Информационная перегрузка мозга людей: что это, симптомы, преодоление
1 160
Информационная перегрузка. Информационный взрыв. Неэффективное мышление. Скорая помощь.
«Лучше меньше, да лучше» — это лучшее высказывание, что можно привести про информацию сейчас. Её так много, что голова идет кругом. Объем информации удваивается каждые 18 мес. В 2002 г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт) или чуть более 18 миллиардов гигабайтов.
В этом коротком посте хочу обратить внимание на синдромы информационной перегрузки и меры предосторожности при обращении с информацией. Есть еще одно крылатое выражение Н.М. Родштльда: «Кто владеет информацией, тот владеет Миром». Он, конечно, имел в виду мир внешний. Мы же будем рассматривать мир внутренний. Бесспорно вы согласитесь, что в своей голове нужно иметь своего царя, если, конечно, нет желания, чтобы вами владели всякие Родшельды.
Что такое информационная перегрузка
Определение инфоперегрузки (Information Overload) впервые было дано профессором информационных наук лондонского городского университета Дэвидом Боуденом (David Bawden) в исследовании 2008 года, названном «Темная сторона информации: перегрузка, тревожность и другие парадоксы и патологии» (The dark side of information: overload, anxiety and other paradoxes and pathologies). Соавтором его выступила коллега Боудена по университету — доктор информатики Лин Робинсон (Lyn Robinson), изучающая влияние получаемой информации на поведение человека.
Боуден и Робинсон определили информационную перегрузку как «состояние цивилизации, при котором объем потенциально полезной и актуальной информации, превышает возможность ее обработки средним человеком и становиться помехой, а не подспорьем». Простой пример. Человеку нужно построить дом, но он его не строит, потому что безнадежно застрял на этапе изучения информации о том, как строить дом.
Виды информационной перегрузки
1. Информационный вампиризм — зависимость от информации, получаемой через Интернет или телевидение. Человек не отрывается от телевизора или не вылезает из глобальной сети, что по сути приобретает форму бегства от личных проблем и компенсации жизненной неустроенности. Это похоже на любую химическую зависимость — алкоголизм, наркоманию и прочие зависимости.
2. Многозадачность — необходимость заниматься несколькими делами одновременно. Но, как уже не раз доказано опытным путём, в один момент времени человек может заниматься лишь одним делом, держа в кратковременной памяти от 5 до 7 элементов. В такой атмосфере человек тратит гораздо больше энергии на переключение внимание между объектами концентрации, чем на саму работу, потому что каждый раз при переключении приходится, как бы, освежать память. Это похоже на работу оперативной памяти компьютера или телефона, когда переключаясь между приложениями происходит их частое обновление. О таком виде инфоперегрузки можно сказать, что человек только «делает вид, что работает», так как его продуктивность невелика.
3. Добывание фактов — ситуация, в которой на пути к полезным и ценным сведениям нужно «перелопатить» огромный массив информации, и факты накапливаются, но не усваиваются. Это «куркульный» подход также опасен, так как неизбежно превращает всю потенциально полезную информацию в бесполезный хлам (не применённую).
Информационный взрыв.
Информация в современном мире накапливается угрожающими темпами — согласно словам Эрика Шмидта (Eric Schmidt), бывшего CEO Google, «От начала цивилизации и до 2003 года было создано около 5 Экзабайт (5 000 000 000 Гб) информации. Теперь человечество создает столько данных всего за 2 дня».
Цифровая Вселенная растет быстрее, чем предполагалось в самых смелых прогнозах: специалисты из аналитической фирмы International Data Corporation (IDC) предполагали, что к началу 2011 года человечество накопит до 1,8 Зб информации, однако масштабное исследование корпорации ICANN выявило наличие 2,56 Зеттабайта цифровых данных в мире уже в сентябре того же года. Заметим, что гораздо более ранее исследование Бона и Шорта, указавших объем потребления информации в 3,6 Зеттабайта только для США, учитывало неоднократное обращение пользователя к одному и тому же источнику трафика (например, к серверам многопользовательских игр).
Объём информации в мире возрастает ежегодно на 30%. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт.
Медитация — пожалуй, самый эффективный из методов эмо-инфочистки и скорая помощь при переживании острого иноформационно-эмоционального перегруза. Перейдите, скачайте, сделайте. Будет еще много полезного, если подпишитесь на рассылку. Никакого спама.
Кстати, полезно будет знать, что в устройстве нашего организма есть система самозащиты от сверх эмоционального раздражения. Она называется «ступор». Если сравнить психику с автомобилем, то ступор будет соответствовать торможению «с полной блокировкой колес». Менее выраженная форма ступора — «легкое притормаживание» — это полюбившаяся многим депрессия. Депрессия — менее выраженная реакция на инфоперегруз.
Вот несколько советов, которые могут помочь в поддержании текущего порядка в голове.
- Собирайте только полезную информацию. Не пытайтесь узнать все обо всем: при нынешних темпах производства информации это невозможно.
- Будьте честны с самим собой. Если вас что-то беспокоит, не стоит «топить» свою тревогу в море ненужной информации.
- Не хватайтесь за несколько дел сразу, работайте над своими задачами поочередно.
- Планируйте свое время, выделяйте важные и второстепенные, срочные и не срочные задачи.
- Соблюдайте баланс между работой и отдыхом, высыпайтесь и отдыхайте (это самое сложное).
- Пользуйтесь прекрасной свойством мозга — забывать все лишнее и само-очищаться.
Ну и напоследок еще несколько любопытных фактов:
По данным экспертов, около 1 петабайта текстовой информации во всем Интернете, а также всё написанное человеком, статьи, книги, учебники и т. д. При этом объем памяти мозга по разным оценкам составляет порядка зетабайта. Однако человека нельзя рассматривать как устройство запоминания, типа как флешку, ведь он может создавать информацию самостоятельно, быть её источником. Флешки и компьютеры на такое не способны, поэтому это сравнение неприемлемо. И вообще, все информация существует по причине существования человека. Он центр, источник, пользователь.
- информационная перегрузка вызывает серьезный стресс и ведет к общему ухудшению здоровья,
- а чрезмерное использование социальных медиа может даже привести к потере кратковременной памяти!
По мере возможности избегайте информационной перегрузки. Предупрежден — вооружен.
Наш современный мир можно назвать миром цифровых технологий
Ведь действительно информация очень важна для каждого из нас, ее значение трудно переоценить. Вместе с тем нужно отметить, что с каждым днем информационные потоки усиливаются, ускоряя объемы передачи данных. И если раньше люди могли читать только газеты и быть в курсе всех событий, то на данный момент этого будет недостаточно - для того, чтобы быть всесторонне развитым человеком следует уделять внимание информации, подающейся в интернете, на телевидении.
Что же происходит в это время с человеком? И тут даже не стоит говорить о самочувствии, надо сказать о состоянии главного обработчика информации в нашем организме - мозга. Следует отметить, что его состояния могут быть довольно-таки разными.
Ученые давным-давно доказали, что человеческий мозг не привык работать в полную силу. На самом деле активной деятельностью заняты всего 5% мозга. И даже при таких показателях мозг способен получить и обработать огромное количество информации. Получается, что нервная система не всегда может выдержать подобную нагрузку, именно поэтому остальные 95% мозга предусмотрительно блокируются от негативного воздействия информации.
Человечество развивается настолько стремительно, что у него просто нет времени обращать внимание на то, как же в это время происходит развитие мозга. По сути дела именно он должен быстрее получать и обрабатывать информацию. В связи с огромным количеством получаемой информации, врачи ввели в обиход такое понятие, как информационная перегрузка.
Наступить подобное заболевание нервной системы может из-за постоянного напряжения головного мозга, при котором человек пытается одновременно решить несколько сложных задач, вспомнить нужную ему визуальную информацию, обработать большое количество информации за небольшой промежуток времени. Если такое состояние мозга продолжается недолго, то его даже можно считать полезным, помогающим развивать способности мозга, но в случае, если оно наблюдается постоянно, то это не приведет ни к чему хорошему.
Каковы признаки информационной перегрузки?
Для начала следует отметить, что человек, поддавшийся нервному истощению , начинает страдать от бессонницы. Он не может уснуть, потому что даже ночью его мозг продолжает работать, искать пути решения той или иной проблемы. Получается, что мозг не может отойти ко сну в период большой активности. Подобное состояние подстерегает трудоголиков или влюбленных.
Следующий признак - плохой аппетит . Человек может даже забыть, когда последний раз ел.
Многие люди при информационной перегрузке становятся излишне раздражительными, часто неадекватно воспринимают реальность.
И почти все отличаются тем, что не могут обработать даже простую информацию. Получается, мозг «бунтует», отказываясь работать вообще.
Если перегрузка не прекратиться, то возможно, что у человека начнут трястись руки, участится пульс, наступит расстройство желудочно-кишечного тракта. Именно так организм защищает себя от лишней информации.
Вот почему людям, которые занимаются информационной работой, нужно бережно относиться к своей нервной системе. Помните о том, что восстановить нервные клетки у вас не получится, поэтому их следует беречь и не перенапрягать.
Если сверхвозбуждение на сенсорном уровне увеличивает искажение, с которым мы воспринимаем реальность, то когнитивное (на уровне сознания) сверхвозбуждение создает помехи нашей способности «думать». Одни люди реагируют на новость непроизвольно, другие сначала осознают и обдумывают ее, и это зависит от способности впитывать, обрабатывать, оценивать и хранить информацию 10 .
Рациональное поведение, как правило, зависит от непрерывного поступления потока данных от окружающей среды. Оно зависит от возможности индивида предсказать более или менее точно и честно последствия своих собственных действий. Индивид должен быть способен предвидеть, как будет реагировать окружающая среда на его действия. Поэтому здравый ум как таковой строится на этой человеческой способности предвидеть свое непосредственное лич-
ное будущее, основываясь на информации из окружающей среды.
Однако когда индивид окунулся в быстро и хаотично меняющуюся ситуацию или в напичканную новостями среду, точность его предвидения стремительно падает. Он не может больше делать разумные корректирующие оценки, от которых и зависит рациональное поведение.
Для того чтобы компенсировать это, чтобы поднять точность своего предвидения до нормального уровня, человек должен схватывать и далее получать гораздо больше информации, чем до того. Он должен это делать с экстремально большой скоростью. Короче, чем быстрее возникают изменения и новизна в окружающей среде, тем в большей информации нуждается индивид, чтобы наиболее эффективно реагировать и принимать рациональные решения.
Однако есть пределы восприятия сенсорной информации, есть генетический ограничитель нашей способности перерабатывать информацию. Говоря словами психолога Джорджа Миллера из Рокфеллеровского университета, это «строгие ограничения на количество информации, которое мы в состоянии принять, обработать и запомнить». Классифицируя информацию, реферируя и «кодируя» различными способами, мы в состоянии расширить эти пределы до тех пор, пока не получим веские основания считать, что наши возможности исчерпаны".
Для того чтобы обнаружить и измерить эти внешние пределы, психологи и специалисты в теории информации используют методы тестирования того, что они называют «пропускной способностью каналов» человеческого организма. Для того чтобы осуществить эти эксперименты, они рассматривают человека в качестве «канала»*. Информация входит в него извне. Она воспринимается и перерабатывается, затем «выходит» в виде поступка, основанного на принятом решении. Скорость и точность переработки человеком информации может быть измерена сравнением скорости подачи входной информации со скоростью и точностью выходной информации**.
* по которому проходит информация. - Примеч. пер.
** или выходных действий. - Примеч. пер.
Информация определяется и измеряется в особых единицах, называемых бит*. Теперь эксперименты устанавливают скорость обработки информации, включая широкий круг заданий: чтение, печатание на машинке, игра на пианино, чтобы создать числовые шкалы или вычислительное устройство. И поскольку исследователи расходятся в мнениях относительно точности получаемых данных, они строго договариваются о двух основных принципах: во-первых, что человек имеет ограниченную «пропускную способность»; во-вторых, что переполнение системы приводит к серьезным нарушениям в поведении.
Представим себе, например, рабочего сборочного конвейера на фабрике, производящей детские кубики. Его работа - нажимать на кнопку всякий раз, когда красный кубик проходит перед ним по ленте конвейера. Пока лента конвейера движется с умеренной скоростью, у него не возникает серьезных трудностей. Его деятельность проходит со стопроцентной точностью. Мы знаем, что, если скорость слишком мала, его сознание будет рассеиваться, мысли блуждать и его деятельность будет ухудшаться. Мы также знаем, что, если лента движется слишком быстро, он будет работать неуверенно, пропускать моменты нажатия кнопки, путаться, возрастет несогласованность его действий и работы конвейера. Он станет напряженным и раздражительным. Он может даже ударить по машине - от полного бессилия. В конце концов он откажется участвовать в тестировании.
В этом случае требования к информации просты, но картина подходит и для более сложного испытания. Пусть теперь кубики, идущие по ленте конвейера, разноцветные. Рабочему полагается нажимать кнопку только тогда, когда появляется определенное сочетание цветов - ну, скажем, за желтым кубиком следуют два красных и один зеленый. В этом задании он должен получать и обрабатывать гораздо
* Бит есть величина информации, необходимая для того, чтобы сделать выбор между двумя равносильными (т. е. равновероятными. - Примеч. пер.) решениями типа альтернативы. Количество битов, на которое должно превышать выбираемое решение, удваивается.
больше информации, перед тем как решить, нажимать ли ему на кнопку. Все остальное остается прежним, и у него будут такие же трудности, возрастающие по мере ускорения движения линии конвейера.
В еще более усложненном задании мы не только ставим рабочего в зависимость от количества данных, которые он должен переработать, перед тем как решить, нажимать ли ему кнопку, но мы заставляем его решать, какую из нескольких кнопок ему нажать. Мы также меняем число нажатий на каждую кнопку. Теперь его задание выглядит так: для набора цветов желтый-красный-красный-зеленый нажми на кнопку номер 2 один раз; для набора зеленый-голубой-желтый-зеленый нажми на кнопку номер 6 три раза; и т. д. Такие задания требуют от рабочего обрабатывать большое количество информации, чтобы выполнить данное ему задание. Изменение скорости конвейера в этом случае сразу сведет на нет точность его работы 12 .
Подобные эксперименты были проведены для того, чтобы оценить влияние дополнительной степени сложности задания на поведение исполнителя. Тесты усложнялись, они включали световые вспышки, музыкальные звуки, письма, символы, разговоры и широкий круг других раздражителей. Испытуемых просили постукивать пальцами по столу, говорить отдельные фразы, решать головоломки, а также выполнять набор других заданий - это приводило их к полной неспособности что-либо делать.
Результаты недвусмысленно показали, что, независимо от характера задания, существует скорость предъявления, превысив которую, задание выполнить нельзя - и не просто из-за неадекватности мышечного усилия, отсутствия проворства, ловкости. Предел скорости чаще навязывался сознанием, а не мышечными ограничениями. Эти эксперименты обнаружили также, что чем больше времени давалось испытуемому на выбор решения и доведение дела до конца, тем больше альтернативных линий поведения ему открывалось.
Ясно, что эти открытия могут помочь нам понять известные формы психологических и даже психических рас-
стройств. Руководители озабочены требованиями быстрого, непрерывного и комплексного принятия решений; люди завалены информацией, фактами и все время подвергаются тестированию; домохозяйки противостоят орущим детям, резким телефонным звонкам, сломанным стиральным машинам, воплям рока из комнаты подростков и жалобному вою телевизора из маленькой гостиной. Способность людей думать и действовать существенно ослаблена воздействием, наплывом информации, сокрушающей их органы чувств. И более чем вероятно, что некоторые симптомы, отмеченные у солдат, попавших в состояние стресса во время сражения, у жертв стихийных бедствий и у путешественников, испытавших культурный шок, родственны этому типу информационной перегрузки.
Один из пионеров изучения информатики, д-р Джеймс Г. Миллер, директор института исследования душевного здоровья при Мичиганском университете, решительно заявил, что «насыщение человека информацией в количествах, больших чем он в состоянии переработать... ведет к срыву». Он заявил, что уверен в том, что информационная перегрузка может быть причиной различных форм душевных заболеваний 13 .
Например, одна из поразительных черт шизофрении - «неточная ассоциативная реакция». Идеи и слова, которые должны быть связаны по аналогии в мозгу субъекта, не соединяются, и наоборот, соединяются те, которые у нормальных людей совершенно не ассоциируются друг с другом. Шизофреник стремится думать в случайных или чересчур субъективных категориях. Если дать набор различных фигур - треугольников, кубов, конусов и т. п., - нормальный человек разберет их, исходя из их геометрических свойств. Шизофреник, которого попросят классифицировать их, скорее всего скажет: «Это все солдаты» или «Они все наводят на меня уныние».
В книге «Беспорядки в информации» Миллер описывает эксперименты, в которых использовались тесты на ассоциации слов, позволившие сравнить нормальных людей и шизофреников. Нормальные испытуемые были разбиты на
две группы, у них просили найти ассоциации различных слов с другими словами или понятиями. Одна группа работала в своем естественном ритме. Вторая работала под давлением ограничения по времени, т.е. в условиях убыстряющегося поступления информации. Испытуемые, находящиеся в условиях ограничения времени, выдали реакции, более похожие на реакции шизофреников, чем на реакции нормальных испытуемых, работавших в собственном ритме 14 .
Аналогичные эксперименты, проводившиеся психологами Г. Уздански и Л. Чапменом, сделали возможным более тонкий анализ типов ошибок, которые совершали испытуемые, работавшие под давлением ограничения времени и высокой скорости предъявления информации. Они тоже заключили, что возрастание скорости реакции среди нормальных людей дает ошибки того же характера, что и ошибки, характерные для шизофреников.
«Можно предположить одно, - заключает Миллер, - ...что шизофрения (как все еще непознанный процесс, возможно, связанный с дефектом метаболизма, который усиливает нервный «шум») снижает пропускную способность каналов, что включает в себя и обработку познавательной информации. Шизофреники, таким образом... испытывают трудности при получении информации, входящей с обычными скоростями, точно так же как нормальные люди испытывают трудности при получении информации с увеличенными скоростями. В результате шизофреники при обычных скоростях поступления информации делают такие же ошибки, какие делают нормальные люди при ускоренных темпах поступления информации».
Короче, Миллер доказывает, что механизм человеческого поведения ломается под действием перегрузки информацией, что может быть связано с психопатологией, а это мы еще не начинали изучать. Но уже сейчас, не понимая ее потенциального влияния, мы увеличиваем скорости изменений в обществе. Мы давим на людей, заставляя их адаптироваться к новым ритмам жизни, сталкиваться с новыми
ситуациями и справляться с ними за все более короткое время. Мы заставляем их выбирать быстро меняющиеся предметы. Другими словами, мы побуждаем их обрабатывать информацию с гораздо большей скоростью и в более быстром ритме, чем в медленно меняющихся обществах. Поэтому можно не сомневаться, что мы подвергаем по меньшей мере некоторых из них перевозбуждению сознания. Какие последствия это будет иметь для душевного здоровья людей в технически развитых обществах - еще надо определить.
Консультант, лектор, ведущая тренингов и онлайн программ.
В своей работе Ирина использует холистический подход — т.е. тот, что основывается на целостном (от «whole» - целый) представлении о человеческой личности, когда эмоциональная, ментальная, духовная, социальная и физическая стороны рассматриваются как единое целое.
С Ириной у нас состоялось потрясающе полезное интервью. Информационные перегрузки – это тема, которая мне давно не дает покоя. И я счастлива, что случилась прекрасная возможность поговорить о них с точки зрении психологии и медицины!
Информационная перегрузка: как определить ее у себя?
— Ирина, предлагаю начать с того, как же определить, что у тебя информационная перегрузка? Некоторые ведь так привыкают “упахиваться” на работе, поглощать столько информации, что уже перестают замечать тревожные звоночки от своего мозга и тела.
— Самое первое – это катастрофически падает способность концентрироваться. Наше внимание становится нам неподвластным. Когда мы себя ловим на том, что смотрим на страницу пятую минуту и всё еще не написали ни строчки, не ответили на е-меил. Т.е. есть такой момент зависания.
Второе – это туманная, тяжелая голова
Третье – мы хуже запоминаем, хуже усваиваем. Прочитали – и не можем повторить, о чем я только что читала.
Четвертое – мы начинаем делать огромное количество ошибок. Люди, которые работают с цифрами, хорошо это знают.
Так что самые главные симптомы перегрузки информацией – это снижение концентрации, памяти, усвоения, снижение способности выделять главное, образовывать логические связи.
Информационная диета и другие профилактические меры
— Ирина, а как ты относишься к информационной диете? Я заметила за собой, что если день или хотя бы несколько часов проведу без электронных гаджетов, то чувствую себя обновленной, мозг работает лучше! Проводишь ли такую диету и как ее провести?
— Самое главное – устраивать регулярные передышки для мозга. Например, я провожу без электроники один день (или хотя бы 2/3 этого дня) в неделю. А 2-3 раза в год стараюсь уезжать на 4-8 дней – в места, где нет интернета, на природу, например. Стараюсь, чтобы во время передышек обязательно была физическая активность. Так я выключаю себя из бытовой ментальной работы.
Но самое главное – это ежедневная гигиена наших мозгов . Порой я планово работаю по 10-12 часов в день. Но это не беда, если правильно отдыхать. Чтобы не было информационной перегрузки, каждые 2-3 часа нужно делать паузу – причем обязательно, чтобы сменилась деятельность, важно перестать думать словами, перестать поглощать информацию.
Большая ошибка – если вы работаете за компьютером, делаете наконец 15-минутный перерыв – и …идете в соц.сеть переписываться. На самом деле вы продолжаете сидеть за компьютером! И для мозга принципиально ничего не изменилось. Поэтому нужно обязательно сменить вид деятельности.
— Посоветуй, пожалуйста, еще какие-то профилактические меры против информационных перегрузок. Предупредить ведь легче, чем лечить:)
— Совет номер 1 для предупреждения ментальной усталости – убирайте многозадачность . Уничтожайте ее на корню! Мультазадачность работает, но только для тех вещей, что мы делаем в привычном автоматическом режиме: ведем машину, одновременно разговаривая с мужем, например. НО! Как только нужно делать новые ментальные вещи, то нужен полный фокус, концентрация только на одной задаче в данный период времени. Также нужно убрать и быстрое переключение с одной задачи на другую.
Еще очень важен сон . Почему? Наш мозг не имеет собственной системы очистки, как другие органы. Нейроны работают с высокой интенсивностью и, естественно, продуктов распада очень много! Но из-за отсутствия этой системы очистки в течение дня продукты распада не вымываются из мозга. И только когда мы засыпаем и кора головного мозга перестает работать ментально, начинается эта очистка. Поэтому если мы начинаем недосыпать, спим по 3-4 часа, пытаясь побольше работать – это значит, что мы начинаем с большой скоростью разрушать наши нейроны.
Кстати, уже даже идут разговоры, что недосып – одна из причин развития старческой деменции, болезни Альцгеймера.
Также действенный способ – медитация . Еще – игра в любых своих проявлениях : побегать, попрыгать, повозиться с ребенком, «мафия» в компании, флирт… Главное – не игры на экране компьютера!
Информационные перегрузки и фрирайтинг
— Сейчас много говорят о фрирайтинге (с англ. free writing – свободное письмо) – полезной технике, когда ты “выгружаешь” всё, что накопилось в голове, на бумагу. Действительно ли фрирайтинг так полезен для работы мозга? Чем он поможет при перегрузках информацией?
— Это замечательная практика! Фрирайтинг, так же, как и ведение дневника, приносит огромную пользу.
Чтобы объяснить, как работает фрирайтинг, давайте посмотрим на мозг как на компьютер.
Итак, представьте: на компьютере открыто много разных программ и окон. И скайп, и обработка видео, и фильм закачивается и еще что-то. Если компьютер слабенький, мы будем видеть, что периодически некоторые программы подтормаживают. То же самое с нашим мозгом. Одновременно у нас много задач.
Например, женщина с утра поругалась с коллегой, она переживает из-за конфликта, одновременно думает, что дочке надо нанять репетитора по математике, а финансов не хватает, что мама болеет в деревне и ее нужно забрать, но некуда забирать. И еще, например, думает, как ей развивать свой бизнес.
В общем – много подгруженных задач. Многие из них висят часами, днями, неделями и даже годами. Они висят и забирают энергию, но… задача при этом не решается! В результате все наши запущенные программы висят и поглощают наши ресурсы.
Так как же тут поможет фрирайтинг? «Выгружение» всего, что накопилось в голове, на бумагу помогает допрожить чувства, додумать мысли, закрыть некоторые вопросы, отпустить то, что уже можно отпустить.
Экстренные меры при инфоперегрузках
— Д авай тогда поговорим об экстренных мерах при информационных перегрузках . Что делать, если человек занимался, учился, работал и вдруг будто бы “вынырнул” из дел с ощущением, что “мозг сейчас лопнет”. Как быстро себе помочь?
— Если человек дошел до такой точки, то можно говорить о крайнем ментальном перегрузе. Это значит в течение многих часов без отдыха было активизировано левое полушарие. И нам нужно это напряжение снять. Но нам важно не просто снять нагрузку. Мы ведь как привыкли с мышцами? Если мышцы устали, нужно сесть, мышцы расслабятся – и мы пойдем дальше. С мозгом – не так. У мозга есть инерция. То есть когда мы перестали писать тексты или считать цифры, мы будем продолжать об этом думать.
Потому нужно не только остановить свою работу, но и активизировать вместо левого – правое полушарие. А правое полушарие мы активизируем, когда подключаем тело. Это может быть массаж, йога, танцы, ходьба, любые физические упражнения, работа в саду, даже просто постоять в душе и прочувствовать, что сейчас с моим телом происходит. То есть нужны любые сенсорные ощущения.
Есть очень простое 2-минутное упражнение. В момент крайней ментальной и информационной перегрузки спросите себя:
- Какие 5 вещей я вижу? Например, лампу, окно…
- Какие 5 вещей я слышу? (закройте глаза) Например, звук моего сердца, шелест шин на улице, птичка поет, ребенок слушает музыку…
- Какие 5 вещей я чувствую своим телом? Например, щекотно от одежды, сережка тяжелая, хочу пить, хочу есть…
- Какие 5 вещей я чувствую в душе? Например, спокойна, немножко тревожна, мне что-то хочется, мне обидно…
Когда мы пройдем по всем каналам, то сможем переключиться.
Кстати, расскажу интересный факт. С точки зрения нашей хронической перегрузки левого полушария, очень полезно слушать аудио-книги, а не читать. Правое полушарие при аудио работает существенно больше – и тогда они с левым балансируются. А когда читаем – то больше работает левое полушарие, которое и так чаще загружено.
Ускоряющийся ритм жизни обязывает все знать, во всем разбираться и думать обо всем сразу. Но правда сурова: невозможно оставаться эффективным в режиме информационных перегрузок. Как же быть?
Чем вызваны информационные перегрузки
Объем информации в мире неудержимо растет, увеличиваются возможности ее дублирования и передачи. Одновременно доступ к любым сведениям все более упрощается благодаря техническому прогрессу. Так, владельцу современных гаджетов не нужно вставать с места, чтобы узнать последние новости, выбрать необходимый товар, увидеть произведения искусства, отправить письмо в любую точку мира.
Все это прекрасно, но у каждой медали две стороны.
Избыток входящей в сознание информации может давить на человека не слабее космических перегрузок. Пользователи сети опутаны каналами коммуникации, требующими немедленной реакции: ответа на электронное письмо, комментария к посту, лайка или голоса. Мозг ежесекундно вынужден обрабатывать огромное количество нужной и ненужной информации. Это объясняет, почему здоровые люди вдруг начинают жаловаться на головные боли, усталость, нарушения сна, тревожность и рассеянность.
Как проявляется информационная перегрузка
Часто переизбыток информации вызывает у человека чувство, что он не успевает за движением жизни, постоянно что-то упускает из виду, плохо справляется со своей деятельностью. Отсюда подавленность, ощущение потерянности, потери контроля над ситуацией.
Избыток информации, которую человек просто не в силах усвоить, может ухудшить качество работы и личной жизни.
- Падение продуктивности. Казалось бы, у сотрудника открыты несколько вкладок на компьютере, два окна почты и рабочий коммуникатор, он пытается читать статьи, работать в информационной системе, попеременно отвечает на письма и телефонные звонки. За этим занятием проходит весь день, но многозадачность оказывается непродуктивной – реального результата он не достиг.
- Снижение концентрации. Необходимость отвлекаться на сообщения, звонки выводит из состояния глубокой погруженности в работу. Требуется все больше времени для выполнения задачи. А раздражители в виде новостной ленты, соцсетей, мессенджеров постоянно норовят увести внимание в сторону.
- Уменьшение креативности. Теряя время и силы на малопродуктивную деятельность (просмотр новостей, почты и пр.), человек не может применять в полной мере творческий подход к задачам.
- Неспособность принять решение. Науке известен парадокс, когда больший выбор, предоставленный человеку, способен привести к худшему решению, вплоть до отказа принять решение. Порой бездействие может объясняться переизбытком свалившейся на личность информации.
- Стрессовые состояния. Не случайно списки самых стрессовых профессий стабильно возглавляют те, что связаны с обработкой большого объема информации.
Как не допустить перегрузок
Приоритизация и систематизация
Надеяться на глобальное уменьшение и упорядочивание информационного потока не стоит. Нужно самим строить плотину, защищающую от негативных последствий перегрузок.
Важно расставить приоритеты – записать ближайшие цели и сосредоточиться на той информации, которая нужна для их достижения. Использовать одну вкладку в браузере, работая только с наиболее важной и срочной задачей. Отписаться от рассылок и каналов, которые не нужны для достижения цели. В череде бесконечно поступающих сведений изучать только ту информацию, которая может быть применима в вашей жизни. Остальное пропускать.
Самоконтроль
Нужно бороться с привычкой ежеминутно заглядывать в электронную почту, определив график ее просмотра. Полезно настроить сортировку писем в ящике и пользоваться функцией приоритизации.
Продуктивное одиночество
Усталому человеку необходимо найти время, когда он можете побыть наедине с собой, без гаджетов. Чем наполнить этот промежуток? Спортом, творчеством, релаксирующими техниками, прогулкой.
Важно полностью отключиться от информационного шквала, подарив отдых нервной системе.
Перерывы в работе
Сотрудники, которые устраивают небольшие перерывы, в целом эффективнее тех, кто не отдыхает в течение рабочего дня. Само собой, 15-минутный отдых должен быть свободен от информационного шума: не спеша выпитая чашка чая или короткая прогулка предпочтительнее листания веб-страниц.
Ограничение поступающей информации, избавление от «информационного мусора» качественно изменят жизнь.