• Как поменять режим наложения слоя в фотошопе. Управление параметрами наложения слоя

    Год завершается. Пора подводить итоги и делать подарки. Главный итог работы в этом году: на основе материала семинаров сделаны первая и вторая части курса «Практическая цветокоррекция». В связи с этим мы отправили в архив все семинары, кроме «Основ цветокоррекции» . Туда отправилось и отдельное занятие по режимам наложения.

    Вот оно и будет подарком, только не разовым, а долгоиграющим. Год назад, после небольшой словесной перепалки , я решил не жадничать уже выложил конспекты ко всем семинарам (ссылки на скачивание есть на соответствующих страницах сайта www.fotoproekt.ru). А здесь я начинаю выкладывать более подробные статьи, написанные для журнала «Фотомастерская».

    На какие вопросы мы должны получить ответ

    1. Существует ли для данного режима наложения нейтральный цвет и, если да, то какой?

    Нейтральным называют цвет, наложение которого не изменяет исходное изображение. Если такой цвет существует, можно наложить на изображение залитый им слой и изменять воздействие, рисуя на нем другими цветами. Этот вопрос важнее, чем может показаться на первый взгляд, поскольку не всегда имеется возможность уменьшать воздействие за счет непрозрачности (см. вопрос 4).

    2. Как изменяется степень воздействия по полному тоновому диапазону?

    Другими словами, в каком тоновом диапазоне происходит максимальное изменение яркости, в каком — минимальное и как это воздействие изменяется. От понимания этого зависит, подберете ли вы наиболее подходящий режим для коррекций, направленных на изменение яркости.

    Примером типичной ошибки, проистекающей из непонимания этого вопроса, является распространенная рекомендация режима Multiply при наложения двух каналов для создания маски объекта, когда в каждом канале объект выглядит светлым, а фон достаточно темным. Подробнее мы поговорим об этом при обсуждении Multiply.

    3. Как изменяется контраст в различных тоновых диапазонах?

    Локальный контраст, или контраст отдельных областей изображения (объектов сцены), очень важен для нас. Именно благодаря ему передается светотеневой рисунок, то есть ощущение объема объектов. От понимания того, в каких тоновых диапазонах режим наложения повышает, понижает или оставляет без изменений контраст исходного изображения, зависит эффективность его применения в коррекциях, направленных на изменение локального контраста.

    Некоторые режимы наложения полностью убивают контраст (детали исчезают, изображение вырождается в однотонную плашку) в отдельных тоновых диапазонах. Этим эффектом можно воспользоваться при ретуши или создании масок, но от него же надо уметь защититься при обычных коррекциях.

    4. Соответствует ли уменьшение непрозрачности ослаблению воздействия?

    Под ослаблением воздействия подразумевается наложение со стопроцентной непрозрачностью другого цвета, меньше влияющего на исходное изображение. Уменьшение непрозрачности накладываемого слоя часто применяется пользователями для ослабления вносимых коррекций, однако далеко не для всех режимов наложения результат будет аналогичен ослаблению воздействия.

    Наглядным примером такой коррекции (правда, немного из другой области) является гауссово размытие. Если поверх исходной картинки лежит слой, к которому применен Gaussian Blur с радиусом 50, уменьшение его непрозрачности до 50% не даст результат аналогичный размытию исходника с радиусом 25.

    Понимая, как соотносятся ослабление воздействия и уменьшение непрозрачности, можно не только оптимизировать приемы работы с режимами наложения, но и защититься от некоторых негативных побочных эффектов их применения.

    5. Каким реальным фотопроцессам соответствует режим наложения?

    Photoshop — это компьютерная версия темной комнаты, правда, с существенно расширенными возможностями. Неудивительно, что многие его инструменты имитируют реальные приемы, которыми фотографы пользуются в жизни. Можно подобрать аналогии к некоторым режимам наложения. Иногда не только фотографические, но и общебытовые.

    Во-первых, многим это поможет быстрее понять логику работы режима. Во-вторых, откроется возможность быстро адаптировать приемы работы в темной комнате к компьютерной обработке. Только надо помнить, что аналогии эти имеют массу оговорок.

    Общей оговоркой для всех режимов наложения является гамма рабочего пространства. В реальном фотопроцессе все расчеты производятся с энергетической яркостью (гамма 1), в фотошопе мы работаем с перцептуальной яркостью (гамма 2,2). Если вы хотите не просто корректировать «на глаз», а постараться получить результат, максимально близкий к реальному аналогу, наложения должны совершаться с гамма 1.

    Максимально близкий отнюдь не означает полностью идентичный. Каждая пленка имеет свою характеристическую кривую достаточно сложной формы. Поэтому мы будем находить аналогии с некоторой «идеализированной» пленкой, имеющей полностью линейную характеристику.

    Если аналогии касаются изменения экспозиции, возникает ограничение и на саму сцену. Все ее элементы должны быть зафиксированы в изображении, то есть укладываться в динамический диапазон пленки.

    6. Что происходит при наложении картинки самой на себя?

    Это самый простой вопрос. Чтобы взглянуть на ситуацию в комплексе, я не буду отвечать на него каждый раз, а приведу ответ для всех поканальных режимов в конце этой статьи.

    7. Как меняется результат, если поменять местами исходное и корректирующее изображение?

    Ответ на этот вопрос может пригодиться для оптимизации послойной структуры файла.

    8. Для чего может использоваться данный режим, каковы приемы и особенности его практического применения?

    Это самый любимый читателями вопрос, поскольку за ним скрывается практика. Я постараюсь не просто перечислить эти приемы и особенности, но и показать все «в картинках». Возможно, у кого-нибудь возникнет желание пропустить предыдущую часть и сразу читать эти «комиксы».

    Не советую так поступать. Если разберетесь в теории и посмотрите приемы применения как иллюстрацию к ней — получите в руки мощный инструмент, который сможете осмыслено применить для решения любой стоящей перед вами задачи. Если просто просмотрите примеры применения — будете знать (пока не забудете), как обработать точно такие же изображения, как у меня.

    Режим наложения Normal

    Да, как бы странно это ни звучало, именно с него мы начнем разбираться с поканальными режимами наложения. В некоторых описаниях я встречал утверждение, что в режиме Normal изображения между собой не взаимодействуют. Действительно, о каком взаимодействии можно говорить, когда верхняя картинка полностью закрывает нижнюю? О взаимодействии, которое возникает при уменьшении непрозрачности накладываемого слоя.

    Посмотрите на семейство кривых, оказывающих на изображение такое же воздействие, как наложение однотонной плашки яркости 64 с различной непрозрачностью. При непрозрачности 0% изображение не меняется, при непрозрачности 100% — вырождается в однотонную плашку. Этому случаю соответствует горизонтальная прямая на уровне 64.

    Как фотошоп рассчитывает яркость при частичной непрозрачности? Предположим, некоторый пиксель картинки имел до коррекции яркость 192 (A). Его же яркость после коррекции с непрозрачностью 100% — 64 (B). Вычисляя яркость при уменьшении непрозрачности по пути из точки A к точке B, программа проходит на столько процентов, сколько мы выставим в поле Opacity. Так же рассчитывается финальная яркость остальных пикселей. То есть, при уменьшении непрозрачности кривая равномерно подтягивается к своему начальному положению.

    Формула имеет один и тот же вид для 8-битного режима и отнормированной яркости, где: s — яркость исходного изображения; с — яркость корректирующего изображения; r — яркость финального изображения; k — значение параметра Opacity в процентах.

    При изменении порядка наложения слоев результат сохраняется, если непрозрачность верхнего слоя изменить на 100-k.

    В реальной жизни режиму Normal соответствует просмотр двух сцен через полупрозрачное зеркало. Сцена видимая на просвет — исходное изображение; сцена видимая в отражении — корректирующее изображение; коэффициент отражения зеркала — Opacity.

    В фотопроцессе режиму Normal соответствует экспозиция двух сцен на один кадр при условии, что суммарная экспозиция приведена к нормальной. Первая сцена — исходное изображение; вторая сцена — корректирующее изображение; доля экспозиции второй сцены от общей — Opacity.

    Дополнительной оговоркой к аналогиям с реальностью и фотопроцессом является отсутствие в обеих сценах светлых областей, выходящих по яркости за динамический диапазон глаза или камеры.

    В практической работе уменьшение непрозрачности чаще всего используется для ослабления внесенных коррекций.

    Что стоит за самоналожением картинки

    Обещанный ответ на шестой вопрос. Вернитесь к клетчатой доске и посмотрите на диагональ A(0)-K(255). У ее полей есть одно общее свойство: яркости исходного и корректирующего изображения равны. Это случай наложения картинки самой на себя в соответствующем режиме.

    Построив кривые по полям «большой диагонали», можно легко понять, какие элементарные коррекции скрываются за самоналожением картинки в каждом из режимов. Кстати, для режимов Overlay и Hard Light кривые совпадают. Форма всех этих кривых не зависит от изображения, не учитывает его особенностей, а значит, не является оптимальной для каждого конкретного изображения.

    Это не значит, что такой прием нельзя использовать. Но, применяя его, вы должны понимать, на что идете. И если уж решили им воспользоваться, не надо дублировать на новый слой все изображение. Просто создайте любой корректирующий слой (Curves, Layers и т.п.) с нулевыми настройками (не меняющий изображение).

    Теперь в вашем распоряжении точная копия исходного изображения на отдельном слое, можно задать ему нужный режим наложения. Таким образом, вы не только избежите ненужного утяжеления файла, но и получите возможность ретушировать исходное изображение без переделки верхнего слоя.

    В следующий раз мы рассмотрим первую пару —

    Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в . Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.

    Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

    Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте сайт

    В левом верхнем углу палитры слоев расположен раскрывающийся список режимов наложения . Возможно, вы уже щелкали по нему мышью и успели испугаться от их количества - от осветляющих режимов до затемняющих и далее к тем, которые, на первый взгляд, вообще ничего не делают.

    Например, если один слой перекрывает другой, то верхний может либо полностью закрывать нижний, либо же слои могут некоторым образом накладываться друг на друга.

    В программе фотошоп есть уйма мест, где можно столкнуться с ними, например:

    • в диалоговом окне Стиль слоя, где вы можете добавить такие эффекты как тень, свечение и т.д.;
    • в диалоговых окнах некоторых фильтров;
    • в диалоговых окнах Заполнить и Выполнить обводку;
    • на панели Параметры, когда используется инструмент, которым можно рисовать - Кисть, Заливка, Восстанавливающая кисть, Карандаш, Штамп, Архивная кисть, Градиент, Размытие, Резкость и Палец;
    • в диалоговых окнах Вычисления и Внешний канал.

    При работе с режимами наложения удобно рассматривать цвета, входящие в состав слоев, как состоящие из трех элементов:

    • базового цвета - с которого вы начали работу, тот, который уже есть в изображении;
    • наложенного цвета - который вы добавляете к базовому цвету, добавив в документ изображение на новом слое или рисуя инструментом Кисть на другом слое (отличном от базового);
    • результирующего цвета - который получается после смешения базового и наложенного цветов в определенном режиме наложения.

    Чтобы помочь вам разобраться, режимы объединены в категории, основанные на их нейтральном цвете - то есть цвете, который не приводит к изменениям. Например, некоторые игнорируют белый цвет, некоторые - черный, и т.д.

    Рассмотрим все виды режимов наложения и как их применение влияет на изображение в целом

    Итак, вот две картинки. Я буду применять на верхнюю все режимы наложения по очереди, так мы сможем понаблюдать за взаимодействием слоев.

    Режимы наложения Обычный и Растворение

    Они находятся в самом верху списка и вот что делают:

    Обычный (Normal)

    Устанавливается по умолчанию и не предусматривает какого-либо наложения; пиксели, находящиеся выше, полностью закрывают расположенные под ними.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+N

    Затухание или Растворение (Dissolve)

    Превращает полупрозрачные пиксели в набор точек, как будто распыленных из аэрозольного баллончика (если полупрозрачных пикселов в изображении нет, то оно не изменится). Не очень полезен, если только вам не нужно сделать тень от объекта грубой, а не сглаженной.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+I

    Затемняющие режимы наложения

    Они затемняют ваше изображение. При использовании этих режимов из базового и наложенного цветов выбирается более темный, на основе которого создается результирующий.Они приходятся очень кстати, когда надо заменить светлый фон более темным. Нейтральный цвет в категории — белый, это значит, что белый не оказывает влияния на наложение, и все окрашенные в этот цвет части изображения пропадают.

    Затемнение (Darken)

    Фотошоп анализирует базовый и наложенный цвета и составляет результирующий цвет на основе наиболее темных их компонентов. Любой цвет на расположенном выше слое, если он темнее, чем цвет на расположенном ниже слое, остается неизменным, и все более светлые цвета нижнего слоя исчезают.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+K

    Умножение (Multiply)

    Программа фотошоп увеличивает базовый цвет на величину наложенного цвета. Данный режим можно представить как нанесение двух слоев чернил при печати, так как результирующий цвет будет всегда темнее основного. С помощью него можно выполнить много интересных задач, включая коррекцию недоэкспонированных или переэкспонированных изображений, (иногда это прием называют «нокаутированием» ).

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+M

    Затемнение основы (Color Burn)

    Он затемняет изображение, увеличивая общий контраст. Если использовать его с 50-процентным серым цветом, то он увеличит интенсивность цвета расположенных ниже слоев.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+B

    Пример применения наложения — :

    Линейный затемнитель (Linear Burn)

    На самом деле он объединяет Умножение и Затемнение основы. Фотошоп затемняет изображение, уменьшая яркость. Линейный затемнитель дает самый темный результирующий цвет из всех затемняющих режимов наложения, хотя и чуть более контрастный, чем другие.

    Он имеет склонность окрашивать в черный цвет темные пиксели, и потому идеально подходит для «грязных», текстурированных коллажей наподобие приведенного ниже.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+A

    Темнее (Darker Color)

    Здесь сравниваются базовый и наложенный цвета и остаются те пиксели, которые темнее. Никакого наложения не происходит - более светлые цвета исчезают.

    Осветляющие режимы наложения

    Замена светлым (Lighten)

    Фотошоп сравнивает все компоненты базового и наложенного цветов и сохраняет более светлые, из которых формирует результирующий цвет.

    Более темные компоненты игнорируются, так что он превосходно подходит для удаления черного фона.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+G

    Экран (Screen)

    В этом режиме фотошоп умножает цвета, противоположные базовому и наложенному, давая намного более светлые результирующие цвета, как будто на изображение пролили бутылку отбеливателя. Режим отлично подходит для коррекции слишком темных или недоэкспонированных изображений (например, если в вашей камере не сработала вспышка.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+S

    Осветление основы (Color Dodge)

    Изображение осветвляется уменьшением контрастности. Режим имеет склонность окрашивать в белый цвет светлые пиксели, но, в отличие от остальных осветляющих, он сохраняет черные пиксели, поэтому темные части изображения не изменяются. Этот режим вместе с 50-процентным серым цветом можно использовать для придания, например, волосам немного блеска.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+D

    Линейный осветлитель (добавить) (Linear Dodge (Add))

    Он осветляет изображение, увеличивая яркость. Объединяет в себе режимы Экран и Осветление основы, и поэтому осветляет изображение сильнее, чем любой другой режим наложения. Но поскольку он склонен к перекрашиванию всех светлых пикселов в белый, то получившееся изображение может выглядеть неестественно.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+W

    Светлее (Lighter Color)

    Фотошоп сравнивает базовый и наложенный цвета и оставляет только более светлые пиксели. В отличие от Замена светлым, он не объединяет никаких цветов, а лишь оставляет более светлые.

    Освещающие режимы наложения

    В отличие от осветляющих и затемняющих режимов, освещающие режимы наложения немного затемняют и немного осветляют ваше изображение, увеличивая контрастность. Их нейтральный цвет - 50-процентный серый, который не влияет на результирующий цвет; он просто исчезает.

    Перекрытие (Overlay)

    Если наложенный цвет темнее 50-процентного серого, то фотошоп умножает его цветовое значение на значение базового цвета. Если наложенный цвет светлее 50-процентного серого, то умножает его цветовое значение на значение цвета, обратного базовому. А если наложенный цвет - 50-процентный серый, то он не оказывает никакого влияния на результирующий цвет. Его можно использовать для увеличения контрастности или раскрашивания изображения в градациях серого.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+O

    Мягкий свет (Soft Light)

    Как можно предположить из названия, он освещает изображения мягким светом. В результате светлые области становятся светлее (как если бы они были осветлены), а темные - темнее (как если бы они были затемнены). Рисуя черным цветом, вы затемните лежащее ниже изображение, рисуя белым - осветлите.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+F

    Жесткий свет (Hard Light)

    Объединяет в себе Умножение и Экран: если наложенный цвет светлее 50-процентного серого, то изображение становится светлее; если наложенный цвет темнее - изображение становится темнее. Если вы реально хотите выделить детали изображения, можно использовать данный режим совместно с фильтром Тиснение (Emboss) .

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+H

    Яркий свет (Vivid Light)

    Фотошоп применяет цветовое затемнение для повышения контрастности цветов, которые темнее 50-процентного серого и цветовое осветление для уменьшения контрастности цветов, которые светлее 50-процентного серого. Используйте этот режим, если нужно «выдавить» изображение или добавить к нему текстуру.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+V

    Линейный свет (Linear Light)

    Объединяет режимы Линейный затемнитель и Линейный осветлитель: первый используется для уменьшения яркости цветов, которые темнее 50-процентного серого; второй - для увеличения яркости цветов, которые светлее 50-процентного серого.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+J

    Точечный свет (Pin Light)

    Объединяет режимы Замена светлым и Затемнение: если наложенный цвет светлее, чем 50-процентный серый, то области, окрашенные в базовый цвет более темный, чем 50-процентный серый, меняют цвет на наложенный; а те пиксели, которые цвет которых светлее 50-процентного серого, не изменяются вообще. Но если наложенный цвет темнее 50-процентного серого, он заменяет цвет более светлых областей на наложенный, а более темные области не изменяются. Этот режим используется редко, так как дает странные результаты (а может не давать их вообще), но поэкспериментировать с ним - особенно в сочетании с фильтрами - все же стоит.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+Z

    Жесткое смешение (Hard Mix)

    Резко уменьшает количество цветов в изображении (эффект, известный как постеризация ), поэтому в итоге вы получаете крупные области, окрашенные в очень яркие красный, зеленый и синий цвета. В этом режиме фотошоп анализирует сумму значений наложенного цвета и прибавляет их к основному цвету. Например, если значение красного, зеленого или синего каналов равно 255, то оно прибавляется к базовому цвету; если же значение меньше 255, то прибавляется 0. Действие режима можно ослабить, уменьшая в верхней части палитры слоев.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+L

    Сравнительные режимы наложения

    Эту категорию следовало бы назвать «психоделические режимы». Входящие в нее два режима похожи и оба выдают странные результаты, подходящие разве что для создания афиш к фильмам ужасов или «грязных» коллажей. Впрочем, как вы скоро убедитесь, иногда они могут быть полезны. Нейтральный цвет — черный.

    Разница (Difference)

    Анализируется яркость базового и наложенного цветов и производится вычитание из более ярких пикселов. Если в качестве наложенного цвета взят белый, то программа инвертирует базовый цвет, превращая изображение в негатив. Если на изображение наложен черный цвет - ничего не происходит. Вряд ли вы будете использовать.

    Сочетание клавиш: Shift-t-Alt+E

    Исключение (Exclusion)

    Схож с Разница, но результат получается чуть менее контрастным. Наложение белого цвета инвертирует базовый цвет, наложение черного не приводит к изменениям.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+X

    Режимы наложения на основе цветового тона

    Цветовой тон (Hue)

    Сохраняет значения освещенности и насыщенности (интенсивности цвета) базового цвета и добавляет цветовой тон наложенного цвета. Если вы хотите изменить цвет объекта, не осветляя или не затемняя его, используйте этот режим. Однако он не может добавить цвет, отсутствующий в изображении, и потому неприменим для раскрашивания изображений в градациях серого.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+U

    Насыщенность (Saturation)

    Сохраняет яркость и цветовой тон базового цвета и добавляет насыщенность наложенного цвета. Если вы хотите повысить интенсивность цветов вашего изображения, он поможет вам. Кроме того, можно использовать для обесцвечивания области изображения, закрасив ее черным. Поскольку черный цвет не имеет значения насыщенности, он уменьшает насыщенность цветов, на которые наложен.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+T

    Цветность (Color)

    Фотошоп сохраняет яркость базового цвета и заменяет его цветовой тон и насыщенность на соответствующие значения наложенного цвета. Его очень удобно использовать для раскрашивания изображений в градациях серого.

    Сочетание клавиш: Shift-bAlt+C

    Яркость (Luminosity)

    Сохраняет цветовой тон и насыщенность базового цвета и добавляет яркость наложенного цвета. Используйте его для увеличения резкости изображения или при использовании корректирующих слоев уровней и кривых.

    Сочетание клавиш: Shift+Alt+Y

    Вычитание (Subtract)

    Просто вычитает 8-разрядные значения цвета на каждом канале от каждого пикселя каждого слоя. Если результат отрицателен, то получится черный цвет. Если наложить картинку саму на себя в этом режиме, то она станет черной.

    Разделить (Divide)

    Делит 8-разрядное значение от каждого слоя друг на друга.

    Итак, резюмируя все вышесказанное, приходим к выводу, что режимы наложения нужны для того, чтобы сэкономить время при обработке. С их помощью можно осуществлять коррекции, которые трудновыполнимые при помощи корректирующих слоев.

    Заметили ошибку в тексте - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter . Спасибо!

    Режим наложения (Blending Modes) определяет, каким образом пиксели накладываемого слоя взаимодействуют с пикселями нижележащего слоя. Знание алгоритмов работы режимов наложения значительно облегчает работу в Фотошоп.

    Для каждого слоя по умолчанию установлен Нормальный (Normal) режим наложения. В результате содержимое изображение накладываемого слоя полностью перекрывает содержимое нижележащего слоя. В Фотошоп имеется несколько режимов наложения предоставляющих различные варианты наложения пикселей накладываемого слоя на исходный.

    Режимы наложения слоя расположены в выпадающем меню в левом верхнем углу палитры слоёв. Режимы наложения также используются инструментами рисования и находятся в выпадающем меню палитры настроек инструмента. Но самым серьезным инструментом режимы наложения становятся при использовании со слоями.

    Режимы наложения разбиты на шесть групп:

    1. Основные (Basic) - заменяют базовые пиксели.
    2. Затемняющие (Darken) - затемняют базовые пиксели.
    3. Осветляющие (Lighten) - осветляют базовые пиксели.
    4. Контрастные (Contrast) - увеличивают контраст базовых пикселей.
    5. Сравнительные (Comparative) - результат зависит от разницы между слоями.
    6. Компонентные (HSL) - определяют результат по яркости и цвету между слоями.

    Для получения лучшего результата, с некоторыми режимами наложения рекомендуется уменьшать Непрозрачность (Opacity) слоя. Как и с другими инструментами Фотошоп, разобраться с алгоритмами работы режимов наложения поможет только экспериментирование.

    Чтобы помочь вам разобраться, как работают режимы наложения в Фотошоп, я подготовил примеры наложения одного изображения на другое в разных режимах. Во всех примерах я буду изменять режим наложения на верхнем слое с изображением в виде цветных градиентных полос. А накладывать его я буду на нижний слой с изображением сталкера.

    ОСНОВНЫЕ (BASIC)

    Нормальный (Normal) - пиксели верхнего слоя непрозрачны и поэтому полностью перекрывают нижний слой. Только при уменьшении Непрозрачности (Opacity) верхнего слоя мы сможем увидеть нижний слой.

    Растворение (Dissolve) - комбинирует верхний слой с нижним добавляя эффект шума. Чтобы увидеть результат необходимо уменьшить Непрозрачность (Opacity) верхнего слоя (на примере ниже - 80%).

    ЗАТЕМНЯЮЩИЕ (DARKEN)

    Затемнение (Darken) - сравнивает цвета верхнего и нижнего слоёв и смешивает пиксели в местах, где верхний слой темнее нижнего.

    Умножение (Multiply) - умножает цвета верхнего слоя с цветами нижнего слоя и создаёт общий результат темнее. Если верхний цвет белый, никаких изменений не произойдёт.

    Затемнение основы (Color Burn) - затемняет изображение используя содержимое верхнего слоя и повышает насыщенность цветов. Этот режим даёт сильный эффект, но если верхний слой белый, никаких изменений не произойдёт.

    Линейный затемнитель (Linear Burn) - использует тот же подход, что и предыдущий режим, но с более сильным затемняющим эффектом. Так же не произойдёт никаких изменений, если верхний слой белый.

    Темнее (Darker color) - похож на режим Затемнение (Darken), за исключением того, что он работает не поканально, а на всех каналах. В результате его применения на накладываемом слое видимыми остаются только те пиксели, которые темнее пикселей нижележащего слоя.

    ОСВЕТЛЯЮЩИЕ (LIGHTEN)

    Замена светлым (Lighten) - сравнивает цвета верхнего и нижнего слоёв и смешивает пиксели в местах, где верхний слой светлее нижнего.

    Осветление (Screen) - производит те же вычисления, что и режим Умножение (Multiply), но использует при этом инвертированные значения, чтобы проявить конечный результат. Осветляет изображение.

    Осветление основы (Color Dodge) - осветляет изображение, используя содержимое верхнего слоя и повышает насыщенность цветов. Если верхний слой чёрный, никаких изменений не произойдёт.

    Линейный осветлитель (Linear Dodge) - похож на режим Осветление (Screen), производит более сильный эффект осветления. Если верхний слой чёрный, никаких изменений не произойдёт.

    Светлее (Lighter color) - похож на режим Замена светлым (Lighten), за исключением того, что он работает не поканально, а на всех каналах. В результате его применения на накладываемом слое видимыми остаются только те пиксели, которые светлее пикселей нижележащего слоя.

    КОНТРАСТНЫЕ (CONTRAST)

    Перекрытие (Overlay) - при наложении верхнего слоя на нижний, комбинирует эффекты Умножение (Multiply) и Осветление (Screen) в зависимости от яркости пикселей верхнего слоя. Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

    Мягкий свет (Soft Light) - похож на режим Перекрытие (Overlay), но создаёт более умеренный эффект. Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

    Жёсткий свет (Hard Light) - принцип работы, как у режима Перекрытие (Overlay), но с более сильным эффектом. Тёмные пиксели верхнего слоя затемняются аналогично режиму Умножение (Multiply), а светлые пиксели осветляются аналогично режиму Осветление (Screen). Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

    Яркий свет (Vivid Light) - в зависимости от яркости пикселей верхнего слоя, затемнение происходит по принципу режима Затемнение основы (Color Burn), а осветление по принципу режима Осветление основы (Color Dodge), но с более сильным воздействием. Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

    Линейный свет (Linear Light) - похож на предыдущий режим, но с более сильным эффектом. Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

    Точечный свет (Pin Light) - смешивает светлые пиксели верхнего слоя используя режим Замена светлым (Lighten), и тёмные пиксели верхнего слоя используя режим Замена тёмным (Darken). Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

    Жёсткое смешение (Hard Mix) - создаёт изображение с ровными тонами, ограниченными цветами и большим количеством пастеризации. Освещённость верхнего слоя накладывается на цвета нижнего слоя.

    СРАВНИТЕЛЬНЫЕ (COMPARATIVE)

    Разница (Difference) - отображает тональную разницу между двумя слоями. Этот режим обычно используют в технологических целях, а не для прямой обработки исходного изображения.

    Исключение (Exclusion) - похож на предыдущий режим, но с менее сильным эффектом.

    КОМПОНЕНТНЫЕ (HSL)

    Цветовой тон (Hue) - объединяет цветовой тон верхнего слоя с яркостью и насыщенностью нижнего слоя.

    Насыщенность (Saturation) - объединяет насыщенность верхнего слоя с яркостью и цветовым тоном нижнего слоя.

    Цветность (Color) - объединяет цветовой тон и насыщенность верхнего слоя с яркостью нижнего слоя.

    Яркость (Luminosity) - объединяет яркость верхнего слоя с цветовым тоном и насыщенностью нижнего слоя.

    Работа со слоями - одна из мощнейших возможностей фотошопа. Ни одна серьезная ретушь не обходится без работы со слоями.

    Режимы наложения слоев - большая и сложная тема. В этой статье вы можете ознакомиться с режимами наложения слоев и их описанием. Cтатья в первую очередь будет интересна новичкам и тем, кто только начал изучать тему слоев в фотошоп, так же она будет полезна в качестве шпаргалки по режимам наложения.

    Для начала разберем панель слоев.

    Над слоями меню выбора режима наложения, непрозрачность (Opacity) и заполнение (Fill).

    Примечание. Мне часто задают вопрос - чем Opacity отличается от Fill. Ответ такой - Fill влияет на прозрачность только пикселей слоя, а вот Opacity влияет на непрозрачность пикселей и эффектов слоя.

    • Заблокировать прозрачные участки - вы сможете изменять только участки заполненные пикселями.
    • Заблокировать пиксели изображений - предотвращает изменение пикселей с помощью инструментов рисования.
    • Заблокировать позицию - предотвращает перемещение пикселей.
    • Заблокировать слой целиком.

    Нижняя часть панели:

    • Создание связи между слоями - вы можете связать два и больше слоев или групп друг с другом. В отличии от выбора нескольких слоев, связанные слои сохраняют свою связь пока вы её не отмените.
    • Применение эффектов к слоям - открывает выбор эффектов и их контролироль.
    • Добавление маски к слою - создается обычная, белая маска, а если зажать Alt и нажать на кнопку, создается непрозрачная маска.
    • Создание корректирующего слоя - в отличии от обычной коррекции, скажем Curves - корректирующий слой можно изменить в любой момент.
    • Создание папки для слоев - очень удобно когда работаете с большим количеством слоев, группировать их.
    • Создание нового слоя.
    • Удаление слоя.

    Теперь перейдем непосредственно к режимам наложения слоев.

    Режимы наложения слоев

    Изначально мы имеем такую пейзажную картинку. Вверху у нас слой с 50% непрозрачностью, ниже два слоя с 100% непрозрачностью. Два непрозрачных для того, чтобы можно было видеть разницу на фоне неба и на фоне травы.

    Basic - Основная группа

    Normal - Пиксели верхнего слоя непрозрачны и потому закрывают нижний слой. Изменение прозрачности верхнего слоя сделает его полупрозрачным и заставит смешаться с другим слоем.

    Dissolve - Комбинирует верхний слой с нижним используя пиксельный узор. Эффекта не будет, если верхний слой имеет 100% непрозрачность. Уменьшите прозрачность для проявления эффекта.

    Darken - Группа затемнения

    Darken - Сравнивает два источника и заменяет значения светлых пикселей значениями темных.

    Multiply - Затемняет все изображение. Полезен при необходимости увеличить плотность светов и средних тонов. Multiply похож на просмотр напросвет двух наложенных друг на друга слайдов. Если верхний слой белый - изменений не произойдет.

    Color Burn - Позволяет получить более темное изображение с увеличенной контрастностью. Если верхний слой белый - изменений не произойдет.

    Linear Burn - Более “сильная” комбинация режимов наложения Multiply и Color Burn, темные пиксели преобразуюся в черные. Если верхний слой белый - изменений не произойдет.

    Darker color - Похож на режим Darken, за исключением того, что работает на всех слоях сразу, а не на одном. Когда вы смешиваете два слоя, видимыми останутся только темные пиксели.

    Lighten - Группа осветления

    Lighten - Режим противоположный режиму Darken, затемняет темные пиксели более светлыми.

    Screen - Осветляет все изображение. Используйте его для осветления темных областей изображения, а так же для проявления деталей в недодержанных изображениях.

    Color Dodge - Действие режима Color Dodge похоже на Screen, но заметно сильнее в светлых областях за счет проявления более насыщенных и контрастных цветов нижнего слоя. Основан на работе инструмента Dodge, который имитирует недодержку в фотографическом процессе.

    Linear Dodge (Add) - Комбинация режимов Screen и Color Dodge; светлые значения преобразуются в белые. Если верхний слой черный - эффекта не будет.

    Lighter Color - Сравнивает значения всех каналов обоих слоев и отображает более светлые пиксели.

    Contrast - Группа увеличения констрастности

    Overlay - Затемняет темные пиксели (Multiply) и осветляет (Screen) светлые, что приводит к увеличению контрастности без усечения теней и светов. Если верхний слой 50% серый - эффекта не будет.

    Soft Light - Комбинация режима Dodge, который осветляет светлые пиксели, и режима Burn, который затемняет темные пиксели. Увеличивает контрастность чуть меньше чем режимы Overlay и Hard Light. Если верхний слой на 50% серый - эффекта не будет.

    Hard Light - Использует тот же метод, что и режим Overlay, но эффект более сильный. Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через Screen, а если темнее - то затемяется через Multiply. Если верхний слой на 50% серый - эффекта не будет.

    Vivid Light - Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через уменьшение контраста (Color Burn), а если темнее - то затемняется через увеличение контраста (Color Dodge) . Если верхний слой на 50% серый - эффекта не будет.

    Linear Light - Похож на режим Vivid Light. Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через увеличение яркости (Linear Burn), а если темнее - то затемняется через уменьшение ярокости (Linear Dodge). Если верхний слой на 50% серый - эффекта не будет.

    Pin Light - Комбинирует режимы Darken и Lighten для замены значений пикселей. Если верхний слой светлее чем 50% серый, пиксели осветляются через режим Lighten, а если темнее 50% серого - затемняются режим Darken. Если верхний слой на 50% серый - эффекта не будет.

    Hard Mix - Осветляет светлые пиксели и затемняет темные пиксели до пороговых значений. Это приводит к чрезвычайной постеризации. Свечение верхнего слоя смешивается с цветом нижнего.

    Comparative - группа сравнения

    Difference - Представляет идентичные пиксели как черные, похожие - как темно-серые, а противоположные - как инвертированные. Если верхний слой черный - изменений не будет. Практическое применение этого режима можно увидеть в статье .

    Exclusion - Похоже на режим Difference, однако обеспечивает меньшую контрастность. Наложение на черный цвет не приводит к каким-либо изменениям, а наложение на белые пиксели - к инверсии сравниваемых значений, что приводит к их отображении серым цветом.

    HSL - Группа компонентов изображения

    Hue - Комбинирует свечение (Luminance) и насыщенность (Saturation) нижнего слоя с цветовым тоном (Hue) верхнего.

    Saturation - Комбинирует свечение (Luminance) и цветовой тон (Hue) нижнего слоя с насыщенностью (Saturation) верхнего слоя.

    Color - Комбинирует тон (Hue) и насыщенность (Saturation) верхнего слоя и свечение (Luminance) нижнего слоя.

    Luminosity - Противоположный режиму Color. Комбинирует Luminance (cвечение) верхнего слоя и Hue (цвета) и Saturation (колебание цвета) нижнего слоя.

    Работа в Photoshop подразумевает мастерское владение такой простой, но часто недооцененной функцией, как Режимы Наложения. При большом количестве других замечательных инструментов, ей легко пренебречь, но она, всё же, должна стать частью вашего инструментария.

    Где находятся режимы наложения?
    Основная причина, по которой игнорируются Режимы Наложения (Blending Modes) – это их место положения: прямо на Палитре Слоев (Layers Palette).

    Их легко не заметить, так как они на всегда на самом виду. Просто выдираете слой (или слои), и назначаете Режим Наложения (Blending Mode).

    Что такое Режим Наложения?
    Вы можете разбить Режимы Наложения на физические блоки в выпадающем меню: Затемнение (Darken), Замена светлым (lighten), Насыщенность (saturation), Вычитание (subtraction) и режимы Цвета (color).

    Теперь, когда вы узнали на какие составляющие можно логически разделить этот инструмент, разобраться для чего используются различные режимы, будет намного легче.

    Когда нужно использовать Режимы Наложения?
    Режимы Наложения имеют много применений, хотя, иногда, при наличии огромного числа различных фильтров, могут показаться излишними. Ниже приведен пример использования Режима Наложения для создания оттенка.

    Вместо использования фильтра Цветового тона/Насыщенности, или какого-либо другого на базовом изображении (Слой 1 на приведенном выше примере), мы можем просто наложить нужный нам цвет поверх слоя, и использовать Режим Наложения для получения желаемого оттенка. Для перебора различных режимов, вы можете использовать кнопки со стрелками, но если вы уверены, что просто хотите наложить цвет поверх изображения, начинать лучше с режима Экран (Screen).

    Режимы Наложения нельзя модифицировать, то есть вы не можете настраивать их. Но вам это и не нужно! Эффекты от различных режимов могут быть подкорректированы параметрами Непрозрачность (Opacity) и Непрозрачность Заливки (Fill opacity). Если вы не сможете подобрать полностью соответствующий вашим требованиям эффект, выберите наиболее подходящий и поэкспериментируйте с Непрозрачностью слоя (Opacity) или Непрозрачностью Заливки (Fill opacity).

    Другие применения Режимов Наложения
    Как вы, наверное, догадались, можно накладывать друг на друга и отдельные слои, получая потрясающие эффекты. На приведенном ниже примере, использовано наше исходное фото, на которое наложено изображение света автомобильных фар. При помощи Жесткого Света (Hard Light) и понижения Непрозрачности Заливки, вы можете получить весьма интересный эффект, с практически неограниченным ресурсом редактирования:

    А еще Режимы Нложения применять “пачками”! На примере ниже вы можете наблюдать наложения нашего оттенка поверх обоих предыдущих слоев.

    Таким образом, перед нами открываются практически безграничные возможности. Но прежде всего следует отметить, что для достижения одной и той же цели, Режимы Наложения дают нам на много больше свободы и гибкости, чем использование обычных статичных эффектов, таких как Цветовой тон/Насыщенность.

    Рабочие примеры
    Используя случайное исходное фото и текстуру, мы продемонстрируем как каждый эффект влияет на изображение. Важно расположить текстуру прямо над исходным фото на палитре слоев. Мы установили непрозрачность наложения равной 100% или 50%, так что вы легко можете воспроизвести эксперимент самостоятельно.

    Исходным изображением нам послужил природный ландшафт:

    Текстура:

    Более детальное рассмотрение Режимов Наложения:
    Теперь давайте рассмотрим каждый режим в отдельности и изучим его более подробно!

    Нормальный, 50% (Normal at 50%)
    Использует какую-то часть (в процентном соотношении) накладываемого изображения. 100% означает полное использование изображения, тогда как 0% - не использует его вообще.

    Затухание, 50% (Dissolve at 50%)
    Выбирает произвольные пиксели изображения, и добавляет их к основе. Так же как и Нормальный режим, при 100% полностью использует изображение, а 0% - не использует вообще.

    Затемнение (Darken)
    Сравнивает накладываемое изображение с основой, и оставляет только более темные пиксели.

    Умножение (Multiply)
    Берет информацию о каждом пикселе, умножает его 8-битный цветовой код на код пикселя основы, и делит на 255. Результатом всегда будет более темный цвет. Исключение составляет только наложение белого цвета.

    Затемнение основы (Color Burn)
    Берет 8-бтную величину каждого канала основы и делит на канал накладываемого слоя. Результатом будет более контрастное изображение, и, как правило, более темное.

    Линейный затемнитель (Linear Burn)
    Складывает две 8-битные цветовые величины каждого канала, и вычитает из результата 255. В итоге темные области становятся еще более темными, тогда как более светлые участки становятся более контрастными.

    Темнее, 50% (Darker Color at 50%)
    Вместо использования 8-битного кода каждого канала, он проверяет все каналы, и оставляет только наиболее темные.

    Замена светлым, 50% (Lighten at 50%)
    Противоположность режима Темнее. Он оставляет только наиболее светлые пиксели от каждого из слоев.

    Экран (Screen)
    Противоположность Умножения. Он инвертирует пиксели накладываемого изображения, и умножает на пиксели основы.

    Осветление основы (Color Dodge)
    Делит пиксели слоя основы на инвертированные пиксели слоя с накладываемым изображением.

    Линейный осветлитель (добавить) (Linear Dodge (Add))
    Складывает 8-битные цветовые коды пикселей каждого слоя. Можно сравнить с режимом Экран, только контраст получается еще сильнее. Если слой-основа – черный, никаких изменений не произойдет.

    Светлее (Lighter Color)
    Работает так же как Замена Светлым, только перебирает все каналы, а не только каналы основы. Оставляет только наиболее светлые пиксели.

    Перекрытие (Overlay)
    Использует сочетание режимов Экран и Умножение, делая изображение еще более контрасным.

    Мягкий свет (Soft Light)
    Тоже самое, что и Перекрытие, но контраст менее сильный.

    Жесткий свет (Hard Light)
    То же самое, что и Перекрытие, но с более сильным контрастом.

    Яркий свет (Vivid Light)
    Комбинация Осветления и Затемнения. В работе исходит из параметров накладываемого изображения.

    Линейный свет (Linear Light)
    То же, что и Яркий Свет, только создает более сильный контраст.

    Точечный свет (Pin Light)
    Комбинирует пиксели накладываемого изображения, используя режим Осветление Основы и темные пиксели основы, используя Затемнение.