• Конспект урока полупроводники применение полупроводников. Урок "Полупроводники. Полупроводниковые приборы". Преодоление этого противоречия достигается в технологии, в нахождении типовых технологических операций

    План конспект урока трудового обучения.

    Класс 9

    Тема раздела: Электротехника и основы электроники. (3 часа)
    Тема урока №27: Полупроводниковые приборы.

    Цель: Ознакомить с полупроводниковыми приборами.

    Ход урока:
    1. Организационная часть 3 мин.
    а) Приветствие.
    б) Выявление отсутствующих.
    в) Повторение пройденного материала.
    г) Объявление темы урока. Запись темы урока в тетрадях.
    д) Доведение до учащихся целей и плана урока.

    2.Повторение пройденного материала -7 мин.

      Что относится к основным видам электромонтажных работ?

      Что представляют собой проводниковые материалы?

      Применение проводниковых материалов?

    3.Изучение нового материала 10 мин.

    Полупроводниковыми приборами называются приборы, действие которых основано на использовании свойств полупроводниковых материалов

    К полупроводниковым приборам относятся :

    -Интегральные схемы (микросхемы)

    Полупроводниковые диоды (в том числе варикапы, стабилитроны, диоды Шоттки),

    Тиристоры, фототиристоры,

    Транзисторы,

    Приборы с зарядовой связью,

    Полупроводниковые СВЧ-приборы (диоды Ганна, лавинно-пролетные диоды),

    Оптоэлектронные приборы (фоторезисторы, фотодиоды, солнечные элементы, детекторы ядерных излучений, светодиоды, полупроводниковые лазеры, электролюминесцентные излучатели),

    Терморезисторы, датчики Холла.

    Основными материалами для производства полупроводниковых приборов являются кремний (Si), карбид кремния (SiС), соединения галлия и индия.

    Электропроводность полупроводников зависит от наличия примесей и внешних энергетических воздействий (температуры, излучения, давления и т.д.). Протекание тока обуславливают два типа носителей заряда – электроны и дырки. В зависимости от химического состава различают чистые и примесные полупроводники.

    Полупроводники

    4.Практическая работа 18 мин.
    Один из способов такой проверки - измерение омметром сопротивления между выводами эмиттера и коллектора при соединении базы с коллектором и при соединении базы с эмиттером. При этом источник коллекторного питания отключается от схемы. При исправном транзисторе в первом случае омметр покажет малое сопротивление, во втором - порядка нескольких сотен тысяч или десятков тысяч ОМ.

    Полупроводниковый диод - полупроводниковый прибор с одним электрическим переходом и двумя выводами (электродами). В отличие от других типов диодов, принцип действия полупроводникового диода основывается на явлении p-n-перехода.

    Тестирование полупроводниковых диодов

    При тестировании диодов с помощью АММ следует использовать нижние пре- делы измерений. При проверке исправного диода сопротивление в прямом направ лении составит несколько сотен Ом, в обратном направлении - бесконечно большое сопротивление. При неисправности диода АММ покажет в обоих направ лениях сопротивление близкое к 0 или разрыв при пробое диода. Сопротивление переходов в прямом и обратном направлениях для германиевых и кремниевых диодов различное.

    5. Итог урока 2 мин.
    6. Уборка рабочих мест 5 мин.

    Урок физики 11 класс

    Тема урока:

    «Полупроводники.

    Собственная и примесная проводимость полупроводников. Электрический ток в полупроводниках»

    Цель урока

    • Сформировать у учащихся понятие о природе электрического тока в полупроводниках, о способах измерения их свойств под действием температуры, освещённости, примесей.
    • Способствовать расширению политехнического кругозора, мотивировать к изучению предмета, совершенствовать способность к восприятию и анализу технической, научной информации.
    • Развитие коммуникативных компетенций учащихся, их умения работать в коллективе.

    Материалы и оборудование:

    Компьютер, проектор, электронные материалы по теме: «Полупроводники»; карточки – задания для самостоятельной работы в малых группах; набор полупроводниковых приборов НПП – 2; демонстрационный гальванометр; источник постоянного тока (4В); демонстрационный выключатель; электрическая лампа 60-100Вт на подставке; электрический паяльник; соединительные провода.

    План проведения урока:

    1. Повторение изученного и актуализация темы урока.
    2. Объяснение материала темы.
    3. Самостоятельная работа учащихся в группах.
    4. Подведение итогов, задание на дом.
    1. Повторение изученного и актуализация темы урока (6мин).

    Надо вспомнить:

    1. Что такое электрический ток?
    2. Что принимают за направление тока?
    3. Движением каких частиц образован электрический ток в металлических проводниках?
    4. Почему в диэлектриках не может возникать электрический ток?
    5. Как вы думаете: существует ли в природе вещества, которые по способности проводить электрический ток занимают промежуточное положение?

    Да это полупроводники. Ещё чуть более полувека назад они не имели заметного практического значения. В электротехнике и радиотехнике обходились исключительно проводниками и диэлектриками. Но положение резко изменилось, когда теоретически, а затем и практически была открыта возможность управлять электрической проводимостью полупроводников.

    В чём же главное отличие полупроводников от проводников и какие особенности их строения позволили широко использовать полупроводниковые приборы практически во всех электронных устройствах, позволив значительно повысить их надёжность, многократно сократить габариты, да и создать новые, о которых приходилось только мечтать: создать сотовые телефоны, миниатюрные компьютеры и т.д.?

    1. Объяснение материалов темы (15мин)
    1. Определение полупроводников

    Большой класс веществ, удельное сопротивление которых больше, чем у проводников, но меньше, чем у диэлектриков и с увеличением температуры очень резко уменьшается.

    К ним относятся элементы таблицы Менделеева: германий, кремний, селен, теллур, индий, мышьяк, фосфор, бор, и т.д. некоторые соединения: сернистый свиней, сернистый кадмий, закись меди и т.д.

    1. Строение полупроводников.
    1. Атомная структура кристаллической решётки кремния (проекция на экране);
    2. Нарушение парноэлектронных связей под воздействием внешних факторов: повышение температуры, освещённости.

    Демонстрации зависимости электропроводности полупроводников:

    Rт 10к ФС – К1

    1. Электронная проводимость чистого полупроводника (проекция)
    2. Дырочная проводимость (проекция)

    Есть необходимость подчеркнуть, что дырки не являются реальными частицами. В обоих видах проводимости полупроводников движутся только валентные электроны. Проводимость отличается друг от друга лишь механизмом движения электронов. Электронная проводимость обусловлена направлением движения свободных электронов, а дырочная вызвана движением связанных электронов, переходящих от атома к атому, поочерёдно замещая друг друга в связках, что эквивалентно движению дырок в противоположном направлении.

    Таким образом, в полупроводниках два типа носителей – электроны и дырки, концентрации которых в чистых полупроводниках одинаковы – собственная проводимость, она невелика.

    1. Примесная проводимость (проекция)

    Существенно зависит проводимость полупроводников от наличия в их кристаллах примесей:

    1. донорные примеси – пятивалентные элементы, легко отдающие электроны (As, P) обеспечивают количественное преимущество электронов над дырками, создающие проводимость n – типа;
    2. акцепторные примеси – трёхвалентные элементы (In, B), принимающие свободные электроны, образуя дырки. Создаётся проводимость p – типа.

    Демонстрация примесей и проводимости n – типа и p – типа:

    n – тип p – тип

    Особый интерес представляет протекание тока не отдельно в полупроводниках n – типа или p – типа, а через контакт двух полупроводников с разными типами проводимости.

    1. Самостоятельная работа учащихся в группах (20мин)

    Предлагается на добровольной основе сформировать группы из 4 учеников (это надо сделать до начала урока, чтобы избежать хаотичных перемещений по кабинету и потере времени).

    Каждой группе выдаётся задание, которое надлежит выполнить. Оно содержит вопросы, качественные задачи разного уровня, рассчитанные как на письменные, так и устные ответы.

    1. Подведение итогов

    Заслушиваем ответы представителей групп на основные вопросы данной темы, исправляем возможные ошибки. Собираем письменные отчёты. Оценки за работу выставляем после изучения второй части темы и выполнения заданий на повторение с учётом КТУ каждого учащегося в группе.

    Задание на дом: § 113; §114 учебника.


    Аукцион с использованием опорных слов как методический приём для актуализации опорных знаний, применение ИКТ, игровые моменты, позволяющие поменять виды деятельности на уроке, индивидуальная работа при закреплении изученного материала и последующая взаимопроверка выполненных заданий - всё это элементы, делающие обычный урок чуть интереснее.

    Разработка урока по физике

    Тема урока : Электрический ток в полупроводниках.

    Цели урока:

    Дидактическая - Познакомить учащихся с особым классом веществ – полупроводниками, ввести понятия собственной и примесной проводимости, изучить зависимость электропроводимости полупроводников от температуры и наличия примесей.

    Развивающая: Способствовать расширению кругозора учащихся, развивать способность к восприятию и анализу технической и научной информации, умение пользоваться технической терминологией.

    Воспитательная: Формировать ответственное отношение к приобретению знаний, навыки общения и самодисциплины.

    МТО урока : медиа оборудование, презентация «Электрический ток в полупроводниках», содержащая анимационное пояснение к изучаемому материалу, карточки с ключевыми словами, раздаточный дидактический материал для самостоятельной работы.

    Межпредметные связи. Химия. Темы: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Ковалентная связь.

    Тип урока : Урок усвоения новых знаний на основе имеющихся.

    Методы и приёмы : аукцион с использованием опорных слов, применение ИКТ, использование игровых моментов для создания здоровье сберегающих условий, фронтальный опрос, индивидуальная работа, взаимопроверка.

    План урока .

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация опорных знаний.

    3. Изучение нового материала.

    3.1. Полупроводники.

    3.2. Собственная проводимость полупроводников;

    3.3. Примесная проводимость;

    3.3.1. Донорные примеси;

    3.3.2. Акцепторные примеси.

    4. Закрепление изученного материала.

    5. Домашнее задание.

    6. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация опорных знаний (опрос в форме аукциона с использованием карточек с ключевыми словами).

    Методика проведения аукциона .

    Преподаватель показывает карточку с ключевыми словами (словом), а учащиеся высказываются в соответствии с заданной темой, не вдаваясь в подробности. Каждый правильный ответ – балл в копилку учащегося (карточка временно остаётся у него для подсчёта баллов в дальнейшем).

    Карточка. Электрический ток

    Ответ . Электрическим током называется упорядоченное направленное движение свободных заряженных частиц.

    Карточка . Постоянный электрический ток.

    Ответ . Электрический ток, не меняющийся ни по величине, ни по направлению называется постоянным током.

    Карточка . Направление постоянного тока.

    Ответ . За направление постоянного тока принято направление движения положительно заряженных частиц, т.е. от «+» к «-».

    Карточка. Условия существования тока

    Ответ . Для существования электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц и сил, которые приводили бы эти частицы в направленное движение. Например, силы электрического поля.

    Карточка. Группы веществ по электропроводимости.

    Ответ . По электропроводимости вещества делятся на проводники и диэлектрики.

    Карточка . Проводники.

    Ответ . Проводники – это вещества, хорошо проводящие ток.

    Карточка . Диэлектрики

    Ответ. Диэлектрики – это вещества, не проводящие ток.

    3. Изучение нового материала в сопровождении презентации.

    - Записываем в тетради тему урока (слайд 1).

    Мотивация к дальнейшему изучению темы (слайд 2).

    Знакомимся с целями данного урока (слайд 3).

    Корректируем свои представления о группах веществ по электропроводимости (слайд 4).

    Записываем в тетрадь

    По электрической проводимости вещества можно разделить на 3 основные группы: проводники, диэлектрики, полупроводники.

    Проводники, которые хорошо проводят электрический ток (металлы, растворы электролитов, плазма и др.) Наиболее используемые проводники – Au, Ag, Cu, Al, Fe .

    Диэлектрики – вещества, которые практически не проводят электрический ток (пластмассы, резина, стекло, фарфор, сухое дерево, бумага и др.)

    3.1. Полупроводники

    Записываем в тетрадь.

    Полупроводники – вещества, проводящие ток только при определённых условиях.

    Их электропроводимость зависит от температуры, освещённости, наличия примесей (Si , Ge , Se , In , As и др.).

    По электрической проводимости они занимают промежуточное положение между проводниками и диэлектриками (Si, Ge, Se, In, As и др.) Кроме 12 чистых химических элементов, полупроводниками являются сернистый свинец, сернистый кадмий, закись меди, многие оксиды и сульфиды металлов, некоторые органические вещества. Наибольшее применение в технике имеют германий Ge и кремний Si (слайды 4,5,6).

    Ещё чуть более полувека назад полупроводники не имели заметного практического значения. В электротехнике и радиотехнике обходились исключительно проводниками и диэлектриками. Но положение резко изменилось, когда теоретически, а затем и практически была открыта возможность управлять электрической проводимостью полупроводников.

    В чём же главное отличие полупроводников от проводников, и какие особенности их строения позволили широко использовать полупроводниковые приборы практически во всех электронных устройствах?

    3.2. Собственная проводимость

    Записываем в тетрадь.

    Проводимость чистых полупроводников называют собственной проводимостью .

    Ещё раз вспоминаем условия существования тока. Повторяем механизм электропроводимости металлов, акцентируя внимание на роли электрического поля (слайд 8).

    Ответ учащихся

    Для существования электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц и сил, которые приводили бы эти частицы в направленное движение. Это могут быть силы электрического поля, которое приводит электроны в упорядоченное движение.

    Рассмотрим проводимость полупроводников на примере кремния Si (слайд 9).

    Кремний – четырёхвалентный химический элемент. Каждый атом кремния во внешнем электронном слое имеет по четыре неспаренных электрона, которые образуют электронные пары (ковалентные связи) с четырьмя соседними атомами. Таким образом, в полупроводнике отсутствуют свободные заряженные частицы, способные создавать ток.

    Но так бывает при обычных условиях, при невысоких температурах.

    - Что произойдёт, если увеличить температуру вещества (слайд 10)?

    При увеличении температуры энергия и скорости движения электронов увеличиваются и некоторые из них отрываются от своих атомов, становясь свободными электронами . Оставшиеся вакантные места с некомпенсированным положительным зарядом (виртуальные заряженные частицы ), называют дырками. Под воздействием электрического поля электроны и дырки начинают упорядоченное (встречное) движение, образуя электрический ток.

    Чтобы понять, как же перемещаются дырки (вакантное место), проводим игру «Пустой стул» .

    Методика проведения игры .

    Суть игры заключается в следующем. На одном из рядов за первой партой освобождаем стул. Это исходная позиция. Учащийся, сидящий за второй партой, пересаживается на него. Таким образом, свободный стул оказывается уже не за первой, а за второй партой. Теперь учащийся, сидящий за третьей партой, занимает освободившееся место, и пустым оказывается стул за третьей партой и т.д. Таким образом, вакантное место – пустой стул (в полупроводнике это дырка) перемещается всё дальше и дальше от первой парты, двигаясь в сторону противоположную движению участников игры (в полупроводнике – в сторону, противоположную движению электронов).

    Игра помогает снять напряжение и продолжить дальнейшее успешное изучение учебного материала.

    Записываем в тетрадь.

    Электрический ток в чистых полупроводниках создаётся свободными электронами и дырками, которых одинаковое количество.

    Это собственная проводимость полупроводников.

    При увеличении температуры число свободных электронов и дырок становится больше, проводимость полупроводников растет, сопротивление уменьшается.

    Записываем в тетрадь.

    При увеличении температуры проводимость полупроводников растет, сопротивление уменьшается.

    Задание учащимся.

    Сравните и объясните графики зависимости сопротивления металлов и полупроводников от температуры (слайд 11).

    Ответы учащихся по слайду.

    При увеличении температуры сопротивление металлов возрастает. Это объясняется тем, что при увеличении температуры ионы в узлах кристаллической решётки колеблются интенсивнее, хаотичность движения свободных электронов возрастает, и суммарный заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в единицу времени уменьшается.

    При увеличении температуры сопротивление полупроводников уменьшается. Это объясняется тем, что при нагревании полупроводников в них становится больше свободных носителей заряда, что приводит к увеличению силы тока, а это равносильно уменьшению сопротивления.

    3.3 Примесная проводимость полупроводников (слайды 12,13,14).

    Собственная проводимость полупроводников явно недостаточна для технического применения полупроводников. Поэтому для увеличения проводимости в чистые полупроводники внедряют примеси (легируют), которые бывают донорные и акцепторные

    Записываем в тетрадь

    Проводимость полупроводников с добавлением примесей называется примесной проводимостью. Примеси бывают донорные и акцепторные

    3.3.1. Донорные примеси.

    Если добавить в чистый расплавленный кремний незначительное количество мышьяка (примерно 10-5 %), после твердения образуется обычная кристаллическая решетка кремния, но в некоторых узлах решетки вместо атомов кремния будут находиться атомы мышьяка.

    Мышьяк, как известно, пятивалентный элемент. Четырёхвалентные электроны образуют парные электронные связи с соседними атомами кремния. Пятому валентному электрону связи не хватит, при этом он будет слабо связан с атомом Мышьяка, который легко становится свободным. В результате каждый атом примеси отдаст один свободный электрон.

    Электроны из атомов кремния могут становиться свободными, образуя дырку, поэтому в кристалле могут одновременно существовать и свободные электроны и дырки. Однако свободных электронов во много раз будет больше, чем дырок.

    Полупроводники, в которых основными носителями зарядов являются электроны, называют полупроводниками n-типа.

    Записываем в тетрадь

    Примеси, атомы которых легко отдают электроны, называются донорными (полупроводник n -типа).

    3.3.2. Акцепторные примеси

    Если в кремний добавить незначительное количество трехвалентного индия, то характер проводимости полупроводника изменится. Поскольку индий имеет три валентных электрона, то он может установить ковалентную связь только с тремя соседними атомами. Для установления связи с четвертым атомом электрона не хватит. Индий «одолжит» электрон у соседних атомов, в результате каждый атом Индия образует одно вакантное место - дырку.

    В случае акцепторной примеси основными носителями заряда во время прохождения электрического тока через полупроводник являются дырки. Полупроводники, в которых основными носителями зарядов являются дырки, называют полупроводниками р-типа.

    Записываем в тетрадь

    Примеси, которые «захватывают» электроны атомов кристаллической решетки полупроводников, называются акцепторными (полупроводник р-типа).

    4. Закрепление изученного материала .

    4.1. Фронтальный опрос (слайд 16).

    Что такое полупроводники?

    Какими частицами создаётся ток в полупроводниках?

    Чем примесная проводимость отличается от собственной проводимости?

    Для чего легируют чистые полупроводники?

    Что такое полупроводник р – типа?

    Что такое полупроводник n – типа?

    Почему с увеличением температуры сопротивление полупроводников падает?

    4.2. Самостоятельная работа по карточкам .

    Установите соответствие, какие физические термины и высказывания необходимы для рассказа по темам «Электрический ток в металлах», «Электрический ток газах», «Электрический ток в растворах электролитов», «Электрический ток в полупроводниках»?

    Условие: при выполнении работы исправления не допускаются .

    Металлы Газы Растворы электролитов Полупроводники

    1. Ионы, 2. Электроны, 3. Примеси, 4. Дырка, 5. Сопротивление возрастает с ростом температуры, 6. Рекомбинация, 7. При нагревании сопротивление уменьшается, 8. Проводник, 9. Кристаллическая решётка, 10. Электрическая дуга, 11. Самостоятельный разряд,12. Огни святого Эльма, 13. Донорная, 14. Диэлектрик, 15. Электронное облако, 16. Вакуумный диод, 17. Газоразрядная трубка, 18. Акцепторная, 19. Собственная проводимость, 20. Вакуум, 21. Сверхпроводимость, 22. Ионизация, 23. Электролитическая диссоциация, 24. Электроды, 25.Электролиз, 26. Кинескоп, 27. Гальванопластика.

    После выполнения задания учащиеся обмениваются карточками и проверяют друг друга, делая исправления , оценивая работу товарища.

    Затем работы проверяются ещё раз с помощью ключа и передаются преподавателю.

    Ключ к заданию

    Металлы – 1, 2, 5, 8, 9, 21.

    Газы – 1,2,6,7,10,11,12,14,17,22.

    Растворы электролитов – 1,6,7,23,24,25,27.

    Полупроводники – 1,2,3,4,7,9,13,18,19.

    5. Домашнее задание:

    1. Подготовить сравнительную таблицу «Электрический ток в различных средах».

    2. Подготовить сообщение «Первое практическое применение полупроводниковых термоэлементов в годы ВОВ» («Партизанский котелок») – по желанию.

    6. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

    Использованная литература

    Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский-- 12- е изд.-М. : Просвещение, 2010. - 336 с.,: ил.-ISBN 5-01 011578-8.

    Электронный учебник «Открытая физика», Физикон

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    Раздел 2 Тема 2.5 Полупроводниковые приборы

    (Тема урока)

    ФИО (полностью)

    Дилигенская Юлия Владимировна

    Место работы

    БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова»

    Должность

    Преподаватель

    Профессиональный модуль ПМ 01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования

    МДК 01.05 Типовые электрические схемы и функциональные узлы электронных и вычислительных устройств

    ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ

    1. Литература

    Основная

    1.Тугов Н. М. , Глебов Б.А., Чарыков Н.А.Полупроводниковые приборы- М.: Издательский центр «Академия,» 2004.-240 с

    2.Миклашевский С.П., Промышленные элементы электронных схем. М: Высшая школа, 2006- 214 с.

    Справочная

    1.Диоды, транзисторы, оптоэлектронные приборы: Справочник , М.: Издательский центр «Академия,» 2005

    2. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники, Учебное пособие- М: Высшая школа. 2006 – 108 с

    5.Цель урока:

    Ознакомить обучающихся с разновидностями полупроводниковых приборов;

    Дать представление о функциональном назначении каждого прибора;

    Показать практическое значение полупроводниковых приборов в специальности.

    6. Задачи:

    - обучающие

    помочь студентам изучить классификацию полупроводниковых приборов;.

    -развивающие

    развивать познавательный интерес студентов.

    -воспитательные

    воспитать информационную культуру студентов.

    7.Тип урока – усвоения новых знаний

    8.Формы работы учащихся – индивидуальная и групповая.

    9.Необходимое техническое оборудование – мультимедийный компьютер преподавателя, видеопроектор,

      Структура и ход урока

    Таблица 1.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность преподавателя

    Деятельность студента

    Время

    (в мин.)

    Организационно-мотивационный

    1. Схема устройства компьютера

    Приветствует студентов. Проверяет подготовку учащихся к уроку и выполнение домашнего задания.

    Формулирует тему урока и раскрывает цели урока.

    Задает вопросы, мотивирующие учащихся на изучение новой темы:

      Какие виды электронных схем вы знаете?

      Какие типы полупроводниковых приборов вам известны?

      Перечислите характеристики полупроводниковых материалов?

    Обобщает ответы студентов, переходя к основной части урока.

    Приветствуют преподавателя демонстрируют домашнюю работу в тетрадях.

    Слушают и осмысливаю цели занятия, записывают дату и тему урока в тетрадях

    Отвечают на поставленные вопросы.

    Анализируют представленную на слайде информацию.

    Основная часть:

    Этап передачи новых знаний

    2. Основные устройства полупроводниковых приборов

    3. Характеристики диодов

    4.Характеристики транзисторов

    5. Характеристики микросхем

    Лекция. (Демонстрация интерактивной презентации)

    Обращает внимание на различие назначения и характеристик полупроводниковых приборов, используя видеофрагмент.

    Указывает на конструкцию полупроводниковых приборов, выведя на экран схему, отражающую основные функциональные компоненты. полупроводниковых приборов

    Рассказывает о каждом

    полупроводниковом приборе

    1) Диоды

    Обращает внимание на то, что в основе свойств полупроводниковых материалов лежат общие принципы работы приборов

    2) Транзисторы.

    3)Микросхемы.

    Слушают объяснение нового материала, делают записи в тетрадях.

    Осмысливают новую информацию.

    Изучают представленную схему, задают вопросы.

    Чертят схемы в тетрадях.

    Обсуждают, представленную на слайде информацию, демонстрируют свои знания из дисциплины « Физика» по характеристикам полупроводниковых приборов

    Этап усвоения новых знаний

    7 .Применение полупроводниковых приборов в специальности

    Предлагает самостоятельно изучить понятие и назначение:

    4) Полевые транзисторы в коммутационной аппаратуре.

    Работа с учебником, выполнение записей в тетрадях. После изучения данного материала уясняют не понятные моменты.

    Закрепления нового материала

    Группа разбивается на бригады. Преподаватель каждой бригаде раздает карточки с ключевыми словами, которые надо дополнить терминами, по теме урока

    Проверяет правильность выполнения задания

    Каждая бригада работает над заданием, стараясь справиться с ним первой.

    Подведения итогов урока

    Оценивает деятельность студентов. Подводит общий итог урока.

    Задает домашнее задание.

    Благодарит студентов за урок.

    Слушают и осмысливают итоги урока. Записывают домашнее задание в дневниках. Выражают отношение к уроку.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Министерство науки и образования

    Кафедра "ИиВТ"

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    К курсовой работе

    Организация и методика производственного обучения по предмету: Материаловедение и электрорадиоматериалы

    На тему: Полупроводниковые материалы

    Введение

    I. В современной технике очень широко применяются металлы и сплавы, а также электротехнические материалы. Современное радиоэлектронное приборостроение достигло такого этапа развития когда важными параметрами приборов зависят не столько от схемных решений, сколько от использованных электрорадиоматериалов и совершенство технологических процессов их изготовления. Предмет материаловедение состоит из пяти разделов. Первый раздел называется общие сведения о металлах и сплавах.

    Метал - это твердое вещество.

    Сплав - это соединение 2-х и более химических элементов

    Компонент - это вещества составляющие сплав.

    II. Проводниковые материалы - это материалы которые обладают малым удельным сопротивлением.

    III. Диэлектрические материалы

    Диэлектрики - это изоляционные материалы.

    IV. Полупроводниковые материалы - это материалы которые при работе затрачивают малое количество энергий.

    V. Магнитные материалы - обладающие свойствами притягивания.

    Конструкционные стали и сплавы

    Конструкционными называются стали, предназначенные для изготовления деталей машин (машиностроительные стали), конструкций и сооружений (строительные стали).

    Углеродистые конструкционные стали

    Углеродистые конструкционные стали подразделяются на стали обыкновенного качества и качественные.

    Стали обыкновенного качества изготавливают следующих марок Ст0, Ст1, Ст2,..., Ст6 (с увеличением номера возрастает содержание углерода). Ст4 - углерода 0.18-0.27%, марганца 0.4-0.7%.

    С повышением условного номера марки стали возрастает предел прочности (в) и текучести (0.2) и снижается пластичность (,). Ст3сп имеет в =380490МПа, 0.2 =210250МПа, =2522%.

    Качественные углеродистые стали выплавляют с соблюдением более строгих условий в отношении состава шихты и ведения плавки и разливки. Содержание S<=0.04%, P<=0.0350.04%, а также меньшее содержание неметаллических включений.

    Качественные углеродистые стали маркируют цифрами 08, 10, 15,..., 85, которые указывают среднее содержание углерода в сотых долях процента.

    Низкоуглеродистые стали (С<0.25%) 05кп, 08, 07кп, 10, 10кп обладают высокой прочностью и высокой пластичностью. в =330340МПа, 0.2 =230280МПа, =3331%.

    Среднеуглеродистые стали (0.3-0.5% С) 30, 35,..., 55 применяют после нормализации, улучшения и поверхностной закалки для самых разнообразных деталей во всех отраслях промышленности. Эти стали по сравнению с низкоуглеродистыми имеют более высокую прочность при более низкой пластичности (в =500600МПа, 0.2 =300360МПа, =2116%). В связи с этим их следует применять для изготовления небольших деталей или более крупных, но не требующих сквозной прокаливаемости.

    Стали с высоким содержанием углерода (0.6-0.85% С) 60, 65,..., 85 обладают высокой прочностью, износостойкостью и упругими свойствами. Из этих сталей изготавливают пружины и рессоры, шпиндели, замковые шайбы, прокатные валки и т.д.

    Легированные конструкционные стали

    Стали, в которых суммарное количество содержание легирующих элементов не превышает 2.5%, относятся к низколегированным, содержащие 2.5-10% - к легированным, и более 10% к высоколегированным (содержание железа более 45%).

    Наиболее широкое применение в строительстве получили низколегированные стали, а в машиностроении - легированные стали.

    Легированные конструкционные стали маркируют цифрами и буквами. Двухзначные цифры, приводимые в начале марки, указывают среднее содержание углерода в сотых долях процента, буквы справа от цифры обозначают легирующий элемент.

    Строительные низколегированные стали

    Низко легированными называют стали, содержащие не более 0.22% С и сравнительно небольшое количество недефицитных легирующих элементов: до 1.8% Mn, до 1,2% Si, до 0,8% Cr и другие.

    К этим сталям относятся стали 09Г2, 09ГС, 17ГС, 10Г2С1, 14Г2, 15ХСНД, 10ХНДП и многие другие. Стали в виде листов, сортового фасонного проката применяют в строительстве и машиностроении для сварных конструкций, в основном без дополнительной термической обработки. Низколегированные низкоуглеродистые стали хорошо свариваются.

    Для изготовления труб большого диаметра применяют сталь 17ГС (0.2 =360МПа, в =520МПа).

    Арматурные стали

    Для армирования железобетонных конструкций применяют углеродистую или низкоуглеродистую сталь в виде гладких или периодического профиля стержней.

    Сталь Ст5сп2 - в =50МПа, 0.2 =300МПа, =19%.

    Стали для холодной штамповки

    Для обеспечения высокой штампуемости отношение в / 0.2 стали должно быть 0.5-0.65 при не менее 40%. Штампуемость стали тем хуже, чем больше в ней углерода. Кремний, повышая предел текучести, снижает штампуемость, особенно способность стали к вытяжке. Поэтому для холодной штамповки более широко используют холоднокатаные кипящие стали 08кп, 08Фкп (0.02-0.04% V) и 08Ю (0.02-0.07% Al).

    Конструкционные (машиностроительные) цементируемые (нитроцементуемые) легированные стали

    Для изготовления деталей, упрочняемых цементацией, применяют низкоуглеродистые (0.15-0.25% С) стали. Содержание легирующих элементов в сталях не должно быть слишком высоким, но должно обеспечить требуемую прокаливаемость поверхностного слоя и сердцевины.

    Хромистые стали 15Х, 20Х предназначены для изготовления небольших изделий простой формы, цементируемых на глубину 1.0-1.5мм. Хромистые стали по сравнению с углеродистыми обладают более высокими прочностными свойствами при некоторой меньшей пластичности в сердцевине и лучшей прочности в цементируемом слое., чувствительна к перегреву, прокаливаемость невелика.

    Сталь 20Х - в =800МПа, 0.2 =650МПа, =11%, =40%.

    Хромованадиевые стали . Легирование хромистой стали ванадием (0.1-0.2%) улучшает механические свойства (сталь 20ХФ). Кроме того, хромованадиевые стали менее склонны к перегреву. Используют только для изготовления сравнительно небольших деталей.

    Типовой учебный план

    Типовой учебный план - это документ, предназначенный для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускных учебных заведений средне специального образования. Он определяет общий перечень дисциплин, и обязательные объемы времени для их реализации, виды и минимальную продолжительность произведенной практики, примерный перечень учебных кабинетов, лабораторий и мастерских. В учебном плане также предусматривается курсовое проектирование не более чем по трем дисциплинам во весь период обучения. Виды производственной практики и их продолжительность определяется в соответствии с типовой учебной практики по заданной специальности. График учебного процесса носит рекомендательный характер и может быть откорректирован учебным заведением при обязательном соблюдении продолжительности теоретического обучения, экзаменационных сессий, а также сроков проведения зимних и завершающих учебный год летних каникул (см. таблицу 1).

    ТАБЛИЦА 1

    Наименование

    учебного процесса,

    учебных дисциплин

    Распреде-ление по семестрам

    Кол-во контроль-ных

    Количество часов

    Распределение по курсам и семестрам

    Экзаменов

    Курсо-вых проект

    Тео-рет. зан.

    Лаб.прак занятия

    Материаловедение

    и электрорадио-материалы

    Из учебного плана видно, что на предмет "Материаловедение и электрорадиоматериалы" всего отводится 60 часов. Из них 44 - теоретических и 16- практических. Минимальное количество контрольных работ составляет 2 работы. Есть лабораторные занятия. Курсовых, курсового проекта, зачета нет. Предмет "Материаловедение и электрорадиоматериалы" изучается на 2 курсе. В 3семестре обучения 18 недель, в неделю по 2 часа: 18*2=36 часов изучают в 3 семестре. В 4 семестре обучения 12 недель, в неделю по 2 часа: 12*2=24 часа изучают за 4 семестр. Итого за 3 и 4 семестр: 36+24=60 часов, полностью изучают этот предмет на 2 курсе.

    Тематический план

    Тематический план - является частью учебной программы. Учебная программа - это документ, в котором дается характеристика содержания изучаемого материала по годам обучения и разделам (темам). Тематический план состоит из разделов, в которые входят темы. Тематический план распределяет часы по разделам из общего количества часов. В тематическом плане по предмету "Материаловедение и электрорадиоматериалы" в разделе "Проводниковые материалы" отводится 12 часов.

    ТАБЛИЦА 2

    Наименование темы

    Количество часов

    Теоретические занятия

    Глава 4. Проводниковые материалы

    Материалы высокой проводимости

    Сверхпроводники и криопроводники

    Электропроводность проводников

    Контрольная работа

    Календарно-тематический план

    Календарно-тематический план - планирующее учетный документ, его целями является определение тематики, тип метода и оснащение уроков по выбранному предмету. Составление календарно-тематического плана является первым шагом создания поурочной систематизации. Исходным документом здесь является учебная программа. Календарно тематический план предусматривает межпредметные связи. При соответствии календарно-тематического плана учебной программе ориентируются на тематический план при составлении поурочного плана. Календарно-тематический план (см. таблицу 3).

    Разработка урока

    Изучая учебную программу, преподаватель внимательно анализирует каждую тему, что дает возможность четко определить содержание обучения, установить межпредметные связи. На основе учебной программы составляется календарно-тематический план и уже на основе календарно-тематического плана составляется поурочный план. При определении цели и содержания урока, вытекающей из учебной программы, определяется содержание записи, умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на данном уроке. Анализируя предыдущие уроки, и устанавливая в какой мере решены их задачи, выясняют причину недочетов, и на основе этого определяют какие изменения необходимо внести в проведения данного урока. Намечают структуру урока и время на каждую ее часть, формируют содержание и характер воспитательной работы во время урока.

    План урока

    Предмет: Материаловедение и электрорадиоматериалы Группа 636

    Тема: Классификация и основные свойства

    а) обучающая: Познакомить учащихся с понятиями и основными свойствами проводниковых материалов, рассказать о их предназначений

    б) развивающая: Развить интерес к материаловедению и электрорадиоматериалам

    в) воспитательная: Выработать потребность в самообразовании

    Тип урока: Комбинированный

    Метод изложения: поисковый

    Наглядные пособия: плакат № 1, ПК

    Время: 90 мин.

    Ход урока

    I . Вводная часть:

    Письменный опрос по двум вариантам + 3 уч-ся у доски (приложение1)

    II . Основная часть:

    1. Сообщение цели новой темы

    2. Изложение нового материала время 40 мин.

    а) Основные понятия

    б) Классификация проводников

    в) Сфера применения

    3. Ответы на вопросы учащихся время 10 мин.

    4. Закрепление нового материала время 20 мин.

    Письменный опрос по 2 вариантам + 3 уч-ся у доски (приложение 2)

    III . Заключительная часть: время 3 мин.

    1. Подведение итогов

    2. Задание на дом: стр. 440 ответы на вопросы, самостоятельно рассмотреть темы № 2, 3, 4, 5

    3. Заключительное слово преподавателя

    Преподаватель

    Список литературы

    1. Лахтин Ю. М., Леонтьева В. П. Материаловедение. -- М.: Машиностроение, 1990 г.

    2. Технологические процессы машиностроительного производства. Под редакцией С. И. Богодухова, В. А Бондаренко. -- Оренбург: ОГУ, 1996 г.

    Приложение 1

    ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС по 2-м вариантам

    Вариант 1

    1 . Что изучает предмет материаловедение.

    2. Виды металлов.

    3. Классификация металлов

    4. Аллотропическое превращение

    5 . Свойства металлов

    Вариант 2

    1. Определение твердости металлов

    2. Механические свойства

    3. Пластичность

    4. Выносливость

    5. Технологические свойства

    Приложение 2

    Письменный опрос

    1 - вариант

    1. Полупроводниковые материалы

    2. Сверхпроводники

    3. Криопроводники

    4. Характеристики полупроводниковых материалов

    5. Упругость материалов

    2 - вариант

    1. Полупроводниковые материалы.

    2. Диэлектрические материалы

    3. Пластичность

    4. Упругость

    5. Сверхпроводники

    Приложение 3

    Конспект урока на тему " Проводниковые материалы "

    Возрастание роли техники и технического знания в жизни общества характеризуется зависимостью науки от научно-технических разработок, усиливающейся технической оснащенностью, созданием новых методов и подходов, основанных на техническом способе решения проблем в разных областях знания, в том числе и военно-техническом знании. Современное понимание технического знания и технической деятельности связывается с традиционным кругом проблем и с новыми направлениями в технике и инженерии, в частности с техникой сложных вычислительных систем, проблемами искусственного интеллекта, системотехникой и др.

    Спецификация понятий технического знания обуславливается в первую очередь спецификой предмета отражения технических объектов и технологических процессов. Сравнение объектов технического знания с объектами иного знания показывает их определенную общность, распространяющуюся, в частности, на такие черты, как наличие структурности, системности, организованности и т.д. Такие общие черты отражаются общенаучными понятиями "свойство", "структура", "система", "организация" и т.п. Разумеется, общие черты объектов технического, военно-технического, естественнонаучного и общественно-научного знания отражаются такими философскими категориями "материя", "движение", "причина", "следствие" и др. Общенаучные и философские понятия употребляются и военных и в технических науках, но не выражают их специфики. Вместе с тем они помогают глубже, полнее осмыслить содержание объектов технического, военно-технического знания и отражающих их понятий технических наук.

    Вообще философские и общенаучные понятия в технических науках выступают в роли мировоззренческих и методологических средств анализа и интеграции научно-технического знания.

    Технический объект - это, несомненно, часть объективной реальности, но часть особая. Его возникновение и существование связаны с социальной формой движения материи, историей человека. Это определяет исторический характер технического объекта. В нем объективируются производственные функции общества, он выступает воплощением знаний людей.

    Возникновение техники - это естественноисторический процесс, результат производственной деятельности человека.

    Ее исходным моментом являются "органы человека". Усиление, дополнение и замещение рабочих органов - социальная необходимость, реализуемая путем использования природы и воплощения в преобразуемых природных телах трудовых функций.

    Формирование техники протекает в процессе изготовления орудий, приспособления природных тел для достижения цели. И ручное рубило, и ствол дерева, выполняющий функцию моста и т.п. - все это средства усиления индивида, повышения эффективности его деятельности. Природный предмет, выполняющий техническую функцию, - это уже в потенции технический объект. В нем зафиксирована целесообразность его устройства и полезность конструктивных улучшений за счет подработки его частей.

    Практическое выделение конструкции как целостности свидетельствует об актуальном существовании технического объекта. Ее важнейшими свойствами являются функциональная полезность, необычное для природы сочетание материалов, подчиненность свойств материала отношению между компонентами системы. Техническая конструкция представляет собой соединение компонентов; этот порядок обеспечивает как можно более продолжительное и эффективное функционирование орудия, исключающее его саморазрушение. Компонентом конструкции выступает деталь как исходная и неделимая для нее единица. И, наконец, с помощью технической конструкции способ общественной деятельности достигает технологичности. Технология - это та сторона общественной практики, которая представлена взаимодействием технического средства и преобразуемого объекта, определяется законами материального мира и регулируется техникой.

    Техническая практика обнаруживает себя в отношении человека к технике как объекту, к ее частям и их связям.

    Эксплуатация, изготовление и конструирование тесно связаны друг с другом и представляют собой своеобразное развитие технической практики. В качестве объекта эксплуатации техника выступает как некоторая материальная и функциональная целостность, сохранение и регулирование которой - непременное условие ее использования. Движущим противоречием эксплуатации является несоответствие между условиями функционирования техники и ее функциональными особенностями. Функциональные особенности предполагают постоянство условий эксплуатации, а условия эксплуатации имеют тенденцию меняться.

    Преодоление этого противоречия достигается в технологии, в нахождении типовых технологических операций.

    Внутренним противоречием технологии является несоответствие между используемыми природными процессами и потребностями в повышении ее надежности и эффективности. Преодоление этого противоречия достигается в конструировании более совершенной техники, с помощью которой можно использовать более фундаментальные закономерности природы. Техника не пассивна по отношению к технологии, средство влияет на цель.

    Новая техника изменяет технологию, технология сама становится средством реализации внутренних достоинств сконструированной техники.

    В конструировании с наибольшей полнотой обнаруживается социальная сущность технического объекта. В нем синтезируется конструктивная структура в соответствии с заданной обществом производственной функцией. Техника образует условие развития общества, опосредствует его отношение к природе, является средством разрешения противоречий между человеком и природой. Технический объект - носитель производственных, технологических функций человека. Без технического прогресса невозможно достижение социальной однородности общества и всестороннего развития каждого индивида.

    Свойства технического объекта выявляются в технической практике ификсируются в знании приемов эксплуатации, изготовления и совершенствования техники. Эмпирически найденные пропорции между частями технического средства и к формированию "технических предметов", относительно устойчивых сведений о технических устройствах, об их существенных компонентах и свойствах. В виде таких предметов сформировались, например, описания подъемнотранспортных механизмов, часов, важнейших ремесел и материалов.

    Переход к машинной технике, передача рабочих орудий механизмам вызвали в жизни конструирование технических устройств, что потребовало теоретической разработки понятия "машина" и получения различных ее идеализаций (кинематической пары, динамики сил, конструкции) .

    На формирование понятий технической науки оказывают влияние закономерности, раскрытые в ходе изучения естественных наук, в частности, теоретической механики. Вместе с тем следует признать, что понятие технической конструкции получает свое выражение внутри технического знания. Исторически оно формируется как система положений о машине, механической совокупности частей и их закономерном отношении, обеспечивающем получение нужного эффекта.

    Формирование технических дисциплин происходило различными путями. Технические дисциплины о двигателях основываются на результатах естествознания, на знании законов природы и применении законов физики к технике. Прикладной характер носят техническая кинематика, динамика машин и учение о деталях машин. Эти дисциплины сформировались на базе теоретической механики и начертательной геометрии, что выразилось в создании специального языка.

    Технические науки формировались не только путем приложения естествознания к технике, но и путем использования многовекового опыта техники, его осмысления и придания ему логически четкого вида. Таким путем формировались науки о различных типах машин, материаловедение и пр. Проверенные на практике эмпирические данные этих технических дисциплин сохранялись и включались в общую науку о машинах. И до сих пор многие приемы изготовления и эксплуатации техники не получили должного теоретического обоснования.

    Формирование технической науки положило конец ремесленному отношению к технике, когда те или иные механизмы совершенствовались по частям в течение многих десятилетий и даже столетий. Понимание того, что машина представляет собой преобразование движения в форму, нужную производству и в своей сущности состоящую из кинематических пар, легло в основу научного конструирования разнообразных технических устройств в XIX в.

    Из сказанного видно, что техническая наука исследует свой объект, хотя она способна объяснить функционирование и ремесленных, ручных орудий труда, которые создавались без научного обоснования. Объект технической науки формируется в процессе выделения существенных и необходимых свойств техники, конструирования машины. Машина, ее компоненты, отношения между ними, их композиция, природная основа компонентов и технологический процесс - все это объект технической науки. Объект технической науки является источником научно-технического познания. Его исследование дает, в частности, конструктивные структуры и их элементы. В с структуре фиксируется устойчивость, повторяемость, необходимость,

    закономерность композиции элементов машины. По отношению к структуре компонент машины выступает в виде элемента. Мысленное получение элемента структуры связано отвлечением от физической размерности и природной основы компонента. В конечном счете все научно-технические понятия являются отображением технического объекта.

    Понятия "технический объект" и "объект технической науки" выполняют различную методологическую функцию в философском анализе техники и научно-технического познания. В понятии "технический объект" фиксируется реально изменяемая в практике сторона объективного мира. Технический объект отображается в философских, общественных, естественных и технических науках, и каждый раз наука вычленяет свойственную ей предметную область. В понятии "объект технической науки" фиксируется предмет технических наук, их отношение к объективной реальности. Главным объектом технических наук является машина, так как с ее помощью организуется технологический процесс и ею он регулируется. Машина облегчает и заменяет труд человека, служит средством достижения цели.

    В технической науке прежде всего выделяются исследования элементов, их отношений и технических структур. Для формирования предмета технической науки важно выделить, описать и объяснить технические элементы, их отношения и возможные структуры, в которых материализуются полезные для общества производственные функции. Но на этом техническая наука не кончается. Она включает в себя правила синтеза новых технических структур, расчетные методы и формы проектирования.

    Правила и нормы проектирования, графические и аналитические методы расчета сближают техническую науку с техническим творчеством, проектно-конструкторскими работами. Предмет технических наук формируется в непосредственной зависимости от творчества техники. В этом - специфика технических наук, которые представляют собой средство совершенствования техники, переосмысления естественнонаучных данных, открытия технологических методов и изобретения технических конструкций.

    В качестве важнейшего фактора технического творчества выступают правила, предусматривающие достижение прочности и надежности технического средства, износостойкости и теплостойкости его деталей и пр. Эти правила образуют рамки конструирования, исключая из него то, что не соответствует выработанным технической наукой критериям функционирования машин. На базе правил и норм инженерной деятельности разрабатываются методы решения задач.

    Принципы выступают как предпосылки деятельности, как ее организующее и направляющее начало. Таким образом, в предмет технических наук входят не только закономерности технического объекта, но и закономерности технического проектирования, методы, правила, нормы и принципы проектирования техники.

    Методика проведения урока.

    Захожу в кабинет №24, здороваюсь с учащимися.

    Начинается вводная часть урока.

    I . Вводная часть:

    1. Организационный момент: проверка по рапортичке время 2 мин.

    Проверяю наличие учащихся по рапортичке. На проверку наличия учащихся на уроке отвожу 2 минуты. Затем делаю опрос домашнего задания.

    2. Проверка домашнего задания: время 15 мин.

    Опрос

    Опрос провожу в виде вопросов 10 вопросов. В них входят вопросы по пройденной теме. На тест отвожу 15 минут.

    ТЕСТ

    1 . Что изучает предмет материаловедение

    2. Проводниковые материалы

    3. Полупроводниковые материалы

    4. Диэлектрические материалы

    5. Лаки

    6. Компаунды

    7. Клей

    8. Прочность

    9. Упругость

    10. Пластичность

    Конструкционные стали и сплавы

    Конструкционными называются стали, предназначенные для изготовления деталей машин (машиностроительные стали) , конструкций и сооружений (строительные стали) .

    Углеродистые конструкционные стали Углеродистые конструкционные стали подразделяются на стали обыкновенного качества и качественные.

    Стали обыкновенного качества изготавливают следующих марок Ст0, Ст1, Ст2,..., Ст6 (с увеличением номера возрастает содержание углерода) . Ст4 -- углерода 0.18-0.27%, марганца 0.4-0.7%.

    Стали обыкновенного качества, особенно кипящие, наиболее дешевые. Стали отливают в крупные слитки, вследствие чего в них развита ликвация и они содержат сравнительно большое количество неметаллических включений.

    С повышением условного номера марки стали возрастает предел прочности (sв) и текучести (s0.2) и снижается пластичность (d, y) . Ст3сп имеет sв=380490МПа, s0.2=210250МПа, d=2522%.

    Из сталей обыкновенного качества изготовляют горячекатаный рядовой прокат: балки, швеллеры, уголки, прутки, а также листы, трубы и поковки. Стали в состоянии поставки широко применяют в строительстве для сварных, клепанных и болтовых конструкций.

    С повышением содержания в стали углерода свариваемость ухудшается. Поэтому стали Ст5 и Ст6 с более высоким содержанием углерода применяют для элементов строительных конструкций, не подвергаемых сварке.

    Качественные углеродистые стали выплавляют с соблюдением более строгих условий в отношении состава шихты и ведения плавки и разливки. Содержание S<=0.04%, P<=0.0350.04%, а также меньшее содержание неметаллических включений.

    Качественные углеродистые стали маркируют цифрами 08,10,15,..., 85, которые указывают среднее содержание углерода в сотых долях процента.

    Низкоуглеродистые стали (С<0.25%) 05кп, 08,07кп, 10,10кп обладают высокой прочностью и высокой пластичностью. sв=330340МПа, s0.2=230280МПа, d=3331%.

    Стали без термической обработки используют для малонагруженных деталей, ответственных сварных конструкций, а также для деталей машин, упрочняемых цементацией.

    Среднеуглеродистые стали (0.3-0.5% С) 30,35,..., 55 применяют после нормализации, улучшения и поверхностной закалки для самых разнообразных деталей во всех отраслях промышленности. Эти стали по сравнению с низкоуглеродистыми имеют более высокую прочность при более низкой пластичности (sв=500600МПа, s0.2=300360МПа, d =2116%) . В связи с этим их следует применять для изготовления небольших деталей или более крупных, но не требующих сквозной прокаливаемости.

    Стали с высоким содержанием углерода (0.6-0.85% С) 60,65,..., 85 обладают высокой прочностью, износостойкостью и упругими свойствами. Из этих сталей изготавливают пружины и рессоры, шпиндели, замковые шайбы, прокатные валки и т.д.

    Легированные конструкционные стали

    Легированные стали широко применяют в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, в автомобильной промышленности, тяжелом и транспортном машиностроении в меньшей степени в станкостроении, инструментальной и других видах промышленности. Это стали применяют для тяжело нагруженных металлоконструкций.

    Стали, в которых суммарное количество содержание легирующих элементов не превышает 2.5%, относятся к низколегированным, содержащие 2.5-10% -- к легированным, и более 10% к высоколегированным (содержание железа более 45%) .

    Наиболее широкое применение в строительстве получили низколегированные стали, а в машиностроении -- легированные стали.

    Легированные конструкционные стали маркируют цифрами и буквами. Двухзначные цифры, приводимые в начале марки, указывают среднее содержание углерода в сотых долях процента, буквы справа от цифры обозначают легирующий элемент. Пример, сталь 12Х2Н4А содержит 0.12% С, 2% Cr, 4% Ni и относится к высококачественным, на что указывает в конце марки буква ²А².

    Конструкционные (машиностроительные) улучшаемые легированные стали Стали имеют высокий предел текучести, малую чувствительность к концентраторам напряжений, в изделиях, работающих при многократном приложении нагрузок, высокий предел выносливости и достаточный запас вязкости. Кроме того, улучшаемые стали обладают хорошей прокаливаемостью и малой чувствительностью к отпускной хрупкости.

    При полной прокаливаемости сталь имеет лучшие механические свойства, особенно сопротивление хрупкому разрушению -- низкий порог хладноломкости, высокое значение работы развития трещины КСТ и вязкость разрушения К1с.

    Хромистые стали 30Х, 38Х, 40Х и 50Х применяют для средненагруженных деталей небольших размеров. С увеличением содержания углерода возрастает прочность, но снижаются пластичность и вязкость. Прокаливаемость хромистых сталей невелика.

    Сталь 30Х -- sв=900МПа, s0.2=700МПа, d=12%, y=45%.

    Хромомарганцевые стали. Совместное легирование хромом (0.9-1.2%) и марганцем (0.9-1.2%) позволяет получить стали с достаточно высокой прочностью и прокаливаемостью (40ХГ) . Однако хромомарганцевые стали имеют пониженную вязкость, повышенный порог хладноломкости (от 20 до -60°С) , склонность к отпускной хрупкости и росту зерна аустенита при нагреве.

    Сталь 40ХГТР -- sв=1000МПа, s0.2=800МПа, d=11%, y=45%.

    Хромокремнемарганцевые стали. Высоким комплексом свойств обладают хромокремнемарганцевые стали (хромансил) . Стали 20ХГС, 25ХГС и 30ХГС обладают высокой прочностью и хорошей свариваемостью. Стали хромансил применяют также в виде листов и труб для ответственных сварных конструкций (самолетостроение) . Стали хромансил склонны к обратимой отпускной хрупкости и обезуглероживанию при нагреве.

    Сталь 30ХГС -- sв=1100МПа, s0.2=850МПа, d=10%, y=45%. Хромоникелевые стали обладают высокой прокаливаемостью, хорошей прочностью и вязкостью. Они применяются для изготовления крупных изделий сложной конфигурации, работающих при динамических и вибрационных нагрузках.

    Сталь 40ХН -- sв=1000МПа, s0.2=800МПа, d=11%, y=45%.

    Хромоникелемолибденовые стали. Хромоникелевые стали обладают склонностью к обратимой отпускной хрупкостью, для устранения которой многие детали небольших размеров из этих сталей охлаждают после высокого отпуска в масле, а более крупные детали в воде для устранения этого дефекта стали дополнительно легируют молибденом (40ХН2МА) или вольфрамом.

    Сталь 40ХН2МА -- sв=1100МПа, s0.2=950МПа, d=12%, y=50%.

    Хромоникелемолибденованадиевые стали обладают высокой прочностью, пластичностью и вязкостью и низким порогом хладноломкости. Этому способствует высокое содержание никеля. Недостатками сталей являются трудность их обработки резанием и большая склонность к образованию флокенов. Стали применяют для изготовления наиболее ответственных деталей турбин и компрессорных машин.

    Сталь 38ХН3МФА -- sв=1200МПа, s0.2=1100МПа, d=12%, y=50%.

    Рессорно-пружинные стали общего назначения

    Рессорно-пружинные стали предназначены для изготовления пружин, упругих элементов и рессор различного назначения. Они должны обладать высоким сопротивлением малым пластическим деформациям, пределом выносливости и релаксационной стойкостью при достаточной пластичности и вязкости.

    Для пружин малого сечения применяют углеродистые стали 65,70,75,85. Сталь 85 -- s0.2=1100МПа, sв=1150МПа, d=8%, y=30%.

    Более часто для изготовления пружин и рессор используют легированные стали.

    Стали 60С2ХФА и 65С2ВА, имеющие высокую прокаливаемость, хорошую прочность и релаксационную стойкость применяют для изготовления крупных высоконагруженных пружин и рессор. Сталь 65С2ВА -- s0.2=1700МПа, sв=1900МПа, d=5%, y=20%. Когда упругие элементы работают в условиях сильных динамических нагрузок, применяют сталь с никелем 60С2Н2А.

    Для изготовления автомобильных рессор широко применяют сталь 50ХГА, которая по техническим свойствам превосходит кремнистые стали. Для клапанных пружин рекомендуется сталь 50ХФА, не склонная к перегреву и обезуглероживанию.

    Шарикоподшипниковые стали

    Для изготовления тел качения и подшипниковых колец небольших сечений обычно используют высокоуглеродистую хромистую сталь ШХ15 (0.95-1.0% С и 1.3-1.65% Cr) , а больших сечений -- хромомарганцевую сталь ШХ15СГ (0.95-1.05% С, 0.9-1.2% Cr, 0.4-0.65% Si и 1.3-1.65% Mn) , прокаливающуюся на большую глубину. Стали обладают высокой твердостью, износостойкостью и сопротивлением контактной усталости. К сталям предъявляются высокие требования по содержанию неметаллических включений, так как они вызывают преждевременное усталостное разрушение. Недопустима также карбидная неоднородность.

    Для изготовления деталей подшипников качения, работающих при высоких динамических нагрузках, применяют цементуемые стали 20Х2Н4А и 18ХГТ. После газовой цементации, высокого отпуска, закалки и отпуска детали подшипника из стали 20Х2Н4А имеют на поверхности 58-62 HRC и в сердцевине 35-45 HRC.

    Износостойкие стали

    Для деталей, работающих на износ в условиях абразивного трения и высоких давлений и ударов, применяют высокомарганцевую литую аустенитную сталь 110Г13Л, содержащую 0.9-1.3% С и 11,5-14.5% Mn. Она обладает следующими механическими свойствами: s0.2=250350МПа, sв=8001000МПа, d=3545%, y=4050%.

    Сталь 110Г13Л обладает высокой износостойкостью только при ударных нагрузках. При небольших ударных нагрузках в сочетании с абразивным изнашиванием либо при чистом абразивном изнашивании мартенситное превращение не протекает и износостойкость стали 110Г13Л невысокая.

    Для изготовления лопастей гидротурбин и гидронасосов, судовых гребных винтов и других деталей, работающих в условиях изнашивания при кавитационной эрозии, применяют стали с нестабильным аустенитом 30Х10Г10,0Х14АГ12 и 0Х14Г12М, испытывающим при эксплуатации частичное мартенситное превращение.

    Коррозийно-стойкие и жаростойкие стали и сплавы

    Жаростойкие стали и сплавы. Повышение окалиностойкости достигается введением в сталь главным образом хрома, а также алюминия или кремния, т.е. Элементов, находящихся в твердом растворе и образующих в процессе нагрева защитные пленки оксидов (Cr, Fe) 2O3, (Al, Fe) 2O3.

    Для изготовления различного рода высокотемпературных установок, деталей печей и газовых турбин применяют жаростойкие ферритные (12Х17,15Х25Т и др.) и аустенитные (20Х23Н13,12Х25Н16Г7АР, 36Х18Н25С2 и др.) стали,

    обладающие жаропрочностью. Сталь 12Х17 -- sв=520МПа, s0.2=350МПа, d=30%, y=75%.

    Коррозионно-стойкие стали устойчивы к электрохимической коррозии.

    Стали 12Х13 и 20Х13 применяют для изготовления деталей с повышенной пластичностью, подвергающихся ударным нагрузкам (клапанов гидравлических прессов, предметов домашнего обихода) , а также изделий, испытывающих действие слабо агрессивных сред (атмосферных осадков, водных растворов солей органических кислот) .

    Стали 30Х13 и 40Х13 используют для карбюраторных игл, пружин, хирургических инструментов и т.д.

    Стали 15Х25Т и 15Х28 используют чаще без термической обработки для изготовления сварных деталей, работающих в более агрессивных средах и не подвергающихся действию ударных нагрузок, при температуре эксплуатации не ниже -20°С.

    Подхожу к заключительной части урока, в которой подвожу итоги урока. Выделяю основные моменты темы, подчеркиваю необходимость зучения данной темы. Выдаю домашнее задание. Подвожу итоги урока. Выставляю оценки активным учащимся, для поощрения их потребности самообразования.

    III . Заключительная часть: время 3 мин.

    1. Подведение итогов

    Еще раз выделяю наиболее важную информацию по теме "Классификация и основные свойства проводниковых материалов."

    2. Задание на дом: стр. 94 ответить на вопросы, Задача № 3,4,6,8

    3. Заключительное слово преподавателя: Прощаюсь с учениками.

    Подобные документы

      Ознакомление с типами и дидактическими принципами лекционного занятия. Разработка календарно-тематического плана курса "Наноматериалы и нанотехнологии" для студентов учреждений среднего профессионального образования. Составление планов-конспектов занятий.

      курсовая работа , добавлен 25.09.2010

      Общая характеристика документов планирования в физическом воспитании школьников. Описание основных их разновидностей. Структура учебной программы. Содержание рабочего (тематического) плана. Сущность плана-конспекта урока. Составление расписания занятий.

      презентация , добавлен 11.02.2014

      Изучение краткого конспекта учебного материала по теме "Общие сведения о волокнах" предмета "Материаловедение". Логический, дидактический, психологический и методический анализ учебного материала. Составление структурной схемы, а также плана занятия.

      курсовая работа , добавлен 16.02.2015

      Методика обучения школьников машинной вышивке, необходимый для этого инструментарий и материалы. Анализ учебной прогораммы по теме и разработка перспективно-тематического плана. Составление плана-конспекта и сценария уроков труда по машинной вышивке.

      курсовая работа , добавлен 20.08.2009

      Основные принципы обучения, их система, характеристика и способы реализации. Анализ системы принципов дидактики, ее значение в ходе изучения темы "Денежно-кредитная система". Специфика разработки календарно-тематического плана и плана-конспекта урока.

      курсовая работа , добавлен 08.12.2009

      Ознакомление с рекомендациями по составлению разноуровневых заданий с целью контроля качества изучения иностранного языка. Рассмотрение алгоритма написания тематического плана типового урока. Организация самостоятельной и практической работы учащихся.

      учебное пособие , добавлен 15.04.2010

      Проблема организации контроля знаний учащихся и правильной оценки уровня их знаний. Виды контроля. Роль и значение тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса, пути и методы проведения тематического контроля знаний учащихся.

      дипломная работа , добавлен 01.05.2008

      План-конспект урока - основной документ для проведения конкретного урока по теме, его структура. Рекомендации по составлению плана урока и его проведению. Образец плана-урока производственного обучения при изучении теме "Резка" для слесарей-ремонтников.

      методичка , добавлен 24.10.2012

      Разработка урока на тему "Введение в языки программирования" в соответствии с типовым учебным и календарно-тематическим планами обучения предмету "Языки программирования". Алгоритм проведения урока: проверка прошедшего материала, изложение новой темы.

      курсовая работа , добавлен 25.09.2010

      Материально-техническая база и схема руководства учебно-производственного комбината. Изучение календарно-тематического плана учителя технологии. Технологическая карта урока "Сверление отверстий в сплошном металле". План-конспект внеклассного мероприятия.