• Зарядное для литиевых аккумуляторов своими руками. Зарядное литиевых аккумуляторов

    Большинство современных гаджетов получают питание двумя способами: от сети, от батареек. Какой из них выберете вы? Наверное, второй, как наиболее удобный. Но тогда придется позаботиться об их регулярной зарядке. Для этого имеется специальное оснащение – зарядное устройство для литий-ионных аккумуляторов. Выбирая его, обычно интересуются скоростью заряда и количеством одновременно восстанавливаемых батарей.

    Но при этом не стоит забывать о том, что оно должно быть оптимизировано для работы с конкретными аккумуляторами. Большинство зарубежных производителей батареек выпускают и собственные зарядные устройства, что избавляет вас от утомительных поисков подходящей модели. В чем состоит их отличие и как ориентироваться в этом море продукции? Сейчас мы расскажем более подробно.

    Зарядка для пальчиковых батареек

    Этот прибор является необходимым предметом для людей, предпочитающих активный образ жизни, которые перевели максимальное количество используемых гаджетов на работу от аккумуляторов. Одним из самых распространенных среди таких приборов является мобильный телефон.

    Все они оснащены батареями на литиевой основе. Поэтому для них рекомендуют приобретать зарядное устройство для литиевого аккумулятора 18650. Так как попытка восстановить емкость батареи используя прибор неподходящей модели приведет к ее порче.

    Обычно для зарядки аккумуляторов на литиевой основе используют устройства с маркировкой EP. В мобильном телефоне батарея считается самым уязвимым местом. И при использовании неподходящей зарядки срок ее службы может сократиться, она начнет быстро разряжаться, что доставим массу неудобных моментов. Чтобы избежать этого необходимо правильно подбирать оборудование для восстановления. Причем не обязательно приобретать готовую модель можно сделать зарядное устройство для литиевых аккумуляторов своими руками. Такой прибор обойдется дешевле, чем промышленное изделие.

    Конструктивные особенности ЗУ

    Классическая схема зарядного устройства для литиевого аккумулятора 18650 включает в себя две основные детали:

    • Трансформатор;
    • Выпрямитель.

    Используется он для выработки постоянного тока с напряжением 14,4В. Такое значение параметра выбрано не случайно. Оно необходимо для того, чтобы ток смог проходить через разряженный аккумулятор. А так как в это время напряжение батареи составляет около 12В, то зарядить ее устройством, у которого на выходе такое же значение невозможно. Вот поэтому и была выбрана величина в 14,4В.

    Принцип работы ЗУ

    Восстановление емкости батареи начинается при включении ЗУ в сеть. При этом внутреннее сопротивление аккумулятора растет, а ток снижается. Как только напряжение на батарее достигнет отметки в 12В, ток приблизится к нулевой отметке. Такие параметры говорят о том, что зарядка аккумулятора выполнена успешно и устройство может быть отключено.

    Кроме обычного процесса, занимающего довольно продолжительное время, существует и ускоренный. Стремительная зарядка значительно сокращает сроки, но в то же время негативно влияет на работу батареи, поэтому пользоваться этим методом специалисты не рекомендуют.

    Критерии выбора прибора зарядки

    Определить насколько качественным будет покупаемый прибор можно по следующим моментам:

    • Наличию независимых каналов заряда;
    • Току;
    • Функции разряда.

    Рассмотрим каждый из них подробно. Начнем с самого значимого – независимых каналов заряда. Наличие их у выбранной модели говорит о том, что ее электронная начинка способна раздельно контролировать процесс зарядки и прекращать его, как только емкость аккумулятора будет восстановлена. Но при этом все остальные не успеют восстановить свое емкость, что при постоянном повторении такой ситуации ведет к быстрому выходу из строя батарей.

    Пополнение энергии аккумулятора возможно тремя способами:

    1. Слабым током;
    2. Средним;
    3. Высоким.

    Первый предполагает выбор зарядного устройства для литий-ионных аккумуляторов с учетом номинальной емкости батареи. При этом вырабатываемый им ток не должен превышать 10%. Такой способ зарядки самый медленный и щадящий. При его постоянном использовании срок службы аккумуляторов практически не сокращается.

    Использование приборов, с током, составляющим меньше половины номинальной емкости батареи считают золотой серединкой. При нем аккумулятор практически не нагревается и время цикла не очень затянутое, как в первом случае.

    Последний способ или зарядка большим током практически равным номинальной емкости – это в своем роде стресс для батареи, приводящий к весомому сокращению срока службы. При нем происходит сильный нагрев, требующий активного вентиляторного охлаждения. Его используют только в крайних случаях, когда требуется зарядить аккумулятор за пару часов.

    Смотрим видеообзор зарядников для литьевых батарей:

    Существуют и так называемые интеллектуальные устройства. Они используются для зарядки аккумуляторов профессиональными фотографами, используемых в осветительных приборах и других аналогичных случаях. Стоимость такого зарядного устройства для литий-ионных аккумуляторов достаточно велика, но если вам важна безупречная работа гаджета, то лучше инвестировать в покупку прибора, чем постоянно менять батареи.

    У интеллектуальных зарядных устройств имеется функция разряда. Она необходима чтобы полностью разрядить аккумулятор, исключив тем самым эффект памяти. Это несколько удлиняет цикл зарядки, но тем самым продлевает срок службы батареи.

    В некоторых моделях присутствует и функция тренировки. Ее используют для возвращения в рабочее состояние частично испорченных аккумуляторов.

    Лучшие производители

    Каждый продукт имеет свои особенности. Поэтому выбирая конкретную марку необходимо в первую очередь ориентироваться на количество и тип аккумуляторов, которые придется заряжать. Если предполагается работа с 4-мя батареями, то можно остановиться на модели Rodition Ecocharger. Это небольшое устройство, способное восстанавливать даже одноразовые щелочные батарейки. Включение этой функции производится тумблером, расположенным на боковой панели корпуса.

    Прибор имеет четыре канала и способен контролировать уровень заряда каждого элемента в отдельности. На панели устройства имеется световая индикация, показывающая, какой из аккумуляторов уже восстановился. Купить такое устройство можно за 20 долларов.

    Смотрим видео о продукции Rodition Ecocharger:

    Одним из наиболее популярных и многофункциональных считается зарядное устройство для литиевых аккумуляторов марки La Crosse BC-700. Оно относится к продвинутым и рассчитано на восстановление пальчиковых баьаоеек форматов АА и ААА на основе никеля. Особенности прибора таковы, что он способен одновременно осуществлять зарядку 4 батарей разной емкости.

    Устройства работает в нескольких режимах. Имеется регулятор тока, позволяющий выбирать наиболее оптимальную его величину для каждого случая.

    Этапы зарядки

    Процесс восстановления батареи специалисты рекомендуют начинать с ее полной разрядки. Если по каким-либо причинам приходится заряжать аккумулятор которые еще не полностью разрядился, то стоит выбирать продвинутую модель устройства.

    Оценка характеристик того или иного зарядного устройства затруднительна без понимания того, как собственно должен протекать образцовый заряд li-ion аккумулятора. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к схемам, давайте немного вспомним теорию.

    Какими бывают литиевые аккумуляторы

    В зависимости от того, из какого материала изготовлен положительный электрод литиевого аккумулятора, существует их несколько разновидностей:

    • с катодом из кобальтата лития;
    • с катодом на основе литированного фосфата железа;
    • на основе никель-кобальт-алюминия;
    • на основе никель-кобальт-марганца.

    У всех этих аккумуляторов имеются свои особенности, но так как для широкого потребителя эти нюансы не имеют принципиального значения, в этой статье они рассматриваться не будут.

    Также все li-ion аккумуляторы производят в различных типоразмерах и форм-факторах. Они могут быть как в корпусном исполнении (например, популярные сегодня 18650) так и в ламинированном или призматическом исполнении (гель-полимерные аккумуляторы). Последние представляют собой герметично запаянные пакеты из особой пленки, в которых находятся электроды и электродная масса.

    Наиболее распространенные типоразмеры li-ion аккумуляторов приведены в таблице ниже (все они имеют номинальное напряжение 3.7 вольта):

    Обозначение Типоразмер Схожий типоразмер
    XXYY0 ,
    где XX - указание диаметра в мм,
    YY - значение длины в мм,
    0 - отражает исполнение в виде цилиндра
    10180 2/5 AAA
    10220 1/2 AAA (Ø соответствует ААА, но на половину длины)
    10280
    10430 ААА
    10440 ААА
    14250 1/2 AA
    14270 Ø АА, длина CR2
    14430 Ø 14 мм (как у АА), но длина меньше
    14500 АА
    14670
    15266, 15270 CR2
    16340 CR123
    17500 150S/300S
    17670 2xCR123 (или 168S/600S)
    18350
    18490
    18500 2xCR123 (или 150A/300P)
    18650 2xCR123 (или 168A/600P)
    18700
    22650
    25500
    26500 С
    26650
    32650
    33600 D
    42120

    Внутренние электрохимические процессы протекают одинаково и не зависят от форм-фактора и исполнения АКБ, поэтому все, сказанное ниже, в равной степени относится ко всем литиевым аккумуляторам.

    Как правильно заряжать литий-ионные аккумуляторы

    Наиболее правильным способом заряда литиевых аккумуляторов является заряд в два этапа. Именно этот способ использует компания Sony во всех своих зарядниках. Несмотря на более сложный контроллер заряда, это обеспечивает более полный заряд li-ion аккумуляторов, не снижая срока их службы.

    Здесь речь идет о двухэтапном профиле заряда литиевых аккумуляторов, сокращенно именуемым CC/CV (constant current, constant voltage). Есть еще варианты с ипульсным и ступенчатым токами, но в данной статье они не рассматриваются. Подробнее про зарядку импульсным током можно прочитать .

    Итак, рассмотрим оба этапа заряда подробнее.

    1. На первом этапе должен обеспечиваться постоянный ток заряда. Величина тока составляет 0.2-0.5С. Для ускоренного заряда допускается увеличение тока до 0.5-1.0С (где С - это емкость аккумулятора).

    Например, для аккумулятора емкостью 3000 мА/ч, номинальный ток заряда на первом этапе равен 600-1500 мА, а ток ускоренного заряда может лежать в пределах 1.5-3А.

    Для обеспечения постоянного зарядного тока заданной величины, схема зарядного устройства (ЗУ) должна уметь поднимать напряжение на клеммах аккумулятора. По сути, на первом этапе ЗУ работает как классический стабилизатор тока.

    Важно: если планируется заряд аккумуляторов со встроенной платой защиты (PCB), то при конструировании схемы ЗУ необходимо убедиться, что напряжение холостого хода схемы никогда не сможет превысить 6-7 вольт. В противном случае плата защиты может выйти из строя.

    В момент, когда напряжение на аккумуляторе поднимется до значения 4.2 вольта, аккумулятор наберет приблизительно 70-80% своей емкости (конкретное значение емкости будет зависит от тока заряда: при ускоренном заряде будет чуть меньше, при номинальном - чуть больше). Этот момент является окончанием первого этапа заряда и служит сигналом для перехода ко второму (и последнему) этапу.

    2. Второй этап заряда - это заряд аккумулятора постоянным напряжением, но постепенно снижающимся (падающим) током.

    На этом этапе ЗУ поддерживает на аккумуляторе напряжение 4.15-4.25 вольта и контролирует значение тока.

    По мере набора емкости, зарядный ток будет снижаться. Как только его значение уменьшится до 0.05-0.01С, процесс заряда считается оконченным.

    Важным нюансом работы правильного зарядного устройства является его полное отключение от аккумулятора после окончания зарядки. Это связано с тем, что для литиевых аккумуляторов является крайне нежелательным их длительное нахождение под повышенным напряжением, которое обычно обеспечивает ЗУ (т.е. 4.18-4.24 вольта). Это приводит к ускоренной деградации химического состава аккумулятора и, как следствие снижению его емкости. Под длительным нахождением подразумевается десятки часов и более.

    За время второго этапа заряда, аккумулятор успевает набрать еще примерно 0.1-0.15 своей емкости. Общий заряд аккумулятора таким образом достигает 90-95%, что является отличным показателем.

    Мы рассмотрели два основных этапа заряда. Однако, освещение вопроса зарядки литиевых аккумуляторов было бы неполным, если бы не был упомянут еще один этап заряда - т.н. предзаряд.

    Предварительный этап заряда (предзаряд) - этот этап используется только для глубоко разряженных аккумуляторов (ниже 2.5 В) для вывода их на нормальный эксплуатационный режим.

    На этом этапе заряд обеспечивается постоянным током пониженной величины до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе не достигнет значения 2.8 В.

    Предварительный этап необходим для предотвращения вспучивания и разгерметизации (или даже взрыва с возгоранием) поврежденных аккумуляторов, имеющих, например, внутреннее короткое замыкание между электродами. Если через такой аккумулятор сразу пропустить большой ток заряда, это неминуемо приведет к его разогреву, а дальше как повезет.

    Еще одна польза предзаряда - это предварительный прогрев аккумулятора, что актуально при заряде при низких температурах окружающей среды (в неотапливаемом помещении в холодное время года).

    Интеллектуальная зарядка должна уметь контролировать напряжение на аккумуляторе во время предварительного этапа заряда и, в случае, если напряжение долгое время не поднимается, делать вывод о неисправности аккумулятора.

    Все этапы заряда литий-ионного аккумулятора (включая этап предзаряда) схематично изображены на этом графике:

    Превышение номинального зарядного напряжения на 0,15В может сократить срок службы аккумулятора вдвое. Понижение напряжения заряда на 0,1 вольт уменьшает емкость заряженной батареи примерно на 10%, но значительно продляет срок ее службы. Напряжение полностью заряженного аккумулятора после извлечения его из зарядного устройства составляет 4.1-4.15 вольта.

    Резюмирую вышесказанное, обозначим основные тезисы:

    1. Каким током заряжать li-ion аккумулятор (например, 18650 или любой другой)?

    Ток будет зависеть от того, насколько быстро вы хотели бы его зарядить и может лежать в пределах от 0.2С до 1С.

    Например, для аккумулятора типоразмера 18650 емкостью 3400 мА/ч, минимальный ток заряда составляет 680 мА, а максимальный - 3400 мА.

    2. Сколько времени нужно заряжать, например, те же аккумуляторные батарейки 18650?

    Время заряда напрямую зависит от тока заряда и рассчитывается по формуле:

    T = С / I зар.

    Например, время заряда нашего аккумулятора емкостью 3400 мА/ч током в 1А составит около 3.5 часов.

    3. Как правильно зарядить литий-полимерный аккумулятор?

    Любые литиевые аккумуляторы заряжаются одинаково. Не важно, литий-полимерный он или литий-ионный. Для нас, потребителей, никакой разницы нет.

    Что такое плата защиты?

    Плата защиты (или PCB - power control board) предназначена для защиты от короткого замыкания, перезаряда и переразряда литиевой батареи. Как правило в модули защиты также встроена и защита от перегрева.

    В целях соблюдения техники безопасности запрещено использование литиевых аккумуляторов в бытовых приборах, если в них не встроена плата защиты. Поэтому во всех аккумуляторах от сотовых телефонов всегда есть PCB-плата. Выходные клеммы АКБ размещены прямо на плате:

    В этих платах используется шестиногий контроллер заряда на специализированной микрухе (JW01, JW11, K091, G2J, G3J, S8210, S8261, NE57600 и пр. аналоги). Задачей этого контроллера является отключение батареи от нагрузки при полном разряде батареи и отключение аккумулятора от зарядки при достижении 4,25В.

    Вот, например, схема платы защиты от аккумулятора BP-6M, которыми снабжались старые нокиевские телефоны:

    Если говорить об 18650, то они могут выпускаться как с платой защиты так и без нее. Модуль защиты располагается в районе минусовой клеммы аккумулятора.

    Плата увеличивает длину аккумулятора на 2-3 мм.

    Аккумуляторы без PCB-модуля обычно входят в состав батарей, комплектуемых собственными схемами защиты.

    Любой аккумулятор с защитой легко превращается в аккумулятор без защиты, достаточно просто распотрошить его.

    На сегодняшний день максимальная емкость аккумулятора 18650 составляет 3400 мА/ч. Аккумуляторы с защитой обязательно имеют соответствующее обозначение на корпусе ("Protected").

    Не стоит путать PCB-плату с PCM-модулем (PCM - power charge module). Если первые служат только целям защиты аккумулятора, то вторые предназначены для управления процессом заряда - ограничивают ток заряда на заданном уровне, контролируют температуру и, вообще, обеспечивают весь процесс. PCM-плата - это и есть то, что мы называем контроллером заряда.

    Надеюсь, теперь не осталось вопросов, как зарядить аккумулятор 18650 или любой другой литиевый? Тогда переходим к небольшой подборке готовых схемотехнических решений зарядных устройств (тех самых контроллеров заряда).

    Схемы зарядок li-ion аккумуляторов

    Все схемы подходят для зарядки любого литиевого аккумулятора, остается только определиться с зарядным током и элементной базой.

    LM317

    Схема простого зарядного устройства на основе микросхемы LM317 с индикатором заряда:

    Схема простейшая, вся настройка сводится к установке выходного напряжения 4.2 вольта с помощью подстроечного резистора R8 (без подключенного аккумулятора!) и установке тока заряда путем подбора резисторов R4, R6. Мощность резистора R1 - не менее 1 Ватт.

    Как только погаснет светодиод, процесс заряда можно считать оконченным (зарядный ток до нуля никогда не уменьшится). Не рекомендуется долго держать аккумулятор в этой зарядке после того, как он полностью зарядится.

    Микросхема lm317 широко применяется в различных стабилизаторах напряжения и тока (в зависимости от схемы включения). Продается на каждом углу и стоит вообще копейки (можно взять 10 шт. всего за 55 рублей).

    LM317 бывает в разных корпусах:

    Назначение выводов (цоколевка):

    Аналогами микросхемы LM317 являются: GL317, SG31, SG317, UC317T, ECG1900, LM31MDT, SP900, КР142ЕН12, КР1157ЕН1 (последние два - отечественного производства).

    Зарядный ток можно увеличить до 3А, если вместо LM317 взять LM350. Она, правда, подороже будет - 11 руб/шт .

    Печатная плата и схема в сборе приведены ниже:

    Старый советский транзистор КТ361 можно заменить на аналогичный p-n-p транзистор (например, КТ3107, КТ3108 или буржуйские 2N5086, 2SA733, BC308A). Его можно вообще убрать, если индикатор заряда не нужен.

    Недостаток схемы: напряжение питания должно быть в пределах 8-12В. Это связано с тем, что для нормальной работы микросхемы LM317 разница между напряжением на аккумуляторе и напряжением питания должна быть не менее 4.25 Вольт. Таким образом, от USB-порта запитать не получится.

    MAX1555 или MAX1551

    MAX1551/MAX1555 - специализированные зарядные устройства для Li+ аккумуляторов, способные работать от USB или от отдельного адаптера питания (например, зарядника от телефона).

    Единственное отличие этих микросхем - МАХ1555 выдает сигнал для индикатора процесса заряда, а МАХ1551 - сигнал того, что питание включено. Т.е. 1555 в большинстве случаев все-таки предпочтительнее, поэтому 1551 сейчас уже трудно найти в продаже.

    Подробное описание этих микросхем от производителя - .

    Максимальное входное напряжение от DC-адаптера - 7 В, при питании от USB - 6 В. При снижении напряжения питания до 3.52 В, микросхема отключается и заряд прекращается.

    Микросхема сама детектирует на каком входе присутствует напряжение питания и подключается к нему. Если питание идет по ЮСБ-шине, то максимальный ток заряда ограничивается 100 мА - это позволяет втыкать зарядник в USB-порт любого компьютера, не опасаясь сжечь южный мост.

    При питании от отдельного блока питания, типовое значение зарядного тока составляет 280 мА.

    В микросхемы встроена защита от перегрева. Но даже в этом случае схема продолжает работать, уменьшая ток заряда на 17 мА на каждый градус выше 110°C.

    Имеется функция предварительного заряда (см. выше): до тех пор пока напряжение на аккумуляторе находится ниже 3В, микросхема ограничивает ток заряда на уровне 40 мА.

    Микросхема имеет 5 выводов. Вот типовая схема включения:

    Если есть гарантия, что на выходе вашего адаптера напряжение ни при каких обстоятельствах не сможет превысить 7 вольт, то можно обойтись без стабилизатора 7805.

    Вариант зарядки от USB можно собрать, например, на такой .

    Микросхемы не нуждается ни во внешних диодах, ни во внешних транзисторах. Вообще, конечно, шикарные микрухи! Только они маленькие слишком, паять неудобно. И еще стоят дорого ().

    LP2951

    Стабилизатор LP2951 производится фирмой National Semiconductors (). Он обеспечивает реализацию встроенной функции ограничения тока и позволяет формировать на выходе схемы стабильный уровень напряжения заряда литий-ионного аккумулятора.

    Величина напряжения заряда составляет 4,08 - 4,26 вольта и выставляется резистором R3 при отключенном аккумуляторе. Напряжение держится очень точно.

    Ток заряда составляет 150 - 300мА, это значение ограничено внутренними цепями микросхемы LP2951 (зависит от производителя).

    Диод применять с небольшим обратным током. Например, он может быть любым из серии 1N400X, какой удастся приобрести. Диод используется, как блокировочный, для предотвращения обратного тока от аккумулятора в микросхему LP2951 при отключении входного напряжения.

    Данная зарядка выдает довольно низкий зарядный ток, так что какой-нибудь аккумулятор 18650 может заряжаться всю ночь.

    Микросхему можно купить как в DIP-корпусе , так и в корпусе SOIC (стоимость около 10 рублей за штучку).

    MCP73831

    Микросхема позволяет создавать правильные зарядные устройства, к тому же она дешевле, чем раскрученная MAX1555.

    Типовая схема включения взята из :

    Важным достоинством схемы является отсутствие низкоомных мощных резисторов, ограничивающих ток заряда. Здесь ток задается резистором, подключенным к 5-ому выводу микросхемы. Его сопротивление должно лежать в диапазоне 2-10 кОм.

    Зарядка в сборе выглядит так:

    Микросхема в процессе работы неплохо так нагревается, но это ей вроде не мешает. Свою функцию выполняет.

    Вот еще один вариант печатной платы с smd светодиодом и разъемом микро-USB:

    LTC4054 (STC4054)

    Очень простая схема, отличный вариант! Позволяет заряжать током до 800 мА (см. ). Правда, она имеет свойство сильно нагреваться, но в этом случае встроенная защита от перегрева снижает ток.

    Схему можно существенно упростить, выкинув один или даже оба светодиодов с транзистором. Тогда она будет выглядеть вот так (согласитесь, проще некуда: пара резисторов и один кондер):

    Один из вариантов печатной платы доступен по . Плата рассчитана под элементы типоразмера 0805.

    I=1000/R . Сразу большой ток выставлять не стоит, сначала посмотрите, насколько сильно будет греться микросхема. Я для своих целей взял резистор на 2.7 кОм, при этом ток заряда получился около 360 мА.

    Радиатор к этой микросхеме вряд ли получится приспособить, да и не факт, что он будет эффективен из-за высокого теплового сопротивления перехода кристалл-корпус. Производитель рекомендует делать теплоотвод "через выводы" - делать как можно более толстые дорожки и оставлять фольгу под корпусом микросхемы. И вообще, чем больше будет оставлено "земляной" фольги, тем лучше.

    Кстати говоря, бОльшая часть тепла отводится через 3-ю ногу, так что можно сделать эту дорожку очень широкой и толстой (залить ее избыточным количеством припоя).

    Корпус микросхемы LTC4054 может иметь маркировку LTH7 или LTADY.

    LTH7 от LTADY отличаются тем, что первая может поднять сильно севший аккумулятор (на котором напряжение меньше 2.9 вольт), а вторая - нет (нужно отдельно раскачивать).

    Микросхема вышла очень удачной, поэтому имеет кучу аналогов: STC4054, MCP73831, TB4054, QX4054, TP4054, SGM4054, ACE4054, LP4054, U4054, BL4054, WPM4054, IT4504, Y1880, PT6102, PT6181, VS6102, HX6001, LC6000, LN5060, CX9058, EC49016, CYT5026, Q7051. Прежде, чем использовать какой-либо из аналогов, сверяйтесь по даташитам.

    TP4056

    Микросхема выполнена в корпусе SOP-8 (см. ), имеет на брюхе металлический теплосьемник не соединенный с контактами, что позволяет эффективнее отводить тепло. Позволяет заряжать аккумулятор током до 1А (ток зависит от токозадающего резистора).

    Схема подключения требует самый минимум навесных элементов:

    Схема реализует классический процесс заряда - сначала заряд постоянным током, затем постоянным напряжением и падающим током. Все по-научному. Если разобрать зарядку по шагам, то можно выделить несколько этапов:

    1. Контроль напряжения подключенного аккумулятора (это происходит постоянно).
    2. Этап предзаряда (если аккумулятор разряжен ниже 2.9 В). Заряд током 1/10 от запрограммированного резистором R prog (100мА при R prog = 1.2 кОм) до уровня 2.9 В.
    3. Зарядка максимальным током постоянной величины (1000мА при R prog = 1.2 кОм);
    4. При достижении на батарее 4.2 В, напряжение на батарее фиксируется на этому уровне. Начинается плавное снижение зарядного тока.
    5. При достижении тока 1/10 от запрограммированного резистором R prog (100мА при R prog = 1.2кОм) зарядное устройство отключается.
    6. После окончания зарядки контроллер продолжает мониторинг напряжения аккумулятора (см. п.1). Ток, потребляемый схемой мониторинга 2-3 мкА. После падения напряжения до 4.0В, зарядка включается снова. И так по кругу.

    Ток заряда (в амперах) рассчитывается по формуле I=1200/R prog . Допустимый максимум - 1000 мА.

    Реальный тест зарядки с аккумулятором 18650 на 3400 мА/ч показан на графике:

    Достоинство микросхемы в том, что ток заряда задается всего лишь одним резистором. Не требуются мощные низкоомные резисторы. Плюс имеется индикатор процесса заряда, а также индикация окончания зарядки. При неподключенном аккумуляторе, индикатор моргает с периодичностью раз в несколько секунд.

    Напряжение питания схемы должно лежать в пределах 4.5...8 вольт. Чем ближе к 4.5В - тем лучше (так чип меньше греется).

    Первая нога используется для подключения датчика температуры, встроенного в литий-ионную батарею (обычно это средний вывод аккумулятора сотового телефона). Если на выводе напряжение будет ниже 45% или выше 80% от напряжения питания, то зарядка приостанавливается. Если контроль температуры вам не нужен, просто посадите эту ногу на землю.

    Внимание! У данной схемы есть один существенный недостаток: отсутствие схемы защиты от переполюсовки батареи. В этом случае контроллер гарантированно выгорает из строя из-за превышения максимального тока. При этом напряжение питания схемы напрямую попадает на аккумулятор, что очень опасно.

    Печатка простая, делается за час на коленке. Если время терпит, можно заказать готовые модули. Некоторые производители готовых модулей добавляют защиту от перегрузки по току и переразряда ( , например, можно выбрать какая плата вам нужна - с защитой или без, и с каким разъемом).

    Так же можно найти готовые платы с выведенным контактом под температурный датчик. Или даже модуль зарядки с несколькими запараллеленными микросхемами TP4056 для увеличения зарядного тока и с защитой от переполюсовки (пример).

    LTC1734

    Тоже очень простая схема. Ток заряда задается резистором R prog (например, если поставить резистор на 3 кОм, ток будет равен 500 мА).

    Микросхемы обычно имеют маркировку на корпусе: LTRG (их можно часто встретить в старых телефонах от самсунгов).

    Транзистор подойдет вообще любой p-n-p, главное, чтобы он был рассчитан на заданный ток зарядки.

    Индикатора заряда на указанной схеме нет, но в на LTC1734 сказано, что вывод "4" (Prog) имеет две функции - установку тока и контроль окончания заряда батареи. Для примера приведена схема с контролем окончания заряда при помощи компаратора LT1716.

    Компаратор LT1716 в данном случае можно заменить дешевым LM358.

    TL431 + транзистор

    Наверное, сложно придумать схему из более доступных компонентов. Здесь самое сложное - это найти источник опорного напряжение TL431. Но они настолько распространены, что встречаются практически повсюду (редко какой источник питания обходится без этой микросхемы).

    Ну а транзистор TIP41 можно заменить любым другим с подходящим током коллектора. Подойдут даже старые советские КТ819, КТ805 (или менее мощные КТ815, КТ817).

    Настройка схемы сводится к установке выходного напряжения (без аккумулятора!!!) с помощью подстроечного резистора на уровне 4.2 вольта. Резистор R1 задает максимальное значение зарядного тока.

    Данная схема полноценно реализует двухэтапный процесс заряда литиевых аккумуляторов - сначала зарядка постоянным током, затем переход к фазе стабилизации напряжения и плавное снижение тока практически до нуля. Единственный недостаток - плохая повторяемость схемы (капризна в настройке и требовательна к используемым компонентам).

    MCP73812

    Есть еще одна незаслуженно обделенная вниманием микросхема от компании Microchip - MCP73812 (см. ). На ее базе получается очень бюджетный вариант зарядки (и недорогой!). Весь обвес - всего один резистор!

    Кстати, микросхема выполнена в удобном для пайки корпусе - SOT23-5.

    Единственный минус - сильно греется и нет индикации заряда. Еще она как-то не очень надежно работает, если у вас маломощный источник питания (который дает просадку напряжения).

    В общем, если для вас индикация заряда не важна, и ток в 500 мА вас устраивает, то МСР73812 - очень неплохой вариант.

    NCP1835

    Предлагается полностью интегрированное решение - NCP1835B, обеспечивающее высокую стабильность зарядного напряжения (4.2 ±0.05 В).

    Пожалуй, единственным недостатком данной микросхемы является ее слишком миниатюрный размер (корпус DFN-10, размер 3х3 мм). Не каждому под силу обеспечить качественную пайку таких миниатюрных элементов.

    Из неоспоримых преимуществ хотелось бы отметить следующее:

    1. Минимальное количество деталей обвеса.
    2. Возможность зарядки полностью разряженной батареи (предзаряд током 30мА);
    3. Определение окончания зарядки.
    4. Программируемый зарядный ток - до 1000 мА.
    5. Индикация заряда и ошибок (способна детектировать незаряжаемые батарейки и сигнализировать об этом).
    6. Защита от продолжительного заряда (изменяя емкость конденсатора С т, можно задать максимальное время заряда от 6,6 до 784 минут).

    Стоимость микросхемы не то чтобы копеечная, но и не настолько большая (~1$), чтобы отказаться от ее применения. Если вы дружите с паяльником, я бы порекомендовал остановить свой выбор на этом варианте.

    Более подробное описание находится в .

    Можно ли заряжать литий-ионный аккумулятор без контроллера?

    Да, можно. Однако это потребует плотного контроля за зарядным током и напряжением.

    Вообще, зарядить АКБ, к примеру, наш 18650 совсем без зарядного устройства не получится. Все равно нужно как-то ограничивать максимальный ток заряда, так что хотя бы самое примитивное ЗУ, но все же потребуется.

    Самое простейшее зарядное устройство для любого литиевого аккумулятора - это резистор, включенный последовательно с аккумулятором:

    Сопротивление и мощность рассеяния резистора зависят от напряжения источника питания, который будет использоваться для зарядки.

    Давайте в качестве примера, рассчитаем резистор для блока питания напряжением 5 Вольт. Заряжать будем аккумулятор 18650, емкостью 2400 мА/ч.

    Итак, в самом начале зарядки падение напряжение на резисторе будет составлять:

    U r = 5 - 2.8 = 2.2 Вольта

    Предположим, наш 5-вольтовый блок питания рассчитан на максимальный ток 1А. Самый большой ток схема будет потреблять в самом начале заряда, когда напряжение на аккумуляторе минимально и составляет 2.7-2.8 Вольта.

    Внимание: в данных расчетах не учитывается вероятность того, что аккумулятор может быть очень глубоко разряжен и напряжение на нем может быть гораздо ниже, вплоть до нуля.

    Таким образом, сопротивление резистора, необходимое для ограничения тока в самом начале заряда на уровне 1 Ампера, должно составлять:

    R = U / I = 2.2 / 1 = 2.2 Ом

    Мощность рассеивания резистора:

    P r = I 2 R = 1*1*2.2 = 2.2 Вт

    В самом конце заряда аккумулятора, когда напряжение на нем приблизится к 4.2 В, ток заряда будет составлять:

    I зар = (U ип - 4.2) / R = (5 - 4.2) / 2.2 = 0.3 А

    Т.е., как мы видим, все значения не выходят за рамки допустимых для данного аккумулятора: начальный ток не превышает максимально допустимый ток заряда для данного аккумулятора (2.4 А), а конечный ток превышает ток, при котором аккумулятор уже перестает набирать емкость (0.24 А).

    Самый главный недостаток такой зарядки состоит в необходимости постоянно контролировать напряжение на аккумуляторе. И вручную отключить заряд, как только напряжение достигнет 4.2 Вольта. Дело в том, что литиевые аккумуляторы очень плохо переносят даже кратковременное перенапряжение - электродные массы начинают быстро деградировать, что неминуемо приводит к потери емкости. Одновременно с этим создаются все предпосылки для перегрева и разгерметизации.

    Если в ваш аккумулятор встроена плата защиты, о которых речь шла чуть выше, то все упрощается. По достижении определенного напряжение на аккумуляторе, плата сама отключит его от зарядного устройства. Однако такой способ зарядки имеет существенные минусы, о которых мы рассказывали в .

    Защита, встроенная в аккумулятор не позволит его перезарядить ни при каких обстоятельствах. Все, что вам остается сделать, это проконтролировать ток заряда, чтобы он не превысил допустимые значения для данного аккумулятора (платы защиты не умеют ограничивать ток заряда, к сожалению).

    Зарядка при помощи лабораторного блока питания

    Если в вашем распоряжении имеется блок питания с защитой (ограничением) по току, то вы спасены! Такой источник питания уже является полноценным зарядным устройством, реализующим правильный профиль заряда, о котором мы писали выше (СС/СV).

    Все, что нужно сделать для зарядки li-ion - это выставить на блоке питания 4.2 вольта и установить желаемое ограничение по току. И можно подключать аккумулятор.

    Вначале, когда аккумулятор еще разряжен, лабораторный блок питания будет работать в режиме защиты по току (т.е. будет стабилизировать выходной ток на заданном уровне). Затем, когда напряжение на банке поднимется до установленных 4.2В, блок питания перейдет в режим стабилизации напряжения, а ток при этом начнет падать.

    Когда ток упадет до 0.05-0.1С, аккумулятор можно считать полностью заряженным.

    Как видите, лабораторный БП - практически идеальное зарядное устройство! Единственное, что он не умеет делать автоматически, это принимать решение о полной зарядке аккумулятора и отключаться. Но это мелочь, на которую даже не стоит обращать внимания.

    Как заряжать литиевые батарейки?

    И если мы говорим об одноразовой батарейке, не предназначенной для перезарядки, то правильный (и единственно верный) ответ на этот вопрос - НИКАК.

    Дело в том, что любая литиевая батарейка (например, распространенная CR2032 в виде плоской таблетки) характеризуется наличием внутреннего пассивирующего слоя, которым покрыт литиевый анод. Этот слой предотвращает химическую реакцию анода с электролитом. А подача стороннего тока разрушает вышеуказанный защитный слой, приводя к порче элемента питания.

    Кстати, если говорить о незаряжаемой батарейке CR2032, то есть очень похожая на нее LIR2032 - это уже полноценный аккумулятор. Ее можно и нужно заряжать. Только у нее напряжение не 3, а 3.6В.

    О том же, как заряжать литиевые аккумуляторы (будь то аккумулятор телефона, 18650 или любой другой li-ion аккумулятор) шла речь в начале статьи.

    Где покупать микросхемы?

    Можно, конечно, купить в Чипе-Дипе, но там дорого. Поэтому я всегда беру в одном очень секретном магазине)) Самое главное, правильно выбрать продавца, тогда заказ придет быстро и наверняка.

    Для вашего удобства, я собрал самых надежных продавцов в одну таблицу, пользуйтесь на здоровье:

    наименование даташит цена
    LM317 5.5 руб/шт. Купить
    LM350
    LTC1734 42 руб/шт. Купить
    TL431 85 коп/шт. Купить
    MCP73812 65 руб/шт. Купить
    NCP1835 83 руб/шт. Купить
    *Все микросхемы с бесплатной доставкой

    Первый аккумулятор на основе лития появился в 1991 г. Но только на фоне популяризации мобильных телефонов устройства Li-ion также получили широкую востребованность. На данный момент литиевые аккумуляторы используются всюду, где требуется автономное обеспечение работы электронного или технического устройства. Аккумуляторы снабжают энергией бытовую технику, электроинструмент, гаджеты и различное оборудование. За счет низкого порога саморазрядки, возможности восполнять энергию не дожидаясь полного расхода запаса питания и богатого ресурса батареи Li-ion способны поддерживать работу аппаратов, требующих высокую мощность.

    Конструкция литиевой батареи

    По конструкции Li-ion батареи производятся в призматическом и цилиндрическом исполнениях. Изготовление призматических аккумуляторов происходит путем накладывания пластин прямоугольной формы одна на другую. В таких моделях предусматривается более плотная упаковка по сравнению с цилиндрическими аналогами, но приходится интенсивнее обеспечивать сжимающие усилия в отношении электродов. Цилиндрическое устройство литиевого аккумулятора представляет собой упаковку с электродами и сепаратором, свернутую в рулон и заключенную в металлический каркас, соединяющийся с минусовым электродом. Плюсовой же электрод батареи выведен на крышку по специальному изолятору. К слову, рулонный принцип сборки используется и в некоторых версиях призматических моделей в виде эллиптической спирали. В такой конструкции объединяются преимущества обеих разновидностей литиевых аккумуляторов.

    Почему не стоит доводить до «нуля»?

    Специалисты не рекомендуют использовать аккумуляторы до полного расхода энергии. У литиевых устройств нет эффекта памяти, которым обладают другие виды батарей. На практике это означает, что необходимо заряжать аккумулятор до того, как его уровень опустится до нуля. Кстати, число циклов, по которым осуществляется зарядка литиевых аккумуляторов, является показателем долговечности источников питания - производители указывают эту цифру в маркировке.

    К примеру, для качественных моделей количество циклов может составлять 600. В целях увеличения эксплуатационного срока батареи Li-ion стоит регулярно заряжать устройство. Оптимальный уровень, по достижении которого стоит начинать зарядку, составляет 15%. Данная мера способна увеличить число циклов до 1 100.

    Как выполняется зарядка?

    Литиевые батареи заряжаются по смешанной схеме, то есть сначала от постоянного тока в 1С до среднего показателя напряжения 4,2 В, а затем при постоянном уровне напряжения. Первичный этап по времени длится порядка 40 мин, а второй - дольше. Стоит отметить, что только аккумуляторы литиевые в современном исполнении могут заряжаться при напряжении до 4,2 В. Промышленные и военные модели батарей имеют более высокий эксплуатационный срок, чем стандартные модели, в результате чего порог окончания их заряда был отодвинут до 3,90 В.

    Сколько времени требует зарядка?

    Процесс выполнения зарядки литиевого элемента током 1С, как правило, занимает 2,5 ч. Аккумулятор Li-ion полностью восполняет энергию, когда уровень его напряжения соответствует аналогичным показателям отсечки. В это же время ток должен снижаться приблизительно на 3% относительно изначального заряда. Существует мнение, что аккумуляторы литиевые при увеличении тока заряжаются быстрее. На деле это не так, однако повышенный ток заряда способствует росту напряжения, при этом подзарядка с момента окончания первой стадии требует больше времени.

    В некоторых разновидностях приборов зарядка литиевых аккумуляторов отнимает менее 1 ч. Сокращение времени обусловлено тем, что вторая стадия цикла отсутствует и сразу после завершения первого этапа аккумулятор можно использовать. Но есть один нюанс: батарея не полностью восполняет свой энергетический запас - он составляет лишь 70%.

    Казалось бы, в чем смысл подобной схемы заряда? Такой подход выгоден, если требуется проведение нескольких циклов быстрой зарядки. Например, шуруповерт с литиевым аккумулятором на каждую операцию будет требовать по 30 мин, после чего можно ставить на зарядку текущий аккумулятор и продолжать работу с запасным (электроинструмент обычно комплектуется двумя батареями).

    Зачем нужна перегрузка аккумулятора?

    Начинать зарядку рекомендуется до того, как энергия сведена к нулю, тем не менее один раз в месяц все же стоит полностью разряжать После этого следует использовать оригинальное зарядное для литиевых аккумуляторов с целью 100-процентного восполнения энергии. Потребность в этой процедуре обусловлена особенностью батарей Li-ion. Опытные пользователи устройств, работающих на литиевых элементах, могли заметить, что индикация оставшегося заряда не всегда корректна. Например, экран планшета отображает, что аппарат разряжен лишь на 50% - на деле же «посадить» батарею могут всего 10 минут активной работы.

    Для профилактики подобных нестыковок литиевые аккумуляторы следует полностью разряжать. В результате устройство сможет более точно рассчитать возможности источника питания и достоверно отобразить информацию на дисплее.

    Сокращение энергопотребления в ходе зарядки

    Хотя питание мобильных устройств и других гаджетов, для работы которых требуются аккумуляторы литиевые, несравнимо по энергозатратам с мощной бытовой техникой, несколько простых советов помогут не только сэкономить на электричестве, но и продлить ресурс аппаратов:

    • Применение возможностей программной начинки устройства для минимизации энергопотребления.
    • Отключение функций, которые работают без надобности. К примеру, интернет, различные сети и Bluetooth - по статистике, их совокупная работа способна на 30% сократить рабочее время устройства.
    • Оптимизировать настройки аппарата - затемнение подсветки, отключение лишних оповещений и звуковых эффектов позволит продлить работу гаджета на 10-15 мин. Это немного, но в критических ситуациях лишним не будет.

    Правила сохранения литиевых аккумуляторов

    Долговечность - одна из сильных сторон батарей Li-ion. Так, годовое снижение объема в результате саморазряда составляет не более 10%. Несмотря на это, в эксплуатации следует учитывать химические и конструкционные методы сбережения батарей от перегрева. Если современные аккумуляторы литиевые имеют предусмотренную защиту от неправильного подхода к зарядке, то температурные воздействия по-прежнему представляют для них опасность. Поэтому рекомендуется сокращать любые излишние нагревы аккумуляторов. Впрочем, и в этом направлении производители ведут работу. Использование катодных элементов, в частности, позволит увеличить термическую безопасность литиевых источников питания.

    Практически у всех современных литий-ионных аккумуляторов отличная энергоёмкость, а также высокие малогабаритные показатели. Именно с их помощью можно питать устройства высокой мощности с наибольшей эффективностью. И совершенно не обязательно для этого покупать готовое зарядное устройство в магазине, ведь есть вариант более бюджетный, который особенно понравится радиолюбителям - собрать зарядное для литий-ионных аккумуляторов своими руками.

    Меры предосторожности: перезаряд недопустим

    Крайне важно перед началом сборки АКБ для батарей запомнить одну простую вещь - литиевые аккумуляторы строго запрещено перезаряжать. У них очень строгие требования к режиму зарядки и эксплуатации, поэтому их нельзя заряжать до напряжения больше 4,2 В. А ещё лучше руководствоваться информацией о безопасном пороге для каждой отдельно взятой банки. Кстати, там может быть указан даже меньший порог, который считается допустимым для этого экземпляра.

    Ещё лучше, если вы собираетесь делать зарядку для литиевых аккумуляторов своими руками, несколько раз проверить используемые материалы и оборудование. Если у вас сомнения относительно точности показаний вашего вольтметра или происхождения банок, а также максимально допустимой мощности их заряда, лучше ставить порог ещё меньше. Оптимально будет в пределах 4.1–4.15 В. В этом случае заряжать АКБ, у которых нет встроенной платы защиты, будет безопасно для вас.

    В противном случае велика вероятность сильного нагрева и вздутия банок, обильного выделения газа с резким неприятным запахом и даже их последующего взрыва. Проверьте все несколько раз перед тем, как приступать к сборке и зарядке.

    Собираем зарядное устройство для литиевых аккумуляторов своими руками

    Чтобы собрать зарядное устройство для литиевых аккумуляторов, достаточно будет одной упрощённой схемы. ЗУ, созданное по такой схеме, практически не нужно будет регулировать, а для работы вам понадобится:

    • Задать Uвых=4.2 В без подключённой батареи (с помощью R8);
    • Установить зарядный ток, используя R6 и R

    В роли индикатора работы ЗУ отлично проявит себя светодиод типа «заряд». Он будет подсвечивать, если подключённый к нему аккумулятор разряжен , и погаснет, когда тот полностью зарядится.

    Последовательность сбора зарядки литиевых аккумуляторов своими руками такова:

    1. подбираете подходящий корпус;
    2. крепите к нему блок питания (5 В) и элементы указанной схемы (обязательно в правильном порядке);
    3. берете латунь и вырезаете из неё две полоски, крепите их на гнёзда;
    4. используя гайку, устанавливаете расстояние между контактами и АКБ, которые собираетесь подключать;
    5. крепите переключатель, если хотите впоследствии иметь возможность изменять полярность на гнёздах (если - нет, оставляете все как есть).

    Как собрать зарядку для литий-ионных аккумуляторов своими руками?

    Поскольку Li-Ion батареи чувствительны к резкому напряжению во время зарядки , в фирменных АКБ встроены специальные микросхемы. Они обеспечивают контроль напряжения и не позволяют превышать допустимые пределы. Поэтому для того чтобы собрать зарядку для литиевых аккумуляторов 18650 своими руками, нужна более сложная схема, чем та, о которой шла речь выше.

    Такой вариант АКБ будет создать намного сложнее, чем предыдущий и в домашних условиях это возможно, только если есть определённые навыки и соответствующий опыт. В теории вы сможете получить зарядное устройство , которое по характеристикам ничем не будет уступать фирменным АКБ. Но на практике это далеко не всегда так.

    Потерял в командировку родное зарядное устройство от цифрового фотоаппарата. Купить новое типа "лягушка". Жаба задавила, ведь я радиолюбитель и поэтому смогу сам спаять зарядку литиевых аккумуляторов своими руками, к тому же сделать это очень легко. Зарядное устройство абсолютно любого литиевого аккумулятора это источник постоянного напряжения на 5 вольт, отдающий ток заряда, равный 0.5-1.0 емкости батареи. Например, если емкость аккумулятора 1000 mAh , зарядное устройство должно выдавать ток не менее 500 mA.

    Не верите, так попробуйте, а мы поможем.

    Процесс заряда показан на графике. В первоночальный момент зарядный ток постоянен, при достижении уровня напряжения Umax на аккумуляторе, ЗУ переходит в режим, когда напряжение будет постоянным, а ток асимптотически стремится к нулю.


    Зарядка литиевых аккумуляторов график процесса

    Выходное напряжение литиевых аккумуляторов, обычно, составляет 4,2В, а номинальное напряжение составляет порядка 3,7В. Не рекомендуется заряжать эти батареи до полных 4,2В, так как это снижает их срок службы. Если снизить выходное напряжение до 4,1В, емкость упадет почти на 10%, но в тоже время количество циклов заряд-разряд возрастет почти в два раза. При эксплуатации этих батарей, крайне нежелательно доводить номинальное напряжение ниже уровня 3,4…3,3В.


    Зарядка литиевых аккумуляторов схема на LM317

    Как видим схема достаточно простая. Построена на стабилизаторах LM317 и TL431. Еще из радиокомпонентов присутствуют пару диодов, сопротивлений и конденсаторов. Устройство почти не требует регулировки, достаточно подстроечным сопротивлением R8 задаем напряжение на выходе устройства на номинале 4,2 вольта без подключенного аккумулятора. Сопротивлениями R4 и R6 устанавливаем зарядной ток. Для индикации работы конструкции предназначен светодиод "заряд", который при подключенной пустой батареи горит, а по мере зарядки он тухнет.

    Приступаем к сборке конструкции для зарядки литиевых аккумуляторов. Находим подходящий корпус в нем можно разместить простой трансформаторный блок питания на пять вольт, и выше рассмотренную схему.

    Для подключения заряжаемой батареи вырезал две латунные полоски и установил их на гнезда. Гайкой настраивается расстояние между контактами, которые подключаются к заряжаемой батареи.


    Сделал, что-то вроде прищепки. Можно также установить переключатель, для смены полярности на гнездах зарядного устройства - в некоторых случаях это может сильно выручить. Печатную плату предлагаю изготовить по методу ЛУТ, рисунок в формате Sprint Layout забираем по ссылке выше.

    При огромной массе положительных характеристик имеется у литиевых батарей и существенные недостатки, такие как высокая чувствительность к превышению напряжения заряда, что может повлечь за собой нагрев и интенсивное газообразование. А так как батарея имеет герметичную конструкцию, избыточное выделение газа привидеть к вздутию или взрыву. Кроме того литиевые батареи терпеть не могут перезаряд.

    Благодаря использованию специализированных микросхем в фирменных зарядках, которые контролируют напряжение, такая проблема многим пользователям не знакома, но это не значит, что ее не существует. Поэтому для зарядки литиевых аккумуляторов нам нужно именно такое устройство, а схема рассмотренная выше является лишь его прототипом.


    Зарядка литиевых аккумуляторов схема универсальная

    Устройство позволяет заряжать литиевые батареи с напряжением 3,6В или 3,7В. На первом этапе заряд осуществляется стабильным током 245мА или 490мА (устанавливается вручную), при увеличении напряжения на батареи до уровня 4,1В или 4,2В заряд продолжается при поддержании стабильного напряжения и уменьшающемся значении зарядного тока, как только последний упадет до порогового значения (задается вручную от 20мА до 350мА) заряд батареи автоматически прекращается.

    Стабилизатор LM317 поддерживает напряжение на сопротивлении R9 на уровне около 1,25В тем самым поддерживая стабильное значение тока идущего через него, а значит и через заряжаемый аккумулятор. Выходное напряжение ограничивается стабилизатором TL431, подключенного к управляющему входу LM317. Значение напряжения ограничения выбирается с помощью делителя на сопротивлениях R12…R14. Сопротивление R11 ограничивает ток питания TL431.

    На операционном усилителе DA2.2 LM358, сопротивлениях R5…R8 и биполярном транзисторе VT2 построен преобразователь ток-напряжение. Напряжение на его выходе пропорционально току, протекающему через сопротивление R9 и вычисляется по формуле:

    При значениях, на схеме коэффициент преобразования тока в напряжение равен 10, т.е. при токе через сопротивление R9 245мА напряжение на R5 равно 2,45В.

    С R5 напряжение следует на неинвертирующий вход ОУ DA2.1. На инвертирующий вход компаратора поступает напряжение с регулируемого делителя на сопротивлениях R2…R4. Напряжение питания делителя стабилизируется LM78L05. Порог переключения компаратора устанавливается номиналом переменного сопротивления R3.

    Зарядка литиевых аккумуляторов настройка схемы.

    Вместо тумблера SB1 поставить перемычку и подав напряжение на схему, подбором сопротивлений R12…R14 сделать выходное напряжение 4,1В и 4,2В для разомкнутого и замкнутого состояния тумблера SA2.

    Тумблером SA1 устанавливаем значение тока заряда (245мА или 490мА) . Тумблером SA2 выбираем максимальное значение напряжения, для аккумуляторов на 3,6В выбираем 4,1В, на 3,7В - 4,2В. Движком переменного сопротивления R3 задаем значение тока, при котором должен завершиться заряд батареи (ориентировочно 0,07…0,1С), подсоединяем аккумулятор и нажимаем тумблер SB1. Должен стартовать процесс заряда литиевой батареи и загорается индикатор на светодиоде VD2. При уменьшении тока заряда ниже порогового высокий уровень на выходе DA2.1 поменяется на низкий, полевой транзистор VT1 закрывается и катушка реле K1 отключается, разрывая своим фронтовым контактом K1 батарею от зарядного устройства.


    Привожу рисунок печатной платы зарядного устройство и рекомендую ее изготовить своими руками по

    Для возможности заряда литиевых аккумуляторов от мобильных телефонов и смартфонов был сделан универсальный адаптер:

    Все аккумуляторы этого типа необходимо эксплуатировать в соответствии с определенными рекомендациями. Эти правила можно условно поделить на две группы: Не зависящие и зависящие от пользователя.

    В первую группу попадают основополагающие правила заряда и разряда аккумуляторных батарей, которые контролируются специальным контроллером зарядного устройства:

    Литиевый аккумулятор должен находиться в состоянии, при котором его напряжение не должно быть более 4.2 вольта и не опускаться ниже 2.7 вольта. Эти пределы являются уровнями максимального и минимального заряда. Минимальный уровень в 2,7 вольта актуален для батарей с электродами из кокса, однако современные литиевые аккумуляторы изготавливаются с электродами из графита. Для них минимальный предел равен 3 вольтам.
    Количество энергии, отдаваемой батареей при изменении заряда от 100% до 0%, - это емкость аккумулятора . Ряд производителей ограничивает максимальное напряжение уровнем в 4.1 вольта, при этом литиевая батарея прослужит гораздо больше, но потеряет в емкости где-то на 10%. Иногда нижний предел повышается до 3.0 и даже 3.3 вольт, но также с снижением уровня емкости.
    Наибольший срок эксплуатаии аккумуляторов бывает при 45% зхаряде, а при увеличении или уменьшении срок жизни сокращается. Если заряд находится в указанном выше диапазоне изменение срока эксплуатации не значительно.
    Если напряжение на аккумуляторе выходит за пределы, указанные выше, даже на короткое время, срок его эксплуатации резко падает.
    Контроллеры аккумуляторов зарядных устройств никогда не дают напряжению на аккумуляторе во время заряда стать выше 4.2 вольта, но могут по-разному ограничивать минимальный уровень при разряде.

    Ко второй группе зависящих от пользователя входят следующие правила:

    Старайтесь не разряжать аккумулятор до минимального уровня заряда и, тем более, до состояния, когда устройство само отключается, ну, а если это произошло, то желательно зарядить батарею как можно быстрее.
    Не бойтесь частых подзарядок, в том числе и неполных литиевому аккумулятору это совершенно пофигу.
    Емкость аккумулятора зависит от температуры. Так, при 100% уровне заряда при комнатной температуре, при выходе на мороз заряженность батареи упадет до 80%, что в принципе не опасно и не критично. Но может быть и наоборот если 100% заряженный аккумулятор положить на батарею, его уровень заряда увеличится до 110%, а это для него очень опасно и может резко сократить срок его жизни.
    Идеальным условием для длительного хранения аккумулятора является нахождение вне девайса с зарядом около 50%
    Если после приобретения батареи повышенной ёмкости через несколько дней эксплуатации. Устройство с батареей начинает глючить и виснуть или отключается зарядка аккумулятора, то скорей всего ваше зарядное устройство, которое отлично работало на старом аккумуляторе, просто не способно обеспечить необходимый ток зарядки для большой емкости.

    Подборка оригинальных зарядок для телефонов состоящая только из простых и интересных радиолюбительских идей и разработок


    Эта радиолюбительская конструкция предназначено для зарядки литиевых аккумуляторов от мобильных телефонов и типа 18650, а самое главное обеспечивает правильную зарядку аккумулятора. Устройство обладает светодиодным индикатором заряда. Красный цвет говорит о том, что батарея заряжается, зеленый - аккумулятор полностью заряжен. Умная зарядка получается благодоря применению специализированного контролера заряда на микросхеме BQ2057CSN.

    В современных литиевых аккумуляторах чистый литий не используют. Поэтому получили распространены три основных разновидности литиевых аккумуляторов: Литий-ионные (Li-ion) Uном. - 3,6V; Литий-полимерные (Li-Po, Li-polymer или «липо»). Uном. - 3,7V; Литий-железо фосфатные (Li-Fe или LFP). Uном - 3,3V.

    Недостатки

    Основным недостатком Li-ion аккумуляторов, я бы выделил их пожароопасность из-за превышении напряжения или перегреве. Но, литий-железо-фосфатные аккумуляторы не имеют такого жирного минуса - они полностью пожаробезопасны.
    Литиевые аккумуляторы очень чувствительны к холоду и быстро теряют свою ёмкость и перестают заряжаться.
    Требуют обязательного наличия контроллера заряда
    При глубоком разряде литиевые батареи теряют свои начальные свойства.
    Если аккумулятор не будет "работать" продолжительное время, то сначала напряжение на нем упадет до порогового уровня, а затем начнётся глубокий разряди как только напряжение снизится до 2,5V, то это приведет к выходу его из строя. Поэтому время от времени подзаряжаем аккумуляторы ноутбуков, сотовых телефонов, mp3-плееров.