• Альтернативные операционные системы: macOS. История macOS в картинках

    Mac OS X абсолютно новая версия операционной системы Mac OS, основой которой является свободное программное обеспечение, называемое Darwin. Darwin включает в себя ядро XNU, созданное с использование технологии Mach и стандартных сервисов BSD. Главным преимуществом данной технологии является то, что ее фундамент основан на всем известной системе UNIX, что обеспечивает новой Mac OS повышенную стабильность, многофункциональность, скорость работы, безопасность и надежность.

    Все модификации операционной системы Mac OS X названы различными видами животных из семейства кошачьих. Начиная с версии 10.0 до версии 10.6, операционные системы носят имена: Cheetah (в переводе Гепард), Puma, Jaguar, Panther, Tiger, Leopard и самая последняя версия Snow Leopard (в переводе Снежный Леопард). Каждая из версий имеет свои улучшения и доработки, но всем им присущи общие нововведения, которые делают Mac OS X абсолютно не похожей на Mac OS 9, это привело к тому, что приложения, написанные для предыдущих версий Mac OS, не будут работать на Mac OS X. Изначально работа приложений, написанных под Mac OS 9, осуществлялась посредством виртуальной эмуляции, но со временем от этого отказались совсем.

    Неоспоримым преимуществом визуализации графической оболочки Mac OS X является новый интерфейс пользователя, который носит название Aqua. Графический интерфейс Aqua создает иллюзию водной среды, с ощущением прозрачности, глубины и движения. Он остается практически неизменным во всех модификациях Mac OS X, но все это время не теряет своей актуальности и свежести решения. Aqua создан не только для красоты, но и для комфорта и удобства пользователей. Одним из нововведений является возможность складывать окна активных приложений в отдельные секции, которые при желании можно скрыть из зоны видимости, не давая им без необходимости заполнять полезное пространство рабочего стола.

    В новой версии Mac OS X реализованы такие функции как, защита памяти, благодаря которой исключается зависание всей системы при сбое в работе одного из приложений, а также вытесняющая многозадачность и симметричная многопроцессорность. В Mac OS X реализовано динамическое распределение памяти, что позволяет выделять и освобождать память непосредственно в процессе работы программ. Это исключает появление сообщений «out of memory» и не требует корректировки количества доступной памяти для каждого приложения.

    Лишним подтверждением того, что Mac OS разрабатывается в первую очередь для удобства пользователя, является автоматическая интеграция в сеть. Использование этой функции позволяет подключаться к сети интернет любым доступным методом соединения без дополнительных настроек со стороны пользователя. Новая технология энергосбережения позволяет компьютеру выходить из состояния сна практически мгновенно.

    В Mac OS X реализована возможность многопользовательского доступа к данным, разграничены права доступа, повышена степень защиты информации пользователей, администрирование системы стало еще более простым, а интерфейс управления шрифтами и шрифтовыми наборами стал более удобным и гибким, к тому же Mac OS X теперь напрямую поддерживает такие форматы шрифтов как: TrueType, Type1 и OpenType. В системе Mac OS X теперь есть встроенная поддержка принтеров фирм Epson, Hewlett-Packard и Cannon.

    Двухмерная визуализация и печать документов в Mac OS X организована с помощью технологии Quartz, которая использует уже ставший стандартным графический формат PDF, что обеспечивает расширенную поддержку шрифтов и другие графические возможности системы. Для работы с аудиоданными и видеоданными в Mac OS X используется запатентованная технология QuickTime, которая теперь интегрирована в систему, а 3D графика и игры реализованы с использованием технологии OpenGL.

    Mac OS X значительно отличается от предыдущих версий Mac OS. Основу системы составила POSIX-совместимая операционная система Darwin, которая является свободным программным обеспечением. Её ядром является XNU (рекурсивный акроним от «Xnu is Not Unix» -- «Xnu -- не Юникс»), в котором используется ядро Mach и стандартные сервисы BSD. Все возможности Unix доступны через консоль.

    Поверх этой основы, в Apple разработано много проприетарных компонентов, таких как API Cocoa и Carbon, Quartz.

    Mac OS X включает множество возможностей, делающих её более стабильной, чем предыдущая версия -- Mac OS 9.

    В Mac OS X используется вытесняющая многозадачность и защита памяти, позволяющие запускать несколько процессов, которые не могут прервать или повредить друг друга. На архитектуру Mac OS X повлияла OpenSTEP, которая была задумана как портируемая операционная система. К примеру, NeXTSTEP была портирована с оригинальной платформы 68k компьютера NeXT, до того как NeXTSTEP была куплена Apple. Так и OpenSTEP была портирована на PowerPC в рамках проекта Rhapsody.

    Наиболее заметным изменением стал графический интерфейс Aqua. Использование закруглённых углов, полупрозрачных элементов и светлых полосок также повлияло и на внешний вид аппаратного обеспечения первых iMac. Некоторым пользователям это не понравилось, они считали это непрофессиональным. Другие были довольны и считали это шагом вперёд. После выхода первой версии Mac OS X другие разработчики тоже стали использовать дизайн Aqua. Для предотвращения использования своего дизайна на других платформах Apple воспользовалась услугами юристов.

    Mac OS X включает среду разработки программного обеспечения Xcode, которая позволяет разрабатывать программы на нескольких языках, включая Си, C++, Objective-C, Ruby и Java. Она поддерживает компиляцию в так называемые «универсальные программы» (Universal Binary), которые могут запускаться на нескольких платформах (x86, PowerPC), так же, как «fat binaries» использовались для запуска одного приложения на 68k и PowerPC платформах.

    Основами Mac OS X являются:

    Подсистема с открытым кодом -- Darwin (ядро Mach, набор утилит BSD).

    Среда программирования Core Foundation (Carbon API, Cocoa API и Java API).

    Графическая среда Aqua (QuickTime, Quartz Extreme и OpenGL).

    Технологии CoreImage, CoreAudio и CoreData.

    Эволюция ОС Mac OS X

    Операционная система компании Apple Mac OS X на данный момент представлена в двух вариантах: версия для рабочих станций и ноутбуков, а также версия для сервера, необходимая для организации работы локальной сети предприятия. После выхода версии Mac OS X 10.0 было выпущено еще шесть ее модификаций, каждая из которых носит название животного из семейства кошачьих.

    Mac OS X 10.0 Cheetah (Гепард): стала первой обновленной версией операционной системы Mac OS. Она появилась в марте 2001 года и была создана на основе ОС UNIX и сервисов FreeBSD. Новая технология позволила повысить функциональность, надежность и безопасность новой операционной системы. Но версия 10.0 Cheetah была нестабильна в работе, в ней отсутствовал ряд функций, которые есть в последних версия системы Mac OS X, поэтому компания Apple выпустила бесплатное обновление.

    Mac OS X 10.1 Puma: бесплатное обновление разработанное компанией Apple, позволяло обновить операционную систему Mac OS X 10.0 Cheetah до версии 10.1 (Puma), что дало возможность исправить ряд недоработок, существовавших в первой версии и повысить стабильность работы. В ней появились такие функции как: персонификация, высокое качество графики, быстрый доступ к системным параметрам, расширение спектра сетевых возможностей и периферийных устройств, воспроизведение и запись DVD дисков.

    Mac OS X 10.2 Jaguar: в новую версию операционной системы Mac OS X было внесено более 150 видов различных изменений и дополнений, главным из которых стала поддержка аппаратного ускорения пользовательского интерфейса с применением технологии Quartz Extreme, в результате этого вся обработка изображений осуществляется процессором видеокарты. В этой версии появился мультимедийный центр QuickTime 6, интернет программа обмена мгновенными сообщениями iChat, единая адресная книга, система рукописного ввода Inkwell. Улучшены программы mail, где появилась фильтрация спама, поиск файлов на диске Finder и поиск информации в интернете Sherlock 3.

    Mac OS X 10.3 Panther: появилась на рынке 24 октября 2003 года, в нее была внедрена технология шифрования данных FileVault. Последующие обновления системы привнесли еще ряд изменений таких как: исправлены некоторые проблемы безопасности, повышение надежности в работе с удаленными файлами в смешанных сетях, улучшена система файлового обмена и поддержка беспроводных сетей, обновлены драйвера к видеокартам, система каталогов и поддержка OpenGL. Внесены изменения и доработки в браузер Safari, почтовый клиент mail, адресную книгу, Stickies и QuickTime, а также доработана поддержка программного обеспечения сторонних разработчиков.

    Mac OS X 10.4 Tiger: вышла в апреле 2005 года и включила в себя более 200 изменений и дополнений, которые необходимы для более быстрой и стабильной работы компьютера. Главными новинками этой версии операционной системы Mac OS X стали уникальная функция быстрого поиска информации Spotlight и интерфейс для виджетов Dashboard, приложение Automator, предназначенное для автоматизации ряда постоянно повторяющихся действий, что позволило выполнять рутинную работу с помощью одного нажатия.

    Mac OS X 10.5 Leopard: появилась на рынке 26 октября 2007 года, она включает в себя более 300 улучшений и дополнений. Изменения в первую очередь коснулись ядра операционной системы, в него теперь интегрирован фреймворк динамической трассировки DTrace, а также имеется среда Cocoa Bridges для разработки приложений на Ruby и Python языках программирования, Scripting Bridge позволяет автоматизировать Mac-приложения посредством программ на Objective-C, Ruby и Python. В систему были также включены Rails, Mongrel и Capistrano. В данный момент Mac OS X 10.5 Leopard признана полноценной UNIX системой. Немаловажным событием стало появление в данной версии программы Boot Camp, с помощью которой на компьютеры Macintosh теперь можно устанавливать ОС Windows, в качестве второй рабочей операционной системы. В новой версии Mac OS X был полностью обновлен Finder и другие полезные приложения, добавлены такие функции как Stacks, Quick Look, Spaces и программа Time Machine для создания резервных копий системы и данных.

    Mac OS X 10.6 Snow Leopard: была представлена в июне 2008 года и включает в себя ряд кардинальных изменений. Теперь она работает только на процессорах Intel, использует в работе 64-разрядные технологии, одинаково работает с 64-разрядными и 32-разрядными приложениями, занимает почти в два раза меньше места на диске, быстрей устанавливается, грузиться и работает. Все стандартные приложения Mac OS X (Finder, Mail, Safari, iCal и iChat и др.) в новой версии были переведены на 64-разрядный код, что значительно повысило их производительность и сделало их более устойчивыми к атакам хакеров. Диспетчер Grand Central Dispatch позволяет на полную использовать возможности многоядерных систем и увеличить производительность компьютера. Добавлено масштабирование интерфейса. ОС Snow Leopard использует технологию Bonjour для обмена файлами, стеки для работы с окнами программ, а также в ней обновлена функция Expose, которая стала еще удобней и доступней. Увеличена скорость резервного копирования, для передачи данных с целью предотвращения сбоев соединения в iChat теперь может использоваться сервер ретрансляции AIM.

    Операционная система macOS от Apple была впервые представлена в относительно далёком 2000 году. Совершенствование системы не прекращалось на протяжении всех этих лет. В статье представлена иллюстрированная история развития ОС.

    СHEETAH

    03/2001 - OS X 10.0

    История macOS началась с медведя, а не с хищной кошки (cheetah - гепард). В сентябре 2000 года компания Apple представила версию Kodiak (англ. медведь). За $30 пользователи могли приобрести первую бета-версию Mac OS X .

    Официальная версия ОС 10.0 с кодовым именем Cheetah вышла спустя 6 месяцев. В ней был впервые представлен интерфейс Aqua и ранние версии приложений TextEdit, Preview, Mail и QuickTime.

    Новая ОС X требовала на то время целых 128 MB ОЗУ и 800 MB памяти на диске.

    PUMA

    09/2001 - OS X 10.1

    Спустя всего полгода была выпущена версия с кодовым именем Pum a . Вместо того, чтобы делать упор на добавлении новых свойств и характеристик, фокус был сделан на улучшении производительности системы.

    С выходом Mac OS 10.1.2 компания Apple также стала устанавливать OS X в новые компьютеры по умолчанию, навсегда отказавшись от версии OS 9.

    JAGUAR

    08/2002 - OS X 10.2

    Система Jaguar включала в себя такие приложения, как iChat и Address Book . В новой версии ОС был также представлен компонент Universal Access , благодаря которому OS X стала более доступной в использовании для людей с нарушениями зрения или слуха и другими ограниченными возможностями.

    Помимо этого в ОS 10.2 появилась новая заставка: на смену логотипа Happy Mac пришла новая картинка с логотипом Apple.

    PANTHER

    10/2003 - OS X 10.3

    Ребята из Microsoft, должно быть, имели смешанные чувства по отношению к новой версии ОС от Apple, которая получила кодовое имя Panther . С одной стороны, вместо браузера Internet Explorer для Mac по умолчанию устанавливался новый браузер Safari . С другой стороны, версия 10.3 продемонстрировала улучшенную межоперационную совместимость с Microsoft Windows (включая предустановленную поддержку службы каталогов Active Directory).

    TIGER

    04/2005 - OS X 10.4

    Версия Tiger привнесла неоценимую поисковую программу Spotlight. В ней же впервые были представлены виджеты (как калькулятор, календарь или часы) на новой панели Dashboard .

    Кроме этого, в версии Mac OS 10.4 было представлено новое аппаратное обеспечение. Оно было установлено на первых компьютерах Mac с процессорами Intel и на первых устройствах Apple TV (им ещё предстояло появиться в 2007 году).

    LEOPARD

    10/2007 - OS X 10.5

    Эта версия Mac OS находилась в разработке довольно долго. Дело в том, что Apple в это время активно занималась созданием и выпуском iOS и iPhone.

    В ОС Leopard , однако, была встроена система архивации под названием Time Machine . Обновлённая система также начала поддерживать 64-битные приложения.

    Более того, с помощью программы Boot Camp компьютеры Mac теперь могли поддерживать другие операционные системы, как, например, Microsoft Windows.

    SNOW LEOPARD

    08/2009 - OS X 10.6

    Как понятно из названия, Snow Leopard была построена по большей части по образцу предыдущей версии. Но в ней был представлен Mac App Store , последовавший за успешной реализацией проекта на iOS.

    Версия Mac OS 10.6 также поставила точку в использовании архитектуры PowerPC. С этого времени использовались только процессоры Intel.

    LION

    07/2011 - OS X 10.7

    Система Lion (от англ. лев) стала первой версией Mac OS, недоступной на CD или DVD. Новую версию можно было только скачать. Для её создания было взято много идей из iOS: Gestures , Launchpad , восстановление окон и др.

    Новейшая часть инфраструктуры Apple iCloud также дебютировала в Mac OS 10.7.

    MOUNTAIN LION

    07/2012 - OS X 10.8

    Mountain Lion включила в себя ещё больше успешных концепций из iOS: новое приложение Messages вместо iChat, приложение Reminders и Notification Center .

    Ещё до презентации OS 10.8 Apple сделала громкое сообщение: компании пообещала ежегодный выпуск новых версий Mac OS.

    MAVERICKS

    10/2013 - OS X 10.9

    С новой версией Apple представила новую схему назначения имён ОС (до этого версии назывались в честь представителей семейства кошачьих, теперь начали использоваться названия известных мест в Калифорнии). Также обновление до OS 10.9 сделали бесплатным и пообещали, что последующие обновления тоже будут бесплатными.

    В Maverics были представлены и новые приложения Maps и iBooks .

    YOSEMITE

    10/2014 - OS X 10.10

    В Mac OS 10.10 произошла крупнейшая смена дизайна за несколько лет. Изменения последовали за обновлениями iOS с более плоским дизайном и эффектом размытия.

    Появилась функция Handoff , благодаря которой пользователи без особых усилий могли переключаться с одного устройства на другое даже при выполнении отдельных задач. Также был сделан упор на режиме Full Screen Mode , который активировался касанием зелёной кнопки в строке заголовка.

    EL CAPITAN

    09/2015 - OS X 10.11

    Версия El Capitan названа в честь горной вершины в национальном парке Йосемити. Она была сфокусирована на улучшении производительности и стабильности системы.

    Помимо незначительных обновлений Safari, Spotlight, Mail и Notes и презентации режима Split Views , самым большим обновлением стала возможность удобного расположения окон приложений рядом друг с другом.


    Современные «Маки» состоят из тех же комплектующих, что и персоналки. Тогда почему Mac OS не может работать на PC? На самом деле «яблочную» операционку можно установить на большинство современных компьютеров, и это не так сложно, как кажется

    Напоминаем, что этот материал приведен исключительно в ознакомительных целях. Если же вы собираетесь воспроизводить действия, описанные ниже, настоятельно советуем внимательно прочитать статью до конца хотя бы один раз. Редакция не несет никакой ответственности за любые возможные последствия.

    Введение


    «Хакинтош» — ироническое название для Mac OS X, установленной не на компьютере Apple, а на обычном PC. Это явление стало возможным, когда компания из Купертино в 2005 году начала миграцию своих машин с платформы PowerPC на x86 и «Маки» стали оснащаться теми же процессорами и чипсетами Intel, которые используются в персоналках. Со времен первых скромных побед так называемый проект OSx86 из развлечения горстки энтузиастов превратился в массовое движение с растущей пользовательской базой. Сегодня, когда Apple официально выпустила новую версию своей операционки, Lion, самое время рассказать о «Хакинтоше» всем, у кого нет «Мака», но есть интерес к Mac OS X и желание экспериментировать.

    Установка Snow Leopard со сборки iATKOS 10.6.3 v2

    Самый простой и универсальный вариант — установка Mac OS X со специальным образом модифицированного дистрибутива. Со времен выхода Snow Leopard такие хакерские сборки уступили место более изящному решению — установке с копии фирменного диска при помощи отдельного загрузочного CD, и про это написано ниже. Но без сборки не обойтись пользователям CPU от AMD или Intel Atom, т.к. оригинальное ядро Mac OS X (которое наши англоязычные друзья называют vanilla kernel) поддерживает лишь процессоры Intel с архитектурой Core и старше, а сборка позволяет в процессе установки сразу выбрать «пропатченную» версию. А после того как вы проникли в мир «Хакинтоша» с помощью сборки и поднабрались знаний, можно сделать чистую установку, компоненты которой вы полностью контролируете.




    iATKOS 10.6.3 v2 — одна из последних выпущенных сборок, и несмотря на довольно старую версию ОС (Snow Leopard уже обновился до 10.6.8), весь «хакерский» софт на ней вполне современный. Скачав образ (не будем подсказывать, откуда), запишите его на болванку. Загрузитесь с диска iATKOS и подождите, пока отработает «хакерский» загрузчик и запустится ОС.

    Этот процесс занимает несколько минут, но если вдруг затянется сверх разумных пределов либо выдаст сообщение об ошибке, это значит, что что-то пошло не так.

    В таком случае нужно снова загрузиться с DVD, но на экране загрузчика с зеленым хамелеоном нажать F8, выделить оптический диск, ввести с клавиатуры «-x» и нажать Enter. Это так называемый безопасный режим, но если и с ним не повезло, то нужно загрузиться с аргументом «-v», что позволит наблюдать журнал загрузки. На том моменте, где процесс застрял либо появилось словосочетание Kernel Panic, можно сделать фото экрана и затем в спокойной обстановке попытаться понять, что происходит, с помощью тематических сайтов, Google и советов бывалых «хакеров».

    Появление окошка с выбором языка говорит о том, что загрузка прошла успешно и ваша система в состоянии запустить Mac OS X. Рекомендуем по возможности выбирать язык Шекспира, так как большинство инструкций и разборов проблем в Интернете написаны на нем.

    Пролистайте страницы программы установки вплоть до появления окна с выбором диска.

    Откройте в меню раздел Utilities и запустите Disk Utility. Если вы отдали под «Хакинтош» чистый диск, то с помощью этой программы его нужно «разбить» (закладка Partition). Для установки в раздел по соседству с Windows, раздел просто форматируется в файловой системе HFS+ (закладка Erase). Для надежности лучше выбрать вариант HFS+ Journaled, а опция Case Sensitive большинству пользователей не понадобится.

    После того как HDD подготовлен к установке, дисковую утилиту можно закрыть и указать раздел в окне установщика. А теперь принципиальный момент — выбор драйверов и настроек, которые позволяет Mac OS X полноценно работать на вашем железе. Список открывает кнопка Customize. Всем пользователям рекомендуется заглянуть в ветку Bootloader и выбрать опцию Chameleon v2 RC5 взамен опции, отмеченной по умолчанию. Обладатели процессоров AMD, а также Intel Atom должны выбрать модифицированное ядро в разделе Patches, Modified Kernels.

    Не стоит выбирать какие-либо «драйверы» для графического адаптера в разделе Drivers, VGA. Лучше поставить галку напротив опции Graphics Enabler в разделе Bootloader Options — в таком случае загрузчик сам попытается активировать аппаратное ускорение. Как бы то ни было, в 2D-режиме ОС загружается почти всегда, и если метод Graphics Enabler не сработал, то можно будет попытать счастья с отдельными «драйверами». Кстати, это не драйверы, а лишь инжекторы, которые позволяют драйверам, встроенным в Mac OS X, работать с незнакомыми видеокартами, потому и взяты в кавычки.

    Выберите подходящий пакет для сетевой карты в разделе Drivers, Network — там неплохая коллекция. Для ноутбука пригодится содержимое раздела Drivers, Laptop Hardware. Можно взять какой-нибудь драйвер энергосберегающих функций CPU из раздела Drivers, Main Hardware, CPU Power Management. «Родное» расширение ядра под названием AppleIntelCPUPowerManagement.kext, которое несет эту функцию, в сборке предусмотрительно заблокировано, ибо подходит только для процессоров Intel, да и то не для всех, и в случае ошибок не дает системе загрузиться.

    Не отмечайте Sleep Enabler в разделе Patches — если вам нужен спящий режим, то после обновления ОС это расширение все равно придется заменить.

    Раздел Language Translations попал в iATKOS с официального дистрибутива и содержит пакеты локализации интерфейса ОС, в том числе — русский.

    Желательно выписать список опций, которые вы выбрали, на тот случай, если свежеустановленная ОС не запустится и придется искать виновника. Когда выбор сделан, можно нажимать OK, а затем Install. Поехали!

    В конце установки компьютер отправится в перезагрузку. Можно извлечь диск с iATKOS и загрузиться с жесткого диска, на который мы «накатили» Mac OS X. Пока загрузчик Chameleon отсчитывает секунды до запуска ОС по умолчанию, можно нажать любую клавишу и увидеть список разделов, с которых доступна загрузка. Если вначале на винчестере уже была Windows, то она запускается со служебного раздела под названием System Reserved, либо прямо со своего корневого раздела, если служебный по каким-то причинам отсутствует.

    Но нам ведь не терпится увидеть Mac OS, так? В таком случае просто ждем, и если опции во время установки были подобраны правильно, на экране появится окно регистрации, а если сработала опция Graphics Enabler, то еще и покажут приветственный видеоролик.

    Что же делать, если операционка застряла на этапе загрузки или выдала сообщение об ошибке? Первый совет в таком случае — загрузиться с просмотром журнала. Для этого нужно остановить загрузчик, пока он отсчитывает время до запуска ОС, выделить раздел с ней, ввести аргумент «-v» и нажать Enter. По сообщениям на экране удастся найти компонент, вызывающий сбой. Затем можно попробовать загрузиться в безопасном режиме с аргументом «-x», и если это удалось, то вероятно, что дело в каком-либо кексте — драйвере или инжекторе устройства, который вы отметили в меню Customize установочного диска, и его нужно заменить. Как работать с кекстами, рассказано в особом разделе статьи.

    Установка Snow Leopard с фирменного дистрибутива

    «Хакинтош» можно создать и с помощью «родного» образа Snow Leopard, который для успокоения совести можно даже купить. При этом весь софт, который делает Mac OS X совместимой с PC, записывается на отдельный диск. Но этот способ подходит только для владельцев Intel’овских CPU, т.к. и диск с дистрибутивом, и копия ОС, которая будет установлена с него, используют оригинальное ядро без поддержки AMD. Кроме того, немодифицированный установщик Snow Leopard не позволит накатить систему на винчестер, разбитый с помощью MBR, и поддерживает только схему разметки GUID. Поэтому диск с MBR придется переразбить.

    Если там уже стоит Windows и вы не готовы навсегда проститься с самой популярной операционной системой, то есть неочевидное решение: с помощью Disk Utility сначала разметить диск с GUID, создать для «окон» собственный раздел и установить Windows, а потом уже во второй раздел — Snow Leopard. Ключевое слово здесь — Disk Utiliy. Эта программа, которая, как вы уже знаете, запускается и с установочного диска Mac OS X, создает гибридную разметку с синхронизированными GUID и MBR. А MBR необходима для установки Windows.

    Итак, для начала нам понадобится образ загрузочного диска iBoot и пакет драйверов MultiBeast — последние версии обоих выложены на сайте www.tonymacx86.com/viewforum.php?f=125 (для скачивания требуется регистрация). Записываем ISO-образ iBoot на болванку и загружаемся с нее. Когда появится окно с выбором раздела для загрузки, нужно заменить iBoot в дисководе на «родной» дистрибутив с Mac OS X, нажать F5, выделить DVD и нажать Enter.

    Дальнейшая процедура полностью аналогична тому, что написано про сборку iATKOS, только в меню Customize нет никаких «левых» драйверов, а лишь стандартные пакеты Snow Leopard — локализации интерфейса, шрифты и пр.

    Вот только по завершении установки загрузиться прямиком с жесткого диска не получится, т.к. копия ОС девственно чистая и ничем не отличается от того, что есть на настоящих «Маках». Поэтому нужно снова загрузиться с диска iBoot и выбрать раздел со Snow Leopad.

    Если возникла ошибка, вы уже знаете, что делать: грузимся с аргументом «-v» и проводим диагностику, затем пытаемся запустить ОС в безопасном режиме с аргументом «-x». На сайте tonymacx86 также рекомендуют аргумент PCIRootUID=1, который можно сочетать с «-x» и «-v».

    Если Mac OS X показала окошко регистрации, то пора приучать ее к PC. Нужно запустить MultiBeast из архива, который мы заблаговременно скачали, и пролистать все страницы установщика вплоть до меню выбора компонентов. Здесь все пользователи должны отметить пункт EasyBeast Install — который задает установку минимального набора кекстов. Для включения поддержки конкретного оборудования стоит заглянуть в отдельные ветви списка и выбрать необходимые расширения. В конце процедуры компьютер будет перезагружен, и можно будет смело загружаться с HDD.

    Помимо кекстов на диск установится загрузчик Chimera, и если ранее была проинсталлирована Windows, то ее загрузка осуществляется путем выбора соответствующего раздела.

    Установка Lion

    Вот и самое вкусненькое — свежая версия Mac OS X. Ее пока что могут оценить лишь пользователи Intel. На момент написания статьи Apple еще не выложила исходников ядра Lion, а значит — нет и модифицированных ядер. А вот большинство кекстов, написанных для Snow Leopard, с Lion работают.

    Для установки «Льва» нам понадобится работающий Snow Leopard версии не ниже, чем 10.6.6, свободный раздел на жестком диске объемом 5 Гбайт для размещения файлов инсталлятора, дистрибутив Lion (доступен за $29,99 в App Store и бесплатно сами знаете где), утилита xMove и уже знакомый пакет MultiBeast.

    Программа Install Mac OS X Lion запускается непосредственно из-под работающей операционки, и в качестве раздела для установки нужно выбрать именно тот, с которого запущен Snow Leopard, что никак не повлияет на ОС. После завершения копирования файлов можно согласиться на перезагрузку и войти в Snow Leopard обратно.

    Теперь дело за утилитой xMove. Запустив ее, нужно отметить пустой раздел, который мы заблаговременно подготовили для Lion, и xMove перенесет туда файлы, распакованные программой Install Mac OS X Lion. Если Snow Leopard установлен по методу iBoot + MultiBeast, то достаточно загрузиться с жесткого диска и в меню загрузчика Chimera выбрать раздел со «Львом». Если для установки использовался iATKOS или другое решение, но загрузчик и кексты также не первой свежести, то придется загружаться с диска iBoot. Дальнейшая процедура полностью повторяет процесс установки Snow Leopard с фирменного дистрибутива. Причем в качестве цели можно выбрать раздел с уже работающей Mac OS X, и тогда она безболезненно обновится.

    Установка и удаление кекстов

    Как удалить проблемный драйвер, инжектор или добавить поддержку устройств, которые не запустились после первоначальной установки? Хранилищем кекстов (расширений ядра) в Mac OS X является каталог /System/Library/Extensions, а загружаются они из единого кеша по адресу /System/Library/Caches/com.apple.kext.caches/Startup/Extensions.mkext, куда ОС помещает только необходимые расширения. Но современные загрузчики «Хакинтоша» (уже знакомые нам Chameleon и Chimera) могут загружать дополнительные кексты из каталога /Extra/Extensions, и из них формируется свой маленький кеш /Extra/Extensions.mkext. В MultiBeast и iATKOS используется именно такая схема, только в последнем случае каталог /Extra скрыт. Отображение скрытых файлов включается с помощью команды в терминале.

    defaults write com.apple.finder AppleShowAllFiles TRUE
    killall Finder

    Для установки многих кекстов достаточно скопировать их в /Extra/Extensions. Но некоторые при этом не смогут разрешить зависимости (в кеше /S/L/C/c/S/Extensions.mlext нет необходимых расширений), и придется сформировать в каталоге /Extra единый кеш из всех «родных» и «сторонних» расширений, который ОС не сможет переделать. Производит это следующая команда:

    sudo kextcache -m /Extra/Extensions.mkext -- /System/Library/Extensions /Extra/Extensions

    Перед этим файлам в /Extra/Extensions нужно назначить необходимые разрешения. Команды:

    sudo chown -R 0:0 /Extra/Extensions

    sudo chmod -R 755 /Extra/Extensions

    И еще один нюанс: если даже с правильными разрешениями кекст не вошел в кеш и не загружается, нужно открыть его с помощью опции Show Package Contents в контекстном меню файла и просмотреть файл Info.plist в каталоге Contents. Это xml-файл, и в его конце, перед закрывающими тэгами должна быть следующая запись:

    OSBundleRequired

    Root

    В противном случае ее нужно добавить или поменять.

    В Mac OS X 10.7 все немного по-другому. Lion использует другой формат кеша — prelinked kernel. По умолчанию Chameleon не читает его и сканирует все содержимое каталога /Extra/Extensions, что замедляет загрузку. Единственное, что пока можно сделать — создать общий кеш в системном каталоге /System/Library/Caches/com.apple.kext.caches/Startup. Команда:

    sudo kextcache -c /System/Library/Caches/com.apple.kext.caches/Startup/kernelcache -v -t -K /mach_kernel -- /System/Library/Extensions /Extra/Extensions

    А для того, чтобы загрузчик подцепил kernelcache, нужно использовать при старте аргумент «UseKernelCache=Yes». Но в отличие от содержимого /Extra, этот файл подвластен операционной системе, и время от времени она будет его обновлять, забыв, разумеется, про наши «хакерские» расширения. Вариант решения проблемы — переместить кексты из /Extra в каталог /System/Library/Extensions и задать им необходимые разрешения командами:

    sudo chown -R 0:0 /System/Library/Extensions

    sudo chmod -R 755 /System/Library/Extensions

    Обновление ОС

    «Хакинтош» можно обновлять с сервера Apple при помощи встроенной утилиты Software Update. Но при этом надо быть готовым к тому, что какие-либо кексты после обновления перестанут работать либо начнут вызывать сбои и для них придется найти замену. К счастью, разработчики популярных расширений оперативно реагируют на выход новых версий Mac OS X. Кроме того, после обновления нужно пересобрать кеш кекстов, предварительно загрузив систему с аргументом «-f». Пользователям процессоров AMD пред тем, как обновлять ОС, следует удостовериться, что появилась свежая версия модифицированного ядра, или можно оставить старую.

    Настройка загрузчика

    Работой загрузчика Chameleon или его аналогов управляет файл com.apple.boot.plist в папке /Extra. Его можно модифицировать вручную, но есть и специальная утилита с графическим интерфейсом — Lizard, которую можно скачать со страницы darwinx86.net/software/darwinx86_software.html . В конфигурацию желательно внести разрешение экрана, аргументы для загрузки (например, вышеупомянутый «UseKernelCache=Yes»), а владельцам «нестандартных» процессоров — название файла модифицированного ядра. В iATKOS это файл custom (посмотрите, он лежит в корневом разделе диска). Также отметьте Graphics Injection, если эта опция помогла вам включить 3D-ускорение.

    Опция 32bit Compatibility Mode заставит ядро загружаться в 32-битном режиме, что может быть необходимо для некоторых кекстов. При этом сохраняется поддержка больших объемов RAM, и приложения могут работать в режиме 64 бит независимо от ядра. Аналогичный аргумент командной строки — «-x32».

    В списке аргументов также могут присутствовать специальные опции для отдельных кекстов.

    Программа автоматически открывает файл /Extra/com.apple.boot.plist, а в случае отсутствия создаст его при попытке сохранить изменения. Именно это произойдет с iATKOS, т.к. эта сборка по умолчанию хранит конфигурацию загрузчика в одноименном системном файле /Library/Preferences/SystemConfiguration/com.apple.boot.plist. Это не есть правильно, поэтому лучше всего после создания файла в /Extra очистить системный файл, оставив только те строки, которые показаны на скриншоте.

    Другая функция Lizard — правка файла /Extra/SMBIOS.plist. Он содержит информацию о модели компьютера и установленном железе и помогает представить компьютер как какой-нибудь «Макинтош» в программе System Information.

    Периферия от Apple

    Вопрос, который волнует многих, но не хочется тратить деньги на эксперимент: работают ли с «Хакинтошем» «Маковские» устройства — Apple Cinema Display, мышка Magic Mouse и Magic Trackpad. Так вот, монитор совместим с любой видеокартой, оснащенной DisplayPort (подходит DP Mini либо полноформатная версия порта с переходником), причем работает и датчик освещения, и регулировка яркости в System Preferences. Для мышки и тачпада нужен USB-адаптер Bluetooth — некоторые работают прямо «из коробки» без всяких дополнительных кекстов, и процесс подключения опять-таки ничем не отличается от оного на настоящих «Маках».

  • www.kexts.com — база оригинальных и сторонних кекстов для Mac OS X.
  • В наш век быстро развивающихся технологий, а также компьютерной индустрии иногда трудно бывает усмотреть за возникающими новинками, которыми радуют нас разработчики. Имеющееся разнообразие предлагаемых программ, операционных систем, утилит является таким, что просто бывает, что разбегаются глаза. Однако, чаще всего у пользователя возникает один, основной вопрос – какую операционную систему следует выбрать? Попробуем ответить на этот вопрос, сравнивая системы Windows и Mac OS X .

    Mac против Windows

    Главная особенность системы Windows

    Ее широкое распространение. Связывается это с тем фактом, что данная операционная система была создана для самих пользователей, она не вынуждает пользователя подстраиваться под имеющуюся систему, наоборот, она подстраивается под имеющиеся потребности пользователя. Это наиболее распространенная во всем мире операционная система, несмотря даже на то, что по сложившемуся общественному мнению она является самой «глючной», «нестабильной», ненадежной» и т.д. Кроме этого, она является платной.

    С точки зрения пользователей система Windows устроена примерно таким образом:

    1. Ядро . Осуществляет работу с различными устройствами, управляет процессами и памятью, управляет имеющейся графической подсистемой.
    2. Сама графическая подсистема . Обеспечивает взаимодействие с пользователями.
    3. Текстовая подсистема . Обеспечивает текстовое взаимодействие с пользователями.
    4. Система осуществления удаленного доступа.

    Преимущества : Гарантированная стопроцентная поддержка любых видов оборудования, для этой операционной можно найти драйвер любых устройства, да и она сама содержит множество предустановленных драйверов для осуществления быстрого распознавания различного оборудования. Существует большая масса прикладных профессиональных программ, полнофункциональных аналогов которых нет в иных операционных системах, к примеру, Photoshop и Promt.

    Понятность и простота интерфейса, что делает ее полностью доступной для применения любому человеку, даже не обладающему первичными навыками работы с персональным компьютером. А приложения пакета под названием Microsoft Office стали уже стандартами для офисных работников. Пользователь может в любое время получить квалифицированную поддержку либо консультацию по его лицензионной операционной системе Windows.

    Недостатки : Данная операционная система весьма требовательна к необходимым аппаратным ресурсам персонального компьютера, особенно к нужному объему оперативной памяти. Применяемый графический интерфейс, хоть и является красивым и удобным, однако, при этом, является также громоздким и неповоротливым. В результате, множество пользователей отключает его многочисленные графические навороты.

    Указанная система считается гораздо более уязвимой, нежели остальные. Это связывается с самой имеющейся структурой безопасности, к примеру, возможность работать постоянно с правами администратора (что решено частично в версии операционной системы под названием Vista). В то же самое время в системе обязаны работать многие тысячи старых компьютерных приложений, которые написаны были под XP и иные версии Windows.

    На запуск любой такой “старой” программы пользователю нужно давать разрешение. Помимо этого, само имеющееся диалоговое окно с запросом о запуске той либо другой программы предоставляет пользователю слишком малое количество информации для принятия необходимого решения. Еще одним немаловажным неудобством является: даже для осуществления удаления ярлыка на рабочем столе необходимо трижды подтвердить собственные намерения. Это может раздражать и приводить к тому, что клавиши “Разрешить” и иные нажимаются просто-напросто бездумно – эффективность всего задуманного механизма защиты сводится практически на нет.

    В результате этого, приходится часто иметь дело с большим количеством вирусов, применяющих для проникновения как раз уязвимости этой операционной системы, в том числе и возможные пользовательские ошибки, которые она сама и провоцирует. Операционная система является платной, ее стоимость превышает затраты на приобретение либо скачивание свободно распространяемой операционной системы.

    Операционная система Mac OS X

    Как широко всем известно, Linux и Mac OS X обладают общими UNIX-корнями. Однако, между ними имеются и весьма важные различия, в отличие от открытой системы UNIX, Mac OS X выступает в качестве проприетарного программного обеспечением, то есть существует запрет на осуществление свободного распространения, внесение различных изменений и так далее. Самая первая Mac OS возникла в 1984 году, что намного ранее возникновения Windows. Сама система Mac OS X является значительно переработанной BSD-UNIX-системой с собственным ядром (XNU).

    Преимущества системы Mac OS . Выгодной стороной системы Мас OS выступает практически полное отсутствие компьютерных вирусов для системы Мacintosh. И дело заключается не только в не слишком большой распространенности системы Mac OS X в сравнении с системой Windows, но также еще и в том, что все традиционные компьютерные вирусы не работают просто-напросто в UNIX среде. В теории, естественно, имеются образцы вирусов, способные работать с некоторыми компьютерными приложениями к Mac OS, однако, их количество в сравнении с вредоносным программным обеспечением, которое написано для Windows, является просто ничтожным.

    Вирусы могут навредить, только в тех случаях, когда пользователь будет запускать их двойным щелчком клавишей мыши. Программы, которые заражают почту при осуществлении прочтения писем либо открываемую интернет-страницу, до сего времени неизвестны. Наличие простых подтверждений безопасности. Для внесения необходимых изменений в систему Mac OS, к примеру, для обновления установленной операционной системы либо установки какой-либо новой программы, пользователю обычно необходимо ввести только пароль.

    Система Windows в подобных случаях является более требовательной

    она предлагает осуществить несколько различных подтверждающих действий. Даже осуществление удаленного взлома компьютера, который работает под управлением системы Mac OS, является значительно более сложным, нежели осуществление взлома машины, которая работает под управлением системы Windows, а различные антивирусные программы могут только понадобиться для того, чтобы, ненароком, не переслать инфицированный файл на компьютер под управлением системы Windows, вам же он не сможет принести никакого вреда.

    Эргономичный дизайн всех приложений, красота выполнения как самой операционной системы, так и имеющегося аппаратного обеспечения. Предельная простота в повседневном использовании. К большому сожалению, этот превосходный образец до сего времени в нашей стране обладает репутацией элитарного продукта, а по сему и цениться в разы дороже, нежели, к примеру, Windows.

    Весьма простое управление. Работать с программными продуктами для Mac, как правило, проще, нежели с программным обеспечением для системы Windows. Одним из ярких примеров является пакет под названием iLife, который установлен на любом компьютере системы Macintosh. Он дает возможность легко управлять музыкой и фотографиями, обрабатывать видео, а также записывать полученные результаты на диски. Тот, кто смог освоить одну из программ для системы Mac OS X, легко сможет справиться и с иным программным обеспечением – приложения для данной операционной системы похожи одно на другое гораздо больше, нежели программы для системы Windows.

    С точки зрения пользователей Mac OS устроен примерно таким образом:

    1. Ядро. Обеспечивает работу с различными устройствами, управляет процессами и памятью.
    2. Текстовая подсистема, осуществление работы с системой посредством терминала.
    3. Система осуществления удаленного доступа при работе в текстовом режиме.
    4. Система осуществления удаленного доступа при работе в графическом режиме.
    5. Система осуществления передачи графического окна приложений на иной компьютер.

    Недостатки системы Mac OS

    Самое первое – это то, что систему Mac OS можно установить только лишь на компьютеры Мacintosh, произведенных компанией Apple. Данные компьютеры обладают, в отличие от ставших нам привычными персональных компьютеров, закрытой архитектурой, то есть данные компьютеры собирает исключительно Apple. Это хорошо, с одной стороны, так как обеспечивается стопроцентная интеграция всего компьютерного оборудования и софта плюс превосходное качество применяемых комплектующих и процесса сборки.

    Однако, имеется и обратная сторона медали. Так как изготовитель «Маков» является только один, то и какая-либо конкуренция отсутствует здесь в принципе. Что с точки зрения потребителей не слишком хорошо. Кроме этого, имеется некоторая проблема с процессом установки драйверов. Не под все имеющиеся устройства выпускают драйвера под систему Mac OS , да и сама система распознаёт далеко не всё даже весьма часто применяемое оборудование.

    Практически полное отсутствие игр . Их разрабатывают преимущественно для игровых консолей и персональных компьютеров с системой Windows. Хотя выбор доступных игр для Mac весьма скромный, среди них имеются самые настоящие жемчужины, к примеру, авиасимулятор под названием X-Plane 9 либо музыкальная игра под названием Guitar Hero 3.

    Особенности

    Главная особенность, которая бросается сразу в глаза – это графический интерфейс системы. К примеру, если в Windows каждой запущенной программе соответствует, как правило, одно окно с открывающимися уже в нем самом вкладками, а также панелями инструментов, то в системе Мас OS применяются «плавающие» панели и окна, которые не привязаны к общему окну, а расположены на рабочем столе. Ещё одним отличительным признаком маковского интерфейса выступает панель dock.

    Она представляет собой панель, расположенную в самой нижней части рабочего стола, где расположены значки приложений и файлов, к которым необходим быстрый доступ, а также все запущенные компьютерные приложения. Есть возможность редактировать панель, менять её размеры, добавлять и убирать значки приложений. Дальше следуют имеющиеся особенности программного обеспечения. Перечень программ для системы Mac OS не такой внушительный, как для системы Windows, однако, тем не менее, он не слишком мал, во всяком случае, все главные необходимые приложения для развлечений и работы там имеются, кроме того, сама концепция процесса создания программного обеспечения от Аpple подразумевает, что для осуществления решения одной задачи будет достаточно только одной программы, самое главное, чтобы она безукоризненно работала.

    Разработчики графического интерфейса Mac OS считают, что таким образом будет гораздо удобнее пользователям, которые не станут путаться в бесконечном множестве возможных вариантов, а сам компьютер не будет превращаться в свалку весьма сомнительных программ, которые угрожают работоспособности всей работающей системы. Количество имеющихся приложений для Mac в течение последних лет значительно увеличилось, однако, выбор по-прежнему является не настолько большим, как, к примеру, для системы Windows.

    Тем не менее, почти для любой необходимой задачи можно выбрать подходящий программный продукт. Необходимо только наличие широкополосного доступа в сеть Интернет, так как найти и приобрести программное обеспечение для Mac OS на дисках (в особенности легальное) весьма сложно.

    Итоги

    Итак, можно подвести итоги. Если вам нужна очень удобная, функциональная, быстрая систему для творчества и работы и у вас отсутствуют проблемы с деньгами – вашим выбором будет Mac. На нем вы сможете добиться превосходных результатов.

    Вы желаете и поиграть во что-нибудь качественное, и документы нужно делать, а заморачиваться на различные компьютерные сложности совсем не охота, да и денег не слишком много? Тогда – Windows, и только он. Прекрасный инструмент, не слишком сложный и удобный в меру. Местами бывают проблемы, но в целом очень достойный инструмент.

    АЛЕКСАНДР ПОТЁМКИН

    Mac OS X или То, что должен знать каждый

    про Macintosh, Apple и операционные системы

    Мое первое знакомство с Маком происходило заочно: по скриншотам, описаниям и восторженным крикам людей, которые хоть раз работали с ним. Вполне закономерным было желание познакомиться с этим компьютером, и чем быстрее, тем лучше.

    Итак, желание осуществилось – нас «познакомили», вот тут все и началось...

    Я расскажу историю развития компьютеров Apple (тем самым затронув создание первых персональных компьютеров) и самой фирмы Apple, а также расскажу про последнюю (на момент написания этих строк) версию операционной системы Mac OS X.

    Появление первого персонального компьютера (небольшая историческая вводная)

    Первым персональным компьютером (в том смысле, что его можно было «взять с собой») следует считать компьютеры Altair. Однако первые Altair сложно назвать полноценными «компьютерами» – раз; компьютерами, «пригодными» для обычного пользователя – два.

    О полноценности: все, что из себя представляла эта техника, было обычной «коробкой» с большим количеством переключателей. Более того, собрать такую технику пользователю предлагалось самому, так что особенными пользовательскими качествами такая техника также не обладала.

    Небольшое лирическое отступление о развитии компьютеров в 1970-х годах: основными пользователями были компьютерные профессионалы – хакеры. Их карьера в основном начиналась за большими компьютерами фирмы Dell либо IBM (последние популярностью не пользовались). Компьютерное время было весьма дорогим, а тяга к компьютерам – очень высока. Так стали появляться первые компьютеры, собранные «для себя».

    Одним из таких компьютеров, пущенных в «промышленное» производство, были компьютеры Altair фирмы MITS. Сразу же после организации этой фирмы она была завалена заказами на год вперед. Люди платили деньги за возможность получить пакет с микросхемами и схемой сбора всех деталей в один блок.

    Количество людей, желающих владеть таким «компьютером», неуклонно росло, что увеличивало общий уровень технического образования, а значит, и количество людей, приобщающихся к хакерству.

    Такие «коробки» пользовались спросом, однако всегда есть люди, которые хотят сделать что-то свое, сделать лучше. Одним из таких людей был Стив Возняк. Он регулярно посещал собрания хакеров и в конечном итоге решил создать компьютер для собственного удовольствия.

    Процессором компьютера стал чип 6502 от MOS Technology (основным критерием при выборе этого чипа была цена), микросхемы, способные работать с этим процессором, ему подарил Дэн Сокол на одном из собраний клуба.

    Через некоторое время Возняк собрал свой компьютер так, что все уместилось на одну плату (что было достаточно красивым решением). Кроме того, ему пришлось написать свой Basic, так как единственной на тот момент версией была так называемая Tiny Basic, что совсем не подходило Возняку – ему нужна была полноценная версия. Без интерпретатора языка программирования компьютер не представлял бы из себя особенного интереса.

    Друг Возняка Стив Джобс был вдохновлен этой платой и потому решил, что они просто обязаны выпускать свой компьютер так же, как это делали и другие фирмы.

    Так было положено начало легендарному компьютеру Apple II, презентация работы которого никого не могла оставить равнодушным к такой технике.

    Компания Apple Inc.

    Джобсу удалось заполучить в команду менеджера по имени Майк Марккула, который раньше занимался организацией продаж и добился на этом поприще больших успехов. С тех пор как он уволился из Intel, Марккула занимался различными бизнес-проектами.

    Джобс попросил его написать бизнес-план для Apple и Марккула включился в работу: с его помощью компании удалось привлечь капитал для инвестиций, переманить Майка Скотта – одного из менеджеров из Fairchild Semiconductor, которому был предложен пост президента фирмы. Кроме того, Марккула также расписывался на документах в качестве первого председателя совета директоров.

    Следующим привлеченным в компанию человеком был Джон Скалли – президент отделения Pepsi-Cola, крупнейшего в составе PepsiCo.

    У Скалли не было специального технического образования, однако он давно был поклонником передовых технологий и, кроме того, был очарован Джобсом.

    Фраза Джобса, обращенная к Скалли: «У вас никогда не возникало желания изменить мир? Или вы намерены провести остаток жизни, продолжая торговать подслащенной водой?» положила начало весьма тесным отношениям между ними, которым в дальнейшем, увы, будет суждено распасться.

    Джон Скалли становится президентом компании в апреле 1983 года.

    К началу 1980 года годовой оборот фирмы превысил 10 миллионов долларов.

    Первые проблемы

    После Apple II у компании начались первые неприятности. 19 мая 1980 г. был презентован новый компьютер – Apple III. Технически эта машина была более совершенна, однако именно с нее и начинается череда неудач: после серии задержек продукт был выпущен на рынок в недоработанном виде, в результате чего так и не был «признан» пользователями. Одной из основных причин подобных проблем была следующая: это был первый компьютер, который собирался в условиях «фирмы» командой инженеров, которыми руководил Джобс.

    В 1983 году выходит компьютер Lisa, использующий все преимущества графического интерфейса (разработанного в Xerox) и оснащенный 1 Мб оперативной памяти, Motorolla 68000 CPU (32 bit, 5 МГц), 2 приводами для дискет, жестким диском на 5 Мб.

    Марккула отстранил Стива (Джобса, Возняк сам отошел от дел после серьезной авиакатастрофы в 1981 году) от работы над этим компьютером, в результате чего вся энергия Джобса была брошена на компьютер Macintosh.

    Компьютеры Lisa станут популярными с выходом «Lisa 2» и значительным снижением цены ($3495 против $9995), однако после назначения на должность руководителя проектами Lisa и Macintosh Стив позаботится о закрытии первого проекта.

    Джобс активно продвигал свое детище, в результате чего Macintosh стал гораздо более популярным, нежели Lisa. Тому способствовала и грамотная маркетинговая компания, и, что самое главное, сам неутомимый Джобс.

    При разработке этого компьютера была сделана одна серьезная ошибка – по цене в более $2500 его нельзя было назвать дешевым компьютером, и в то же время его техническое оснащение (в частности, отсутствие жесткого диска, невозможность присоединения внешних устройств, наличие небольшого количества программ) не позволяло рассматривать этот компьютер как серьезную технику.

    NeXT Inc.

    «К 1985 году объемы продаж Apple достигли $2 млрд впервые за непродолжительную историю компании начали сокращаться, в то время как рыночная доля персональных компьютеров IBM и совместимых с ней моделей все увеличивалась. Apple попала в непростую ситуацию, требующую немедленного вмешательства старших.

    …Apple было крайне необходимо сократить цикл разработки новых моделей, большую часть которого составляли задержки, вызванные неудержимым стремлением Джобса к совершенству. Кроме того, Джобс все чаще стал вмешиваться в деятельность других подразделений компании, уже не довольствуясь властью только над отделением компьютеров Macintosh. Менеджеры всех подразделений завалили Скалли жалобами, суть которых сводилась к одному: либо над Джобсом будет быстро установлен контроль, либо все судно пойдет ко дну.

    …Наконец, после долгих и мучительных колебаний, Скалли принял решение лишить своего друга и учителя реального влияния над деятельностью компании, удалив его на символическую должность председателя совета директоров Apple. Столь принципиальное изменение баланса сил внутри компании требовало одобрения Майка Марккула и совета директоров Apple. Незадолго до начала заседания совета директоров 10 апреля 1985 года Скалли отозвал Джобса в сторону и рассказал ему о своих планах. Джобс отреагировал словно ребенок, которого отправляют в чужую семью на воспитание против его воли.

    …Наконец, после бесконечного обсуждения, начавшегося ранним вечером и завершившегося почти сутки спустя, совет директоров Apple принял единогласное решение отправить Джобса в почетную отставку…» [ 1].

    Итак, Стив Джобс «ушел». Впрочем, история его деятельности на этом не заканчивается – он основывает новую фирму, сыгравшую большую роль в развитии операционных систем, а впоследствии и самой компании Apple, так что вкратце о стремительном развитии компании NeXT.

    Создание компании

    Джобс с помощью семи сооснователей, покинувших Apple вместе с ним, в 1985 году создает компанию NeXT Inc. (позже преобразованную в NeXT Computer Inc.) с уставным фондом в 7 миллионов долларов.

    Стив Джобс посещает большинство американских университетов в поисках интересных технологий, так, в Университете Карнеги Милона он знакомится с Avie Tevanian, работающим над ядром Mach.

    12 октября 1988 Стив Джобс организовывает шоу в Сан-Франциско, демонстрирует все возможности новой элегантной машины NeXTcube (с магнитооптическим диском на 256 Мб, 68030 процессором, без жесткого диска и привода для дискет) и системы NeXTSTEP (версии 0.8).

    18 сентября 1990 Стив Джобс устраивает новое шоу в Сан-Франциско для презентации новой машины и новой системы NeXTSTEP 2.0. Эта дата считается датой официального выхода компьютера NeXT.

    Tim Berners-Lee, работающий в CERN, разрабатывает первый веб-клиент (браузер) для NeXTSTEP.

    25 апреля 1991 Стив Джобс организовывает шоу в CNIT в Париже, приуроченное к официальному выходу компьютеров NeXT во Франции.

    Были произведены многочисленные демонстрации машин NeXT и NeXTSTEP2. В частности, Джобс показал таблицы Lotus 1-2-3, работающие через эмулятор SoftPC, после чего, заметив, что можно сделать и лучше, продемонстрировал революционную программу для работы с таблицами – Improv. Также была продемонстрирована работа графической подсистемы.

    Вышедшая 25 мая 1993 года на NeXTWORLD Expo, операционная система NeXTSTEP 3.1 была первой версией NeXTSTEP, работающей на машинах, отличных от NeXT, – на PC 486. Версия NeXTSTEP 3.1 для PC называлась NEXTSTEP 486.

    23 ноября 1993 года Sunsoft объявляет о лицензировании части кода NeXTSTEP для будущего использования в операционной системе Solaris. NeXT, в свою очередь, анонсирует порт NeXTSTEP на компьютеры на платформе SUN – SPARC.

    Сразу же после этого соглашения SUN инвестирует 10 миллионов долларов в NeXT.

    В 1994 году NeXT публикует спецификации программного обеспечения, названные OpenStep, базирующиеся на системе NeXTSTEP 3.2. Инициатива получает поддержку в лице GNU – начато развитие GNUstep.

    В апреле 1995 года NeXT выкупает все права на Object-C у Stepstone. В это же время выходит PDO (PDO – Portable Distributed Objects – система для распределенных вычислений) и NetInfo – программа, шедшая стандартно с NeXTSTEP.

    В июне 1995 NeXT выпускает NeXTSTEP 3.3J и EOF 1.1J – японские версии программного обеспечения.

    20 декабря 1996 года Apple выкупает NeXT за 400 миллионов долларов. Впрочем, некоторые утверждают обратное. Загадочная картина на официальном сайте предшествовала анонсу. В любом случае, это уже другая история, которая начинается 24 марта 2001 года с выходом Mac OS X.

    Возвращение основателя

    20 декабря 1996 года Стив Джобс возвращается в родную компанию, что последней идет только на пользу.

    Стив продолжает политику оригинального дизайна корпуса машины (машины NeXT были «упакованы» в весьма стильный черный корпус) и доводит ее до логического завершения: с момента своего зарождения «Маки» по праву считались самыми простыми и понятными в использовании.

    Политика Стива Джобса основывается на том, что компьютер не должен более восприниматься как нечто сложное, скорее, как еще одна часть интерьера, бытовой техники. Именно этим обуславливается исключительный дизайн корпусов последних компьютеров (самый яркий пример – iMac) от Apple, а также серия программ, начинающихся с буквы «i» (iTunes, iMovie, iDVD, iPhoto) – идеология простых программ. Apple видит компьютер как простое, но в то же время весьма мощное средство для выполнения любых задач любыми пользователями.

    Macintosh: каков создатель, таков и компьютер...

    Маки – творение фирмы Apple под четким руководством Стива Джобса – человека, благодаря бешеной энергии которого и была создана эта «яблочная фирма». Краткой характеристикой Джобса может служить такое описание: самоуверенный, немного эгоистичный и, несомненно, талантливый харизматичный лидер. Однако создателем первого Мака был друг Джобса – Стив Возняк, талантливый хакер (в изначальном значении этого слова) по натуре достаточно спокойный, оригинальный и веселый человек. Пожалуй, именно эти качества можно найти в Маках до сих пор. Каждая машина по-своему оригинальна, имеет свои достоинства и недостатки. Кроме того, основным преимуществом фирма Apple может считать по праву тот факт, что можно взять любого человека с улицы, посадить его за Макинтош и через 15-20 минут он уже сможет выполнять большинство необходимых функций. Однако это уже операционная система, а о ней разговор отдельный.

    Операционные системы от Apple

    Mac OS 9 (Classic)

    На Маках от рождения могут «бегать» две операционные системы – Mac OS X и Mac OS 9 – это родное. Впрочем, последнее творение Apple упорно пытается вытеснить с рынка своей более новой системой («десяткой»).

    Приживить на Мак можно любую систему, работающую на процессорах PowerPC, а это как минимум Linux, OpenBSD, NetBSD, QNX, однако в родной системе, по-моему, есть своя прелесть и менять ее особого смысла я не вижу.

    Итак, в арсенале компании Apple существует две операционные системы: Mac OS 9 и Mac OS X. Первая из них сейчас именуется классикой, точнее, это более ранняя система, не использующая таких прелестей жизни, как защита памяти и вытесняющая многозадачность.

    В одном из описаний этой системы я встретил хорошую аналогию: Mac OS 9 предполагает, что все программы дружески относятся друг к другу и к пользователю, и, кроме того, грамотно написаны. Если кто-то «заявляет», что ему и только ему нужны все ресурсы процессора, причем прямо здесь и сейчас, то система предоставит эти ресурсы. В свое время святой обязанностью программы является «отдать» все позаимствованное, как только это более не будет нужно, и не «лезть» не в свою область памяти. Такой подход может показаться кому-то странным, однако он работал более 10 лет, и до сих пор большинство «макузеров» (от англ. – macintosh user) не собираются покидать свою любимую систему, обосновывая свое решение просто и лаконично: «Нам и здесь неплохо». Впрочем, их можно понять: «девятка» очень простая и гибкая система в отличие от «десятки», в основе которой лежит UNIX. Этот факт мало кому нравится из всех ветеранов Мака, зато очень привлекает пользователей UNIX-систем...

    Mac OS X

    Итак, «десятка». Мое знакомство началось с Mac OS 9.2.2, и эта система своим устройством успела достаточно сильно меня расстроить, и, возможно, не писал бы я этих строк (с некоторым агитационным оттенком), если бы не попалось бы на мои глаза новое творение «яблочников» – Mac OS X (10.2, известная также как Jaguar). Тут уже есть о чем рассказать.

    Устройство системы Mac OS X

    «Десятка» – достаточно оригинальная система. Системную архитектуру у Mac OS X проще всего представить в виде многослойного пирога. На первом уровне находится микроядро Mach, над ним находится Darwin, далее Core Services, Application Services. Над ними еще два уровня: Carbon и Cocoa. На самом верху – собственно программы. Итак, рассмотрим каждый из этих подуровней отдельно.

    Микроядро Mach

    Микроядро отвечает за следующие задачи:

    • управление виртуальной памятью (virtual memory);
    • взаимодействие процессов (IPC);
    • поддержка ввода/вывода (I/O) и прерываний;
    • поддержка взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
    • управление заданиями и потоками (Tasks & Threads).

    Подобный подход предоставляет достаточно четкую, понятную и легко портируемую структуру операционной системы. Модульность системы реализуется через «клиент-серверную» модель – единственным процессом, работающим в защищенном режиме процессора, является микроядро – первоочередная задача заключается в том, чтобы переместить максимальное количество кода на пользовательский уровень. После загрузки микроядро предоставляет все необходимые сервисы для работы серверов, одним из которых является Darwin.

    Darwin

    Darwin – это то, что дополняет микроядро до полноценной системы. Возможно, наиболее понятным (хотя и несколько грубым) определением будет следующее: Mach – это ядро, системный уровень; Darwin – это оболочка для пользователя со всеми его приложениями.

    Такая структура устройства системы пошла с 4.4BSD Lite – первой свободно-распространяемой в исходных кодах *nix-системой, очищенной от кода AT&T – первоначально, UNIX был детищем этой компании, и вышел из ее исследовательских лабораторий; вначале коммуникационный гигант смотрел на распространение этой системы сквозь пальцы, однако затем, как только была осознана возможная экономическая выгода, все, использующие код, написанный в AT&T, были вынуждены убрать его под угрозой судебного преследования.

    Core Services, Application Services

    На этом уровне расположены общие для всей системы компоненты, такие как Core Foundation, Carbon Core, Apple Events... (уровень Core Services) и Quartz, QuickDraw... (уровень Application Services). Рассказ о каждом из них выходит за рамки задачи общего рассмотрения системы, но общее у них одно – все они являются базой для всех приложений системы, да и для системы в частности.

    Carbon, Cocoa

    Это тоже весьма интересная технология, достойная особого внимания.

    Mac OS X – это «следующий шаг» после Mac OS 9 (Classic), но в то же время это логическое продолжение развитие NeXT (и спецификаций OpenStep). Посему желательно, чтобы приложения каждой из вышеупомянутых систем могли быть портированы на новое творение «яблочной компании» без особых затруднений.

    Выход был найден достаточно оригинальный – новая система поддерживает «классические» приложения через среду Carbon, а «новые» (на самом деле – Next-овские) через среду Cocoa. Для того чтобы приложение заработало в новой системе, для приложений NeXT достаточно просто произвести перекомпиляцию, в то время как приложения из классики будут требовать некоторых доработок.

    По заявлениям Apple, «карбонизация» есть лишь временное решение – возможность быстрого портирования приложений на новую систему (в противном случае «десятка» бы просто лишилась бы своих основных приложений, начиная от графики и заканчивая MS Office).

    «Карбонизированные» приложения не являются сколь либо ущербными – грамотно портированные приложения мало чем уступают своим новым собратьям (например, одно из основных приложений графического взаимодействия системы с пользователем – Finder – написано с использованием именно этой среды), однако же данная среда не поддерживает всех возможностей системы, предоставляемых в полном объеме через вызовы Cocoa.

    Существует мнение, что Carbon останется в системе как стандарт на гораздо больший срок, чем это предполагает сама Apple – слишком велико количество «старых» приложений, и немногие фирмы решатся переписывать их с нуля с использованием новых возможностей, которые могут быть не всем нужны, тем более что в большинстве случаев это повлечет за собой огромные финансовые расходы.

    Системная архитектура Mac OS X

    Системная архитектура Mac OS X, впрочем, как и NextStep/OpenStep, основана на операционной системе UNIX.

    Для лучшего понимания работы этой системы рассмотрим более подробно схему работы *nix-системы от загрузки до «приглашения к работе» (графического либо текстового).

    Первый начинается сразу после того, как программное обеспечение, прошитое в компьютере (то, что называется BIOS на x86 платформе, Firmware на PowerPC и некоторых других) передает управление программе, записанной на винчестере (или CD/DVD-диске).

    Здесь в дело вступает загрузчик. Его задача относительно проста – загрузить ядро в память и передать ему управление. Возможно, предварительно осведомившись у пользователя, не хочет ли он задать какие-либо дополнительные параметры для загрузки ядра, либо указать, что грузить необходимо другой образ.

    Второй этап – загрузка ядра. Основной его задачей является определение доступного оборудования и его инициализация. В дальнейшем ядро будет ответственно за работу всех программ – вызовы напрямую к железу компьютера запрещены. Затем ядро запускает только один процесс – init.

    Третий этап – работа процесса init (от англ. – «initialization») – заключается в последовательном исполнении команд, записанных в файлах конфигурации (директории /etc).

    Первым делом обычно проверяется отсутствие ошибок на диске, затем устанавливаются переменные среды (такие как пути для поиска исполняемых программ, системная языковая кодировка, тип терминала и другие).

    Потом запускаются системные «демоны» – программы, исполняющиеся на заднем плане (background) и ожидающие определенного события, например, веб-сервер ожидает поступления подключения на 80 порт, после чего обслуживает поступающие команды.

    Напоследок для пользователя готовят терминал, и запускается программа «login», предлагающая ввести логин и пароль для начала работы.

    Это был стандартный вариант запуска системы. Существуют и другие варианты: среди основных – так называемый single-mode и графический.

    Первый используется для возращения системы к жизни, если что-то произошло. В таком случае доступ разрешен только локальный, при старте осуществляется минимальное количество действий (обычно это монтирование диска в режиме только для чтения, инициализация одного терминала).

    Второй, графический, уже своего рода добавка: после основного запуска вместо или вместе с инициализацией текстового терминала также запускается «нечто графическое». В случае стандартной *nix-системы «нечто графическое» – это «X server», в случае Мака – «WindowServer». С этого момента большинство пользователей попадают в родную для них графическую среду.

    Идеи, заложенные в Mac OS X

    *nix-системы всегда отличались гибкостью, они создавались и разрабатывались как многозадачные, многопользовательские, сетевые ОС. Нормальным взаимодействием с компьютером во время создания этой системы считалась работа за текстовым терминалом, тем или иным образом соединенным с главным компьютером.

    Чуть позже компьютеры начали персонализироваться, а количество пользователей увеличиваться. Причем далеко не всем нравился текстовый режим, впрочем, как и командная строка.

    Через некоторое время и не без помощи фирмы Apple (а также компании Xerox) пользователи узнали, что интерфейс компьютера может быть еще и графическим, то вбивать команды хотелось все меньшему и меньшему количеству людей.

    Спрос рождает предложение, и многие платформы и операционные системы стали добавлять возможность работы в графической среде, и *nix не остался в стороне – был реализован проект графического сервера, который запускается на одной машине (сервере), и обрабатывает подключения к нему на определенном порте (клиентов). Время шло, и компьютер стал все чаще использоваться одним человеком, и идея «раздачи» ресурсов для других машин становилась все менее актуальной, и сервер уже обрабатывал подключения с той же машины, на которой был запущен и сам.

    Кроме того, архитектура работы с графикой была «многослойна». После запуска X server запускалось приложение, позволяющее пользователю взаимодействовать с компьютером – Window manager (оконный менеджер) в терминологии *nix. Оконный менеджер, в свою очередь, мог запускать дополнительные программы (например, приложения, отвечающие за рабочий стол, за панель снизу экрана и другие мелкие приложения, апплеты). Завершение работы оконного менеджера означает выход из X server.

    Такая многослойность вполне в духе *nix-системы, где множество приложений хорошо выполняют свою работу, а их соединение позволяет получить один хороший результат. Однако обратной стороной подобной гибкости является значительная фрагментация системы (что, как показывает практика, может быть хорошо для системы в целом, но не для графического интерфейса), а также потеря производительности.

    Именно эти факторы и мешают продвижению *nix-системы:

    • отсутствие единой стандартной графической библиотеки для разработчиков (присутствующей в каждом дистрибутиве и не меняющейся от версии к версии);
    • единого графического интерфейса (выбор – это хорошо, но наличие стандарта необходимо);
    • его продуманности (сейчас зачастую интерфейсы либо копируют коммерческие реализации, такие как Microsoft, Apple, Motif, либо не очень ясны для обычных пользователей);
    • грамотной реализации (качество кода, стабильность работы).

    Apple решила выбрать в качестве своей базовой платформы *nix, расширить его под себя и переделать всю графическую систему. Так, одним из нововведений является формат сохранения данных конфигурации – теперь все настройки хранятся в файлах формата XML, более трудного для ручного редактирования, однако родного для «программного» хранения данных; кому приходилось редактировать файлы конфигурации после того, как по ним прошелся автоматический, дружественный к пользователю графический конфигуратор на *nix-платформе, поймет о чем я, для остальных поясню: в результате подобных конфигураций оказывается сбита вся логика построения файла, в ней нередко остается немало мусора, и далеко не все параметры могут быть выставлены корректно.

    Кроме того, фирма не может терять наработки прошлых лет, в виде большого количества программного обеспечения, написанного для «классики» (Mac OS до 9 версии включительно) и чуть меньшего для NextStep/OpenStep.

    Для этого в новой системе поддерживается два вида библиотек – Carbon и Cocoa. Первая из них – для совместимости с «классикой», вторая объявлена новой и приоритетной. Для того чтобы старое (для «классики» или удовлетворяющее спецификациями OPENSTEP) программное обеспечение заработало в новой системе, необходимо произвести перекомпиляцию с незначительными изменениями (либо и вовсе без них). Кроме того, в качестве еще одной рабочей среды объявлена среда Java – виртуальная машина на Mac OS X считается лучшей реализацией среди прочих, и достаточно тесно интегрирована с системой.

    Не следует забывать и про слой BSD, и X server, который компания скоро уже должна выпустить в окончательной версии (на данный момент доступна только beta-версия). Также не была упомянута возможность запуска «классических» приложений, не портированных на новую систему. Так что получается, что сейчас, прямо «из коробки» система способна запускать приложения для «классики», приложения OPENSTEP, Java и огромное количество *nix-приложений (для чего создан отдельный проект переноса так называемых портов с FreeBSD на Darwin, позволяющих установить приложение двумя командами «cd» и «make install») как графических, так и работающих из командной строки.

    Дополняя картину, нельзя не упомянуть продукт под названием Virtual PC – эмулятор x86 компьютера на Mac OS (последняя 6 версия эмулирует Pentium II MMX, тактовая частота зависит от мощности самого Мака).

    Таким образом, компании удалось сохранить старых разработчиков, а также привлечь новых, среди которых и такие ценные «outsource-кадры», как *nix-хакеры и просто пользователи по всему миру, не требующие оплаты, однако же привносящие весьма ощутимый вклад в развитие системы.

    Mac OS X в работе

    Desktop

    Что нужно от жизни обычному пользователю? Простота настройки, наличие офиса, приложений для работы в Интернете, работа с родным (в нашем случае – русским) языком.

    Офисных пакета как минимум два: Microsoft Office (стабильно работающим не замечен) и Open Office. И тот и другой обеспечивают совместимость с документами, созданными на «обычных» компьютерах. Причем Office от Microsoft снабжен даже большим количеством «фич», чем его собрат для Windows.

    Приложения для работы в Интернете

    Здесь выбор весьма велик, а имена производителей достаточно известны, посему просто приведу название приложения и имя производителя:

    Браузеры : Internet Explorer (Microsoft), Safari (Apple), Mozilla (Open Source), Opera (Opera Software) и многие другие.

    ICQ : ICQ (ICQ Inc.), Fire.app (Open Source), Proteus.

    E-mai l: Outlook Express (Microsoft), Entourage (Microsoft), Mail (Apple).

    Локализация

    Системной кодировкой является Unicode, так что все грамотно написанные приложения не испытывают никаких затруднений при работе с любым языком (систему можно в любой момент заставить «говорить» как на китайском, так и на украинском; то же относится к любому приложению, если его разработчик озаботился многоязыковой поддержкой).

    Кроме того, перекодировка текста предусмотрена на уровне системных вызовов.

    Server

    Требования системного администратора обычно несколько другие, а именно – не позволять пользователям делать того, что им не нужно, и иметь возможность настроить все необходимые параметры под конкретную задачу, а также поддержка системы up-to-date.

    Системе известно такое понятие, как пользователь «root», здесь он также царь и бог и при желании может делать с системой все что угодно (особенно из командной строки).

    Настройка системы здесь производится несколько проще, чем в обычном *nix – для этого существуют графические программы. Однако в отличие от обычного *nix, где все графическое обычно вызывает горестную ухмылку Unix-гуру, здесь все продумано.

    Во-первых, Apple не зря начала создание своей Unix-системы, наслоив на классическую архитектуру свои настройки. До момента чтения и исполнения /etc/rc*-файлов здесь все идет как обычно, однако затем из этих же файлов происходит вызов скриптов от «яблочной компании». Т.е. фактически происходит так: грузится Mach, грузится init, который затем, как это и положено, отвечает за все процессы в системе, однако запускает большинство этих процессов SystemStarter, который читает и запускает другие файлы (из директории /System/Library/StartupItems). Так вот формат файлов конфигурации для всякого приложения в Mac OS X – это XML. Данный формат файлов чуть хуже читабелен для человека, зато легко читабелен для приложений, кроме того, запись конфигурации в итоге не генерирует «мусор», который обычно всегда можно найти в обычных файлах конфигурации.

    Однако отсюда минус: то, что нельзя настроить графически, необходимо делать «руками». Нет, дело не в том, что это сложно сделать (командный интерпретатор tcsh и редактор vi никто не отменял), а в том, что все изменения, внесенные непредусмотренным системой образом, могут быть впоследствии переписаны обновлением системы.

    Кроме того, брандмауэр (в серверной версии системы Mac OS X Server) в графической версии его настройки имеет два варианта работы с трафиком: allow/deny. И в том случае, если администратор решит настроить NAT (masquerading в терминах других систем), то правила брандмауэра (стандартного ipfw, кстати) придется прописывать напрямую в конфигурационных файлах, что требует достаточно плотного знакомства с устройством системы.

    В общем, можно сказать, что сервер под управлением Mac OS X Server имеет смысл ставить туда, где необходима простота администрирования, возможно, в некоторых случаях в ущерб гибкости. С другими системами такой сервер будет жить очень даже недурно (с системой идет samba, nfs, ssh, ftpd и ранее упоминаемый apache), а его обновление производится не более чем 6 нажатиями мышки (и не вызывает таких печальных последствий, как автоматическое обновление на другой популярной платформе известного производителя ПО), и кроме того, наличие обновлений может проверяться каждый день/неделю/месяц, и пользователю будет предложено установить имеющиеся обновления.

    Developer station

    Разработчик – человек, которому нужно немного и от системного администратора, и от обычного пользователя, но в первую очередь необходима удобная система разработки (IDE), полная документация и, возможно, примеры реализации.

    Не могу также пропустить и такое приложение, как Virtual PC, – приложение, позволяющее запускать любую x86 операционную систему и эмулирующее Pentium II MMX, S3 Trio 32/64 (4/8/12 Мб), Sound Blaster, Intel 21041 Based Ethernet Adapter и выделяющее то количество жесткого диска и оперативной памяти, которое будет ему указано. Данное приложение можно отнести и к категории для разработчиков (тестирование своей программы под различные системы), и к категории системщика (количество одновременно работающих систем ограничено только системными ресурсами «хоста») и просто для обычного пользователя – «окошки» в «окошке» позволяют работать с приложениями, которые еще не портированы на Мак, или даже играть в игры (правда, не очень ресурсоемкие).

    При подготовке статьи были использованы материалы:

    1. Джим Карлтон. Apple. Взгляд изнутри: история интриг, ошибок и эгоизма. Издательство «ЛОРИ», 2001.
    2. Стивен Леви. Хакеры – герои компьютерной революции. (www.cooler.it/hackers)
    3. История развития NeXT. (