• Смотреть страницы где упоминается термин структурирование информации. Развитие памяти и структурирование информации

    Как известно, структура должна быть во всём. Особенно это касается информации – такого ёмкого, глобального понятия, которое просто необходимо упорядочивать. О том, как это делать правильно, расскажем в этой статье.


    Структурирование информации – разбираемся в термине

    О том, что такое структурирование, знают многие. «Разложить по полочкам» – значит «структурировать». Структурирование информации – это разделение её по отдельным, схожим критериям на группы, а также выстраивание связей логических цепочек между полученными группами. Иными словами, структурировать информацию означает создать некий визуальный скелет, с помощью которого будет легко запомнить ту или иную информацию. Как нетрудно догадаться, нужно оно для того, чтобы проще, легче было её запомнить. Причём информация может являться абсолютно любого типа: текст, числа, учебный материал, развлекательный.

    Любая информация нуждается в структурировании, если вы хотите быстро для себя её зафиксировать. Как это делать, читаем далее.

    Принципы структурирования информации

    В основе данного понятия – её упрощение. Иными словами, нам нужно данный сложный массив логических связей, цепочек разобрать на простые элементы. Важно знать два принципа – на них строится всё упрощение информации:

    1. Принцип первый: всю имеющуюся информацию необходимо разделить на группы, подгруппы в соответствии с отдельно взятыми критериями. Здесь всё просто: берём какой-либо критерий, признак, на котором построена информация – например, раздел «Числительные» в иностранных языках, после чего подгоняем всю имеющуюся информацию под написанный критерий – запоминаем только иностранные числительные.
    2. Принцип второй: группы и подгруппы должны быть тесно связаны логическими цепочками, ассоциативными рядами или же выстроены в соответствии с определёнными правилами: по степени важности, по времени, форме. Те же иностранные числительные можно «связать» похожим звучанием, правилами построения их форм.

    Методы и виды структурирования информации

    Отталкиваясь от указанных принципов, приведём самые популярные и зарекомендовавшие себя методы получения структурированной информации.

    «Карта памяти» – метод Бьюзена

    Метод довольно прост. Он заключается в построении блок-схемы – в ней будет наглядно изображена вся информация. В основе этого алгоритма лежит автоматизация сборки.

    Чтобы изобразить блок-схему, необходимо взять лист бумаги (ватман), ручку. При желании – для большей наглядности – стоит взять ещё цветные карандаши, фломастеры. В центре листа обозначьте название материала, который необходимо запомнить. Если это учебник «История Древнего Египта», так и пишите. «Принцип работы вариаторной коробки в автомобиле» или «Как работает программа 1С» – пишите. Советуется слова заменить символами или картинками, которые точно будут передавать суть темы. Ту же вариаторную коробку наглядно изобразите на бумаге, а 1С – просто обозначить символом программы. При желании можно вырезать, наклеить картинки – как угодно. Лишь бы вам было проще запомнить. Далее, нужно для выбранной темы построить ряд ассоциативных рядов. История Древнего мира – это цепочки «Периоды», «Народы», «Войны». В каждом блоке перечисляем ключевые моменты. И так далее по такому принципу. За счёт наглядности, разбивания материала на блоки запоминание информации произойдёт довольно быстро.

    «Римская комната» метод Цицерона

    Данный метод существует ещё со времён римского философа Цицерона, поэтому в его эффективности сомневаться не стоит. Суть метода в том, что материал разбивается на отдельные блоки, а затем мысленно расставляется в знакомой вам комнате – скажем, в вашей кухне.

    Важно! Все блоки надо расставляться в строго определённом порядке.

    Как только вы «расставите» блоки по комнате, в вашей памяти зафиксируется простая цепочка информации, которую вы легко запомните. И теперь, чтобы обратиться к информации, вам достаточно будет вспомнить вашу кухню. Кстати, под кухней необязательно выбирать комнату: используйте улицу, парк, даже шкаф. Главное, чтобы вы чётко понимали, помнили структуру помещения, объекта.

    «7плюс/минус2»: метод Миллера

    Этот интересный метод основан на способности человека запоминать 9 двоичных чисел, 8 – десятичных, 7 букв, 5 слов, причём это кратковременная память. Таким образом, данными способом получается группу из семи плюс/минус два элементов – её мы можем использовать для создания групп и подгрупп. Однако данный метод чаще применяется для тренировки памяти, но в структурировании информации его тоже частенько используют.

    Отдельно стоит поговорить про эффекты запоминания информации, поскольку они тоже помогают её структурировать.

    Эффект Ресторффа – эффект изоляции. В нашей памяти произвольно выделяется объект, отличающийся от остальных какими-то выдающимися признаками. Среди флагов всех стран самый запоминающийся – флаг Канады, потому что ни на одном флаге больше нет кленового листа. Флаг Японии – тот же принцип: алый круг посередине. Можно также выделить какой-либо отдельный признак – так запомнить объект намного легче.

    Эффект края основан на автоматизированной сборке и на том, что мы привыкли запоминать ту информацию, которая находится в начале, а также в конце структурного ряда. Мы подсознательно лучше запоминаем то, что у нас было впервые: первая любовь, первая учительница, даже зарплата. То же самое касается того, что случилось в последний раз. Эффект края может использоваться в структурировании информации, если на первое, последнее место выносить наиболее яркие, значимые моменты – на них будет строиться каркас мысленных связей.

    Все приведённые методы, эффекты структурирования информации должны создаваться таким образом, чтобы вам, и только вам было удобнее запоминать информацию. Сочетать все перечисленные методы – вполне возможно.

    В заключение отметим, что структурирование информации – вещь полезная, нужная, особенно если требуется запоминать большие объёмы информации. В этой статье мы постарались максимально подробно рассказать об этом понятии, надеемся, полученные знания пойдут вам на пользу.

    Достаточно сложно запомнить большой объем информации, если его не структурировать. Структурирование информации служит важной основой для последующего накопления полученного материала и его удобного использования. К тому же структурирование отлично развивает память , делает ум живым и любознательным.

    Без распределения информации на подгруппы по основным ее качествам и поиска логической связи между ними наш мозг не сможет удержать в себе необходимого объема знаний для нашей повседневной жизни, структурирование запоминаемого материала является неотъемлемой частью его деятельности.

    Чтобы запомнить что-то важное, но большое по объему, необходимо сильно постараться. Эту задачу можно легко упростить, овладев базовыми принципами структурирования. К тому же структурирование можно применять для запоминания не только большого количества материала, но и всевозможных таблиц, цифр и небольшого объема данных.

    Что собой представляет структурирование?

    Прежде всего, структурирование информации – это процесс распределения получаемого материала на элементы, которые связываются по подгруппам, исходя из своих основных признаков.

    Определяющим критерием для деления информации на группы служит ее смысловая составляющая.

    Сам же процесс распределения может происходить в свободной форме – как в момент первого знакомства с информацией, так и после ее получения.

    К примеру, если взять стандартный номер мобильного из 11 знаков и написать его сплошной строкой цифр, идущих по порядку, нашему мозгу будет трудно его запомнить, но если записать тот же номер с разделениями или скобками, обозначающими код оператора, то он четко отпечатается в памяти.

    То же самое касается и других цифр и знаков. Для того чтобы их запомнить без особых усилий – надо их структурировать.

    Именно для этого и существуют основные принципы структурирования – они помогают правильно распределить полученные знания на смысловые группы и установить логическую связь между ними.

    Какие принципы структурирования существуют?

    При выделении основных принципов структурирования стоит отталкиваться от его цели – это упрощение информации для ее лучшего запоминания. Благодаря этому упрощению мы можем строить ассоциации, сравнивать полученные знания и объединять их в группы.

    Для этого используется всего лишь два принципа – это обязательное распределение материала для запоминания на группы в соответствии с их смысловыми критериями и присутствие логической связи между этими группами или же построение этих групп по приоритету.

    Кроме этих двух принципов, есть еще несколько простых правил для лучшего запоминания информации, которые основываются на ее структурировании. Эти правила очень полезны для развития памяти и легки в применении.

    Три простых правила структурирования информации

    Первое правило носит название «эффект края». Оно состоит в том, что наш мозг лучше усваивает информацию в начале и в конце ее потока. Принцип действия этого правила знаком многим из нас по советскому кинематографу – его использовал Штирлиц, чтобы переключать внимание своего собеседника на нужные ему моменты.

    На самом деле «эффект края» был открыт в XIX веке немецким ученым Германом Эббингаузом, которому также принадлежит авторство «кривой забывания».

    Второе правило – это правило Миллера, названное в честь американского ученого, который его открыл. Оно также называется закономерностью 7 плюс-минус 2.

    Это правило было получено в ряде экспериментов, показавших, что память человека в среднем усваивает за один раз около 9-ти новых элементов, которыми могут быть пять простых слов, семь несвязанных букв алфавита или девять двоичных (восемь десятичных) чисел.

    Таким образом, вся информация составляет небольшие группы размером около 7 структурных единиц. Исходя из него, не рекомендуется разделять полученную информацию более чем на 7 групп.

    Третье правило говорит о том, что мы можем запомнить то, что нас больше всего впечатляет, то, что выделяется из всего информационного потока. Это своего рода эффект изоляции, который необходим при делении на подгруппы и группы, среди которых одни чем-то бы сильно отличались от других.

    Данное правило действует за счет феномена нашей памяти, которая легче запоминает что-то яркое и неординарное, чем общую серую массу материала. Именно поэтому для развития памяти необходимо выделять определенные структурные элементы информации, которую требуется запомнить.

    Как развить память – методы структурирования информации

    Чтобы развивать память, можно руководствоваться не только правилами и принципами структурирования информации, но и использовать определенные методы ее распределения.

    Среди них наиболее эффективными являются метод ментальных карт и метод римской комнаты.

    Метод ментальных карт или карт памяти был разработан Тони Бьюзеном и представляет собой способ изображения поступаемых знаний в виде схем или карт. Этот метод очень популярен среди многих психологов и детских педагогов.

    Для построения ментальных карт они обычно предлагают выполнить ряд простых действий:

    1. Взять материал, который предстоит выучить – учебник, конспект, таблицу или статью и чистый лист бумаги с цветными ручками или карандашами.
    2. В центре листа стоит изобразить любой рисунок, который отображает название или смысл имеющегося для запоминания материала.
    3. Далее необходимо двигаться от центрального изображения к краям бумажного листа и рисовать цепочки или линии связей, отображающих информацию.
    4. Конечным результатом будет так называемая карта памяти с простым рисунком, ассоциирующимся с прочитанным материалом. Ее запомнить намного проще, чем столбцы слов или заметки.

    Метод римской комнаты также действует по принципу логической цепочки. Он состоит в том, что надо распределять материал в виде предметов в хорошо знакомой вам комнате, придерживаясь определенного порядка. Когда информация понадобится – все, что будет необходимо для ее получения – это представить перед собой образ этой комнаты.

    Этот метод был разработан Цицероном в ходе его подготовок к своим публичным выступлениям. Оратор мог долгое время ходить по дому и распределять информацию в виде предметов, находящихся в нем.

    Разумеется, что существует еще множество различных методов, правил и способов для развития памяти, но все они базируются на структурировании полученного материала по группам с логической взаимосвязью. Поэтому обладание навыками структурирования является важнейшей основой любой хорошей памяти.

    Структурирование информации

    Нежданов Игорь

    Еще одним довольно простым способом анализа получаемой информации является ее структурирование. Структурирование есть ни что иное, как расположение в определенном порядке, или по определенной схеме. Такой порядок может быть определен по разному. Наиболее яркий пример это расположение информации в хронологическом порядке. Например информацию из разных источников о неком событии располагают в последовательно от более раннего к более позднему (или наоборот), т.е. в соответствии с временем которое описывается данным блоком информации.

    Другой способ структурирования информации это расположение каждого блока информации в разных разделах в зависимости от того элемента, который описывает данный информационный блок. Далее предлагаю более подробно ознакомиться с разными способами структурирования информации. Отличаются они в основном тем, по какому принципу происходит структурирование.

    Расположение в хронологическом порядке или построение последовательности событий.

    Данный метод еще называют историческим. Все поступающие данные выстраиваются по времени описываемых событий. После чего определяется:
    - что за чем следует,
    - какой факт какое событие предопределяет,
    - что чему сопутствует и т.п.
    Иначе говоря восстанавливается хронология событий. Это один из наиболее простых способов и в то же время достаточно эффективных. Он используется в самых разных исследованиях.

    Самый простой пример использования исторического метода (хронологии) это изучение кандидата при его приеме на работу. У вас есть ряд источников: резюме кандидата, его трудовая книжка, заполненная им анкета. Кроме того вы можете использовать Интернет для выявления его мест работы (по оставленным им-же объявлениям и заявкам) или базы данных. Собрав всю эту информацию вы составляете несколько последовательностей (хронологий):

    1 - как кандидат хочет выглядеть (по его резюме и анкете);
    2 - как было на самом деле (по его трудовой книжке);
    3 - вспомогательный вариант (по всем остальным источникам).

    Еще один вариант использования хронологии это построение цепочки событий. Например для восстановления полной картины некоего события - что за чем следовало, что причиной чего являлось…. При этом особенно ценно если аналогично рассматриваются и параллельные происшествия, или события рассматриваются с учетом известного происшествия, тогда многое становиться понятно в силу «совпадений» и разного рода корреляций.

    Кроме того данный метод можно использовать для выявления обмана (подтасовки фактов) в изложении версий конфликта разными сторонами этого конфликта. Строятся параллельные последовательности событий по версиям всех источников информации. А далее происходит «сравнение показаний». Если о наличии некоего действия в определенное время говорят все участники, то скорее всего так и было….

    Привязку событий к определенному происшествию используют для выявления поведенческих реакций объекта, правда это уже моделирование, но для регистрации и анализа используется все тот же исторический метод (хронология событий). В определенной среде это называется провоцированием. Например объекту дают некую «горящюю» информацию, информацию требующую немедленных действий (присылают по почте, передают как слух, сообщают официально и т.п.), а затем внимательно наблюдают:

    Что и в какой последовательности он предпримет;
    - к кому обратится в первую очередь;
    - как в принципе отреагирует на сообщение и т.д.

    Можно данное мероприятие обставить соответствующим образом. Например ограничить объект в перемещении или в связи, создать впечатление, что у него практически нет времени на обдумывание и т.п.. Все зависит от того, что вы хотите понять (выявить). Для упрощения восприятия ситуации, результат можно изобразить схематически. Если несколько последовательностей изобразить в одном масштабе и одним стилем, то при их совмещении можно выявлять закономерности, корреляцию и т.п..

    Составление перечня источников.

    Это структурирование данных об источниках информации по какому то вопросу. Составляя такой перечень нужно давать краткую характеристику каждому источнику в зависимости от целей составления списка и от общей задачи:

    Название;
    - автор;
    - кто опубликовал;
    - когда опубликовано;
    - канал поступления;
    - основная тематика;
    - основная аудитория;
    - компетентность (качество информации);
    - тенденциозность в изложении;
    - аффилированность (ангажированность);
    - позиция по отношению к теме ваших исследований.

    В результате такой систематизации вы получаете общую картину информационного поля, на котором работаете. И как следствие быстро и правильно ориентируетесь в случае появления чего то нового, необычного, неожиданного. Или сможете понять какой источник более важен для вас в свете изучаемой проблемы.

    Анализ тенденций.

    Еще одна разновидность исторического метода (хронологии) это анализ тенденций. Фактически это структурирование информации по одной из характеристик (показателю). Данный метод предусматривает фиксацию изменений во времени некоторого выбранного вами показателя. Таким показателем может быть нечто выражаемое числовым способом (объем продаж, численность населения, скорость перемещения и т.п.). В таком случае анализ достаточно прост - сопоставление этого показателя на разных временных участках дает основание для заключения о тенденции роста, спада или стагнации. Сложнее обстоит дело с не числовыми показателями такими как настроения поклонников спортклуба или отношение граждан к проблеме. В подобных случаях необходимо вначале «оцифровывать» выбранный показатель. Такую оцифровку можно осуществить посредством:

    Экспертных оценок;
    - попарного сравнения;
    - выбора некоего элемента за единицу измерения.

    А затем вновь наблюдение за изменениями во времени.

    Построение диаграммы связей.

    Это ни что иное как определение всего, что так или иначе связано с изучаемым объектом или событием и графическом отображением данной информации. Построение диаграммы связей есть ни что иное как структурирование информации по такой характеристике как связи объектов. Какие типы связей изучаются зависит от поставленной цели. Такие связи могут быть явными и неявными. К явным относятся прямо установленные - имеющие фактическое подтверждение (доказательства), то как учредитель - учрежденный, продавец - покупатель, родственники и т.п. К неявным относятся те связи, которые нельзя доказать фактами, но которые могут существовать. Например один юридический адрес у нескольких организаций может указывать на то, что они созданы одной юридической конторой, а на основе этого можно предположить и более значимую связь, которая безусловно требует дополнительной проверки. Неявные связи не являются фактами, но они указывают на то, в каком направлении нужно вести поиск. А это уже задание оперативникам.

    В результате получится схема, на которой разными фигурами обозначены разные объекты (например люди - овалами; организации - прямоугольниками; связи линиями или стрелками, а толщина этих линий - сила связи). Схемы хороши тем, что одним взглядом охватываешь всю ситуацию. Это позволяет не только ускорить восприятие ситуации, но и выявить аномалии (то что выделяется на общем фоне). Например объект с наибольшим количеством связей или явный аутсайдер. Надо отметить, что конечный результат данного способа анализа информации является как структурированием так и визуализацией информации. Но о визуализации чуть ниже.

    Выявление силы связей.

    Данный прием хорошо иллюстрируется анализом телефонных контактов. Все контакты (связи) между объектами сортируются в зависимости от того между кем они возникают. Затем оцениваются по частоте возникновения либо по продолжительности разговоров. На основе данных о силе связей строятся гипотезы и вырабатываются рекомендации для дальнейшего поиска.

    Возьмем все ту же детализацию телефонных переговоров. Если у вас есть такая детализация за определенный период вы можете определить:

    С каким абонентом у исследуемого наиболее тесные контакты,
    - с кем контакты в нерабочее время, с кем в рабочее,
    - с кем стабильные контакты, а с кем эпизодические.
    - если сопоставить с параллельной хронологией, то можно выявить зависимости направления и силы контактов с иными событиями.
    Если такую статистику сравнить со статистикой одного из контактеров исследуемого лица, то можно выявить еще и их общие контакты, и их плотность.

    Например:

    Иванов за исследуемый период общался:

    С Петровым 4 раза
    - с Сидоровым 2 раза
    - с Сергеевым 7 раз

    Напрашивается вывод о том, что у Иванова с Сергеевым наиболее плотные контакты. Далее можно строить гипотезы и собирать дополнительную информацию.

    Описание объекта

    В данном случае информация разносится по блокам, которые характеризуют разные стороны исследуемого объекта. А сама технология является структурированием информации по такому признаку как освещение той или иной характеристики изучаемого объекта. Проще это разобрать на примере. Предположим, что необходимо систематизировать информацию о некой компании ХХХ. Для этого составляем что то вроде списка свойств, элементами которого являются нужные нам характеристики объекта:

    Идентификационные данные;
    - руководство;
    - имущество;
    - клиенты;
    - проблемы.

    Далее всю поступающую информацию разносим в эти разделы в зависимости от содержимого информации. После разнесения, а иногда и в процессе, производим «вычищение» информации. Это ни что иное как приведение к формальному виду, более удобного для восприятия.

    Последовательное решение более простых проблем (декомпозиция).

    Еще один вариант структурирования информации это декомпозиция или последовательное решение более простых проблем. В данном варианте вы структурируете свою проблему и путь решения этой проблемы. Начиная работу по анализу, с самого первого шага, необходимо четко представлять цель, к которой идете. Эта цель формулируется в виде вопроса, ответ на который и есть то что вы хотите получить. Заведите себе правило - с началом любого проекта в первую очередь формулируйте цель, которую хотите достигнуть. Фиксируете эту цель в плане проекта следующим пунктом после названия.
    Например «как поведет себя господин А в такой-то ситуации?» или «какого уровня может достичь в своем развитии предприятие Б?» или более приземленное «какие силы могут противодействовать при покупке бизнеса Л и как их нейтрализовать?». И чем четче сформулирован вопрос, тем точнее и дешевле будет ответ.

    Иногда бывает непросто сформулировать цель. Но это необходимо делать по тому, что невозможно достигнуть цели не зная ее.

    Сначало рассматривается конечная цель проекта - при необходимости переформулируется таким образом, чтобы было точно понятно что является вашей целью. После того как сформулирована основная цель нужно определить ее подцели, без которых нельзя ответить на основной вопрос. Другими словами отвечаете на вопрос «что вам нужно что бы достичь основной цели (или ответить на основной вопрос)». Определив подцели спускайтесь на следующий уровень по тому же принципу и так пока не дойдете до элементарных вопросов, ответы на которые можно получить простыми действиями. Таким образом формируются группы вопросов со своим главным вопросом, а из групп главных вопросов формируется основной вопрос, ответ на который нам и нужен.
    Возьмем уже озвученный вопрос — «какого уровня может достичь в своем развитии предприятие Ч?». Для ответа на него нужно выяснить следующее:

    Каково текущее состояние предприятия?
    - каковы возможности и преимущества предприятия?
    - каковы угрозы и слабости предприятия?
    - каковы намерения сил влияющих на предприятие?

    Каково текущее состояние предприятия
    (описание состояния объекта в настоящий момент)

    Руководство (ТОП менеджмент)
    - Владельцы (учредители, акционеры)
    - Создаваемый продукт (продукция или услуга)
    - Краткая история объекта
    - Имущество (земля, здания и сооружения, станки и оборудование, не реализованная продукция, незаконченное производство, сырье и материалы, ценные бумаги и обязательства и т.д. и т.п.)
    - Партнеры (поставщики, клиенты и т.п.)
    - Показатели (финансовые, производственные и т.п.)

    Каковы возможности и преимущества
    (описание всех ресурсов предприятия и его преимуществ)

    Возможности:
    - Административные возможности (лобби, связь со властью, зависимость власти от предприятия, возможность влиять на решения властных структур и т.п.)
    - Экономические возможности (возможности по наращиванию объемов производства, по переориентации производства, по повышению качества, по снижению цены, по привлечению инвестиций и получению кредитов и т.п.)
    - Криминальные возможности (возможность использовать криминал, зависимость от криминала, заинтересованность криминала в предприятии, планы криминала по отношению к предприятию и т.п.)
    - Научно-технические возможности (взаимодействие с НИИ, модернизация технологий, вложения в науку, иное участие в научной деятельности)
    - Рыночные возможности (сильная конкурентная позиция, рост спроса, рыночная власть производителя, отсутствие товаров-заменителей)

    Преимущества:
    - Продукция (высокое качество, низкая себестоимость)
    - Ценообразование (четко выработанная цена)
    - Продвижение (сильная реклама, лобби в среде основных потребителей)
    - Сервис/персонал (высокий профессионализм персонала, развитие сотрудников, социальные программы, сервисная поддержка, торговые марки и позиционирование)
    - Инжиниринг и разработка новых продуктов (модернизация оборудования, совершенствование технологий, повышение качества)
    - Сбыт и маркетинг (непрерывный мониторинг рынка, стимулирование сбыта)
    - Менеджмент (низкие расходы на управление, мобильная структура, единая координация, быстрое прохождение управляющих сигналов)

    Каковы угрозы и слабости
    (описание слабых сторон бизнеса и существующих угроз)

    Угрозы:
    - Административные (лобби конкурентов, недовольство власти, зависимость предприятия от власти, конфликты с властью)
    - Экономические (перегруженность оборудования, невозможность переориентации производства, невозможность повышения качества и снижения цены, трудности привлечения инвестиций и получения кредитов)
    - Криминальные (давление криминала, зависимость от криминала, заинтересованность криминала в предприятии, планы криминала по отношению к предприятию, конфликты с криминалом)
    - Научно-технические (отсутствие взаимодействия с НИИ, нет модернизации технологий)
    - Рыночные (интенсивность конкуренции, угроза появления новых конкурентов, потребности покупателей на рынке, рыночная власть покупателей, дистрибьюторов, поставщиков, давление со стороны товаров-заменителей)

    Слабости:
    - Продукция (низкое качество, высокая себестоимость, моральное устаревание, невостребованность)
    - Ценообразование (необоснованная цена)
    - Продвижение (слабая реклама, отсутствие лобби)
    - Сервис/персонал (низкий профессионализм, притеснение сотрудников, отсутствие социальных программ, нет программы сервисной поддержки)
    - Торговые марки и позиционирование
    - Инжиниринг и разработка новых продуктов
    - Сбыт и маркетинг (рынок не изучается, сбыт не стимулируется)
    - Менеджмент (высокие расходы на управление, неповоротливость структуры, отсутствие единой координации, долгое прохождение управляющих сигналов)

    Каковы намерения сил влияющих на предприятие

    Какие силы влияют или могут влиять на предприятие
    - Ресурсы этих сил
    - Деловая репутация этих сил (история взаимоотношений с партнерами, клиентами, конкурентами)
    - Кредитная история этих сил (история возврата своих долгов и работы с должниками)
    - Поведение в критических ситуациях этих сил (какие шаги предпринимались в кризисных ситуациях, к кому обращались за помощью, кто как проявлялся)
    - Планы этих сил (краткосрочные, долгосрочные, стратегические, в том числе частные планы владельцев и руководства)

    Вопросы стали более определенными. Теперь по каждому пункту нужно сказать где информацию можно взять и как. Если источники определены, а затраты приемлемы - можно приступать к сбору данных и описательной стадии работы. При необходимости разложение на составляющие идет дальше. После того, как вы дошли до элементарных вопросов, можно оценить какие ресурсы нужны для получения ответов на них (время, люди, финансы и т.п.). На основе этих данных можно составить и бюджет проекта.

    Синтез данных по пирамиде с низу вверх — обратная составлению дерева целей. Теперь, начиная с элементарных (конечных) вопросов, последовательно нужно ответить на все вопросы дерева. После получения всех ответов на подвопросы одной группы можно приступать к формулированию ответа на главный вопрос этой группы. На этой стадии начинается творчество. Хорошо если есть группа людей, которых можно использовать в качестве экспертов. В таком случае можно, основываясь на экспертных оценках, свести к минимуму вероятность ошибки. Но увы - чаще всего приходится работать одному. А раз так - приступаем к присвоению весовых коэффициентов каждому ответу на подвопрос в рамках его группы. Иначе говоря определяем в цифрах (баллах) силу влияния данного ответа на главный вопрос его подгруппы. И в зависимости от результатов выявляем наиболее вероятный ответ. И так пока не дойдем до исходного вопроса.

    Реферирование информации.

    Реферирование это еще один вариант структурирования информации. В этом случае вы упрощаете восприятие информации посредством ее сжатия и структурирования. Реферирование особенно полезно в случае большого объема информации из разных источников (СМИ, БД, опер установки и т.п.) и при необходимости дальнейшего цитирования. Но реферирование всегда ориентировано на объект интереса, т.е. тот кто реферирует — определенным образом сам искажает информацию.

    Реферирование заключается в выборке из всего массива информации ключевых моментов и их фиксировании. Умение быстро составить качественный реферат достаточно непростое свойство. В настоящее время появились программы берущие на себя данную функцию. Из простых можно привести в качестве примера TextAnalitics.

    Вот простая методика реферирования текста.

    Исследуемый текст читается три раза. При первом прочтении выделяются слова, несущие основную смысловую нагрузку - ключевые слова - они выделяются (маркером, подчеркиваются, обводятся - как вам удобнее). Это могут быть имена, названия, даты, профессиональные выражения и т.п..
    При втором прочтении внимание концентрируется на ключевых словах, при этом выделяются короткие, не содержащие ничего лишнего словообразования (словосочетания), отражающие основные мысли исследуемого текста и характеризующие ключевые слова - также выделяются.

    На третьем прочтении внимание обращается только на выделенные словообразования и на их основе строятся простые, краткие предложения, описывающие смысл сообщения. После чего делается вывод об основном смысле изучаемого текста.

    Есть иной способ резюмирования - текст делится на законченные блоки (например абзац) и содержание этих блоков пересказывается в одном предложении.

    Более сложный вариант реферирования заключается в выборке из текста значимых утверждений и их изложение. Но этот метод ориентирован на потребителя информации, а точнее на его интересы. Ведь выбираются не все утверждения, а лишь значимые для потребителя. Иначе реферат получиться больше исходного текста.

    Предварительная типология проблемы.

    Это ни что иное как предварительное изучение проблемы и определение ее основных характеристик, что позволяет выявить особенности и понять к какому типу данная проблема относится. Такой подход дает возможность всесторонне оценить сложные проблемы, выработать разные варианты их решения, в т.ч. используя альтернативные сценарии и накопленный опыт.

    Планирование поиска решения.

    Данная методология представляет собой ни что иное как выявление аналогий в иных областях для решения поставленной проблемы. Например в смежных или в принципиально не связанных. Например, при планировании создания крупного объединения можно взять за аналогию этапы развития живого организма. Или поиск решения технических задач в живой природе.

    Контент-анализ

    Еще один способ структурирования текстовой информации это контент-анализ. В самом простом виде контент-анализ это подсчет частоты упоминания какого то фрагмента текста (от слова до страниц и глав). И дальнейшая интерпретация этих частот. А это ни что иное как структурирование.

    Самый простой способ применения контент-анализа для нужд конкурентной разведки это выявление частоты употребления не общеупотребительных слов. Суть в том, чтобы удалить из области анализа общеупотребительные слова и оставить только специфические. И по ним можно сделать выводы о предпочтениях, профессии, правдивости … да еще много о чем.

    В сети достаточно подобных сервисов от шуточных до вполне профессиональных. Например вот этот