• UX-дизайн – подробное руководство. UI, UX: Кто этим занимается? Гид для дизайнеров SPECIAL

    Дизайн – понятие довольно широкое и неопределенное. Когда кто-то говорит? «Я дизайнер», не сразу понятно, чем он в действительно занимается каждый день. Существуют несколько разных областей, объединенных под понятием «дизайн».

    Профессии, относящиеся к дизайну, существуют в самых разных областях – от промышленного дизайна (дизайн машин и мебели и др.), печатного дизайна (журналы и другие печатные издания) до веб-дизайна (вебсайты, мобильные приложения).

    Однако за недавнее время появилось множество новых дизайн-профессий, сфокусированных на разработке интерфейсов для разного вида экранов. Вакансии, озаглавленные UX- или UI-дизайнеры непонятны для непосвященных и даже часто для самих дизайнеров из других областей.

    Давайте попробуем разобраться в том, что же означает каждый из этих терминов.

    UX-дизайнер (USER EXPERIENCE дизайнер)

    UX-дизайнер в первую очередь сконцентрирован на том, как продукт «ощущается», воспринимается пользователем. Поставленная дизайнеру задача не имеет одного верного ответа. UX-дизайнеры пробуют разные подходы, чтобы решить какую-то специфическую проблему пользователя. В широкий список обязанностей UX-дизайнера входит задача убедиться в том, что продукт последовательно переводит клиента из одной стадии в следующую. Один из способов достичь этого – проведение непосредственных тестов с реальным пользователем, чтобы иметь возможность наблюдать за его поведением. Выявляя вербальные и невербальные препятствия, UX дизайнеры совершенствуют продукт и последовательно приходят к созданию наилучшего варианта взаимодействия пользователя с продуктом. Тестовая версия необходима для того, чтобы обеспечить максимально удобное пользование продуктом.

    Пример описания работы experience-дизайнера в Twitter:

    «Определите модели взаимодействия, пользовательские потоки задач, и UI-спецификации. Представьте различные варианты развития событий, опишите процесс пользования и модели взаимодействия от и до и продемонстрируйте образцы заинтересованным лицам. Работайте с нашим креативным директором и визуальными дизайнерами, чтобы объединить визуальную идентичность Твиттера и его характерные черты. Развивайте или сохраняйте макеты, мок-апы и стандарты по необходимости»

    Результаты работы: макеты изображений на экранах, раскадровки, план сайта.

    Инструменты: Photoshop, Sketch, Illustrator, Fireworks, InVision

    UI-дизайнер (USER INTERFACE дизайнер)

    В отличие от UX-дизайнеров, которые ответственны за общее восприятие продукта, работа UI-дизайнера крутится вокруг того, как продукт спроектирован. Такие специалисты ответственны за дизайн каждой страницы или экрана, с которыми взаимодействует пользователь, и обязаны убедиться в том, что UI визуально сочетается с тропой, проложенной UX-дизайнером. Например, UI-дизайнер, создающий аналитическую панель, может представить наиболее важный контент наверху страницы, или решить, что ползунок или кнопка управления больше подходят восприятию пользователя для регулировки графика.


    Обычно UI-дизайнер также несет ответственность за создание единого стиля и обязан убедиться в том, что соответствующий «язык» дизайна применен во всем продукте.

    Сохранение последовательности во всех визуальных элементах и определение поведения (например, как отображать ошибку или предупреждения) подпадают под компетенцию UI-дизайнера.

    Граница между этими двумя профессиями весьма размыта, и зачастую компании нанимают одного человека на эти две вакансии.

    Инструменты: Photoshop, Sketch, Illustrator, Fireworks

    Визуальный дизайнер (графический дизайнер)

    Визуальный дизайнер – это тот, кто занимается графикой. Если вы спросите кого-то, кто не занимается дизайном, кто такой дизайнер, пожалуй, первым на ум придет как раз-таки графический дизайнер. Графические дизайнеры никак не связаны ни с тем, как экраны сообщаются друг с другом, ни с тем, как кто-то взаимодействует с продуктом. Вместо этого, они сосредоточены на создании красивых иконок, элементов управления и других визуальных элементов и выбирают подходящие шрифты. Графические дизайнеры трудятся над маленькими деталями, которым остальные не придают значения, и часто работают в Photoshop в режиме приближения 4X или 8X.

    Также довольно распространена ситуация, когда UI-дизайнеры выполняют двойную работу и создают конечный вариант элементов изображений. Некоторые компании принимают решение не нанимать отдельного графического дизайнера.

    Инструменты: Photoshop, Sketch

    Interactive-дизайнер (моушен-дизайнер)

    Помните почти незаметную подпрыгивающую анимацию, когда вы обновляете почту на своем iPhone? Это работа моушен-дизайнера. В отличие от графических дизайнеров, которые работают со статичными элементами, моушен-дизайнеры создают анимацию внутри приложений. Они имеют дело с тем, что делает интерфейс, после того, как пользователь к нему прикасается. Например, они решают, каким образом должно развертываться меню, какие эффекты перехода использовать, и как должна реагировать та или иная кнопка. Хорошо выполненный моушен-дизайн становится неотъемлемой частью интерфейса, предлагая визуальные подсказки как использовать продукт.

    Описание работы моушен-дизайнера в Apple:

    «Высокая квалификация в графическом дизайне, моушен-графике, знания в digital art, хорошее восприятие шрифтов и цвета, общее внимание к материалам и текстурам, а также практическое понимание анимации. Знание iOS, OS X, Photoshop и Illustrator, также знакомство с Director (или аналогом), Quartz Composer (или аналогом), 3D-моделированием, моушен-графикой»

    Инструменты: AfterEffects, Core Composer, Flash, Origami

    UX Исследователь (Исследователь пользователей)

    Цель UX исследователя – ответить на два вопроса: «Кто наш потребитель?» и «Что хочет наш потребитель?» Обычно в обязанности исследователя входит проведение интервью с пользователями, исследование маркетинговых данных и общий сбор аналитики. Дизайн – это процесс постоянного совершенствования. Исследователь может помочь в этом процессе, проводя A/B-тестирование, чтобы выявить, какое дизайнерское решение наиболее полно удовлетворяет потребительские нужды. UX-исследователь обычно – главная опора в больших компаниях, где доступ к огромному количеству информации дает ему достаточно возможностей, чтобы прийти к значимым заключениям.

    Описание работы UX-исследователя в Facebook:

    «Вплотную работайте с командами, создающими продукт, чтобы определить тему исследований. Проводите исследования, которые одновременно относятся как к потребительскому поведению, так и к их мнениям. Проводите исследования, используя широкий спектр качественных и количественных методов, например, опросы.»

    UX-дизайнеры периодически выполняют обязанности UX-исследователей.

    Результаты работы: портрет пользователя, результаты A/B-тестирования, поведенческие исследования пользователей/интервью.

    Инструменты: микрофон, бумаги, документы

    Внешний разработчик (UI-разработчик)

    Внешние разработчики отвечают за функциональное воплощение интерфейса продукта. Обычно, UI-дизайнер передает статичный мок-ап внешнему разработчику, который в дальнейшем трансформирует его в работающий, интерактивный продукт. Внешние разработчики также отвечают за кодирование, верстку интерактивной графики, которую создает моушен-дизайнер.

    Инструменты: CSS, HTML, JavaScript

    Дизайнер продукта

    Продакт-дизайнер – всеобъемлющее понятие, чтобы описать дизайнера, который в общем вовлечен в процесс создание образа и восприятия продукта.

    Роль продакт-дизайнера не очень хорошо определена и разнится в различных компаниях. Продакт-дизайнер может по минимуму заниматься кодированием, проводить пользовательские исследования, создавать интерфейс, или создавать визуальные элементы. С начала до конца продакт-дизайнер помогает выявить изначальную проблему, установить какие-либо критерии для ее решения, а затем создавать, тестировать и совершенствовать различные решения. Некоторые компании, которые хотят работать в рамках более «текучего» сотрудничества, указывают при поиске соискателя именно эту вакансию, чтобы в итоге создать команду разнопрофильных дизайнеров и работать над пользовательским восприятием продукта, проводить пользовательские исследования и создавать визуальные элементы.

    Некоторые компании используют «UX-дизайнер» или просто «дизайнер» в качестве всеобъемлющего термина. Прочтение описания вакансии – лучший способ выяснить, что будет входить в вашу компетенцию.

    Описание работы продакт-дизайнера для Pinterest

    «Владение всеми сферами дизайна: взаимодействие, визуальная часть, работа с продуктом, макетирование. Создание шаблонов элементов изображений и их верстка».

    Ищу дизайнера

    Самая распространенная фраза, которую я слышу от молодых стартапов. Обычно они ищут того, кто мог бы делать все вышеперечисленное. Они ищут того, кто мог бы создавать красивые иконки, создавать лендинги, запускать A/B-тестирование, логично размещать элементы UI на экране, и может даже делать что-то из обязанностей внешнего разработчика. Из-за общего характера, который носит эта должность, мы часто слышим, что компания хочет нанять просто «дизайнера», не углубляясь в подробности и специфику этой профессии.

    Границы между каждым из этих направлений дизайна очень размытые. Предполагается что некоторые UX-дизайнеры также будут работать над взаимодействием с потребителем, а некоторые UI-дизайнеры будут в том числе заниматься графикой. Лучший способ найти дизайнера – детально описать, что вы от него ожидаете в рамках работы на вашу компанию, и выбрать заголовок вакансии, наиболее четко отображающий обязанности дизайнера.

    Разработка пользовательских интерфейсов при грамотном подходе строится таким образом, чтобы создать его максимально привлекательным и удобным для оптимизации его взаимодействия с пользователем.

    Перед разработчиками веб-интерфейсов в любом проекте ставится задача создания именно дружественного по отношению к пользователю интерфейса. Однако это не всегда такая простая задача, как может показаться на первый взгляд, и порой требует не малого опыта проектирования. Главные требования здесь - удобство, практичность и интуитивная понятность. Именно в этот момент вступают в игру такие понятия как UX и UI дизайн, которые зачастую путаются. Рассмотрим каждое из них по отдельности и определим их ключевые моменты.

    UX дизайн (UX design )

    User Experience Design в переводе означает «опыт взаимодействия» и включает в себя различные UX -компоненты: информационную архитектуру, проектирование взаимодействия, графический дизайн и контент.

    В целом, UX дизайн подразумевает комплексный подход к взаимодействию пользователя с интерфейсом, будь-то веб-сайт , мобильное приложение или любая другая программа. Человек, который занимается этой работой - UX -дизайнер последнее время все чаще можно услышать названия UX -архитектора, UX -инженера или стратега, так как слово «дизайн» в данном контексте скорее нарицательное, чем то, что мы на самом деле привыкли понимать под значением этого слова) - при разработке интерфейса должен по возможности максимально учесть все мелочи, начиная от среды пользователя и типа электронного устройства и заканчивая способами ввода и отображения информации.

    Простой пример: допустим, вы вложили внушительную сумму денег, чтобы продвинуть ваш ресурс на первые строчки поисковых систем, однако его удобство оставляет желать лучшего. В таком случае внушительное количество пользователей просто уйдет с сайта и эффект от этого будет минимальным. Именно поэтому необходимо проводить постоянный анализ действий посетителей ресурса, совершенствовать свой сайт и следить за современными тенденциями.

    Основные вопросы, решаемые UX дизайном:

    • Постановка целей и задач - чего в итоге нам необходимо достичь?
    • Подбор подходящих UX инструментов для реализации целей
    • Разработка продукта, максимально удобного и легкого в восприятии целевой аудиторией
    • Анализ конечного результата - соответствует ли продукт ожиданиям заказчика и насколько высок уровень удовлетворенности пользователей.

    Именно грамотная продуманность всех деталей на этих этапах позволит создать армию поклонников вашего продукта. Ярким примером здесь является компания Apple , которая пошла по такому пути и завоевала сердца тысяч и миллионов.

    UI дизайн (UI design)

    User Interface Design или пользовательский интерфейс - это более узкое понятие, включающее в себя определенный набор графически оформленных технических элементов (кнопки, чекбоксы, селекторы и другие поля). Его задача - помочь пользователю организовать взаимодействие с программой/сайтом. На сегодняшний момент существуют некоторые правила UI дизайна :

    1. Организованность элементов интерфейса. Это означает, что они должны быть логически структурированы и взаимосвязаны.
    2. Группировка элементов интерфейса. Подразумевает объединение в группы логически связанных элементов (меню, формы).
    3. Выравнивание элементов интерфейса . Сложно представить, что плохо выровненный интерфейс может быть для кого-то удобным!
    4. Единый стиль элементов интерфейса. Стилевое оформление играет не последнюю роль, ведь именно оно сохраняется в памяти пользователя.
    5. Наличие свободного пространства. Это позволяет разграничивать информационные блоки, сосредотачивая внимание на чем-то одном.

    Разработанный по все правилам пользовательский интерфейс значительно повышает эффективность ресурса и дает ему конкурентные преимущества.

    Информационная архитектура (ИА)

    Отдельно хотелось бы сказать пару слов об Information Architecture (IA ) . Ее деятельность сфокусирована на организации данных, то есть насколько информация является структурированной с точки зрения пользователя, а не технических или системных правил. Она определяет размещение элементов на странице, связь самих страниц. Компетенция ИА - это скорее меню и навигация и их грамотное внедрение.

    Подводя итог, хотелось бы заметить, что в разных источниках под UX дизайном понимаются разные вещи, но в целом все они подразумевают описанную в статье работу над продуктом. А что для вас означает UX ?

    Для создания лучших шоколадных пирожных потребуется как UX, так и UI. Я серьезно. Для начала, вам потребуется рецепт, ингредиенты, кухонная посуда и духовка. Затем: смешиваем, выпекаем, нарезаем, раскладываем по тарелкам, подаем и едим.

    Но что из этого UX, а что UI? Процесс изготовления – это UX, а процесс раскладывания по тарелкам и подачи к столу — UI.

    А как насчет поедания? Это UX; кроме случаев, когда это не UX. Получит ли потребитель другой опыт, если пирожные будут поданы сразу со сковородки или красиво разложены на тарелке? Я бы сказал, да, последнее было бы предпочтительнее.

    В этой статье я поделюсь с вами пятью отличиями между UX и UI дизайном. Будем надеяться, что к ее окончанию, вы будете иметь о них лучшее представление. Сразу скажу, что, хотя вы и заметите отличия – некоторые из них будут очень похожи друг на друга.

    С этой оговоркой, давайте взглянем на некоторые различия между ними.

    UX – это не UI

    UX дизайн, или дизайн пользовательского опыта, это процесс, с помощью которого определяется необходимость. Затем рисуется грубый прототип, который позже подтверждается (или нет) путем тестирования. Когда подтверждается и бизнес-модель, и предложение ценности — продукт готов.

    Об UI, или дизайне пользовательского интерфейса можно думать так:

    Дизайн пользовательского интерфейса = Визуальный дизайн + Дизайн взаимодействия.

    Визуальный дизайн – это то, как сайт выглядит, его личность, если угодно; бренд. Дизайн взаимодействия – это то, как люди взаимодействуют с вашим сайтом. Когда кто-то нажимает кнопку, изменяется ли она таким образом, чтобы дать понять, что она нажата?

    И хотя и UX, и UI дизайнеры создают взаимодействия, UX дизайнеров можно считать архитекторами макровзаимодействий, а UI дизайнеров – создателями микровзаимодействий, занимающихся деталями.

    По словам дизайнера Ника Бабича:

    «Лучшие продукты хорошо справляются с двумя вещами: функциями и деталями. Функции – это то, что привлекает людей к вашему продукту. Детали – это то, что их удерживает».

    UX дизайнер, скорее будет разрабатывать потоки пользователей, шаги, которые пользователь предпримет, чтобы, например, подписаться на рассылку. Каким шагам они будут следовать и как они поймут, что всё удалось?

    Затем проект переходит UI дизайнеру. UI дизайнер усовершенствует эти взаимодействия добавляя цвет и подчеркивая оригинальный дизайн, давая им подсказки, и показывая направление к новостной рассылке.

    UI делает интерфейсы красивыми

    Полезный продукт удовлетворяет потребность, с которой еще не сталкивался рынок. Процесс исследования UX дизайнера включает в себя конкурентный анализ, разработку персон, а затем создание минимально жизнеспособного продукта; продукта, который будет ценным для вашей целевой аудитории. Это подтверждается путем тестирования на протяжении всего жизненного цикла продукта.

    После того, как потоки пользователей и ваерфрэймы запрототипированы и протестированы, процесс переходит к UI дизайнеру – его задачей будет заставить всё это красиво выглядеть. Это включает в себя выбор цветовой схемы и оформления, которое будет и красивым, и простым в использовании. Тем не менее, выбор цвета, оформление и взаимодействия основываются не на личных предпочтениях дизайнера, а на четко сформулированных причинах, специфических для персон, разработанных UX дизайнерами. С их помощью UI дизайнеры реализуют визуальную иерархию, которая послужит для пользователей проводником, объясняющими им что и когда делать, чтобы достичь своей цели.

    Хорошо продуманная иерархия будет выделять одну главную цель на странице давая пользователям понять, где на сайте они находятся, и что они могут сделать в любой данный момент времени. Иерархия справится с этим при помощи конвенций и шаблонов, уже знакомых пользователям. Эти шаблоны будут подсказывать пользователям направление.

    UX помогает пользователям достигать целей

    UI создает эмоциональные связи

    Люди приходят на ваш сайт, чтобы что-то сделать. Возможно кто-то ищет собачку для маленькой квартиры.

    UX сторона вещей может смотреть на людей, как на любителей собак и пытаться понять, что для них важно. Что они ценят, или что им нужно при поиске помощи в выборе своего пушистого друга? Чтобы понять это, они начинают работу. Они задают вопросы, наблюдают за людьми, опрашивают их, могут сделать прототипы и несколько партизанских тестирований, чтобы посмотреть, смогут ли они им помочь.

    После того, как вы настроили основное юзабилити, согласно Аарону Уолтеру, автору книги «Дизайн для эмоций», лояльность ваших пользователей будет зависеть от личности вашего интерфейса. Яркий дизайн может привлечь к вашему сайту людей, они даже могут задержаться, если там можно что-то сделать. И когда образуется личная связь – они на крючке. Заставляет ли ваш интерфейс их смеяться? Цепляет ли он их? Насколько он дерзкий? Аарон говорит: «Люди простят ваши недостатки, последуют за вами, и будут петь вам дифирамбы, если вы наградите их положительными эмоциями.» Вот здесь вступает UI дизайнер.

    Сначала создается UX дизайн

    Потом (иногда) создается дизайн UI

    Как UX и UI дизайнеры работают вместе на протяжении процесса проектирования?

    Как правило, UX дизайн и исследование являются первыми шагами при решении вопроса создания продукта или приложения. UX дизайнеры проводят большую часть исследований, которые позволяют подтвердить или опровергнуть первоначальные идеи продукта и направить его развитие.

    После того, как прототип был несколько раз протестирован, и уже почти готов, вступает UI дизайнер и начинает работать над визуальным дизайном и микровзаимодействиями.

    Однако этот путь не всегда линеен, и зависит от многих факторов. Например:

    • Кто занимается UX и UI?
    • Один и тот же человек, или кто-то другой, и другая команда?

    UX используется во всех продуктах, интерфейсах и услугах

    UI относится только к интерфейсам

    Дизайн пользовательского опыта – это обширная сфера, и с каждым днем она становится все более популярной. В настоящее время, не только компании, использующие веб, но и многие другие, разрабатывающие продукты или предоставляющие услуги начинают улавливать ценность понимания своих пользователей и подтверждения гипотез, до начала процесса создания.

    Дизайн пользовательских интерфейсов предназначен для пользовательских интерфейсов. Это не означает, что он ограничен графическим пользовательским интерфейсом компьютеров, планшетов, и мобильных устройств. В наши дни интерфейсы можно встретить во многих других продуктах, таких, как часы, стиральные машины, приборные панели в автомобилях, торговых автоматах, и многом другом.

    Недавно я читал о приложении на iPhone, которое разблокирует дверь вашего автомобиля. Оказывается, этот набор взаимодействий занимает гораздо больше шагов, чем просто использование ключа, для открывания двери. Разрабатываем ли мы для интерфейса, или опыта, мы должны позаботиться о том, чтобы наши пользователи оставались в самом сердце этого процесса.

    Выводы

    Почти невозможно отделить UX от UI или UI от UX.

    Но если попытаться, то можно заключить, что:

    • UX дизайн помогает пользователям выполнять задачи в среде различных платформ и услуг.
    • UI дизайн создает привлекательные и эстетичные интерфейсы, которые соединяются с людьми.

    Перевод статьи Дона Склехта

    В ИТ-отрасли достаточно много направлений связанных с дизайном. Самые распространённые из них - дизайнеры, скрытые за аббревиатурами UX и UI. Ну а кое-кто умудряется записать в дизайнеры даже разработчиков front-end. Давайте попробуем разобраться, кто такие дизайнеры в мире ИТ, в чем разница между UI и UX, и какое отношение к дизайну имеют фронтендщики.

    Дизайнеры

    Разработка интерфейса приложений, сайтов или игр является достаточно сложным процессом и нуждается в применении знаний из разных областей: инженерии, психологии и дизайна. Дизайнеры пользовательского интерфейса (по-английски - User Interface или UI) фокусируются на способе отображения функциональности сайта (поиск, вкладки, меню) и деталях взаимодействия клиента и интерфейса. Цель UI-дизайнера - эстетически приемлемый современный дизайн продукта . UX расшифровывается как User Experience, что в переводе значит «пользовательский опыт». UX-дизайнер больше сосредоточен на удобстве и понимании интерфейса потенциальным пользователем. Такой специалист зачастую проводит исследования и опросы, которые станут основой для создания концепции дизайна, а также тестирует концепции в ходе разработки и после неё. Обычно он сосредоточен на структуре, содержании, навигации и том, как пользователь взаимодействует с этими элементами.

    Он производит карты сайтов, прототипы, которые являются базовой структурой при создании программного обеспечения. Цель работы UX-дизайнера - чтобы пользователь быстро и безболезненно получил от сайта то, зачем он сюда приходит . Тем не менее, сегодня очень часто можно встретить написание этих двух специализаций через слеш. То есть задачи обоих направлений выполняет один специалист. UX/UI дизайнер проектирует взаимодействие пользователя с интерфейсом, решает, что именно ему нужно сделать и отвечает за то, как этот интерфейс в результате будет выглядеть.

    Что нужно знать UX/UI-дизайнеру

      Графические редакторы . Самые популярные на рынке инструменты - это Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, а также Sketch, Figma. Выберите удобный для себя редактор и попробуйте для начала нарисовать скриншоты сайта или приложения немного их модернизировав.

      Инструменты прототипирования (Mockplus, Axure) . Инструмент для создания прототипов является связывающим звеном между идеей и её реализацией. Неважно каким инструментом при этом вы будете пользоваться. Можно попробовать несколько и определиться с тем, который подойдёт именно вам по стилю и предпочтениям.

      Пользовательская психология. Уже на этапе разработки макета стоит подумать о том, будет ли удобно вам или кому-то ещё пользоваться этим интерфейсом. Представьте себя на месте клиента, постройте прочную связь с ним и будьте внимательны к его потребностям. Ведь продукт будет успешен, если на него есть спрос.

      Также понадобятся знания теории цвета . Кое-что мы знаем с детства, особенно те, кто ходил в художественную школу. Тем не менее, есть определённая специфика, касающаяся именно работы дизайнеров. Начальные знания можно получить из книг или статей в интернете.

      Желательно иметь представление о типографике , средстве объединения текстовой и визуальной составляющей.

      Композиция и юзабилити сайта.

      В зависимости от специфики работы может понадобиться понимание HTML и CSS или (немного) языков программирования (ссылки на ресурсы можно посмотреть ниже, в разделе «Что должен знать Front-end разработчик»).

    Разработчик Front-end

    Основной задачей фронтендщика является разработка клиентской части интерфейса. То есть, такой специалист «оживляет» то, что спроектировали дизайнеры. Он отвечает за работу и эксплуатацию интерфейса и меньше – за визуальное наполнение. Front-end разработчик часто должен найти хорошее решение для пользовательского интерфейса на стадии его разработки, поэтому часто взаимодействует с UX/UI дизайнером. Код, написанный front-end разработчиком, выполняется в браузере пользователя (как говорят, «на стороне клиента»). Также одной из важнейших задач является проверка того, что сайт или веб-приложение выглядит одинаково на всех платформах и браузерах.

    Что должен знать Front-end разработчик

    Как правило, front-end стоит на трёх китах: язык разметки страницы HTML, таблицы стилей CSS и язык программирования JavaScript. Кроме того, фронтендщик должен понимать принципы работы протокола HTTP, серверов и браузеров, особенности отображения интерфейса на различных устройствах, которые в настоящее время находятся на рынке. Инструменты и методы создания веб-интерфейсов постоянно развиваются и меняются, поэтому разработчик должен за этим постоянно следить.

    HTML и CSS (вёрстка)

    Это верстка, те самые кирпичи, из которых строится сайт. Язык разметки HTML диктует организацию сайта, содержимое и все взаимодействие между ними. Он позволяет обозначить верхнюю часть страницы, нижнюю, боковые блоки с содержимым, заголовки, отображение текста и мультимедийных элементов. Таблицы стилей CSS служит для украшения HTML-элементов. Они определяют, как именно отображается каждый графический элемент, который располагается на странице. С помощью самых свежих версий HTML5 и CSS3 можно размещать видео и аудио компоненты на страницу, создавать двухмерные изображения и анимацию, и даже писать несложные игры. Не нужно стараться запомнить сразу все теги и стили. Будет полезно изучить основы и сразу же применить их в действии. Очень неплохой сайт, где можно изучить основы HTML и CSS - W3School. Но только если у вас есть хотя бы базовые знания английского. Также фронтендщик должен разбираться в кросс-браузерной и кроссплатформенной разработке, адаптивной и отзывчивой вёрстке.

    Bootstrap

    Это фреймворк для HTML, CSS и JavaScript. То есть определённые шаблоны, из которых, как из конструктора, можно собирать сайты гораздо быстрее, чем без них. Но, разумеется, его нужно затачивать под ваши потребности самостоятельно. Если знаете английский, рекомендуем сайт getbootstrap и всё тот же w3schools .

    JavaScript

    Javascript – ядро front-end разработки. Это первый и наиболее распространённый язык программирования интерфейсов. Он способен добавить массу возможностей на сайт. На базовом уровне этот язык позволяет добавлять интерактивные элементы на страницу. Его используют для создания карт, которые обновляются в режиме реального времени, интерактивных онлайн-игр и фильмов. На старших курсах JavaRush мы немного изучаем JavaScript. Также его можно изучать на том же W3School или почитать о нём на русском, на сайте javascript.ru .

    jQuery

    jQuery – это библиотека Javascript, в которой содержатся плагины и расширения способные сделать разработку ещё проще и быстрее. Вместо того, чтобы писать код с нуля, библиотеки позволяют добавлять готовые компоненты, которые потом можно настроить под определённый проект. Вы можете использовать функции автозаполнения форм поиска, переставление и изменение размеров сетки и настройки таймеров обратного отсчёта. Практический курс по jQuery на w3school

    Javascript-фреймворки

    Существуют различные типы фреймворков, но вы можете выбрать один из них, который будет удобен в использовании именно вам. Самые известные - Angular, Backbone, Ember, и React. Представляют собой готовую структуру для кода. Они помогают ускорить разработку. А в совокупности с библиотеками способны минимизировать разработку сайта или приложения с нуля. Обзор 5 самых популярных JavaScript фреймворков и библиотек 2017

    Система управления версиями Git

    Системы контроля версий способны отслеживать изменения, которые вносят в код со временем. Также позволяют вернуться к предыдущей версии проекта. Git – самая широкоиспользуемая система управления версиями. Умение работать с Git является важным навыком для каждого разработчика.

    Краткие выводы

    UI расшифровывается как User Interface, что в переводе означает «интерфейс пользователя». То есть, Дизайнер UI отвечает в первую очередь за то, как продукт представлен пользователю. Он разрабатывает кнопки, иконки, подбирает шрифты, готовит макет. UX расшифровывается как User Experience (пользовательский опыт). Так что UX-дизайнер проектирует дизайн сайта, приложения - да чего угодно - так, чтобы пользователю было удобно и понятно, что к чему, и он мог получить от сайта то, что ему нужно с минимальными усилиями. Очень часто оба вида работ выполняет один человек-оркестр: UI/UX-дизайнер. Разработчик Front-end оживляет работу дизайнеров, внося в неё динамику: кнопки начинают нажиматься, а картинка - меняться. Он должен знать языки программирования, приправленные фреймворками, препроцессорами и библиотеками.

    На главные вопросы о профессии UX-дизайнера отвечают руководитель R&D в «Ак Барс Цифровые Технологии» и куратор программы «UX/UI дизайн » в Британской высшей школе дизайна Ярослав Шуваев, а также начальник отдела аналитических исследований пользовательского взаимодействия в «Сбербанк-Технологии» Алина Ермакова, руководитель по облачным сервисам в «МегаЛабс» (Мегафон) Дмитрий Ершов и дипломированные UX/UI-дизайнеры.

    1. Как объяснить бабушке, кем я работаю, если я UX/UI-дизайнер?

    Все зависит от степени прокачанности бабушки. Если бабушка - UX/UI-дизайнер, то, скорее всего, упрощающих метафор не потребуется. Для менее любознательной бабушки это может быть объяснение-отговорка: «Я занимаюсь мобильными и онлайн-приложениями». Если же мы попробуем составить определение из слов, понятных среднестатистической бабушке, максимально лаконично и близко отражающее смысл, то это будет: «Я занимаюсь улучшением качества цифровых услуг (UX), включая проектирование точек, каналов получения этих услуг (UI)».

    Татьяна Пчелинцева, выпускница курса «UX/UI дизайн» БВШД

    «Бабушке... Тут выяснилось, что даже мой папа до недавнего времени не понимал, чем я занимаюсь. Был забавный случай. Папа поинтересовался, на кого я учусь. Я ответила, что мы делаем цифровые продукты, улучшаем пользовательский опыт. (Пауза) ”Сыр через интернет что ли продаете?” Почему именно сыр, я до сих пор так и не поняла, но меня это сильно впечатлило. Пришлось рассказывать, что каждый из нас является UX-дизайнером.

    Родители недавно делали ремонт в квартире, обустроили ее в соответствии со своими потребностями: настенные полки на той высоте, на которой будет удобно маме расставлять книги, диван стоит на таком расстоянии от телевизора, чтобы его воздействие на глаза было минимальным, кофеварка всегда на видном месте. UX-дизайнер также занимается проектированием, но уже не столько своего, сколько чужого опыта: выявляет цели пользователя/бизнеса, определяет их боли и предлагает решения».

    Денис Ушаков, выпускник БВШД

    «Сложнее всего то, чем я занимаюсь, было объяснить моей бабушке, которая словосочетание «продуктовый дизайн» воспринимает как что-то, связанное с магазином продуктов, - и постоянно спрашивает, с какими такими продуктами я работаю. :)

    Но в целом и для бабушки, и для родителей вполне подходит объяснение на примере автомобильного руля: UX-дизайн объясняет расположение руля в машине, а UI - его внешний вид».

    В качестве примера можно привести один из дипломных проектов наших студентов этого года - цифровая витрина для Tele2. Это киоск самообслуживания в салонах Tele2, который позволяет получить необходимые услуги самостоятельно и сэкономить время. Перед студентами курса стояла задача переработать UX и UI цифровой витрины так, чтобы сделать этот сервис удобным, повысить конверсию и «оцифровывать» коммуникации абонентов с мобильным оператором.

    Проект студентов курса «UX/UI дизайн» БВШД для Tele2: цифровая витрина для Tele2

    Дизайнеры продумали как список функций витрины, так и их последовательность, расположение навигации на экране, шаги получения этой услуги. Чтобы сделать это эффективно, недостаточно просто отрисовать экран, все это разрабатывается на основе исследований, тестирований и других инструментов проектирования продукта, которыми должен владеть UX/UI-дизайнер.

    2. Какими компетенциями обладает идеальный UX/UI-дизайнер?

    На момент появления термина «дизайн пользовательского опыта» (UXD) термин «дизайн интефейсов» (UID) уже существовал и имел четкий устойчивый список артефактов - тех результатов работы дизайнера интерфейсов цифровых продуктов, которые позволяли сделать интерфейс: иконки, кнопки, создание мокапов, UI kit, работа со шрифтами, сетками, создание иллюстраций и так далее.

    Внедрение компетенций UXD в сферу разработки цифровых решений породило класс UX-дизайнеров, которые добавили новые артефакты в этот процесс, связанные с более научным и метрическим подходом к проектированию услуг: исследования юзабилити, пользователя, разработка информационной архитектуры, анализ пользовательских маршрутов. Это как если бы дизайнер мебели работал вместе с эргономом для создания не просто красивых и крепких, но и более удобных кресел.

    С появлением гибкого подхода в программного обеспечения (Agile, Scrum), количество узкоспециализированных экспертов в командах начинает уменьшаться за счет увеличения количества компетенций каждого участника. В гибких продуктовых командах сразу становится понятно, что разделение UX- и UI-обязанностей увеличивает время разработки за счет того, что постоянно меняются и растут требования «приемки» работ между дизайнерами. В конце концов один из дизайнеров может заболеть, тогда вся работа встает. Поэтому продуктовые команды предпочитают набирать UX/UI-дизайнеров, совмещающих, пусть иногда поверхностно, как компетенции UXD, так и UID, чем двух глубоких экспертов.

    Сочетание компетенций UX/UI-дизайнера


    Сколько зарабатывают такие дизайнеры? Точнее всего на этот вопрос ответит hh.ru. По данным сервиса, сегодня компании готовы предложить UX/UI-дизайнерам от 70 до 200 тысяч в месяц и больше.

    Выстроить свою траекторию можно из разных стартовых точек, но, безусловно, если стартовать от графического дизайнера, разработчика программного обеспечения, цифрового бизнес-аналитика, социального или психологического исследователя, то эта траектория будет короче, и путь будет быстрее. В дизайн-командах присутствует элемент взаимодополнения, взаимообучения. Для эффективности этого процесса составляют так называемые «звездные карты», где отмечена степень владения разными компетенциями. И, например, если дизайнер не владеет анимацией, то его перемещают в команду, где этот скилл развит. Так мы поступаем с нашими студентами, только ротация происходит по итогам каждого модуля.

    Дарья Сальникова, UX/UI-дизайнер Tele2

    «До обучения в Британке, я работала графическим дизайнером, были проекты и по web-сервисам, но в какой-то момент мне не стало нравиться, что я подключаюсь к продукту только на последней стадии, когда уже не могу повлиять на его юзабилити. То есть ты рисуешь кнопки, иконки, расставляешь их по ТЗ, даже если внутренне понимаешь, что это будет неудобно или не будет решать задачу.

    Поэтому я решила углубиться в UX/UI-дизайн, понять, как разрабатывается продукт с нуля, проводятся исследования, изучается пользователь, его задачи и поведение? и как все это отражается на интерфейсе. Сначала я прошла вводный онлайн-курс от AIC, потом пошла за практикой в Британку. После нескольких учебных проектов для «Золотой короны» и Mail.Ru я устроилась UX/UI-дизайнером в Tele2. Помимо портфолио, было важно, как я умею работать в команде, какие роли в этих проектах я занимала, какие задачи, кроме интерфейсов могу решать и другие soft skills.

    Сейчас я работаю над системой лояльности для клиентов Tele2. И это уже совсем по-другому: мы работаем с аналитиками, и когда дело доходит до UI, я уже могу аргументировать расположение, форму, цвет каждого элемента интерфейса. У нас на курсе были ребята, которые пришли не из сферы дизайна (маркетологи, менеджеры, разработчики). На курсе они освоили инструменты прототипирования, научились делать какие-то элементы интерфейса. Понятно, что у них нет такого бэкграунда в дизайне, как у графических дизайнеров. Но это так здорово, когда даже менеджеры или разработчики разбираются в дизайне, могут сделать прототип, поправить баннер, иконку и вообще начинают понимать, что дизайн - это большой труд».

    Дмитрий Ершов, руководитель по облачным сервисам, АО «МегаЛабс»

    «В «МегаЛабс» несколько команд, между которыми распределены продукты «МегаФона». Например, сейчас мы ищем дизайнеров в команды «МегаФон.Банк» и «МегаФон.ТВ». Когда я уже посмотрел портфолио и общаюсь с UX/UI-специалистом, сначала проверяю знание теории: композиции, типографики, колористики. На каждую из тем задаю несколько вопросов, и если дизайнер отвечает «я так вижу» – сразу минус 1 балл. Но если он, например, предлагает подобрать цвет с помощью триадной схемы – становится понятно, что с основами колористики он знаком.

    Когда теория проверена, я выясняю, какой из пяти уровней UX по модели Джесса Гарретта наиболее «прокачан» у кандидата, и в зависимости от уровня даю несколько задач. Дизайнеры продуктов «МегаФона» – это люди, которые создают интерфейсы исходя из целей и потребностей клиентов компании. Предпочтение отдается тем, кто понимает проблемы и на месте предлагает несколько вариантов решения.

    Вопросы по разработке тоже всегда звучат на собеседовании. Обычно я показываю несколько сайтов и спрашиваю, сколько колонок в сетке, или чем отличается JS от CSS. Дизайнер должен уметь все это объяснить, чтобы «упаковывать» свои идеи на понятном для разработчиков языке».

    3. Сложно ли найти работу?

    С одной стороны, отрасль испытывает нехватку таких специалистов и готова много платить, с другой, сейчас многие дизайнеры в поиске работы и долго не могут найти приличное место. В чем проблема тех и других?

    Прежде всего нужно изменить мышление. От «как сделать красивые экраны для портфолио» к «как сделать людей более счастливыми после взаимодействия с продуктом». Может получиться так, что вообще не придется рисовать экранов, и люди скажут за это спасибо. Для создания этих артефактов как раз используются актуальные дизайн-инструменты, методологии: Design thinking, User story mapping, User Flow Mapping, Customer Journey Mapping, Split-тестирования, Usability-тестирования, количественные исследования и многие другие. Хотя порой можно прийти к правильным результатам неправильным путем. Ситуация рынка новых профессий нестабильна, сейчас это довольно востребованное и прибыльное занятие, но спрос рождает предложение.

    Евгений Засименко, выпускник БВШД, product-дизайнер в Avito

    «Я начал искать работу продуктового дизайнера за несколько месяцев до окончания курса. Нельзя сказать, что очень активно, но в Avito мне понравилось, когда мы были там на экскурсии от Британки. Процесс трудоустройства был довольно стандартный для сферы дизайна: просмотр портфолио, тестовое задание, два собеседования, и я получил офер.

    Продуктовая разработка - это прежде всего командная работа, в которой дизайнер должен участвовать с самого начала и заниматься отрисовкой интерфейсов на основе метрик и исследований, уметь создавать прототипы для тестов, работать в связке с разработчиками и, самое главное, должен помогать достичь общей цели».

    Процессы компаний, в которые требуется продуктовый дизайнер, поднимают планку вхождения: помимо понимания дизайн-инструментов, требуется еще и практический опыт их использования, а также умение работать в команде. Поэтому нашим студентам, помимо актуальных инструментов и методологий, мы даем реальные кейсы от крупных брендов и объединяем их в кросс-функциональные команды.

    За этот год нам удалось сделать около 20 проектов для самых разных типов компаний: от ожидаемого финтеха - «Альфа-банк», МТС, «МегаФон» - до стартапов из сферы агротеха. Многие студенты смогли найти работу по итогам защиты проектов в тех компаниях, для которых делали проект, потому что заказчики в процессе видят их компетенции и практический опыт.

    Денис Ушаков, выпускник БВШД

    «Наш проект заключался в разработке мобильного приложения AgroClick для компании Exact Farming. Приложение для агронома-скаутера помогает ему содержать все данные о растениях в одном месте, структурировать их и быстро ими делиться. Суть решения - ускорение коммуникации между агрономом-скаутером, который весь день находится в поле и собирает информацию о культурах, и агрономом-специалистом, который в офисе принимает ключевые решения, например, по закупке пестицидов.

    Сейчас я продолжаю работу над проектом в качестве продуктового дизайнера уже в штате этой компании. Заказчик сам предложил мне позицию продуктового дизайнера, поскольку они уже видели, на что я способен, у нас был опыт совместной работы. Мне кажется, почти все одногруппники к концу обучения устроились на должность, связанную с UX/UI в такие компании, как «Райффайзенбанк», «Сбербанк Технологии», Tele2, Mail.ru, IBM Россия и другие».

    4. Продолжится ли рост спроса на таких специалистов в ближайшие 5 лет?

    В связи с тем что бизнесы разных компаний - от банков до ресторанов - оцифровываются, можно ожидать рост инхаус-разработки и переход на продуктовые рельсы заказной разработки. Следовательно, потребность в UX/UI-дизайнерах будет высокой. Не могу обещать золотых гор, так как рынок новых профессий все быстрее и быстрее адаптируется под спрос, как это было со специалистами по большим данным, машинному обучению, блокчейну и прочим направлениям, но образованный продуктовый дизайнер с хорошим портфолио и послужным списком стоит сейчас дорого и востребован по всему миру.

    «Я думаю, что тут дело ни сколько в названии «UX/UI-дизайн», сколько в функционале и ответственности. Спрос не упадет, конечно, но на кого? Наблюдаются волны: сначала все искали универсала - дизайнера-верстальщика-копирайтера. Это было связано с тем, что у компаний или не было на это денег, или они не понимали, зачем их тратить на дизайнеров. Потом начался хайп UX, появились инхаус-отделы исследований и проектирования, в ходу стали понятия не столько кнопки, сколько пользовательского опыта. Начали играть в тестирования, дизайн-мышление, айтрекеры. Начали думать процессами, а не экранами.

    Я думаю, следующая волна будет направлена на осознанность и внедрение основных понятий и принципов UX во все профессии, занимающиеся созданием продукта. То есть востребованы будут специалисты, которые на уровне ДНК понимают принципы исследований, основных методов анализа пользователей и процессов, проектирования опыта. И это не исключает высокие дизайнерские скиллы. Я верю в рост именно дизайнерской компетенции, потому что проектировщик - это хорошо, но чувство прекрасного в широком смысле слова никто не отменял».

    5. Как работа UX/UI-дизайнера отражается на повседневной жизни?

    Если принять что практически все, чем мы пользуемся, было придумано дизайнерами, то почти все массовые цифровые сервисы - мобильные сайты, web-сервисы и другие - придумываются сейчас Digital Product Designer"ами. Банковские приложения, услуги операторов связи, электронная коммерция, сервисы знакомств, геолокационные и информационные сервисы... Продолжать можно долго - легче открыть рабочий стол мобильного телефона или десктоп ноутбука и полистать установленные приложения. Все это - цифровые продукты, над логической и визуальной составляющей которых работают UX/UI-дизайнеры.

    Проект студентов курса «UX/UI дизайн» БВШД для МТС: мобильный гид для адаптации и развития сотрудников МТС

    Работа может заключаться как в создании совершенно нового продукта, так и перевода в цифровой вид существующих услуг. Например, наши студенты делали кейс для МТС - мобильный гид для адаптации новых сотрудников и их развития с системой геймификации и другими функциями. Система адаптации была всегда: от стандартного отдела кадров до HR-служб и системы менторства, но именно цифровое решение - это что-то новое. Оно более гибкое, эффективное и позволяет решать разные задачи компании через единый сервис: нетворкинг, обучение, организация работы сотрудников.

    Время жизни прибыльных бизнес-моделей стремительно сокращается. Чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно создавать новые и развивать уже имеющиеся цифровые продукты. Бренды, которые не могут адаптироваться к скорости, «вылетают с трассы». Поэтому современные компании переходят на быстрые адаптивные циклы постоянных изменений. Это как раз про пресловутый Agile и Scrum. Design-Develop-Learn и опять по кругу. Следовательно, дизайн-экспертиза как часть этого круга становится основополагающей.

    Алина Ермакова, начальник отдела аналитических исследований пользовательского взаимодействия в «Сбербанк-Технологии»

    «Пару недель назад я вернулась с конференции Enterprise UX в Сан-Франциско. Большие компании рассказывали, как проектируют госсервисы, или большие финтех-системы, или, например, как Uber сохраняет консистентность, находясь в 77 странах мира. UX/UI у них уже в ДНК. Это не этап, не метод, это нормальный продакшн-процесс. Нет церемоний прохождения дизайн-мышления, например.

    Весь процесс создания продуктов и есть дизайн-мышление. Команда использует необходимые методы там, где чувствуют, что надо. Это часть работы. И на сцену выходили не молодые дизайнеры-хипстеры, нанятые отрисовывать интерфейсы. Выходили дяди и тети за 45, владельцы бизнесов, управляющие директора корпораций. Потому что это уже на уровне здравого смысла».

    6. Какие методологии сейчас наиболее популярны?

    В России культура продуктового дизайна сейчас только зарождается. Фреймворк «Дизайн-Мышление» (Design Thinking) - уже стал неотъемлемой частью программы внутреннего корпоративного обучения в наших крупных компаниях и корпорациях: «Росатом», «Сбербанк», «Альфа-банк» и других.

    В цифровых компаниях традиционно популярны деривативы Design Thinking - Google Ventures Design Sprints, IBM Design Thinking, а также различные инструментальные части Design Thinking - моделирование персонажей, этнографические исследования, карты стейкхолдеров, картирование пользовательских путей (Customer Journey Mapping) и прочие. Относительно новым, но заслуживающим внимания является фреймворк Jobs To Be Done, где продукт разрабатывается не столько на основе характеристик пользователя, сколько на основе ситуации, в которой он оказался. Востребованность методологии зависит как от сферы деятельности компании, так и от внутренних процессов. Внедрить тот же Scrum в крупной компании дольше и сложнее, чем в стартапе, но все реально, главное - желание делать классный продукт для людей.

    Дмитрий Ершов, руководитель по облачным сервисам АО «МегаЛабс»

    «Для продуктов, которые не будут меняться, мы используем классическую каскадную модель разработки, а для постоянно развивающихся – выбираем SCRUM. Новые продукты или функциональности описываем с помощью диаграмм вариантов использования, но примеряем концепцию Jobs To Be Done, в которой такие диаграммы не нужны.

    Во время планирования новых релизов, мы оцениваем функционал по важности для пользователей, для бизнеса и по трудозатратам. Самое сложное – оценить важность для пользователей. Чтобы добиться большей объективности, используем фреймворк HEART. Он помогает смотреть на новые функциональности через призму целей пользователей.

    Иногда возникают споры, например, владелец продукта не согласен с дизайнером. В таких случаях мы разрабатываем и запускаем разные варианты одновременно, чтобы оценить эффективность каждого из них. Наиболее эффективное решение определяется статистикой поведения пользователей».

    7. В какие отрасли интегрируются методики UX/UI-дизайна в будущем?

    Если брать мировую практику, медленнее всего развиваются сферы с низкой конкуренцией, например, государственные сервисы - там есть где приложить руку. В нашей стране традиционно низкая финансовая и правовая грамотность, в силу этого не так быстро, как хотелось бы, появляются продукты, направленные на управление благосостоянием и всевозможные юридические сервисы.

    На курсе мы как раз много занимаемся финтехом, один из недавних кейсов - мобильный сервис, помогающий человеку управлять своими финансами и заниматься инвестированием. Чтобы снять барьер коммуникаций между банком и пользователем, студенты пришли к решению сделать инструмент в формате чат-бота, который может работать в любом удобном для пользователя мессенджере.

    Проект студентов курса «UX/UI дизайн» БВШД для банка «Ак Барс»: личный финансовый помощник, инструмент для инвестиций в любом удобном мессенджере.

    Общепризнанным локомотивом в применении дизайн-мышления много лет является IDEO. Из их последних кейсов можно увидеть, что эта методология активно начинает применяться в сфере образования, разработки носимой электроники, решении глобальных проблем.

    Очевидно, что рост конкуренции в различных видах бизнеса заставил компании перейти в цифровое измерение. Поэтому если сегодня мы видим, что агротех, медицина, ресторанный бизнес и другие офлайн-сферы начали предоставлять услуги онлайн, то завтра им потребуются наши методологии, чтобы предложить рынку новые функции и продукты, придумывать и обновлять свои digital-решения быстрее, быть более гибкими и делать своих клиентов счастливее.

    «Большинство компаний все еще воспринимают UX/UI-исследования, дизайн-мышление и другие креативные методики как услугу, отдельный сервис, который можно заказать или нанять. «Мыслить как дизайнер» нельзя купить, надо начать. Всем =)», - говорит Алина Ермакова, начальник отдела аналитических исследований пользовательского взаимодействия в «Сбербанк-Технологии».