• Самый большой телевизор с кинескопом. Телевизоры кинескопные: устройство, возможные неисправности. Картинка из газа

    Идея передачи движущегося изображения на расстояние завладела умами многих ученых еще в первой половине девятнадцатого века. Однако главной проблемой, с которой столкнулись энтузиасты, было отсутствие технической возможности преобразовывать световой сигнал в электрический, который возможно было бы передать по проводам на значительное расстояние.

    Первым устройством, с помощью которого удалось успешно передать изображение по электрическим проводам, можно считать запатентованный в 1843 году Александром Беном копирующий телеграф. Передача одного монохромного изображения с его помощью представляла собой сложный и длительный процесс. Прямоугольная рамка плотно набивалась параллельно уложенными тонкими изолированными кусками провода длиной около дюйма. Затем смещением отдельных проводков формировалась картинка-оттиск и рамка заливалась жидким сургучом. После его застывания производилась шлифовка: с той стороны, где проводки выступали над общим массивом, до их зачистки, а с противоположной сургуч снимался полностью. Далее специальным перемещающимся металлическим щупом выполнялась построчная развертка изображения, и аналогичным образом на принимающей стороне в то же самое время выполнялось построение изображения.

    Копирующий телеграф оказался слишком сложным, медленным и дорогостоящим устройством и реального практического применения не нашел. Тем не менее его вполне можно считать первым шагом к изобретению телевидения, так как Александр Бен был первым, кто представил изображение в виде отдельных точек, а для его считывания и воспроизведения использовал построчную развертку с временно? й синхронизацией.

    Следующим шагом на долгом пути к современному телевизору оказалось открытие в 1873 году английским ученым Уиллоуби Смитом фотоэффекта - способности селена изменять свою проводимость под воздействием света. В ближайшие пару десятков лет исследованиями фотоэффекта занимались немец Генрих Герц и русский физик Александр Столетов. Одним из практических результатов работы последнего стало изобретение в 1887 году «электрического глаза» - прообраза современного фотоэлемента.

    Параллельно в научном мире совершались другие открытия, создававшие предпосылки для изобретения телевидения. В 1879 году англичанин Уильям Крукс открыл вещества, способные светиться под воздействием катодного облучения, - люминофоры. В 1887 году немецкий физик Карл Браун представил первую катодно-лучевую трубку - прообраз кинескопа.

    Механический телевизор

    В первой половине восьмидесятых годов девятнадцатого века немецкий инженер Пауль Нипков создал аппарат, в котором чрезвычайно простым и элегантным способом решалась проблема построчной развертки и синхронизации передатчика и приемника. В его снимающем устройстве находился вращающийся диск из непрозрачного материала с несколькими десятками отверстий (в отдельных моделях число отверстий доходило до двух сотен), которые располагались по расходящейся спирали. С одной стороны вращающегося диска располагалось подсвеченное изображение, а с другой - единственный фотоэлемент, считывающий интенсивность светового потока, проходящего через движущиеся отверстия.

    В телевизоре Нипкова был такой же диск, только вместо фотоэлемента устанавливалась мощная неоновая лампа, свет которой регулировался сигналом, полученным от «телекамеры». В результате на небольшой экран проецировалось пусть размытое, но все же вполне различимое изображение.

    Британские механические телевизоры Baird и Plessey

    С небольшими модификациями механические телевизоры выпускались вплоть до конца тридцатых годов двадцатого века, и только распространение телевизоров с электронно-лучевыми трубками привело к их исчезновению.

    Главными недостатками механических телевизоров, по сравнению с ЭЛТ-моделями, были недостаточно высокая надежность из-за сложности механической части, а также, конечно же, значительно более низкое качество изображения. Тем не менее именно с помощью системы механического телевидения впервые в мире была осуществлена передача на расстояние фотографии лица человека в качестве, достаточном для его распознавания.

    Эпоха ЭЛТ

    После создания Брауном простейшей катодно-лучевой трубки учеными всего мира исследовались возможности ее практического применения. В 1907 году российским ученым Борисом Розингом был получен патент, который назывался «Способ электрической передачи изображений на расстояние», а уже в 1911 году он впервые осуществил передачу и прием изображения простейших геометрических фигур на расстояние, а также их отображение с помощью телевизионной системы на катодно-лучевой трубке. Изображения при этом были неподвижны, а их съемка осуществлялась с помощью диска Нипкова.

    26 июля 1928 года молодым изобретателем Борисов Грабовским в советском Ташкенте впервые посредством радиоволн была осуществлена передача движущегося изображения с его воспроизведением на экране электронно-лучевой трубки. Многие исследователи (в том числе и американские) считают это событие рождением современного телевидения.

    Параллельно с Грабовским над решением проблемы использования электронно-лучевых трубок для получения изображения в Соединенных Штатах работал русский эмигрант Владимир Зворыкин. Еще в 1923 году он подал патентную заявку на систему электронного телевидения, но получить патент смог лишь в 1938 году. К тому времени он уже успел разработать и создать в 1929 году высоковакуумную принимающую электронно-лучевую трубку, которую назвал кинескопом. А в 1931 году также и передающую трубку - иконоскоп. В 1933 году на ежегодной конференции крупнейшего Американского общества радиоинженеров Зворыкин представил полностью законченную электронную систему телевизионного вещания. По этой причине часть исследователей именно ему отдают пальму первенства в изобретении телевидения.

    Первый в мире серийный телевизор

    В 1936 году в собственной научно-исследовательской лаборатории RCA Зворыкин представил первый телевизор, который уже не являлся экспериментальной моделью, а был полностью пригоден для массового применения. А в 1939 году был начат выпуск первого серийного телевизора с электронно-лучевой трубкой под названием RCS TT-5. Он имел крохотный экран размером в пять дюймов, который размещался в громоздком и тяжелом корпусе, но обеспечивал надежный прием и потому пользовался довольно большой популярностью.

    КВН-49 - легендарный советский телевизор

    Первым советским массовым телевизором, который выпускался в период с 1949 по 1967 год, стал знаменитый КВН-49. Название его является аббревиатурой фамилий создателей (Кенигсон, Варшавский и Николаевский), а телевизионная игра с аналогичным названием появилась много позже и название свое получила в том числе и благодаря совпадению с именем легендарного телевизора. КВН-49 имел небольшой экран размером 180 мм по диагонали (сам кинескоп был круглым и просто прикрывался прямоугольной рамкой со скругленными краями). Для увеличения размера изображения применялась большая линза, расположенная прямо перед экраном. Для того чтобы не делать телевизор излишне тяжелым и дорогим, линза эта была не цельной, а представляла собой колбу специальной формы, заполняемую дистиллированной водой.

    Вплоть до начала пятидесятых годов двадцатого века лаборатории мира бились над разработкой систем цветного телевидения. Еще в 1928 году тот же Зворыкин описал основные принципы цветного телевещания и способы разложения видимого спектра на составляющие. Однако практическая реализация состоялась только в 1954 году - лаборатория RCA представила первый цветной телевизор с пятнадцатидюймовым экраном. Однако широкое распространение цветного телевидения затянулось на десятилетия из-за серьезных проблем с организацией цветного телевещания. По этой причине до конца семидесятых годов продолжался массовый выпуск черно-белых устройств (в СССР вплоть до начала девяностых).

    Первый серийный цветной телевизор Westinghouse H840CK15

    Всю вторую половину двадцатого века ведущие мировые производители бытовой электроники прикладывали серьезные усилия по усовершенствованию самих телевизоров. Рос размер экранов (существовали модели с диагональю экрана в 36 дюймов), уменьшались габаритные размеры, специальными средствами добивались получения плоского экрана (сначала с помощью выравнивающих линз, а затем действительно перешли к выпуску кинескопов с плоской передней частью и сложной системой корректировки пучка электронов). Немало внимания уделялось улучшению звука - дорогие модели обеспечивали качество, близкое к звучанию Hi-Fi-стереосистем.

    Toshiba 36SW9UR - один из самых больших ЭЛТ-телевизоров

    Тем не менее к концу тысячелетия стало очевидно, что кинескопные модели телевизоров обречены и в ближайшее время окончательно исчезнут с мировых рынков.

    Проекция, плазма, жидкие кристаллы

    Еще на заре развития телевидения разработчики пытались добиться увеличения размера видимой картинки. Линза в телевизоре КВН-49 - лишь самое очевидное решение. Другим путем пошли создатели проекционных систем. В пятидесятых годах в Советском Союзе и на Западе выпускались интересные решения, позволяющие получить телевизионное изображение размером более метра по диагонали. Эти устройства представляли собой систему из передающего кинескопа повышенной яркости, оптической системы и экрана, на который проецировалось изображение.

    Шестидесятые годы - первые попытки получить большой телеэкран

    Из-за чрезмерно высокой стоимости такие телепроекторы в основном применялись в клубах, кафе и других общественных заведениях. Широкого распространения они не получили, однако в восьмидесятых годах на том же принципе были созданы проекционные телевизоры, которые при сравнительно доступных ценах давали возможность смотреть телепрограммы на экране с размером диагонали в 25-45 дюймов.

    Проекционный телевизор - большой экран и немалые габариты

    В сравнении с обычными телевизорами у проекционных был ряд существенных недостатков. Во-первых, сектор для комфортного просмотра был достаточно узким. Во-вторых, из-за того что светимость кинескопов была завышена, на этих телевизорах рекомендовалось просматривать только динамичные фильмы - застывшая картинка буквально прожигала люминофор на поверхности кинескопа и на экране появлялись мешающие просмотру артефакты изображения. В-третьих, большая мощность кинескопов и ламп подсветки приводила к выделению большого количества тепла и необходимости установки специальных систем охлаждения, что приводило к повышению уровня посторонних шумов. И последнее - проекционные телевизоры были достаточно крупногабаритными устройствами. Но при всех этих недостатках лишь в новом тысячелетии они были вытеснены новыми технологиями - плазменными и жидкокристаллическими.

    Современный плазменный телевизор с диагональю 51 дюйм

    В 1993 году японская Fujitsu приступила к продажам цветного плазменного телевизора с диагональю 21 дюйм, а в 1995-м уже представила модель с размером экрана в непредставимые по тем временам 42 дюйма. При этом качество картинки было близким к лучшим моделям ЭЛТ-телевизоров, а толщина телевизора была около 10 см. Мгновенно захватить весь рынок телеприемников плазменным моделям помешала только их слишком высокая стоимость - не так много было желающих выкладывать за телевизор суммы в тысячи долларов. И все же к концу тысячелетия различные модели плазменных аппаратов были представлены уже во всех торговых сетях, занимающихся бытовой электроникой.

    В 1987 году японская компания Sony представила первый цветной жидкокристаллический дисплей с диагональю три дюйма. Долгих десять лет шли разработки технологий производства достаточно недорогих и качественных ЖК-матриц, и в 1998 году сразу несколько производителей представили телевизоры с пятнадцатидюймовыми экранами. Первые модели не могли похвастаться хорошим качеством картинки в динамических сценах из-за достаточно большой инерционности переключения каждого пикселя. Тем не менее развитие технологий привело к резкому удешевлению матриц, увеличению размеров и улучшению их параметров, и уже в начале десятых годов нового тысячелетия жидкокристаллические телевизоры полностью вытеснили с рынка более дорогие плазменные.

    Телевидение и современность

    В марте 2014 года произошло знаковое событие. Один из пионеров и лидеров мирового рынка бытовой электроники - компания Panasonic - прекратил производство и продажу плазменных телевизоров. На сегодняшний день только южнокорейские Samsung и LG продолжают выпуск плазменных панелей, но эксперты предрекают сворачивание этого направления и у них в ближайшие годы. Таким образом, на мировом рынке в скором будущем останутся только различные модели жидкокристаллических телевизоров.

    Впрочем, рядовому потребителю нет причин расстраиваться. Матрицы современных ЖК-телевизоров превосходят любые другие типы телеэкранов по своим характеристикам. Максимальный размер экрана - сто десять дюймов по диагонали (существует даже уличный вариант с размером диагонали в 201 дюйм, но так как матрица у него составная, то лидером его считать не будем). Отличные цветопередача, яркость и контрастность, минимальное энергопотребление, минимальный вес и габариты, разрешение матриц 4K, полноценное 3D - и все это при меньшей стоимости, чем у любой другой технологии.

    Самый большой (на начало 2014 года) ЖК-телевизор

    Все вышеперечисленное и стало причиной того, что ЖК-телевизоры на данный момент вытеснили всех своих конкурентов. Однако есть все основания полагать, что очень долго такая гегемония не продлится. В различных лабораториях мира сейчас идут разработки голографического трехмерного телевидения, которое обеспечит полный эффект присутствия при просмотре без необходимости использовать 3D-очки. Так что вполне возможно, что через десяток-другой лет мы будем смотреть (или лучше использовать слово «присутствовать»?) телепрограммы вообще без экранов, воспринимая изображение, просто висящее в воздухе перед зрителем.

    Выбираем кинескопный телевизор

    Катодно-лучевой кинескоп (его еще называют электронно-лучевой трубкой, ЭЛТ) - это технология, дошедшая до нас из прошлого века. Серийный выпуск первых телевизоров, работавших по такому принципу, начался в далеком 1939 году. Тем не менее столь почтенный возраст этой технологии является, скорее, ее достоинством, чем недостатком, ведь кинескопные телевизоры используются и сегодня, а значит, они вполне удовлетворяют запросам любителей проводить свободное время у голубых экранов. Так что в данном случае снисходительное словосочетание «прошлый век» означает вовсе не «старье», а проверенные временем традиции.

    В наше время наибольшее распространение получили , о принципах работы этих устройств наиболее «продвинутые» потребители уже имеют представление. А вот о том, что находится внутри корпуса кинескопного телевизора, некоторые потенциальные покупатели и не подозревают.

    Устройство и принцип работы кинескопного телевизора

    Как уже упоминалось выше, основным элементом телевизора старого образца является катодно-лучевой кинескоп (в англоязычном варианте Cathode Ray Tube, CRT). В этом устройстве происходит процесс формирования телевизионной «картинки», которая затем отображается на экране.


    На рисунке цифрами обозначены:

    1 - электронные пушки (три - у цветных телевизоров, одна - у черно-белых);
    2 - электронные лучи;
    3 - фокусирующие катушки;
    4 - отклоняющие катушки;
    5 - анодный вывод;
    6 - теневая «маска», отфильтровывающая красные, зеленые и синие части «картинки»;
    7 - слой фосфорсодержащего люминофора, покрывающий внутреннюю поверхность экрана, с областями красного, зеленого и синего свечения;
    8 - увеличенное изображение люминофорного покрытия внутренней стороны экрана.

    По сути, электронно-лучевая трубка представляет собой стеклянную колбу, внутри которой создается вакуум. Под воздействием электричества электронные пушки (1) начинают испускать лучи (2), которые проходят сквозь трубку кинескопа. Эти лучи, являющиеся направленными потоками электронов, улавливаются системой фокусирующих и отклоняющих катушек (3, 4). Электромагнитные катушки перенаправляют лучи на анодный вывод (5), подающий электроны на маску-фильтр (6), разделяющую общий поток на цветовые составляющие. В самых старых моделях черно-белых телевизоров цветной фильтр, естественно, отсутствовал.

    Процесс появления изображения на экране можно описать следующим образом. После формирования и фильтрования световых потоков лучи попадают на внутреннюю, невидимую для зрителей поверхность телеэкрана (7). Люминофорное покрытие состоит из красных, зеленых и синих частиц, которые светятся под воздействием луча соответствующего цвета. Покрытая люминофором поверхность освещается не полностью, подсвечиваются лишь отдельные частицы вещества - таким образом посылаемые анодным выводом лучи формируют на экране быстро перемещающееся световое пятно. Это пятно движется по экрану построчно, слева направо и сверху вниз, но перемещение происходит очень быстро, неуловимо для человеческих глаз, поэтому зритель видит целостное изображение. Соответственно, чем больше частота обновления экрана (период «пробегания» светового пятна от первой до последней точки), тем качественнее получается изображение.

    Трубка кинескопа располагается перпендикулярно поверхности экрана, а это значит, что она занимает достаточно много места под корпусом телевизора. Именно поэтому корпус такого устройства отличается столь внушительными габаритами и сделать его супертонким, как у современных плазменных или жидкокристаллических телевизоров, невозможно по чисто технологическим причинам. Не удивительно, что кинескопные аппараты получили в народе нежное прозвище - «ящики»!


    Основные технические характеристики кинескопных телевизоров

    Теперь, когда мы получили общее представление о работе кинескопа, можно приступать к выбору телевизора. В принципе основные параметры, на которые следует ориентироваться при выборе, вполне очевидны. Тем не менее неопытные покупатели могут не обратить внимания на достаточно важные технические подробности, которые испортят все удовольствие от просмотра любимого сериала или важного спортивного матча.

    1. Размер и форма экрана

    Приобретая «окошко» в огромный мир телевидения, важно не прогадать с размерами, иначе разглядеть удастся не так уж много. Очевидно, что телевизоры с наибольшей диагональю экрана отличаются большими габаритами, поэтому владельцам малометражных гостиных придется умерить свои аппетиты. В кинескопных телевизорах по мере возрастания размера экрана увеличиваются не только высота и ширина, но и глубина корпуса, а значит, делая ставку на крупный экран, незадачливый покупатель может столкнуться с большой проблемой: обновка займет слишком много свободного пространства в комнате.

    Самые маленькие ЭЛТ-телевизоры имеют диагональ 10 дюймов - просмотр передач на них нельзя назвать комфортным. Оптимальный минимум - это 14-15 дюймов, телевизоры с такими параметрами выпускают практически все известные фирмы. Еще более популярны экраны с диагональю от 20 до 25 дюймов. Телевизоры с такими габаритами прекрасно вписываются в среднестатистическую квартиру и обладают, как правило, полным набором наиболее востребованных функций. Самыми большими считаются 29-дюймовые кинескопные телевизоры, однако в продаже можно найти модели и с 34-дюймовым экраном. Это настоящие гиганты, они подходят только для очень больших помещений и обычно устанавливаются на специальные тумбы, поставляемые в комплекте или по заказу.

    При выборе телевизора важно помнить и о таком параметре, как наиболее комфортное расстояние просмотра.


    Ориентируясь на эту таблицу, несложно определить примерное расположение мебели в зоне отдыха гостиной, а именно, расстояние, на которое должны быть разнесены телевизионная подставка и диван или кресла. Приобретая ЭЛТ-телевизор, необходимо заранее планировать место его установки. Если он будет стоять в мебельной нише, то обязательным условием является наличие зазора между стенками ниши и корпусом устройства, при этом нельзя перекрывать доступ воздуха к вентиляционным отверстиям. В противном случае телевизор перегреется и выйдет из строя.

    Формат экрана также немаловажен. При классическом соотношении ширины и высоты 4:3 удобнее всего просматривать обычные телевизионные передачи. Широкоформатные экраны с соотношением сторон 16:9 идеальны для просмотра видеофильмов, поэтому, если телевизор будет чаще всего работать в паре с DVD-проигрывателем, широкий формат более предпочтителен. Существует еще несколько менее популярных форматов, позволяющих получить изображение с минимальным искажением. В современных моделях телевизоров есть функция автоматической подстройки формата.

    Соотношение форматов экранов

    Четкость изображения зависит от геометрии экрана. Выпуклый кинескоп достаточно сильно искажает «картинку». Чтобы получать изображения с максимальной реалистичностью, лучше приобрести телевизор с плоским или суперплоским экраном.

    2. Частота развертки - это один из показателей качества изображения. В соответствии с описанным выше принципом работы кинескопа изображение на экране появляется благодаря свечению люминофорных частиц. Именно частотой развертки и определяется скорость перемещения светового пятна по экрану. В старых моделях телевизоров этот показатель равнялся 50 Гц, поэтому зрителю казалось, что «картинка» мерцает. При длительном просмотре телепередач нестабильное изображение становилось причиной сильной усталости глаз. Современные кинескопы обеспечивают частоту развертки 100-120 Гц - этот показатель считается оптимальным для телевизоров с большой диагональю, где нестабильность изображения особенно заметна.

    Следует отметить, что при частоте обновления экрана 100 Гц иногда наблюдается эффект шлейфа от быстро перемещающихся в кадре предметов. Для стабилизации «картинки» фирмы-производители используют специальные технологии. Приобретая крупногабаритный телевизор, стоит обратить внимание на технологию стабилизации изображения: для это Digital Plus, для - Digital Scan Natural Motion, для - Super Digital, для - Digital Mastering или Intelligent Mastering, в зависимости от модели.

    3. Динамики

    Телевизионные программы - это не только визуальный ряд, поэтому мощное и качественное звучание является одной из основных технических характеристик. Небольшие телевизоры часто оснащаются одиночными динамиками, в то время как в крупногабаритных моделях устанавливают только стереоколонки. Вне зависимости от количества динамиков они всегда располагаются на фронтальной поверхности корпуса, обычно снизу или по бокам от экрана.

    Стандартное расположение динамиков под экраном (слева) и по бокам экрана (справа)

    Дорогие современные ЭЛТ-телевизоры часто имеют встроенные сабвуферы, которые передают звук низкой частоты, и системы объемного звучания, выполненные по технологии Dolby Pro Logic или Dolby Digital.

    4. Разъемы для подключения внешних устройств

    Как известно, телевизор не может работать сам по себе, для приема сигнала ему нужны внешняя антенна или цифровой кабель. Пожалуй, среди современных телевизоров невозможно найти ни одной модели, которая оснащалась бы только разъемом для антенны. Для полноценного использования необходимы еще, как минимум, аудио- и видеовыходы, к которым подключают видеомагнитофон и DVD-проигрыватель.

    Минимальный набор разъемов: гнездо для телеантенны и RCA-разъемы для аудио- и видеосигналов

    Кроме того, в наборе разъемов не окажется лишним аналоговый порт VGAи универсальный порт SCART - к нему можно подключать мультимедийную аппаратуру, спутниковый или цифровой ресивер.

    5. Способ управления телевизором

    Пульт дистанционного управления давно уже стал неизменным атрибутом телевизора. Это простое и удобное в использовании устройство позволяет переключать каналы, регулировать уровень звука и выполнять многие другие процедуры, не вставая с дивана. Тем не менее на лицевой панели телевизора, как правило, можно найти основные кнопки управления, дублирующие соответствующие клавиши пульта, обычно это кнопка включения, регуляторы громкости и кнопки перехода по каналам.

    Кнопки управления, расположенные на корпусе телевизора

    Выбирая телевизор, не стоит покупать такую модель, на корпусе которой был бы продублирован весь набор кнопок пульта управления - такое устройство будет слишком громоздким. Достаточно только основных клавиш, которые можно использовать, если в пульте сели батарейки.

    Достоинства и недостатки ЭЛТ-телевизоров

    Поскольку с основными техническими характеристиками ЭЛТ-телевизоров мы уже разобрались, необходимо еще рассмотреть сильные и слабые стороны этих устройств.

    Достоинства:

    • низкая цена;
    • большое разнообразие моделей;
    • хорошее качество изображения;
    • реалистичная цветопередача;
    • продолжительный срок службы (около 15 лет).

    Недостатки:

    • большие габариты и вес;
    • негативное влияние на зрение при длительном просмотре.

    В наше время даже ребенок знает, что такое телевизор, и постоянно им пользуется. Технологии постоянно совершенствуются, телевизоры кинескопные уходят в прошлое. На смену им приходят жидкокристаллические мониторы, а также LED-технологии.

    Тем не менее речь пойдет именно о кинескопных телевизорах, ведь многие продолжают ими пользоваться по определенным причинам. Их еще называют ЭЛТ.

    Устройство

    Если подойти к кинескопному телевизору очень близко, можно обнаружить, что картинка на его экране состоит из миниатюрных точек. Они мерцают, горят ярче или тускнеют. Если же отойти подальше, происходящее на экране воспринимается как движущаяся картинка. Это объясняется умением человеческого мозга все собирать в единое целое.

    Экраны кинескопных телевизоров по форме похожи на грушу. В месте «черенка» расположена так называемая электронная пушка, которая направляет электронные ручьи на экран. Поверхность экрана наполнена точками люминофора. Это вещество, которое светится при попадании на него электролуча. Из этих мельчайших точек и складывается целая картинка на экране кинескопных телевизоров.

    Откуда появляется цвет?

    Экран цветного кинескопного телевизора устроен еще сложнее. На нем люминофоры обладают различными свойствами и светятся зеленым, синим и красным цветом. Все прочие цвета получаются в результате смешивания этих трех.

    Электронный луч стремительно выстреливает в экран и воздействует на точки люминофора 25 раз за мгновение. В итоге глаз человека видит движущееся изображение. Электролучи «пробегают» по всем строчкам на экране за кратчайшие мгновения.

    Технические характеристики

    Кинескопные телевизоры различаются техническими параметрами:

    • Размер экрана. Чем он больше, тем объемнее сам телевизор. Это значит, что самый большой телевизор сможет уместиться не во всех помещениях. Если габариты комнаты скромные, технику необходимо выбирать тоже небольшую. Самый миниатюрный телевизор обладает диагональю в 10 дюймов. Популярностью пользуются модели с диагоналями от 14-15 дюймов, а также 20-25. Наиболее крупные - 29- и 34-дюймовые. Выбирая экран, следует заранее определить место размещения аппарата в комнате. Обязательным требованием является наличие пространства между корпусом и стеной. Иначе техника быстро выйдет из строя.
    • Формат экрана. Обычно используется 4:3. Широкоформатное изображение 16:9 предпочтительно для просмотра фильмов. В телевизорах есть также автоподстройка формата.
    • Развертка, а точнее ее частота, указывает на качество изображения. В прежних моделях она равнялась 50 Гц, поэтому у зрителя возникало ощущение, что картинка постоянно мерцает. Позже частота была увеличена до 100-120 Гц.
    • Динамики. В небольших моделях они обычно встроены, крупногабаритные варианты обладают стереоколонками.
    • Разъемы для подключения устройств. Модели, которые производятся в наши дни, уже оснащаются не только разъемами для подключения антенны. Как правило, в них есть аудио- и видеовыходы, к которым можно подсоединить видео- и DVD-технику.

    Преимущества и недостатки

    Плюсами ЭЛТ-телевизоров считаются:

    • доступная стоимость;
    • разнообразие выбора моделей;
    • отличное качество картинки;
    • реалистичность цвета;
    • долгий срок эксплуатации.

    К минусам технологии можно отнести:

    • большие габариты;
    • отрицательное воздействие на органы зрения при длительном просмотре.

    Проблемы с изображением

    Рассмотрим наиболее распространенные неисправности кинескопных телевизоров:

    • Мутное изображение на экране. Это происходит по причине поломки кинескопа. Мастер при ремонте может выполнить дополнительную обмотку на трансформаторе, однако в перспективе нужно будет поменять экран. Если же на экране появилось яркое свечение с тонкими горизонтальными прожилками, такой кинескоп не подлежит восстановлению.
    • Экран погас. Это происходит, когда обрывается нить накала или обнаруживается замыкание катодов. При такой неисправности мастер проверяет наличие цепи между контактами. Если цепи нет, экран не может быть восстановлен. В другом случае мастер запаивает контакты и устраняет поломку.
    • Смещение изображения. При этом попадание лучей на люминофор нарушается. Можно попробовать постучать каучуковым предметом по краям, но чаще всего приходится менять кинескоп.

    Типичные дефекты некоторых моделей

    Существуют также типовые дефекты у некоторых моделей. Например, в кинескопных телевизорах «Самсунг» нередко сгорает блок питания. Мастер меняет сетевые предохранители. Возможно также нарушение изображения по причине неисправности терморезистора, его меняют на новый.

    Если телевизор вдруг задымил, необходимо его выключить и срочно вызвать мастера. Обычно причиной поломки становятся вздувшиеся конденсаторы, которые заменяют исправными.

    Телевизоры Erisson со временем могут не переходить из дежурного режима в рабочее состояние. Это объясняется тем, что в устройстве активируется защита от прожога кинескопа, если есть поломка в узлах кадровой развертки. Помочь может замена неисправного транзистора на рабочий.

    Телевизор LG кинескопный подвержен другой поломке. Со временем он может не включиться. Мастер произведет осмотр и проверит:

    • исправны ли конденсаторы;
    • нет ли микротрещин в плате и цепи питания;
    • не произошла ли отслойка контактов.

    При обнаружении поломок мастер их устраняет, и техника радует своего владельца рабочим состоянием.

    Конечно, ремонт кинескопных телевизоров следует поручать профессионалам. В этом случае можно быть уверенным в качестве сервиса, а телевизор прослужит не один год.

    Фильм на большом экране… Наверное, мало что сравнится с впечатлением от просмотра, полученным в кинотеатре. Но как быть, если прокат заинтересовавшего вас произведения уже давно закончился и фильм представлен только на DVD? Или вам просто не хочется выходить из дома? Что ж, решение всегда есть — оборудуйте кинотеатр дома! Это не так сложно, как кажется. Для этого нужны DVD-проигрыватель*, возможно, ресивер, многоканальная акустическая система и, конечно, телевизор, на котором вы все это будете смотреть. Последний компонент, наверное, самый важный — от него во многом зависит, ощутите ли вы в полной мере эффект присутствия, столь ярко проявляющийся в темном зале кинотеатра, или будете воспринимать фильм, как обычную картинку на экране.

    Так что же выбрать в качестве большого экрана? Это может быть привычный большинству из нас кинескопный (ЭЛТ) телевизор, проектор, проекционный телевизор, плазменная панель или жидкокристаллический (ЖК) телевизор. Каковы достоинства и недостатки этих решений?

    ЭЛТ-телевизоры

    ЭЛТ-телевизоры больших диагоналей, пожалуй, самый распространенный компонент недорогих домашних кинотеатров. Технология, которой заметно больше полувека, позволяет выпускать устройства с весьма демократичной ценой. Вот только диагональ экрана большинства выпускаемых сейчас ЭЛТ-телевизоров не превышает 34 дюймов, этого часто недостаточно, чтобы в полной мере почувствовать себя участником киношного действа. Кинескоп — весьма громоздкий компонент, так что готовьтесь к тому, что глубина телевизора будет в районе полуметра, а масса — около 50 кг. (Речь идет о массовых моделях с диагональю 29—34 дюйма, телевизоры с меньшим размером экрана вряд ли можно причислить к «кинотеатральным».) Особенности формирования изображения приводят к тому, что в углах экрана нередко наблюдаются те или иные дефекты «картинки», как-то: несведение лучей (изображение состоит из нескольких цветных элементов, смещенных относительно друг друга), «замыленность» (нечеткое, размытое изображение), геометрические искажения (скажем, круги превращаются в овалы).

    Следует учесть и еще один фактор — кинескопные телевизоры «доживают» свой век, им на смену приходят новые технологии вывода изображения. Как следствие, производители основное внимание уделяют именно цене устройства, стараясь сделать ее минимальной, принося в жертву другие характеристики.

    Мультимедийные проекторы

    Альтернативой привычному телевизору может служить мультимедийный проектор. Перед зрителями размещается большой экран, а небольшая коробочка — проектор — устанавливается в любом удобном месте, будь то полка на стене за спиной или журнальный столик перед зрителями. Удобно? Безусловно! Экран, диагональ которого может достигать нескольких метров (!), можно в любой момент перевесить на новое место или вообще свернуть и снять. А скромные габариты и масса проектора позволяют забыть о проблеме свободного места.

    Но есть у проекторов и существенные недостатки. Низкая яркость изображения на экране вынуждает затенять помещение: днем приходится задергивать плотные шторы, а вечером — выключать свет. Впрочем, кому-то это даже нравится — атмосфера, как в настоящем кинотеатре. Мощная лампа, спрятанная в миниатюрном корпусе, требует интенсивного охлаждения, поэтому все проекторы в той или иной мере шумят. И если у большинства моделей шум находится на приемлемом уровне, то отдельные экземпляры весьма назойливы. Учитывая, что сам проектор находится недалеко от зрителей, это может серьезно испортить впечатление от просмотра.

    Кстати, о лампе. Срок ее службы невелик и в нормальном режиме составляет от одного до трех тысяч часов (сравните с десятью—пятнадцатью годами беспроблемной эксплуатации для ЭЛТ-телевизора!). Экономичный режим продлевает время жизни лампы вдвое, но за это придется заплатить пониженной яркостью. Впрочем, падение яркости проектора часто заметно уже через пару сотен часов работы. Заменить лампу несложно, но ее цена составляет заметную часть от стоимости самого проектора.

    Проекционные телевизоры

    А что, если поместить проектор и экран в один корпус, превратив конструкцию в некое подобие привычного телевизора? Такой «гибрид» оказался весьма удачным с точки зрения потребителя. Использование проектора вместо кинескопа позволило существенно уменьшить глубину корпуса по сравнению с ЭЛТ-моделями, сохранив при этом хорошую яркость изображения, дающую возможность не затенять помещение при просмотре. Разумеется, по максимальным яркости и контрастности (как, впрочем, и по толщине) проекционные телевизоры уступают плазменным, но зато при сопоставимых диагоналях стоят заметно дешевле. Проекционная технология позволяет сохранить приемлемую цену даже на модели с диагональю в 70 дюймов.

    Правда, проекционные телевизоры сохранили основной недостаток обычных проекторов — относительно малый срок службы и дороговизну лампы. Но проблема шума уже не стоит: большой, по меркам проектора, корпус позволил сделать систему охлаждения значительно тише.

    Плазменные панели

    Плазменные панели можно назвать первыми устройствами, которые позволили в полной мере реализовать идею домашнего кинотеатра. Подробный рассказ об этой технологии (как, впрочем, и о конкурирующих «жидких кристаллах») у нас впереди, сейчас же, чтобы сравнение выглядело полным, кратко коснемся плюсов и минусов плазменных панелей. Плоский экран большой диагонали с великолепными яркостью и контрастностью обеспечивает гораздо более «сочное» изображение, нежели традиционный ЭЛТ-телевизор. При этом глубина корпуса у большинства моделей не превышает 20 см! Конечно, цена на первые плазменные телевизоры «кусалась», ее и сейчас сложно назвать низкой, но качественное изображение стоит дорого. У плазменных панелей в силу технологии формирования изображения как факт отсутствуют несведение лучей и геометрические искажения. Современные модели радуют великолепной цветопередачей, близкой к привычной по ЭЛТ-телевизорам (раньше с этим были некоторые проблемы).

    Но есть и недостатки. В первую очередь это так называемый эффект памяти. При демонстрации статичного изображения с яркими областями люминофор ячеек панели выгорает, и на экране остается призрачный след этой «картинки» (примером могут служить логотипы телеканалов). В силу технологических особенностей «плазмы» сложно сделать панель с большим разрешением — как минимум, она должна обладать солидной диагональю. Хотя зритель этого и не замечает, плазменная панель постоянно мерцает, что при просмотре с близкого расстояния вызывает утомление зрения. Придется смириться и с большим энергопотреблением и, как следствие, некоторым шумом от системы охлаждения (к счастью, малозаметным у большинства моделей).

    ЖК-телевизоры

    А вот ЖК-телевизоры появились на рынке сравнительно недавно — технология жидких кристаллов вначале оттачивалась на компьютерных мониторах. Диагональ современных массовых моделей — от 15 до 65 дюймов. И если первые вряд ли можно причислить к «кинотеатральным», то ЖК-телевизоры больших диагоналей составляют серьезную конкуренцию «плазме». Их преимуществом являются полное отсутствие мерцания (можно установить экран ближе к зрителю) и эффекта памяти, в среднем большее разрешение (что с учетом прихода эры телевидения высокой четкости весьма актуально), меньшие масса и энергопотребление, более низкая цена при сравнимой диагонали. Естественно, нет никаких проблем с геометрией изображения, с несовмещением цветов.

    Из недостатков стоит отметить меньшую контрастность ЖК-телевизоров по сравнению с плазменными панелями, меньшие углы обзора, некоторую инерционность ЖК-матрицы (на динамичных сценах изображение выглядит слегка «смазанным»). Впрочем, последние две проблемы практически не актуальны для современных моделей. А вот отображение «картинки» низкого разрешения (телевизионный эфир или сигнал с DVD-проигрывателя) некоторыми экземплярами ЖК-телевизоров до сих пор нельзя назвать идеальным — не все производители сумели «научить» свои модели масштабировать изображение с минимальными потерями четкости.

    Как выбрать кинескопный телевизор? ">
    1. Размер экрана.

    Первое, что с чем надо определиться, выбирая телевизор - это какой размер экрана оптимален для Вашего помещения. Ни стоит сразу заострять внимание на большую диагональ, так как в маленькой комнате смотреть его будет весьма не комфортно. Размер диагонали телевизора указывается в дюймах, реже в сантиметрах (отечественные модели телевизоров). В самом названии модели телевизора имеется ссылка на размер его диагонали (например: телевизор Sony KV-29CL10K – диагональ 29”). У телевизоров существуют стандартные размеры экранов. Наиболее распространенные: 14” (37см), 20” (51 см), 21”(54 см), 25” (63 см), 29” (72 см), 32” (81см), 34” (87 см), 36” (92 см). При увеличении диагонали телевизора увеличиваются и его габаритные размеры. Глубина телевизоров с небольшой диагональю, как правило, не меньше их диагонали (14” – 27 см), а для телевизоров средних и больших диагоналей глубина составляет 47-60 см. Оптимальное расстояние от Вашего места, с которого Вы смотрите телепередачи до экрана при просмотре телевизора форматом 4:3 (стандартный формат изображения) составляет 3 - 5 диагоналей экрана. При этом, расстояние в 3 диагонали допустимо для телевизоров формата 4:3 с разверткой 100 Гц и дополнительными системами обработки изображение, что сильно снижает мерцание экрана и, соответственно, минимизирует напряжение на глаза. Для широкофоматных телевизоров 16:9 рекомендуемое расстояние просмотра составляет 2,5-3 диагонали экрана. Если Вы собираетесь поставить телевизор в нишу, надо учитывать, что между стенками ниши и корпусом телевизора обязательно должно остаться расстояние, обеспечивающие свободную циркуляцию воздуха.
    Телевизоры 14”-15”. Очень многочисленное семейство телевизоров. По качеству изображения и функциональным возможностям очень похожи друг на друга, однако более известные фирмы, как правило, комплектуют свои телевизоры более качественной элементной базой и кинескопами. Поэтому при выборе в первую очередь следует обращать внимание на понравившийся Вам дизайн, плоский или выпуклый кинескоп у данного телевизора, наличие одного или двух динамиков и телетекста. Производители могут комплектовать их комнатной антенной, однако, качество приема на такую антенну крайне низкое.
    Телевизоры 20”-21”. Наиболее многочисленная группа телевизоров. Практически у каждой фирмы-производителя представлен широкий выбор моделей телевизоров этой диагонали, причем как с обычным выпуклым, так и с плоским экраном. Функционально телевизоры этой диагонали не сильно различаются. При выборе внимание надо обращать на дизайн, наличие телетекста, количество динамиков. У некоторых моделей телевизоров имеется стереозвук, регулировка баланса. Большинство производителей рассматривает телевизоры 20"-21" и больших диагоналей как стационарные и не комплектует их собственной антенной, предполагая, что будет использоваться кабельная.
    Телевизоры 25”. В нашей стране не пользуются большим спросом. Эти телевизоры сильно различаются по своим функциональным возможностям, по наличию или отсутствию стереозвука, а так же дизайном. Цена этих телевизоров значительно выше, чем телевизоров с диагональю 21”. Кроме того в модельном ряду телевизоров этой диагонали есть модели с разверткой 100 Гц (актуально для ЭЛТ телевизоров) . Их стоимость зачастую бывает выше, чем у 29 дюймовых моделей с разверткой 50 Гц. Хотя эти телевизоры имеют качественное стабильное изображение, хорошую функциональность и стереозвук, у них как правило отсутствуют цифровые процессоры для улучшения качества изображения, что не дает им реально конкурировать с 29 дюймовыми телевизорами по качеству картинки.
    Телевизоры 29” и выше. Эти телевизоры имеют огромный разброс по своим функциональным возможностям и техническим характеристикам, многие комплектуются цифровыми процессорами обработки изображения и разверткой 100 Гц, а также дополнительными динамиками для усиления басов (что впрочем все-равно не делает их аудио систему полноценной дя просмотра DVD). Кроме того, немаловажным при выборе телевизоров большой диагонали является его внешний вид. Некоторые фирмы комплектуют свои телевизоры тумбочками (или поставляют их дополнительно).
    2. Технологии.
    Технология 100 Гц.
    Что лучше 50 или 100 Гц развертка?
    Картинка по действующему стандарту телевещания передается в 2 приема: двумя полукадрами, через строку – сначала все нечетные строки, а во второй этап – все четные. Это называется чересстрочной разверткой. Полукадры передаются с частотой 50 Гц.
    Основные недостатки: эффект "мерцания" (человеческий глаз замечает такую частоту мерцания) при выводе изображения на экран, кроме того горизонтальные линии "дрожат" с частотой 25 Гц. Это особенно заметнона белом фоне и на большом экране.
    Технология 100 Гц. – это цифровая технология, которая обеспечивает обновление экрана в 2 раза чаще, чем при 50 Гц-ой технологии, т.е. "полукадры" появляются в 2 раза чаще. Видеосигнал представленный в цифровой форме предоставляет гораздо более широкие возможности обработки, чем аналоговый. Например, можно запомнить представленный в цифровой форме кадр изображения и в нужное время воспроизвести его. Эта технология позволяет решить проблему мерцания изображения на экране. Дело в том, что при частоте смены полукадров (полей) 50 (60) Гц, мерцание изображения, особенно на ярких участках, все же остается заметным.
    Все же эта система так же не лишена недостатков: при чередовании полукадров первый - первый - второй - второй, переход от нечетных к четным строкам происходит с прежней частотой 50 Гц.Это проявляется в дрожании верхних и нижних краев деталей изображения из-за чередования четных и нечетных строк.
    Преодолеть этот недостаток позволяет усовершенствованная система, получившая название Digital Scan, в которой полукадры чередуются в последовательности первый - второй - первый - второй. В этом случае частота смены полукадров с четными и нечетными строками составляет уже 100 Гц, и дрожание становится практически незаметным.
    Кроме того технология 100 Гц имеет несколько минусов, среди которых оцифровка изображения и цифровой шлейф при быстром передвижении объектов. Для лучшей передачи быстро меняющихся изображений в телевизорах с разверткой 100 Гц применяются специальные технологии цифровой обработки сигналов, такие как Digital Scan с функцией Natural Motion (Philips), Digital Plus (Sony), Digital Mastering и Intelligent Mastering (Thomson), Digital Scan и Super Digital Scan (Panasonic), Full Digital с системой DMI (Digital Motion Interpolation) (Loewe) и другие. В этих системах по специальному алгоритму происходит создание промежуточного кадра, который вставляется между теми кадрами, из которых он формируется. В результате быстро перемещающиеся объекты на экране выглядят более естественно.
    3. Формат изображения.
    Сегодня существует два формата экрана телевизоров: традиционный, привычный всем, 4:3 и широкоэкранный формат изображения 16:9.
    Выбирая формат телевизора, Вы должны определиться, что по преимуществу Вы будите смотреть: Если Вы в основном смотрите по телевизору телепередачи, смотрите фильмы MPEG4 (DivX) или видеомагнитофон, то стоит покупать телевизор 4:3, т.к. его формат совпадает с форматом телевизионного вещания. Однако, при просмотре изображения форматом 16:9 (например, DVD- дисков) сверху и снизу экрана телевизора будут оставаться черные полосы (которые, чаще всего, можно убрать «отрезав» края изображения).
    Если Вы любитель DVD и хотите проводить досуг за просмотром любимых фильмов, то Вам прямой смысл купить телевизор форматом 16:9. Поскольку большинство DVD-дисков на современном рынке содержат изображение именно в формате 16:9. Однако заметим, что телевещание на Украине не использует широкий формат. При просмотре на телевизоре формата 16:9 обычных телепрограмм по краям экрана останутся незадействованные, черные участки, т.е. "действующая" диагональ изображения уменьшится. С другой стороны, в таких телевизорах обыкновенно предусмотрено увеличение размера изображения во весь экран, при этом теряется верхняя и нижняя часть изображения, которые, как правило, не очень информативны для телепрограмм. Во многих широкоформатных телевизорах применяется также "умное" увеличение изображения, когда изображение заполняет весь экран, искажаясь нелинейно, - центральная часть остаётся практически без изменений (а она и есть самая информативная), а периферия экрана искажается (верхняя и нижняя часть могут немного сжиматься, а боковые части - растягиваться). Поначалу странновато выглядит, потом привыкаешь.
    Кстати, широкоформатное изображение может быть не только 16:9, есть и полностью кинематографический формат 2.35:1. При просмотре DVD-дисков с пометкой "2.35:1" даже на экранах 16:9 остаются черные полоски сверху и снизу.
    Телевизоры формата 16:9 предоставляют особенно большие возможности для создания домашнего кинотеатра. Угол обзора увеличивается значительно, совершенство изображения в сочетании с соответствующим аудио оформлением позволяют ощутить полную сопричастность событиям на экране. Заметим, что источником широкоформатного изображения может быть не только DVD-плеер: есть спутники, обеспечивающие вещание в широком формате и даже с многоканальным звуком Dolby Digital.
    4. Звук телевизора и его мощность.
    При выборе телевизора следует определиться телевизор с каким звуком вы хотите иметь. Существует два вида телевизоров: с моно и со стереозвуком. При этом телевизор может воспроизводить стерео или только с внешнего источника или с эфира (A2, NICAM) и с внешнего источника. Кроме того телевизоры моно бывают с одним и двумя динамиками. Моно телевизоры с двумя динамиками, как бы имитируют стерео звук, но не разделяют его на два канала, как у стерео. Следует помнить, что отечественное телевещание преимущественно работает в моно и эффекта от стереозвука в телевизоре в данном случае не будет. Телевизоры со стереозвуком как правило оснащены большим количеством дополнительных настроек звука.
    Ряд телевизоров имеют встроенные декодеры объемного звукового сопровождения Dolby Pro Logic и/или Dolby Digital. В комплект к телевизору могут входить дополнительные колонки, при подключении которых возможно реализовать 6-канальное звучание Dolby Digital и, купив дополнительно DVD-плеер, создать домашний кинотеатр. В настоящее время есть даже некоторые спутниковые каналы, которые осуществляют вещание с 6-канальным звуком Dolby Digital. Однако в большинстве случаев источником многоканального звучания является DVD-плеер. Многие телевизоры оснащаются вместо декодеров Dolby Pro Logic системой Virtual Dolby, позволяющей имитировать объёмное звуковое сопровождение при помощи обычной стереосистемы.
    Мощность динамиков – важный показатель качества звука телевизора, она измеряется в ваттах, чем больше показатель мощности, тем качественнее звук Вы можете получить.
    Однако, каким бы хорошим не было звучание телевизоров, оно все равно будет уступать качеству звучания системе домашнего кинотеатра.
    5. Дополнительные функции.
    Довольно часто возникает ситуация, когда по нескольким каналам одновременно идут интересные передачи, или, например, просматривая фильм на одном канале, вы боитесь прозевать начало новостей или интересного матча на другом. В такие моменты хочется, чтобы экран телевизора разделился на несколько частей, в которых бы отображались различные каналы. Цифровые технологии позволяют сделать это.
    Конструкторы телевизионной техники разработали технологию, получившую название Picture in picture ("картинка в картинке"), или сокращенно PIP. Эта технология позволяет показывать на экране, на фоне основного канала, в небольшом прямоугольном окне, любой другой, по выбору, канал, или изображение полученное от внешнего источника видеосигнала (видеомагнитофона, видеокамеры и т. д.). Звуковое сопровождение можно выбирать, как основной, так и дополнительной, программы. Обычно предусматривается изменение размеров дополнительной картинки и места расположения ее на экране. Так же возможен обмен изображениями между основным экраном и дополнительным окном нажатием одной кнопки на пульте дистанционного управления.
    Простейшим однооконным PIP (пассивный PIP) могут оснащаться даже недорогие модели телевизоров. В этом случае используется один тюнер телевизора, поэтому в дополнительном окне можно вывести только программы поступающие на телевизор через низкочастотный вход, например с видеомагнитофона, видеокамеры или DVD. Если же вы просматриваете на основном экране запись, воспроизводимую с видеомагнитофона, в малом окне можно следить за одной из эфирных программ.
    Возможности простейшей системы PIP можно расширить, если к низкочастотному входу подключить видеомагнитофон (или пишущий DVD с ТВ-тюнером). В этом случае можно дополнительно выводить эфирные программы, поступающие через тюнер видеомагнитофона. В случае подключения к телевизору спутникового тюнера, с помощью PIP можно просматривать в дополнительном окне спутниковые программы.
    Более дорогие модели телевизоров, могут иметь в своем составе блок PIP оснащенный собственным (вторым) тюнером (активный PIP). В этом случае, в дополнительном окне, или окнах, можно просматривать любые поступающие на телевизор программы. Многие из телевизоров с двумя тюнерами позволяют одновременно выводить 3 - 9, а в широкоэкранных телевизорах, даже 16 окон, с различными программами (системы Multi PIP, Multi Window EX и другие). В широкоэкранных телевизорах, с форматом экрана 16:9, может быть реализован режим РОР (Picture Out of Picture - «картинка вне картинки»). В этом режиме три дополнительных изображения вписаны в свободную часть широкого экрана сбоку от основной картинки формата 4:3, вместе с ней полностью заполняя площадь экрана телевизора. PAP (картинка и картинка) Экран разделяется на две части, в каждой из которых располагается немного сжатое активное изображение.
    PAT (картинка и текст) Экран разделяется на две части: немного сжатое активное изображение и полная страница текста.
    6. Разьемы для подключения внешних устройств
    . Если вы хотите смотреть видео на телевизоре с внешних устройств, возникает сразу много вопросов. Очень важно при выборе телевизора заранее иметь в виду все устройства, которые вы захотите к нему подсоединить не только сейчас, но и в будущем, и проследить, чтобы ваш телевизор был оснащен достаточным количеством необходимых разъемов. Иначе вам придется только сожалеть о неправильно сделанном выборе.
    Однако у телевизоров бывает множество разных разъемов, и разобраться в них может не каждый. Перед пользователем телевизора, оснащенного всеми мыслимыми разъемами, встанет другая проблема - выбрать из многих вариантов подключения через эти разъемы самый правильный и наилучший.
    Наиболее распространенным (но нельзя сказать, что лучшим) стандартом при подключении дополнительных устройств к телевизору является композитный сигнал (RCA, Cinch, "тюльпан") . Он представляет собой объединение всех компонентов, содержащих видеоинформацию, в один сигнал. Именно композитный сигнал получается на выходе телевизионного тюнера (т.е., приемника эфирного телесигнала). Композитными видеовыходами оснащены видеомагнитофоны, видеокамеры, DVD-плееры и т.д. Собственно, трудно найти устройство, не имеющее этих выходов. Преимущества композитного способа понятны - совмещение сигналов позволяет получать наиболее емкий и удобный для передачи сигнал, для которого требуется только один провод. Однако при преобразовании изначального RGB или компонентного сигнала в композитный часть информации теряется, и при последующем обратном преобразовании в телевизоре композитного сигнала в RGB восстановить информацию уже невозможно. В результате получаемое изображение несколько хуже по качеству (хотя для телевизоров небольших диагоналей это не ощущается). С другой стороны, если вы не собираетесь подключать к телевизору устройство-источник компонентного сигнала (DVD-плеер и т.п.) или ваш телевизор не оборудован кинескопом выше 21”, данное обстоятельство вас не должно волновать, и композитных разъемов будет вполне достаточно. Композитный разъем выполнен в виде RCA, и обычно соседствует с аудио разъемом (одним, если моно, и двумя, если это стерео телевизор). Традиционно, их указывают вместе - RCA аудио/видео. Телевизор может быть оснащен входом RCA аудио/видео и выходом RCA аудио/видео.
    Цветное изображение формируется из основных цветных сигналов R G B, то есть сигналов красного R, зеленого G и синего B цвета, на основании данных о цвете и яркости каждой точки изображения. Если вы собираетесь подключать к телевизору внешнее устройство, у которого есть RGB-выходной сигнал, будет правильно использовать RGB-вход на телевизоре, - это удобный путь, обеспечивающий качественную передачу сигнала. У телевизоров RGB-вход обычно реализован через разъем SCART. Высокое качество подключения устройств по RGB-входу вполне сравнимо с другим вариантом подключения - через компонентный вход, которым могут быть оснащены телевизоры.
    Компонентными сигналами принято называть сочетание сигнала яркости ("Y" компонент) и цветоразностных сигналов, показывающих количество цвета (синий компонент "Pb" и красный компонент "Pr"). По компонентному входу и по RGB к телевизору могут подключаться различные цифровые источники программ: DVD-плеер, цифровой спутниковый тюнер, компьютер, декодеры цифрового телевидения, игровая приставка и т.д. Подключение по компонентному входу является оптимальным для DVD-плеера, поскольку вся информация на дисках DVD содержится именно в компонентном формате, и DVD-плеер является источником компонентного сигнала. Компонентные разъемы могут быть выполнены "тюльпанами" (RCA), или байонетами (BNC), обычно там присутствуют соответствующие обозначения Y Pb Pr.
    Еще один стандарт подключения к телевизору - S-Video (Separate Video, т.е., "раздельное видео"). Стандарт подключения S-video был разработан, когда на рынке появились видеопроигрыватели, по качеству превосходящие стандарт эфирного сигнала, чтобы можно было видеть их преимущества перед телепередачами на экране телевизора. Речь идет, в основном, о видеомагнитофонах и видеокамерах стандартов S-VHS, Hi8, в которых используются раздельные каналы яркости и цветности для записи-воспроизведения, на видеокартах компьютера также может содержаться такой выход.
    Весьма интересен универсальный разъем SCART, который может позволить за один раз подключить сигналы: композитный, RGB и стерео звук, причем соединение двунаправленное. Кроме того, предусмотрена линия управления между соединяемыми устройствами. В поздних версиях SCART предусмотрено подключение и S-Video, и компонентного сигнала, при этом ограничиваются функции передачи композитного сигнала и RGB, - число контактов в разъеме SCART ограничено. Для подключений по S-Video и по компоненте в телевизоре должно быть установлено еще 2 дополнительных разъема SCART .
    Соединительные кабели, использующие SCART разъем, могут быть распаяны не полностью, - всегда уточняйте у продавца, подойдет вам, или нет, конкретный кабель.
    Телевизор может быть оснащен также отдельными аудио RCA разъемами. К примеру, выход RCA-аудио (R и L) у телевизора позволяет подключить к нему стереосистему, оснащенную соответствующими входами, и воспроизводить звук телевизора через стереосистему, что значительно превосходит звуковую мощность самого телевизора.
    Некоторые телевизоры оснащены специальными разъемами VGA, или D-Sub, позволяющими подключить к ним компьютер и использовать их в качестве мониторов. Однако следует иметь в виду, что телевизоры не предназначены для беспрерывной многочасовой работы, как мониторы, и не могут заменить их в этом плане. Подключение телевизора к компьютеру можно использовать, к примеру, для компьютерных игр и тому подобного.
    Обратите внимание, что даже если вы правильно подсоединили все кабели, для совместной работы подключенных устройств может потребоваться еще дополнительная настройка входов телевизора, процедура которой в этом случае будет описана в инструкции по эксплуатации.
    При выборе телевизора обращайте внимание не только на количество разъемов (напомним, их должно быть не меньше, чем аппаратов, которые вы желаете подключить), но и на расположение разъемов.
    Разъёмы на задней стороне телевизора предназначаются для стационарного подключения техники. Их желательно иметь столько, сколько аппаратов будет постоянно подключено к телевизору (плюс один для возможности расширения системы). Разъёмы на передней (фронтальной) или боковой стороне телевизора предназначаются для эпизодического и, как правило, кратковременного подключения аппаратуры (видеокамер и игровых приставок). Рассматривать их как вариант для стационарного подключения не стоит, так как это, в большинстве случаев, неудобно и не очень эстетично.
    Рекомендуем вам при подборе техники стараться, чтобы соединительные разъёмы были одного типа (например, SCART и на телевизоре, и на DVD, и на видеомагнитофоне), это существенно упростит коммутацию и избавит от проблем, связанных с поиском специфических кабелей, переходников и т.п.
    7. Плюсы и минусы кинескопных телевизоров.
    Достоинства:
    1. Невысокая стоимость,
    2. Отработанные до предела технологии, схемотехника,
    3. Огромное разнообразие моделей ЭЛТ телевизоров,
    4. Высокое качество изображения,
    5. Наиболее естественная цветопередача,
    6. Большой срок службы (до 15 лет).
    Недостатки:
    1. Размер экрана телевизоров технологически ограничен (около 38"),
    2. Крупные габариты и большой вес устройства,
    3. Проблемы - сведения лучей,
    - геометрических искажений,
    - фокусировки.
    4. Существенное влияние магнитных полей на качество изображения и здоровье человека.
    8. Наиболее продвинутые фирмы-изготовители.
    Philips, LG, Panasonik, Sony, Samsung
    источник информации www.pavleek.3dn.ru