• В excel примеры заданий. Задания по Excel

    Пользователи Excel давно и успешно применяют программу для решения различных типов задач в разных областях.

    Excel – это самая популярная программа в каждом офисе во всем мире. Ее возможности позволяют быстро находить эффективные решения в самых разных сферах деятельности. Программа способна решать различного рода задачи: финансовые, экономические, математические, логические, оптимизационные и многие другие. Для наглядности мы каждое из выше описанных решение задач в Excel и примеры его выполнения.

    Решение задач оптимизации в Excel

    Оптимизационные модели применяются в экономической и технической сфере. Их цель – подобрать сбалансированное решение, оптимальное в конкретных условиях (количество продаж для получения определенной выручки, лучшее меню, число рейсов и т.п.).

    В Excel для решения задач оптимизации используются следующие команды:

    Для решения простейших задач применяется команда «Подбор параметра». Самых сложных – «Диспетчер сценариев». Рассмотрим пример решения оптимизационной задачи с помощью надстройки «Поиск решения».

    Условие. Фирма производит несколько сортов йогурта. Условно – «1», «2» и «3». Реализовав 100 баночек йогурта «1», предприятие получает 200 рублей. «2» - 250 рублей. «3» - 300 рублей. Сбыт, налажен, но количество имеющегося сырья ограничено. Нужно найти, какой йогурт и в каком объеме необходимо делать, чтобы получить максимальный доход от продаж.

    Известные данные (в т.ч. нормы расхода сырья) занесем в таблицу:

    На основании этих данных составим рабочую таблицу:

    1. Количество изделий нам пока неизвестно. Это переменные.
    2. В столбец «Прибыль» внесены формулы: =200*B11, =250*В12, =300*В13.
    3. Расход сырья ограничен (это ограничения). В ячейки внесены формулы: =16*B11+13*B12+10*B13 («молоко»); =3*B11+3*B12+3*B13 («закваска»); =0*B11+5*B12+3*B13 («амортизатор») и =0*B11+8*B12+6*B13 («сахар»). То есть мы норму расхода умножили на количество.
    4. Цель – найти максимально возможную прибыль. Это ячейка С14.

    Активизируем команду «Поиск решения» и вносим параметры.


    После нажатия кнопки «Выполнить» программа выдает свое решение.

    Оптимальный вариант – сконцентрироваться на выпуске йогурта «3» и «1». Йогурт «2» производить не стоит.

    

    Решение финансовых задач в Excel

    Чаще всего для этой цели применяются финансовые функции. Рассмотрим пример.

    Оформим исходные данные в виде таблицы:

    Так как процентная ставка не меняется в течение всего периода, используем функцию ПС (СТАВКА, КПЕР, ПЛТ, БС, ТИП).

    Заполнение аргументов:

    1. Ставка – 20%/4, т.к. проценты начисляются ежеквартально.
    2. Кпер – 4*4 (общий срок вклада * число периодов начисления в год).
    3. Плт – 0. Ничего не пишем, т.к. депозит пополняться не будет.
    4. Тип – 0.
    5. БС – сумма, которую мы хотим получить в конце срока вклада.

    Вкладчику необходимо вложить эти деньги, поэтому результат отрицательный.

    Для проверки правильности решения воспользуемся формулой: ПС = БС / (1 + ставка) кпер. Подставим значения: ПС = 400 000 / (1 + 0,05) 16 = 183245.

    Решение эконометрики в Excel

    Для установления количественных и качественных взаимосвязей применяются математические и статистические методы и модели.

    Дано 2 диапазона значений:

    Значения Х будут играть роль факторного признака, Y – результативного. Задача – найти коэффициент корреляции.

    Для решения этой задачи предусмотрена функция КОРРЕЛ (массив 1; массив 2).

    Решение логических задач в Excel

    В табличном процессоре есть встроенные логические функции. Любая из них должна содержать хотя бы один оператор сравнения, который определит отношение между элементами (=, >, =,

    Ученики сдавали зачет. Каждый из них получил отметку. Если больше 4 баллов – зачет сдан. Менее – не сдан.

    1. Ставим курсор в ячейку С1. Нажимаем значок функций. Выбираем «ЕСЛИ».
    2. Заполняем аргументы. Логическое выражение – B1>=4. Это условие, при котором логическое значение – ИСТИНА.
    3. Если ИСТИНА – «Зачет сдал». ЛОЖЬ – «Зачет не сдал».

    Решение математических задач в Excel

    Средствами программы можно решать как простейшие математические задачки, так и более сложные (операции с функциями, матрицами, линейными уравнениями и т.п.).

    Условие учебной задачи. Найти обратную матрицу В для матрицы А.

    1. Делаем таблицу со значениями матрицы А.
    2. Выделяем на этом же листе область для обратной матрицы.
    3. Нажимаем кнопку «Вставить функцию». Категория – «Математические». Тип – «МОБР».
    4. В поле аргумента «Массив» вписываем диапазон матрицы А.
    5. Нажимаем одновременно Shift+Ctrl+Enter - это обязательное условие для ввода массивов.

    Возможности Excel не безграничны. Но множество задач программе «под силу». Тем более здесь не описаны возможности которые можно расширить с помощью макросов и пользовательских настроек.

    Технология выполнения задания:

    1. Запустите программу Microsoft Excel. Внимательно рассмотрите окно программы.
    Одна из ячеек выделена (обрамлена черной рамкой). Как выделить другую ячейку? Достаточно щелкнуть по ней мышью, причем указатель мыши в это время должен иметь вид светлого креста. Попробуйте выделить различные ячейки таблицы.
    Для перемещения по таблице воспользуйтесь полосами прокрутки.

    2.Для того чтобы ввести текст в одну из ячеек таблицы, необходимо ее выделить и сразу же (не дожидаясь появления столь необходимого нам в процессоре Word текстового курсора) "писать".

    Введите в любую выделенную (активную) ячейку сегодняшний день недели, например: Среда.
    Выделите целиком ту строку таблицы, в которой расположено название дня недели.
    Щелкните мышью по заголовку строки (ее номеру).
    Выделите целиком тот столбец таблицы, в котором расположено название дня недели.

    Щелкните мышью по заголовку столбца (его имени).

    3.Основным отличием работы электронных таблиц от текстового процессора является то, что после ввода данных в ячейку, их необходимо зафиксировать, т.е. дать понять программе, что вы закончили вводить информацию в эту конкретную ячейку.

    Зафиксировать данные можно одним из способов:

      • нажать клавишу {Enter};
      • щелкнуть мышью по другой ячейке;
      • воспользоваться кнопками управления курсором на клавиатуре (перейти к другой ячейке).

    Зафиксируйте введенные вами данные. Выделите ячейку таблицы, содержащую день недели, и воспользуйтесь кнопками выравнивания абзацев.

    4.Вы уже заметили, что таблица состоит из столбцов и строк, причем у каждого из столбцов есть свой заголовок (А, В, С...), и все строки пронумерованы (1, 2, 3...). Для того, чтобы выделить столбец целиком, достаточно щелкнуть мышью по его заголовку, чтобы выделить строку целиком, нужно щелкнуть мышью по ее заголовку.

    Выделите целиком тот столбец таблицы, в котором расположено введенное вами название дня недели.
    Каков заголовок этого столбца?
    Выделите целиком ту строку таблицы, в которой расположено введенное вами название дня недели.
    Какой заголовок имеет эта строка?
    Определите сколько всего в таблице строк и столбцов?
    Воспользуйтесь полосами прокрутки для того, чтобы определить сколько строк имеет таблица и каково имя последнего столбца.
    Внимание!!!
    Чтобы достичь быстро конца таблицы по горизонтали или вертикали, необходимо нажать комбинации клавиш: Ctrl+→ - конец столбцов или Ctrl+↓ - конец строк. Быстрый возврат в начало таблицы - Ctrl+Home.
    Выделите всю таблицу.
    Воспользуйтесь пустой кнопкой.

    5.Выделите ту ячейку таблицы, которая находится в столбце С и строке 4.
    Обратите внимание на то, что в Поле имени, расположенном выше заголовка столбца А, появился адрес выделенной ячейки С4. Выделите другую ячейку, и вы увидите, что в Поле имени адрес изменился.

    6.Выделите ячейку D5; F2; А16 .
    Какой адрес имеет ячейка, содержащая день недели?

    7.Определите количество листов в Книге1 .

    Вставьте через контекстное меню Добавить–Лист два дополнительных листа. Для этого встаньте на ярлык листа Лист 3 и щелкните по нему правой кнопкой, откроется контекстное меню выберите опцию Добавить и выберите в окне Вставка Лист. Добавлен Лист 4. Аналогично добавьте Лист 5. Внимание! Обратите внимание на названия новых листов и место их размещения.
    Измените порядок следования листов в книге. Щелкните по Лист 4 и, удерживая левую кнопку, переместите лист в нужное место.

    8.Установите количество рабочих листов в новой книге по умолчанию равное 3. Для этого выполните команду Сервис–Параметры–Общие.

    Отчет:

    1. В ячейке А3 Укажите адрес последнего столбца таблицы.
    2. Сколько строк содержится в таблице? Укажите адрес последней строки в ячейке B3 .
    3. Введите в ячейку N35 свое имя, выровняйте его в ячейке по центру и примените начертание полужирное.
    4. Введите в ячейку С5 текущий год.
    5. Переименуйте Лист 1

    Предварительный просмотр:

    1. Занятие 1. Назначение программы. Вид экрана. Ввод данных в таблицу
    2. Занятие 2. Форматирование таблицы
    3. Занятие 3. Расчет по формулам
    4. Занятие 4. Представление данных из таблицы в графическом виде
    5. Занятие 5. Работа со встроенными функциями
    6. Занятие 6. Работа с шаблонами
    7. Занятие 7. Действия с рабочим листом
    8. Занятие 8. Создание баз данных, или работа со списками
    9. Занятие 9. Создание баз данных, или работа со списками (продолжение)
    10. Занятие 10. Макросы
    11. Практические задания для самоконтроля и зачетного занятия

    Занятие 1. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
    ВИД ЭКРАНА. ВВОД ДАННЫХ В ТАБЛИЦУ

    Программа Microsoft Excel относится к классу программ, называемых электронными таблицами . Электронные таблицы ориентированы прежде всего на решение экономических и инженерных задач, позволяют систематизировать данные из любой сферы деятельности. Существуют следующие версии данной программы – Microsoft Excel 4.0, 5.0, 7.0, 97, 2000.

    Программа Microsoft Excel позволяет:

    1. сформировать данные в виде таблиц;
    2. рассчитать содержимое ячеек по формулам, при этом возможно использование более 150 встроенных функций;
    3. представить данные из таблиц в графическом виде;
    4. организовать данные в конструкции, близкие по возможностям к базе данных.

    Практическое задание 1

    Задание: создать таблицу, занести в нее следующие данные:

    Порядок работы

    1. Сначала определим размеры столбцов; для этого, наведя курсор мыши на границы столбцов на координатной строке, перемещаем его вправо до тех пор, пока столбцы не примут нужный вам размер.
    2. Сделайте заголовок таблицы. Для этого щелкните мышью по ячейке А1 и наберите в ней текст “Крупнейшие реки Африки”, потом выделите ячейку мышью, выберите нужный вам размер шрифта. Заголовок готов. Более подробно о создании заголовков – в занятии 2.
    3. Щелкните мышью на ячейку А2 и занесите в нее слово “Название”, затем перейдите в соседнюю ячейку или нажмите клавишу Enter, чтобы выйти из режима ввода. Аналогичные действия выполните с другими ячейками таблицы.
    4. Следите, чтобы название, длина и бассейн реки располагались в отдельных ячейках.
    5. Выполним обрамление таблицы. Выделите мышью все заполненные ячейки, найдите в правой части панели инструментов пиктограмму “границы” (уменьшенное изображение таблицы пунктиром) и щелкните по кнопке со стрелкой справа от нее. Из предложенного списка выберете нужный вам вариант обрамления. Таблица готова. Более подробно о выделении и форматировании таблицы будет рассказано далее.
    6. Сохраните таблицу.

    Занятие 2. ФОРМАТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦЫ

    Выделение фрагментов таблицы

    Чтобы выполнить какое-либо действие с группой ячеек, их необходимо сначала выделить. При этом фон всех ячеек, кроме первой, будет закрашен черным цветом. Но не закрашенная ячейка тоже будет выделена.

    1. Чтобы выделить одну строку, помещаем указатель мыши на номер строки на координатном столбце. Для выделения нескольких строк перемещаемся по координатному столбцу, не отпуская левую клавишу.
    2. Чтобы выделить один столбец, помещаем указатель мыши на букву на координатной строке. Для выделения нескольких столбцов перемещаемся по координатной строке, не отпуская левую клавишу.
    3. Для выделения нескольких ячеек перемещаемся по таблице при нажатой левой клавише.
    4. Выделение снимается щелчком в любом месте экрана.

    Изменение размеров ячеек

    В реальных таблицах, как правило, все столбцы имеют различную ширину. Существует несколько способов изменения размеров ячейки.

    Если необходимо изменить размеры сразу нескольких ячеек, их необходимо сначала выделить.

    1. Помещаем указатель мыши на координатную строку или столбец (они выделены серым цветом и располагаются сверху и слева); не отпуская левую клавишу мыши перемещаем границу ячейки в нужном направлении. Курсор мыши при этом изменит свой вид.
    2. Команда Формат – Строка – Высота и команда Формат – Столбец – Ширина позволяют определить размеры ячейки очень точно. Если размеры определяются в пунктах, то 1пт = 0,33255 мм.
    3. Двойной щелчок по границе ячейки определит оптимальные размеры ячейки по ее содержимому.

    Форматирование содержимого ячеек

    Команда Формат – Ячейка предназначена для выполнения основных действий с ячейками. Действие будет выполнено с активной ячейкой или с группой выделенных ячеек. Команда содержит следующие подрежимы:

    ЧИСЛО – позволяет явно определить тип данных в ячейке и форму представления этого типа. Например, для числового или денежного формата можно определить количество знаков после запятой.

    ВЫРАВНИВАНИЕ – определяет способ расположения данных относительно границ ячейки. Если включен режим “ПЕРЕНОСИТЬ ПО СЛОВАМ”, то текст в ячейке разбивается на несколько строк. Режим позволяет расположить текст в ячейке вертикально или даже под выбранным углом.

    ШРИФТ – определяет параметры шрифта в ячейке (наименование, размер, стиль написания).

    ГРАНИЦА – обрамляет выделенные ячейки, при этом можно определить толщину линии, ее цвет и местоположение.

    ВИД – закрашивает фон ячеек с помощью выделенного цвета или узора.

    ЗАЩИТА – устанавливается защита на внесение изменений.

    Команда применяется к выделенной или активной в настоящий момент ячейке.

    Практическое задание 2

    Создайте таблицу следующего вида на первом рабочем листе.

    При создании таблицы примените следующие установки:

    1. основной текст таблицы выполнен шрифтом Courier 12 размера;
    2. текст отцентрирован относительно границ ячейки;
    3. чтобы текст занимал в ячейке несколько строк, используйте режим Формат – Ячейка – Выравнивание ;
    4. выполните обрамление таблицы синим цветом, для этого используйте режим Формат – Ячейка – Граница .

    Сохраните готовую таблицу в папке Users в файле ископаемые.xls .

    Заголовок таблицы

    Для расположения заголовка по центру относительно границ таблицы существует специальная пиктограмма, которая называется “Объединить и поместить в центре”. Предварительно выделяется группа ячеек над таблицей, при нажатии на данную пиктограмму они объединяются в одну и набираемый в ней текст центрируется.

    Практическое задание 2.1

    Над созданной таблицей наберите заголовок “Полезные ископаемые” 14 размером, полужирным курсивом.

    Занятие 3. РАСЧЕТ ПО ФОРМУЛАМ

    Правила работы с формулами

    1. формула всегда начинается со знака =;
    2. формула может содержать знаки арифметических операций + – * / (сложение, вычитание, умножение и деление);
    3. если формула содержит адреса ячеек, то в вычислении участвует содержимое ячейки;
    4. для получения результата нажмите.

    Если необходимо рассчитать данные в столбце по однотипной формуле, в которой меняются только адреса ячеек при переходе на следующую строку таблицы, то такую формулу можно скопировать или размножить на все ячейки данного столбца.

    Например:

    Расчет суммы в последнем столбце происходит путем перемножения данных из столбца “Цена одного экземпляра” и данных из столбца “Количество”, формула при переходе на следующую строку в таблице не изменяется, изменяются только адреса ячеек.

    Копирование содержимого ячеек

    Выделяем исходную ячейку, помещаем указатель мыши на край рамки и при нажатой клавише и левой клавише мыши перемещаем рамочку в новое место. При этом копируется содержимое ячейки, в том числе и формула.

    Автозаполнение ячеек

    Выделяем исходную ячейку, в нижнем правом углу находится маркер заполнения, помещаем курсор мыши на него, он примет вид + ; при нажатой левой клавише растягиваем границу рамки на группу ячеек. При этом все выделенные ячейки заполняются содержимым первой ячейки. При этом при копировании и автозаполнении соответствующим образом изменяются адреса ячеек в формулах. Например, формула = А1 + В1 изменится на = А2 + В2.

    Например: = $A$5 * A6

    При копировании этой формулы в следующую строку ссылка на первую ячейку останется неизменной, а второй адрес в формуле изменится.

    Расчет итоговых сумм по столбцам

    В таблицах часто необходимо подсчитать итоговые суммы по столбцу. Для этого существует специальная пиктограмма Автосуммирование . Предварительно ячейки с исходными данными нужно выделить, для этого нажимаем пиктограмму, сумма будет расположена в свободной ячейке под столбцом.

    Практическое задание 3

    Создайте таблицу следующего вида:

    Под таблицей рассчитайте по формуле среднюю длину рек.

    Занятие 4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ ИЗ ТАБЛИЦЫ В ГРАФИЧЕСКОМ ВИДЕ

    Программа Microsoft Excel предоставляет пользователю широкие возможности для визуализации числовых данных из таблиц. Двумерное изображение при этом называется диаграммой , объемное – гистограммой . Числовые ряды можно представить в виде графиков . Не важно, какую форму представления данных вы выберите, порядок действий будет один и тот же. При этом будет работать программа, которая называется Мастером диаграмм . Пользователю только необходимо в окне диалога определить параметры изображения.

    Порядок построения диаграммы:

    1. Выделяем фрагменты таблицы, на основе которых будет построена диаграмма. Ячейки, содержащие наименования столбцов, тоже выделяются, они будут использоваться как подписи на диаграмме. Если необходимо выделить несмежные фрагменты таблицы, то второй фрагмент выделяется при нажатой клавише.

    2. Выбираем команду Вставка – Диаграмма или нажимаем соответствующую пиктограмму на панели инструментов. На экране появится первое из окон диалога Мастера диаграмм.

    3. В каждом окне выбираем один из предлагаемых вариантов щелчком мыши. Для переключения между подрежимами можно использовать вкладки в верхней части окон. Для перехода к следующему окну нажимаем кнопку “Далее”, кнопка “Назад” позволяет вернуться к предыдущему шагу. Кнопка “Готово” позволит закончить процесс построения диаграммы.

    1 окно: Определяем тип диаграммы. При этом выбираем его в стандартных или нестандартных диаграммах. Это окно представлено на рис. 4.

    2 окно: Будет представлена диаграмма выбранного вами типа, построенная на основании выделенных данных. Если диаграмма не получилась, то проверьте правильность выделения исходных данных в таблице или выберите другой тип диаграммы.

    3 окно: Можно определить заголовок диаграммы, подписи к данным, наличие и местоположение легенды (легенда – это пояснения к диаграмме: какой цвет соответствует какому типу данных).

    4 окно: Определяет местоположение диаграммы. Ее можно расположит на том же листе, что и таблицу с исходными данными, и на отдельном листе.

    Рис. 4. Первое окно Мастера диаграмм для определения типа диаграммы

    Для примера построим диаграмму на основе следующей таблицы.

    Озера

    Наименование

    Наибольшая глубина, м

    Каспийское море

    1025

    Женевское озеро

    Ладожское озеро

    Онежское озеро

    Байкал

    1620

    Диаграмма будет построена на основе столбцов “Наименование” и “Наибольшая глубина”. Эти столбцы необходимо выделить.

    Нажимаем пиктограмму и изображением диаграммы. В первом окне выбираем тип диаграммы – круговая. Во втором окне будет представлен результат построения диаграммы, переходим к следующему окну. В третьем окне определим название – “Глубины озер”. Возле каждого сектора установим значение глубины. Расположим легенду внизу под диаграммой. Далее представлен результата нашей работы:

    Изменение параметров форматирования уже построенной диаграммы.

    Если необходимо изменить форму представления любой составной части диаграммы. Щелчком мыши выделяем фрагмент диаграммы, вокруг него появится рамка с маркерами изменения размеров, при этом фрагмент диаграммы считается выделенным и мы его правим. Далее нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, которое будет содержать перечень действий. Для изменения параметров форматирования выберите режим Формат подписи данных и измените параметры со значений на доли.

    Рис. 5. Контекстное меню для форматирования построенной диаграммы

    Действия с диаграммой

    С диаграммой, как и со вставленным рисунком, можно выполнить следующие действия.

    1. Для изменения размеров всей диаграммы целиком или любого ее фрагмента необходимо сначала выделить нужный участок. Вокруг него появится рамка с маркерами изменения размера. Перемещая эти маркеры при нажатой клавише мыши, изменяем размеры.

    2. Чтобы переместить диаграмму по рабочему листу, сначала выделяем ее, помещаем указатель мыши в любое место диаграммы и при нажатой левой клавише перемещаем диаграмму в новое место.

    3. Для удаления диаграммы сначала выделяем ее, затем нажимаем клавишу Del или выбираем команду “Удалить” в контекстном меню диаграммы.

    Занятие 5. РАБОТА С ФУНКЦИЯМИ

    Программа содержит более 150 встроенных функций для обработки данных. Для удобства поиска все функции разбиты на категории, внутри каждой категории они отсортированы в алфавитном порядке. Кроме этого есть две категории – “10 недавно использовавшихся” и “Полный алфавитный перечень”, в котором все встроенные функции располагаются в алфавитном порядке.

    Для вставки функции в формулу можно воспользоваться мастером функций, при этом функции могут быть вложенными друг в друга, но не более 8 раз. Главными задачами при использовании функции являются определение самой функции и аргумента. Как правило, аргументом являются адреса ячеек. Если необходимо указать диапазон ячеек, то первый и последний адреса разделяются двоеточием, например А12:С20.

    Порядок работы с функциями

    1. Сделаем активной ячеку, в которую хотим поместить результат.
    2. Выбираем команду Вставка – Функция или нажимаем пиктограмму F(x).
    3. В первом появившемя окне Мастера функций определяем категорию и название конкретной функции (рис. 6).
    4. Во втором окне необходимо определить аргументы для функции. Для этого щелчком кнопки справа от первого диапозона ячеек (см. рис. 7) закрываем окно, выделяем ячейки, на основе которых будет проводиться вычисление, и нажимаем клавишу. Если аргументом является несколько диапазонов ячеек, то действие повторяем.
    5. Затем для завершения работы нажимаем клавишу. В исходной ячейке окажется результат вычисления.

    Рассмотрим работу с функциями на примере логических функций. При решении некоторых задач значение ячейки необходимо вычислять одним из нескольких способов – в зависимости от выполнения или невыполнения одного или нескольких условий.

    Для решения таких задач применяют условную функцию ЕСЛИ:

    ЕСЛИ(,).

    Если логическое выражение имеет значение “Истина” (1), ЕСЛИ принимает значение выражения 1, а если “Ложь” – значение выражения 2. В качестве выражения 1 или выражения 2 можно записать вложенную функцию ЕСЛИ. Число вложенных функций ЕСЛИ не должно превышать семи. Например, если в какой-либо ячейке будет записана функция ЕСЛИ(C5=1,D5*E5,D5-E5)), то при С5=1 функция будет иметь значение “Истина” и текущая ячейка примет значение D5*E5, если С5=1 будет иметь значение “Ложь”, то значением функции будет D5-E5.

    Рис. 6. Мастера функций

    Если условий много, записывать вложенные функции ЕСЛИ становится неудобно. В этом случае на месте логического выражения можно указать одну из двух логических функций: И (и) или ИЛИ (или).

    Формат функций одинаков:

    И(,..),

    ИЛИ(,..).

    Функция И принимает значение “Истина”, если одновременно истинны все логические выражения, указанные в качестве аргументов этой функции. В остальных случаях Значение И – “Ложь”. В скобках можно указать до 30 логических выражений.

    Функция ИЛИ принимает значение “Истина”, если истинно хотя бы одно из логических выражений, указанных в качестве аргументов этой функции. В остальных случаях значение ИЛИ – “Ложь”.

    Давайте рассмотрим, как работают логические функции, на примере.

    Создадим таблицу с заголовком “Результаты вычисления”:

    Значение последнего столбца может меняться в завистимости от значения набранного бала. Пусть при набранном балле 21 абитуриент считается зачисленным, при меньшем значении – нет. Тогда формула для занесения в последний столбец выглядит следующим образом:

    ЕСЛИ (С2

    Практическое задание 5

    Создать таблицу для расчета заработной платы:

    Первые три столбца начисляются в свободной форме, налог рассчитывается в зависимости от суммы во втором столбце. Налог начислить по следующему правилу: если сумма начислений с начала года у сотрудника меньше 20000 руб., то берется 12% от налогооблагаемой суммы. Если сумма начислений с начала года больше 20000 руб., то берется 20% от налогооблагаемой суммы. Для ввода формулы начисления налога использовать Мастер функций.

    Занятие 6. РАБОТА С ШАБЛОНАМИ

    Для минимизации действий при создании стандартных документов удобно воспользоваться готовыми шаблонами. Чтобы воспользоваться ими, необходимо вызвать команду Файл – Создать ; в появившемся диалоговом окне выбрать вкладку Решения и определить нужный документ. Заполнить поля документа. Сохранить созданный документ, используя команду Файл – Сохранить как .

    Пользователь имеет возможность создать бланк любого документа, сохранив его в качестве шаблона. При этом создается заготовка для таблицы без исходных данных. Можно заранее определить формат данных для пустых ячеек. Ячейки сначала выделяются, а затем командой Формат – Ячейка определяются параметры форматирования.

    Рассмотрим работу с шаблоном на примере.

    Данные с каждой геологической станции заносятся в однотипную таблицу. Имеет смысл создать шаблон, содержащий заготовку таблицы данных.

    1. Создадим пустую таблицу следующего вида:

    Реестр геологических станций, выполненный лабораторией
    морской геоакустики и петрофизики в Балтийском море

    2. Сохраним заготовку таблицы как шаблон; для этого в окне сохранения таблицы в файле в поле “Тип” выберем вариант ШАБЛОН или явно укажем расширение файла как. xlt .

    3. После этого файл закрываем.

    4. Чтобы заполнить шаблон данными для конкретной станции, открываем файл шаблона (если в окне папки имя данного файла отсутствует, то в окне открытия файла изменяем тип файла на ШАБЛОН).

    5. Заполняем таблицу конкретной информацией.

    6. Сохраняем файл под другим именем, при этом либо явно указываем расширение. xls , либо устанавливаем тип файла как “Книга Microsoft Excel”.

    Практическое задание 6.

    Создайте шаблон следующего вида:

    Квадрат № ________

    Широта__________

    Долгота __________

    2. Занесите в таблицу названия месяцев и глубины (0, 5,10,15,20, 30, 40, 50, 60, 80, 100, 150).

    3. Отформатируйте таблицу по своему желанию.

    4. Сохраните таблицу в файле квадраты.xlt, закройте файл шаблона.

    5. Откройте файл квадраты.xlt . Занесите в него значения температур, солености и плотности. В заголовок таблицы занесите данные о квадрате.

    6. Сохраните файл под именем квадрат1.xls.

    Занятие 7. ДЕЙСТВИЯ С РАБОЧИМ ЛИСТОМ

    Рабочая книга состоит из нескольких рабочих листов. С рабочим листом можно выполнить следующие действия.

    Для добавления в рабочую книгу нового рабочего листа используйте команду Вставка – Лист. Новый лист получит следующий свободный номер. Максимальное количество листов – 256.

    Для удаления рабочего листа со всем содержимым выбираем команду Правка – Удалить лист. Рабочий лист удаляется со всем содержимым и восстановлению не подлежит.

    Команда Формат – Лист – Переименовать позволяет присвоить рабочему листу новое имя. При этом возле старого имени на корешке листа появляется курсор. Старое имя нужно удалить, ввести новое и нажать клавишу.

    Чтобы убрать с экрана корешки рабочих листов, применяется команда Формат – Лист – Скрыть. Обратное действие выполняет команда Формат – Лист – Показать.

    Копирование или перенос рабочего листа выполняется командой Правка – Переместить/скопировать лист. При этом действия можно выполнить как в текущей рабочей книге (файле), так и в другом открытом файле. Для выполнения операции копирования необходимо включить соответствующий флажок в окне диалога. Копия получит то же имя, что и исходный файл. В скобках будет указано (2), (3) и т.д.

    Упражнение 6.1

    1. Переименуйте первый рабочий лист в “Исходные данные”.
    2. Переместите его в конец рабочей книги.
    3. Создайте его копию в этой же рабочей книге.
    4. Добавьте в открытую книгу еще два новых рабочих листа.
    5. Скройте корешок 3-го рабочего листа, а затем снова покажите его.

    Практическое задание 7

    На первом рабочем листе создайте таблицу следующего вида:

    Основные морфометрические характеристики отдельных морей

    Море

    Площадь,

    тыс. км 2

    Объем воды, тыс. км 3

    Глубина, м

    средняя

    наибольшая

    Карибское

    2777

    6745

    2429

    7090

    Средиземное

    2505

    3603

    1438

    5121

    Северное

    Балтийское

    Черное

    1315

    2210

    1. Назовите первый рабочий лист “Моря Аталантического океана”.
    2. Создайте копию данного рабочего листа, поместите ее в конец файла.
    3. Остальные рабочие листы (Лист2 и Лист3) сделайте невидимыми.
    4. Снова высветите корешок рабочего листа с номером 3.

    Занятие 8. СОЗДАНИЕ БАЗ ДАННЫХ, ИЛИ РАБОТА СО СПИСКАМИ

    В Microsoft Excel в качестве базы данных можно использовать список.

    Список - это способ представления данных, при котором данные в таблице взаимосвязаны и структура таблицы определяется заранее. При выполнении обычных операций с данными, например, при поиске, сортировке или обработке данных, списки автоматически распознаются как базы данных, при этом курсор должен находиться в любом месте внутри таблицы.

    Если у базой считают таблица данных, то:

    1. столбцы списков становятся полями базы данных;
    2. заголовки столбцов становятся именами полей базы данных;
    3. каждая строка списка преобразуется в запись данных.

    Все действия со списками (базой данных) выполняет команда главного меню ДАННЫЕ.

    1. Размер и расположение списка

    1. На листе не следует помещать более одного списка. Некоторые функции обработки списков, например фильтры, не позволяют обрабатывать несколько списков одновременно.
    2. Между списком и другими данными листа необходимо оставить по меньшей мере одну пустую строку и один пустой столбец. Это позволяет Microsoft Excel быстрее обнаружить и выделить список при выполнении сортировки, наложении фильтра или вставке вычисляемых автоматически итоговых значений.
    3. В самом списке не должно быть пустых строк и столбцов. Это упрощает идентификацию и выделение списка.
    4. Важные данные не следует помещать у левого или правого края списка; после применения фильтра они могут оказаться скрытыми.

    2. Заголовки столбцов

    1. Заголовки столбцов должны находиться в первом столбце списка. Они используются Microsoft Excel при составлении отчетов, поиске и организации данных.
    2. Шрифт, выравнивание, формат, шаблон, граница и формат прописных и строчных букв, присвоенные заголовкам столбцов списка, должны отличаться от формата, присвоенного строкам данных.
    3. Для отделения заголовков от расположенных ниже данных следует использовать границы ячеек, а не пустые строки или прерывистые линии.
    1. Список должен быть организован так, чтобы во всех строках в одинаковых столбцах находились однотипные данные.
    2. Перед данными в ячейке не следует вводить лишние пробелы, так как они влияют на сортировку.
    3. Не следует помещать пустую строку между заголовками и первой строкой данных.

    Команда ДАННЫЕ ФОРМА

    Форма - это способ представления данных из таблицы, когда на экране представлено содержимое только одной записи. Окно формы показано на рис. 8.

    С помощью формы можно:

    1. заносить данные в таблицу;
    2. просматривать или корректировать данные;
    3. удалять данные;
    4. отбирать записи по критерию.

    Рис. 8. Окно формы для занесения, просмотра, удаления и поиска записей

    Вставка записей с помощью формы

    1. Укажите ячейку списка, начиная с которой следует добавлять записи.
    2. Выберите команду Форма в меню Данные .
    3. Нажмите кнопку Добавить .
    4. Введите поля новой записи, используя клавишу TAB для перемещения к следующему полю. Для перемещения к предыдущему полю используйте сочетание клавиш SHIFT+TAB.

    Чтобы добавить запись в список, нажмите клавишу ENTER. По завершении набора последней записи нажмите кнопку Закрыть , чтобы добавить набранную запись и выйти из формы.

    Примечание

    Если поле списка содержит формулу, то в форме выводится ее результат. Изменять это поле в форме нельзя. При добавлении записи, содержащей формулу, результат формулы не будет вычислен до нажатия клавиши ENTER или кнопки Закрыть . Чтобы отменить добавление записи, нажмите кнопку Вернуть перед нажатием клавиши ENTER или кнопки Закрыть . Microsoft Excel автоматически добавляет запись при переходе к другой записи или закрытии формы.

    Поиск записей в списке с помощью формы

    Для перемещения на одну запись нажмите на стрелки полосы прокрутки в диалоговом окне. Чтобы переместиться на 10 записей, нажмите полосу прокрутки между стрелками.

    Чтобы задать условия поиска или условия сравнения, нажмите кнопку Критерии . Введите критерии в форме. Чтобы найти совпадающие с критериями записи, нажмите кнопки Далее или Назад . Чтобы вернуться к правке формы, нажмите кнопку Правка .

    Практическое задание 8

    1. В первой строке нового рабочего листа наберите головку таблицы со следующими названиями граф:
    1. номер студента,
    2. фамилия, имя,
    3. специальность,
    4. курс,
    5. домашний адрес,
    6. год рождения.
    1. Через команду Данные – Форма занести информацию о 10 студентах.
    2. Hayчитесь просматривать, записи, корректировать и удалять записи из таблицы.
    3. Отберите записи из списка, которые удовлетворяют следующим критериям:
    1. студенты с определенным годом рождения,
    2. студенты определенного курса.
    1. Сохраните созданную базу в файле Студенты.xls в каталоге, указанном преподавателем.

    Занятие 9. СОЗДАНИЕ БАЗ ДАННЫХ, ИЛИ РАБОТА СО СПИСКАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

    Команда ДАННЫЕ – СОРТИРОВКА

    Данная команда позволяет отсортировать данные из списка по одному или нескольким полям. При этом строки таблицы сортируются как записи базы данных. Если указана сортировка по нескольким полям, то первое поле считается основным. В этом случае все записи сортируются по первому указанному для сортировки полю. Поля, в которых первый параметр для сортировки имеет одинаковое значение, внутри данной группы сортируются по второму параметру и т.д.

    Чтобы выполнить сортировку списка, делаем активной любую ячейку внутри списка, затем выбираем команду “Данные – сортировка”, определяем поле для сортировки и ее порядок. Возможны два варианта сортировки – по возрастанию и по убыванию . Для текстового поля это означает в алфавитном порядке и наоборот. Окно команды “Данные-Сортировка” представлено на рис. 9.

    Рис. 9. Окно сортировки данных в списке

    Упражнение 9.1

    Список студентов пересортируйте в алфавитном порядке по специальности и фамилиям студентов.

    Команда ДАННЫЕ – ИТОГИ

    Команда позволяет рассчитать промежуточный и общий итоги. При этом определяется поле, которое будет суммироваться (конечно, операция имеет смысл только для числовой информации). В окне команды определяем операцию (“Сумма”) и поле, под которым будут располагаться значения промежуточных сумм. В нижней части списка будет находиться итоговое значение по выбранному полю.

    Рис.10. Окно команды Данные-Фильтр-Автофильтр

    Команда ДАННЫЕ – ФИЛЬТР

    Команда “Данные-Фильтр” (рис. 10) является удобным инструментом для создания запросов по одному или нескольким критериям. Особенно удобным и наглядным является подрежим “Автофильтр”. При включении данного режима (при вызове его должна быть активна любая ячейка внутри списка) справа от названий полей списка появится раскрывающаяся кнопка со стрелкой, которая содержит перечень всех значений для данного поля. При выборе значения из данного списка на экране остаются только записи, удовлетворяющие данному критерию поиска. Остальные записи скрываются. С результатом запроса можно работать как с обычной таблицей – распечатать, сохранить в отдельном файле, перенести на другой рабочий лист и т.д. Чтобы вернуться к первоначальному виду таблицы, в списке справа от названия поля выбираем вариант “все”.

    Упражнение 9.2

    В списке студентов, созданном на предыдущем занятии выполните следующие запросы:

    1. определите перечень студентов, определенного года рождения;
    2. выведите двнные на студента с указанной фамилией;
    3. определите перчень студентов одного курса определенной специальности.

    Практическое задание 9

    Создайте таблицу как базу данных со следующими наименованиями полей:

    1. инвентарный номер книги,
    2. автор,
    3. название,
    4. издательство,
    5. год издания,
    6. цена одной книги,
    7. количество экземплряров.

    Определите общее количество книг и их суммарную стоимость.

    Выполните следующие запросы:

    1. определите перечень книг определенного автора;
    2. определите перечень книг одного года издания;
    3. определите книги одного издания и одного года выпуска.

    Занятие 10. МАКРОСЫ

    Порядок создания макросов

    1. Выберите в главном меню программы команду Сервис – Макрос – Начать запись . На экране появится окно для определения параметров данного макроса, которое представлено на рис. 11.

    Рис. 11. Окно для определения параметров макроса

    2. Введите в соответствующие поля имя макроса, назначьте макросу комбинацию клавиш для быстрого запуска (буква должна быть латинской), в поле описания можно кратко указать назначение данного макроса. Определите место сохранения макроса – данный файл или “Личная книга макросов” (файл Personal.xls ).

    3. Далее выполняйте последовательность действий, которые вы хотите записать в макрос. По окончании работы нажмите кнопку конца записи на панели инструментов макроса или выберите команду Сервис – Макрос – Остановить запись .

    4. Для запуска уже записанного макроса достаточно нажать закрепленную за ним комбинацию функциональных клавиш или выбрать в перечне макросов имя макроса, которое будет доступно при выборе команды Сервис – Макрос – Макросы .

    5. Последовательность записанных действий автоматически преобразуется в операторы встроенного языка Visual Basic. Для пользователя, имеющего навыки программирования возможно создание более сложных программируемых макросов. Для этого можно воспользоваться командой Сервис – Макрос – Редактор Visual Basic .

    Практическое задание 10

    Создайте макрос с именем “Шаблон”, который бы работал в пределах данной рабочей книги. Назначьте данному макросу комбинацию функциональных клавиш Ctrl + q. Макрос должен содержать последовательность действий 1 – 5 (см. ниже):

    Создайте пустую таблицу следующего вида на первом рабочем листе:

    Значения показателя вертикального ослабления
    для открытых океанских районов

    1. Выполните обрамление таблицы.
    2. Определите шрифт внутри таблицы как 14, обычный.
    3. Завершите запись макроса.
    4. Перейдите на второй рабочий лист. Выполните макрос “Шаблон”.
    5. Заполните таблицу следующими данными:
    1. Саргассово море – 100-200, 0,040;
    2. 400-500, 0,038.
    3. Северная часть Атлантического океана – 1000-350, 0,031.
    4. Северная часть Индийского океана – 200-800, 0,022-10,033.
    5. Тихий океан (вблизи о. Таити) – 100-400, 0,034.
    6. Мировой океан в целом – 0,03-0,04.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
    ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНОГО ЗАНЯТИЯ

    Задание 1

    Создайте таблицу следующего вида. Определите итоговые суммы. Выполните форматирование таблицы по своему желанию.

    Смета затрат за май 1999 г.

    Наименование работы

    Стоимость работы, руб.

    Стоимость исходного
    материала, руб.

    1. Покраска дома

    2000

    2. Побелка стен

    1000

    3. Вставка окон

    4000

    1200

    4. Установка сантехники

    5000

    7000

    5. Покрытие пола паркетом

    2500

    10000

    ИТОГО :

    Задание 2

    Создайте таблицу следующего вида как базу данных. Заполнение информации выполните через форму. Определите перечень фильмов определенного года.

    Список видеокассет

    Номер

    Название

    Год выпуска

    Длительность

    Доберман

    1997

    1ч 30 мин

    Крестный отец

    1996

    8ч 45 мин

    Убрать перископ

    1996

    1ч 46 мин

    Криминальное чтиво

    1994

    3 ч 00 мин

    Кровавый спорт

    1992

    1 ч 47 мин

    Титаник

    1998

    3 ч 00 мин

    Задание 3

    Создайте таблицу следующего вида. Отсортируйте данные в таблице в порядке возрастания количества товара.

    Перечень товаров на складе №1

    Номер товара

    Наименование товара

    Количество товара

    Сгущеное молоко, банок

    Сахар, кг

    Мука, кг

    Пиво “Очаковское”, бут.

    Водка “Столичная”, бут.

    Задание 4

    Создайте таблицу следующего вида. Рассчитайте по формуле данные в последнем столбце.

    Номер счета

    Наименование вклада

    Про-цент

    Начальная сумма вклада, руб.

    Итоговая сумма вклада, руб.

    Годовой

    5000

    5400

    Рождественский

    15000

    17250

    Новогодний

    8500

    10200

    Мартовский

    11000

    12430

    Задание 5

    Создайте таблицу следующего вида и постройте 4 диаграммы по всем видам деревьев и итоговым данным.

    Данные по Светлогорскому лесничеству (хвойные, тыс. шт.)

    Наименование

    Молодняки

    Средне-
    возрастные

    Приспевающие

    Всего

    1973

    1992

    1973

    1992

    1973

    1992

    1973

    1992

    Сосна

    201,2

    384,9

    92,7

    Ель

    453,3

    228,6

    19,1

    1073

    701,6

    Пихта

    Лиственница

    16,5

    ИТОГО:

    657,7

    1361

    633,5

    134,8

    1822

    1411,1

    Задание 6

    Создайте таблицу следующего вида, сохраняя установки по форматированию. Рассчитайте данные в последнем столбце по формуле.

    Смета затрат

    Наименование
    работы

    Стоимость одного часа

    Количество часов

    Стоимость
    расходных
    материалов

    Сумма

    Побелка

    10,50р.

    124р.

    Поклейка обоев

    12,40р.

    2 399р.

    Укладка паркета

    25,00р.

    4 500р.

    Полировка паркета

    18,00р.

    500р.

    Покраска окон

    12,50р.

    235р.

    Уборка мусора

    10,00р.

    0р.

    ИТОГО

    Задание 7

    Создайте таблицу следующего вида. Рассчитайте данные во втором и третьем столбце по формулам. Процент налога примите равным 12. Определите итоговые данные по столбцам.

    ФИО

    Должность

    Оклад, руб.

    Налог, руб.

    К выдаче, руб.

    Яблоков Н.А.

    Уборщик

    Иванов К.Е.

    Директор

    2000

    Егоров О.Р.

    Зав. тех. отделом

    1500

    Семанин В.К.

    Машинист

    Цой А.В.

    Водитель

    Петров К.Г.

    Строитель

    Леонидов Т.О.

    Крановщик

    1200

    8

    Проша В.В.

    Зав. складом

    1300

    ИТОГО

    7800

    Задание 8

    Создайте бланк расписания. Сохраните его как шаблон. На основе этого шаблона создайте свое расписание занятий в этом семестре.

    РАСПИСАНИЕ

    Осенний триместр 2010/2011 учеб. год

    Задание 9

    Создайте таблицу следующего вида. Пересортируйте данные по дате поставки.Определите суммарный доход.

    Район

    Поставка, кг

    Дата
    поставки

    Количество

    Опт. цена, руб.

    Розн.
    цена, руб.

    Доход, руб.

    Западный

    Мясо

    01.09.95

    23

    12

    15,36

    353,28

    Западный

    Молоко

    01.09.95

    30

    3

    3,84

    115,2

    Южный

    Молоко

    01.09.95

    45

    3,5

    4,48

    201,6

    Восточный

    Мясо

    05.09.95

    12

    13

    16,64

    199,68

    Западный

    Картофель

    05.09.95

    100

    1,2

    1,536

    153,6

    Западный

    Мясо

    07.09.95

    45

    12

    15,36

    691,2

    Западный

    Капуста

    08.09.95

    60

    2,5

    3,2

    192

    Южный

    Мясо

    08.09.95

    32

    15

    19,2

    614,4

    Западный

    Капуста

    10.09.95

    120

    3,2

    4,096

    491,52

    Восточный

    Картофель

    10.09.95

    130

    1,3

    1,664

    216,32

    Южный

    Картофель

    12.09.95

    95

    1,1

    1,408

    133,76

    Восточный

    Мясо

    15.09.95

    34

    14

    17,92

    609,28

    Северный

    Капуста

    15.09.95

    90

    2,7

    3,456

    311,04

    Северный

    Молоко

    15.09.95

    45

    3,4

    4,352

    195,84

    Восточный

    Молоко

    16.09.95

    50

    3,2

    4,096

    204,8


    Недавно встал перед проблемой выбора задач для начального уровня изучения электронных таблиц. Задач много, но как-то все за душу не берет — прайсы, зарплата — в школе от всего этого скукотища. Ну, погуглил немного и нашел себе. Публикую здесь не тексты задач полностью — их можно варировать в зависимости от возраста учащихся и желаемой сложности. А вот сюжеты — публикую. Надеюсь, что коллеги сами справятся с адаптацией задачек для конкретной аудитории. Я использовал их для построения диаграмм — все просто, но требуется понимание, где и какой тип диаграмм использовать.

    Вкус губной помады?

    Статистическое агентство анкетами опросило россиян и выяснило, что девушки до 17 лет красят губы в день по 16 раз, от этого возраста до 21 года — 12 раз, до 27 лет — 6 раз, 35 — 2 раза, до 45 лет — 4 раза, до 55 лет — 3 раза, до 65 лет — 1 раз. К месту будет сказать, что по другой анкете, мужчины признавались, насколько им приятна на вкус женская губная помада. Оказалось, 93% из числа опрошенных мужчин это абсолютно все равно, 5% — помада даже нравится, и лишь оставшимся 2% — она противна.

    Что такое первый поцелуй?

    Статистическое агентство анкетами опросило россиян и выяснило, что 98% от числа опрошенных горожанок любят целоваться с закрытыми глазами. Зато 63% мужчин предпочитают этим заниматься с открытыми глазами. Во многих анкетах читатели по собственной инициативе пытались объяснить свои пристрастия к слепому или зрячему поцелую. Выяснилось, что у большинства девушек и женщин глаза закрываются сами собой. Мужчины же любят подглядывать за реакцией партнерши — не пора ли приступать к более серьезным вещам.

    Этим же опросом агентство выяснило, насколько активно целуются россияне. Оказалось, что средние поцелуи до 14 лет длятся около 40 секунд, от этого возраста до 17 лет — 1 минуту 25 секунд, до 21 года — 14 минут, до 23 лет — 19 минут, до 27 лет — 9 минут, до 32 лет — 8 минут, до 35 лет — 7 минут, до 40 лет — 1 минуту, до 45 лет — 20 секунд, до 50 лет — 4 секунды, до 60 лет — 2 секунды.

    Время первой любви?

    Статистическое агентство анкетами опросило россиян и выяснило, что 30 процентов россиянок влюбились в первый раз в 5 лет, 15% — впервые увлеклись мальчиками в начальных классах школы, 45% — потеряли голову в 12 лет, 5% — в 14 лет, и последние 5% — влюбились в первый раз в 15-17 лет.

    У мужчин все по-другому. Первый раз они влюбляются в 11 лет — 60% россиян, остальные встречают свое первое счастье — в 14-17 лет.

    Какую несвойственную работу выполняют по дому женщины?»

    Оказалось, что забивают гвозди — 92 процента от числа опрошенных женщин’ ремонтируют бытовую технику — 4 процента, переносят мебель — 57, чистят засоренные водопроводные трубы — 17, выносят мусор — 64, выбивают ковры — 9, соблазняют мужа — 4, смотрят по телевизору хоккей, футбол и бокс — 9, делают в квартире ремонт — 44 процента от числа опрошенных.

    Какую несвойственную работу выполняют по дому мужчины?

    Оказалось, что вытирают пыль с мебели — 8 процентов от числа опрошенных по анкете мужчин’ моют полы — 6 процентов, стирают — 21, вышивают — 1, шьют — 3, готовят еду — 18, гладят белье — 4, моют окна — 0,5 выращивают комнатные цветы — 3, бегают по магазинам — 14, вяжут — 20, штопают белье — 2, пришивают пуговицы — 8 процентов от числа опрошенных.

    В результате получается нечто вроде вот такой диаграммы:

    Наглядно, весело и полезно.

    Ну, и «до кучи» еще вот такая картинка — тоже в качестве задачки, но только на использование графических объектов в Word:

    Возможно, Вас заинтересует также информация по следующим ключевым словам, которую обычно ищут на моем сайте
    .

    Практические работы в MS E xcel

    Лабораторный практикум предназначен для практического изучения раздела, расчеты в «Электронных таблицах MS Excel - 2007» в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студентами второго курса различных специальностей ГБОУ СПО Политехнический колледж №42 г. Москва.

    Практикум состоит из четырех практических работ по основным темам применения MS E xcel в расчётах, ориентирован в основном на студентов, обучающихся по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», « Операционная деятельность в логистике » и «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)». Некоторые темы практических работ могут использовать в обучении и студенты других специальностей.

    Каждая практическая работа содержит теоретическую справку по теме работы, подробный разбор контрольного примера и 3 варианта заданий по теме.

    1. Практическая работа

    Тема: «Организация расчетов в MS Excel »

    Целью данной практической работы является освоение технологии организации таблиц в MS Excel , а именно, копирование, форматирование ячеек, формирование границ, представление данных и организация простых формул расчетов. На Рис.1 представлена таблица, в которой столбец А организован посредством копирования содержимого ячейки A 4 (дата 01.04.13) вниз до требуемой ячейки, столбцы B и C заполнены исходными данными, также с использованием копирования и последующей правки значений, столбец D , создан через организацию формулы в ячейку D 4 (в строке формулы, показан вид формулы) и последующим её копированием вниз.

    Рис.1

    Таблица на Рис.2, аналогична по созданию предыдущей таблицы, с дополнением по формированию итогов по столбцу и строке. Формулу можно записать иначе.

    Рис.2

    Варианты заданий по теме « Организация расчетов в MS Excel »

    Задание 1 . Создать таблицу по заданию 1. Столбец Месяц организовать через копирование ячеек, следующие три столбца с исходными данными, заполнить и форматировать данные в этих столбцах. Столбец Сумма надбавки , создать через формулу.

    Задание 2 . Создать таблицу по заданию 2. Столбец организовать через копирование ячеек.

    Задание 3 . Создать таблицу по заданию 3. Столбец организовать следующим образом с начало заполнить значение 1,0 в ячейку I 4 и 1,1 в ячейку I 5, затем выделить диапазон ячеек, состоящий из ячеек I 4, I 5 и выделенный диапазон копировать вниз.

    1. Практическая работа

    Тема: «Статистические функции»

    Целью данной практической работы является знакомство со встроенными статистическими функциями.

    При обработке статистических данных довольно часто возникает необходимость определения различных статистических характеристик. Для таких вычислений в MS Excel встроен ряд статистических функций, например:

    СРЗНАЧ(x 1 ,…,x n )

    среднее арифметическое (x 1 +…+x n )/n.

    МАКС(x 1 ,…,x n )

    максимальное значение из множества аргументов (x 1 ,…,x n )

    МИН(x 1 ,…,x n )

    минимальное значение из множества аргументов (x 1 ,…,x n )

    СЧЕТ(x 1 ,…,x n )

    количество чисел в списке аргументов

    СЧЕТЗ(x 1 ,…,x n )

    количество значений в списке аргументов и непустых ячеек

    Пример выполнения задания с использованием

    статистических функций

    На рис 4. Показана таблица продаж товара в магазине.

    Рис.4

    Примечание . Пустая ячейка в столбце «Количество продаж» означает, что данный товар не был продан.

    Методические указания к выполнению задания:

    Вычислить:

      • выручку от продаж каждого товара;

        общую, среднюю, максимальную, минимальную выручку от продаж всех товаров;

        определить общее количество видов товаров в магазине,

        сколько видов товара продано.

    Пример выполнения задания по теме «Статистические функции»

      ввести в ячейку D2 (в первую ячейку столбца «Выручка от продаж») формулу: =B2*C2 («Выручка от продаж»= «Цена»*«Количество продаж»);

      скопировать формулу на весь столбец;

      ввести формулы:

    в D5 =СУММ(D2:D4) - суммарная выручка

    в D6 =СРЗНАЧ(D2:D4) - средняя выручка

    в D7 =МАКС(D2:D4) - максимальная выручка

    в D8 =МИН(D2:D4) - минимальная выручка

    в D9 =СЧЕТЗ(А2:А4) - количество видов товара

    (подсчёт количества непустых значений)

    в D10 =СЧЕТ(С2:С4) - количество видов проданных товаров (подсчёт количества числовых значений)

    Варианты заданий по теме « Статистические функции»

    Задание 1 . Организовать таблицу «Реки ЕврАзии».

    Рис.5

    Задание 2 . Известен возраст десяти человек, претендующих на вакансии в фирму. Определить максимальный, минимальный, средний возраст претендентов?

    Задание 3 . Таблица содержит сведения о сотрудниках фирмы: фамилия, стаж работы. Определить средний, максимальный, минимальный стаж. Сколько всего сотрудников?

    1. Практическая работа

    Тема: «Логическая функция ЕСЛИ… »

    Целью данной практической работы является знакомство с наиболее часто встречающейся функцией в логических выражениях.

    На практике логические выражения используются для разработки разветвляющегося алгоритма :

    Алгоритмический язык

    Если условие (логическое выражение)

    действие 1

    иначе

    действие 2

    всё-если ;

    условие

    действие 1

    действие 2

    Блок-схема

    Для построения разветвления в MS Excel существует логическая функция ЕСЛИ, структура её такова :

    ЕСЛИ значение логического выражения ИСТИНА ,

    ТО выполняется оператор 1 ,

    ИНАЧЕ выполняется оператор 2 .

    Рис. 5 .

    Пример задания аргументов функции ЕСЛИ

    (нахождение максимального значения из двух чисел)

    Для вызова функции ЕСЛИ , надо нажать на кнопку f x «Вставить функцию», находящуюся в строке формулы. Появится Мастер функций в ячейке Категория надо выбрать строку Логические и далее выбрать функцию ЕСЛИ , заполнить три ячейки:

    Лог_выражение

    Значение_если_истина

    Значение_если_ложь

    На рис 7. Показан пример применения функции ЕСЛИ Рис 7.

    Варианты заданий по теме «Логическая функция ЕСЛИ… »

    Задание 1 . В ячейке D 8 поставить значение 800, т.е сделать План = Факт для Серов В.В. Объяните почему не изменился результат?

    Задание 2 . Столбец А произвольное число со значением около 1000, столбец В это 2% от числа, столбец С (результат), логическая функция ЕСЛИ, при условии, если число больше или равно 1000, то результат будет = число + 2%, иначе = число – 2%. На рис 8, отражена таблица.

    Рис 8_1.

    Задание 3 . Столбец Е – первое число, столбец F – второе число, столбец G (результат), формируется следующим образом, если число1 больше числа2, то результат будет их сумма, иначе результат будет их разность. На рис 8_2, отражена исходная таблица с результатом.

    Рис 8_2.

    1. Практическая работа

    Тема: «Гистограммы, графики»

    Целью данной практической работы является освоение технологии представления данных в виде диаграмм в MS Excel . Для формирования гистограмм требуется наличие исходных данных, далее в зависимости от версии MS Office , выбираете меню Вставка и нужный вид гистограммы (графика). Перед вставкой диаграммы рекомендуется находиться в любой ячейке исходной таблицы с данными. Рис 9_1.

    На следующем рисунке Рис 9_2. сформирована диаграмма – график функций

    y = sin (x ), y = cos (x ), y = x 2 (парабола). Для формирования графиков, требуется столбец значений по X . Значения сформированы от -6, 28 до 6,28 с шагом 0,1 Столбцы для формирования sin (x ), cos (x ) выбраны через вставку функции. Столбец для параболы организован по формуле. Рис 9_2.

    Варианты заданий по теме «Гистограммы, графики»

    Задание 1 . Организовать круговую диаграмму, по данным Рис 9_1.

    Задание 2 . Организовать график функции y = x ^3 (кубическая парабола).

    Рис 9_3

    Задание 2 . Организовать изменения курса доллара по отношению к руб.