• Структурирование информации: понятие и виды, модели и примеры. Систематизация и структурирование информации

    Структурирование информации

    Информация подается нам в определенном виде. Для качественного запоминания нам нужно ее сгруппировать по определенному признаку. Например, если нам дан ряд чисел, то нужно решить, как его лучше запомнить. Ведь числа можно запоминать однозначные, двузначные и трехзначные. Все зависит от того, как мы их сгруппируем, и каким приемом мнемотехники владеем для перевода их в образы.

    Допустим, нам нужно запомнить список неправильных глаголов английского языка. С чего вы начнете? Если вы начнете их запоминать по порядку, то очень скоро у вас «разболится» голова, слова плохо запомнятся, и потом наступит и отвращение ко всему английскому языку. С чем же это связано? Дело в том, что соседние слова списка мало, чем отличаются друг от друга, ведь они начинаются с одной буквы. Это так называемая гомогенная (однородная) интерферирующая деятельность. А для лучшего запоминания информации лучше ее сгруппировать так, чтобы соседние слова начинались на разные буквы (гетерогенная интерферирующая деятельность). Подробнее об этом мы поговорим ниже. Другой причиной, вызывающей “неприятности” является то, что отсутствует принцип группирования по определенным закономерностям. Например, можно заметить, что в одном случае во 2-х и в 3-х формах неправильных глаголов изменяется гласная внутри слова, в другом случае все три формы совпадают и т.д. Сгруппировав неправильные глаголы по этим закономерностям можно легко и быстро запомнить весь список с помощью мнемотехники.(Подробнее с техникой запоминания неправильных глаголов английского языка вы можете познакомиться в книге «Секреты запоминания неправильных глаголов»).

    Если же нам нужно запомнить таблицу Менделеева, энциклопедические сведения или статьи закона, т.е. более сложный материал, где принцип группирования не применяют вообще (за редким исключением), то нужно использовать структурирование. Под структурированием информации мы понимаем выделение вертикальных и горизонтальных последовательностей. Например, чтобы быстро и качественно запомнить таблицу Менделеева, ее нужно представить в виде структуры, содержащей вертикальную последовательность – первый столбец и горизонтальные последовательности, – отдельные строчки. Хотим заметить, что вертикальная последовательность участвует в формировании “ключа” к информации.

    Подводя итог всему сказанному выше, можно заключить, что для быстрого и качественного запоминания точной информации нужно ее сначала проанализировать, выявить закономерности и по ним сгруппировать, или структурировать в виде вертикальной и горизонтальных последовательностей.

    2 этап – перевод каждой единицы информации в конкретный образ

    Первичную информацию об окружающем мире, - как пишет известный психолог А.Г.Маклаков, - мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновенье, когда прекращается действие на них раздражителей. После того возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова – случайно или намеренно – вызван нами. Это явление получило название “представление”.

    Таким образом, представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

    В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти , т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения . На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия “представление”, потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд.

    РИСУНОК 95

    Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлом информации, и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

    Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. Они имеют огромное значение не только для процессов памяти и воображения, но и для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Другими словами, процессы восприятия, мышления и письменной речи тесно связаны с представлениями.

    Исследование вторичных образов (представлений), - как пишет известный психолог Л.М.Веккер в своей книге “Психика и реальность: единая теория психических процессов”, - сталкивается с существенными трудностями как в исходном пункте анализа – при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей, определяющих организацию данной категории “первых сигналов”. Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта – раздражителя, с которым может быть прямо соотнесено актуальное содержание представления. Помимо того, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию “летучей” структурой. В связи с этим экспериментально-психологическое исследование вторичных образов вопреки его теоретической и прикладной актуальности, несоизмеримо отстает от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов. Здесь очень мало “устоявшегося” эмпирического материала, а имеющиеся данные чрезвычайно фрагментарны и разрознены. Кроме того, одной из важных проблем является определение образа как понятия. До сих пор нет единого определения образа.

    По определению А.В.Запорожца, “образы – это субъективные феномены, возникающие в результате предметно – практической, сенсорно – перцептивной и мыслительной деятельности”; образ – это целостное, интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены такие основные перцептивные категории, как пространство, время, движение, цвет, форма…” (1986, с 152).



    А.А.Смирнов дает следующее уточнение: “Образ не есть застывшая фотография, в отличие от нее он обычно все время изменяется” (1987, с.25).

    При всей широте спектра различных подходов к пониманию образа, его роли и места в ряду других психических явлений в качестве основополагающих для психологии выступают два момента: вторичность образа по отношению к объективной реальности и активность субъекта в процессе формирования образа.

    В последнее время в качестве основных характеристик вторичного образа выделяют яркость – четкость и контролируемость. Факторный анализ 36 измерений вторичных образов, проведенный Б.М.Петуховым (1982), выявил существование трех основных характеристик: это живость, яркость, контролируемость. Результаты исследования А.А.Гостева (1987), полученные на материале различных опросников, подтверждают данные Б. М. Петухова.

    Яркость – четкость представлений как обобщенная формальная характеристика указывает на степень приближения вторичного образа к результату визуального отображения метрических, модальностных и интенсивностных свойств объекта. Под контролируемостью понимается способность к манипулированию, оперированию представлениями, произвольному их формированию и удержанию в “уме”.

    А.А.Гостев ввел понятие “образной способности” (ОС), которую в узком смысле определяет как способность к быстрому формированию адекватных реальности вторичных образов, оперированию ими, а также легкость перехода с одного образа на другой. А.А.Гостев (1989), анализируя индивидуальные особенности представлений испытуемых, выделил пять основных типов, различающихся своеобразием сочетания характеристик яркости – четкости и контролируемости вторичных образов:

    1) яркие, четкие контролируемые представления (45%);

    2) бледные, смутные контролируемые представления (21%);

    3) бледные, смутные не контролируемые представления (22%);

    4) яркие, четкие неконтролируемые представления (10%);

    5) не визуальные представления в отсутствие визуальной картинки перед “мысленным взором”, т.е. абстрактно – логические представления (2%).

    Психолог обнаружил закономерность, проявляющуюся в зависимости процесса формирования пространственного образа по знаковой информации от индивидуальных особенностей: различия в успешности формирования пространственного образа могут быть связаны с обнаруженным индивидуальным стилем визуализации, проявляющимся в способах перекодирования знаковой информации.

    Факторный анализ результатов исследований, полученных с помощью разных опросников и тестов, проведенный А.А.Гостевым и Б.М.Петуховым, подтвердил вывод о существовании трех основных факторов как основных характеристик вторичного образа: яркость, контролируемость, живость.

    Общий анализ результатов исследований А.А.Гостева показал необходимость рассмотрения сочетаний яркости – четкости и контролируемости представлений применительно к различным аспектам когнитивного (нем. kognitiv – понимать, сознавать) поведения. Максимальную успешность решения задач показывают люди, имеющие тип контролируемых представлений высокой степени яркости – четкости, менее успешными являются люди с типом контролируемых представлений низкой степени яркости – четкости, минимальную успешность показывают люди с типом контролируемых представлений различной степени яркости – четкости и не визуальным типом представлений.

    Основное внимание в исследовании И.Н.Натальиной (1992) было уделено изучению связи характеристик вторичных образов со свойствами личности. Психолог исходила из наличия трех общих основных характеристик вторичного образа: подвижности, контролируемости, яркости и пришла к следующим выводам:

    · люди, у которых представления яркие, четкие, живые, даже при некоторых затруднениях с их контролируемостью успешнее в формировании пространственного образа по знаковой информации;

    · для лиц с высокими значениями фактора “депрессии” характерны низкие показатели яркости – четкости представлений;

    · лица с низким уровнем способности к контролю, произвольному оперированию и манипулированию вторичными образами;

    · высокому уровню способности к контролю, произвольному оперированию и манипулированию представлениями соответствует высокое значение фактора “пластичности”;

    · для лиц с высокими значениями фактора “депрессии” характерны низкие показатели успешности формирования пространственного образа по знаковой информации в условиях динамичности ее предъявления.

    Проблема образа принадлежит к числу важнейших проблем психологии. Ее разработка имеет исключительное значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретической базы специальных психологических дисциплин. Не менее актуальна она для решения многих практических задач, таких как психологическое обеспечение процессов обучения человека, проектирование его деятельности, согласование технических устройств с характеристиками и возможностями человека.

    По словам Р.Хольта (1971), изучение образной среды может помочь найти ключ к сказочной сокровищнице памяти, если мы научимся извлекать пользу из этой незаслуженно забытой способности. И действительно, вернитесь на несколько дней назад. Вполне вероятно, что даже самое обыденное кажется более запоминающимся, чем-то, что не имеет отношения лично к вам или реальной жизни. Конечно, по мере того как вы уходите все глубже в прошлое, дни все больше сливаются, подробности теряются. Но определенные дни, определенные моменты сохраняются в памяти живо и ясно, и почти всегда это те случаи, когда вы были главным действующим лицом или находились в центре внимания.

    Мы помним, что происходит в дни рождения, мы вспоминаем отпуск, профессиональные успехи, победы в состязаниях, инциденты. Чем важнее для нас то или иное событие, тем с большей вероятностью мы запоминаем его, и очень часто важность события определяется нашей эмоциональной реакцией на него.

    Просмотрев в течение нескольких минут свои самые яркие воспоминания, вы поймете, что в них присутствуют какие-либо из следующих ощущений: радость, страх, замешательство, возбуждение, боль, грусть, разочарование, облегчение. Пережитые в детстве моменты, например, обычно вспомнить гораздо проще, чем-то, что вы ели на завтрак в прошлый четверг.

    РИСУНОК 96

    Создается впечатление, что память работает на основе личного опыта. И если мы хотим, чтобы наш мозг работал на нас, мы должны учесть эту его природную способность. Но какая от всего этого польза, если надо запоминать что-то сухое, безжизненное – числа, даты, иностранные слова или голые факты? Ответ состоит в том, что с помощью воображения подобные вещи могут стать частью вашей жизни, и поэтому хорошо запомнятся. А “воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений” (А.Г.Маклаков, 2002 г.). Значит, чтобы запоминать точную информацию, нужно научиться управлять воображением, т.е. произвольно вызывать и изменять нужные представления (вторичные образы). Как протекает процесс создания образов воображения, мы подробнее рассмотрим в 4 этапе алгоритма запоминания точной информации. А сейчас достаточно понять, что “языком мозга” являются образы, т.е. простые зрительные представления. И для того, чтобы “разговаривать с мозгом на его языке” нужно научиться переводить любую точную информацию в образы. Для этого и существует большое количество разнообразных мнемотехнических приемов, с которыми мы подробно познакомимся ниже.

    Мыслительную операцию перевода точной информации в образ мы будем называть приемами мнемотехники .

    Определение 1

    Структурирование –это выделение важных элементов в информационных сообщениях и установление связей между ними.

    Цели структурирования –облегчение восприятия и поиска информации, выявление закономерностей.

    Пример 1

    Для раскрытия понятия «структурирование» сравним четыре информационных сообщения.

    Первое:

    «Для того чтобы добраться до села Дудкино, нужно сначала долететь на самолете до Иванова. Далее - на электричке до Орехова. Затем пересесть на паром и переправиться через реку Слоновую в поселок Ольховка, а оттудауже на попутной машине ехать в село Дудкино».

    Второе:

    Как ехать в село Дудкино?

    1. До Иванова на самолете.

    1. До поселка Ольховка на пароме.

    1. До села Дудкино на попутной машине.

    Третье:

    Рисунок 1. Связи между населенными пунктами

    Четвертое:

    Рисунок 2.

    Все четыре информационных сообщения несут одинаковую информацию, но они разные по форме представления информации, и по форме восприятия информации. Очевидно, что четвертая форма представления информации наиболее удачна для понятийного восприятия. А из первой формы представления нужную информацию добыть сложнее всего.

    Во втором, третьем и четвертом примерах представления информации выделена структура, этапы поездки в село Дудкино.

    Пример 2

    Другим примером структурирование информации может быть оглавление в книгах. Книга имеет главы и разделы, затем, чтобы выделить основные мысли, разделы разбивают на абзацы. При такой структуре улучшается передача информации от автора книги к читателю.

    Электронные книги индексируют, т.е. создают списки основных терминов с указанием ссылок на страницы, где эти термины встречаются.

    Структуры информации можно разделить на классы:

    • множество -класс, в котором перечислен весь набор элементов и их характерные признаки (Например, множество, состоящее из Хризантем, Тюльпанов; Нарцисов определено характерным признаком – что это растения и цветы).
    • линейный класс или линейный список - множество, состоящее из конечного числа элементов и его элементы расположены в строго определенном порядке. В отличие от множества элементы в списке могут повторяться и должны быть отсортированы по определенному правилу, например по алфавиту.
    • таблицы - класс структуры позволяет установить связь между несколькими элементами. Например, в таблице 2 элементы каждой строки связаны между собой и отвечают за один объект. Таким образом хранится вся информация в базах данных. Строка таблицы называется записью, а столбец-полем (свойства записи).

    Рисунок 3.

    Линейных списков и таблиц иногда недостаточно для того, чтобы представить все связи между элементами.

    Определение 2

    Иерархия – класс структуры, в котором одни элементы подчиняются другим. Например, в некоторой фирме есть директор, ему подчиняются главный инженер и главный бухгалтер, у каждого из них есть свои подчиненные. Если мы захотим нарисовать схему управления этой фирмы, она получится многоуровневой.

    Рисунок 4. 1 иерархия

    В информатике иерархию называют деревом.

    Такое название закрепилось из-за того, что если перевернуть схему вверх ногами, она становится похожа на дерево (точнее, на куст, см. рисунок справа). Несколько деревьев образуют лес.

    Дерево состоит из узлов и связей между ними (они называются дугами ). Самый первый узел, расположенный на верхнем уровне (в него не входит ни одна стрелка‐дуга) – это корень дерева. Конечные узлы, из которых не выходит ни одна дуга, называются листьями. Все остальные узлы, кроме корня и листьев – это промежуточные узлы.

    Из двух связанных узлов тот, который находится на более высоком уровне, называется «родителем», а другой – «сыном». Корень – это единственный узел, у которого нет «родителя»; у листьев нет «сыновей».

    Используются также понятия «предок» и «потомок». «Потомок» какого‐то узла – это узел, в который можно перейти по стрелкам от узла‐предка. Соответственно, «предок» какого‐то узла – это узел, из которого можно перейти по стрелкам в данный узел.

    Определение 3

    Графы - класс структуры, где определен набор узлов (вершин) и связей между ними (рёбер). Приведем пример инфорации, которую обычно представляют в виде графа.

    «От пос. Васюки три дороги идут в Солнцево, Грибное и Ягодное. Между Солнцевым и Грибным и между Грибным и Ягодным также есть дороги. Кроме того, есть дорога, которая идет из Грибного в лес и возвращается обратно в Грибное».

    Достаточно сложно запомнить большой объем информации, если его не структурировать. Структурирование информации служит важной основой для последующего накопления полученного материала и его удобного использования. К тому же структурирование отлично развивает память , делает ум живым и любознательным.

    Без распределения информации на подгруппы по основным ее качествам и поиска логической связи между ними наш мозг не сможет удержать в себе необходимого объема знаний для нашей повседневной жизни, структурирование запоминаемого материала является неотъемлемой частью его деятельности.

    Чтобы запомнить что-то важное, но большое по объему, необходимо сильно постараться. Эту задачу можно легко упростить, овладев базовыми принципами структурирования. К тому же структурирование можно применять для запоминания не только большого количества материала, но и всевозможных таблиц, цифр и небольшого объема данных.

    Что собой представляет структурирование?

    Прежде всего, структурирование информации – это процесс распределения получаемого материала на элементы, которые связываются по подгруппам, исходя из своих основных признаков.

    Определяющим критерием для деления информации на группы служит ее смысловая составляющая.

    Сам же процесс распределения может происходить в свободной форме – как в момент первого знакомства с информацией, так и после ее получения.

    К примеру, если взять стандартный номер мобильного из 11 знаков и написать его сплошной строкой цифр, идущих по порядку, нашему мозгу будет трудно его запомнить, но если записать тот же номер с разделениями или скобками, обозначающими код оператора, то он четко отпечатается в памяти.

    То же самое касается и других цифр и знаков. Для того чтобы их запомнить без особых усилий – надо их структурировать.

    Именно для этого и существуют основные принципы структурирования – они помогают правильно распределить полученные знания на смысловые группы и установить логическую связь между ними.

    Какие принципы структурирования существуют?

    При выделении основных принципов структурирования стоит отталкиваться от его цели – это упрощение информации для ее лучшего запоминания. Благодаря этому упрощению мы можем строить ассоциации, сравнивать полученные знания и объединять их в группы.

    Для этого используется всего лишь два принципа – это обязательное распределение материала для запоминания на группы в соответствии с их смысловыми критериями и присутствие логической связи между этими группами или же построение этих групп по приоритету.

    Кроме этих двух принципов, есть еще несколько простых правил для лучшего запоминания информации, которые основываются на ее структурировании. Эти правила очень полезны для развития памяти и легки в применении.

    Три простых правила структурирования информации

    Первое правило носит название «эффект края». Оно состоит в том, что наш мозг лучше усваивает информацию в начале и в конце ее потока. Принцип действия этого правила знаком многим из нас по советскому кинематографу – его использовал Штирлиц, чтобы переключать внимание своего собеседника на нужные ему моменты.

    На самом деле «эффект края» был открыт в XIX веке немецким ученым Германом Эббингаузом, которому также принадлежит авторство «кривой забывания».

    Второе правило – это правило Миллера, названное в честь американского ученого, который его открыл. Оно также называется закономерностью 7 плюс-минус 2.

    Это правило было получено в ряде экспериментов, показавших, что память человека в среднем усваивает за один раз около 9-ти новых элементов, которыми могут быть пять простых слов, семь несвязанных букв алфавита или девять двоичных (восемь десятичных) чисел.

    Таким образом, вся информация составляет небольшие группы размером около 7 структурных единиц. Исходя из него, не рекомендуется разделять полученную информацию более чем на 7 групп.

    Третье правило говорит о том, что мы можем запомнить то, что нас больше всего впечатляет, то, что выделяется из всего информационного потока. Это своего рода эффект изоляции, который необходим при делении на подгруппы и группы, среди которых одни чем-то бы сильно отличались от других.

    Данное правило действует за счет феномена нашей памяти, которая легче запоминает что-то яркое и неординарное, чем общую серую массу материала. Именно поэтому для развития памяти необходимо выделять определенные структурные элементы информации, которую требуется запомнить.

    Как развить память – методы структурирования информации

    Чтобы развивать память, можно руководствоваться не только правилами и принципами структурирования информации, но и использовать определенные методы ее распределения.

    Среди них наиболее эффективными являются метод ментальных карт и метод римской комнаты.

    Метод ментальных карт или карт памяти был разработан Тони Бьюзеном и представляет собой способ изображения поступаемых знаний в виде схем или карт. Этот метод очень популярен среди многих психологов и детских педагогов.

    Для построения ментальных карт они обычно предлагают выполнить ряд простых действий:

    1. Взять материал, который предстоит выучить – учебник, конспект, таблицу или статью и чистый лист бумаги с цветными ручками или карандашами.
    2. В центре листа стоит изобразить любой рисунок, который отображает название или смысл имеющегося для запоминания материала.
    3. Далее необходимо двигаться от центрального изображения к краям бумажного листа и рисовать цепочки или линии связей, отображающих информацию.
    4. Конечным результатом будет так называемая карта памяти с простым рисунком, ассоциирующимся с прочитанным материалом. Ее запомнить намного проще, чем столбцы слов или заметки.

    Метод римской комнаты также действует по принципу логической цепочки. Он состоит в том, что надо распределять материал в виде предметов в хорошо знакомой вам комнате, придерживаясь определенного порядка. Когда информация понадобится – все, что будет необходимо для ее получения – это представить перед собой образ этой комнаты.

    Этот метод был разработан Цицероном в ходе его подготовок к своим публичным выступлениям. Оратор мог долгое время ходить по дому и распределять информацию в виде предметов, находящихся в нем.

    Разумеется, что существует еще множество различных методов, правил и способов для развития памяти, но все они базируются на структурировании полученного материала по группам с логической взаимосвязью. Поэтому обладание навыками структурирования является важнейшей основой любой хорошей памяти.