• Восстановление колонок Радиотехника S30. Ультимативная переделка Radiotehnika S30 Схема подключения колонок s 30

    В данной статье я постараюсь описать основные принципы доработки данной модели акустики. После покупки в своё время Audigy 1 и колонок Microlab X2/5.1 моя жизнь изменилась Музыка стала постепенно выходить на первый план и вытеснять компьютенрые игры. Почти год я сидел на Микролабах и думал, что лучше звука нет, но потом они перестали меня устраивать, ведь человек всегда стремится к лучшему, вот и я начал стремиться. Для себя я уяснил следующую вещь: не всё то, что хорошо звучит, стоит дорого и можно обратиться к Советской аудотехнике. Долгое время у меня на шкафу пылились 6АС-222, в одно прекрасное утро я обратил на них внимание и решил использовать для пользы дела. После нехитрых действий с паяльником колонки были подключены вместо фронта в Microlab X2 и началось........

    Сразу предупреждаю, что все изменения со своей акустикой вы делаете на свой страх и риск. Автор не несёт никакой ответственности за ваши действия

    Вот я, наконец, приобрёл легендарные советские полочники S30 с круглым фазоинвертором. (На фотографиях присутствуют и S30b. Фотоаппарат я получил уже к концу сборки, так что заснято то что переделывал уже у друга (S30b))

    Куплены они были в пятницу за символические 400 рублей. После получаса прослушивания их как есть, я решил, что сразу буду дорабатывать. Одну колонку я оставил подключенной, вторую начал разбирать. О разборке колонок подробнее.

    На «герметик», если его так можно назвать, работники завода не скупились и промазали им практически все дыры (для динамиков ), естественно, что про щели никто не вспомнил. Добрые 1,5 часа ушли на зачистку передней и задней панелей.

    Сразу скажу, уплотнитель на задней панели (пластмассовой крышке с разъёмами) лучще не снимать, т.к он помогает справиться с вибрациями. Я же содрал его вчистую, за что потом поплатился. Крышка дребезжит при опеределённых условиях, и даже резиновая прокладка положения дел не меняет. Так что сзади лучше оставить всё как есть.

    По мере «углубления» в колонку я всё больше и больше удивлялся. В первую очередь меня поразили соединительные провода чудовищно малой толщины. В модификации S30b провода не припаяны к контактам динамика, а крепятся на зажимах, что совсем плохо! Стыки панелей промазаны, судя по всему, клеем ПВА, который от времени уже потрескался, т.к. колонки были рождены в далёком 1986 году (я всего лишь на год старше;-)). Далее последовал фильтр, состоящий из платки размером с ладонь, четырёх бумажных конденсаторов, двух электролитических типа К50-6, катушки индуктивности и нескольких резисторов.

    Вся плата крепится к пластиковой заглушке на задней стенке, о которой я писал выше. Фазонвертор сделан из поролона, который от времени потерял свою форму и сделался твёрдым как камень . Вот и все внутренности. Попробуем извлечь из всего этого добра практическую пользу.
    Провода в фильтре оказались той же ничтожно малой толщины, что и идущие к динамикам. Первым делом я заменил именно их. Для замены использовались медные провода от сгоревшего компьютерного БП. Они не акустические, но всё же лучше, чем те, что были раньше. Все операции по перепайке заняли не более получаса.
    На следующий день я поехал в «Чип и Дип» и купил акустический кабель 15р./метр.

    Его я проложил от фильтра к самим динамикам. Эта замена является одной из самых существенных, т.к. она даёт наиболее заметное изменение в звучании. Колонки обретают голос, чёткий и достаточно прозрачный. Разница между тем, что было и тем, что стало слышна сразу. Самые ленивые могут ограничиться только заменой проводов, а остальные читают дальше.
    Вату из колонок я вынул совсем. Кто-то меня осудит, но мне понравилось то, как они играют без ваты. Если до этого бас был, но он был каким-то кричащим и бил куда-то в спину, то после того как я убрал вату, исчез бубнёж, повысилась чёткость, и теперь бас стал бить в пол и стал приятным и сочным.

    Теперь начинается самое интерсное, самое сложное в техническом плане, если это можно так назвать. Промазка стыков панелей и щелей герметиком (я использовал автомобильный) и проклейка стен колонок звукопоглощающим материалом.

    У меня в роли такого материала выступил линолеум с синтепоном или чем-то подобным с другой стороны («Тёплый» линолеум). Вся трудность заключается в том, что корпус колонок неразборный и промазка отнимает много времени и сил. Прошло около 2 часов, прежде я покончил с промазкой одной колонки. Промазывать надо всё! Внутренние стыки, внешние и все щели которые встретим на пути. Т.к. если этого не сделать, то потом через них будет идти воздух, котрый будет вносить искажения в звук, различные подхрипывания и подсвистывания. К чему нам это? Правильно! Нам ни к чему, так что промажем на совесть. С промазкой закончили, переходим непосредственно к самой проклейке линолеумом. Это занятие не для слабонервных. Кто-то может не выдержать, кто-то не начнёт вовсе, я решил идти до конца и сделать все, что только возможно.
    Снимаем размеры с колонок и приступаем к кройке линолеума. Можно просто приложить колонку к поверхности линолеума и обвести маркером (лично я так делал), а потом отнять с каждой стороны примерно по 1,5 см и начинать вырезать по контуру. 1,5 см съедает толщина стенки. После того как вырезали заготовку,

    укладываем внутрь колонки и обводим маркером соединительные угольники, т.к. они помешают приклеить ровно линолеум. Обвели, теперь вырезаем ножницами или ножом. Готово? Кладём опять в колонку, проверяем, если всё совпало, то мажем поверхность колонки клеем. Я использовал клей, который похож на Момент, но он прозрачный и сохнет достаточно быстро. Аккуратно, тонким слоем размазываем по поверхности и прикладываем выкройку. Не забудьте всё расправить руками, т.к. появление волн неизбежно.
    Теперь проветриваем колонку, ведь из неё пахнет клеем и прочей ерундой.

    Пока колонка сохла, я вырезал прокладки из автомобильной камеры для динамиков. Прикладываем динамик

    Лицевой стороной к резине, обводим маркером или ручкой. Вырезаем и привинчиваем получившуюся заготовку на место динамика. Далее обводим кусок резины изнутри колонки, чтобы сам динамик беспрепятственно входил в получившуюся дырку. Подобные операции проделываются для всех динамиков. Тщательно примеряем прокладки, если где-то резина неплотно прилегает, то расширяем отверстие, чтобы лист линолеума лёг ровно. Помимо прокладок для динамиков вырежем прокладки для головок шурупов, дабы они не контактировали непосредственно с динамиком. Вырезали, проверили, а колонка уже высохла. Можно пробовать поставить. Не забываем сделать отверстия для шурупов в местах крепления в резине. Можно промазать дырку в передней колонке под НЧ динамик герметиком, хотя это действие излишне. Всё поставили, теперь слушаем. Разница должна быть слышна сразу, хотя всё зависит от тренированности уха. Порадовались, теперь идём дальше. Я переделал фазоинверторы. У каждого может быть разная ситуация. Лично у меня они имели весьма удручающий вид. Изготовленные из поролона около 20 лет назад они потеряли свою форму и стали твёрдыми и хрупкими, т.к. сыпались при малейшем движении.

    Для новых фазоинверторов я купил пластиковые канализационные трубки подходящего диаметра (35 мм) и длины (оригинальный ФИ имеет длинну 8 см).

    Для того чтобы ФИ нормально держался в отверстии для него мне пришлось обматать его узким куском линолеума, длина которого составила около 1,5 метров. Получившаяся конструкция вкручивается в отверстие в деревянной передней панели так, чтобы наружная часть ФИ выступала примерно на 0,5-1 см.

    Для того чтобы нормально разместить ФИ пришлось модифицировать лицевую переднюю панель.

    Я срезал дремелем пластиковый кружок, который входил внутрь старого ФИ и немного расширил отверстие, чтобы новый ФИ вставал встык с панелью. Получилось весьма недурно. Новый фазик лучше справляестя со своими обязанностями и вычленяет из общего звука бас-гитару, которую теперь слышно на любой громкости весьма отчётливо. Самое главное, что он не бубнит, а работает весьма корректно, важно не напутать ничего при подборе длины и диаметра ФИ.
    Ну а теперь финал. Собираем всю конструкцию в единое целое, свинчиваем всё как положено и подключаем к усилителю.

    Включаем музыку и начинаем получать удовольствие

    P.S. Немного о соединительных проводах.
    Пару дней спустя после доводки колонок до ума я решил прикупить аудиокабель от усилителя до колонок. Я остановил свой выбор на кабеле от Luxmann сечением 1,2 мм2 из бескислородной меди. Звучание улучшилось ещё на порядок. Барабан звучит так, как будто играет у тебя за спиной. Колонки стали чище играть на большей громкости и точнее передавать мельчайшие детали и оттенки. Так что на такой вещи как соединительный кабель экономить не стоит. Лично я купил 18 метров по 25р/метр. Всё удовольствие встало в 450р.

    Вся переделка в целом, без учёта аудио кабеля от усилителя до колонок, потребовала около 250р. В эту цену входит:

    1. Линолеум утеплённый – 1,5м2 112р
    2. Аудио кабель для внутренней прокладки – 12р/метр (2 метра вполне хватило) 24р
    3. Клей – сколько стоит не знаю, достался на халяву (один тюбик на две колонки)
    4. Герметик - тоже не знаю, сколько стоит, т.к. его дал отец (один тюбик на 2,5 колонки)

    На наглядных примерах покажу как отремонтировать "старенькие да удаленькие" акустические колонки Radiotehnika S-30 с маленьким автомобильным усилителем мощности Weconic EQB-105, который оснащен индикатором выходной мощности и 7-ми полосным графическим эквалайзером. Поделюсь интересными идеями по восстановлению динамических головок, принципиальной схемой УМЗЧ на HA13001 и полезной информацией по ремонту.

    Примечание: если вас интересует только ремонт колонок S-30 - используйте навигацию по содержанию!

    Вместо вступления

    Перебирая старую/нерабочую электронику у себя в кладовке, попался мне в руки маленький, но уже нерабочий автомобильный усилитель мощности Weconic EQB-105. Перед тем как я собрал свой самодельный УМЗЧ Phoenix P-400 , этот малыш раскачивал все мои акустические системы и радовал достаточно неплохим звуком. Позже этот усилитель подгорел, поскольку на него было подано немного завышенное напряжение питания с раскачкой на всю мощность.

    В наличии были еще нерабочие акустические колонки Radiotehnika S-30, я подумал: "если их отремонтировать и совместить вместе с усилителем, то получилась бы отличная акустика к домашнему телевизору"!

    Покупать набор акустики к ТВ за 150$+ ну никак не хотелось, а здесь выпала возможность собрать бюджетную Hi-FI аудио-систему, вложив немножко своего времени и совсем немного денег.

    Итак, начну свой рассказ с усилителя...

    Обзор усилителя мощности Weconic EQB-105

    Вот так примерно выглядел этот усилитель, правда он мне попался в руки без боковых ушей, которые используются для крепления усилителя к внутреннему шасси автомобиля.

    Рис. 1. Внешний вид усилителя мощности Weconic EQB-105 с 7-ми полосным эквалайзером.

    Производитель усилителя - "WECONIC Professional Carhifi", компания которая принадлежала "Inter-Union Techno GmbH, 76829 Landau" (inter-union.de). Занималась она изготовлением различной автомобильной аудио-техники: акустических систем (АС), усилителей мощности, эквалайзеров.

    Марка Weconic уже ушла в прошлое, оставив после себя набор различных аудио-девайсов, один из которых попался в мои руки.

    Характеристики усилителя:

    • 4 выхода для подключения акустических систем;
    • 2 входа для подачи сигнала;
    • Индикатор выходной мощности из разноцветных 5 светодиодов;
    • Графический эквалайзер на 7 полос;
    • Регулятор баланса между каждой из пар АС;
    • Питание - 12-14В.

    Припоминаю как впервые увидел надпись на усилителе "100 Watt Live Sound" - прямо не терпелось его подключить к своим Амфитонам 100АС-022, потом я понял что это значение преувеличено. Полагалось что усилитель выдает 4х25Ватт, но в реальности можно получить примерно по 17Вт на канал при условии хорошего питания.

    Ремонт усилителя

    Усилитель мощности выполнен по мостовой схеме включения на двух микросхемах HA13001. Предусилитель собран на четырех ОУ, которые содержатся в одной микросхеме BA10324, фильтры эквалайзера собраны на 14-ти транзисторах, а индикатор выходной мощности - на микросхеме LB1403.

    Полностью разобрав усилитель, я понял что работы предстоит немножко больше чем ожидалось.

    Рис. 2. Усилитель Weconic EQB-105 в разобранном виде, только электроника (картинка кликабельна).

    Что придется сделать:

    1. Заменить микросхему HA13001;
    2. Заменить перегоревшие лампочки подсветки;
    3. Почистить все от мусора.

    Хотя в усилителе было 4 выхода, в реальности в нем 2 канала усиления мощности, а распределение мощности между четырьмя каналами выполняется при помощи сдвоенного переменного резистора из керамики. Ручка этого резистора совмещена с переключателем, который позволяет подключить источник сигнала через усилитель (нажата, усилитель включен), или же напрямую к АС (отжата).

    В усилителе выгорела одна из микросхем HA13001. Как оказалось это достаточно редкая микросхема от фирмы Hitachi Semiconductor.

    Рис. 3. Микросхема Hitachi HA13001 (Япония).

    Поиски данной микросхемы в интернет магазинах не дали результата, поход по радио-точкам на рынке также не увенчался успехом. Один из радиолюбителей-старожилов на базаре сказал мне что микросхемы-УНЧ фирмы Hitachi было очень сложно подделать, поэтому они ценились.

    В одном из местных магазинов электронных компонентов мне все же удалось найти две микросхемы HA13001, правда одна была с подломленной ножкой - забрал обе и со скидкой! Потом еще нашел микросхемы HA13001 на AliExpress.

    Характеристики HA13001:

    • Выходная мощность, стерео - 2 х 5,5 Вт;
    • Выходная мощность, мост - 17,5 Вт;
    • Напряжение питания, мин. - 8 В;
    • Напряжение питания, тип. - 13,2 В;
    • Напряжение питания, макс. - 18 В;
    • Ток покоя - 80мА;
    • Диапазон воспроизводимых частот - 20-20000Гц;
    • Максимальный выходной ток - 4,5А;
    • Усиление - 50 дБ.

    Рис. 4. Принципиальная схема двухканального и мостового усилителя мощности на HA13001.

    Замена микросхемы сразу же дала свой результат - оба канала запели, но почему-то один из них играл на порядок тише. Я уже был немножко расстроился, но тут на помощь пришел господин "случай".

    Ко мне в комнату зашли гости с малышом, которому сразу же стало интересно что это такое играет да еще и светится, забирая малыша от работающего усилителя я немного приподнял плату - оба канала на секунду заиграли ровно.

    Видать где-то нет контакта: плохая пайка, оторванный проводник, поврежденная деталь, трещина на плате? - причину предстояло выяснить и устранить.

    Прощупав все детали, проводники я не услышал никаких изменений в звучании. Включив настольную лампу и вооружившись лупой я начал тщательный осмотр печатной платы, электронных компонентов на наличие каких-либо видимых дефектов. Все детали целы, пропаял лишь некоторые соединения, а вот место пропадающего контакта так и не нашел.

    Очень не хотелось, но все же пришлось отпаять плату с регуляторами и искать причину на ней. Гетинаксовые печатные платы очень нежные - немножко перегрел контакт паяльником и любая дорожка может запросто отвалиться.

    Рис. 5. Отпаянная плата эквалайзера с регуляторами (рисунок кликабелен).

    Как и предполагал, несколько дорожек все же отвалилось - не беда, потом их заменим термостойкими проводниками и все будет ОК.

    Пропаял подозрительные соединения на плате регуляторов, и раз уж плата отпаяна и имеется удобный доступ к компонентам то решил заодно заменить все лампочки подсветки панели управления.

    Быстрое измерение потребляемого одной лампочкой тока показало мне значение - 34мА. А если будут светиться все 4 лампочки - примерно 140мА тока в никуда, 12В*0,14А=1,68Вт!

    Рис. 6. Измерение тока потребляемого лампой накаливания для подсветки панели.

    Решил заменить лампочки накаливания на синие светодиоды, которые оказались очень экономичными. Я подключил один светодиод через переменный резистор на 10 кОм к источнику питания +12В, вращая ручку резистора добился достаточно яркого свечения при токе всего-то 4мА. Измерив сопротивление резистора в зафиксированном состоянии я получил значение - 2,5 кОм.

    Результат: 4x4мА=16мА (против 140мА) + приятное синее свечение.))

    Как оказалось, просто так установить светодиоды не получится - их диаметр равен 5мм против диаметра лампочек 3.5мм. Выход здесь простой - подогнать размеры корпуса каждого из светодиодов при помощи надфиля (напильника).

    Рис. 7. Подгонка размеров светодиодов при помощи алмазного надфиля (кликабельно).

    Светодиоды впаял на места ламп накаливания, а гасящие резисторы по 2,5кОм подключил последовательно к каждому светодиоду навесным монтажом с обратной стороны платы, предварительно разрезав дорожки таким образом чтобы каждую пару светодиод+резистор подключить в параллель.

    Рис. 8. Впаянные светодиоды с гасящими резисторами.

    Рис. 9. Тест свечения светодиодов для панели подсветки.

    Яркость свечения отличная, останется потом еще припаять светодиод для подсветки зоны управления громкостью. С подсветкой разобрались, возвращаемся к проблеме с перекосом в громкости каналов.

    Припаяв плату с регуляторами тембра к основной и подключив усилитель к блоку питания я убедился что проблема не исчезла, теперь никакая деформация платы и ее изгибание не влияли на работу усилителя в позитивную сторону.

    Отпаял плату лицевой панели обратно, решил соединить обе платы гибкими проводниками и потом в таком виде уже искать причину проблемы. Это нужно было сделать сразу, я же надеялся что проблема кроется в местах спаивания обеих плат - как оказалось потом - почти так, но не совсем.

    Рис. 10. Временное соединение плат при помощи гибких проводников.

    Немного поигравшись с этими платками, вращая их, сжимая и прощупывая детали, причина перекоса в звучании каналов была найдена. Скрывалась она в треснувшей дорожке возле отверстия-паза для вставки части основной платы.

    Заметить эту трещину визуальным осмотром не удалось - она скрывалась под тонким слоем канифоли. Начал поочередно отпаивать все проводники, соединяющие обе платы и анализировать. Отпаяв один из крайних проводников я заметил что это никак не повлияло на работу усилителя - странно. Очистив от мусора дорожку, к которой припаян этот проводник, сразу же заметил дефект - УРА!

    Рис. 11. Причина перекоса звучания каналов усилителя - трещина в дорожке (кликабельно).

    Треснувшая дорожка была очищена и пропаяна. Для соединения контактов в местах где дорожки поотпадали, решил применить термостойкий провод с изоляцией из фторопласта - МГТФ.

    Рис. 12. Восстанавливаем дорожки, соединяя контакты термостойким проводом МГТФ.

    После восстановления дорожек и соединения плат, осталось убрать весь мусор на переменных резисторах, очистить корпус и элементы управления от пыли. Для этого применил кусочек ватки, намоченный в спирт и намотанный на очищенную спичку.

    Рис. 13. Очистка корпуса и компонентов усилителя от пыли и мусора.

    Рис. 14. Отремонтированный усилитель Weconic EQB-105.

    Акустические колонки Radiotehnika S-30

    С усилителем мощности разобрался, пришло время акустических систем Радиотехника S-30. Колонки старенькие, но звук у них очень хороший, если все привести в порядок.

    Технические характеристики S-30:

    • Номинальная электрическая мощность - 10 Вт;
    • Паспортная электрическая мощность - 30 Вт;
    • Номинальное электрическое сопротивление - 4 Ома;
    • Номинальное звуковое давление (в диапазоне частот 100 - 4000 Гц) - 1.2 Па;
    • Диапазон воспроизводимых частот - 50-18000 Гц;
    • Размеры акустической системы - 364x214x195 мм;
    • Масса АС - 6 кГ.

    Принципиальная схема колонок Радиотехника S30 приведена на рисунке ниже.

    Рис. 15. Принципиальная схема акустических колонок Radiotehnika S-30.

    Разбираем колонки, осматриваем проблемные места

    В одной из колонок низкочастотный (НЧ) динамик уже почти не играет. Все в пыли, решетки НЧ-динамиков деформированы.

    Рис. 16. Колонки Radiotehnika S-30 (состояние до ремонта).

    Также явно заметен дефект в фазоинверторах колонок - поролон превратился в деформированную и твердую массу, в одной из колонок он вообще перекрыл отверстие фазоинвертора.

    Снял крышку первой колонки и измерил длину трубки фазоинвертора из старого поролона - 5см.

    Рис. 17. Первая колонка S-30 со снятой крышкой, мерим длину трубы частично сохранившегося фазоинвертора.

    Рис. 18. Вторая колонка S-30 со снятой крышкой, поролон превратился в твердую массу.

    Во второй колонки еще более жуткое зрелище. Часть поролона превратилась в твердую массу, часть - сыпется как порошок, а еще другая часть стала липкой массой, которою пальцами лучше не касаться.

    Очистил остатки поролона при помощи отвертки и ножа. Открутил винты с защитных решеток с НЧ-динамиков, тем самым освободив их для последующего извлечения.

    Рис. 19. Снимаем защитную сетку с НЧ-динамика колонки Radiotehnika S-30.

    Аккуратно, при помощи отверточки, извлек НЧ-динамик, который был посажен на смесь напоминающую пластилин. Отпаивая проводники от динамика очень важно запомнить их подключение: два проводника соединенные в одну точку идут к минусу динамика, один проводник - к плюсу.

    Чтобы не запутаться в полярности подключения динамика после ремонта, проводник идущий к плюсу динамика можно обмотать кусочком изоленты или же пометить его при помощи маркера. В любом случае можно обратиться к принципиальной схеме колонок.

    Из колонки был извлечен мешочек с ватой, после этого последовала прогулка на улицу, чтобы выдуть из корпуса остатки порошкообразного поролона и другой мусор, который там накопился за все время жизни колонки.

    Рис. 20. Извлечение низкочастотного динамика из колонки Радиотехника S30.

    Рис. 21. Динамики 10ГД-34-80 (4Ом) от колонок Radiotehnika S-30.

    Ремонт гибких жгутиков, идущих к диффузорам динамиков

    Освободив место на рабочем столе и отложив корпуса колонок в сторону, взялся за ремонт динамиков 10ГД-34-80. Очень частая причина неработоспособности динамиков в колонках советского производства - перелом гибких плетенных жгутов, идущих от контактной колодки к диффузору, что приводит к пропаданию контакта с катушкой магнитной системы.

    Рис. 22. Причина неработоспособности динамика 10ГД-34-80 - отломанный от диффузора гибкий жгутик (картинка кликабельна).

    Приступая к ремонту, кроме паяльника с тонким жалом, понадобятся: кусачки, небольшая отвертка, пинцет и тонкий скальпель. Если нет скальпеля то можно изготовить небольшой самодельный резак из полотна для пилы по металлу, обточив его на точильном станке.

    Рис. 23. Необходимые инструменты для ремонта гибких жгутиков.

    Жгутики, идущие к диффузору, были отпаяны от контактных колодок динамика, также извлечены изоляционные трубочки из резины - кембрики.

    Рис. 24. Отпаиваем жгутики от контактных колонок в динамике 10ГД-34-80.

    Рис. 25. Извлекаем конец контактного жгутика с изоляционной трубочкой.

    Очень аккуратно, не спеша, разогнул в стороны два усика, которые прижимают жгутик из проводников к диффузору. Для этого можно использовать скальпель или же маленькую отвертку с тонким жалом.

    Рис. 26. Разгибаем усики, которые удерживают электропроводящий жгутик на диффузоре динамика (кликабельно).

    После этой процедуры очень важно не шевелить жгутик и не дергать за него, поскольку он уже не закреплен и к нему припаян проводник от катушки магнитной системы динамика.

    При помощи паяльника с тонким жалом жгутик был отпаян от проводника катушки. Если же паяльника с тонким жалом нет в наличии, то можно изготовить временное тонкое жало, намотав толстый (сечением 3-5мм), очищенный от эмали медный проводник на толстое жало паяльника, с последующей заточкой намотанного жала при помощи напильника.

    Рис. 27. Поврежденный гибкий проводник извлечен из динамика, нить осталась а сетка из проводов поломалась.

    Отпаяв все четыре жгутика (для 2х динамиков) принялся искать донора для новых жгутиков - гибких проводников идущих к диффузору.

    Отличным донором могут стать проводники из кабеля, которым соединяются телефонные трубки с базой - они скручены в спираль и являются очень гибкими, стойкими к многократным изгибам. Найти такой проводник не составит большого труда на базаре, или же зайдя в гости к местным телефонистам.

    Рис. 28. Кабель от телефонной трубки - донор для изготовления гибких жгутиков.

    Рис. 29. Строение гибкого телефонного кабеля (клик по картинке для увеличения).

    Телефонный кабель состоит из трех жил, каждая из которых являет собою проводник в разноцветной изоляции, который в свою очередь состоит из шести жилок, а каждая жилка - это намотанная на волокнистую основу (нить) электропроводящая фольга.

    Изоляция кабеля была аккуратно надрезана по всей необходимой длине, все три проводника извлечены и очищены от изоляции. Длина проводников-доноров, необходимых для ремонта двух динамиков - примерно 35см.

    Рис. 30. Гибкие проводники, извлеченные из кабеля от телефонной трубки.

    Сначала думал просто скрутить два или три набора проводников в один, но все же в голову пришла более разумная идея - сплести все три набора проводников в косичку!

    Рис. 31. Плетем косичку из гибких телефонных проводников для ремонта динамиков Radiotehnika S30 (нажать по картинке для увеличения).

    Несколько минут магии, при помощи ловких пальчиков, и косичка из трех наборов по шесть проводников готова!

    Рис. 32. Готовая косичка из 18 гибких проводников (3 набора по 6штук).

    Жгутик получился немножко толще оригинального, а также он намного гибче предыдущего, получится отличная замена!

    Сплетенная косичка по своей длине была поделена на четыре ровные части, примерной длиной где-то 8см каждая (с запасом). Длина оригинальных жгутиков составляет примерно 6-7см.

    Рис. 33. Измеряем длину оригинальных жгутиков от НЧ динамика c колонки Radiotehnika S30.

    Один из концов отрезанной косички был хорошо залужен с помощью молочной кислоты, таким образом все 18 проводников были спаяны вместе.

    Если нет молочной кислоты то подойдет канифоль, в таком случае возможно что придется предварительно зачистить проводники перед лужением.

    Рис. 34. Залуженный конец косички (жгута) из гибких проводников от телефона.

    Лишний кусочек жгута (не залуженный, слева) был откушен при помощи кусачек и уложен между усиками на диффузоре динамика. Для удобства монтажа, динамик можно немножко приподнять, подложив под него ненужную книгу или другой предмет высотой примерно 4-5см.

    Рис. 35. Гибкий жгутик закреплен к диффузору используя сквозные металлические усики (клик для увеличения).

    После того как усики были аккуратно загнуты, динамик был немного приподнят. Упершись с обратной стороны крепления усиков небольшим кусочком твердого материала, хорошо нажал на место крепления жгута, чтобы надежно закрепить его между усиками. После этого залуженный конец жгутика был припаян к выводу катушки магнитной системы динамика.

    Место спайки можно немножко залить канифолью или же нанести на него небольшое количество клея, к примеру марки "Глобус".

    Второй конец жгута был продет через отверстие контактной колодки, после этого была подобрана достаточная его длина и лишний конец был откушен при помощи кусачек.

    Длина жгутика и его крепление должно быть таким, чтобы он свободно и без натяжки изгибался при движении диффузора в разных направлениях, но при этом не касался самого диффузора. При подборе длины жгута можно немножко поперемещать диффузор в разные стороны и посмотреть чтобы все было в лучшем виде.

    На оставшийся конец жгутика была надета изоляционная трубочка и он был припаян к колодке, предварительно сделав укладку трубки в специальном вырезе корпуса динамика.

    Рис. 36. Гибкий самодельный жгут припаян к диффузору и колодке динамика Radiotehnika S-30.

    Одна из таких трубок при извлечении у меня буквально рассыпалась от старости, поэтому я заменил ее на термоусадку такой же длины, взяв заведомо немного большего диаметра и при помощи нагретого паяльника стянул ее на жгуте до нужной кондиции.

    Рис. 37. Применяем термоусадку вместо поврежденной изоляционной трубки при ремонте динамика.

    Места крепления усиков на диффузоре, с противоположной стороны, были закреплены при помощи плавкого силикона, также можно было использовать клей.

    Рис. 38. Фиксируем места крепления держателей для электропроводящего жгута.

    Таким вот образом были заменены все гибкие жгуты в каждом из динамиков.

    Замена трубок для фазоинверторов

    Для замены фазоинверторных трубок из поролона можно выбрать самые разные материалы. Если нужны более жесткие басы то можно применить трубки из ПВХ, а если бас должен быть мягким - то используем волокнистый материал.

    Мною была использована полоска из искусственного синтетического волокна, которая оказалась достаточно плотной и из нее вполне можно свернуть трубку для фазоинвертора.

    Рис. 39. Моток искусственного синтетического волокна.

    При разборе акустических колонок была измерена примерная длина трубки фазоинвертора - 5см, поэтому я отрезал полоску именно такой высоты. Длина полоски получилась примерно 40см.

    Рис. 40. Отрезаем полоску материи для изготовления трубки фазоинвертора.

    Потом эта полоска была скручена вокруг выступа фазоинвертора на крышке колонки таким образом, чтобы получилась трубка. Места где начинается и аканчивается полоска были зафиксированы плавким силиконом.

    Рис. 41. Мотаем трубу для фазоинвертора из синтетики, фиксируем концы полоски силиконом.

    Чтобы передняя крышка плотно прилегала к деревянной коробке колонки, в месте где сделано отверстие под фазоинвертор, были вырезаны две круглые прокладки из того же синтетического материала. По сути, получились два бублика, каждый с внешним диаметром 85мм и внутренним отверстием - 35мм.

    Рис. 42. Кольца для плотного прижатия трубки к корпусу и крышке колонки.

    Колечка в нескольких противоположных точках были пропитаны плавким силиконом и склеены между собою, потом этим же силиконом они были приклеены к раньше подготовленной трубке. Для надежности, трубка была дополнительно обмотана капроновой нитью.

    Рис. 43. Готовая труба фазоинвертора для акустических колонок Radiotehnika S-30.

    В результате, были изготовлены две такие трубки фазоинверторов для АС.

    Исправляем деформацию защитных сеток

    Защитные сетки обоих НЧ-динамиков немного вмяты в середину. Выровнять их пальцам просто так очень сложно - исправляя прогиб в одном месте сетки последует деформация в другом.

    Рис. 44. Деформированные сетки с НЧ-динамиков Radiotehnika S-30.

    Как основу для выравнивания можно применить какой-то твердый шарообразный предмет небольшого размера или же круглый выступ старого деревянного кресла.

    Я же взял простой корок от вина, установил его вертикально, положив на него сетку и упершись на нее ладонями рук без проблем выровнял на сетках все деформированные места.

    Рис. 45. Восстановленные сетки для НЧ-динамиков Radiotehnika S-30.

    Собираем колонки обратно

    Прежде чем собрать колонки обратно, опишу что еще можно сделать при ремонте:

    • отключить схему индикации перегрузки, если она не нужна;
    • заменить все проводники в АС на более толстые из меди, сечением 1мм и больше;
    • обклеить корпус изнутри мягкой материей.

    Как по мне, то проводники в моих экземплярах АС попались достаточной толщины, схема индикации не мешает, а обклеивать корпус внутри - займет очень много дополнительного времени.

    Перед установкой НЧ-динамиков нужно было убрать старый пластилин, который стал очень твердым и уже не годится для плотной посадки динамической головки. Эту "медицинскую процедуру" я быстро и аккуратно выполнил при помощи скальпеля.)

    Рис. 46. Убираем старый непригодный пластилин с корпуса S-30.

    В школьном хламе мне повезло найти кусочек пластилина, поэтому покупать ничего не пришлось. Из него были скручены небольшие кусочки, которые ложились по периметру отверстия для НЧ-динамика и аккуратно равномерно растирались по канавке деревянного корпуса.

    Рис. 47. Наносим пластилин равномерно по канавке возле круглого отверстия для динамика.

    Рис. 48. Площадка для установки динамика готова.

    Все готово для установки НЧ-динамиков на свои места. Включил паяльник, и пока он нагревается решил провести косметическую уборку передних панелей колонок.

    Для очистки можно применить ватку, смоченную в спирте, или же просто взять влажную антибактериальную салфетку с нейтральным запахом. Заодно очистил сетки динамиков от пыли и грязи, а также резиновые подвесы НЧ-головок.

    Рис. 49. Очистка передней панели колонок Radiotehnika S-30.

    Припаял и прикрутил низкочастотный динамик вместе с защитной сеткой, одел на выступ фазоинвертора изготовленную из синтетики трубку.

    Для установки светодиода производителем все было предусмотрено так, чтобы его выводы прижимались трубкой-насадкой из поролона, в моем случае так и получилось - не пришлось ничего клеить.

    Рис. 50. Установка на место светодиода для индикации перегрузки АС.

    Все готово, можно прикручивать крышки и пробовать звучание восстановленных колонок Radiotehnika S-30!

    Рис. 51. Колонки восстановлены, осталось лишь прикрутить крышки.

    Подключение колонок и усилителя мощности

    Для питания усилителя мощности Weconic EQB-105 был найден небольшой импульсный блок питания (БП) от какой-то компьютерной периферии. На выходе БП выдает 12В при токе до 3А, чего вполне достаточно для питания данного усилителя и получения на выходе порядка 2х15Вт.

    Для подключения БП к усилителю нашел старый высокочастотный коаксиальный разъем, такие применялись в старых компьютерных сетях Ethernet на основе коаксиальных кабелей. Что нашел, то и применил.)

    Рис. 52. Блок питания для усилителя.

    В разрыв плюсового проводника питания усилителя подключил держатель с предохранителем на 4А, пусть будет на всякий случай.)

    Рис. 53. Разъем питания усилителя с предохранителем.

    На часть разъема которая идет к усилителю думал одеть термоусадку, но в наличии не оказалось подходящей по диаметру, поэтому просто заизолировал и стянул все при помощи капроновой нити - получилось достаточно аккуратно и надежно.

    Рис. 54. Изолируем соединение проводников и разъема при помощи нити.

    Поскольку усилитель имеет четыре независимых (не прижатых к земле) проводника для подачи сигнала на каждый из каналов, то решил поступить так: по одному проводнику из каждого входа соединил вместе и подключил к минусу питания.

    В качестве сигнального кабеля нашел кусок экранированного кабеля от какого-то устройства с подключением по USB, длиной примерно 1,5м. Кабель содержит 4 жилки в плотном экране с переплетом из проводников.

    Две жилки кабеля соединил между собою и вместе с экраном подключил к земле (минусу) усилителя. Оставшиеся две свободные жилки в кабеле использовал как сигнальные для правого и левого каналов усиления.

    Рис. 55. Подключение входов усилителя к сигнальному кабелю.

    Разъем "Mini-Jack 3,5" был извлечен из нерабочих наушников. Припаять его к сигнальному кабелю не составило большого труда, на соединенный с экраном общий проводник была одета термоусадка. Разъем в месте соединений был плотно и под натяжкой обмотан нитью.

    Рис. 56. Подключение разъема Mini-Jack 3,5.

    Для подключения АС к усилителю применил двухжильный аудио-кабель. Концы кабеля, которые пойдут к зажимам акустических систем, очистил примерно на 15мм и полностью залудил, а те концы что пойдут для подключения к усилителю оставил подлиннее - примерно 40мм и залудил лишь в конце, чтобы проводнички не распутывались.

    Рис. 57. Подготовка проводников для подключения АС к усилителю.

    Результат проведенных работ можно увидеть и послушать в коротком видео, что приведено ниже:

    Композиция играющая в демонстрации: John Petrucci - Glasgow Kiss.

    В завершение

    Результат проведенной работы мне и моим родным очень понравился. Усилителя с колонками Radiotehnika S-30 вполне достаточно чтобы посмотреть кино/концерт c качественным и детализированным звуком, послушать музыку, повеселить малыша мультфильмом с различными звуковыми эффектами, поиграть в игрушки на ноутбуке или Raspberry Pi, который подключен к ТВ. В общем, бюджетное Hi-Fi из хлама получилось вполне удачным!

    Хорошего и чистого вам звука!

    Изготовитель : ПО ""Радиотехника"", 1983 г.

    Назначение : для высококачественного воспроизведения музыкальных или речевых программ, в составе бытового усилительного радиокомплекса.

    Характеристика

    Диапазон воспроизводимых частот: 50 (-8 дБ) - 18000 Гц

    Чувствительность: 8 4 дБ

    Характеристическая чувствительность: 0,317 Па/√Вт

    Неравномерность АЧХ звукового давления в диапазоне частот 100 - 8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления: ± 6 дБ

    Направленность под углами к акустической оси:

    в вертикальной плоскости ± 7°: ± 6 дБ

    в горизонтальной плоскости ±25°: ± 6 дБ

    Гармонические искажения АС, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник в диапазоне частот:

    250 - 1000 Гц : 2%

    1000 - 2000 Гц : 2 %

    2000 - 63 00 Гц : 1%

    Сопротивление: 4 Ом

    Минимальное значения импеданса: 3,2 Ом

    Паспортная мощность: 3 0 Вт

    Кратковременная мощность: 300 Вт

    Используемые динамики:

    НЧ/СЧ:

    ВЧ:

    Частота раздела фильтров: 5000 ±500 Гц

    Вес: 6 кг

    Размеры (ВхШхГ): 364х214х195 мм

    Описание

    Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесностружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Лицевая панель отделана пленкой или шпоном и закрыта пластмассовыми декоративными панелями черного цвета. На стыках стенок корпуса с внутренней его стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.

    Динамики расположены на лицевой панели симметрично относительно вертикальной оси симметрии АС. В нижней части лицевой панели крепится шильдик с изображением на нем кривой АЧХ. Так же на нем расположен индикатор перегрузки.

    В нижней части лицевой панели имеется отверстие фазоинвертора диаметром 30 мм, который настроен на частоту 50 Гц. На задней стенке расположены клеммы подключения, а в верхней её части - скоба для крепления к стене.

    В конструкции фильтров и блока индикации перегрузки применены резисторы типа ВС, МЛТ, СП3-38б, СП5-28б и конденсаторы типа МБГО-2, К50-6, К 73-11 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.

    Внешний вид S-30

    Главное достоинство S-30 – очень правильный тональный баланс (ИМХО). Переделывались 4-х омные варианты S-30. Вернее колонки собирались заново – было 6 корпусов и 4 фильтра, динамики подбирались из старых, но мало работавших 6АС-2, 1979-1983 г.г.
    Звучание улучшилось - выразилось это в ощутимо более солидном басе и, вкупе с противомагнитом на 10ГД34 и "приподнятыми" ВЧ - в некоей, я бы сказал, фундаментальности полученного звучания.

    Главное достоинство S-30 – очень правильный тональный баланс (ИМХО)

    Переделывались 4-х омные варианты S-30. Вернее колонки собирались заново – было 6 корпусов и 4 фильтра, динамики подбирались из старых, но мало работавших 6АС-2, 1979-1983 г.г. Все три пары ВЧ-головок - тканевые, с очень низкой для 3ГД-2 резонансной частотой - пара с Fs=3100-3200 Гц, пара с Fs=3350-3400 Гц и в последней паре Fs=3800-3950 Гц. 10ГД34 с Fрез= пара с 56 Гц и 2 пары с 70 Гц.

    Оригинальная схема S-30

    В одной паре колонок вместо блока заводских индуктивностей сделал аналогичный свой - использовав НЧ- катушку с более толстым проводом: ф1,3, с соблюдением примерно такой-же конструкции строённой катушки, расположения на "корытце". Я наклеил ВЧ-катушку через 10-мм прокладку на НЧ-катушку, чтобы было, как в родном фильтре, НЧ-катушку подогнал по родному фильтру (Lнч= 0,394..0,398 mH до отвода и Lнч= 0,48mH c отводом (от отвода примерно 12…14 витков), Lвч=0,28…0,297 mH, ф0,72мм - именно такие замеры дали мне четыре "родных" фильтра 1983года). Правда, диаметр намотки и длина у меня были больше - 35мм и 40мм на ВЧ и НЧ.

    Платку делал сам, конечно же без индикации, на сьёмной крышке расположил, как в родной плате. Но из-за увеличенных размеров катушек они расположились поближе к НЧ-динамику. Были сомнения, что это сильно собъёт настройку. Ёмкости были: в режекторе на НЧ: 1,98-1,99 мкф; R-С цепочка на НЧ: 7,3 ома + 8,0 мкф; на ВЧ применил спаренные МБМ: входной- 1,98 мкф и 2,09 мкф - это к динамику). При наличии хорошего измерителя индуктивности и обмоточного провода это не трудно. Индуктивности и ёмкости в парах аналогичны с точностью 1-2%.

    Схема S-30 после переделки

    Основные направления доработки S-30

    У S-30 нет баса

    Это правда, однако можно улучшить звучание, подобрав 10ГД34 - с fs<70 Гц, и оклеив стенки войлоком, подобрать длину ФИ - при рассыпающися ФИ из пенорезины "умощнить" ФИ внутренней пластмассовой вставкой внутренним диаметром 30мм - хорошо подходят баночки из контейнеров для любой фотоплёнки- обрезаешь донышко - и готовый каркас/удлиннитель для ФИ.) Войлок 10-15мм, наклеиваемый на все внутренние стенки, кроме передней, значительно улучшает звук -после этого мидбас не хрипит даже при 30вт мощности, но можно сжечь динамики.

    Высокие - "сыпят"

    Можно улучшить, установив более старые ВЧ 3ГД-2 с шёлковыми куполами(1979-1983г.г.) и подобрав режектор параллельно ВЧ 3ГД2 - с fреж=fрез ВЧ, например: C-L-R: L=0,4 mH, C=6,5 mk, R=6,8 Om для fрез ВЧ = 3121 Гц, а также применив другие типы конденсаторов на ВЧ –а именно – МБМ, 2х1,0 мкф х 160 в. Увеличивать емкость в режекторе более 6,5 мкф не желательно – лучше играть индуктивностью для настройки контура. Возможно, придётся регулировать коэффициент деления в резистивном делителе на ВЧ (в "родном" ВЧ-фильтре движки подстроечников стоят на середине: 33 ома / на 2 = 16 ом, т.е. сигнал ВЧ делился примерно пополам).

    Конденсаторы МБМ дают очень яркий звук, хотя надо помнить об их ограниченных возможностях по переменке (160в х 5% = ~8в). Режектор почти убирает сипенье и цыкание на резонансной частоте ВЧ, но ограничение резистором 6,8 ома необходимо - чтобы осталость нужное послезвучание струнных и тарелок. Конденсатор в режекторе - К73-17, индуктивность L=0,31..0,45 mH намотана проводом ПЭЛ-1 ф 0,72мм. Резистор 6,8 ома - точный, +/- 1%, 2 ватта, тип С2-13.

    Результат измерения индуктивностей фильтров

    Середина - мутноватая

    Да, трудно избавиться!

    Отдача и разрешение низки

    Да, это так. Но, можно осторожно поэкспериментировать: доклеить противомагнит нужного размера к 10ГД34 и уменьшить подстроечником коэффициент резистивного делителя на ВЧ, предварительно отметив исходное положение подстроечника, чтоб можно было вернуться к исходному состоянию фильтров. Всё это увеличит отдачу на СЧ-ВЧ и общий динамический диапазон. Противомагниты в одной паре приклеены немного разные - подбирал, выравнивая отдачу обоих динамиков на СЧ.

    Высок уровень искажений

    Да, есть такое дело, и вылечить врядли удастся. Пробовал залепить переднюю панель изнутри пластилином – звук пропал – пришлось вернуть всё назад!

    Резюме

    Звучание улучшилось - выразилось это в ощутимо более солидном басе и, вкупе с противомагнитом на 10ГД34 и "приподнятыми" ВЧ - в некоей, я бы сказал, фундаментальности полученного звучания. Это не только мое личное мнение, но и всех, кто слушал оба варианта фильтра (на одних и тех же колонках с динамиками), включая жену - самого непредвзятого слушателя (ох уж эти наши жёны - как они не любят наше хобби, отрывающее, по их словам, нас от них!). Заводской фильтр звучал собранно, правильно, но как-то "возле" колонок. Звук самопального вырывался из колонок и был над колонками, ВЕЗДЕ.

    Ньюансы

    Применение МБМ на ВЧ дает гораздо более интересный звук, чем МБГО, только надо брать до 1991 года выпуска и, лучше, московские МБМ 1,0мкф х 160в – азербайджанские - плохие.

    В самодельном фильтре отсутствует резистивный делитель после Lвч - отвод на емкость 2,09мкф режектора НЧ и динамик; далее - 132 ом на землю, параллельно Lвч. Подбирал из МЛТ-2.

    Провода внутрь пошли на ВЧ - от SVENа и на НЧ - акустические - 1,0 мм2, с синей надписью от YOTA. Как оказалось, очень неплохие по звуку провода.

    Как ни странно, этот вариант фильтра дал звук, лучший, чем родной фильтр S-30. Ниже приведу результат измерения индуктивностей фильтров. Замеры проводились цифровым L-метром с поправкой на эталонные индуктивности, хранящиеся у меня уже лет 20.

    По моим замерам реальная индуктивность меньше указанной на схеме, это обьясняется тем, что в реальной колонке она достигает схемной из-за взаимосвязи между катушками и близости к магниту НЧ-динамика.

    Читательское голосование

    Статью одобрили 39 читателей.

    Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.

    Через некоторое время после переезда в новый город, я обнаружил возле дверей своего дома пару колонок S -30. По их внешнему виду было сразу заметно, что над ними успели поработать. Но, к сожалению, у одной из них не было динамика. Безо всякой задней мысли я забрал исправную колонку - вдруг пригодиться, а пока, послужит тумбочкой. Каково было мое удивление, когда я через пару дней обнаружил у подъезда еще один комплект S -30. На этот раз, мне достались совершенно не тронутые, советских времен колонки. Тогда я уже начал понимать, что без нормального усилка я дальше не смогу.


    Не прошло и пары недель, как я стал счастливым обладателем усилителя Любава-85-стерео, аналогом Радиотехники-101. Первое прослушивание прошло в унынии и безысходности… Совковые колонки, хрипели, фыркали из всех щелей, дребезжали панелями, плевались полуразложившимся параллоном и дурно попахивали. Так как я уже занимался доработкой свеновского саба, что делать с колонками мне было ясно с самого начала. Выкидывать? Нет! Переделывать!

    Первым делом я сходил в строительный магазин и приобрел там:

    · Силиконовый герметик (наше все в твикинге) :)

    · Войлок (утеплительный, дорогой, в садовом отделе)

    · Несколько пенно-пласмассовый трубок для утепления водопроводных труб

    · Клей ПВА

    · Вата

    · 4м 1.0 аудиокабеля, и прочее для пайки

    · 20 черный 2см саморезов

    Потом наступил момент разборки колонок. Вот тут то я очень пожалел, что не взял вторую колонку без динамика. Они, оказывается, были довольно не плохо доработаны, и достаточно было бы поставить недостающую запчасть из советского аналога. Ну, ничего, подумал я, мы смогем и лучше!

    Выкрутил ужасные блестящие шурупы с передней панели, да, они, конечно же, были уже сорваны! Пришлось помучаться. Снял решетки, динамики, хмм, пластилин все еще держался, вот же делать умели в совках… В первой улучшенной колонке, новый пластилин уже начал превращаться в какие то сопли, а по виду то прошло не больше 5 лет. Заметил расположения плюса и минуса на динамиках и пищалках и маркером пометил их, так как ни каких отметок «+» и «-» на динамиках найдено не было. Обрезал провода, ведущие внутрь корпуса, и извлек задние крыши с платами фильтров. Носки с ватой сразу в топку, ну или можно скурить:).

    К сожалению, фотографировать начал только на стадии оклейки войлоком =\.

    Отвертку нож в зубы, и через час возни деревянный корпус колонки зачищен от черного пластилина, который, по истечению долгих лет, приобрел интересной свойство пачкать все, словно вакса. Задние крышки лучше от пластилина не очищать, а просто выровнять его, и заполнить счищенным с корпуса излишками канавку на крышке, так позже будет легче добиться ее герметичного прилегания.

    Дальше взял волшебный силиконовый герметик и промазал изнутри все стыки стенок. Измерил внутренние размеры корпуса (если мне не изменяет память, то они составляют 325 высота, 180 высота и 145 глубина), выкроил из войлока нужные куски и вырезал в них соответствующие отверстия. На мой взгляд, для демпфирования боковых стенок достаточно одного 5мм слоя войлока, так как они имеют хорошую толщину. А вот на переднюю и заднюю тонкую стенку надо минимум 2 слоя войлока. Так я и сделал. Приклеивал все с помощью ПВА.

    Дальше нужно разобраться с туннелями фазоинверторов. Оригинальные сделаны из сгнившего и рассохшегося параллона, и имеют 80мм длину и 30мм диаметр. Плюс, к тому же, на передней пластмассовая крышке есть выступ, входящий во внутрь фазоинвертора, и служащий отличнейшим проводником вибраций. Параллоновая порнография была выкинута, за место нее в ход пошли утеплительные трубки для водопроводных труб. Задача стояла сделать систему из колец внешним диаметром 65мм, внутренним 30мм и с длинной внутреннего канала 100мм (не знаю почему, интуитивно решил сделать фазики длинной в 10см). Мне хватило всего двух колец для достижения желаемых параметров. Склеивалось, промазалось все силиконовым герметиком, сверху была намотана изолента, так, чтобы была:). Позже выяснилось, что внутреннюю трубку нужно было сделать выступающей из корпуса на 5мм, для более плотного прилегания к передней пластиковой панели.

    Выпаял элементы, отвечающие за индикацию перегрузки - VD 1, VD 2, C 1, C 2, R 3, R 4, R 5. Все семь элементов компактно расположены в верхнем правом углу платы, если смотреть на фотографию, которая приведена выше. Только, на ней почти не видно VD 1, который находится четь левее C 1. Если лень выпаивать все это, можно аккуратно убрать элементы кусачками, только смотрите чтоб кз не было.

    Конечно же, оригинальные тонкие металлические провода тут не годятся, и я заменил их на акустические из безкислородной меди. Провода, которые пойдут к динамикам, я завел прямо на плату, по возможности минуя сигнальные дорожки. Вот что получилось.

    На этом этапе обязательно подсоедините к фильтру динамики и проверьте, все ли работает как надо. В моем случае, на последнем моменьте сборки выяснилось, что одна из пищалок молчит. Беглый осмотр показал, что капризничает фильтр... Чуть менее беглый осмотр в течение последующих двух часов выявил закономерность работы и не работы фильтра с пищалкой относительно их положения к созвездию малых и больших усилителей. В общем, этот бред получилось исправить только путем перепайки третей платы с запасной колонки.

    Дальше было нужно как-то усилить самое слабое место в корпусе колонки - пластиковою крышку, на которой расположен фильтр. Я снял с нее все элементы, приклеил на нее вставки из войлока, и покрыл их поверху слоем ваты. На все это установил обратно фильтр, и потом еще раз подкрепил всю конструкцию ватой, поместив ее в образовавшиеся зазоры и полости. Вышло очень внушительно, надежно и глухо :) .

    Понятное дело, что устанавливать динамики прямо на дерево нельзя. Я читал советы о том, что можно сделать прокладки из резины, но ее у меня под рукой не оказалось и я немного схитрил, заполнив углубления, сделанные в корпусе под динамики силиконовым герметиком. Выровняв его, и дав высохнуть, я получил идеальные прокладки :) . И не забываем про отверстия под болты.

    Теперь пришел черед передних панелей, достаточно неудачно вписанных в корпус усилителя. Над пластиком были совершены следующие зверства - отпилены патрубки шедшие внутрь фазиков, и отломаны все… ээээ… полукруглые шпеньки, обеспечивающие плотное прилегание к корпусу и фирменное дребезжание :) .

    В прочитанных ранее гайдах по переделке S -30, демпфирование пластика было сделано за счет приклеенного демпфера на корпус колонки, поверх которого крепилась сама панель. Мне этот вариант не понравился, так как он не исключает дребезжания пластика, а передняя стенка корпуса колонки уже была достаточно хорошо усилена. Поэтому тщательной звукоизоляции, по средству наклеивания войлока (в местах до 3х слоев), подверглись злосчастные панели… Не забудьте поставить на место светодиоды индикации перегрузки, для красоты, или для этой самой индикации, у кого как… У меня так, чтобы глаз радовало.

    Ну вот и наступил трепетный момент сборки всех составляющих в единое целое - чудо звуко-техники под названием S -30 :) . Задние панели с фильтрами посадил на их место, на герметик, конечно же, образовавшиеся полости вокруг элементов фильтра заполнил ватой.

    Припаял провода к динамикам и становил последние в отведенные под них отверстия в корпусе, опять же, с применением волшебного силиконового герметика. На этом этапе обязательно нужно проверить корпус на герметичность. Ртом через отверстие фазоинвертора загоняем воздух во внутрь колонки, и слушаем, не сифонит ли он из щелей. У меня сифонил, промазал герметиком внешние стыки между передней деревянной панелью и боковыми стенками. Все, герметичность стала идеальной. Теперь можно устанавливать укрепленные войлоком передние панели с уже ставшей родной надписью S -30, и только черными саморезами!!… В конечном счете, получилось, что-то в этом роде…

    Звучание… Оно прекрасно… Быть может только чуть-чуть размытые мягкие низа, но именно этого я добивался, устанавливая шероховатые трубки фазоинверторов. В общем, данные колонки, пока что, лучшее, что у меня было по звучанию, не перестаю ими восхищаться. Они однозначно играют лучше чем Solo -2 от микролаба, и почти так же хорошо как Royal -2 от свена… Но мне еще учиться и учиться, слушать и слушать, а совершенствованию нет предела.

    Пожалуй, это все стоило четырех вечеров работы и потраченных 400 рублей.