• Расхождение судов. Звуковые сигналы и сигналы бедствия. Приложение iv

    Судно, терпящее бедствие, подает установленные правилами сигналы:
    • Непрерывный звук любого аппарата, предназначенного для подачи туманного сигнала.
    • Сигнал SOS, передаваемый по азбуке Морзе любыми средствами и состоящий из сочетаний: три точки, три тире, три точки (··· - - - ···).
    • Произносимое по радиотелефону слово «Мейдей».
    • Сигнал бедствия по международному своду сигналов, состоящий из букв НЦ (флаг «Н» - бело-синий шахматный) флаг «Ц» - горизонтальные полосы: синяя, белая, красная, белая, синяя).
    • Сигнал, состоящий из квадратного флага и шара, расположенных вертикально в любой комбинации.
    Если на судне есть другие средства подачи сигнала бедствия, то судоводитель-любитель может подавать сигналы:
    • Выстрелы или взрывы с промежутками времени около одной минуты.
    • Ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени.
    • Сжигание мазута или масел для получения пламени дыма.
    • Красный свет ракеты с парашютом, красный фальш-фейер (днем оранжевый дым дымовой шашкой или дневным сигнальным патроном).

    Сигналы бедствия даются по нескольку одновременно или порознь. Судно, заметившее сигналы бедствия, обязано оказать всемерную помощь судну, терпящему бедствие.

    Дальность видимости пиротехнических сигналов бедствия:

    • огня фальшфейера (ночной сигнальный патрон Ф-2К) - 5 миль, время действия - 60 сек.;
    • шлюпочной парашютной ракеты РБ-40Ш - 10-15 миль, время горения - 35 сек.;
    • дыма патрона сигнального дневного - 3-4 мили, время дымообразования - 30 сек.;
    • дыма дымовой шашки - не менее 5 миль, время дымообразования - 5 мин.

    Звуковые сигналы по МППСС

    (Извлечения)

    Звуковые сигналы при плохой видимости (туман, мгла и т. п.). Суда с механическим двигателем подают звуковые сигналы свистком, парусные - туманным горном, буксируемые - свистком или туманным горном. Термин «короткий звуки означает звук продолжительностью около 1 сек. Термин «продолжительный звук» означает звук продолжительностью от 4 до 6 сек.

    Во время плавания в условиях ограниченной видимости судно с механическим двигателем должно на ходу подавать через каждые 2 мин. один продолжительный сигнал, а если оно не имеет хода относительно воды, то через каждые 2 мин. два продолжительных сигнала с интервалом между ними около 1 сек.

    Парусное судно на ходу должно подавать сигналы через промежутки времени не более 1 мин., когда оно на правом галсе - один звук, когда на левом галсе - последовательно два звука, при ветре позади траверза - последовательно три звука (при ветре, дующем с левого борта, парусное судно идет левым галсом, с правого борта - правым галсом).

    Судно, стоящее на якоре, должно через промежутки времени не более 1 мин, учащенно звонить в колокол приблизительно 5 сек, Дополнительно со стоящего на якоре судна можно подавать один короткий, один продолжительный, один короткий сигналы для предупреждения приближающихся судов.

    Если судно идет в тумане с буксиром или занято прокладкой кабеля и не может уступить дорогу приближающемуся судну ввиду стесненного маневрирования, оно подает через промежутки не более 1 мин. три последовательных звука - один продолжительный и два коротких. Буксируемое судно подает один продолжительный и три коротких сигнала.

    Судно, стоящее на мели, должно не реже чем через 1 мин. учащенно звонить в колокол 5 сек., а затем давать три отдельных и ясных удара до и после учащенного боя.

    Судно длиной менее 12,19 м или гребная шлюпка не обязаны подавать вышеуказанные сигналы, но они должны подавать другие, похожие звуковые сигналы через промежутки времени не более 1 мин.

    Судно, занятое рыбной ловлей, когда оно на ходу, но не в состоянии уступить дорогу приближающемуся судну, в силу того, что не может управляться, должно через промежутки не более 1 мин. подавать один сигнал в виде трех последовательных звуков - один продолжительный и два коротких.

    Если судно находится на виду у другого судна и по правилам ППСС должно сохранять свой курс и скорость, но в то же время сомневается в действиях другого судна, то оно обязано подавать пять коротких и частых сигналов, чтобы обратить его внимание.

    Если суда, находящиеся в видимости друг друга, изменяют свой курс, то они подают предупредительные сигналы:

    • Один короткий - «Я изменяю свой курс вправо»,
    • Два коротких - «Я изменяю свой курс влево»,
    • Три коротких - «Мои машины работают на задний ход».

    Звуковые сигналы на шлюпке подаются при помощи автомобильных свистков, гонга, рожка и других средств при условии, что они слышны на расстоянии не менее полумили.

    Звуковые сигналы и сигналы бедствия, подаваемые с самоходных судов на внутренних водных путях

    № п/п Сигнал Значение сигнала
    1 - 1. При встрече судов подается судном, идущим снизу по течению, перед расхождением с подачей отмашки с левого борта. 2. При встрече судов подается с судна, идущего сверху по течению, как подтверждение на расхождение левыми бортами. 3. Подается с плотоводов с отмашкой на расхождение левыми бортами. 4. При подходе к пристани. 5. При подходе к дноуглубительному и дноочистительному снаряду. 6. Ответный сигнал земснаряда перед отмашкой. 7. При подходе к семафору, светофору, узкости, колену или воложке на траверзе знака «Сигнал». 8. При подходе к шлюзу, наплавным мостам и паромным переправам.
    2 - - 1. Во время стоянки в тумане, снегопаде или при плохой видимости подается через каждые 3 мни. 2. Перед подачей отмашки на расхождение встречному судну во время движения задним ходом. 3. Когда судно вошло в узкость и следует по ней, подается через каждые 2-3 мин. 4. «Мои машины работают на задний ход», подается для предупреждения других судов.
    3 - - - При движении в тумане, снегопаде, мгле, ливне и других неблагоприятных условиях, ограничивающих видимость, подается через каждые 2 мин.
    4 - - - - Требование от другого судна уменьшить ход.
    5 ·· Подается при встрече перед отмашкой правого борта и сообщает о перемене стороны расхождения.
    6 ··· «Человек за бортом».
    7 ···· «Делаю оборот, становлюсь на якорь».
    8 ····· 1. «Предупреждение», подается для другого судна о грозящей ему опасности или чтобы оно прекратило движение. 2. Обгоняемое судно запрещает обгон обгоняющему судну. 3. «Проход невозможен», подается с дноуглубительного или дноочистительного снаряда, стоящего на фарватере аварийного судна или судна, стоящего на мели.
    9 - · «Требую увеличить ход».
    10 - · - 1. «Прошу подать шлюпку (лодку)». 2. При обращении к другому судну с просьбой подойти к борту.
    11 ·· - 1. Подается обгоняющим и обгоняемыми судами при обгоне перед отмашкой. 2. «Я вас понял», в том числе сообщение о том, что скорость хода уменьшена.
    12 · - · «Прошу выйти на радиосвязь».
    13 - ··· - 1. «Обращаю внимание». 2. При подходе к канатным переправам, если с буксируемых судов опущены лоты, цепи-волокуши.
    14 - ··· При отходе от пристани, причала.
    15 Ряд свистков с переменным усилием и ослаблением звука (заунывные гудки) или, на несамоходных судах, частые удары в колокол Судно терпит бедствие и требует помощи от другого судна или с берега. Одновременно подаются следующие зрительные сигналы:
    • на мачте судна днем производят чередующиеся приспускания и поднятия флага;
    • ночью мигание клотиковым огнем или попеременно приспускается и поднимается мачтовый белый огонь;
    • выстрелы ракетами или сжигание фальшфейера с красными звездами;
    • через каждые 2 мин. радиосигнал (··· - - - ···).

    Примечания:

    1. В дополнение к подаваемым двум продолжительным звуковым сигналам, когда судно вошло в узкость в темное время суток, судно может сигналить миганием луча судового прожектора, направляя его вертикально вверх (в некоторых бассейнах).

    2. На реках Украинской ССР введен дополнительный звуковой сигнал «Требую оказать мне помощь» - три коротких и один продолжительный свисток. Такой сигнал подается с судна, которое стоит на мели.

    3. Звуковые сигналы запрещаются в случаях, предусмотренных местными Правилами плавания для определенных пунктов.

    4. На маломерных судах для подачи сигналов, привлечения внимания, указания своего местонахождения в тумане (плохой видимости), при отсутствии визуальной сигнализации применимы все виды автомобильных сигналов, свистки, сигнальные рожки, колокола.

    Дальность слышимости автомобильного сигнала - 1 миля; рожка - 0,5 мили; свистка - в два раза дальше слышимости голоса; электрических, воздушных сирен и паровых гудков - 2 км.


    Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Радио (называвшееся тогда «беспроводным телеграфом») сначала использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, но кооперация была затруднена национальными различиями и соперничеством между конкурирующими радиокомпаниями, такими как «Marconi International Marine Communication Company», «Telefunken» и «Сляби-Арко»

    Первый сигнал о бедствии на море был передан задолго до подписания Берлинской конвенции.


    Ранним утром 3 марта 1899 г., во время густого тумана, на один из таких плавучих маяков - "Ист Гудвин" (был расположен у восточной части песчаных отмелей Гудвин-Сэндз) натолкнулась баржа "Мэттьюз". С маяка (он был оснащен радиостанцией тремя месяцами ранее) впервые в мире ушли в эфир сигналы бедствия, которые своевременно были приняты на берегу. Баржа, еще не потерявшая плавучесть, была своевременно отбуксирована к берегу, а экипаж баржы добрался на шлюпках. Это была первая в мире аварийно-спасательная операция на море с использованием радиосвязи.

    Второй сигнал бедствия прозвучал в эфире через 11 месяцев. Hезадолго до этого, была построена радиотелеграфная линия (около 40 км) между островами Кутсало (около г. Котка) и Готланд (осенью 1899 г. в данном районе сел на мель броненосец "Апраксин"). Руководил постройкой островных радиостанций А.С. Попов. Сообщение о том, что пятидесяти рыбакам грозит гибель стала первой служебной радиограммой, переданной по этой линии связи. 5 февраля 1900 г. в 15 часов на борту ледокола "Ермак" получили радиограмму с приказом спасать рыбаков. Вскоре, 27 человек были доставлены на борт "Ермака" в Ревеле (ныне - Таллинн), что стало первой в мире операцией по спасению человеческих жизней с использованием радиосвязи.


    Первые попытки унифицировать тревожные сигналы предпринимались уже на первой международная конференции по беспроволочной телеграфии, которая проходила все в том же Берлине тремя годами раньше, в 1903-м. Кроме делегации Германии, присутствовали представители Австро-Венгрии, Великобритании, Испании, Италии, России, США и Франции (в составе делегации от России был А.С. Попов).

    Процедурные вопросы были в то время вне обсуждения конференции, и хотя параграф IV протокола конференции, подписанного 13 августа 1903 года, и утверждал, что «станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море», стандартный сигнал не был утверждён.

    Итальянский представитель капитан Квинтино Бономо, обсуждая необходимость общепринятых процедур, предлагал ввести сигнал SSS DDD ( — — — ), который корабли в бедствии должны были передавать каждые несколько минут. Его предложение по стандартизации сигнала не было принято, но в итоговом протоколе конференции появилась статья, обязывавшая радиостанции внимательно следить за сигналами бедствия, поступавшими от кораблей.


    На это же место претендовал сигнал CQD (— — — — — — ), который был утверждён 7 января 1904 года «Циркуляром № 57» «Marconi International Marine Communication Company», беспроволочные телеграфные аппараты которой устанавливались на морских судах. Циркуляр вступил в силу 1 февраля 1904 г. и предназначался для судов, оборудованных её радиоаппаратами. Он представлял собой сигнал общего вызова всех станций CQ (— — —— —), к которому добавили букву D (— ). Эту букву выбрали потому, что с неё начинается английское слово «danger» (опасность) или «Distress» (бедствие). К сочетанию CQD моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger», что означает в переводе с английского «Идите быстpее, опасность». Но так как этот сигнал использовался только на судах, оборудованных радиоаппаратами «Marconi Co.», его нельзя было назвать единым международным сигналом бедствия.

    Другим претендентом был менее известный сигнал NC . В руководстве по беспроводной телеграфии для электриков военно-морского флота США 1906 г. предлагалось использовать в качестве общепонятных радиосигналов буквенные обозначения международных сигналов, передаваемых флажковой азбукой. Сигнал NC, переданный флажками, означал: «Терплю бедствие; требуется немедленная помощь». В азбуке Морзе он тоже выглядел достаточно кратко и характерно: — — —


    Довольно часто призыв о помощи передавался без всякого сигнала бедствия. Так, 10 декабря 1905 года после сильного продолжительного шторма американский плавучий маяк «Нантакет» дал сильную течь, что грозило гибелью судну. Тем не менее, на маяке имелась радиоустановка, и вскоре радиостанция в Ньюпорте приняла сообщение: «Помогите. Плавучий маяк Нантакет терпит бедствие. Вышлите помощь откуда угодно». Для спасения был выслан тендер «Азалеа», которому удалось снять с маяка экипаж. «Нантакет» же затонул во время буксировки к берегу.

    В 1906 году в Берлине состоялась вторая Международная радиотелеграфная конференция. В её работе приняли участие представители 29 стран, в том числе, Англии, Германии, России, США, Франции, и Японии.

    Основным вопросом повестки дня конференции было установление единого радиотелеграфного сигнала бедствия. Представитель «Marconi Co.» настаивал на утверждении в качестве единого международного сигнала CQD. Представители США резко возражали против этого, утверждая что при передачах и приёме такого сигнала его нередко путают с общим вызовом CQ. К тому же эти оба сигнала применялись и береговыми телеграфистами при авариях и несчастных случаях на железных дорогах. Конференция поддержала американских представителей, и было принято решение заменить CQD каким-нибудь другим, ясным и чётким сигналом.

    Те же представители предложили принять сигнал Международного свода сигналов — двухфлажное сочетание NC, означающее «Терплю бедствие, нужна немедленная помощь». Но это предложение было отклонено.

    Представитель немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» предложил сигнал SOE ( — — — ), используемый в позывных судов, оборудованных радиостанциями своей фирмы. Во время обсуждения один из делегатов заметил, что предложенный сигнал имеет существенный недостаток: поскольку буква E передаётся одной точкой, сигнал при дальнем приёме или перегруженном эфире может быть искажён и даже не понят. Поэтому было решено заменить E на S. Получилось ритмичное сочетание SOS ( — — — ). Предложение было принято почти единогласно.

    Статья XVI международной конвенции, подписанной в Берлине 3 ноября 1906 г., устанавливавшая немецкий сигнал бедствия в качестве международного стандарта, гласила: «Корабли, терпящие бедствие, должны использовать сигнал — — — , повторяемый через краткие промежутки. »

    Юбиляр появился на свет в Германии в компании двух братьев, которые, впрочем, не стали столь знамениты впоследствии. В национальных правилах радиовещания, вступивших в силу 1 апреля 1905 г., было введено 3 специальных последовательности кодов Морзе для общения береговых и корабельных радиостанций в случае бедствия на море. Этими сигналами были:

    Ruhezeichen («Сигнал прекращения вещания»), состоявший из шести тире (— — — — — —). Его должны были передавать береговые станции для того, сигнализируя о том, что остальные местные станции должны прекратить передачу.

    Suchzeichen («Сигнал поиска»), состоявший из последовательности три точки — три тире — одна точка ( — — — ). Его должны были использовать корабельные радиостанции для того, чтобы привлечь внимание береговых.

    Notzeichen («Сигнал бедствия»), три точки — три тире — три точки ( — — — ), должен был «повторяться кораблем, терпящим бедствие, до тех пор, пока все остальные станции не прекратят работу».

    Преимущества SOS перед его основным и более широко распространенным конкурентом CQD были довольно очевидны. Во-первых, он был короче и легче в передаче (поскольку CQD передавался как три буквы, разделенные интервалами). Во-вторых, он гораздо легче «читался» на слух (сравните ти-ти-ти та-та-та ти-ти-ти и та-ти-та-ти — пауза — та-та-ти-та — пауза — та-ти-ти). Наконец, в-третьих, его невозможно было спутать с менее важным сигналом CQ, который применялся в самых разных случаях. Таким образом, этот сигнал был выбран из чисто технических соображений.

    Несмотря на то, что сигнал был изначально придуман в Германии как удобная, легко запоминающаяся и легко узнаваемая последовательность точек и тире, в народной памяти бытуют преимущественно английские варианты расшифровки этого «сокращения». Такие ретроспективные интерпретации, основанные на мифах о происхождении сокращений (акронимов) и сходных с ними буквенных кодов, получили названия бэкронимов (гибрид из «back» и «acronym»). Среди наиболее известных бэкронимов SOS:"Save Our Souls", "Save Our Spirits" (спасите наши души), "Save Our Ship" (спасите наш корабль), "Survivors On Ship" (выжившие на корабле), "Swim Or Sink" (плывите или утонем), и даже "Stop Other Signals" (прекратите другие сигналы) и т. п. Все они однако представляют собой не более, чем удобные фразы, придуманные для запоминания сигнала. Впервые сокращение SOS, помогавшее запомнить сигнал, появилось в 1907 г., уже после принятия сигнала, в газетном отчете о конференции.

    Поскольку сигал SOS передается без обычных для азбуки Морзе интервалов между буквами (каждый интервал должен быть равен по продолжительности пяти «точкам»), вполне возможны и другие варианты его прочтения от трёхбуквенных до девятибуквенных: VTB , IJS , VGI , SMB , SOS , IAGI , IATNI , EEETTTEEE и т.д. Следует, впрочем, признать, что ни один из них не может сравниться по удобству запоминания с SOS. Интересно, что в американской версии азбуки Морзе начала XX века, несколько отличавшейся от международной, трем тире соответствовала цифра пять, так что сигнал иногда называли не SOS, а «S5S». В русском варианте бытовало такое толкование: СОС — «спасите от смерти». Важно, что буквенная запись сигнала бедствия в официальных или учебных документах по радиотелеграфии и морскому делу имеет вид SOS (с чертой наверху), это означает, что сигнал передаётся без межбуквенных интервалов.

    По подписанной 3 ноября 1906 года в Берлине Международной Радиотелеграфной Конвенции единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был установлен сигнал SOS. Радиостанции стран, подписавших конвенцию, должны были принимать его с судов вне всякой очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм, например, сигнал немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» — SOE и сигнал бедствия, установленный «Marconi Co.», — CQD. Конвенция, подписанная в Берлине, вступила в силу 1 июля 1908 г.

    Впервые сигнал SOS прозвучал в 1906 году с борта парохода «Ирбис». Но буквально через несколько минут моряки поняли, что могут спастись своими силами и прекратили подачу сигнала.


    Существует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие «Титаника» в ночь на 15 апреля 1912 года, в 00:45. В действительности этот случай был по меньшей мере восьмым по счету. Кстати, несмотря на то, что SOS был формально принят как международный сигнал бедствия на море, радисты еще долго использовали параллельно с ним сигнал CQD. Например, оба этих сигнала передавал в ту ночь «Титаник». По иронии судьбы, на "непотопляемом" "Титанике" среди 1,5 тысяч погибших был и Джек Филлипс, первый радиооператор беспроволочного телеграфа.


    С "Титаником" и сигналом SOS связана еще одна мистическая история. 15 апреля 1972 года американский линкор "Теодор Рузвельт" принял сигнал SOS с затонувшего 60 лет назад корабля. Радист, разумеется, удивился и запросил берег. Ответ был спокойным и странным: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом. Эта история не забылась. Радист "Теодора Рузвельта" постарался выяснить, откуда же доносился этот странный сигнал. В военных архивах он нашел донесения своих коллег о том, что и они получали странные радиограммы - якобы с "Титаника". Впервые это произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1924 года, то есть ровно через 12 лет после катастрофы века. Сразу несколько корабельных радиостанций зарегистрировали сигнал SOS судна с позывными MGY. Это соответствовало позывным злополучного "Титаника". В тот раз никто не обратил на происшествие особого внимания — решили, что кто-то просто решил устроить мистификацию… Но шесть лет спустя случай повторился. Затем позывные MGY регулярно возникали в эфире аккурат в годовщину роковой даты с разницей в шесть лет: в 1930-м, 1936-м, 1942-м… Сигнал принимали суда, находящиеся в радиусе около двух тысяч миль от места крушения "Титаника". В конце 60-х расследованием этой истории занялось ЦРУ. На тему был наложен гриф "Секретно". Но разведке так и не удалось обнаружить источник таинственных позывных, которые продолжали просачиваться в эфир каждые шесть лет… В 1978 году радист уже специально ждал сигнала, и уверял, что получил его. История с призраками "Титаника" довела его до клиники неврозов, но в апреле 1996 года в канадской газете "Сан" появилась заметка об очередном сигнале SOS с "Титаника", полученным канадским судном "Квебек". Тогда уже ученые заинтересовались этим случаев. Гипотез выдвигалось несколько. Некоторые считают, что "в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала". Другие полагают, что SOS с "Титаника" "пробил" время. Некоторые исследователи-аномальщики уверены, что Эдвард Смит, капитан реального "Титаника", незадолго да катастрофы получил свой собственный сигнал SOS. Этим ученые объясняют его оцепенение и неожиданную попытку изменить курс. И то, что настоящий сигнал о помощи был передан примерно с двухчасовым опозданием.

    По законам физики, радиоволны, испускаемые передатчиком, либо отражаются от земной ионосферы, либо пронзают ее и "улетают" в космическое пространство. Объяснить их "возвращение" можно только столкновением с неким загадочным объектом, который "отражает" их и посылает назад. Так родилась теория о нахождении на орбите Земли инопланетного зонда, увлекшая многих радиофизиков. Между прочим, в 20-е годы знаменитый изобретатель Никола Тесла утверждал, что вскоре по радио можно будет поддерживать связь с загробным миром… А ведь первая аномальная радиопередача с "Титаника" была принята как раз в 1924 году!


    Многие источники утверждают, что впервые сигналом SOS воспользовался принадлежавший компании «Кунард» трансатлантический лайнер «Славония», налетевший на рифы у Азорских островов по пути из Нью-Йорка в Триест 10 июня 1909 г. Но тогдашние газеты сообщали, что со «Славонии» передавали CQD.

    Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» (Arapahoe) потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.

    4 февраля 1910 г. пароход «Кентукки», следовавший из Нью-Йорка в Такому, получил сильную течь в районе Вирджиния Кейпс и передал SOS. Сигнал приняли на борту судна «Аламо», которое и поспешило на помощь.

    13 мая 1911 года в тумане у мыса Чарлз (Вирджиния) столкнулись пароходы «Мерида» и «Адмирал Фаррагут». Прежде чем «Мерида» затонула, с неё успели передать SOS. На сигнал бедствия откликнулся пароход «Гамильтон» и подобрал людей с «Мериды».

    30 июля 1911 г. подал SOS канадский крейсер «Ниобея», столкнувшийся с берегом в тумане у берегов Новой Шотландии.

    28 августа 1911 г. пароход «Лексингтон» попал в ураган вблизи устья реки Эдисто у берегов Южной Каролины. Радиоустановка была повреждена ветром, 16-летний радист Джек Шитц (Jack Sheetz) забрался на мачту, восстановил связь и передал SOS. На помощь прибыло судно «Ямакро» («Yamacraw»).

    3 декабря 1911 г. у побережья Вирджинии столкнулись угольщик ВМФ США «Стерлинг» и пароход «Дороти». Капитан «Стерлинга» приказал передать SOS, но сумел безопасно посадить повреждённое судно на мель у мыса Генри. Сигнал бедствия услышали на нескольких гражданских и военных судах.

    9 апреля 1912 года SOS поступил с каботажного судна «Онтарио», шедшего из Балтимора в Бостон — на борту возник пожар. Реальной опасности для людей не было, но несколько буксиров и катеров приготовились снять с «Онтарио» пассажиров.

    В конце того же 1912 г. в Лондоне прошла очередная Международная конференция, которая ввела более жесткий "Регламент радиосвязи", включающий требования круглосуточной радиовахты на судах и обязанность иметь запасную аварийную радиостанцию. Для ускорения радиообмена, был введен “Q-код”. Было принято решение об обязательном наличии на всех судах без исключения дополнительного приемника на 600 м (500 кГц). С этого времени, 48 раз в сутки, на 3 минуты в эфире прерывалась передача любых радиограмм (ежечасно - с 15-й по 18-ю минуты и с 45-й по 48-ю) и радисты всего мира настраивались на частоту 500 кГц в ожидании возможных сигналов бедствия.

    С появлением голосовой радиосвязи на помощь морзянке пришел новый сигнал. С 1927 г. в качестве сигнала оповещения о бедствии стали использовать троекратно повторенное слово Mayday. Mayday был придуман в 1923 году Фредериком Стэнли Мокфордом, старшим радистом аэропорта Кройдон в Лондоне. Его попросили предложить сигнал, который было бы трудно перепутать с обычными радиосообщениями и который мог бы быть легко понят в условиях плохой радиосвязи. Выбор Мокфорда объясняется тем, что большинство полётов из Кройдона в то время осуществлялось в аэропорт Ле Бурже в Париже.

    В отличие от SOS, слово Mayday является производным от слов естественного языка, хотя его и выбрали прежде всего не поэтому, а потому, что его было легко отличить от других голосовых сигналов и относительно нетрудно распознать даже при плохом качестве связи. Было бы, однако, преждевременно полагать, что речь идет о майском дне. Сигнал происходит от сильно искаженного и переиначенного на английский лад выражение M"aide (помогите мне), встречающееся в некоторых диалектах французского языка. Вы напрасно будете искать его в учебниках или разговорниках для туристов, но есть сведения, что так говорили портовые грузчики на юге Франции.

    В 1927 г. на Международной конференции в Вашингтоне было узаконено требование о круглосуточном дежурстве на судовых и радиостанциях. Кроме того, каждый час в течении шести минут (от пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой) на частоте 500 кГц (т.н. "частоте бедствия") все судовые радиостанции обязаны были прослушивать эфир для приема возможных сигналов "SOS". Ввели сигнал срочности - "ХХХ ", предваряющий срочное сообщение и сигнал безопасности - "ТТТ ", предваряющий сообщения по навигации и о погоде.

    В 1932 г. в Мадриде, очередная конференция ввела т.н. "периоды молчания" на частоте 500 кГц: с 15 по 18 и 45 и 48 минуты каждого часа. Скорость обмена на 500 кГц ограничили не более чем 16 стандартных слов (по т.н. системе "РARIS") в мин. - т.е. 80 знаков.

    Каирская Конференция 1938 г. узаконила т.н. “телефонную” (тональную) частоту бедствия - 1650 кГц, а также "периоды молчания" на ней (первые 3 минуты каждого часа).

    Конференция 1947 г. в Атлантик-Сити заменила частоту 1650 кГц на 2182 кГц и ввела т.н. “голосовой” сигнал бедствия. Им стало служить слово “MAYDAY”.

    Женевская Конференция 1959 г. узаконила уже два трехминутных “периода молчания” каждого часа (00-03 и 30-33 мин.). Для передачи сигналов тревоги, бедствия, срочности и безопасности дополнительно была введена частота и на УКВ (156,8 МГц).


    С 1 февраля 1999 года азбука Морзе практически не используется в переговорах морских судов. На смену точкам и тире, пришла спутниковая система ГМССБ (Глобальная Морская Система Связи при Бедствии), или GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System) , которая немедленно определяет местоположение вызывающего судна с точностью до 200 метров и обеспечивает связь с другими кораблями. Все суда водоизмещением свыше 300 тонн, а также пассажирские лайнеры и нефтяные платформы постепенно оснащаются этой системой. Теперь сигналы бедствия будут посылаться на спутник, и через него поступать в координационные центры в Германии, Англии, Австралии и Калифорнии. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

    Говорят, что на затонувшем "Курске" выстукивали именно SOS (хотя у подводников существует свой сигнал - SSS ).


    Если нет возможности подать сигнал бедствия при помощи радиопередатчика или же световой лампы, то можно воспользоваться следующими способами:

    Вообще любой световой или звуковой сигнал будет понят спасателями как сигнал бедствия, если он будет тройным. Это могут быть, например, три костра или три столба дыма.

    Вряд ли телеграфисты начала XX века полагали, что помимо краткого и удобного сигнала оповещении о бедствии они породят важный культурный символ, который вырвется далеко за границы своей первоначальной весьма узкой сферы применения. Для начала SOS шагнул в мир визуальных образов и визуальных сигналов оповещения о бедствиях, чему немало способствовала простота формы при наличии одного удивительного свойства. Как запись в кодах Морзе, так и запись буквами одинаково хорошо читаются как «вниз», так и «вверх» ногами. Это один из немногих из радиосигналов, которым повезло стать «героями» художественной литературы.


    В 1930-е годы Юлиус Фучик и Богумила Силова написали сказку «Буквы из ящика радиста». Персонажи сказки — три буквы: Слава, Ольга и Сашенька — странствуют по свету в поисках помощи для терпящих кораблекрушение. По сказке в 1966 г. на Киевской студии научно-популярных фильмов снят мультфильм.


    Упоминание о SOS можно встретить в песнях Владимира Высоцкого («Спасите наши души»), Abba («SOS»), Papa Roach («SOS»), Stratovarius («SOS»), Rihanna («SOS»), Мумий Тролль («SOS Матросу») и Сплин («SOS»),


    а также в качестве основной темы в композиции «Radioactivity» группы «Kraftwerk».


    Мотив сигнала SOS использован в музыкальном оформлении ряда кинофильмов, например, в остросюжетном военном боевике Михаила Туманишвили «Случай в квадрате 36-80» (1982 г.) и российской военной драме режиссёра Владимира Хотиненко по сценарию Валерия Залотухи «72 метра» (2004 г.).
    Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов [МППСС-72] Автор неизвестен

    Приложение 4 СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

    Приложение 4

    СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

    1. Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи:

    a. выстрелы или другие производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;

    b. непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

    c. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

    d. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков ...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;

    e. сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова"МЭЙДЭЙ";

    f. сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;

    g. сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;

    h. пламя на судне (например от горящей смоляной или мазутной бочки и т.д.);

    i. красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

    j. дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;

    k. медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;

    l. радиотелеграфный сигнал тревоги;

    m. радиотелефонный сигнал тревоги;

    n. сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;

    o. одобренные сигналы, передаваемые системами радиосвязи.

    2. Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

    3. Следует также обращать внимание на соответствующие разделы Международного свода сигналов, Руководства по поиску и спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:

    a. полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);

    b. цветное пятно на воде.

    Из книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях автора Ильин Андрей

    СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ По определению, стихийные бедствия - это природные явления или процессы, вызывающие катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и

    Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора Жаворонков В.

    Глава 1. СТИХИЙНЫЕ (ПРИРОДНЫЕ) БЕДСТВИЯ 1. 1. ВОЗМОЖНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА СМОЛЕНЩИНЕ (И НЕ ТОЛЬКО СТИХИЙНЫЕ) Одной из характерных особенностей нашего века является массовый травматизм среди населения вследствие катастроф, вызванных силами природы или

    Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

    8. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ Природные силы не зависят от воздействия и воли человека и когда они выходят из под контроля, то создается опасность для человека и плодов его труда.Засуха, наводнения, сход снежных лавин наносят урон целым странам, морские волны, возникшие из-за

    Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

    Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

    Бедствия на море 6 «Венойл» и «Венпет» – танкеры, самое крупное столкновение у берегов Южной Африки, 1977 г.7 «Титаник» – затонул вследствие столкновения с айсбергом в апреле 1912 г.«Монблан» – грузовое судно, столкновение и взрыв, прол. Галифакс, Канада, 1917 г.,

    Из книги Энциклопедия юриста автора

    Из книги Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов [МППСС-72] автора Автор неизвестен

    Зоны экологического бедствия ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ - участки территории РФ, на которых в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение

    Из книги Природные катастрофы. Том 2 автора Дэвис Ли

    Правило 37. СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ Когда судно терпит бедствие и требует помощи, оно должно использовать или выставлять сигналы, описанные в Приложении IV к настоящим

    Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

    Приложение 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ ДЛЯ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ЛОВОМ РЫБЫ ВБЛИЗИ ДРУГ ОТ ДРУГА 1. ОБЩЕЕ УКАЗАНИЕ Огни, указанные в этом Приложении, если они выставляются в соответствии с Правилом 26(d), должны быть расположены на наиболее видном месте на расстоянии не

    Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

    БЕДСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С АТМОСФЕРНЫМИ ОСАДКАМИ ГЕОГРАФИЯ АнглияЛондон, туман, 1952 г.Лондон, туман, 1962 г.Пролив Ла-Манш, буря, 1974 г. БахрейнБуря, 1959 г. ИндияМуссон, 1955 г.Муссон, 1972 г.Муссон, 1983 г.ИталияКалабрия, буря, 1951 г. Малагасийская РеспубликаЛивень с ураганом, 1959 г.

    Из книги Всегда готов! [Курс выживания в экстремальных условиях для современных мужчин] автора Грин Род

    7. БЕДСТВИЯ, ВЫЗВАННЫЕ АТМОСФЕРНЫМИ ОСАДКАМИ Эти природные бедствия собраны вместе, так как они происходят слишком редко, чтобы каждому в отдельности посвящать раздел. Все они просты и понятны, за исключением муссонов, которые обладают четкими и характерными

    Из книги автора

    Из книги автора

    Стихийные бедствия Когда природные силы выходят из-под контроля, создается реальная опасность для человека и его жизни. В этой главе рассказано, какие меры нужно предпринять, если стихия застала вас

    Из книги автора

    Сигналы бедствия Азбука Морзе с помощью карманного фонаря. Подача сигнала этим светом возможна только на короткие расстояния.В азбуке используется комбинация всего двух знаков: короткого и длинного, «точки» и «тире». Передавая «точку», надо считать про себя «раз»,

    Из книги автора

    Сигналы бедствия, подаваемые на море Существует целый ряд принятых во всем мире сигналов, получив любой из которых капитан всякого корабля обязан прийти на помощь судну, терпящему

    Из книги автора

    Как отправить сигнал бедствия Может случиться и такое, что никакие навыки навигации не смогут помочь вам выбраться из того места, где вы оказались по воле судьбы. Возможно, вы попадете в местность, по которой невозможно безопасно передвигаться, или же вы или ваш приятель

    1. Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи:

    (a) пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;

    (b) непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

    (c) ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

    (d) сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков. — — -. (SOS) по азбуке Морзе;

    (e) сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова «МЭДЭ»;

    (f) сигнал бедствия по Международному своду сигналов — «NC»;

    (g) сигнал, сотоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;

    (h) пламя на судне (например, от горящей смоляной или мазутной бочки и т.п.);

    (i) красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

    (j) дымовой сигнал — выпуск клубов оранжевого цвета;

    (k) медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;

    (l)
    радиотелеграфный сигнал тревоги;

    (m) радиотелефонный сигнал тревоги;

    (n) сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;

    (o) одобренные сигналы, передаваемые системами радиосвязи, включая аварийный радиолокационный транспондер.

    2.

    3. Следует также обращать внимание на соответсвующие разделы Международного свода сигналов, Руководства по поиску и спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:

    (a)
    полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознования с воздуха)

    (b)
    цветное пятно на воде.

    Сигналы бедствия

    Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Например, сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету. Если летчик заметить и поймет ваш сигнал, то должен качнуть крылом, либо просигнализировать зелеными огнями. Если летчик не понял вашы сигналы, но вас заметил, то возможно он зайдет на второй круг.

    Подача сигналов бедствия

    Сигналы бедствия, подаваемые руками (жесты)

    Спасательные сигналы, подаваемые жестами, заметны для низколетящих самолетов и вертолетов, а также близко проходящих судов. Для большей заметности с воздуха лучше соорудить спасательные сигналы на земле достаточных размеров. Это могут быть знаки на песке, на снегу, яркие, порезанные лоскуты от парашюта, яркой ткани и.т.д. Ниже приведены спасательные сигналы, подаваемые летчиками при авиационном крушении.

    Международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли.

    Расшифровка сигналов бедствия:

    2 — необходимы медикаменты

    4 — Необходима вода и еда

    5 — Необходимо оружие и боеприпасы

    6 — Необходимы карта и компас

    7 — Нужа сигнальная лампа и батареи

    8 — Укажите направление к спасению

    9 — Мы двигаемся в этом направлении

    10 — Пробуем взлететь

    11 — Самолет поврежден

    12 — Здесь безопасная посадка

    13 — Необходимо масло и пища

    14 — Все в норме

    18 — Необходим инженер

    19 — мы нашли всех людей

    20 — Судно повреждено

    Также для подачи спасальных сигналов можно использовать костер с дымом, сигнальные ракеты, фонари, сигнальное зеркальце, свисток.

    Три костра, разведенные в виде треугольника являются сигналом бедствия по международным нормам. Как вариант, котстры можно развести на одной линии на расстоянии примерно 25 м друг от друга. Приготовьте три костра, но разожгите один, и как только понадобится, подпалите два остальных. Это позволит в ожидании помощи поддерживать горение одного костра, а не сразу трех. Ведь ждать возможно придется довольно долго.

    Световые сигналы подаются с частой 6 вспышек в минуту, т.е раз в 10 сек., потом минута ожидания, и дальше 6 сигналов.

    Звуковые сигналы подаются аналогично световым — 6 сигналов в минуту.

    Если же в вашем распоряжении или распоряжении группы имеется радиопередатчик, то у вас есть возможность передавать сигнал бедствия. Сообщение подается в следующей последовательности:

    — Международный сигнал бедствия — «Мэйдэй, Мэйдэй»

    — Позывной, если есть

    — Количество людей в группе

    — Запрос о медицинской помощи, если необходимо

    Как варинт, можно передавать сигналы о помощи азбукой Морзе. Дальность таких сигналов на порядок выше. В отдельной статье мы подробней рассмотрим правила радиобмена и подачи сигналов бедствия по радио.

    МППСС 72 Приложение 4 СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

    Приложение 4
    СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

    • горящие красные фальшфейеры;
    • красные ракеты с парашютом;
    • ракеты или сигнальные гранаты с отстреливаемыми красными звездами (сериями или поодиночке);
    • открытое пламя на борту судна (горящий факел, горящая бочка с мазутом и т.д.).
    • Визуальные сигналы бедствия на судне

      В том случае, если существует визуальный контакт с берегом или другим кораблем , можно попробовать оповестить о бедствии с помощью самых простых средств:

      • флаг международного свода сигналов November Charlie (NC);
      • квадратный флаг с шаром под или над ним (можно соорудить из подручных средств);
      • оранжевые дымовые шашки.
      • В том случае, если никаких технических средств для передачи сигнала бедствия на корабле просто нет, их может заменить медленное поднимание и опускание рук, вытянутых в стороны .

        Для того чтобы привлечь внимание с воздуха , можно использовать цветное пятно на воде или полотно оранжевого цвета с квадратом или кругом черного цвета посредине. Такие сигналы также могут быть сооружены из подручных средств.

        Звуковые сигналы бедствия на корабле

        Привлечь внимание помогут и звуковые сигналы бедствия , к которым относят:

      • пушечные выстрелы или стрельба из огнестрельного оружия с интервалами в 60 секунд;
      • непрерывный звук устройства, предназначенного для подачи предупреждающих сигналов во время тумана.
      • Международные сигналы бедствия на море: правила применения

        Морской практикой запрещается использовать международные сигналы бедствия на море без крайней необходимости или достижения других целей, кроме просьб о помощи при чрезвычайном происшествии. Также недопустимо предпринимать действия, которые можно расценить как сигналы бедствия на корабле или спутать с ними.

        www.vigivanie.com

        Сигналы бедствия и оповещения об опасностях для мореплавания

        Сигнал бедствия -означает, что подающее его судно или гидросамолет на воде терпит бедствие и требует помощи от других судов или с берега.

        В случае бедствия должны использоваться следующие сигналы, подаваемые одновременно или порознь:

        а) пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 мин;

        б) непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

        в) ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

        г) сигнал, переданный по радиотелеграфу или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящий из сочетания звуков - - - SOS по азбуке Морзе;

        д) сигнал, переданный по радиотелефону словом “Мэдэ”;

        е) сигнал бедствия по Международному своду сигналов — NC ;

        ж) сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;

        з) пламя на судне (например, горящей смоляной или мазутной бочки и т. п.);

        и) красный цвет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

        к) дымовой сигнал — выпуск клубов дыма оранжевого цвета;

        л) медленное и повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;

        м) радиотелеграфный сигнал тревоги;

        н) радиотелефонный сигнал тревоги;

        о) сигналы, передаваемые аварийными радиобуями, указания места бедствия.

        Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

        Следует также обращать внимание на соответствующие разделы Международного свода сигналов, Руководства по поиску и спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:

        а) полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом — для опознавания с воздуха;

        б) цветное пятно на воде.

        “ Сигнал тревоги ”-означает, что подающее его судно будет немедленно вслед за этим подавать сигналы бедствия по радио. Радиотелеграфный сигнал тревоги предназначен для приведения в действие автоаларма на судах. Радиотелеграфный сигнал тревоги состоит из груп пы в 12 тире, переданной в течение 1 мин; продолжи тельность каждого тире 4 с, а продолжительность интервала между двумя последующими тире 1 с.
        Радиотелефонный сигнал тревоги состоит из двух синусоидальных тонов звуковой частоты, передаваемых поочередно. Один тон имеет частоту 2200, а другой 1300 Гц. Длительность передачи каждого тона 250 мс.
        При передаче радиотелефонного сигнала тревоги автоматически он должен передаваться непрерывно в течение не менее 30 с, но не более 1 мин, если сигнал передается другим способом, он должен передаваться по возможности непрерывно в течение не менее 1 мин.

        “ Сигнал срочности ”- означает, что вызывающая станция имеет для передачи срочное сообщение, касающееся безопасности морского судна или безопасности какого-либо лица.
        Сигнал срочности в радиотелеграфии состоит из трехкратного повторения группы XXX, передаваемой с достаточными промежутками между буквами каждой группы и последующими группами. Сигнал срочности в радиотелефонии состоит из трехкратного повторения группы слов PAN PAN PAN.

        “С игнал безопасности ”, передаваемый перед сигналом вызова, означает, что станция намерена передать сообщение, содержащее важное навигационное или важное метеорологическое предупреждение. В радиотелеграфии сигнал безопасности состоит из трех повторений группы ТТТ. Отдельные буквы каждой группы и последующей группы четко отделяются одна от другой. В радиотелефонии сигнал безопасности состоит из трехкратного повторения слова “СЕКЮРИТЕ”.

        Капитан каждого судна, которое встретило опасные льды, опасные плавающие предметы или любую другую непосредственную опасность для мореплавания, или тропический шторм, или оказалось под воздействием штормового ветра при температуре воздуха ниже О °С, что вызывает сильное обледенение надстроек, или под воздействием ветров со скоростью 27 м/с и более, о которых не было получено штормового предупреждения, обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами передать внеочередное оповещение об опасности для мореплавания находящимся поблизости судам, а также компетентным властям первого берегового пункта, с которым он сможет связаться.
        Форма, по которой передаются оповещения, является произвольной. Они могут быть переданы либо открытым текстом (предпочтительно на английском языке), либо с помощью Международного свода сигналов.

        Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

        Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

        Размещено на http://www.allbest.ru/

        Вариант 20

        1. Устав службы на судах морского флота. Назначение и содержание Устава.

        4. Назначение и требования предъявляемые к АРБ

        1. Устав службы на судах морского флота. Назначение и содержание Устава

        морской флот радиобуй плот

        Устав службы определяет основы организации службы на судах Министерства морского флота, а также основные обязанности и права лиц судового экипажа. Требования Устава распространяются на членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и работы на судне.

        Дисциплинарный Устав определяет особые условия соблюдения дисциплины работниками морского транспорта, непосредственно обеспечивающими безопасность мореплавания, сохранность имущества на море, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиту и сохранение окружающей среды.

        Действие Устава распространяется на членов экипажей морских судов всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Украины.

        Дисциплина работников морского транспорта состоит в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами Украины, законами и иными нормативными правовыми актами Украины, применяемыми на морском транспорте, выполнении распоряжений руководителей, отданных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных настоящим Уставом, Уставом службы на морских судах и трудовым договором (контрактом).

        Порядок приема на работу членов экипажа, их права и обязанности регулируются в первую очередь общими нормами трудового законодательства. Однако специфика деятельности морского транспорта предусматривает особые правила, которые регулируются нормами настоящего Кодекса, уставами службы на морских и рыболовных судах, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами (контрактами). Кроме того, трудовые отношения на судне регулируются и международными соглашениями.

        В частности, к работе на судне допускаются только лица, имеющие соответствующие дипломы и квалификационные свидетельства, которые соответствуют требованиям к состоянию их здоровья. Некоторые командные должности на судне могут занимать только граждане Украины.

        Как правило, судоходные компании имеют собственные кадровые службы и самостоятельно осуществляют трудоустройство моряков для работы на судах. В то же время сегодня существуют специализированные компании, которые осуществляют подбор, обучение и трудоустройство моряков, в том числе и для работы на иностранных судах. В своей деятельности такие компании руководствуются Конвенцией N 179 о найме и трудоустройстве моряков. Однако на сегодня Украина не является участницей Конвенции. Согласно этой Конвенции частные службы по найму и трудоустройству должны действовать только в соответствии с единой системой лицензирования, которая создается и изменяется только после консультаций с представительными организациями судовладельцев и моряков. Государство должно обеспечить, чтобы на моряков прямо или косвенно не полагалась оплата любых сборов и расходов в связи с их наймом и предоставлением работы, определяет условия, при которых службы могут трудоустраивать или осуществлять набор моряков за рубежом, а также условия обработки (сбора, хранения, передачи) личных данных о моряках. Государство обеспечивает, чтобы компетентный орган исполнительной власти контролировал службы по найму и увольнению, издавал и продолжал срок действия лицензий; следил, чтобы аппарат и персонал служб состоял из подготовленных лиц, имеющих соответствующие знания в области морского транспорта; требовал от служб принятия мер, обеспечивают в меру возможностей наличие у работодателя средств для защиты моряков от угрозы оставление в тяжелом положении в иностранном порту подобное.

        На сегодня в Украине действует только Устав службы на судах морского флота, который определяет порядок организации службы, а также основные права и обязанности лиц судового экипажа.

        Относительно уставов службы на судах, которые занимаются другой деятельностью на море, то они должны утверждаться соответствующими министерствами и ведомствами. Хотя после принятия Конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, в которой установлены требования к членам экипажа, необходимость принятия уставов службы практически отпала и они вполне могут быть заменены соответствующими должностными инструкциями, которые разрабатываются судовладельцами с учетом требований, содержащихся как в национальном, так и в международном законодательстве.

        Основные положения Устава:

        ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ

        ГЛАВА 3. ЭКИПАЖ СУДНА

        ГЛАВА 4. КАПИТАН

        ГЛАВА 5. ОБЩЕСУДОВАЯ СЛУЖБА

        ГЛАВА 6. СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

        ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ СУДОВЫХ ЭКИПАЖЕЙ, РАБОТАЮЩИХ ПО МЕТОДУ СОВМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ (ПРОФЕССИИ)

        ГЛАВА 8. СЛУЖБА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖА

        ГЛАВА 9. СЛУЖБА НА СУДАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА

        ГЛАВА 10. СЛУЖБА НА НЕСАМОХОДНЫХ СУДАХ

        ГЛАВА 11. ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА

        ГЛАВА 12. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ СУДНА

        ГЛАВА 13. ПОВСЕДНЕВНАЯ СЛУЖБА И РАСПОРЯДОК ЖИЗНИ ЭКИПАЖА СУДНА

        2. Основные сигналы бедствия в море, способы их подачи

        Сигналы бедствия на море - световые, звуковые, визуальные, радиотелефонные и радиотелеграфные знаки, означающие, что пославший их корабль (судно) и экипаж подвергаются опасности и нуждаются в помощи. К сигналам бедствия на море относятся: пушечные выстрелы или взрывы с интервалами ок. 1 мин; непрерывный звук аппаратом для подачи сигналов в тумане, красные огни, выбрасываемые ракетами или гранатами; сигнал SOS по азбуке Морзе, передаваемый по радиотелеграфу или др. сигнальной системе; сигналы, передаваемые радиобуями для указания местоположения терпящего бедствие корабля (судна) и др. Сигналы бедствия на море предусмотрены Международной конвенцией 1972 и опубликованы в "Международных правилах предупреждения столкновения судов в море" (МППСС-72, приложение IV); их запрещается применять в иных целях, кроме просьбы о помощи.

        Международные сигналы бедствия на судне предусмотрены морской практикой:

        Сигнал SOS

        SOS - один из основных международных сигналов бедствия на море. По азбуке Морзе SOS передается как 3 точки-3 тире-3 точки с помощью следующих сигнальных средств:

        · радиотелеграф

        · клотиковый фонарь;

        · прожектор.

        Сигналы бедствия на судне, передаваемые по радио

        Помимо всем известного сигнала SOS существуют и другие условные сигналы бедствия на море, транслируемые с помощью радиотелефона или радиотелеграфа. В том случае, если терпящему бедствие судну удается установить прямую голосовую связь с другим кораблем или берегом, просьбой о помощи служит сигнальное слово «Mayday», которое понимают все моряки, вне зависимости от их родного языка. Также с помощью радиотелефона можно передать тоновый сигнал бедствия на судне - два поочередных звука на частотах 2200 и 1300 Герц (продолжительность звучания каждого тона - 250 мс).

        Традиционный радиотелеграфный сигнал тревоги на море - это 12 последовательных тире по 4 секунды каждая с интервалом в 1 секунду. Такие международные сигналы бедствия на море передаются на частоте 500 кГц с помощью автоматического передатчика, который устанавливается на суда.

        Световые сигналы бедствия на море

        · горящие красные фальшфейеры;

        · красные ракеты с парашютом;

        · ракеты или сигнальные гранаты с отстреливаемыми красными звездами (сериями или поодиночке);

        · открытое пламя на борту судна (горящий факел, горящая бочка с мазутом и т.д.).

        Визуальные сигналы бедствия на судне

        В том случае, если существует визуальный контакт с берегом или другим кораблем, можно попробовать оповестить о бедствии с помощью самых простых средств:

        · флаг международного свода сигналов November Charlie (NC);

        · квадратный флаг с шаром под или над ним (можно соорудить из подручных средств);

        · оранжевые дымовые шашки.

        В том случае, если никаких технических средств для передачи сигнала бедствия на корабле просто нет, их может заменить медленное поднимание и опускание рук, вытянутых в стороны.

        Для того чтобы привлечь внимание с воздуха, можно использовать цветное пятно на воде или полотно оранжевого цвета с квадратом или кругом черного цвета посредине. Такие сигналы также могут быть сооружены из подручных средств.

        Звуковые сигналы бедствия на корабле

        Привлечь внимание помогут и звуковые сигналы бедствия, к которым относят:

        · пушечные выстрелы или стрельба из огнестрельного оружия с интервалами в 60 секунд;

        · непрерывный звук устройства, предназначенного для подачи предупреждающих сигналов во время тумана.

        Международные сигналы бедствия на море: правила применения

        Морской практикой запрещается использовать международные сигналы бедствия на море без крайней необходимости или достижения других целей, кроме просьб о помощи при чрезвычайном происшествии. Также недопустимо предпринимать действия, которые можно расценить как сигналы бедствия на корабле или спутать с ними.

        3. Эксплуатационные требования к надувным спасательным плотам

        Конвенции СОЛАС-74 (Лондон, 1 ноября 1974 г.)

        Часть С - Требования к спасательным средствам

        Раздел I - Общие положения

        Правило 30

        Общие требования к спасательным средствам

        1 Пункт 2.7 применяется ко всем судам. В отношении судов, построенных до 1 июля 1986 года, пункт 2.7 должен применяться не позднее 1 июля 1991 года.

        2 Если специально не предусмотрено иное или если Администрация, учитывая конкретные рейсы, постоянно совершаемые судном, не сочтет, что необходимы другие требования, все предписываемые настоящей частью спасательные средства должны:

        1 быть изготовлены надлежащим образом и из надлежащих материалов;

        2 не приходить в негодность при хранении их при температуре воздуха от -30 до +65°С;

        3 если предполагается, что во время их использования возможно попадание их в морскую воду, работать при температуре морской воды от -1 до +30°С;

        4 быть, где это применимо, стойкими к гниению, коррозии и не подвержены чрезмерному воздействию морской воды, нефти или грибков;

        5 если они открыты воздействию солнечных лучей, не терять при этом своих качеств;

        6 быть хорошо видимого цвета всюду, где это будет способствовать их обнаружению;

        7 быть снабжены световозвращающим материалов в тех местах, где это будет способствовать их обнаружению, а также в соответствии с рекомендациями Организации;

        8 если они предназначены для использования на волнении, удовлетворительно работать в таких условиях.

        3 Администрация должна установить срок службы спасательных средств, подверженных потере с течением времени своих качеств. Такие спасательные средства должны иметь маркировку, указывающую их возраст или дату, когда они должны быть заменены.

        4. Аварийные радиобуи обеспечивает передачу оповещений о бедствии в диапазоне частот 406 МГц через низкоорбитальные спутники.

        4. Назначение и требования, предъявляемые к АРБ

        ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

        АРБ должен:

        иметь защиту от случайного включения;

        выдерживать погружение на глубину 10 метров в течение по крайней мере 5 минут;

        автоматически включаться после всплытия;

        иметь возможность ручного включения и выключения;

        иметь индикацию излучения;

        сохранять в воде устойчивую ориентацию при любых морских условиях;

        выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 метров;

        тестироваться без включения излучения;

        иметь заметную желтую/оранжевую окраску;

        иметь линь для привязи к спасательному средству;

        иметь мигающий источник света силой 0,75 кд для облегчения поиска;

        не подвергаться воздействию морской воды и нефти;

        длительно выдерживать солнечное облучение.

        Диапазон рабочих температур от 20° до + 55° С. Устройство отделения АРБ должно о беспечивать его автоматическое отделение от тонущего судна.

        Механизм отделения должен срабатывать на глубине от 1,5 до 4 х метров при любой ориентации судна.

        Источник питания должен иметь достаточную емкость для обеспечения работы АРБ КОСIIAC-SARSAT в течение по крайней мере 48 часов.

        На наружной стороне корпуса АРБ указывается дата истечения срока службы батареи, которую необходимо контролировать при ежемесячных проверках АРБ

        Список литературы

        1. Колегаев М.А., Иванов Б.Н., Басанец Н.Г. Безопасность и выживание на море. Одесса 2007г.

        2. Международная Конвенция ПДНВ-78/95-ЦПАП ОГМА, 1998 г.

        3. Конопелько Г.И., Кургузов С.С., Махин В.П. Охрана жизни на море. -М.: Транспорт, 1990.

        4. Иванов Б.Н, Колегаев М.А., Касилов Ю.И., Иванов А.И. Основи охорони праці на морському транспорті, изд. «Компас». Одесса 2003г.

        Размещено на Allbest.ur

        Подобные документы

          Значение морского транспорта для внутренних и внешних перевозок массовых грузов на большие расстояния. Преимущества, недостатки использования морского транспорта. Крупнейшие порты России. Северный морской путь. Состав морского флота. Основные виды грузов.

          презентация , добавлен 11.05.2015

          Понятие и значение современного морского транспорта России. Объем перевозок и грузооборот как основные показатели работы флота. Конфигурация путей сообщения судоходства. Классификация и основные характеристики морских судов и плавучих сооружений.

          реферат , добавлен 10.06.2014

          Основные функции графика движения флота. Перевозки грузов на расчётном участке как основа всех эксплуатационных расходов при составлении плана работы флота на предстоящую навигацию. Технические и эксплуатационные характеристики транспортного флота.

          курсовая работа , добавлен 23.11.2014

          Транспорт как одна из важнейших отраслей экономики различных стран. Разновидности водного транспорта. Крупнейшие порты и каналы. История развития морского флота России. Состав торгового флота. Основные грузопотоки морских портов ведущих государств мира.

          реферат , добавлен 12.11.2010

          Грузооборот и объем перевозок, структура тоннажа мирового транспортного морского флота. Две основные формы организации перевозок - трамповая и линейная, и смешанная третья – трамповое судоходство. Направления морского судоходства в Атлантическом океане.

          реферат , добавлен 20.05.2009

          Осуществление перевозки подвижной техники на специализированных судах-автомобилевозах, многоцелевых и универсальных судах. Перечень подвижной техники. Технологические схемы погрузки, выгрузки, размещения и крепления груза. Проблемы для экипажей судов.

          реферат , добавлен 02.09.2010

          Основные положения статута службы на транспортных судах. Обязанности моториста второго класса. Предназначение, техническая характеристика и устройство корпуса судна. Особенности судовых систем и энергетических установок, правила техники безопасности.

          отчет по практике , добавлен 30.09.2011

          Транспортная характеристика грузопотоков, информация о грузе, экология. Составление рациональных транспортных схем и возможных вариантов закрепления флота. Расчет загрузки судов и рейсооборота. Технико-эксплуатационные характеристики балансового флота.

          курсовая работа , добавлен 21.03.2013

          Роль спасательного оборудования судов в сохранении человеческой жизни на море. Типы спусковых устройств и их использование. Эвакуация (посадка, спуск, отход от борта судна и первоочередные действия). Международный кодекс по спасательным средствам.

          реферат , добавлен 08.02.2017

          Совершенствование системы контроля за гражданским судоходством. Современное состояние морского судоходства в России. Оценка характера угрозы морскому судоходству. Состав морского флота и задачи по обеспечению безопасности национального судоходства.