• Изучаем нейронные сети: с чего начать. Обучение нейронной сети. Алгоритм обратного распространения ошибок

    В главе мы ознакомились с такими понятиями, как искусственный интеллект, машинное обучение и искусственные нейронные сети.

    В этой главе я детально опишу модель искусственного нейрона, расскажу о подходах к обучению сети, а также опишу некоторые известные виды искусственных нейронных сетей, которые мы будем изучать в следующих главах.

    Упрощение

    В прошлой главе я постоянно говорил о каких-то серьезных упрощениях. Причина упрощений заключается в том, что никакие современные компьютеры не могут быстро моделировать такие сложные системы, как наш мозг. К тому же, как я уже говорил, наш мозг переполнен различными биологическими механизмами, не относящиеся к обработке информации.

    Нам нужна модель преобразования входного сигнала в нужный нам выходной. Все остальное нас не волнует. Начинаем упрощать.

    Биологическая структура → схема

    В предыдущей главе вы поняли, насколько сложно устроены биологические нейронные сети и биологические нейроны. Вместо изображения нейронов в виде чудовищ с щупальцами давайте просто будем рисовать схемы.

    Вообще говоря, есть несколько способов графического изображения нейронных сетей и нейронов. Здесь мы будем изображать искусственные нейроны в виде кружков.

    Вместо сложного переплетения входов и выходов будем использовать стрелки, обозначающие направление движения сигнала.

    Таким образом искусственная нейронная сеть может быть представлена в виде совокупности кружков (искусственных нейронов), связанных стрелками.

    Электрические сигналы → числа

    В реальной биологической нейронной сети от входов сети к выходам передается электрический сигнал. В процессе прохода по нейронной сети он может изменяться.

    Электрический сигнал всегда будет электрическим сигналом. Концептуально ничего не изменяется. Но что же тогда меняется? Меняется величина этого электрического сигнала (сильнее/слабее). А любую величину всегда можно выразить числом (больше/меньше).

    В нашей модели искусственной нейронной сети нам совершенно не нужно реализовывать поведение электрического сигнала, так как от его реализации все равно ничего зависеть не будет.

    На входы сети мы будем подавать какие-то числа, символизирующие величины электрического сигнала, если бы он был. Эти числа будут продвигаться по сети и каким-то образом меняться. На выходе сети мы получим какое-то результирующее число, являющееся откликом сети.

    Для удобства все равно будем называть наши числа, циркулирующие в сети, сигналами.

    Синапсы → веса связей

    Вспомним картинку из первой главы, на которой цветом были изображены связи между нейронами – синапсы. Синапсы могут усиливать или ослаблять проходящий по ним электрический сигнал.

    Давайте характеризовать каждую такую связь определенным числом, называемым весом данной связи. Сигнал, прошедший через данную связь, умножается на вес соответствующей связи.

    Это ключевой момент в концепции искусственных нейронных сетей, я объясню его подробнее. Посмотрите на картинку ниже. Теперь каждой черной стрелке (связи) на этой картинке соответствует некоторое число ​\(w_i \) ​ (вес связи). И когда сигнал проходит по этой связи, его величина умножается на вес этой связи.

    На приведенном выше рисунке вес стоит не у каждой связи лишь потому, что там нет места для обозначений. В реальности у каждой ​\(i \) ​-ой связи свой собственный ​\(w_i \) ​-ый вес.

    Искусственный нейрон

    Теперь мы переходим к рассмотрению внутренней структуры искусственного нейрона и того, как он преобразует поступающий на его входы сигнал.

    На рисунке ниже представлена полная модель искусственного нейрона.

    Не пугайтесь, ничего сложного здесь нет. Давайте рассмотрим все подробно слева направо.

    Входы, веса и сумматор

    У каждого нейрона, в том числе и у искусственного, должны быть какие-то входы, через которые он принимает сигнал. Мы уже вводили понятие весов, на которые умножаются сигналы, проходящие по связи. На картинке выше веса изображены кружками.

    Поступившие на входы сигналы умножаются на свои веса. Сигнал первого входа ​\(x_1 \) ​ умножается на соответствующий этому входу вес ​\(w_1 \) ​. В итоге получаем ​\(x_1w_1 \) ​. И так до ​\(n \) ​-ого входа. В итоге на последнем входе получаем ​\(x_nw_n \) ​.

    Теперь все произведения передаются в сумматор. Уже исходя из его названия можно понять, что он делает. Он просто суммирует все входные сигналы, умноженные на соответствующие веса:

    \[ x_1w_1+x_2w_2+\cdots+x_nw_n = \sum\limits^n_{i=1}x_iw_i \]

    Математическая справка

    Сигма – Википедия

    Когда необходимо коротко записать большое выражение, состоящее из суммы повторяющихся/однотипных членов, то используют знак сигмы.

    Рассмотрим простейший вариант записи:

    \[ \sum\limits^5_{i=1}i=1+2+3+4+5 \]

    Таким образом снизу сигмы мы присваиваем переменной-счетчику ​\(i \) ​ стартовое значение, которое будет увеличиваться, пока не дойдет до верхней границы (в примере выше это 5).

    Верхняя граница может быть и переменной. Приведу пример такого случая.

    Пусть у нас есть ​\(n \) магазинов. У каждого магазина есть свой номер: от 1 до ​\(n \) ​. Каждый магазин приносит прибыль. Возьмем какой-то (неважно, какой) ​\(i \) ​-ый магазин. Прибыль от него равна ​\(p_i \) ​.

    \[ P = p_1+p_2+\cdots+p_i+\cdots+p_n \]

    Как видно, все члены этой суммы однотипны. Тогда их можно коротко записать следующим образом:

    \[ P=\sum\limits^n_{i=1}p_i \]

    Словами: «Просуммируй прибыли всех магазинов, начиная с первого и заканчивая ​\(n \) ​-ым». В виде формулы это гораздо проще, удобнее и красивее.

    Результатом работы сумматора является число, называемое взвешенной суммой.

    Взвешенная сумма (Weighted sum ) (​\(net \) ​) - сумма входных сигналов, умноженных на соответствующие им веса.

    \[ net=\sum\limits^n_{i=1}x_iw_i \]

    Роль сумматора очевидна – он агрегирует все входные сигналы (которых может быть много) в какое-то одно число – взвешенную сумму, которая характеризует поступивший на нейрон сигнал в целом. Еще взвешенную сумму можно представить как степень общего возбуждения нейрона.

    Пример

    Для понимания роли последнего компонента искусственного нейрона – функции активации – я приведу аналогию.

    Давайте рассмотрим один искусственный нейрон. Его задача – решить, ехать ли отдыхать на море. Для этого на его входы мы подаем различные данные. Пусть у нашего нейрона будет 4 входа:

    1. Стоимость поездки
    2. Какая на море погода
    3. Текущая обстановка с работой
    4. Будет ли на пляже закусочная

    Все эти параметры будем характеризовать 0 или 1. Соответственно, если погода на море хорошая, то на этот вход подаем 1. И так со всеми остальными параметрами.

    Если у нейрона есть четыре входа, то должно быть и четыре весовых коэффициента. В нашем примере весовые коэффициенты можно представить как показатели важности каждого входа, влияющие на общее решение нейрона. Веса входов распределим следующим образом:

    Нетрудно заметить, что очень большую роль играют факторы стоимости и погоды на море (первые два входа). Они же и будут играть решающую роль при принятии нейроном решения.

    Пусть на входы нашего нейрона мы подаем следующие сигналы:

    Умножаем веса входов на сигналы соответствующих входов:

    Взвешенная сумма для такого набора входных сигналов равна 6:

    \[ net=\sum\limits^4_{i=1}x_iw_i = 5 + 0 + 0 + 1 =6 \]

    Вот на сцену выходит функция активации.

    Функция активации

    Просто так подавать взвешенную сумму на выход достаточно бессмысленно. Нейрон должен как-то обработать ее и сформировать адекватный выходной сигнал. Именно для этих целей и используют функцию активации.

    Она преобразует взвешенную сумму в какое-то число, которое и является выходом нейрона (выход нейрона обозначим переменной ​\(out \) ​).

    Для разных типов искусственных нейронов используют самые разные функции активации. В общем случае их обозначают символом ​\(\phi(net) \) ​. Указание взвешенного сигнала в скобках означает, что функция активации принимает взвешенную сумму как параметр.

    Функция активации (Activation function )(​\(\phi(net) \) ​) - функция, принимающая взвешенную сумму как аргумент. Значение этой функции и является выходом нейрона (​\(out \) ​).

    Функция единичного скачка

    Самый простой вид функции активации. Выход нейрона может быть равен только 0 или 1. Если взвешенная сумма больше определенного порога ​\(b \) ​, то выход нейрона равен 1. Если ниже, то 0.

    Как ее можно использовать? Предположим, что мы поедем на море только тогда, когда взвешенная сумма больше или равна 5. Значит наш порог равен 5:

    В нашем примере взвешенная сумма равнялась 6, а значит выходной сигнал нашего нейрона равен 1. Итак, мы едем на море.

    Однако если бы погода на море была бы плохой, а также поездка была бы очень дорогой, но имелась бы закусочная и обстановка с работой нормальная (входы: 0011), то взвешенная сумма равнялась бы 2, а значит выход нейрона равнялся бы 0. Итак, мы никуда не едем.

    В общем, нейрон смотрит на взвешенную сумму и если она получается больше его порога, то нейрон выдает выходной сигнал, равный 1.

    Графически эту функцию активации можно изобразить следующим образом.

    На горизонтальной оси расположены величины взвешенной суммы. На вертикальной оси - значения выходного сигнала. Как легко видеть, возможны только два значения выходного сигнала: 0 или 1. Причем 0 будет выдаваться всегда от минус бесконечности и вплоть до некоторого значения взвешенной суммы, называемого порогом. Если взвешенная сумма равна порогу или больше него, то функция выдает 1. Все предельно просто.

    Теперь запишем эту функцию активации математически. Почти наверняка вы сталкивались с таким понятием, как составная функция. Это когда мы под одной функцией объединяем несколько правил, по которым рассчитывается ее значение. В виде составной функции функция единичного скачка будет выглядеть следующим образом:

    \[ out(net) = \begin{cases} 0, net < b \\ 1, net \geq b \end{cases} \]

    В этой записи нет ничего сложного. Выход нейрона (​\(out \) ​) зависит от взвешенной суммы (​\(net \) ​) следующим образом: если ​\(net \) ​ (взвешенная сумма) меньше какого-то порога (​\(b \) ​), то ​\(out \) ​ (выход нейрона) равен 0. А если ​\(net \) ​ больше или равен порогу ​\(b \) ​, то ​\(out \) ​ равен 1.

    Сигмоидальная функция

    На самом деле существует целое семейство сигмоидальных функций, некоторые из которых применяют в качестве функции активации в искусственных нейронах.

    Все эти функции обладают некоторыми очень полезными свойствами, ради которых их и применяют в нейронных сетях. Эти свойства станут очевидными после того, как вы увидите графики этих функций.

    Итак… самая часто используемая в нейронных сетях сигмоида - логистическая функция .

    График этой функции выглядит достаточно просто. Если присмотреться, то можно увидеть некоторое подобие английской буквы ​\(S \) ​, откуда и пошло название семейства этих функций.

    А вот так она записывается аналитически:

    \[ out(net)=\frac{1}{1+\exp(-a \cdot net)} \]

    Что за параметр ​\(a \) ​? Это какое-то число, которое характеризует степень крутизны функции. Ниже представлены логистические функции с разным параметром ​\(a \) ​.

    Вспомним наш искусственный нейрон, определяющий, надо ли ехать на море. В случае с функцией единичного скачка все было очевидно. Мы либо едем на море (1), либо нет (0).

    Здесь же случай более приближенный к реальности. Мы до конца полностью не уверены (в особенности, если вы параноик) – стоит ли ехать? Тогда использование логистической функции в качестве функции активации приведет к тому, что вы будете получать цифру между 0 и 1. Причем чем больше взвешенная сумма, тем ближе выход будет к 1 (но никогда не будет точно ей равен). И наоборот, чем меньше взвешенная сумма, тем ближе выход нейрона будет к 0.

    Например, выход нашего нейрона равен 0.8. Это значит, что он считает, что поехать на море все-таки стоит. Если бы его выход был бы равен 0.2, то это означает, что он почти наверняка против поездки на море.

    Какие же замечательные свойства имеет логистическая функция?

    • она является «сжимающей» функцией, то есть вне зависимости от аргумента (взвешенной суммы), выходной сигнал всегда будет в пределах от 0 до 1
    • она более гибкая, чем функция единичного скачка – ее результатом может быть не только 0 и 1, но и любое число между ними
    • во всех точках она имеет производную, и эта производная может быть выражена через эту же функцию

    Именно из-за этих свойств логистическая функция чаще всего используются в качестве функции активации в искусственных нейронах.

    Гиперболический тангенс

    Однако есть и еще одна сигмоида – гиперболический тангенс. Он применяется в качестве функции активации биологами для более реалистичной модели нервной клетки.

    Такая функция позволяет получить на выходе значения разных знаков (например, от -1 до 1), что может быть полезным для ряда сетей.

    Функция записывается следующим образом:

    \[ out(net) = \tanh\left(\frac{net}{a}\right) \]

    В данной выше формуле параметр ​\(a \) ​ также определяет степень крутизны графика этой функции.

    А вот так выглядит график этой функции.

    Как видите, он похож на график логистической функции. Гиперболический тангенс обладает всеми полезными свойствами, которые имеет и логистическая функция.

    Что мы узнали?

    Теперь вы получили полное представление о внутренней структуре искусственного нейрона. Я еще раз приведу краткое описание его работы.

    У нейрона есть входы. На них подаются сигналы в виде чисел. Каждый вход имеет свой вес (тоже число). Сигналы на входе умножаются на соответствующие веса. Получаем набор «взвешенных» входных сигналов.

    Затем взвешенная сумма преобразуется функцией активации и мы получаем выход нейрона .

    Сформулируем теперь самое короткое описание работы нейрона – его математическую модель:

    Математическая модель искусственного нейрона с ​\(n \) ​ входами:

    где
    ​\(\phi \) ​ – функция активации
    \(\sum\limits^n_{i=1}x_iw_i \) ​ – взвешенная сумма, как сумма ​\(n \) ​ произведений входных сигналов на соответствующие веса.

    Виды ИНС

    Мы разобрались со структурой искусственного нейрона. Искусственные нейронные сети состоят из совокупности искусственных нейронов. Возникает логичный вопрос – а как располагать/соединять друг с другом эти самые искусственные нейроны?

    Как правило, в большинстве нейронных сетей есть так называемый входной слой , который выполняет только одну задачу – распределение входных сигналов остальным нейронам. Нейроны этого слоя не производят никаких вычислений.

    Однослойные нейронные сети

    В однослойных нейронных сетях сигналы с входного слоя сразу подаются на выходной слой. Он производит необходимые вычисления, результаты которых сразу подаются на выходы.

    Выглядит однослойная нейронная сеть следующим образом:

    На этой картинке входной слой обозначен кружками (он не считается за слой нейронной сети), а справа расположен слой обычных нейронов.

    Нейроны соединены друг с другом стрелками. Над стрелками расположены веса соответствующих связей (весовые коэффициенты).

    Однослойная нейронная сеть (Single-layer neural network ) - сеть, в которой сигналы от входного слоя сразу подаются на выходной слой, который и преобразует сигнал и сразу же выдает ответ.

    Многослойные нейронные сети

    Такие сети, помимо входного и выходного слоев нейронов, характеризуются еще и скрытым слоем (слоями). Понять их расположение просто – эти слои находятся между входным и выходным слоями.

    Такая структура нейронных сетей копирует многослойную структуру определенных отделов мозга.

    Название скрытый слой получил неслучайно. Дело в том, что только относительно недавно были разработаны методы обучения нейронов скрытого слоя. До этого обходились только однослойными нейросетями.

    Многослойные нейронные сети обладают гораздо большими возможностями, чем однослойные.

    Работу скрытых слоев нейронов можно сравнить с работой большого завода. Продукт (выходной сигнал) на заводе собирается по стадиям. После каждого станка получается какой-то промежуточный результат. Скрытые слои тоже преобразуют входные сигналы в некоторые промежуточные результаты.

    Многослойная нейронная сеть (Multilayer neural network ) - нейронная сеть, состоящая из входного, выходного и расположенного(ых) между ними одного (нескольких) скрытых слоев нейронов.

    Сети прямого распространения

    Можно заметить одну очень интересную деталь на картинках нейросетей в примерах выше.

    Во всех примерах стрелки строго идут слева направо, то есть сигнал в таких сетях идет строго от входного слоя к выходному.

    Сети прямого распространения (Feedforward neural network ) (feedforward сети) - искусственные нейронные сети, в которых сигнал распространяется строго от входного слоя к выходному. В обратном направлении сигнал не распространяется.

    Такие сети широко используются и вполне успешно решают определенный класс задач: прогнозирование, кластеризация и распознавание.

    Однако никто не запрещает сигналу идти и в обратную сторону.

    Сети с обратными связями

    В сетях такого типа сигнал может идти и в обратную сторону. В чем преимущество?

    Дело в том, что в сетях прямого распространения выход сети определяется входным сигналом и весовыми коэффициентами при искусственных нейронах.

    А в сетях с обратными связями выходы нейронов могут возвращаться на входы. Это означает, что выход какого-нибудь нейрона определяется не только его весами и входным сигналом, но еще и предыдущими выходами (так как они снова вернулись на входы).

    Возможность сигналов циркулировать в сети открывает новые, удивительные возможности нейронных сетей. С помощью таких сетей можно создавать нейросети, восстанавливающие или дополняющие сигналы. Другими словами такие нейросети имеют свойства кратковременной памяти (как у человека).

    Сети с обратными связями (Recurrent neural network ) - искусственные нейронные сети, в которых выход нейрона может вновь подаваться на его вход. В более общем случае это означает возможность распространения сигнала от выходов к входам.

    Обучение нейронной сети

    Теперь давайте чуть более подробно рассмотрим вопрос обучения нейронной сети. Что это такое? И каким образом это происходит?

    Что такое обучение сети?

    Искусственная нейронная сеть – это совокупность искусственных нейронов. Теперь давайте возьмем, например, 100 нейронов и соединим их друг с другом. Ясно, что при подаче сигнала на вход, мы получим что-то бессмысленное на выходе.

    Значит нам надо менять какие-то параметры сети до тех пор, пока входной сигнал не преобразуется в нужный нам выходной.

    Что мы можем менять в нейронной сети?

    Изменять общее количество искусственных нейронов бессмысленно по двум причинам. Во-первых, увеличение количества вычислительных элементов в целом лишь делает систему тяжеловеснее и избыточнее. Во-вторых, если вы соберете 1000 дураков вместо 100, то они все-равно не смогут правильно ответить на вопрос.

    Сумматор изменить не получится, так как он выполняет одну жестко заданную функцию – складывать. Если мы его заменим на что-то или вообще уберем, то это вообще уже не будет искусственным нейроном.

    Если менять у каждого нейрона функцию активации, то мы получим слишком разношерстную и неконтролируемую нейронную сеть. К тому же, в большинстве случаев нейроны в нейронных сетях одного типа. То есть они все имеют одну и ту же функцию активации.

    Остается только один вариант – менять веса связей .

    Обучение нейронной сети (Training) - поиск такого набора весовых коэффициентов, при котором входной сигнал после прохода по сети преобразуется в нужный нам выходной.

    Такой подход к термину «обучение нейронной сети» соответствует и биологическим нейросетям. Наш мозг состоит из огромного количества связанных друг с другом нейросетей. Каждая из них в отдельности состоит из нейронов одного типа (функция активации одинаковая). Мы обучаемся благодаря изменению синапсов – элементов, которые усиливают/ослабляют входной сигнал.

    Однако есть еще один важный момент. Если обучать сеть, используя только один входной сигнал, то сеть просто «запомнит правильный ответ». Со стороны будет казаться, что она очень быстро «обучилась». И как только вы подадите немного измененный сигнал, ожидая увидеть правильный ответ, то сеть выдаст бессмыслицу.

    В самом деле, зачем нам сеть, определяющая лицо только на одном фото. Мы ждем от сети способности обобщать какие-то признаки и узнавать лица и на других фотографиях тоже.

    Именно с этой целью и создаются обучающие выборки .

    Обучающая выборка (Training set ) - конечный набор входных сигналов (иногда вместе с правильными выходными сигналами), по которым происходит обучение сети.

    После обучения сети, то есть когда сеть выдает корректные результаты для всех входных сигналов из обучающей выборки, ее можно использовать на практике.

    Однако прежде чем пускать свежеиспеченную нейросеть в бой, часто производят оценку качества ее работы на так называемой тестовой выборке .

    Тестовая выборка (Testing set ) - конечный набор входных сигналов (иногда вместе с правильными выходными сигналами), по которым происходит оценка качества работы сети.

    Мы поняли, что такое «обучение сети» – подбор правильного набора весов. Теперь возникает вопрос – а как можно обучать сеть? В самом общем случае есть два подхода, приводящие к разным результатам: обучение с учителем и обучение без учителя.

    Обучение с учителем

    Суть данного подхода заключается в том, что вы даете на вход сигнал, смотрите на ответ сети, а затем сравниваете его с уже готовым, правильным ответом.

    Важный момент. Не путайте правильные ответы и известный алгоритм решения! Вы можете обвести пальцем лицо на фото (правильный ответ), но не сможете сказать, как это сделали (известный алгоритм). Тут такая же ситуация.

    Затем, с помощью специальных алгоритмов, вы меняете веса связей нейронной сети и снова даете ей входной сигнал. Сравниваете ее ответ с правильным и повторяете этот процесс до тех пор, пока сеть не начнет отвечать с приемлемой точностью (как я говорил в 1 главе, однозначно точных ответов сеть давать не может).

    Обучение с учителем (Supervised learning ) - вид обучения сети, при котором ее веса меняются так, чтобы ответы сети минимально отличались от уже готовых правильных ответов.

    Где взять правильные ответы?

    Если мы хотим, чтобы сеть узнавала лица, мы можем создать обучающую выборку на 1000 фотографий (входные сигналы) и самостоятельно выделить на ней лица (правильные ответы).

    Если мы хотим, чтобы сеть прогнозировала рост/падение цен, то обучающую выборку надо делать, основываясь на прошлых данных. В качестве входных сигналов можно брать определенные дни, общее состояние рынка и другие параметры. А в качестве правильных ответов – рост и падение цены в те дни.

    Стоит отметить, что учитель, конечно же, не обязательно человек. Дело в том, что порой сеть приходится тренировать часами и днями, совершая тысячи и десятки тысяч попыток. В 99% случаев эту роль выполняет компьютер, а точнее, специальная компьютерная программа.

    Обучение без учителя

    Обучение без учителя применяют тогда, когда у нас нет правильных ответов на входные сигналы. В этом случае вся обучающая выборка состоит из набора входных сигналов.

    Что же происходит при таком обучении сети? Оказывается, что при таком «обучении» сеть начинает выделять классы подаваемых на вход сигналов. Короче говоря – сеть начинает кластеризацию.

    Например, вы демонстрируете сети конфеты, пирожные и торты. Вы никак не регулируете работу сети. Вы просто подаете на ее входы данные о данном объекте. Со временем сеть начнет выдавать сигналы трех разных типов, которые и отвечают за объекты на входе.

    Обучение без учителя (Unsupervised learning ) - вид обучения сети, при котором сеть самостоятельно классифицирует входные сигналы. Правильные (эталонные) выходные сигналы не демонстрируются.

    Выводы

    В этой главе вы узнали все о структуре искусственного нейрона, а также получили полное представление о том, как он работает (и о его математической модели).

    Более того, вы теперь знаете о различных видах искусственных нейронных сетей: однослойные, многослойные, а также feedforward сети и сети с обратными связями.

    Вы также ознакомились с тем, что представляет собой обучение сети с учителем и без учителя.

    Вы уже знаете необходимую теорию. Последующие главы – рассмотрение конкретных видов нейронных сетей, конкретные алгоритмы их обучения и практика программирования.

    Вопросы и задачи

    Материал этой главы надо знать очень хорошо, так как в ней содержатся основные теоретические сведения по искусственным нейронным сетям. Обязательно добейтесь уверенных и правильных ответов на все нижеприведенные вопросы и задачи.

    Опишите упрощения ИНС по сравнению с биологическими нейросетями.

    1. Сложную и запутанную структуру биологических нейронных сетей упрощают и представляют в виде схем. Оставляют только модель обработки сигнала.

    2. Природа электрических сигналов в нейронных сетях одна и та же. Разница только в их величине. Убираем электрические сигналы, а вместо них используем числа, обозначающие величину проходящего сигнала.

    Функцию активации часто обозначают за ​\(\phi(net) \) ​.

    Запишите математическую модель искусственного нейрона.

    Искусственный нейрон c ​\(n \) ​ входами преобразовывает входной сигнал (число) в выходной сигнал (число) следующим образом:

    \[ out=\phi\left(\sum\limits^n_{i=1}x_iw_i\right) \]

    Чем отличаются однослойные и многослойные нейронные сети?

    Однослойные нейронные сети состоят из одного вычислительного слоя нейронов. Входной слой подает сигналы сразу на выходной слой, который и преобразует сигнал, и сразу выдает результат.

    Многослойные нейронные сети, помимо входного и выходного слоев, имеют еще и скрытые слои. Эти скрытые слои проводят какие-то внутренние промежуточные преобразования, наподобие этапов производства продуктов на заводе.

    В чем отличие feedforward сетей от сетей с обратными связями?

    Сети прямого распространения (feedforward сети) допускают прохождение сигнала только в одном направлении – от входов к выходам. Сети с обратными связями данных ограничений не имеют, и выходы нейронов могут вновь подаваться на входы.

    Что такое обучающая выборка? В чем ее смысл?

    Перед тем, как использовать сеть на практике (например, для решения текущих задач, ответов на которые у вас нет), необходимо собрать коллекцию задач с готовыми ответами, на которой и тренировать сеть. Это коллекция и называется обучающей выборкой.

    Если собрать слишком маленький набор входных и выходных сигналов, то сеть просто запомнит ответы и цель обучения не будет достигнута.

    Что понимают под обучением сети?

    Под обучением сети понимают процесс изменения весовых коэффициентов искусственных нейронов сети с целью подобрать такую их комбинацию, которая преобразует входной сигнал в корректный выходной.

    Что такое обучение с учителем и без него?

    При обучении сети с учителем ей на входы подают сигналы, а затем сравнивают ее выход с заранее известным правильным выходом. Этот процесс повторяют до тех пор, пока не будет достигнута необходимая точность ответов.

    Если сети только подают входные сигналы, без сравнения их с готовыми выходами, то сеть начинает самостоятельную классификацию этих входных сигналов. Другими словами она выполняет кластеризацию входных сигналов. Такое обучение называют обучением без учителя.

    Нейронная сеть без обратных связей - персептрон

    Задачи для нейронных сетей

    Большинство задач, для решения которых используются нейронные сети, могут рассматриваться как частные случаи следующих основных проблем.

    · Аппроксимация - построение функции по конечному набору значений (например, прогнозирование временных рядов)

    · Построение отношений на множестве объектов (например, задачи распознавания образов и звуковых сигналов).

    · Распределенный поиск информации и ассоциативная память (например, задачи нахождения неявных зависимостей в больших массивах данных).

    · Фильтрация (например, выявление «видимых невооруженным глазом», но сложно описываемых аналитически изменений сигналов).

    · Сжатие информации (например, нейросетевые реализации алгоритмов сжатия звуков, статических и динамических изображений).

    · Идентификация динамических систем и управление ими.


    Многослойная нейронная сеть с несколькими выходами, изображенная на рисунке ниже представляет собой персептрон.

    Схема может быть дополнена сумматором, объединяющим при необходимости выходные сигналы нейронов в один общий выход.

    Количество слоев в персептроне может быть разным, в зависимости от сложности задачи. Математически доказано (теорема Колмогорова), что трех полноценных нейронных слоев достаточно, чтобы аппроксимировать любую математическую функцию (при условии возможности неограниченно наращивать количество нейронов в скрытом слое).

    Персептрон функционирует в дискретном временном режиме – подали на вход статическую совокупность сигналов (входной вектор), оценили совокупное состояние выходов (выходной вектор), затем подали на вход следующий вектор и т. д. Предполагается, что сигнал в персептроне распространяется от входа к выходу мгновенно, т. е. временные задержки при передаче сигнала от нейрона к нейрону, от слоя к слою и связанные с этим динамические переходные процессы отсутствуют. Поскольку персептрон не имеет обратных связей (ни положительных, ни отрицательных), то в каждый момент времени любому входному вектору значений однозначно соответствует некий выходной вектор, который не изменится, пока неизменным остаются входы НС.

    Теория персептронов является основой для многих других типов искусственных нейронных сетей, а сами персептроны являются логической исходной точкой для изучения искусственных нейронных сетей.

    Обучить нейронную сеть - значит, сообщить ей, чего мы от нее добиваемся. Этот процесс очень похож на обучение ребенка алфавиту. Показав ребенку изображение буквы "А", мы спрашиваем его: "Какая это буква?" Если ответ неверен, мы сообщаем ребенку тот ответ, который мы хотели бы от него получить: "Это буква А". Ребенок запоминает этот пример вместе с верным ответом, то есть в его памяти происходят некоторые изменения в нужном направлении. Мы будем повторять процесс предъявления букв снова и снова до тех пор, когда все 33 буквы будут твердо запомнены. Такой процесс называют "обучение с учителем " .

    При обучении нейронной сети мы действуем совершенно аналогично. Предположим, у нас имеется таблица – база данных, содержащая примеры (кодированный набор изображений букв). Предъявляя изображение буквы "А" на вход нейронной сети, мы рассчитываем (в идеале), что уровень сигнала будет максимальным (=1) на выходе OUT1 (А – буква №1 в алфавите из 33-х букв) и минимальным (=0).

    Таким образом, таблица, называемая обучающим множеством , будет иметь вид (в качестве примера заполнена только первая строка):

    Буква Вектор входа Желаемый вектор выхода
    X1 X2 X12 TARGET1 TARGET2 TARGET33
    А
    Б
    Ю
    Я

    Совокупность векторов для каждого примера обучающего множества (строки таблицы) называется обучающей парой .

    На практике необученная нейронная сеть будет работать не так, как мы ожидаем в идеале, то есть для всех или большинства примеров векторы ошибки будут содержать существенно отличающиеся от нуля элементы.

    Алгоритм обучения нейронной сети - это набор математических действий, который позволяет по вектору ошибки вычислить такие поправки для весов нейронной сети, чтобы суммарная ошибка (для контроля процесса обучения обычно используют сумму квадратов ошибок по всем выходам) уменьшилась. Применяя эти действия снова и снова, добиваются постепенного уменьшения ошибки для каждого примера (А, Б, В и т. д.) обучающего множества.

    После такой циклической многократной подстройки весов нейронная сеть даст правильные (или почти правильные) ответы на все (или почти все) примеры из базы данных, т. е. величины суммарной ошибки достигнут нуля или приемлемого малого уровня для каждой обучающей пары. В таком случае говорят, что "нейронная сеть обучена", т. е. готова к применению на новых, заранее не известных , данных.

    В общем виде алгоритм обучения с учителем будет выглядеть следующим образом:

    1. Инициализировать синаптические веса маленькими случайными значениями.

    2. Выбрать очередную обучающую пару из обучающего множества; подать входной вектор на вход сети.

    3. Вычислить выход сети.

    4. Вычислить разность между выходом сети и требуемым выходом (целевым вектором обучающей пары).

    5. Подкорректировать веса сети для минимизации ошибки.

    6. Повторять шаги с 2 по 5 для каждой пары обучающего множества до тех пор, пока ошибка на всем множестве не достигнет приемлемого уровня.

    Конкретный вид математических операций, выполняемых на этапе 5, определяет разновидность алгоритма обучения. Например, для однослойных персептронов применяют простейший алгоритм, основанный на т. н. дельта-правиле , для персептронов с любым количеством слоев широко используется процедура обратного распространения ошибки , известна группа алгоритмов с интересными свойствами, названными стохастическими алгоритмами обучения и т. д. Все известные алгоритмы обучения нейронных сетей являются по сути разновидностями градиентных методов оптимизации нелинейной функции многих переменных. Основная проблема, возникающая при их практической реализации заключается в том, что никогда нельзя знать наверняка, что найденная в результате комбинация синаптических весов является действительно самой эффективной с точки зрения минимизации суммарной ошибки на всем обучающем множестве. Эта неопределенность получила название «проблемы локальных минимумов функции цели».

    Под функцией цели в данном случае понимается выбранный интегральный скалярный показатель , характеризующий качество отработки нейронной сетью всех примеров обучающего множества – например, сумма среднеквадратичных отклонений OUT от TARGET для каждой обучающей пары. Чем меньше достигнутое значение функции цели, тем выше качество работы нейронной сети на заданном обучающем множестве. В идеале (на практике достижимом лишь для самых простейших задач) удается найти такой набор синаптических весов, что .

    Поверхность функцией цели сложной сети сильно изрезана и состоит из холмов, долин, складок и оврагов в пространстве высокой размерности. Обучаемая градиентным методом сеть может попасть в локальный минимум (неглубокую долину), когда рядом имеется гораздо более глубокий минимум. В точке локального минимума все направления ведут вверх, и алгоритм неспособен из него выбраться.

    Таким образом, если в результате попытки обучить нейронная сеть требуемая точность так и не была достигнута, то перед исследователем возникают две альтернативы:

    1. Предположить, что процесс попал в ловушку локального минимума и попытаться для той же самой конфигурации сети применить какую-либо другую разновидность алгоритма обучения.

    2. Предположить, что найден глобальный минимум функции цели для данной конкретной конфигурации сети и попытаться усложнить сеть – увеличить количество нейронов, добавить один или несколько слоев, перейти от полносвязной к неполносвязной сети, учитывающей априорно известные зависимости в структуре обучающего множества и т. п.

    В задачах распознавания образов и классификации широко применяются алгоритмы, названные обучением без учителя . В этом случае перед сетью ставится задача самостоятельно найти в предъявляемом наборе примеров группы входных векторов «похожие друг на друга», вырабатывая высокий уровень на одном из выходов (не определяя заранее на каком именно). Но и при такой постановке задачи проблема локальных минимумов также имеет место, хотя и в неявном виде, без строгого математического определения функции цели (т. к. само понятие функции цели подразумевает наличие заданного эталонного отклика сети, т. е. «учителя») – «а действительно ли нейронная сеть научилась выделять кластеры входных векторов наилучшим образом из всех возможных при данной конкретной ее конфигурации?».

    4. Обучение нейронной сети.

    4.1 Общие сведения о нейронных сетях

    Искусственные НС представляет собой модели, в основе которых лежат современные представления о строении мозга человека и происходящих в нем процессах обработки информации. ИНС уже нашли широкое применение в задачах: сжатия информации, оптимизации, распознавание образов, построение экспертных систем, обработки сигналов и изображений и т.д.

    Связь между биологическим и искусственным нейронами

    Рисунок 20 – Структура биологического нейрона

    Нервная система человека состоит из огромного количества связанных между собой нейронов, порядка 10 11 ; количество связей исчисляется числом 10 15 .

    Представим схематично пару биологических нейронов (рисунок 20).Нейрон имеет несколько входных отростков – дендриты, и один выходной – аксон. Дендриты принимают информацию от других нейронов, аксон – передает. Область соединения аксона с дендритом (область контакта) называется синапсом. Сигналы, принятые синапсами, подводятся к телу нейрона, где они суммируются. При этом, одна часть входных сигналов являются возбуждающими, а другая – тормозящими.

    Когда входное воздействие превысит некоторый порог, нейрон переходит в активное состояние и посылает по аксону сигнал другим нейронам.

    Искусственный нейрон – это математическая модель биологического нейрона (Рисунок 21). Обозначим входной сигнал через х, а множество входных сигналов через вектор X = {х1, х2, …, хN}. Выходной сигнал нейрона будем обозначать через y.

    Изобразим функциональную схему нейрона.

    Рисунок 21 – Искусственный нейрон

    Для обозначения возбуждающего или тормозящего воздействия входа, введем коэффициенты w 1 , w 1 , …, w N – на каждый вход, то есть вектор

    W = {w 1 , w 1 , …, w N }, w 0 – величина порога. Взвешенные на векторе W входные воздействия Х перемножаются с соответствующим коэффициентом w, суммируются и формируется сигнал g:

    Выходной сигнал является некоторой функцией от g


    ,

    где F – функция активации. Она может быть различного вида:

    1) ступенчатой пороговой

    или

    В общем случае:

    2) линейной, которая равносильна отсутствию порогового элемента вообще

    F(g) = g


    3) кусочно-линейной, получаемая из линейной путем ограничения диапазона её изменения в пределах , то есть

    4) сигмоидальной

    5) многопороговой

    6) гиперболический тангенс

    F(g) = tanh(g)


    Чаще всего входные значения преобразуются к диапазону XÎ . При w i = 1 (i = 1, 2,…, N) нейрон является мажоритарным элементом. Порог в этом случае принимает значение w 0 = N/2.

    Еще один вариант условного изображения искусственного нейрона приведен на рисунке 22

    Рисунок 22 – Условное обозначение искусственного нейрона

    С геометрической точки зрения, нейрон при линейной функции активации описывает уравнение линии, если на входе одно значение x 1

    или плоскости, когда на входе вектор значений Х

    Структура (архитектура, топология) нейронных сетей

    Существует множество способов организации ИНС, в зависимости от: числа слоев, формы и направления связей.

    Изобразим пример организации нейронных сетей (рисунок 23).


    Однослойная структура Двухслойная структура с обратными связями с обратными связями

    Двухслойная структура Трехслойная структура с прямыми связями с прямыми связями

    Рисунок 23 – Примеры структур нейронных сетей

    На рисунке 24 изображена трехслойная НС с прямыми связями. Слой нейронов, непосредственно принимающий информацию из внешней среды, называется входным слоем, а слой, передающий информацию во внешнюю среду – выходным. Любой слой, лежащий между ними и не имеющий контакта с внешней средой, называется промежуточным (скрытным) слоем. Слоев может быть и больше. В многослойных сетях, как правило, нейроны одного слоя имеют функцию активации одного типа.


    Рисунок 24 – Трехслойная нейронная сеть

    При конструировании сети в качестве исходных данных выступают:

    – размерность вектора входного сигнала, то есть количество входов;

    – размерность вектора выходного сигнала. Число нейронов в выходном слое, как правило, равно числу классов;

    – формулировка решаемой задачи;

    – точность решения задачи.

    Например, при решении задачи обнаружения полезного сигнала НС может иметь один или два выхода.

    Создание или синтез НС – это задача, которая в настоящее время теоретически не решена. Она носит частный характер.

    Обучение нейронных сетей

    Одним из самых замечательных свойств нейронных сетей является их способность обучаться. Несмотря на то, что процесс обучения НС отличается от обучения человека в привычном нам смысле, в конце такого обучения достигаются похожие результаты. Цель обучения НС заключается в её настройке на заданное поведение.

    Наиболее распространенным подходом в обучении нейронных сетей является коннекционизм. Он предусматривает обучение сети путем настройки значений весовых коэффициентов wij, соответствующих различным связям между нейронами. Матрица W весовых коэффициентов wij сети называется синаптической картой. Здесь индекс i – это порядковый номер нейрона, из которого исходит связь, то есть предыдущего слоя, а j – номер нейрона последующего слоя.

    Существует два вида обучения НС: обучение с учителем и обучение без учителя.

    Обучение с учителем заключается в предъявлении сети последовательности обучаемых пар (примеров) (Хi, Hi), i = 1, 2, …, m образов, которая называется обучающей последовательностью. При этом для каждого входного образа Хi вычисляется реакция сети Y i и сравнивается с соответствующим целевым образом H i . Полученное рассогласование используется алгоритмом обучения для корректировки синаптической карты таким образом, чтобы уменьшить ошибку рассогласования. Такая адаптация производится путем циклического предъявления обучающей выборки до тех пор, пока ошибка рассогласования не достигнет достаточно низкого уровня.

    Хотя процесс обучения с учителем понятен и широко используется во многих приложениях нейронных сетей, он всё же не полностью соответствует реальным процессам, происходящим в мозге человека в процессе обучения. При обучении наш мозг не использует какие-либо образы, а сам осуществляет обобщение поступающей извне информации.

    В случае обучения без учителя обучающая последовательность состоит лишь из входных образов Хi. Алгоритм обучения настраивает веса так, чтобы близким входным векторам соответствовали одинаковые выходные векторы, то есть фактически осуществляет разбиение пространства входных образов на классы. При этом до обучения невозможно предсказать, какие именно выходные образы будут соответствовать классам входных образов. Установить такое соответствие и дать ему интерпретацию можно лишь после обучения.

    Обучение НС можно рассматривать как непрерывный или как дискретный процесс. В соответствии с этим алгоритмы обучения могут быть описаны либо дифференциальными уравнениями, либо конечно-разностными. В первом случае НС реализуется на аналоговой, во втором – на цифровых элементах. Мы будем говорить только о конечно-разностных алгоритмах.

    Фактически НС представляет собой специализированный параллельный процессор или программу, эмулирующую нейронную сеть на последовательной ЭВМ.

    Большинство алгоритмов обучения (АО) НС выросло из концепции Хэбба. Он предложил простой алгоритм без учителя, в котором значение веса w ij , соответствующее связи между i-м и j-м нейронами, возрастает, если оба нейрона находятся в возбужденном состоянии. Другими словами, в процессе обучения происходит коррекция связей между нейронами в соответствии со степенью корреляции их состояний. Это можно выразить в виде следующего конечно-разностного уравнения:

    где w ij (t + 1) и w ij (t) – значения веса связей нейрона i с нейроном j до настройки (на шаге t+1) и после настройки (на шаге t) соответственно; v i (t) – выход нейрона i и выход нейрона j на шаге t; v j (t) – выход нейрона j на шаге t; α – параметр скорости обучения.

    Стратегия обучения нейронных сетей

    Наряду с алгоритмом обучения не менее важным является стратегия обучения сети.

    Одним из подходов является последовательное обучение сети на серии примеров (Х i , H i) i = 1, 2, …, m, составляющих обучающую выборку. При этом сеть обучают правильно реагировать сначала на первый образ Х 1 , затем на второй Х 2 и т.д. Однако, в данной стратегии возникает опасность утраты сетью ранее приобретенных навыков при обучении каждому следующему примеру, то есть сеть может «забыть» ранее предъявленные примеры. Чтобы этого не происходило, надо сеть обучать сразу всем примерам обучающей выборки.

    Х 1 ={Х 11 ,…, Х 1 N } можно обучать 100 ц 1

    Х 2 = {Х 21 ,…, Х 2 N } 100 ц 2 100 ц

    ……………………

    Х m = {Х m 1 ,…, Х mN } 100 ц 3

    Так как решение задачи обучения сопряжено с большими сложностями, альтернативой является минимизация целевой функции вида:

    ,

    где l i – параметры, определяющие требования к качеству обучения нейронной сети по каждому из примеров, такие, что λ 1 + λ 2 + … + λ m = 1.

    Практическая часть.

    Сформируем обучающее множество:

    P_o=cat (1, Mt, Mf);

    Зададим структуру нейронной сети для задачи обнаружения:

    net = newff (minmax(P_o), , {"logsig", "logsig"}, "trainlm", "learngdm");

    net.trainParam.epochs = 100;% заданное количество циклов обучения

    net.trainParam.show = 5;% количество циклов для показа промежуточных результатов;

    net.trainParam.min_grad = 0;% целевое значение градиента

    net.trainParam.max_fail = 5;% максимально допустимая кратность превышения ошибки проверочной выборки по сравнению с достигнутым минимальным значением;

    net.trainParam.searchFcn = "srchcha";% имя используемого одномерного алгоритма оптимизации

    net.trainParam.goal = 0;% целевая ошибка обучения

    Функция newff предназначена для создания «классической» многослойной нейронной сети с обучением по методу обратного распространения ошибки. Данная функция содержит несколько аргументов. Первый аргумент функции – это матрица минимальных и максимальных значений обучающего множества Р_о, которая определяется с помощью выражения minmax (P_o).

    Вторые аргументы функции, задаются в квадратных скобках и определяют количество и размер слоев. Выражение означает, что нейронная сеть имеет 2 слоя. В первом слое – npr=10 нейронов, а во втором – 2. Количество нейронов в первом слое определяется размерностью входной матрицы признаков. В зависимости от количества признаков в первом слое может быть: 5, 7, 12 нейронов. Размерность второго слоя (выходной слой) определяется решаемой задачей. В задачах обнаружения полезного сигнала на фоне микросейсма, классификации по первому и второму классам, на выходе нейронной сети задается 2 нейрона.

    Третьи аргументы функции определяют вид функции активации в каждом слое. Выражение {"logsig", "logsig"} означает, что в каждом слое используется сигмоидально-логистическая функция активации , область значений которой – (0, 1).

    Четвертый аргумент задает вид функции обучения нейронной сети. В примере задана функция обучения, использующая алгоритм оптимизации Левенберга-Марквардта – "trainlm".

    Первые половина векторов матрицы Т инициализируются значениями {1, 0}, а последующие – {0, 1}.

    net=newff (minmax(P_o), , {"logsig", "logsig"}, "trainlm", "learngdm");

    net.trainParam.epochs = 1000;

    net.trainParam.show = 5;

    net.trainParam.min_grad = 0;

    net.trainParam.max_fail = 5;

    net.trainParam.searchFcn = "srchcha";

    net.trainParam.goal = 0;

    Программа инициализации желаемых выходов нейронной сети Т:

    n1=length (Mt(:, 1));

    n2=length (Mf(:, 1));

    T1=zeros (2, n1);

    T2=zeros (2, n2);

    T=cat (2, T1, T2);

    Обучение нейросети:

    net = train (net, P_o, T);

    Рисунок 25 – График обучения нейронной сети.

    Произведем контроль нейросети:

    Y_k=sim (net, P_k);

    Команда sim передает данные из контрольного множества P_k на вход нейронной сети net, при этом результаты записываются в матрицу выходов Y_k. Количество строк в матрицах P_k и Y_k совпадает.

    Pb=sum (round(Y_k (1,1:100)))/100

    Оценка вероятности правильного обнаружения гусеничной техники Pb=1 alpha = sum (round(Y_k (1,110:157)))/110

    Оценка вероятности ложной тревоги alpha =0

    Определяем среднеквадратическую ошибку контроля с помощью желаемых и реальных выходов нейронной сети Еk.

    Величина среднеквадратической ошибки контроля составляет:

    sqe_k = 2.5919e-026

    Протестируем работу нейросети. Для этого сформируем матрицу признаков тестового сигнала:

    h3=tr_t50-mean (tr_t50);

    Mh1=MATRPRIZP (h3,500, N1, N2);

    Mh1=Mh1 (1:50,:);

    Y_t=sim (net, P_t);

    Pb=sum (round(Y_t (1,1:100)))/100

    Оценка вероятности правильного обнаружения гусеничной техники Pb=1

    Находим разницу желаемых и реальных выходов нейронной сети Е и определяем среднеквадратическую ошибку тестирования.

    Величина среднеквадратической ошибки тестирования составляет:

    sqe_t = 3.185e-025

    Вывод: в данном разделе мы построили модель обнаружителя сейсмических сигналов на нейронной сети с обучением по методу обратного распространения ошибки. Задача обнаружения решается с не большими погрешностями, следовательно признаки подходят для обнаружения.

    Данную двухслойную нейронную сеть можно применить в построении системы обнаружения объектов.


    Заключение

    Целью данной курсовой работы было изучение методов обработки информации и применение их для решения задач обнаружения объектов.

    В ходе проделанной работы, которая выполнялась в четыре этапа, были получены следующие результаты:

    1) Были построены гистограммы выборочных плотностей вероятности амплитуд сигналов, как случайных величин.

    Оценены параметры распределения: математическое ожидание, дисперсию, среднеквадратическое отклонение.

    Сделали предположение о законе распределения амплитуды и проверили гипотезу по критериям Колмогорова-Смирнова и Пирсона на уровне значимости 0,05. По критерию Колмогорова-Смирнова распределение подобрано, верно. По критерию Пирсона распределение подобрано верно только для фонового сигнала. Для него приняли гипотезу о нормальном распределении.

    Приняли сигналы за реализации случайных функций и построили для них корреляционные функции. По корреляционным функциям определили, что сигналы имеют случайный колебательный характер.

    2) Сформировали обучающее и контрольное множества данных (для обучения и контроля нейронной сети).

    3) Для обучающей матрицы оценили параметры распределения признаков: математическое ожидание, дисперсию, среднее квадратическое отклонение. По каждому признаку обучающей матрицы заданных классов вычислили расстояние и выбрали признак с максимальной разностью. Вычислили порог принятия решения и построили на одном графике кривые плотности распределения вероятности. Сформулировали решающее правило.

    4) Обучили двухслойную нейронную сеть на решение задачи классификации. Оценили вероятности правильного обнаружения и ложной тревоги. Те же показатели оценили по тестовым сигналам.

    Заболевания в результате паралича дыхания. 4. Зажигательное оружие Важное место в системе обычных вооружений принадлежит зажигательному оружию, которое представляет собой комплекс средств поражения, основан- ных на использовании зажигательных веществ. По американской классификации, зажигательное оружие относится к оружию массового поражения. Учитывается также способность зажигательного...

    5. Получены длительные непрерывные ряды наблюдений интенсивности потока и азимутальных распределений СДВ атмосфериков, которые позволили проследить динамику грозовой активности в мировых грозовых центрах. 5.1. Морской мониторинг показал, что основной вклад в мировую грозовую активность дают континентальные и островные грозовые центры. Вариации интенсивности потока импульсов хорошо...


    Сигнал на когерентность, исключает случайные, побочные результаты измерений без потери чувствительности частотомера. Анализаторы спектра Этот уже достаточно развитый, но еще перспективный вид средств радиоконтроля предназначен для сканирования частотных спектров модулированных сигналов в различных частотных диапазонах и отображения на экране дисплея/осциллографа этих спектров. В случае, ...

    Самым важным свойством нейронных сетей является их способность обучаться на основе данных окружающей среды и в результате обучения повышать свою производительность. Повышение производительности происходит со временем в соответствии с определенными правилами. Обучение нейронной сети происходит посредством интерактивного процесса корректировки синаптических весов и порогов. В идеальном случае нейронная сеть получает знания об окружающей среде на каждой итерации процесса обучения.

    С понятием обучения ассоциируется довольно много видов деятельности, поэтому сложно дать этому процессу однозначное определение. Более того, процесс обучения зависит от точки зрения на него. Именно это делает практически невозможным появление какого-либо точного определения этого понятия. Например, процесс обучения с точки зрения психолога в корне отличается от обучения с точки зрения школьного учителя. С позиций нейронной сети, вероятно, можно использовать следующее определение:

    Обучение – это процесс, в котором свободные параметры нейронной сети настраиваются посредством моделирования среды, в которую эта сеть встроена. Тип обучения определяется способом подстройки этих параметров.

    Это определение процесса обучения нейронной сети предполагает следующую последовательность событий:

    1. В нейронную сеть поступают стимулы из внешней среды.
    2. В результате первого пункта изменяются свободные параметры нейронной сети.
    3. После изменения внутренней структуры нейронная сеть отвечает на возбуждения уже иным образом.

    Вышеуказанный список четких правил решения проблемы обучения нейронной сети называется алгоритмом обучения. Несложно догадаться, что не существует универсального алгоритма обучения, подходящего для всех архитектур нейронных сетей. Существует лишь набор средств, представленный множеством алгоритмов обучения, каждый из которых имеет свои достоинства. Алгоритмы обучения отличаются друг от друга способом настройки синаптических весов нейронов. Еще одной отличительной характеристикой является способ связи обучаемой нейронной сети с внешним миром. В этом контексте говорят о парадигме обучения, связанной с моделью окружающей среды, в которой функционирует данная нейронная сеть.

    Существуют два концептуальных подхода к обучению нейронных сетей: обучение с учителем и обучение без учителя.

    Обучение нейронной сети с учителем предполагает, что для каждого входного вектора из обучающего множества существует требуемое значение выходного вектора, называемого целевым. Эти вектора образуют обучающую пару. Веса сети изменяют до тех пор, пока для каждого входного вектора не будет получен приемлемый уровень отклонения выходного вектора от целевого.

    Обучение нейронной сети без учителя является намного более правдоподобной моделью обучения с точки зрения биологических корней искусственных нейронных сетей. Обучающее множество состоит лишь из входных векторов. Алгоритм обучения нейронной сети подстраивает веса сети так, чтобы получались согласованные выходные векторы, т.е. чтобы предъявление достаточно близких входных векторов давало одинаковые выходы.

    В данной статье собраны материалы - в основном русскоязычные - для базового изучения искусственных нейронных сетей.

    Искусственная нейронная сеть, или ИНС - математическая модель, а также ее программное или аппаратное воплощение, построенная по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей - сетей нервных клеток живого организма. Наука нейронных сетей существует достаточно давно, однако именно в связи с последними достижениями научно-технического прогресса данная область начинает обретать популярность.

    Книги

    Начнем подборку с классического способа изучения - с помощью книг. Мы подобрали русскоязычные книги с большим количеством примеров:

    • Ф. Уоссермен, Нейрокомпьютерная техника: Теория и практика. 1992 г.
      В книге в общедоступной форме излагаются основы построения нейрокомпьютеров. Описана структура нейронных сетей и различные алгоритмы их настройки. Отдельные главы посвящены вопросам реализации нейронных сетей.
    • С. Хайкин, Нейронные сети: Полный курс. 2006 г.
      Здесь рассматриваются основные парадигмы искусственных нейронных сетей. Представленный материал содержит строгое математическое обоснование всех нейросетевых парадигм, иллюстрируется примерами, описанием компьютерных экспериментов, содержит множество практических задач, а также обширную библиографию.
    • Д. Форсайт, Компьютерное зрение. Современный подход. 2004 г.
      Компьютерное зрение – это одна из самых востребованных областей на данном этапе развития глобальных цифровых компьютерных технологий. Оно требуется на производстве, при управлении роботами, при автоматизации процессов, в медицинских и военных приложениях, при наблюдении со спутников и при работе с персональными компьютерами, в частности, поиске цифровых изображений.

    Видео

    Нет ничего доступнее и понятнее, чем визуальное обучение при помощи видео:

    • Чтобы понять,что такое вообще машинное обучение, посмотрите вот эти две лекции от ШАДа Яндекса.
    • Введение в основные принципы проектирования нейронных сетей - отлично подходит для продолжения знакомства с нейронными сетями.
    • Курс лекций по теме «Компьютерное зрение» от ВМК МГУ. Компьютерное зрение - теория и технология создания искусственных систем, которые производят обнаружение и классификацию объектов в изображениях и видеозаписях. Эти лекции можно отнести к введению в эту интересную и сложную науку.

    Образовательные ресурсы и полезные ссылки

    • Портал искусственного интеллекта.
    • Лаборатория «Я - интеллект».
    • Нейронные сети в Matlab .
    • Нейронные сети в Python (англ.):
      • Классификация текста с помощью ;
      • Простой .
    • Нейронная сеть на .

    Серия наших публикаций по теме

    Ранее у нас публиковался уже курс #neuralnetwork@tproger по нейронным сетям. В этом списке публикации для вашего удобства расположены в порядке изучения.