производить определенные действия в зависимости от ситуаций, возникающих в окружающей среде? Пока стало ясно только то, что если человек может сначала сам осознать свое умение, а потом его описать, т. е. указать, почему он производит действия в ответ на каждое состояние внешней среды или как (по какому правилу) он объединяет отдельные объекты в образы, то такое умение без принципиальных трудностей может быть передано машине. Если же человек обладает умением, но не может объяснить его, то остается только один путь передачи умения машине - обучение примерами.

    Круг задач, которые могут решаться с помощью распознающих систем, чрезвычайно широк. Сюда относятся не только задачи распознавания зрительных и слуховых образов, но и задачи распознавания сложных процессов и явлений, возникающих, например, при выборе целесообразных действий руководителем предприятия или выборе оптимального управления технологическими, экономическими, транспортными или военными операциями. В каждой из таких задач анализируются некоторые явления, процессы, состояния внешнего мира, всюду далее называемые объектами наблюдения. Прежде чем начать анализ какого-либо объекта, нужно получить о нем определенную, каким-либо способом упорядоченную информацию. Такая информация представляет собой характеристику объектов, их отображение на множестве воспринимающих органов распознающей системы.

    Но каждый объект наблюдения может воздействовать на нас по-разному, в зависимости от условий восприятия. Например, какая-либо буква, даже одинаково написанная, может в принципе как угодно смещаться относительно воспринимающих органов. Кроме того, объекты одного и того же образа могут достаточно сильно отличаться друг от друга и, естественно, по-разному воздействовать на воспринимающие органы.

    Каждое отображение какого-либо объекта на воспринимающие органы распознающей системы, независимо от его положения относительно этих органов, принято называть изображением объекта, а множества таких изображений, объединенные какими-либо общими свойствами, представляют собой образы.

    При решении задач управления методами распознавания образов вместо термина "изображение" применяют термин "состояние". Состояние - это определенной формы отображение измеряемых текущих (или мгновенных) характеристик наблюдаемого объекта. Совокупность состояний определяет ситуацию. Понятие "ситуация" является аналогом понятия "образ". Но эта аналогия не полная, так как не всякий образ можно назвать ситуацией, хотя всякую ситуацию можно назвать образом.

    Ситуацией принято называть некоторую совокупность состояний сложного объекта, каждая из которых характеризуется одними и теми же или схожими характеристиками объекта. Например, если в качестве объекта наблюдения рассматривается некоторый объект управления, то ситуация объединяет такие состояния этого объекта, в которых следует применять одни и те же управляющие воздействия. Если объектом наблюдения является военная игра , то ситуация объединяет все состояния игры, которые требуют, например, мощного танкового удара при поддержке авиации.

    Выбор исходного описания объектов является одной из центральных задач проблемы ОРО. При удачном выборе исходного описания (пространства признаков) задача распознавания может оказаться тривиальной, и наоборот, неудачно выбранное исходное описание может привести либо к очень сложной дальнейшей переработке информации, либо вообще к отсутствию решения. Например, если решается задача распознавания объектов, отличающихся по цвету, а в качестве исходного описания выбраны сигналы, получаемые от датчиков веса, то задача распознавания в принципе не может быть решена.

    В целом проблема распознавания образов состоит из двух частей: обучения и распознавания. Обучение осуществляется путем показа отдельных объектов с указанием их принадлежности тому или другому образу. В результате обучения распознающая система должна приобрести способность реагировать одинаковыми реакциями на все объекты одного образа и различными - на все объекты различных образов. Очень важно, что процесс обучения должен завершиться только путем показов конечного числа объектов без каких-либо других подсказок. В качестве объектов обучения могут быть либо картинки, либо другие визуальные изображения (буквы), либо различные явления внешнего мира, например звуки, состояния организма при медицинском диагнозе, состояние технического объекта в системах управления и др. Важно, что в процессе обучения указываются только сами объекты и их принадлежность образу. За обучением следует процесс распознавания новых объектов, который характеризует действия уже обученной системы. Автоматизация этих процедур и составляет проблему обучения распознаванию образов. В том случае, когда человек сам разгадывает или придумывает, а затем навязывает машине правило классификации, проблема распознавания решается частично, так как основную и главную часть проблемы (обучение) человек берет на себя.
    Проблема обучения распознаванию образов интересна как с прикладной, так и с принципиальной точки зрения. С прикладной точки зрения решение этой проблемы важно прежде всего потому, что оно открывает возможность автоматизировать многие процессы, которые до сих пор связывали лишь с деятельностью живого мозга. Принципиальное значение проблемы тесно связано с вопросом, который все чаще возникает в связи с развитием идей кибернетики: что может и что принципиально не может делать машина? В какой мере возможности машины могут быть приближены к возможностям живого мозга? В частности, может ли машина развить в себе способность перенять у человека умение производить определенные действия в зависимости от ситуаций, возникающих в окружающей среде? Пока стало ясно только то, что если человек может сначала сам осознать свое умение, а потом его описать, т. е. указать, почему он производит действия в ответ на каждое состояние внешней среды или как (по какому правилу) он объединяет отдельные объекты в образы, то такое умение без принципиальных трудностей может быть передано машине. Если же человек обладает умением, но не может объяснить его, то остается только один путь передачи умения машине - обучение примерами.
    Круг задач, которые могут решаться с помощью распознающих систем, чрезвычайно широк. Сюда относятся не только задачи распознавания зрительных и слуховых образов, но и задачи распознавания сложных процессов и явлений, возникающих, например, при выборе целесообразных действий руководителем предприятия или выборе оптимального управления технологическими, экономическими, транспортными или военными операциями. В каждой из таких задач анализируются некоторые явления, процессы, состояния внешнего мира, всюду далее называемые объектами наблюдения. Прежде чем начать анализ какого-либо объекта, нужно получить о нем определенную, каким-либо способом упорядоченную информацию. Такая информация представляет собой характеристику объектов, их отображение на множестве воспринимающих органов распознающей системы.
    Но каждый объект наблюдения может воздействовать по-разному, в зависимости от условий восприятия. Например, какая-либо буква, даже одинаково написанная, может в принципе как угодно смещаться относительно воспринимающих органов. Кроме того, объекты одного и того же образа могут достаточно сильно отличаться друг от друга и, естественно, по-разному воздействовать на воспринимающие органы.
    Каждое отображение какого-либо объекта на воспринимающие органы распознающей системы, независимо от его положения относительно этих органов, принято называть изображением объекта, а множества таких изображений, объединенные какими-либо общими свойствами, представляют собой образы.
    При решении задач управления методами распознавания образов вместо термина "изображение" применяют термин "состояние". Состояние - это определенной формы отображение измеряемых текущих (или мгновенных) характеристик наблюдаемого объекта. Совокупность состояний определяет ситуацию. Понятие "ситуация" является аналогом понятия "образ". Но эта аналогия не полная, так как не всякий образ можно назвать ситуацией, хотя всякую ситуацию можно назвать образом.
    Ситуацией принято называть некоторую совокупность состояний сложного объекта, каждая из которых характеризуется одними и теми же или схожими характеристиками объекта. Например, если в качестве объекта наблюдения рассматривается некоторый объект управления, то ситуация объединяет такие состояния этого объекта, в которых следует применять одни и те же управляющие воздействия. Если объектом наблюдения является военная игра, то ситуация объединяет все состояния игры, которые требуют, например, мощного танкового удара при поддержке авиации.
    Выбор исходного описания объектов является одной из центральных задач проблемы ОРО. При удачном выборе исходного описания (пространства признаков) задача распознавания может оказаться тривиальной и, наоборот, неудачно выбранное исходное описание может привести либо к очень сложной дальнейшей переработке информации, либо вообще к отсутствию решения. Например, если решается задача распознавания объектов, отличающихся по цвету, а в качестве исходного описания выбраны сигналы, получаемые от датчиков веса, то задача распознавания в принципе не может быть решена.