• Информационное общество как новая общественная формация

    Информация

    Всю историю человечества можно связать с широко используемым сегодня термином Информация. Термин «информация» происходит от латинского «informatio» - сведения , разъяснения , изложение .

    Существует множество определений информации, которые лишь подчеркивают всю сложность и многомерность этого понятия.

    Информация - сведения снимающие неопределенность об окружающем мире.

    В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России в 1995 году, даны следующие определения понятия информация

    Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

    Информация существует на носителях, объектах которые несут информацию. В качестве носителей могут выступать объекты живой и неживой природы. Носители бывают разных видов, форм, назначения. Носителем информации может быть человек, лист бумаги (твердая копия), CD-, DVD-диски, флеш-карты, жесткий диск компьютера (электронные носители), стена, небо, деревья и т.п.

    Информация существует в двух основных формах:

    · дискретная (прерывная) – в этой форме информация существует на цифровых носителях,

    · аналоговая (непрерывная) – в такой форме может существовать информация о непрерывных процессах (например, процесс перемещения из одной точки пространства в другую).

    Для того, чтобы информация существовала необходим приемник информации, источник и канал связи между ними. Информация передаётся от источника информации к приёмнику в виде сообщений.

    Сообщение – информация, подготовленная для передачи.

    Сообщение по каналу связи передается посредством сигнала.

    Сигнал – процесс, несущий информацию.

    Виды информации (по способам восприятие ее человеком):

    · визуальная (информация о зрительных образах),

    · аудиальная (информация, воспринимаемая на слух),

    · тактильная (кожные ощущения),

    · кинестетическая (ориентация в пространстве),

    · органолептическая (информация о вкусе и запахе).

    Свойства информации:

    · Объективность. Информация объективная, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

    · Достоверность. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверно, достоверная информация может быть необъективной.

    · Актуальность. Актуальная информация – информация полученная своевременно.

    · Полнота. Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Информация по полноте делится на: полную, неполную, избыточную.

    · Точность - точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

    · Полезность. Ценность информации для получателя.

    Над информацией можно выполнять различные операции:

    · Создание/уничтожение,

    · обработка,

    · получение/передача,

    · сбор/хранение/накопление.

    Информационный процесс – процесс, связанный с выполнением каких-либо операций над информацией.

    Данные – информация, подготовленная для обработки или хранения на компьютере.

    Во всяком обществе информация выполняет следующие основные функции:

    · интегративную - сплочения членов общества и социальных групп в единое целое;

    · коммуникативную - общения и взаимопонимания;

    · инструментальную - участия в организации производства и управлении;

    · познавательную - как средство отражения объективной реальности и передачи данных.

    Информационное общество

    Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

    Развитие человечества сопровождалось ростом объема накопленных знаний и сведений, как о самом человеке, так и об окружающем его мире. Начиная с начала 20 столетия темпы информации резко возросли. Так, если в 19 столетии общая сумма человеческих знаний удваивались через 50 лет, то к 1950 г. – через каждые 10 лет, к 1970 г. - каждые 5 лет, а с 1990г. - ежегодно. Сложившуюся ситуацию нередко характеризуют с помощью выражения: “информационный взрыв”. Специалистами в области информатики был установлен количественный закон увеличения информации в обществе. Этот закон представляется в виде экспоненциальной функции.

    Цивилизация в целом и каждый из нас, в частности, находятся на стадии формирования общества нового типа - информационного общества. Социальная система и право как один из основных регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества.

    В соответствии с концепцией 3.Бжезинского, Д.Белла, О.Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество - разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.

    Информационное общество - общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики:

    Наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

    Новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.);

    Возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

    Практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет);

    Трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа;

    Отсутствие географических и геополитических границ государств - участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

    Типичный пример информационной инфраструктуры такого информационного общества - Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является основным и активным средством формирования информационного общества.

    Объемы информационных ресурсов растут в Интернет экспоненциально.

    Японские ученые утверждают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах.

    Основу информационного общества составляет производство информации. Прочие продукты становятся более информационно емкими, большую часть их стоимости составляют инновации, дизайн и маркетинг.

    Человеку в информационном обществе отводится роль творца, обладающего не только конкретными знаниями, но владеющими техниками и технологиями их обработки и накопления. Информационное общество базируется на разного рода системах компьютерной техники и компьютерных сетей, информационных технологий, коммуникационной и телекоммуникационной связи. Занятость членов информационного общества большей частью связана с сопровождением информационных технологий и их использованием, материальное производство будет возложено на автоматизированные и интеллектуальные устройства.

    Все виды информации, функционирующей в обществе, можно назвать социальной информацией.

    Различают следующие виды социальной информации:

    Политическая;

    Экономическая;

    Научно-техническая;

    Массовая;

    Правовая;

    Статистическая;

    О чрезвычайных ситуациях;

    О гражданах (персональные данные);

    Компьютерная;

    Политическая информация - информация о статике и динамике политических отношениях, политической линии государства, деятельности политических партий и общественных объединений, имидже политических деятелей, обо всех элементах политической системы общества.

    Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих экономические процессы и отношения.

    Научно-техническая информация - это документированные или публично оглашаемые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства.

    Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения.

    Информация о гражданах (персональные данные) - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Основными элементами информации о гражданах являются имя и фамилия, пол, дата и место рождения, место проживания, образование и семейное положение, сведения о социальном положении, принадлежности к политическим партиям и объединениям, физическом и психическом здоровье, финансовом положении, владении собственностью, о судимости и др.

    Термин компьютерной информации введен Уголовным кодексом РФ 1996 г. В статье 272 дано определение этого вида информации как информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или в их сети.

    По режимам доступа информацию можно разделить на:

    Открытую (общедоступную);

    Информацию ограниченного доступа (государственную тайну, конфиденциальную информацию, коммерческую тайну, профессиональную тайну, служебную тайну).

    Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" от 24 июля1993г.).

    Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством. Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. определяет виды конфиденциальной информации. К ним относятся:

    Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

    Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

    Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

    Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

    Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

    Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

    Коммерческая тайна определяется как информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» от 9 июля 2004г.).

    это формирующееся в постиндустриальной фазе развития цивилизации общество, которое характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур и приходит на смену постиндустриальному.

    В "социальных рамках информационного общества" Д. Белла развитие понятия И. о. выражает переход от постиндустриального преобладания сферы услуг над производственной сферой к доминированию сферы информационных услуг. В этом смысле понятие И. о. отражает новые аспекты развития постиндустриального общества, является его дополнительной характеристикой (см. "Постиндустриальное общество").

    С другой стороны, И. о. можно понимать как самостоятельную ступень исторического развития цивилизации, следующую за постиндустриальным обществом и характеризующуюся прежде всего производством информации, уровнем информированности населения и развития образования. Кроме того, само постиндустриальное общество может пониматься как первая ступень И. о. В этом смысле анализ проблем И. о. связан с рассмотрением постиндустриального общества как первого в истории И. о.

    Для исследования возможных путей развития И. о. в западных социально-философских теориях вводится понятие постинформационного общества (работа Хант "Постинформационное общество" - "The Post-Information Society"), т. е. теоретическое рассмотрение проблем И. о. имеет свое дальнейшее развитие в концепции постинформационного общества: ин-формирование, ин-формация, пост-информационное общество. Установление подобия системы генетической информации ДНК, генетических структур биосферы и информационных структур социальной организации ноосферы позволило Бодрийяру развернуть концепцию постинформационного общества, "виртуальная эра" которого приходит на смену ушедшим "устному", "письменному" и "книгопечатному обществам" Мак-Люэна. Концепция постинформационного общества отражает такую смену сферы информационных услуг как детерминирующей основы И. о., на которой прежний рациональный механизм производства информации сменяется вероятностным хаосом избыточной социальной информации. В информационной "виртуальной реальности" происходит формирование "избыточных" социально-информационных структур И. о.: в нем избыточность социальной информации означает лишь недостаток информации о том, какая ее часть является излишней. Как идеология или гегемония информационных структур, "виртуальная реальность" Бодрийяра становится реальностью И. о. В этом плане понятие И. о. отражает, с одной стороны, способ распространения информационных структур и, с другой стороны, уровень информатизации и компьютеризации общества.

    Возникновение понятия И. о. тесно связано с развитием информатики и кибернетики в работах Н. Винера, информационной теории управления и информационной теории стоимости. Стоимость человеческой деятельности и ее результатов определяется уже не только и не столько затратами труда, сколько воплощенной информацией, становящейся источником добавочной стоимости. В этом смысле понятие И. о. выражает переосмысление информации и ее роли как количественной характеристики для качественного анализа социального развития. Определенный уровень социальной информации кроме количественных характеристик позволяет отражать определенные качественные аспекты развития общества. Информационная теория стоимости характеризует не только объем информации, воплощенной в результатах производственной деятельности, но и уровень развития производства информации как основы развития И. о. - определенной ступени развития общества.

    Понятие И. о. определенным образом характеризует изменения мировоззрения, связанные с отходом от классической картины мира. В этом аспекте понятия И. о. отражается последовательная смена основы общества - от мира природы традиционного общества к искусственному, сотворенному миру (индустриального - см. "Индустриальное общество" - и постиндустриального общества) и к миру социальной информации И. о. Киберпространство, в котором сейчас работают только программисты-интеллектуалы, становится информационным пространством социально-культурного и, следовательно, социально-экономического развития И. о. На этом основано производство информации, являющееся становым хребтом (backbone) структур И. о., в отличие от промышленного производства индустриального общества. Образование и наука определяют уровень производства информации и степень развития И. о.

    Проблемы функционирования структур И. о. вплотную смыкаются с проблемами искусственного интеллекта (например, микропроцессоров "Интел" или развития текстовых редакторов, корректирующих ошибки человека в компьютерном наборе). Понятие интеллектуального и информационного капитала, введенное Бурдье, является важным для концепции И. о. Так, например, интеллектуальная собственность Билла Гейтса - творца и идейного вдохновителя фирмы Microsoft (лидера мирового рынка программного обеспечения для компьютерной индустрии), собственность которой оценивается многими миллиардами долларов, - во многом способствовала созданию нового вида собственности и авторских прав на программную продукцию, формированию международной системы авторских прав на интеллектуальную собственность.

    Информационный взаимообмен пронизывает структуру духовной культуры И. о., опирающейся уже не столько на классические средства массовой информации "Эры Гутенберга" в понимании Мак-Люэна, сколько на инновационные электронные СМИ. К последним сейчас с полным правом можно отнести "Интернет": как по численности аудитории по всему земному шару, так и по объему информационных услуг "Интернет" является глобальным средством массовой информации.

    Роль информации как стратегического ресурса возрастает с развитием электронных средств массовой информации, манипулирующих массами, общественным мнением. С развитием аудиовизуальной техники, глобальных компьютерных сетей (типа "Редком" или "Интернет" - с многомиллионной аудиторией во всех развитых странах, с электронной почтой, различными журналами, конференциями, досками объявлений и т. п. внутри информационной сети "Интернет"), аккумулирующих информацию, доступ к ней характеризует возможности ее использования в сложной структуре власти. Примером того, как формируется глобальная информационная структура, могут послужить система взаимосвязей в рамках ЮНЕСКО, глобальные средства массовой информации типа Евровидения или же Национальная Информационная Инфраструктура США.

    Социальными характеристиками развития И. о. являются информированность различных его социальных групп, доступность информации, эффективность работы служб массовой информации и их возможности обратной связи, уровень образования, интеллектуальные возможности общества прежде всего в информационном производстве.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    1. Информационное общество: понятия, определения, концепции

    Информационное общество.1

    Роль государства в формировании информационного общества. 9

    Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества. 12

    Вопросы для самопроверки:19

    С другой стороны проникновение информационных технологий в частную жизнь людей может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – человек постоянно должен сообщать о себе личные данные в инофрмационные системы – потеря анонимности.

    В связи с особой чувствительностью к сбору персональной информации в документах Европейского Сообщества (Building the European Information Society for Us All. First Reflections of the High Level Group of Experts. Interim Report, January 1996) предлагаютсяследующиерекомендации:

    · сбор и хранение идентифицируемой информации должны быть минимальны;

    · решение открывать или закрывать сведениях, должно быть предоставлено самим людям;

    · при проектировании информационных систем необходимо учитывать необходимость защиты персональной информации;

    · граждане должны иметь доступ к новейшим технологиям по защите личной тайны;

    · защита персональных сведений и личной жизни должна стать центральным пунктом политики, обеспечивающей право на анонимность граждан в информационных системах.

    Интенсивное внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность:

    · приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению;

    · повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;

    · стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.

    Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:

    · информация должна быть открыта для всех;

    · основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;

    · непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.

    Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения информационных технологий как на уровне предприятий, так и государства - в неумении сочетать технологические инновации с организационными.

    1.2. Роль государства в формировании информационного общества

    Бурное развитие ИТТ, конвергенция компьютерных систем, коммуникаций различных видов, индустрии развлечения, производства бытовой электроники приводят к необходимости пересмотреть представления об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. Многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики.

    Государственная информационная политика – регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах - деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т.п.

    Такая расширительная трактовка информационной политики представляется сегодня обоснованной, так как цифровизация информации и новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии интенсивно размывают барьеры между различными секторами информационной индустрии.

    Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами. История российского компьютерного рынка служит этому подтверждением. Анализ зарубежной практики регулирования информационной сферы общества позволяет выделить ряд направлений, к числу которых относятся:

    · поощрение конкуренции, борьба с монополизмом (контроль за концентрацией собственности в СМИ, выдача разрешений на слияния компаний, решения по дезинтеграции крупных компаниймонополистов);

    · обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения;

    · соблюдение свободы слова;

    · защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере;

    · защита национального культурного наследия, языка, противостояние культурной экспансии других стран;

    · обеспечение информационной безопасности;

    · охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством;

    · борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;

    · контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях;

    · цензура в глобальных компьютерных сетях.

    К числу наиболее значимых тенденций в зарубежной информационной индустрии последних лет можно отнести пересмотр установленных ранее правил ее регулирования: дерегуляцию рынка телекоммуникаций, позволяющую кабельным, телефонным, сотовым, спутниковым и прочим компаниям конкурировать на рынках друг друга; ослабление контроля за концентрацией собственности в различных СМИ. В результате происходит как вертикальная, так и горизонтальная интеграция рынков информации и средств ее передачи.

    Развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в России во многом стимулировано мировыми процессами в этой области - дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания - теле и киностудии, издательские дома, информационные агентства.

    В настоящий момент зарубежом идет волна слияний крупнейших информационных компаний мира в крупные объединения, которые будут контролировать рынок создания и распространения массовой информации в следующем столетии. Эти преобразования являются ответом ведущих информационных компаний на возможности, создаваемые новыми технологиями и изменениями в системе регулирования информационной индустрии. Поскольку этот процесс чрезвычайно динамичен, у России есть всего год-два для того, чтобы занять достойное место в системе международных информационных отношений.

    Сохранение конкуренции, борьба с монополизмом отдельных производителей или фирм, предоставляющих услуги является краеугольным камнем госрегулирования. В области телекоммуникаций объединения различных компаний на национальном и межгосударственном уровнях происходят обязательно с разрешения соответствующих органов, в США это Федеральная комиссия по связи и Министерство юстиции, которые определяют не приведет ли объединение двух или более компаний к возникновению монополии, которая устранит конкуренцию и как следствие с течением времени снизит качество и разнообразие услуг, предоставляемых деловому миру и населению, приведет к росту цен. Все крупные американские компании, такие как АТ&Т, Microsoft, IBM, телевизионные компании, которые сейчас ищут партнеров на своих и чужих рынках, находятся под пристальным вниманием этих органов.

    В российском информационном законодательстве имеются обширные пробелы - не приняты законы о праве на информацию, об охране персональных данных, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных правах, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене. Однако к старым нерешенным проблемам добавляются новые. На повестке дня стоит регулирование уже начавшегося процесса концентрации собственности отечественных средств массовый информации, слияния газет, объединения их с телеканалами, информационными агентствами, финансовыми группами. Нет документов, регламентирующих порядок формирования и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан. Не установлены правила приобретения и эксплуатации информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях, что приводит к бесконтрольному и безответственному расходованию значительных сумм, компьютерные и информационные системы не вносят ожидаемого вклада в повышение эффективности деятельности госорганов. Необходимо развивать свой «собственный» Интернет на основе российской информации. Весьма актуальной является разработка нормативных документов, регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых государственными органами. Ресурсы, которые не подлежат разгосударствлению, типа статистической информации, должны быть четко перечислены. Наконец, необходимо определиться, каковы место и роль России в международных программах, типа Глобальной информационной инфраструктуры.

    1.3. Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества

    Европейское сообщество с 1994 года поставило задачу построения информационного общества в число наиболее приоритетных. Достигнут значительный успех в реализации Плана действий (Europe and the global information society, 1994) , который определил стратегию движения Европы к информационному обществу:

    · успешно начата либерализация телекоммуникационного сектора;

    · предприняты усилия для обеспечения социальной ориентации информационного общества, поддержки региональных инициатив для достижения согласованного развития;

    · сформулирован план действий в области образования;

    · оказана поддержка европейской индустрии производства содержания, которая, как ожидается, создаст дополнительно около 1 млн. рабочих мест в течение следующих 10 лет;

    · успешно воплощены программы научных разработок;

    · Европейская Комиссия стала важным инструментом выработки общих правил, которые необходимы для перехода к глобальному информационному обществу.

    С учетом уже достигнутого перед европейскими странами ставятся новые задачи:

    1. Улучшить условия для бизнеса с помощью эффективной и согласованной либерализации телекоммуникаций, создать необходимые условия для внедрения электронной торговли.

    2. Необходим переход к обучении в течение всей жизни. В этом направлении работает инициатива «Обучение в информационном обществе».

    3. Значительные последствия информационного общества для конкретного человека побудили дискуссию, направленную на то, чтобы поместить людей в центр происходящих преобразований. По результатам обсуждения выпущена Зеленая книга «Жизнь и работа в информационном обществе: сначала люди» (Green Paper, 1996) . Речь в ней идет о создании новых рабочих мест, охране прав и свобод граждан, прежде всего неприкосновенности личной жизни.

    4. Сегодня ясна важность глобального сотрудничества, установления правил создания информационного общества. Они затрагивают права на интеллектуальную собственность, защиту данных и тайну личной жизни, распространение вредного и незаконного содержания, проблемы обложения налогами, информационную безопасность, использование частот, стандартов. Для установления общих правил в этих областях необходимы многосторонние соглашения в рамках Европейского союза

    Европейская комиссия в феврале 1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий, различные социальные группы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты. Цель работы Форума проследить процесс становления информационного общества в шести областях:

    · воздействие на экономику и занятость;

    · сновные социальные и демократические ценности в «виртуальном сообществе»;

    · воздействие на общественные, государственные службы;

    · образование, переквалификация, обучение в информационном обществе;

    · культурное измерение и будущее СМИ;

    · устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

    Таким образом, в настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войта в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия.

    К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:

    · формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;

    · становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

    · создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

    · возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;

    · повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

    · создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

    Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце XX века скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема «отцов и детей». Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям. Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине нашего века является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.

    Все вышесказанное определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создание социально-психологической модели поведения члена информационного общества, выявления «точек» и методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями.

    Представляется, что наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.

    Выводы:

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

    Информационное общество – это общество, в котором:

    1. Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.

    2. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перерапределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

    3. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества.

    4. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудио-визуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США – в 1980-е гг., в Западной Европе – в 1990-е.).

    5. Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя:

    · мировую «информационную экономику»;

    · единое мировое информационное пространство;

    · глобальную информационную инфраструктуру;

    · формирующуюся мировую законодательно-правовую систему.

    В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, «физической» экономикой

    Вопросы для самопроверки :

    1. Что такое «информационное общество»

    2. Какова глобальная этапность исторического развития человечества

    3. Каковы основные положения концепции информационного общества

    5. Пять стадий процесса становления информационного общества (по А.И. Ракитову)

    6. Отличительные черты информационного общества

    7. Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития (по И.В. Соколовой)

    8. Дополнительные критерии перехода общества к информационной стадии развития. Общество считается информационным, если:… (по А.И. Ракитову)

    9. Опасности развития информационных технологий

    10. Преимущества, которые дают обществу информационные технологии

    11. Принципы развития доступа к общественной информации

    12. Что такое «Государственная информационная политика»

    14. В чем состоит стратегия движения Европы к информационному обществу

    15. Характерные черты и признаки информационного общества

    16. В чем проявляется глобальность информационного общества

    Литература :

    Демократия осуществляемая с помощью референдума. Рефере́ндум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) или плебисцит - в государственном праве принятие избирательным корпусом решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам.

  • 5. История развития компьютерной техники и информационных технологий: основные поколения эвм, их отличительные особенности.
  • 6. Персоналии, повлиявшие на становление и развитие компьютерных систем и информационных технологий.
  • 7. Компьютер, его основные функции и назначение.
  • 8. Алгоритм, виды алгоритмов. Алгоритмизация поиска правовой информации.
  • 9. Что такое архитектура и структура компьютера. Опишите принцип «открытой архитектуры».
  • 10. Единицы измерения информации в компьютерных системах: двоичная система исчисления, биты и байты. Методы представления информации.
  • 11. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь.
  • 12. Виды и назначение устройств ввода и вывода информации.
  • 13. Виды и назначение периферийных устройств персонального компьютера.
  • 14. Память компьютера – типы, виды, назначение.
  • 15. Внешняя память компьютера. Различные виды носителей информации, их характеристики (информационная емкость, быстродействие и т.Д.).
  • 16. Что такое bios и какова его роль в первоначальной загрузке компьютера? Каково назначение контроллера и адаптера.
  • 17. Что такое порты устройств. Опишите основные виды портов задней панели системного блока.
  • 18. Монитор: типологии и основные характеристики компьютерных дисплеев.
  • 20. Аппаратное обеспечение работы в компьютерной сети: основные устройства.
  • 21. Опишите технологию «клиент-сервер». Приведите принципы многопользовательской работы с программным обеспечением.
  • 22. Создание программного обеспечения для эвм.
  • 23. Программное обеспечение компьютера, его классификация и назначение.
  • 24. Системное программное обеспечение. История развития. Семейство операционных систем Windows.
  • 25. Основные программные составляющие ос Windows.
  • 27. Понятие «прикладной программы». Основной пакет прикладных программ персонального компьютера.
  • 28. Текстовые и графические редакторы. Разновидности, сферы использования.
  • 29. Архивирование информации. Архиваторы.
  • 30. Топология и разновидности компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети.
  • 31. Чтотакое World Wide Web (www). Понятие гипертекста. Документы Internet.
  • 32. Обеспечение стабильной и безопасной работы средствами ос Windows. Права пользователя (пользовательская среда) и администрирование компьютерной системы.
  • 33. Компьютерные вирусы – типы и виды. Методы распространения вирусов. Основные виды профилактики компьютера. Основные пакеты антивирусных программ. Классификация программ-антивирусов.
  • 34. Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере.
  • 36. Государственная политика в области информатизации.
  • 37. Проанализируйте концепцию правовой информатизации России
  • 38. Охарактеризуйте президентскую программу правовой информатизации органов гос. Власти
  • 39. Система информационного законодательства
  • 39. Система информационного законодательства.
  • 41. Основные спс в России.
  • 43. Методы и средства поиска правовой информации в спс «Гарант».
  • 44. Что такое электронная подпись? Ее назначение и использование.
  • 45. Понятие и цели защиты информации.
  • 46. Правовая защита информации.
  • 47. Организационно-технические меры предупреждения компьютерных преступлений.
  • 49. Специальные способы защиты от компьютерных преступлений.
  • 49. Специальные способы защиты от компьютерных преступлений.
  • 50. Правовые ресурсы Интернета. Методы и средства поиска правовой информации.
  • 4. Понятие информационного общества. Основные признаки и тенденции развития.

    Информационное общество - это cтупень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

    Отличительные черты:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

    развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

    Тенденции развития.

    Первая тенденция - это становление нового исторического вида гражданской собственности - интеллектуальной, ко­торая является одновременно общественной собственностью всего населения планеты.

    Интеллектуальная собственность в отличие от материальных объектов по своей природе не отчуждается ни от их создателя, ни от того, кто ей пользуется. Следовательно, эта собственность являетсяодновременно индивидуальной и общественной, т. е. общей собственностью граждан.

    Следующая тенденция - это перестройка мотивации труда (например, в киберпространстве каждый может выступать одновременно производителем информации, издателем и распространителем).

    Далее необходимо отметить радикальное изменение социальной дифференциации самого информационного общества, деление его не на классы, а на слабо дифференцируемые информационные сообщества. И это в первую очередь связано с доступом к знанию и разнообразной информации для широких слоев населения планеты.

    Теперь знание не является прерогативой богатых, знатных, успешных. Между традиционными классами постепенно «смываются» грани

    Следующая тенденция - это широкое участие сло­ев населения в процессах подготовки, принятия и осуществления управленческих решений, а также в контроле над их реализацией.Например, в это в первую очередь касается электронного голосования на выборах в местные органы власти.

    В целом можно заключить , что в своей совокупности и в обобщенном виде наблюдаются две взаимосвязанные тенденции развития информационного общества. Первая состоит в гражданской социализации экономических структур и отношений частной собственности, в ограничении государственной власти. Социализация ведет не к уничтожению капитала, а к изменению его характера, приданию ему определен­ных общественных и цивилизованных форм. Это ограни­чивает и подавляет его эгоистические черты. И этот про­цесс в тех или иных формах («кооперативной», «акционерной») занял свое надлежащее место в большинстве развитых стран. Вторая тенденция - это индивидуализация экономических и социальных процессов, их наполнение многообразным личностным содержанием (люди все больше сидят дома, работают на дому).

    Само название “информационное общество” впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

    Более формализованное определение информационному обществу дает социология. В истории своего развития человеческая цивилизация прошла через несколько социально-экономических стадий:

    Аграрное общество;

    Индустриальное общество;

    Постиндустриальное общество.

    Следующая стадия развития должна называться “информационное общество”.

    Социально-экономическим критерием, определяющим стадию общественного развития, является распределение трудовой занятости населения. На этапе аграрного общества более половины населения занято в сельском хозяйстве; в индустриальном обществе большая часть населения работает в промышленности; если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития. По такому критерию стадия информационного общества наступает при условии, что более половины населения занято в сфере информационно-интеллектуального производства и услуг.

    Социально-экономический критерий не является единственным. Интересный критерий предложил академик А.П. Ершов: о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи . За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза ѕ при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу “каждый с каждым”. На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.

    Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы ѕ к 2030–2040 годам.

    Вхождение России в информационное общество имеет свои особенности, связанные с современным этапом ее развития. В России имеется ряд объективных предпосылок к переходу в состояние информационного общества. Среди них: быстрое развитие материальной базы информационной сферы, информатизация многих отраслей производства и управления, активное вхождение в мировое сообщество, подготовленность общественного сознания и др. Важно, что движение России к информационному обществу реализуется государством как стратегическая, приоритетная цель, достижению которой способствует достаточно высокий кадровый и научно-технический потенциал России.

    Тенденции в развитии информационного общества

    Изменение структуры экономики и структуры труда

    Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.

    Вторая половина ХХ века благодаря информатизации сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют “белые воротнички” ѕ люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности - 20%, в сфере обслуживания - 30%, и 48% населения было занято в информационной сфере.

    Информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления. В станкостроительной отрасли в США в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г. осталось 14 тыс. человек. Это произошло за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

    Еще одна характерная черта в этой сфере - появление развитого рынка информационных продуктов и услуг.

    Развитие и масовое использование информационных и коммуникационных технологий

    В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий . В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.

    Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины ХХ века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшими этапами на пути в информационное общество стали:

    · создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;

    · появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

    · выработка единых правил поведения в сетях и поиска в них информации.

    Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание Интернета . Сегодня Интернет представляет собой колоссальную и быстро растущую систему, число пользователей которой к началу 2007 г. превысило 1 миллиард человек. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся.

    Скорость роста числа пользователей сети достаточно устойчиво составляет около 20% в год. Первое место по количеству пользователей Интернета занимают США - примерно 200 миллионов американцев подключены к глобальной Сети (все данные на начало 2007 г.). На втором и третьем местах - Китай и Япония с 111 и 87 миллионами пользователей соответственно. В России количество подключенных к Интернету составляет 21,8 миллиона человек, что на 17,5 процента больше, чем в предшествующем году. Этот показатель позволил России занять 11-е место в рейтинге самых интернетизированных стран. Следует, однако, учитывать, что “подключенный” не означает “регулярно пользующийся”; в статистике такого рода во всем мире есть трудности интерпретации данных.

    По некоторым показателям, связанным с Интернетом, наша страна находится в лидерах. Так, по числу пользователей оптоволоконными сетями Россия стоит на первом месте в Европе. Это объясняется тем, что при относительно позднем начале массовой интернетизации российским провайдерам было проще развивать новые и технологически более совершенные каналы доступа к Сети, чем модернизировать существующие.

    Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий , т.е. вместо того, чтобы для решения каждой задачи создавать собственную технологию, разрабатывают мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Пример тому ѕ офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий ѕ от простейшего набора текста до создания достаточно специализированных программ (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

    Универсализации информационных технологий способствует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, мультипроектора, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

    Совершенствование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони, устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации которого сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и оперативные данные ѕ например, о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т.д.

    Преодоление информационного кризиса

    Информационный кризис ѕ явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке за приемлемое время. Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.

    Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале ХХ века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к концу XX века - уже каждые 5 лет, и это, судя по всему, не предел.

    Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.

    Часто оказывается, что проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

    Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без информации они бесполезны.

    В результате наступает информационный кризис , проявляющийся в следующем:

    · информационный поток превосходит возможности человека по восприятию и переработке информации;

    · возникает большое количество избыточной информации (так называемый “информационный шум”), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

    · укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

    Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная, так что должна решаться усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

    Свобода доступа к информации и свобода ее распростронения

    Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор для информационных обменов. Без свободы доступа к информации информационное общество невозможно. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения ѕ обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.

    Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.

    Вместе с тем проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая информация государственной, корпоративной или личной значимости должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация имеют секреты, жизненно важные для их существования. Не должно быть свободы для распространения информации, пропагандирующей насилие и иные, неприемлемые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежных ограничений является непростой задачей.

    Рост информационной культуры

    Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.

    Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу. Одной из важных задач курса информатики является выработка элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания.

    Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т.д.

    Существенный элемент информационной культуры ѕ владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак члена информационного общества.

    Изменения в сфере образования

    Большие изменения происходят по мере продвижения к информационному обществу в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием, ѕ сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты.

    Однако проблемы выстраивания системы образования в информационном обществе не сводятся к технологиям. В силу своего динамизма это общество потребует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. В связи с этим даже возникло новое понятие: “принцип пожизненного повышения квалификации”. Экономически развитые страны уже сегодня встали на путь создания системы непрерывного образования, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнительного образования (иногда и неформального) и т.д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу.

    Изменение уклада жизни людей

    Формирование информационного общества существенно отражается на повседневной жизни людей. По уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими. Так, массовое внедрение телевидения в 60–70-х годах ХХ века существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, появилось больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.

    Рассмотрим отдельные составляющие уклада жизни, анализируя то, что уже состоялось, и то, что нарождается в наше время.

    Работа. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас до 10% работающих могут выполнять свою работу, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости, не связанной с регулярным приходом в офис.

    Учеба. В ряде стран увеличивается число детей, не посещающих школу, а обучающихся на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций. Если эта тенденция будет развиваться, то школе грозит самая серьезная опасность со времен ее становления в виде массового общественного института. Если же учесть, что школа не только обучает, но и прививает детям навыки социализации, общественного поведения, то подобное развитие вызывает определенное беспокойство.

    Досуговая деятельность меняется на наших глазах. Компьютерные игры, уже занимающие у части людей заметное время, трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров. Растет время, затрачиваемое на “хождение” по Интернету без определенной цели, а также на так называемый “чат”, с не слишком осмысленным обменом сообщениями. Вместе с тем реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным музеям и т.д. Как уже говорилось выше, информационная культура ѕ лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется в первую очередь общей культурой конкретного человека.

    Недавнее достижение интернет-технологий - поход за покупками реальных товаров в виртуальный интернет-магазин - уже начинает заметно сказываться на системе торговли.

    Жилище человекаимеет тенденцию к все большей “информатизации”. Уже сдаются в эксплуатацию дома, в которые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, телевидение, охранная и пожарная сигнализации и т.д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, включая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т.д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, включая бытовую технику и системы жизнеобеспечения, помогать обитателю квартиры жить максимально комфортно. Такой дом называется “умным”.

    Поскольку для многих людей автомобиль стал продолжением среды обитания, появление “умных автомобилей” также важно. Такой автомобиль, кроме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоянно связан с городскими информационными службами, подсказывающими наиболее оптимальный на настоящий момент маршрут (с учетом занятости трасс). Кроме того, “умный” автомобиль связан с “умным домом” своего хозяина и из него можно этим домом управлять.

    Опасности информационного общества

    Восхищаясь возможностями, которые несет информационное общество, не следует забывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит и которые уже проявляются.

    Следует понимать, что понятие “информационное общество” не лежит в том же круге понятий, которые связаны с понятиями “капитализм”, “социализм” и пр., т.е. не указывает напрямую на характер отношений собственности и экономический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.

    Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:

    · реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

    · опасность все возрастающего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

    · проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;

    · проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

    · столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудноразличимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные психологические проблемы;

    · переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и тем самым усилить социальную напряженность;

    · сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному социальному недугу - массовой безработице.

    Крайним проявлением негативных последствий перехода к информационному обществу являются так называемые “информационные войны ”. Этот термин трактуется как открытое или скрытое информационное воздействие государственных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения в таких войнах будут информационные инфраструктуры и психология противника.

    Под информационной войной понимается комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство. В принципе это воздействие должно еще в мирное время приводить к принятию благоприятных (для стороны - инициатора информационного давления) решений, а в ходе конфликта полностью парализовать функционирование инфраструктуры управления противника. Информационное противоборство, предшествующее информационной войне, реализуется путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры. На определенном этапе информационная война может перейти в обычную, с применением традиционных видов оружия для подавления ослабленного противника. К сожалению, примеры состоявшихся информационных войн уже есть.