• Инженерная инфраструктура как основа информационной системы. Понятие информационной инфраструктуры и её трансформация в современных условиях

    В современном обществе информация играет решающую роль, а информационные ресурсы стали в один ряд с основными экономическими ресурсами государства - природными, материальными, трудовыми, финансовыми и иными. Сформировалось мировое информационное пространство, составляющее основу информационного общества. В нем действуют крупные информационные конгломераты, объединяющие системы создания информации (издательские дома, редакции газет и журналов, телесети, телестудии) и сети ее распространения (кабельные, телефонные, компьютерные, спутниковые).

    Информационная инфраструктура занимает особое место в современной рыночной экономике, поскольку во второй половине XX века информация стала неотъемлемым элементом факторов производства, и возникла потребность в создании специальных институтов, обеспечивающих создание, накопление, обработку, селекцию и транспортировку информации. В конце столетия роль этих институтов резко возросла в связи со структурными сдвигами в экономике, увеличением оборота информации и появлением новых информационных технологий.

    Определения информационной инфраструктуры, предлагаемые различными учеными, формулировались в соответствии с той ролью, которую информационная инфраструктура выполняла в экономике на том или ином историческом этапе. В науке понятие информационной инфраструктуры появилось только в конце XX века, выделившись из понятия «инфраструктура». Инфраструктура в любой социально-экономической системе - это, прежде всего, совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов этой систем. Соответственно, существуют две основные функции инфраструктуры: во-первых, обеспечения функционирования взаимосвязей между элементами системы, а, во-вторых, упорядочения взаимодействия элементов, т. е. регулирующей функции. Первая функция является пассивной, ее можно даже назвать «технической», а вторая - активной, т. к. способна влиять на взаимосвязи, изменяя и упорядочивая их по определенному принципу. Этот принцип определяется информацией, используемой при функционировании инфраструктуры. Таким образом, информация обеспечивает активную роль инфраструктуры, а информационные инфраструктуры (ИИ) являются «метаинфраструктурой» по отношению к инфраструктуре вообще.

    Информационная инфраструктура экономик разных стран на начало XXI века существенно различается по уровню развития. В отдельных странах вообще нельзя говорить об информационной инфраструктуре как системе, а в других она развита настолько, что пронизывает абсолютно все сферы деятельности человека. Чтобы изучение мировой информационной инфраструктуры было комплексным, его необходимо провести на двух уровнях: на уровне отдельных государств, стоящих на различных ступенях экономического развития и на уровне надгосударственном, т. е. глобальной информационной инфраструктуры. Такое изучение правомерно потому, что мировая информационная инфраструктура на межгосударственном уровне формируется именно в силу особенностей инфраструктур различных государств. Интеграция этих инфраструктур порождает новые системные свойства, присущие глобальной информационной инфраструктуры.

    Развитие науки, производительных сил одновременно с «революциями» в области транспорта и связи вызывало необходимость в изменениях способов хранения, обработки и передачи знаний. Эти изменения были скачкообразными, из-за чего их называют «информационными революциями». А. И. Ракитов в развитие этих идей выделяет на протяжении истории человечества шесть информационных революций, под которыми он понимает «изменения инструментальной основы, способа передачи и хранения..., а также объема информации, доступной активной части населения». Первые три информационные революции (возникновение речи, появление письменности, изобретение книгопечатания) происходили в период становления хозяйственных отношений до появления промышленного производства. Четвертая революция произошла одновременно с переходом к машинному массовому производству и заключалась в изобретении средств передачи информации на расстоянии: телефона, телеграфа и радио. Пятая информационная революция произошла во второй половине XX века с появлением электронно-вычислительной техники. И, наконец, шестая революция, наличие условий для которой … в начале 2000 гг., в первую очередь заключается в «создании глобальных информационных сетей, открывающих всем абонентами клиентам доступ к любой информации в любое время и в любом месте... «.

    Формирование глобальной информационной инфраструктуры началось на рубеже XX - XXI веков. Интегрированность экономики в глобальную информационную инфраструктуру в этот период становится одним из главных факторов ее конкурентоспособности и эффективности.

    Глобализация информационных систем как массовое явление началась в 1990-х годах. Слияние отраслей вычислительной техники, связи и информационного наполнения порождают новую отрасль промышленности. Происходит конвергенция технологий (унификация, позволяющая технологиям взаимодействовать, обмениваясь информацией), в результате чего появляется новая интерактивная полиморфная информационная среда (своего рода результат укрупнения секторов ИИ), стимулирующая глобальные изменения в обществе. Именно такой институт является глобальной информационной инфраструктурой - новой отраслью общественного производства. На глобальном уровне состав информационной инфраструктуры можно выявить лишь по укрупненным блокам. Если использовать тезис о том, что информационная инфраструктура обеспечивает работу инфраструктур рынков товаров, труда, капитала и регулирующих органов государства, то правомерно выделить группы институтов информационной инфраструктуры, в равной мере необходимых для нормального функционирования всех институтов рыночной инфраструктуры, представленных на рис. 1.

    Рис. 1

    В представленной схеме состав информационной инфраструктуры включает как традиционные элементы, такие, как библиотеки и СМИ, так и появившиеся в последние годы (базы данных). Все эти группы институтов в значительной степени интегрированы при помощи Интернета и других открытых информационных систем, благодаря чему происходит непрерывный информационный обмен между институтами информационной инфраструктуры.

    Библиотеки появились на самом начальном этапе становления инфраструктуры, а затем, с развитием производительных сил и углублением разделения труда, появлялись средства связи (телефон и телеграф), СМИ, компьютеры, и, наконец, глобальные информационные системы (Интернет). Библиотеки как наиболее древний институт информационной инфраструктуры не утратили своей актуальности до сегодняшнего дня. На системе библиотек была построена государственная система научно-технической информации СССР и многих других стран. Сейчас библиотеки также функционируют и обеспечивают главным образом работу таких сегментов рыночной инфраструктуры, как наука, воспроизводство рабочей силы (обучение) и проч.

    Высокий уровень образования в обществе, который еще сохраняется благодаря широкому использованию библиотек, быстро будет потерян, если государство не обеспечит формирование новых доступных информационных систем, заменяющих библиотеки во всем мире на базе Интернет и возможных его аналогов.

    Средства массовой информации стали вторым после библиотек институтом информационной инфраструктуры, который сформировался как самостоятельная отрасль производства. История становления СМИ не менее продолжительна, чем история библиотек, но первоначально они выполняли преимущественно общественно-политическую роль. СМИ как элемент рыночной экономики четко выделились только в XIX веке, на этапе перехода к крупному промышленному производству, с возникновением межрегиональных и международных рынков, бирж, рекламы и т. п. Современное состояние СМИ является переходным. Происходит постепенный переход от печатных к электронным, от локальных к интернациональным, глобальным СМИ, который переход обусловлен происходящей информационной революцией, глобализацией экономики и ее инфраструктуры. Рынок традиционных СМИ, несмотря на происходящие изменения, является сформировавшимся и устойчивым. Под традиционными мы понимаем институты, существующие несколько десятилетий и появившиеся на этапе третьей-четвертой информационных революций: газеты и журналы, информационные агентства, радио и телевидение. Главным образом они обеспечивают работу рынка потребительских товаров и услуг через доставку рекламы и другой информации потребителям. При этом в рамках каждого сектора СМИ, будь то газеты или информационные агентства, существует жесткая специализация. На постсоветском пространстве в течение первых лет рыночных преобразований СМИ были наиболее быстро развивающимся сектором информационной инфраструктуры, т. к. в этот период именно потребительский рынок был наиболее доходным. Благодаря устойчивому потоку инвестиций этот сектор к концу XX века оказался полностью сформирован и немногим уступал уровню экономически развитых стран. Процессы глобализации и перехода информационной инфраструктуры на использование открытых информационных систем обусловили и трансформацию СМИ. Специфика этого процесса проявилась в том, что трансформация не вызвала существенного перераспределения сил между крупнейшими средствами массовой информации, а выразилась в том, что СМИ стали использовать в своей работе новые технологии по мере развития производительных сил. Так, информационные агентства, ранее распространявшие информацию по телеграфу, сейчас полностью перешли на вещание по компьютерным сетям, радио и другим каналам связи. Так, через Интернет передают информацию большинство СМИ (в том числе CNN, NBC, ВВС, The Wall Street Journal, Financial Times, Forbes, Fortune). Характерно, что доступ к информационным продуктам газет и журналов через Интернет обычно бывает бесплатным, тогда как за традиционные выпуски на бумажных носителях подписчик должен платить. Это говорит о высокой конкуренции между СМИ в сфере электронного вещания. Газеты на бумажных или электронных носителях по-прежнему остаются одним из наиболее влиятельных, важных и общедоступных СМИ как институтов информационной инфраструктуры.

    Телефонная связь появилась в период четвертой информационной революции. Эта отрасль инфраструктуры быстро развивалась и к моменту появления новых цифровых технологий конца XX века не утратила своей востребованности. Однако развитие производительных сил и пятая информационная революция оказали на телефонную связь не менее кардинальное воздействие, чем на библиотеки и СМИ. В сфере телефонной связи происходит быстрый переход к беспроводным технологиям, а также к системам передачи больших объемов данных на расстоянии (табл. 1). Использование телефонных сетей для передачи неголосовых данных с использованием факса и модема началось в 1970-х годах, с началом пятой информационной революции. Именно телефонная связь стала главной предпосылкой массового доступа пользователей в Интернет. Однако впоследствии Интернет стал главным конкурентом проводной связи и начал стремительно ее вытеснять.

    Таблица 1 - Этапы технологического развития телефонной связи

    Информационная революция

    Технологические изменения в телефонной связи

    IV. Изобретение средств передачи информации на расстоянии: телеграфа, телефона, радио

    Появление и развитие проводной связи с использованием коммутаторов, а затем - аналоговых автоматических телефонных станций (АТС)

    V. Появление электронных средств хранения, обработки и передачи данных

    Изобретение цифровых АТС, начало передачи данных и подключение к Интернет по телефонным каналам (факс, модем), появление сотовой и спутниковой связи

    VI. Формирование глобальной информационной инфраструктуры

    Использование сети Интернет для передачи телефонного сигнала, возможность выхода в Интернет с сотовых телефонов без использования компьютера, интеграция всех мировых сотовых сетей с использованием роуминга

    Телефонная связь является одним из наиболее быстро окупаемых секторов информационной инфраструктуры, т. к. используется во всех без исключения хозяйственных процессах. Благодаря этому данная отрасль беспрепятственно может привлекать инвестиции и развивается быстро. Новые технологические возможности позволили телефонным компаниям в короткие сроки интегрироваться в Интернет и стремительно развивать сектор беспроводной связи. Современная телефонная связь в развитых странах делится на две практически равнозначные составляющие: традиционная (проводная) и мобильная (сотовые, спутниковые телефоны и т. п.).

    Приоритетом развития телефонных компаний, исходя из вышеизложенного, будут системы беспроводной связи (спутниковые и сотовые телефоны), а также современные цифровые телефонные линии. Со временем последние уступят место высокоскоростным каналам передачи данных через Интернет, дающими возможность телефонной и видеосвязи. Мобильные же телефоны уже в первые годы XXI века дают возможность доступа в Интернет.

    Таким образом, система телефонной связи в ближайшие годы будет полностью интегрирована в глобальную информационную инфраструктуру. Это следует учитывать при стратегическом планировании всем компаниям, предоставляющим услуги связи, а также государственным органам, контролирующим формирование систем связи и лицензирующим эту деятельность.

    Компьютеры как универсальный инструмент хранения, обработки и передачи информации стали основой всех современных информационных систем, вызвав V информационную революцию и став необходимой предпосылкой VI революции. Компьютеризация общества (число компьютеров на душу населения) является прямым показателем развитости информационной инфраструктуры.

    Первоначально компьютеры использовались только в промышленных условиях, т. к. были дороги, объемны и малофункциональны. С развитием информационных технологий появились персональные компьютеры. Их число быстро увеличивалось по мере их удешевления. Одновременно к началу 2000-х годов началась массовая интеграция автономных компьютеров через сети связи, ставшая основой глобальной информационной инфраструктуры. Собственно инфраструктурная роль компьютеров проявилась в том, что они стали широко использоваться для обеспечения эффективной работы всех отраслей общественного производства и распределения: от промышленности до обучения, от торговли до экономического анализа и прогнозирования.

    Таким образом, компьютеры стали объективно необходимым условием развития информационной инфраструктуры рыночной экономики на этапе 2000-х годов. Именно в этот период число компьютеров стало одним из наиболее важных показателей уровня развития информационной инфраструктуры в разных экономиках.

    По данным аналитиков Всемирного банка, наибольшее число компьютеров на душу населения имеется в США. Считается, что в этой стране компьютер имеется в каждой второй «белой» семье и в каждой четвёртой «цветной». Высокий уровень компьютерной грамотности, в частности, позволил США стать основоположником глобальной информационной инфраструктуры и основателем сети Интернет.

    В течение последнего десятилетия XX века Интернет придал информационной инфраструктуре качественно новое значение, предопределив переход от совокупности разрозненных институтов к единой информационной системе, оборот информации в которой уже многократно превышает обороты библиотек, СМИ и прочих традиционных институтов ИИ. На сегодняшний день институт «Интернета» включает три взаимосвязанные системы: собственно компьютерная сеть, набор правил ее функционирования и организации, осуществляющие контроль и координацию работы сети. Годом начала массового использования Интернета можно считать 1993, когда были утверждены основные стандарты сети и появились первые поисковые системы - компьютеры, содержащие справочную информацию о ресурсах других участников сети и предоставляющие пользователям возможность поиска информации. Впоследствии поисковые системы (такие, как Google, Yahoo, AltaVista, российские Яндекс, Rambler и List. ru) стали наиболее популярными и широко посещаемыми Интернет-серверами.

    В настоящее время в странах с постсоциалистической экономикой на высоком уровне развития находятся устаревающие отрасли информационной инфраструктуры (например, традиционные библиотеки). Они в своем развитии опережают уровень развитых стран. Более современные отрасли информационной инфраструктуры, такие, как телефонная связь, в странах с переходной экономикой уже заметно уступают странам Запада. По числу стационарных телефонов на душу населения наблюдается отставание в 2-3 раза. Еще сильнее различие заметно в части мобильной связи, по которой отставание наблюдается в десятки раз.

    Перечисленные характеристики позволяют говорить о том, что в странах с переходной экономикой наблюдается устаревание информационной инфраструктуры. Темпы ее развития недостаточны, а потому органы государственной власти и коммерческие структуры должны уделять первостепенное внимание стимулированию ИИ. При этом в наибольших инвестициях и стимулировании нуждаются наиболее современные отрасли РИИ, связанные с компьютеризацией производственных и общественных процессов и глобализацией информационных систем.

    Информационная инфраструктура - система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

    Включает в себя:

    Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 2

      IaaS: Инфраструктура как сервис. ProCloud

      Лучший по профессии Гирба Е Ю УМЦ Серпухов

    Субтитры

    Глобальная информационная инфраструктура

    Это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

    Информационная инфраструктура в России

    Президент Российской Федерации посредством документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» обозначил задачу перехода страны на инновационный путь развития. Но для этого нашей стране необходима информационная инфраструктура, которая на данный момент активно развивается, а потому привлекает к себе огромное внимание. В России ещё не сложилась информационная инфраструктура, которая обеспечила бы информационное сопровождение инновационного цикла от возникновения идеи до её внедрения в жизнь.

    Примеры информационной инфраструктуры

    В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

    • Сетевые СМИ
    • Реклама , пиар

    Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран. В то же время есть примеры-результаты работы конкретных организаций:

    • Science Citation Index от фирмы Institute for Scientific Information .
    • Слой 1. Пользовательский (потребительский) слой - слой потребителей информационного ресурса с правилами их взаимодействия с информационной структурой.
    • Слой 2. Функциональный слой с совокупностью услуг, предоставляемых пользователям (потребителям) различными поставщиками информации.
    • Слой 3. Информационный слой, в котором непосредственно содержится информационный ресурс.
    • Слой 4. Коммуникационный слой, рассматриваемый как единая информационная магистраль (информационная сеть).

    Информационная инфраструктура. 3

    Информационно-аналитическая система (ИАС) как часть программной поддержки информационной структуры организации. 4

    Проект ИАС института. 8

    Заключение. 12

    Литература. 14

    Введение

    В настоящее время управление любой деятельностью невозможно без анализа большого объема информации и ее обработки с помощью компьютеров. Использование вычислительной техники в различных областях деятельности человека прошло большой путь, который определялся не только развитием собственно техники и, но и развитием принципов и методов обработки информации как с точки зрения областей применения, так и с точки зрения широты использования.

    С созданием в 80-х годах персональных компьютеров произошло не только увеличение компьютеризированных рабочих мест, а, что более важно, изменение требований к програм­мному обеспечению, которое использовалось в сфере управления и других. Программное обеспечение теперь не должно требовать специально подготов­ленного оператора и должно быть понятно специалисту в предметной области, который пользуется компьютером, как инструментом.

    Кроме того, информация, с которой мы работаем теперь, распределяется между различными компьютерами и для доступа к «чужим» данным используются локальные сети, которые пришли на смену многотерминальным системам.

    Еще одним немаловажным, а в последнее время, быть может, наиболее важным аспектом использования персональных компьютеров стало развитие глобальных сетей и их использование не в режиме почты, а работа в режиме реального времени. Благодаря развитию телекоммуникаций и средств связи становиться возможным доступ к огромным накопленным за столетия знаниям с использованием современных информационно-поисковых систем. Этот аспект деятельности чрезвычайно важен в научной и учебной работе, повышении квалификации. О возможностях и пропускной способности глобальных сетей говорит тот факт, что во многих компьютерных играх предусмотрена игра по Internet.

    Информационная инфраструктура

    Информационная инфраструктура (ИИ) – это организация взаимодействия информационных потоков (при этом несущественно какой носитель).

    Создание ИИ, использующей компьютерные технологии подразумевает комплекс мероприятий который включает в себя:

    Организационные мероприятия (определение структуры документов и маршрутов их движения, определение ответственности за виды проводимых мероприятий, определение правил организации разработки программ и структуры базы данных, способы финансирования и другие);

    Технические мероприятия (приобретение, установка и техническое обеспечение эксплуатации оборудования, создание кабельной системы);

    Определение системного программного обеспечения которое будет использоваться в организации и создание LAN как программно-технического комплекса (установка системного программного обеспечения, организация маршрутизации между подсетями, администрирование сети и работа с пользователями сети);

    Обучение сотрудников организации;

    Использование при работе с документами стандартного программного обеспечения, организация почтовой службы, организация доступа к Internet;

    Проектирование и разработку программных продуктов и создание информационно-аналитической системы (ИАС);

    Обеспечение безопасности информации;

    Работу службы эксплуатации и внедрения;

    Наполнение базы данных;

    Обеспечением создания ИИ, использующей компьютерные технологии должны обеспечивать следующие службы (отделы или лаборатории):

    1. Техническая служба. Функции – работы по монтажу LAN, установка оборудования, ремонт и замена оборудования.

    2. Служба эксплуатации и внедрения. Функции – работа с Заказчиком приложений ИАС по постановке задачи, установка приложений ИАС, подготовка заданий для группы разработки программного обеспечения, обучение персонала.

    3. Группа разработки программного обеспечения.

    Информационно-аналитическая система (ИАС) как часть программной поддержки информационной структуры организации

    ИАС – это часть программной поддержки информационной инфраструктуры организации, обеспечивающая специальные задачи управления.

    При разработке любых программных продуктов существует проблема устаревания программы на момент ее создания и как следствие этого необходимость модификации ее сразу после окончания разработки. Поэтому важными становятся два требования к разрабатываемым в настоящее время программным продуктам и ИАС в частности. Первое – система должна быть открыта, а не являться “вещью в себе”, изменения в которую могут внести только люди, ее разработавшие. Второе – технологии, которые используются во время разработки должны быть по крайней мере современными, а еще лучше учитывать тенденции развития программного обеспечения. Этот пункт относиться как к механизмам, которые реализуются разработчиками программного продукта, так и к тем средствам, которые используются во время разработки.

    Во-вторых, популярностью в настоящее время пользуются программные продукты которые либо несут в себе средства модификации программ, либо являются настолько простыми и универсальными, что не требуется их доработка. Разработка сред со своими собственными средствами и языками модификации данных является несколько усложненным и невыгодным при использовании поскольку сомнительно, что собственный язык будет настолько лучше уже существующих, чтобы имело смысл его изучать и использовать в качестве стандартного на данном предприятии. Кроме того, проблема “запаздывания” разработки, очевидно, в этом случае увеличивается.

    В-третьих, при разработке ИАС должен соблюдаться модульный принцип организации приложений и данных поскольку в этом случае могут производиться дополнения и изменения с меньшими затратами и гарантировано отсутствие изменений в частях, которые не затрагиваются при модификации других частей.

    Таким образом:

    1. ИАС - это открытая, модульная система, использующая архитектуру клиент-сервер с реализацией правил бизнес логики как COM объектов сервера транзакций.

    2. Уточнение свойств объектов, которыми оперирует ИАС может быть произведено пользователем на описательном уровне. Для этого могут быть написаны компоненты системы, использующие Wizard технологию.

    3. Модули, реализующие новые объекты и функции системы должны создаваться в основном на уровне сервисов и объектов сервера.

    4. Рабочие места специалистов (АРМы) должны компоноваться как контейнеры, содержащие модули (экранные формы и процедуры обработки отчетов) работы с отдельными объектами ИАС и, возможно, создаваться на уровне описаний того, что включает в себя данный АРМ.

    5. Должны использоваться готовые программные продукты, поддерживающие работу с базами данных. Например, генератор отчетов Crystal Report или MS Excel.

    6. Существуют компоненты ИАС, которые обладают подобной структурой и используют одинаковые методы обработки данных для всех предприятий и учреждений (“структурный инвариант ИАС”), например, бухгалтерия (АРМ главного бухгалтера), которая вследствие того, что принципы ведения бухгалтерского учета едины для любых организаций (принцип двойных проводок и журнально-ордерная система отчетности). Например, организационную структуру учреждения или персонал организации. Другим типом задач (“функциональным инвариантом ИАС”) являются компоненты ИАС, которые выполняют одинаковые функции, но исходя из различных соображений и используя, быть может, различные исходные данные. К функциональным инвариантам можно отнести задачу расчета заработной платы. Функциональные инварианты должны быть реализованы как библиотека COM объектов. Важным в данном случае является то, что интерфейсы COM объектов такой библиотеки могут быть определены один раз и в дальнейшем не меняться.

    Очевидно, что для описания специфики деятельности предприятия и уточнения содержания компонент-инвариантов потребуются дополнительные данные и функции их обработки. К уточняющим компонентам можно отнести, например, ученые степени сотрудников института. Как правило, уточняющие данные связаны с основными как многие к одному. Обеспечение связности данных производится на уровне объектов базы (связи и триггера). Удаление или перенос в архив основных данных должны производится вместе со всеми уточняющими записями. При этом работа с записями одной уточняющей таблицы реализуется на уровне хранимых процедур SQL сервера, а COM объект сервера транзакций обеспечивает последовательный вызов хранимых процедур для каждого объекта. Добавление, изменение и удаление уточняющих компонент не может привести, таким образом, к изменению структуры ИАС в целом, а только изменить содержание некоторых отчетов.

    Кроме вышеперечисленных есть модули, реализующие частные задачи и взаимодействующие с инвариантами системы и дополнительными модулями. Если рассматривать учет материальных ценностей и проекты организации, то задачи обработки заявок и получения материалов являясь дополнительным сервисом связывает эти инварианты. Дополнительными модулями являются, модули, обеспечивающие функции статистической и другой обработки информации хранящейся в одной базе данных и экспорт уже обработанного в другую базу. Примером такой задачи будет “оплата за обучение в вузе”, которая связывает оплату каждого студента и кассу института, как часть АРМа главного бухгалтера. Другим примером является экспорт данных о выпускниках ВУЗа в базу выпускников всех учебных заведений России. Очевидно, что дополнительные модули могут не содержать никаких данных. В этом случае их реализация может заключаться в программировании COM объектов сервера транзакций и добавлением его вызова в программе клиента. Если для работы дополнительного модуля требуется хранение какой-то информации, таблицы могут создаваться в другой базе данных.

    Зачастую специалисты, занятые в ИТ, слабо представляют себе всю совокупность и сложность информационной системы и, особенно, ее окружения. Это в общем нормально в нынешнее время узкой специализации, но настоящему специалисту все же желательно иметь представление по крайней мере о том, что может воспрепятствовать реализации его замысла. В конце концов, понимание того, что работа твоего программного комплекса зависит от многих и многих факторов, в том числе иногда неочевидных, никому не помешает.


    Трактовку понятия информационной системы можно посмотреть, например, в Википедии .

    На всякий случай:

    ограничения и соглашения

    1. Изложенное ниже - не догма, это исключительно мое видение ситуации. Основанное, однако, на довольно большом опыте практической работы.
    2. В нынешние времена доступ к информации подразумевает почти исключительно использование электронных средств, о них и буду говорить, оставив за скобками газеты, книги и классические библиотеки.
    3. Ограничимся достаточно незначительными масштабами, скажем, от персональной, домашней, самой мелкой сети, до системы отдельного предприятия - рассматривать вопрос в рамках планеты или хотя бы страны можно только теоретически, а меня интересуют прежде всего прикладные аспекты.
    4. Заодно оставлю в стороне такой немаловажный компонент информационной системы, как программное обеспечение всего комплекса, упор буду делать на «железные» компоненты. Это, конечно, неправильно. Подразумеваем, что ПО в той или иной мере присутствует в любом элементе системы.
    5. Приводимые ниже цифры вполне условны, как пишется в конструкторской документации, «справочные».

    Подсистемы информационной инфраструктуры. Назначение подсистем, задачи, которые они решают

    Как мне видится инфраструктура информационной системы? Эдакая пирамида, вершина которой, «первый слой» - потребитель и искомая, обработанная и готовая к употреблению информация. Информация, как воспринимаемое человеком нематериальное. Человек - тоже элемент этой инфраструктуры, и довольно значимый, как и программное обеспечение; однако, к техническим, инженерным элементам его относить почему-то не принято. Не стану и я.

    Что такое - эта информация? То, что мы видим на экране монитора, слышим из динамиков; то, на основе чего мы принимаем некие решения - или осознанно делегируем право принять эти решения опять же вычислительной технике.

    Условно «второй слой» пирамиды - интерфейсы, устройства отображения, управления, ввода-вывода. Почему я решил вынести интерфейсы в отдельную сущность? Потому, что от «качества» предоставляемой потребителю информации зависят принимаемые им решения - по вполне субъективным причинам. Да и технически, и программно-технически интерфейсы - вполне независимая область.

    «Коммуницируют» интерфейсные системы непосредственно с третьим слоем, с устройствами обработки информации, которые преобразуют массивы данных в вид, доступный для представления, с теми же персональными компьютерами. В нынешние времена иногда уже трудно провести границу между интерфейсом и «вычислителем», пример тому - смартфоны и планшеты.

    Компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) сам по себе, без данных для обработки, без связи с источником информации - не особо нужная дорогая железка. Когда-то «источником» данных для вычислительных систем были (если оставить за кадром первоисточник - человека и окружающую действительность/среду) телетайпы, перфокарты, перфоленты, затем магнитные ленты… Теперь исходные данные, как правило, берутся через сети с других вычислительных устройств, мест массового хранения, посредством телекоммуникаций. Это четвертый слой, обеспечивающий связи оконечных устройств, готовящих информацию к употреблению человеком, с источниками данных.

    Пятый и шестой слои - обработка первичной, базовой информации, и хранилища данных. Под этими двумя слоями можно понимать, например, весь Интернет - в качестве субботнего развлечения, или дата-центр, или отдельный майнфрейм, привязанный к системе хранения данных, дисковому массиву, десятками каналов FiberChannel через соответствующие коммутаторы (тут своя мини-иерархия, которая тоже укладывающаяся в приведенную схему); или просто домашний NAS-сервер.

    Понятно, что для осуществления описанного только что способа доступа к информации (и оперирование этой информацией) в рамках принятых ограничений необходимо использовать технические, и не просто технические, а высокотехнологичные, средства. Которые работать могут только при выполнении ряда условий.

    • Во-первых, без электроэнергии, причем соответствующей определенным требованиям, стандартам, работа ИТ оборудования, как ни странно, невозможна - такой вот парадокс.
    • Во-вторых, электронные компоненты ИТ оборудования, в соответствии с законами физики, работать нормально, без большого количества сбоев, могут только в довольно ограниченном диапазоне температур, условно от -40 до +50ºC, а «комфортным» вовсе считается диапазон 20±2ºC. При этом само ИТ оборудование является источником тепла: вся потребляемая электрическая энергия превращается компонентами ИТ систем в энергию тепловую.
    • В третьих, из-за применяемых ныне технологий, существуют ограничения на уровень относительной влажности воздуха: при повышенной влажности возможно выпадение росы, а значит, вероятно замыкание в электрических схемах; при низкой влажности возможно накопление статического электричества, и растет вероятность пробоя электрических компонентов.
    • В четвертых, учитывая «во-вторых и в третьих», ИТ оборудование надо оградить от нежелательных внешних воздействий, начиная от попадания в них пыли, и заканчивая камнем, брошенным хулиганом. Слой пыли затрудняет отвод тепла от компонентов, и способствует накоплению статики; с камнем и так все понятно.
    • Есть еще проблема компактного размещения ИТ систем и систем, их обеспечивающих. То есть - архитектурная подсистема, выделенная зона, или помещение, или здание, или сооружения, где все хозяйство размещено. Проблема эта решается по разному, и зачастую это решение требует весьма значительной части средств, выделяемых на информационную систему. Оставим это в стороне, хотя это тоже неправильно - как и то, что не учитываем ПО.

    Вот таким толстым получается седьмой, инженерный, слой информационной инфраструктуры - своя отдельная сложная инфраструктура из нескольких, иногда многих, подсистем.

    Что занимательно, это еще вовсе не конец цепочки, поскольку далее идет транспортировка энергии, городские и региональные сети электроснабжения, генерирование мощностей, добыча энергоносителей… Но это, будем считать, за рамками темы, я же обещал ограничиться масштабами предприятия.

    Цели, ради которых строится конкретная информационная система; зависимость инфраструктуры от выбранной цели

    Цель, собственно, понятна: обеспечить потребителя, имеющего необходимый уровень ответственности (или просто право), информацией для окончательного анализа и принятия решений; как вариант - для получения некоего удовольствия (в компьютерные игры играете? А фильмы? А музыка?). От итоговой важности решаемой задачи напрямую зависят масштабы инфраструктуры, призванной обеспечить потребителя информацией.

    Информационная инфраструктура. Примеры очевидны: с одной стороны, «домашняя сеть», включающая ПК, ноутбук и пару смартфонов в качестве клиентов, роутер в качестве центрального узла, и единственный канал связи до провайдера; с другой стороны - предприятие с филиалами в половине мира, с полутора десятком дата-центров по всей стране. Диапазон получается широчайший. Соответственно, для реализации этих двух инфраструктурных решений требуется оборудование разного уровня; производители в курсе этой «проблемы», и заранее позиционируют устройства: «домашний wi-fi роутер», «коммутатор для рабочих групп», «сервер масштаба предприятия».

    Сложность и дороговизна решений для каждой конкретной задачи определяется важностью этой задачи - с этим определились давно. Насколько ценны вам, как частному лицу, ваши фотографии, видеозаписи, фильмы и книги, хранимые на диске ноутбука? Стоят ли они приобретения NAS с RAID-массивом уровня 10? Или достаточно будет «флэшки» на 8 гигабайт? Или, например, двух флэшек по 32 гигабайта? Окупят ли затраты на NAS ваши моральные страдания от возможной утери уникальных фоток с Кипра?

    С другой стороны, насколько ценна коммерческому банку информация, «живущая» в петабайтном хранилище? Нужно ли его, хранилище, зеркалировать вторым таким же в другом городе, или будет достаточно ежедневного бэкапа на ленты? Будут ли потери от простоя банка на ремонты и восстановление после краха СХД настолько велики, что «зеркало» за несколько десятков миллионов долларов окажется мелочными расходами?

    Инженерная инфраструктура. Нужно ли покупать домой источник бесперебойного питания, который займет дефицитное место, но может спасти от потери данных? Оправданы ли затраты - если на вашей памяти электричество дома отключали два раза за последние пять лет? А какую схему резервирования кондиционеров дата-центра выбрать: N+1 или 2N – учитывая, что каждый лишний кондиционер холодильной мощностью, например, 50 кВт, обойдется в полтора миллиона?

    Вопросы достаточно риторические, любая инфраструктура должна соответствовать масштабам задачи, и строиться на основании пусть и не слишком точных, но расчетов.

    Определение масштабов инфраструктуры, состав подсистем

    Пока ваши «фотки» помещаются на один компакт-диск, у вас как бы и нет проблем с инфраструктурой: ваши данные всегда в сохранности (если, конечно, вы не забываете сами об этом заботиться), доступности, а в случае краха вашей персональной информационной системы эти данные достаточно просто восстановить. Иное дело, когда объем данных, к которым хоть иногда необходимо иметь доступ, составляет десятки и сотни терабайт; при этом легко представить ситуацию, в которой вы (предприятие) понесете убытки (финансовые, репутационные, моральные в конце концов) если эти данные окажутся недоступными, даже на непродолжительное время.

    Можно попытаться определить необходимые масштабы инфраструктуры, и необходимый состав ее систем и подсистем.

    Объемы предоставляемой потребителю информации (той, которую надо хранить «у себя») вполне можно оценить, это то, что используется в повседневной деятельности и, в итоге, «оседает» на жестких дисках - за исключением информации случайной и непроизводительной (для предприятия это, скажем, глубоко личные запасы музыки на персональных компьютерах сотрудников; дома же, например, сериалы, которые после просмотра можно без сожаления стереть, но которые пока еще занимают место на диске). То есть те объемы данных, которыми оперируем в настоящий момент, и которые могут понадобиться в дальнейшем. Спрогнозировать рост объема данных можно при наличии маломальской статистики за предыдущие периоды (если вы - предприятие, а такой статистики у вас нет, то ваши админы - или конченные лентяи, или некомпетентны).

    По имеющимся объемам данных, интенсивности их использования и прогнозам роста на основе статистики вполне можно прикинуть, какую технику на каком «уровне» инфраструктуры использовать.

    Характер конечной информации может определять содержание «верхних слоев» инфраструктурной пирамиды,
    технический уровень средств интерфейса, и предоставления информации: дизайнерская веб-студия вряд ли сможет эффективно конкурировать на рынке, предоставив своим ведущим сотрудникам компьютеры на базе Pentium-III для рендеринга, и 14-дюймовые мониторы с разрешением 800х600; с другой стороны, многие бухгалтерии такой техникой пользуются, и вполне могут пользоваться еще годы.

    Интенсивность использования данных и их объемы определяют требования к средствам передачи данных: в приведенном выше примере с бухгалтерией достаточно будет иметь (для средней величины конторы) сеть, построенную на основе «медной» структурированной кабельной системы категории 5/5е и коммутаторов 10/100 Layer 2. Ядро сети дата-центра банка требует уже оптику для SAN и не только, коммутаторы Layer 3-4 с интерфейсами со скоростью передачи 2-8 (для SAN) и 1-10 (для прочих) гигабит в секунду.

    Средства обработки информации представлены серверами разной производительности (и, соответственно, мощности), исполнения, стоимости и даже назначения: от уровня рабочей группы в корпусе Midi-Tower до монстров класса IBM p795. В «среднем» сегменте популярными заслуженно стали блэйд-серверы (в основном, из-за гибкости решений). Выбор конкретной системы зависит от сложности решаемых задач (две большие разницы: расчет теплозащиты космического аппарата методом конечных элементов, или «поиграть в сапера») и, соответственно, требуемой производительности.

    Хранение данных - задача достаточно традиционная, решается разными способами (база, тем не менее, сейчас у всех способов одна - в основном жесткие диски, если иметь в виду оперативное хранение, SSD для критичных к скорости обработки данных задач, и магнитные ленты для резервных и архивных копий; вообще-то о резервировании информации разговор особый; в частной жизни добавляются CD/DVD и «флешки»). Способы выбираются - как ни странно - в зависимости от требуемых объемов хранения и скорости доступа. Это может быть раздел на единственном HDD в домашнем компьютере, RAID-массив внутри сервера, дисковая «полка» или их массив, или Hi-End система из трех (пяти, семи) шкафов 42U, один-два из которых - «мозги», контроллеры, а остальные - дисковый массив.

    Требования к системам инженерной инфраструктуры определяются из характеристик всего, перечисленного выше. Основной показатель - потребляемая мощность, это основа для дальнейших расчетов - если речь идет о предприятии. Почему основной? Оплата электроэнергии составляет львиную долю затрат на эксплуатацию дата-центров. Центр обработки данных, где установлено ИТ оборудование электрической мощностью 250 киловатт, за год потребляет только на вычисления почти 2,2 тысячи мегаватт-часов, а вместе с инженерной инфраструктурой от 3 до 4 тысяч мегаватт-часов, в зависимости от эффективности инженерных систем. В деньгах на сегодня это значит от десяти до двенадцати миллионов рублей. Такие потенциальные траты не должны быть неожиданностью, и требуют предварительной оценки. Как?

    Суммируем электрическую паспортную мощность, потребляемую каждым ИТ устройством, добавляем 10-20% «на всякий пожарный случай» (по нашим замерам во время формирования отчетов, то есть при интенсивных вычислениях, потребляемая мощность ИТ системы увеличивалась в среднем на 9,67 процента по сравнению с обычной, установившейся повседневной мощностью), при необходимости прибавляем запас на развитие, и получаем мощность, которую будет потреблять ИТ оборудование, то есть примерно 50-70% от необходимой общей мощности (для всей инфраструктуры). При этом становится понятна требуемая мощность систем гарантированного и бесперебойного питания , а заодно - и количество тепла, которое надо будет отводить от ИТ оборудования и от ИБП, то есть - можно оценить мощность системы кондиционирования . После этого определяемся с минимально допустимыми уровнями резервирования, и основа для черновых расчетов готова.

    К мощностям ИТ оборудования добавляются мощности систем «инженерки», и в результате определяются требуемые мощности внешнего электроснабжения, и системы гарантированного питания: аварийных дизельных генераторов, или чего-нибудь подобного. То есть - энергетика .

    Такая методика, с некоторыми поправками, применима, в общем-то, для грубой оценки как масштабов необходимой для «функционирования бизнеса» информационной инфраструктуры, так и затрат на нее - с учетом мер по обеспечению некоторой безопасности. Впрочем, о безопасности речь отдельная, штука это многогранная и разнообразная в своих проявлениях, и в предельных вариантах стоить может очень дорого. Кстати, одной из мер обеспечения безопасности можно считать повышение надежности как всей инфраструктуры, так и подсистем и компонентов, ее образующих.

    Вопросы надежности

    Надежность технических систем - вполне себе многоплановая и занимательная наука. Но нас интересуют только прикладные аспекты; главный вопрос - как обеспечить приемлемую надежность информационной инфраструктуры за приемлемые деньги. Поскольку:
    • Основной способ повышение надежности - резервирование и дублирование компонентов (устройств, подсистем, каналов связи и пр.).
    • Дополнительный способ - использование высоконадежных, а поэтому дорогих компонентов.
    • Оба этих способа повышения надежности требуют определенных затрат.
    Исходя из «цены» возможных потерь в случае отказа какого-нибудь компонента или системы в целом, и следует выбирать способ повышения надежности и/или уровень резервирования. Исключительно для получения удовольствия сравним два крайних варианта - домашняя сеть и крупное предприятие. Пойдем по уровням инфраструктурной пирамиды снизу вверх, от базиса к надстройке, то есть начнем с энергетики, занося в таблицу данные подсистем и компонентов. В таблице хорошо смотрелись бы и промежуточные варианты, скажем, для малых и средних предприятий, но тут контраст между совсем малым и достаточно большим доставляет сильнее. Повторюсь: цифры в таблице достаточно условны, и даны, чтобы можно было наглядно сравнить затраты. В реальности могут «плавать» очень сильно.

    По-моему, получилось показательно. Разный уровень важности решаемой задачи определяет разные масштабы, а масштабы определяют разную стоимость решения.

    При этом заметьте, что принципиальной разницы между инфраструктурой, например, «Мобильных телесистем», или ВТБ-24 и вашей домашней сетью нет. Никто и ничто, кроме соседей и кошелька, не помешает вам, если посчитаете свои личные данные бесценными, дополнительно их защитить: установить ИБП под каждое устройство, а на балконе - аварийный бензиновый генератор на самый уж крайний случай; подключиться к двум независимым провайдерам, установив на каждом канале по отдельному роутеру/коммутатору; добавить к имеющемуся NAS с RAID-массивом пятого уровня еще один, в зеркало; положить «про запас» под шкаф еще один системный блок, идентичный стоящему на столе (так называемый «холодный резерв», ага), а в стоящий на столе вставить пишущий BlueRay привод, на котором еженедельно нарезать очередную болванку с бесценным; а записанные болванки раз в месяц отвозить в банковскую ячейку; и так далее. Только нужно ли вам это?

    В качестве заключения

    Работа любой достаточно сложной системы зависит от нормального функционирования некоей совокупности других систем, мелких и не очень. Иногда полезно об этом помнить, особенно при реализации высокотехнологичных проектов. Полезно также иногда выбираться за границы своей предметной области, дабы иметь представление о том, как функционируют системы в целом, от чего зависят и на что влияют.

    Одобрена концепция подключения к интернету 100 тыс. социально значимых объектов

    28 февраля 2019 года стало известно, что Правительство России одобрило Концепцию подключения к сети интернет социально значимых объектов. Речь идет об обеспечении доступа в интернет более 100 тыс. объектов: образовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, отделений полиции, Росгвардии , пожарных частей, военкомов, органов государственной власти и местного самоуправления.

    Ранее обеспечение широкополосным доступом в интернет (ШПД) социально значимых объектов было заложено в программу «Цифровая экономика ». Первый вариант данной программы вместе с планом мероприятий по разделу «Информационная инфраструктура » был принят в 2017 года. Тогда в документах говорилось о подключении к интернету органов государственной и муниципальной власти и медицинских организаций .

    В конце 2018 года были утверждены национальная программа «Цифровая экономика» и федеральный проект «Информационная инфраструктура». В них значительно было расширено число объектов, которым необходим доступ в интернет, он совпадает с перечнем организаций, обозначенных в упомянутой Концепции.

    Так, в федеральном проекте «Информационная инфраструктура» речь идет о подключении к интернету пожарных частей и постов в малочисленных населенных пунктах. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) вместе с властями субъектов федерации составят перечень пожарных частей, которые нуждаются в подключение к интернету, вместе с требованиями к каналам связи для них.

    Соответствующие документы будут переданы в Минкомсвязи . После чего подрядчика по данному проекту определят на конкурсе или путем решения правительства. На обозначенные цели федеральный бюджет в 2019 г. потратит 500 млн руб., в 2020 г. - 1 млрд руб., в 2021 г. - еще 2,5 млрд руб. То есть всего подключение пожарных частей к интернету обойдется федеральному бюджету в 4 млрд руб.

    Другое запланированное мероприятие - подключение к интернету участковых пунктов полиции, территориальных органов Росгвардии и подразделений войск национальной гвардии, в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции, в малочисленных населенных пунктах.

    Еще одно мероприятие состоит в создании системы контроля предоставления услуг связи для социально значимых объектов. С этой целью сначала будут разработаны перечни параметров и показателей качества и норм услуг, методическое обеспечения и программного-аппаратного комплекса контроля предоставления услуг связи для такого рода объектов.

    Затем будут разработаны средства тестирования и отлажены модули программно-аппаратного комплекса предоставления услуг связи для такого рода объектов.

    В 2020 г. будут созданы опытные зоны контроля предоставления услуг связи для социально значимых объектов. До конца 2021 г. система контроля качества предоставления услуг связи заработает на всей территории страны.

    На оснащение социально значимых объектов программно-аппаратными комплексами контроля предоставления услуг связи федеральный бюджет выделит в 2019 г. 390 млн руб., в 2020 г. и в 2021 г. - по 170 млн руб. То есть всего на эти цели потребуются бюджетные средства на сумму 730 млн руб. Проект будут курировать Минкомсвязи и Россвязь , подрядчика выберут на конкурсе.

    Таким образом, всего в 2019-2021 гг. федеральный бюджет потратит 12,39 млрд руб. на подключение к интернету в пожарных частях, полицейских участках и подразделениях Росгвардии в малонаселенных пунктах страны, а также о военных комиссариатах по всей территории страны.

    С учетом ранее заложенных в программу «Цифровая экономика» планов по подключению к интернету органов государственной власти и местного самоуправления расходы федерального бюджета составят 22,8 млрд руб. А с учетом системы контроля качества услуг для социально значимых объектов - 23,5 млрд руб.

    Для решения задачи обеспечения доступа в интернет социально значимых объектов государство поддержит строительство федеральной LTE -сети в диапазоне 450 МГц, говорил ранее замминистра связи Олег Иванов . На февраль 2019 года в большинстве регионов частоты в диапазоне 450 МГц принадлежат сотовому оператору Tele2 , совладельцем которого является «Ростелеком». В ряде регионов, включая Москву , Санкт-Петербург , Московскую и Ленинградскую области , такие сети уже запущены.

    Созданием сотовой сети для социально значимых объектов готовы заняться «Ростелеком» и Tele2

    По предположениям замминистра связи, контракт с исполнителем может быть заключен в апреле-мае 2019 года. По его словам, проектом также заинтересовались два отечественных производителя базовых станций и один локализованный в РФ вендор, но «пока обязывающих соглашений не подписано».

    Кроме того, концепцией также предусмотрено, что к интернету благодаря проекту также будут подключаться физические и юридические лица.

    По заявлению представителей «ЭР-Телеком Холдинге» , компания выступает за технологическую нейтральность и конкуренцию при решении подобных задач.


    Оператор намерен участвовать в конкурсах, если их условия будут позволять оказывать услуги на экономически выгодной основе.

    Цифровой профиль гражданина начнется с сервиса банковских кредитов

    Пилотным проектом запуска цифрового профиля гражданина может стать сервис предоставления банковского кредита без заполнения анкет и предъявления бумажных документов. Это следует из концепции, в целом одобренной рабочей группой «Нормативное регулирование» при АНО «Цифровая экономика» , заседание которой прошло 6 февраля 2019 года на площадке Министерства экономического развития РФ .

    Цифровой профиль гражданина, создаваемый в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» нацпроекта «Цифровая экономика» , позволяет получить доступ к данным государственных информационных систем. Эти данные гражданин сможет согласиться предоставить какой-либо организации – государственной или коммерческой (с помощью смартфона или компьютера). Подробнее .

    2018: Замминистра связи Алексей Козырев на IT Gov Day - о развитии цифровых государственных платформ

    Алексей Козырев рассказал о развитии государственных цифровых платформ

    Платформа идентификации необходима, чтобы и у бизнеса, и у гражданина был цифровой ключ, который позволял бы проводить электронные транзакции, осуществлять юридически-значимое взаимодействие в цифровом виде.

    У каждого гражданина должен быть электронный профиль. Мы привыкли, что у нас есть профили в социальных сетях, в мессенджерах. В профиле содержатся данные, которые мы разрешаем или запрещаем получать другим информационным системам. Стало обычным делом – залогиниваться в различные сервисы, используя, например, учетную запись Facebook или «ВКонтакте ». И такой электронный профиль должен быть основан на данных, проверенных и подтвержденных государством. И каждый раз, когда мы проводим ту или иную транзакцию, должна быть возможность эти персональные данные либо предоставить, либо запретить к ним доступ, если мы не хотим их куда-либо больше передавать. Это довольно интересный подход к тому, как распоряжаться своими персональными данными, - отметил заместитель министра связи.

    Сейчас государство хранит огромное количество персональной информации граждан, напомнил слушателям Алексей Козырев, при этом сами граждане могут получить эту информацию в ограниченном объеме и посредством довольно сложной процедуры под видом госуслуги. Вместе с тем, констатировал он, по сути эта информация в большинстве случаев она даже не нужна как бумажная справка, а лишь в виде машиночитаемых данных, которые будут обрабатываться другими информационными системами. Поэтому электронный профиль гражданина, бизнеса, содержащий данные и возможность для субъекта управлять этими данными – это важная задача, на решение которой будет направлено дальнейшее развитие платформы идентификации и аутентификации,говорит Козырев.

    Очень важный момент – привязка живого человека к электронному профилю должна осуществляться доверенным агентом, подчеркнул Алексей Козырев.


    С целью удобства пользования электронным профилем, необходим электронный паспорт - носитель с чипом, на который записана важная информация из электронного профиля гражданина, продолжил Алексей Козырев, выразив надежду, что уже в 2018 году какие-то решения в этом направлении будут приняты.

    Прообразом будущей платформы цифровой идентификации и аутентификации может стать ЕСИА, поскольку она популярна – в ней зарегистрировано более 65 млн. граждан. С июля 2018 года, пояснил замминистра, в ЕСИА будет добавлена биометрия , а в дальнейшем планируется добавить функцию авторизации, то есть проверки полномочий действующего лица, и возможность использовать ЭЦП из облака .

    Вторая важная в контексте развития цифровой экономики платформа – интеграционная шина данных. С ее помощью машиночитаемые данные должны передаваться от источника мастер-данных ко всем системам, где они будут использоваться. Речь идет, в том числе, о данных коммерческого сектора экономики. СМЭВ де-факто переросла свой изначальный функционал, констатировал замминистра, она теперь используется не только для госфункций, а для разнообразных интеграционных процессов. Минкомсвязи планируют дальше развивать ее функционал с тем, чтобы построить на основе этой системы единую модель данных, выстроить технические стандарты создания и обмена данными.


    Третья важная платформа будущей цифровой экономики - единая витрина данных, государственный «маркетплейс» по образцу «Яндекс.Маркета» или Amazon , который позволил бы объединить в едином пространстве сервисы более 7 тыс. сайтов, принадлежащих сегодня органам власти, различным госорганизациям. Это очень важно и с точки зрения экономии, и с точки зрения удобства предоставления сервисов и информации пользователям, подчеркнул Алексей Козырев.

    В частности, это позволит реализовать предоставление гражданам информации в режиме одного окна. Система при помощи искусственного интеллекта сможет диспетчеризировать запрос гражданина и в контексте ведомства, и в контексте законодательства с тем, чтобы ответ был и содержательным, и своевременным.

    Алексей Козырев также коснулся экономических процессов на территории ЕврАзЭс в контексте цифровой интеграции. Развитие государственных цифровых платформ будет осуществляться с учетом процессов на территории ЕврАзЭс, подчеркнул замминистра, для чего в рамках Комиссии ЕврАзЭс создан специальный проектный орган, который будет координировать работу в этом направлении и куда Минкомсвязи планирует направить предложения по созданию на пространстве ЕврАзЭс цифровых платформ.

    В завершение доклада Козырев коснулся вопросов финансирования развития цифровых технологий со стороны государства. Постоянно вкладывать в них бюджетные деньги в силу их естественного морального устаревания – затратный процесс. Поэтому необходимо активизировать механизмы ГЧП , отметил замминистра связи. Однако ключевые сервисы – электронная идентификация и аутентификация, геоинформационная система – по всей видимости, должны оставаться под контролем государства, заключил он.

    Озвученные тезисы о развитии цифровых платформ будут отражены в нескольких документах, рассказал Алексей Козырев, отвечая на вопросы после доклада. Во-первых, по программе «Цифровая экономика» утверждены планы реализации программы и связанные с ними мероприятия. Одно из мероприятий в разделе информационной инфраструктуры предполагает разработку и утверждение концепции развития государственных цифровых платформ. Она находится в разработке, после чего концепцию планируется утверждать на подкомиссии по цифровой экономике.

    Относительно повестки ЕврАзЭс Минкомсвязи готовит предложения со стороны РФ по реализации совместных проектов. Предложения будут направлены на то, чтобы российские государственные платформы были интегрированы с аналогичными платформами партнеров по ЕврАзЭс.

    В свою очередь, по теме ГЧП есть три законопроекта, рассказал замминистра связи. Здесь будут скорее, законодательные инициативы, которые разрешат концессию в сфере создания и развития информационных систем. Кроме того, есть целый ряд инициатив, направленных на то, чтобы можно было коммерческие деньги использовать, чтобы госинформсистемы дорабатывать или финансировать их эксплуатацию для нужд коммерческих организаций.

    Очень много данных, хранящихся у государства, требуются, например, банкам для кредитного процесса. При этом персональные данные банки могут получать с электронного согласия граждан, предоставляемого онлайн через системы электронного правительства. Но когда коммерческие организации начинают использовать государственные системы, возникает вопрос о том, кто за это заплатит. И нужны механизмы, позволяющие коммерческим организациям, которые существенно экономят на снижении рисков, на повышении качества кредитного портфеля, оплачивать растущую нагрузку на государственные ИТ-системы. Такие механизмы мы тоже будем создавать, - резюмировал Козырев.

    2017

    Представлен план мероприятий по развитию информационной инфраструктуры в рамках «Цифровой экономики»

    Отдельный раздел плана мероприятий посвящён мерам поддержки создания инфраструктурных компонентов нового типа – цифровым инфраструктурным платформам. Ключевой особенностью такого вида платформ является возможность их переиспользования и применения в самых различных отраслях экономики. Так, например, сквозная платформа индустриального интернета, с одной стороны, позволит ускорить и упростить переход отечественной промышленности на «рельсы» «Индустрии 4.0 », а с другой – стимулировать развитие «умного» транспорта, обеспечив связность транспортных средств и дорожной инфраструктуры. В целом, в плане мероприятий предусмотрено определение и создание не менее 5 цифровых инфраструктурных платформ, а также разработка мер их поддержки, в том числе со стороны институтов развития.

    Включение федеральной беспроводной сети LPWAN для интернета вещей

    5 сентября 2017 года стало известно, что в программе «Цифровая экономика », разработанной Минкомсвязи по поручению президента Владимира Путина , после утверждения Правительством появился ряд новых пунктов. В том числе в разделе «Информационная инфраструктура» теперь присутствует пункт о строительстве сети стандарта LPWAN .

    Согласно программе, до конца 2017 года будет разработана концепция развития сетей узкополосной сети связи сбора телеметрической информации в городах с территорий более 100 кв. км. Также будут определены потребности в услугах, подходы к созданию и использованию сети LPWAN.

    Программа цифровизации, по мнению экспертов, должна быть ориентирована, в том числе, на снижение издержек предпринимателей и граждан, обеспечение свободы движения товаров, услуг и капитала, всестороннюю кооперацию хозяйствующих субъектов в цифровом пространстве .

    Что касается развития цифровой инфраструктуры, то прежде всего необходимо обеспечить всеобщий и безлимитный доступ в интернет. В качестве приоритетных направлений экспертный совет также предлагает выделить работу с большими данными, обеспечение защиты информации , создание сервисов на основе искусственного интеллекта, а также идентификацию пользователей и технических устройств.

    В рамках нормативно-правового регулирования цифровой экономики эксперты предлагают обеспечить регулирование в таких сегментах, как электронная торговля, защита данных и интеллектуальной собственности, передача технологий. Также, по их мнению, нужно проработать вопросы регулирования деятельности в РФ глобальных цифровых компаний и создать нормативно-правовую базу для функционирования рынка труда в условиях цифровой экономики.