• Современные информационные технологии и менеджмент в сфере культуры. Информационное пространство направления научных исследований «Культура и технологии

    1. Введение

    Развитие информационного общества порождает глобальные процессы информатизации, которые постепенно охватывают все стороны общественного развития, существования человечества. Генерируемые информационным обществом информационно-коммуникационные технологии находят применение как в профессиональной, так и других областях деятельности человека. В сферу их влияния через процессы информатизации вовлекается и культура, которая достаточно чутко и быстро реагирует на все новое, пытаясь впитать все полезное для творческой деятельности и отсеять бесперспективное. Наиболее ярко и зримо влияние технологий информационного общества на культуру проявляется в искусстве, представители которого экспериментируют с новыми художественными формами, используя технологии в различных качествах - и как его инструменты, и как объекты творчества. Новые технологии находят свое применение и в традиционных институтах культуры, становясь основой для представления культурного наследия новым поколениям, сформированным в условиях информационного общества и черпающих информацию, в том числе и культурную, из электронных источников с использованием различных технологических решений. Эти процессы приводят к трансформации механизмов функционирования культуры в современном информационном обществе.

    2. Технологии информационного общества в культуре

    Понимая культуру в широком смысле как основную форму существования ноосферы, можно выделить различные направления влияния на нее информационного общества через внедрение информационно-коммуникационных технологий. Определяющим и объединяющим этих направлений является перевод культурной информации, культурных смыслов и кодов в цифровую форму. В цифровой форме сейчас представляются как традиционные виды информации - текст, графика, звук, видео, так и совершенно новые, которые могут существовать только в цифровой форме - мультимедиа, гипертекст, виртуальная реальность, цифровая голография, видео 360 и др. При этом растут как объемы оцифрованной «традиционной» информации, так и идет постоянное приращение оригинальной цифровой информации.

    Можно выделить несколько основных направлений разработки, внедрения и использования технологий информационного общества в современном пространстве культуры.

    1. Человеческое общество за время своего существования создало и аккумулировало через институты культуры огромное число культурных ценностей, представленных в различной форме: архитектурные сооружения, произведения искусства, памятники письменности и пр. Время, деятельность человека, войны и другие факторы пагубно влияют на культурное наследие, приводя к его постепенной утрате. Осознание этого породило различные инициативы, которые были закреплены в многочисленных документах международных организаций: Конвенция ООН и ЮНЕСКО (1954 г.), а также протоколы к Конвенции ; Пакт Рериха и многие другие. Задача сохранения мирового культурного наследия обретает новую актуальность в условиях усиления международного терроризма (уничтожение памятников культуры, разграбление музеев и т.п.), а также из-за различных событий (пожар библиотеки ИНИОН в Москве, уничтоживший большое число раритетных изданий и документов) . В связи с этим современные технологии позволяют создавать оцифрованные копии различных объектов культурного наследия (от текстов до трехмерных моделей скульптур и зданий), тем самым, способствуя его сохранению.

    Немаловажным аспектом является решение проблем сохранения цифрового культурного наследия, что связано с достаточно динамичным развитием информационных технологий: сменяют друг друга методы кодирования и технологии хранения информации на различных носителях, а также устройства, работающие с этими носителями, развиваются форматы файлов, появляются и «умирают» сетевые информационные ресурсы.

    2. Помимо этого, использование мультимедийных технологий способствует не только сохранению культурного наследия. Создаются различные мультимедийные продукты, которые представляют собой виртуальные туры по музеям и другим культурным объектам, цифровые музейные коллекции и экспозиции, а также мультимедийные электронные энциклопедии и т.д. и т.п. Как правило, такие продукты в виде лазерных дисков доступны посетителям музеев, центров культуры и пр. Но, помимо этого, в последнее десятилетие эти цифровые собрания, коллекции и туры становятся доступными благодаря созданию мультимедийных информационных систем и обеспечения доступа к ним через сеть Интернет. За счет этого неограниченно увеличивается аудитория пользователей, что снимает ограничения с доступности культурного наследия и позволяет решать задачи трансляции культуры новым поколениям с сохранением ее кодов и смыслов.

    3. Представители творческих профессий, которые в полной мере являются творцами культуры, в условиях развития информационного общества смело исследуют порожденные им технологии, преломляют их через свое творчество и, с одной стороны, технологии наделяются ими атрибутами объекта культуры и превращаются, например, в самодостаточные арт-объекты; с другой стороны, эти же технологии используются как инструмент творчества (шоу световых картин на зданиях и облаках, различные компьютерные спецэффекты, используемые в кинематографии и театральных постановках). Применение в традиционных формах культуры и искусства новых информационных технологий позволяет расширить чувственное восприятие зрителя, формируя иные эстетические и художественные паттерны (как, например, при погружении человека в виртуальную реальность).

    Зачастую представители творческих профессий использованием в своем творчестве технологий информационного общества преследуют цели эпатировать публику, привлечь за счет новшеств к себе внимание, добиться успеха, в общем, «сделать себе имя». А психологические, эстетические, эргономические и многие другие последствия от использования этих технологий либо не учитываются, либо не принимаются во внимание.В связи с этим все актуальнее становится проблема ответственности творческой личности, деятеля культуры за последствия своей общественно значимой деятельности.

    В развитии новых технологий, конечно же, основную роль играют их разработчики и производители. Для них эти процессы носят сугубо утилитарный характер - они формируют и удовлетворяют новые потребности членов информационного общества. При этом основной движущей силой выступает возможность получения прибыли. Поэтому, вводя моду на новые технологии, они зачастую не интересуются последствиями воздействия этих технологий на развитие культуры современного общества.

    В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, которые должны как сопровождать разработку, создание и внедрение новых технологий в пространство культуры, так и анализировать различные аспекты последствий от их использования. В современных условиях информационное пространство этих исследований также формируется с использованием информационно-коммуникационных технологий, что позволяет провести анализ его состояния и оценить потенциал развития.

    3. Технологии в культуре - информационное исследовательское пространство

    В настоящей работе основой анализа тенденций развития информационного пространства научных исследований в области культуры и технологий являются, прежде всего, открытые источники сети Интернет. Кроме того, в фокус рассмотрения были включены ресурсы, связанные с проектной деятельностью авторов по развитию международного технологического кластера «Инфокоммуникационные и оптические технологии в культуре и искусстве» (Art&Science&Technology, AST), созданного в рамках реализации Программы повышения конкурентоспособности Университета ИТМО на 2013–2020 гг., основными приоритетами которого является сохранение культурного наследия и обеспечение свободного доступа населения к объектам культуры в цифровом и смешанном форматах. Выявленные ресурсы были сгруппированы по следующим основным категориям.

    3.1. Академическое научное пространство

    Прежде всего, необходимо отметить центры, являющиеся основными генераторами и разработчиками перспективных технологических решений. Эти центры также участвуют в формировании направлений использования предлагаемых технологий в области культуры и искусства. Они в основном базируются в академических учреждениях (университетах), где не только происходит разработка технологий, но и исследуются различные аспекты и эффекты от их внедрения.

    К таким центрам можно отнести:

    1. Центр искусств, науки и технологий в Массачусетском технологическом институте, США (The MIT Center for Art, Science & Technology, CAST) .

    Этот центр является одним из основоположников разработки, внедрения технологий в культуру и изучения этих процессов. Он продолжает традиции, заложенные более 50 лет назад в Массачусетском технологическом институте (МТИ), когда в 1967 году Дьёрдь Кепеш создал Центр передовых визуальных исследований (Center for Advanced Visual Studies, CAVS), впервые объединивший в исследовательской среде художников, ученых и инженеров. Позднее деятельность центра привела к развитию в МТИ программы исследований роли мультимедиа в искусстве.

    Центр искусств, науки и технологий создает возможности для обмена идеями и сотрудничества между художниками, инженерами и учеными, тем самым способствуя развитию культуры во взаимосвязи искусства, науки и техники через процессы исследований и формирования знаний. Его деятельность нацелена на реализацию различных программ в области изобразительного искусства, поддержку исследовательских проектов для художников, работающих совместно с научными и инженерными лабораториями, а также на проведение симпозиумов, мастер-классов, организацию мастерских, студий дизайна, лекций и публикаций.

    2. Билловский Центр культуры и технологий при Университете Калифорнии в Ирвине, США (Beall Center for Art + Technology) .

    Этот центр был основан супругами Доном и Джоан Билл при Университете Калифорнии в 1997 году. Его миссией является поддержка научных исследований и выставок, которые изучают новые отношения между искусством, наукой и технологиями, и таким образом содействуют развитию новых форм творчества и выражения с использованием цифровых технологий. Центр способствует переосмыслению опыта музеев и галерей как по содержанию, так и по форме; стремится сформулировать ответы на вопросы о том, как технологии могут быть эффективно использованы не только для создания новых форм искусства, но и для взаимодействия между представителями творческих профессий, а также между творцом и аудиторией.

    3. Центр искусства и науки при Университете Калифорнии в Лос-Анжелесе, США (The Art|Sci Center of UCLA) , основан в 2005 году.

    Этот центр занимается продвижением и содействием развитию «третьей культуры», обеспечивая реализацию потенциала сотрудничества между медиаискусством и био- и нанонауками. В сотрудничестве с Калифорнийским институтом наносистем (CNSI) он предоставляет доступ к ультрасовременным лабораториям в указанных областях, а также предлагает галереи для организации специальных выставок. В центре проводятся летние школы для старшеклассников и студентов, позволяющие погрузиться в мир обширных возможностей использования в искусстве достижений современной науки с целью создания культурных ценностей для нынешнего и будущих поколений. В центре проводятся лекции, семинары и симпозиумы для привлечения художников и ученых к совместной деятельности.

    4. Институт развивающихся цифровых исследований и образования в медиакультуре в Университете Иллинойса, США (eDream, Emerging Digital Research and Education in Arts Media Institute, University of Illinois) .

    Институт, образованный в 2009 году, стремится к укреплению междисциплинарного творчества и осуществляет значительное культурное воздействие через:

    • стимулирование междисциплинарных связей, которые включают искусство, гуманитарные науки и новые технологии, в системное взаимодействие для исследований, творческого самовыражения и образования;
    • опережающее развитие цифрового медиаискусства через передачу знаний новому поколению выпускников, специалистов и художников;
    • содействие расширению изучения цифрового медиаискусства, организацию выставок, а также привлечение внимания общественности и просветительскую деятельность в указанных областях.

    В своей деятельности учреждение использует такой широкий спектр технологий, имеющих цифровую базу, как мультимедиа-технологии, человеко-компьютерные интерфейсы, интерактивные инсталляции, дисплейная визуализация, сенсорно-активированные среды, сетевые устройства связи и виртуальные миры. Институт призван объединять художников, ученых и технических новаторов из различных направлений, чтобы подготовить следующие поколения цифровых медиахудожников и разработчиков в области медиатехнологий к совместной деятельности в развивающемся мире.

    В России исследования по применению информационных технологий в культуре и искусстве ведут кафедры, центры и лаборатории, создаваемые в российских университетах.

    5. С 2001 года в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) реализуется образовательная программа «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук» . В 2003 году в СПбГУ была создана Кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках. На ее базе были реализованы многочисленные научные проекты в области использования мультимедиа технологий для информационного обеспечения гуманитарных научных исследований и сохранения культурного наследия при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и СПбГУ.

    6. В 2001 году в Московском государственном университете была создана Лаборатория исторической информатики, преобразованная в 2004 году в Кафедру исторической информатики Исторического факультета МГУ . На базе кафедры изучаются проблемы использования информационных технологий в исторических исследованиях, создаются виртуальные реконструкции памятников культуры.

    7. С 1992 года активно функционирует ассоциация «История и компьютер» , которая проводит Международные научные конференции по соответствующей тематике.

    8. В Сибирском федеральном университете в 2010 году была создана Кафедра информационных технологий в креативных и культурных индустриях . В 2016 году было принято решение о создании в вузе Лаборатории прикладной информатики и современных цифровых технологий в гуманитарных науках.

    9. Сравнительно молодым и заслуживающим внимания является исследовательский Центр медиафилософии, образованный в 2007 году усилиями творческого коллектива участников научного семинара «Визуальные практики» под руководством профессора д.ф.н. Валерия Савчука, сплотившего вокруг себя исследователей феномена медиа, медиареальности, медиакультуры . Своей целью центр видит разработку актуальных теоретических проблем, новых методологических подходов и исследовательских направлений в области теории и философии медиа. Проводимые им комплексные исследования медиареальности затрагивают различные аспекты развития новых медиа, порождаемых технологиями информационного общества. Также при центре с 2012 года активно развивается Лаборатория исследований компьютерных игр (ЛИКИ) , занимающаяся анализом компьютерных игр, определением их сущности, медиальной природы, специфических характеристик, особенностей функционирования, влияния на формирование восприятия, телесности, субъективности и изучением их роли в конституировании социальной реальности.

    10. В Университете ИТМО в 2009 году был создан Центр дизайна и мультимедиа , принимающий активное участие в развитии Международного технологического кластера «Инфокоммуникационные и оптические технологии в культуре и искусстве» (Art&Science&Technology, AST), основными целевыми приоритетами которого является сохранение культурного наследия и обеспечение свободного доступа населения к объектам культуры в цифровом и смешанном форматах.

    Центр дизайна и мультимедиа - это современная технологическая и творческая площадка, занимающаяся научно-исследовательской, учебной, творческой и инновационной деятельностью в следующих областях:

    • мультимедиа технологии в культуре и искусстве;
    • информационные технологии для сохранения культурного наследия;
    • инфокоммуникационные технологии в театральной деятельности;
    • технологии виртуальной реальности и видео 360;
    • юзабилити-исследования, разработка и анализ интерфейсов.

    3.2. Дискуссионное пространство разработок и научных исследований

    Междисциплинарные исследования, разработки и внедрение различных технологий информационного общества в культуру эффективны только в том случае, когда ученые, исследователи, разработчики, представители бизнеса, культуры и государственных структур имеют возможность обмениваться опытом, мнениями, делиться своими разработками, организовывать сообщества и проводить совместные исследования. Для этих целей организуются научные мероприятия (симпозиумы, конференции), специалисты кооперируются в сообщества и рабочие группы. Эта деятельность отражена в многочисленных сетевых ресурсах. Рассмотрим некоторые, самые значимые из них.

    1. Одним из самых авторитетных на сегодняшний день является Международное общество искусства, науки и технологий Леонардо (Leonardo/The International Society for the Arts, Sciences and Technology, Leonardo/ISAST) , которое берет свои истоки из созданного еще в 1968 году в Париже журнала Leonardo представителем кинетического искусства Фрэнком Малиной. Само общество было основано в 1982 г. Целями его создания стали: удовлетворение быстрорастущих потребностей сообщества творческих деятелей искусства, науки и технологий через участие в конференциях, симпозиумах, фестивалях, лекциях и различной издательской деятельности. На протяжении многих лет ряд рабочих групп, объединенных в Leonardo Network, взаимодействовали для удовлетворения потребностей художников и ученых, заинтересованных в сотрудничестве. В рамках деятельности Общества реализуются различные проекты, включающие в себя серию творческих пространств и мастерских, учебные программы для преподавателей и студентов, дискуссионный список YASMIN, рабочую группу ученых и серию Leonardo Art/Science Evening Rendezvous (LASER).

    Понимая, что критические вызовы XXI века требуют мобилизации и взаимного обогащения областей искусства, науки и технологий, сообщество Leonardo/ISAST способствует проведению совместных изысканий как на национальном, так и международном уровнях, содействуя реализации междисциплинарных проектов, документированию и распространению информации о междисциплинарной практике.

    2. Основанное в 2005 году сетевое сообщество Digicult является культурной платформой, которая исследует влияние цифровых технологий и прикладных наук на искусство, дизайн, культуру и современное общество. Digicult - это независимый проект, объединяющий более 100 000 интернет-пользователей ежемесячно. Основываясь на международной сети критиков, кураторов, художников, дизайнеров, преподавателей, исследователей, журналистов, медиацентров, галерей и фестивалей Digicult реализует издательский проект, который ежедневно публикует новости, статьи, интервью, репортажи и очерки. Digicult основал и возглавляет арт-критик и куратор Марко Манкузо.

    3. Еще одним сетевым сообществом является интернет-платформа eCult Observatory , позволяющая европейским поставщикам технологий предлагать свои решения учреждениям, занимающимся сохранением культурного наследия. Она обеспечивает среду знаний для всех сторон, заинтересованных в использовании информационно-коммуникационных технологий в области сохранения культурного наследия.

    4. Основанное в 2000 году сообщество «Искусство в обществе знаний» (The Arts in Society Knowledge Community) , организовало и поддерживает междисциплинарный форум для обсуждения роли искусства в обществе. Это место для критического взаимодействия, изучения и экспериментов, развития идей. В рамках деятельности этого сообщества проводится ежегодная конференция The Arts in Society, издаются книги и журналы.

    Кроме сообществ на конвергенцию искусства, науки и технологий через обмен мнениями, обсуждения проблем, разработок и научных достижений нацелены различные научные конференции. Самыми значимыми среди них являются:

    1. International Conference on Arts and Technology (ArtsIT) входит в серию конференций, организуемых Европейским альянсом для инноваций , и создает платформу, обеспечивающую взаимодействие исследователей и практиков в области искусства и гуманитарных наук, проявляющих интерес к современным IT-разработкам, с производителями высокотехнологичной продукции для применения в сфере изобразительного искусства и дизайна.

    С момента своего создания в 2009 году ArtsIT стал ведущим научным форумом по распространению результатов передовых исследований в области искусства, дизайна и технологий. Он предоставляет возможность исследователям, художникам, дизайнерам и представителям ИТ-отрасли продемонстрировать новые идеи, способные сформировать будущее искусства и технологий, интерактивного дизайна и создания игр. Конференция ArtsIT является ротируемым мероприятием, проходя в разных городах. В 2016 году ее принимал датский Эсбьерг.

    2. Ассоциация Artech-International является организатором серии конференций Artech - международных конференций по вопросам цифрового искусства, направленных на развитие контактов между художниками, исследователями, учеными, кураторами, студентами и ценителями искусства, чьи интересы лежат в областях, связанных с цифровым и компьютерным искусством. Цель конференций - содействие интересу к развивающейся цифровой культуре и ее пересечению с искусством и технологиями как в качестве важного направления исследований, так и в качестве общего пространства для обсуждения и обмена новым опытом.

    Ассоциация Artech-International имеет свои корни в инициативе Artech (основана в 2002 году) и является центром притяжения мероприятий, посвященных темам цифрового искусства. С начала своей деятельности инициатива Artech организовала сотни цифровых художественных инсталляций, использующих различные интерактивные и мультимедийные технологии (компьютерная визуализация, виртуальная реальность, цифровой звук и музыка и т.д.).

    3. Международная конференция The Electronic Information & the Visual Arts (EVA) представляет собой серию международных междисциплинарных конференций, проводимых для людей, заинтересованных в применении информационных технологий в области культуры и изобразительного искусства . Первая конференция EVA, организованная учредителями Джеймсом Хемсли, Кирком Мартинесем и Энтони Хамбергом, состоялась в Лондоне в 1990 году, после чего они проводились в Афинах, Пекине, Берлине, Брюсселе, Калифорнии, Кембридже (как в Великобритании, так и в США), Далласе, Дели, Эдинбурге, Флоренции, Гифу (Япония), Глазго, Гарварде, Иерусалиме, Киеве, Лавале, Лондоне, Мадриде, Монреале, Москве, Нью-Йорке, Париже, Праге, Салониках, Варшаве и Санкт-Петербурге.

    В настоящее время конференции под брендом EVA проходят на регулярной основе в Лондоне (Великобритания), Берлине (Германия), Флоренции (Италия), Вене (Австрия) и других крупных городах.

    4. В России с 90-х годов XX века из организаций, внедряющих информационные технологии в сферу культуры, формируются ассоциации, регулярно проводятся конференции, посвященные анализу роли информационных технологий в развитии культуры и искусства. С 1992 года активно функционирует Ассоциация «История и компьютер» , которая с 1993 года организует Международные научные конференции по соответствующей тематике.

    5. С 1998 года в Санкт-Петербурге ежегодно проводится Международная объединенная конференция «Интернет и современное общество» , посвященная исследованиям проблем внедрения новых информационных технологий в культуру и искусство. В настоящее время организатором Конференции выступает Университет ИТМО.

    6. В мае 1996 года по инициативе трех крупнейших московских музеев - Московского Кремля, Пушкинского и Третьяковской галереи - была учреждена Ассоциация по документации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ) . Членами АДИТ являются сотрудники учреждений культуры и образования, отвечающие за информационные технологии, и представители компаний-поставщиков оборудования и программного обеспечения. Ежегодные конференции АДИТ, проводимые с 1997 года, содействуют продвижению информационных технологий среди музеев и других учреждений культуры и призваны способствовать развитию музеев и обмену региональным опытом. С 1998 года конференции АДИТ проводятся в различных регионах страны.

    7. В Сибирском федеральном университете с 2015 года проводится Международная конференция «Информационные технологии в гуманитарных науках», освещающая широкий круг проблем использования компьютерных технологий в литературоведении, лингвистике, культурологии, истории и междисциплинарных отраслях знаний, а также в цифровом искусстве, архитектуре, музыке и театре.

    8. В России Международная конференция EVA (The Electronic Information & the Visual Arts) проводилась в Москве с 1998 по 2010 год. Ее организатором выступал Центр по проблемам информатизации сферы культуры (Центр ПИК). Последние два года (2015, 2016) конференция проводится Университетом ИТМО в Санкт-Петербурге. Основной целью международной междисциплинарной конференции EVA Saint-Petersburg является предоставление дискуссионной площадки специалистам и ученым гуманитарных и технических дисциплин для встреч, обсуждений, обмена опытом, идеями и планами по широкому спектру пересечений культуры и технологий. Участники получат последнюю информацию из области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их приложений к проблемам сохранения культурного наследия, а также узнают о результатах новых проектов в сфере культуры, искусства, археологии и истории с использованием ИКТ посредством демонстрации научно-исследовательских и технологических достижений.

    Необходимо отметить, что помимо сайтов, которые выполняют информационную и организационную функции, по итогам работы конференций оперативно издаются сборники трудов. В электронной форме они становятся доступны широкому кругу заинтересованных лиц и организаций через сайты конференций и электронные репозитории. Так, например, полные тексты выступлений на конференции EVA Saint-Petersburg в 2015 и 2016 годах размещены на сайте мероприятия в открытом репозитории Университета ИТМО , а метаданные статей - в Научной электронной библиотеке .

    3.3. Актуализация и распространение результатов разработок и научных исследований

    Технологические разработки, результаты их внедрения, научные исследования в области культуры, науки и технологий находят свое отражения в самом динамичном элементе информационного пространства - периодических изданиях, научных рецензируемых журналах. Особенностью их развития в информационном обществе является переход в цифровую, электронную форму. Большинство печатных изданий создают сайты в сети Интернет, на которых размещают электронные версии выпусков и статей. При этом основным форматом представления является PDF, который воспроизводит печатный вид. Наравне с этим появляются и развиваются полностью электронные сетевые журналы, не имеющие печатной формы. Это позволяет как сократить издержки издателей на полиграфию, так и ускорить все редакционно-издательские процессы, а также повысить оперативность публикаций. Размещение же контента на сетевых ресурсах расширяет читательскую аудиторию, создавая условия доступности.

    Среди большого числа журналов, тем или иным образом затрагивающих проблемы развития культуры в условиях воздействия на нее технологий информационного общества, можно выделить те, которые сфокусированы на освещении пространства разработок и исследований в междисциплинарной области культуры, науки и технологий.

    1. Одним из самых авторитетных журналов в этой области является Leonardo Journal . Он является ведущим международным рецензируемым журналом по проблемам использования науки и технологий в сфере искусства и музыки, а также по изучению влияния искусства и гуманитарных наук на современную науку и технологии. Журнал издается с 1968 года в рамках деятельности Международного общества искусства, науки и технологий Leonardo. Периодичность ежеквартальная. Имеет электронный вариант, который представлен на соответствующем сайте . Является подписным изданием, но часть статей находится в свободном доступе. Формат электронного представления PDF.

    2. Leonardo Electronic Almanac выходит как электронное издание, статьи из выпусков которого находятся в свободном доступе на сайте издания. Он также курируется обществом Leonardo, но в отличие от журнала Leonardo Journal, каждый выпуск альманаха является тематическим и каждый раз для его подготовки в редколлегию приглашаются различные специалисты из областей, связанных с темой выпуска.

    3. Digimag Journal до февраля 2012 года издавался как веб-журнал Digicult, а с 2013 года стал выпускаться как бесплатный онлайн-журнал. Его фокус сосредоточен на вопросах, связанных с миром цифрового искусства и культуры, подчеркивая различные реалии и их взаимодействия. На его страницах отражены последние достижения в области международной цифровой художественной сцены и культуры. Являясь периодическим рупором сетевого сообщества Digicult, этот журнал поддерживает его миссию в своих публикациях.

    4. Журнал Европейского Альянса Инноваций (European Alliance for Innovation, EAI) Endorsed Transactions on Creative Technologies нацелен на развитие связей между вычислительными искусствами, творческими отраслями и прикладной наукой. Научная тематика журнала посвящена таким темам, как:

    • творческое управление контентом: интеллектуальный анализ мультимедиаданных, визуализация 2D/3D-данных, оцифровка и хранение, культурное наследие и т.д.;
    • творческое взаимодействие: обработка социальных сигналов, вербальная и невербальная робототехника, датчики, взаимодействие человека с компьютером, дизайн пользовательского интерфейса и т.д.;
    • творческий опыт: анализ и синтез контента, интерактивные технологии, спецэффекты, дополненная реальность, обнаружения и обработки настроения и эмоций, пользовательский опыт и т.д.

    Журнал достаточно молодой (существует с 2014 года). Его номера размещены в свободном доступе на сайте Европейской объединенной цифровой библиотеки (European Union Digital Library, EUDL) .

    5. International Journal of Art, Culture and Design Technologies (IJACDT) . Публикуется с 2011 года с периодичностью два номера в год. Имеет печатную и электронную версии. Подписка платная на обе версии. Этот международный журнал объединяет темы искусства, дизайна, науки и культуры с новыми технологиями. Он служит форумом для обмена идеями и результатами исследований различных проектных, художественных и технических дисциплин. Этот журнал охватывает теоретические и практические разработки в области промышленного дизайна, архитектуры, искусства, информатики, психологии, когнитивной науки, гуманитарных наук, культурного наследия и связанных с ними областей. Освещаемые проблемы рассматриваются изданием в различных ракурсах - историческом, критическом, философском, риторическом, творческом, педагогическом и профессиональном.

    6. Ежеквартальный журнал International Journal of Arts and Technology . Выходит в свет с 2008 года в печатной и электронной форме. Подписка платная. Его тематика связана с искусством и новыми технологиями, включая вычислительные искусства. А информационные среды рассматриваются на его страницах как основные факторы развития культуры.

    В России также издаются научные журналы, рассматривающие различные аспекты развития культуры в условиях информационного общества, влияния на эти процессы новых технологий: «Философия и гуманитарные науки в информационном обществе» , «Философские проблемы информационных технологий и киберпространства» , «Информационное общество» , «Гуманитарная информатика» , «Информатизация и связь» . Однако сегодня нет такого периодического научного издания, которое бы комплексно рассматривало проблемы взаимодействия культуры и технологий, освещало технологические разработки, направленные на применение в искусстве, театре, в институтах культуры, и решало важнейшие задачи по развитию доступности культуры и искусства, а также сохранению культурного наследия.

    4. Развитие информационного пространства поддержки исследований культуры и технологий

    Дальнейшее развитие информационного пространства научных исследований в области взаимодействия культуры и технологий может идти двумя основными путями. На первом пути продолжится рост сетевых информационных ресурсов (что связано с расширением сообщества заинтересованных в обсуждении указанных проблем и, как следствие, появлением новых сайтов академических и исследовательских центров, сообществ, конференций и журналов). Второй путь развития связан с рождением ресурсов нового типа, к которым можно отнести электронные мультимедийные сетевые журналы (online multimedia embedded journals). Такие электронные журналы должны принципиально отличаться от существующих электронных академических журналов, представляющих собой цифровые копии печатных изданий (полностью электронные журналы также издаются по принципу печатных и содержат текст с иллюстрациями). Журналы этого типа стали появляться в последние десять лет в связи развитием сетевых, мультимедийных технологий и повсеместным распространением сети Интернет . Это обеспечено интенсивным развитием мультимедийных технологий и появлением возможности публиковать мультимедийный контент различных форматов на сетевых ресурсах. К такому контенту можно отнести трехмерные модели и инсталляции, виртуальную реальность, интерактивную графику, галереи изображений, видео, звук, видео 360. Однако на сегодняшний день не удалось найти сетевой электронный мультимедийный журнал, который бы на своих ресурсах размещал все многообразие современного мультимедийного контента, гарантировал долговременное хранение мультимедийных статей и был посвящен вопросам применения технологий в культуре и искусстве.

    5. Заключение

    Анализ рассмотренных тенденций формирования и развития информационного пространства исследований и разработок в области культуры и технологий позволяет сделать вывод о том, что в России такое пространство только начинает складываться. Как видится, центром его формирования может стать Университет ИТМО, основавший международный технологический кластер «Инфокоммуникационные и оптические технологии в культуре и искусстве», в рамках которого осуществляет свою деятельность Центр дизайна и мультимедиа, занимающийся технологическими разработками для развития культуры и искусства. При этом информационное пространство призван сконцентрировать вокруг себя созданный в 2016 году сетевой электронный мультимедийный журнал открытого доступа «Культура и технологии» . Открытость и доступность журнала позволят вовлечь в орбиту его притяжения специалистов, разработчиков, ученых и исследователей, представителей творческих профессий, представителей институтов культуры и органов государственной власти для обсуждения путей творческого использования новых технологий, сохранения культурного наследия и обеспечения свободного доступа к публикациям всем интересующимся культурой и искусством.

    Одно из важнейших направлений приложения информационных технологий на настоящем этапе - это организационная культура. Уровень использования информационных технологий и ресурсов является важнейшим признаком развития как самой организации, так и её организационной культуры. А овладение конкретным специалистом информационными технологиями и доступом к информационным ресурсам является мерой его ценности для организации и включённости в организационную культуру.

    Информационные технологии представляют собой готовый к употреблению научно-технический продукт, полученный в результате совместного творчества математиков, программистов, экономистов, управленцев и других специалистов, то есть представителей разных организационных культур, Причём продукт этот обладает очень высокой степенью универсальности, благодаря чему через него идёт взаимопроникновение и взаимообогащение разных организационных культур. По мере развития современного общества, которое социологи определяют как постиндустриальное , эти процессы только усиливаются, соответственно превращая общество в информационное . Подобное превращение потребует серьёзных структурных изменений как в обществе в целом, так и в его отдельных организациях.

    Пока футурологи пытаются предсказать каким будет информационное общество, ниже обозначены несколько основных направлений, по которым идёт внедрение информационных технологий в организационную культуру.

    Прежде всего, определим, что информационные технологии - это систематизированная совокупность методов, средств и действий по работе с информацией. Перечень действий по работе с информацией может быть достаточно большим: поиск, сбор, обработка, преобразование, хранение, отображение, представление, передача и т.д. Следует отметить, что последние четыре десятилетия, словосочетание информационные технологии чаще всего употреблялись вместе со словом новые или современные - аббревиатуры НИТ или СИТ (Новые или Современные Информационные Технологии). В первую очередь это связано с автоматизацией процесса получения, обработки, хранения и передачи информации с помощью компьютеров и средств телекоммуникации. В литературе встречается также аббревиатура КИТ (Компьютерная Информационная Технология).

    Одними из важнейших являются методы, программы и технические устройства для обработки текста - так называемые текстовые процессоры (редакторы) и настольные издательские системы, которые позволяют осуществлять всевозможные операции с текстами в электронном виде, а для автоматизации ввода информации и перевода её в электронный вид используются системы сканирования и распознавания символов, а также системы речевого ввода текста. Их основные функции - ввод и представление текстовой информации, ее хранение, просмотр и печать. Примером наиболее известного текстового процессора являются MS Word из пакета программ MS Office.

    Потребность создания рисунков, схем, графиков, диаграмм и другой графической продукции привела к созданию графических процессоров . Это специфические программные средства, позволяющие создавать и преобразовывать графические изображения. Информационные технологии коммерческой графики обеспечивают графическое отображение информации из табличных процессоров, баз данных или отдельных графических файлов в виде диаграмм, графиков, гистограмм. Информационные технологии иллюстративной графики предоставляют возможность создания иллюстраций для различных документов. Информационные технологии научной графики обслуживают задачи картографии, представления научных расчетов. Особенно эффективно применение графических процессоров для подготовки в режиме «on line», то есть немедленно, моментально графического изображения различных производственных, финансовых, коммерческих, социальных и иных процессов. Это позволяет руководителям, также в режиме «on line» принимать управленческие решения, предотвращая значительные потери разнообразных ресурсов.

    Важнейшую роль в современных информационных процессах играет группа информационных технологий обработки данных.
    Большую часть общественного документооборота составляют документы табличного вида. Комплексы программных средств, реализующих создание, хранение, редактирование, обработку и печать электронных таблиц называют табличными процессорами . Табличный процессор позволяет решать такие задачи, как бюджетные и статистические расчеты, прогнозирование в различных областях, создание баз данных с удобными средствами работы в них. Пример наиболее известного табличного процессора - MS Excel из пакета программ MS Office.

    Системы управления базами данных (СУБД) предназначены для автоматизации процедур создания, хранения, обработки и извлечения электронных данных. Основные функции СУБД - создание, структурирование, организация извлечения данных различного назначения и формата. Многие существующие экономические, информационно-справочные, банковские, программные комплексы реализованы с использованием инструментальных средств СУБД. Пример СУБД - MS Access из пакета программ MS Office.

    Следующее направление в прикладных пакетах программ связано с подготовкой специальных слайдов, демонстрируемых на мониторе компьютера для сопровождения всевозможных выступлений. Для подобных целей разработаны системы подготовки презентаций , примером может служить MS PowerPoint, также из пакета программ MS Office.

    Системы статистической обработки позволяют осуществить статистические расчеты в различных областях: социологии, экономике, экологии, производстве и т.д. Пример - пакет SPSS.

    Финансовые и производственные программы, реализующие расчеты, связанные с финансовой и производственной деятельностью и бухгалтерским учетом. Примерами могут быть программы «Производство», «Склад», «Магазин», «Транспорт», «Бухгалтерия», «Банк» и др. из пакета прикладных программ «1С».

    Гипертекстовые технологии - это способы преобразования текста из линейной формы в иерархическую форму. Использование гипертекстовой технологии (по сравнению с представлением информации в обычной книге) позволяет кардинально изменить способ просмотра и способ восприятия информации. Так, читая текст в книге, человек просматривает его последовательно, страница за страницей. И если в процессе чтения, он встретил термин, значение которого объяснялось раньше, то в этом случае ему придется листать страницы книги в обратном порядке до тех пор, пока не найдем нужное определение непонятного термина. Использование же гипертекстовой технологии позволяет значительно упростить работу с текстом и найти нужное определение за считанные секунды. В настоящее время гипертекстовая технология широко используется для построения подсистем помощи пользователям при работе с диалоговыми компьютерными программами, а также для построения различных справочников, энциклопедий.

    Диалоговые программы. Суть этой технологии состоит в том, специальная программа при обращении к ней человека задаёт ему встречный вопрос. Получив ответ (как правило «да» или «нет»), программа анализирует ситуацию и либо предлагает окончательный ответ, либо предлагает опять что-то уточнить в диалоговом режиме, после чего предлагает окончательный ответ. Такие циклы «вопрос - ответ» могут повторяться многократно, приводя в итоге обратившегося человека к какому-либо рациональному ответу. Диалоговые технологии позволяют человеку слабо знакомому с конкретной сферой деятельности быстро получить нужный ответ.

    Важное место в процессе интеграции информационных технологий занимают сетевые информационные технологии . Они представляют собой объединение технологии сбора, хранения, передачи и обработки информации на компьютере с техникой связи и телекоммуникаций. С появлением персональных компьютеров возникли локальные сети, которые позволили повысить эффективность применения вычислительной техники, улучшить качество обработки информации. Они позволили поднять на качественно новую ступень управление производственным процессом, создать новые информационные и коммуникационные технологии. Объединение локальных вычислительных сетей и глобальных сетей открыло доступ к мировым информационным ресурсам. Одной из самых популярных и перспективных сетевых технологий является WWW-технология , которая представляет собой распределенную систему гипермедийных документов, отличительной особенностью которых, кроме привлекательного внешнего вида, является возможность организации перекрестных ссылок друг на друга. Это означает присутствие в текущем документе ссылки, реализующей переход на любой документ WWW (World Wide Web, всемирная паутина) , который физически может быть размещен на другом компьютере сети. Используя специальную программу просмотра документов WWW (браузер), пользователь сети может быстро перемещаться по ссылкам от одного документа к другому, путешествуя по пространству всемирной паутины.

    Наиболее распространенной коммуникационной технологией в компьютерных сетях стала электронная почта - технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта (E-mail) - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую информацию (текстовые документов, изображения, цифровые данные, звукозаписи и т.д.). Она выполняет такие функции, как редактирование документов перед передачей; их хранение; пересылка корреспонденции; проверка и исправление ошибок, возникающих при передаче; выдача подтверждения о получении корреспонденции адресатом; получение и хранение информации; просмотр полученной корреспонденции.

    Одной из сетевых технологий обмена информацией между людьми, объединенными общими интересами, является телеконференция.
    Телеконференция - сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обмена новостями по определенной тематике.
    Телеконференция позволяют публиковать сообщения по интересам на специальных компьютерах в сети. Сообщения можно читать, подключившись к компьютеру и выбрав тему для себя. Далее, по желанию, вы можете ответить автору статьи или послать собственное сообщение. Таким образом, организовывается сетевая дискуссия, носящая новостной характер. Наличие аудио и видеооборудования (микрофон, цифровая видеокамера и др.), подключенного к компьютеру, позволяет организовать компьютерные аудио и видеоконференции .

    Одной из важнейших сетевых технологий является распределенная обработка данных . Персональные компьютеры стоят на рабочих местах, т.е. на местах возникновения и использования информации. Если они соединены каналами связи, то это дает возможность распределить их ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. Преимущества распределенной обработки данных: большое число взаимодействующих между собой пользователей, выполняющих функции сбора, регистрации, хранения, передачи и выдачи информации; снятие пиковых нагрузок с централизованной базы путем распределения обработки и хранения локальных баз данных на разных компьютерах; обеспечение доступа информационного работника к вычислительным ресурсам компьютерной сети; обеспечение обмена данными между удаленными пользователями. В наиболее сложных системах осуществляется подключение к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным и глобальным информационно-поисковым системам, базам данных и банкам знаний и т.д.).

    Чрезвычайно важной технологией, реализованной в компьютерных сетях, является технология автоматизированного поиска информации . Используя специализированные средства - информационно-поисковые системы, можно в кратчайшие сроки найти интересующие вас сведения в мировых информационных источниках.

    Уровень цивилизации зависит от науки и искусства.

    Анри Пуанкаре

    Владимир Митин

    Одно время многим казалось, что для поднятия эффективности промышленного производства и укрепления финансовой мощи страны необходимо лишь компьютеризировать соответствующие организации и создать автоматизированные системы управления. По возможности, общегосударственные. Затем пришло понимание, что само по себе внедрение средств вычислительной техники не решает многих и многих проблем, поскольку все равно необходим грамотный менеджмент. Но вот появились высокооплачиваемые и высококвалифицированные управленцы, финансисты, аудиторы и т. д., а промышленное производство в России в результате их действий (или бездействия?) упало больше, чем за время Великой Отечественной войны.

    На мой взгляд, частично корни кризисов последних семи лет кроются не в неумелом менеджменте и тем более не в недостаточном уровне компьютеризации государственного, финансового и промышленного сектора, а скорее в нравственном облике многих должностных лиц, которые пекутся не столько об интересах державы, сколько о своих собственных или, в лучшем случае, узкокорпоративных. Нравственный же облик руководителя тесно, хотя и не напрямую, связан с его культурным уровнем. Поэтому вкладывать имеющиеся средства надо не только в подъем реального сектора экономики, но и в подъем культурного уровня. Как подрастающего поколения, так и уже выросшего. А теперь о событии, невольно подтолкнувшем меня к написанию этих строк.

    Около шестисот участников из 25 городов мира собрала международная специализированная конференция EVA’98 Moscow (“Электронные изображения и визуальные искусства”, Electronic Imaging & the Visual Arts), которая проходила 26 - 30 октября в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) и была организована британской компанией Vasari Enterprises (www.vasari.co.uk./eva/) при поддержке Комиссии Европейского Сообщества, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства науки и технологий Российской Федерации, Государственной Третьяковской галереи, Ассоциации документации и информационных технологий (АДИТ), Национального союза производителей и распространителей CD-ROM и мультимедиа-продукции и других организаций и объединений.

    Тема конференции: “Новые информационные технологии в сфере культуры. Кооперация между Россией и Европейским Союзом”. За пять рабочих дней собравшимся было представлено около 70 докладов, сгруппированных в десять разделов:

    Стратегические направления использования новых информационных технологий в сфере культуры;

    Международное сотрудничество;

    АДИТ и этапы формирования информационной сети по национальному наследию;

    Музейные информационные проекты;

    Технологические вопросы;

    Новые информационные технологии и недвижимое культурное наследие;

    Современные художники - окно в мир;

    К новой России с новыми библиотеками;

    Мультимедиа и образование;

    Новые информационные технологии и информационные потребности.

    Полные тексты этих докладов опубликованы в виде увесистой книги (336 страниц формата A4) и выложены на Web-сайте www.tretyakov.ru (для доступа к ним необходимо “кликнуть” мышью на здании ГТГ и выбрать раздел EVA’98). Предполагается также, что будет издан красочно оформленный двуязычный компакт-диск.

    В рамках конференции был организован круглый стол по международному сотрудничеству и выставка, 40 участников которой показали ряд дисков, подготовленных крупными зарубежными музеями, и 130 российских CD-ROM’ов, так или иначе связанных с культурой, искусством или образованием.

    Следует отметить, что EVA’98 - первая конференция в странах Восточной Европы в ряду конференций EVA, проводимых уже седьмой год в странах Западной Европы в рамках проекта EVA Cluster, реализуемого при поддержке Комиссии Европейского Сообщества. По словам Леонида Куйбышева, начальника отдела мультимедиа-технологий Центра по проблемам информатизации сферы культуры Министерства культуры РФ (далее - Центр ПИК), при ее организации возникло немало непредвиденных проблем. Так, например, согласование виз для зарубежных участников надо было делать в середине сентября. А именно в это время зарубежные СМИ описывали наш кризис в очень угрожающем виде. В оргкомитет звонили по телефону и спрашивали, нет ли на улице еще танков? Многие иностранцы боялись серьезных волнений, повторения событий 1993 г., и т. д. Когда во второй половине октября ситуация стабилизировалась, оформлять визы было уже поздно. В результате вместо тридцати зарубежных участников на выставку приехало всего семь.

    Кроме того, конференция потеряла практически всех финансовых спонсоров, деньги которых зависли в так называемых проблемных банках. Выручили фирмы, выделившие свои компьютеры (в частности, “Клондайк”, Compaq, Intel, Siemens Nixdorf), и Третьяковская галерея, предоставившая свои залы.

    Вход на конференцию был не ограничен, но и не свободен. Пускали только людей, так или иначе связанных с культурой или интересующихся ею. “Мы бы хотели сделать эту конференцию-выставку регулярной. Но это не дешевое удовольствие”, - сказал г-н Куйбышев, на плечи которого легла основная часть оргпроблем.

    Как же реально используются новые информационные технологии в сфере культуры?

    Начальник управления библиотек и информации Министерства культуры РФ Евгений Кузьмин в своем докладе “Проблемы интеграции и доступности информационных ресурсов российских библиотек” отметил, что почти во всех центральных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети. В половине из них эти сети объединяют от 30 до 40, а в Самаре даже более 100 компьютеров. Более половины региональных библиотек подключено к Интернету.

    Кроме ресурсов “Всемирной паутины” посетителям компьютеризированных читальных залов доступны многочисленные информационные, библиографические и научные компакт-диски. Так, например, в Российской государственной библиотеке (РГБ) к услугам читателей имеется свыше 600 CD-ROM 170 наименований, в Государственной публичной научно-технической библиотеке России (ГПНТБ) - 500 СD-ROM 80 наименований, во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) - 100 баз данных на CD-ROM, и т. д.

    Совсем недавно Российская книжная палата, компания “Мир-Диалог” и издательство K.-G. Saur выпустили третье издание Российской национальной библиографии на CD-ROM, включающее 850 тыс. записей о вышедших в СССР и России книгах с 1980 по 1996 г. и базу данных о диссертациях (60 тыс. записей).

    Кроме того, каждая уважающая себя библиотека создает электронные каталоги своих фондов. Наиболее преуспела в этом Библиотека Института научной информации по общественным наукам (ее электронные ресурсы составляют более 2 млн. записей). Ей на пятки наступает Российская национальная библиотека (РНБ). Далее следуют РГБ и ГПНТБ (свыше 1 млн. записей), 750 тыс. электронных карточек накопила Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ), 500 тыс. - Библиотека по естественным наукам РАН, 400 тыс. - Государственная центральная научная медицинская библиотека, 150 тыс. - ВГБИЛ и т. д.

    По словам г-на Кузьмина, на повестке дня - представление всех этих ресурсов в Интернете. Наиболее продвинулись здесь ЦНСХБ и Научная библиотека МГУ, открывшие свои электронные каталоги. Абсолютным же лидером является ГПНТБ, на сервере которой находится и Сводный каталог научно-технической литературы, отражающий фонды более чем 400 библиотек страны.

    Итак, с электронными каталогами библиотечных фондов, несмотря на разобщенность проводимых в этом направлении работ, дело обстоит не так плохо. Хуже другое. По мнению специалистов Центра ПИК МК РФ, мультимедийных дисков по культуре, искусству и образованию очень мало не только в компьютеризированных классах, но даже в крупных библиотеках. Эта невостребованность отталкивает потенциальных производителей от инвестирования средств в разработку CD-ROM. Поскольку государству сейчас не до поддержки культуры, вся надежда на частных покупателей и частные учебные заведения, в которых учатся дети обеспеченных родителей.

    Но и здесь проблемы. По мнению Андрея Зоненко (“Росинэкс”), даже до кризиса средний уровень платежеспособного спроса россиян на просветительское мультимедийное ПО был очень низок и не позволял покрыть расходы производителей. Поэтому за последние два года вышло лишь несколько отечественных изданий, посвященных культуре и искусству.

    Совсем другая картина за рубежом. По словам Доминика Делуи, менеджера по маркетингу французского Museums on Line (www.museums-on-line.com), мировой рынок лицензированных изображений произведений искусства вырастет с 200 млн. долл. в 1996 г. до 2 млрд. долл. к 2005 г. Так что вкладывать деньги в сохранение культурного наследия стоит. Рано или поздно эти инвестиции оправдают себя даже в чисто коммерческом плане.

    Культура и искусство – то, что в первую очередь отличает людей от животных. Сохранить и приумножить культурное наследие является основной задачей любой страны и государства. В век скоростных технологий и стремительных изменений в этой области тоже происходят трансформации: возникают новые направления, недоступные ранее пути реализации и воплощения арт-объектов и исторических ценностей. Новые технологии в культуре активно развиваются, делая ознакомление с культурным и историческим наследием доступным, понятным и легко воспринимаемым для любого человека.

    Подобные изменения не всегда быстро приживаются, некоторые из них отсеиваются в процессе, но самые удачные остаются и позволяют вовлечь в определённый жанр или направление всё большее количество почитателей.

    3D-театр

    Театральное искусство всегда имело одну большую проблему: ограниченность пространства и сложность со сменой декораций по ходу спектакля. Смена происходила в промежутке между актами, что ограничивало сюжет и требовало значительной адаптации сценария для многих классических произведений.

    На помощь в этом вопросе пришли 3D-технологии. Эксперимент стартовал одновременно в нескольких авторитетных театрах мира, но первоначальная идея возникла в Большом театре России, который пригласил к сотрудничеству компании «СИМ» и «LIGHTCONVERSE» для разработки специального ПО. На подготовку проекта ушло 6 лет, в результате чего был получен Аппаратно-программный комплекс для системы визуализации спектаклей (АПКВ).

    С его помощью сотрудники отдела визуализации выполняют 3D-моделирование, итогом которого становятся визуализированные декорации. Это позволяет сократить расходы на подготовку спектакля, сэкономить время, необходимое для репетиций, и даёт возможность реализовать большее количество постановок в рамках одного спектакля.

    Интерактивный театр

    По такому же направлению развиваются театральные постановки, создающие интерактивное действо. В России такой подход начался со спектаклей для детей, первым из которых был «Алиса в стране Чудес» театра «Санкт-Петербург Опера», показавший, что эмоции и впечатления зрителей от увиденного превосходят классическую постановку.

    Интерактивный театр позволяет накладывать акустическую систему для геометрического распределения звука по залу и взаимодействия с интерактивными декорациями и персонажами, дополняющими реальный актёрский состав. Это помогает создавать недостающие спецэффекты, которые сложно воспроизвести с помощью классических технологий, что обеспечивает атмосферу полномасштабного погружения в действо. Таким образом, поле деятельности значительно расширяется, что возможность для реализации новых сложных проектов. Ещё одно неоспоримое преимущество – простота хранения такого контента, не требующего огромных помещений.

    Небольшой процент критиков считает, что бурное шоу и быстрая смена декораций отвлекают зрителей от актёрского мастерства, мешая сконцентрироваться на персонажах, но всё же большинство экспертов и деятелей культуры находят, что технические новинки делают театральное искусство объёмнее и привлекают новых зрителей.

    Интерактивные спектакли представляют собой будущее сценического жанра, основанного на использовании высоких технологий и позволяющего сокращать материальные и человеческие затраты.

    Книги и литература

    Раньше ознакомление с классикой и бестселлерами считалось делом исключительно спокойным и пассивным, поэтому активные люди не могли задерживать своё внимание на прочтении книг. Новые технологии позволили изменить представление о чтении, предоставив читателям книги с интерактивными элементами.

    Такой подход привлёк к чтению огромное количество людей, особенно расширилась детская аудитория. Интерактивные элементы стали прекрасной альтернативой гаджетам. Они визуализируются после прочтения их QR-кода и становятся видимыми в 2D-формате.

    Особенная польза литературы такого формата заключается в том, что подобные книги помогают собрать вместе и детей, и родителей, и каждое поколение найдёт в чтении самые приятные для себя моменты.

    Следующий шаг современной литературы граничит с компьютерными играми: читатель становится непосредственным участником событий, описанных в произведении. Вместе с главными героями можно участвовать в приключениях, усиливая переживания и ощущение реальности с помощью интерактивных материалов.

    Для этого к книге прикладываются объекты, доказывающие реальность описанного: фотографии главных персонажей, схемы передвижений, предстоящих по сюжету, чертежи или модели знаковых предметов, задействованных в повествовании.

    Кроме того, по ходу повествования попадаются реальные номера телефонов, на которые нужно позвонить, чтобы услышать важную для сюжета информацию. Также указываются адреса сайтов или QR-коды, ссылки, на которые нужно перейти, чтобы последовать за героями и погрузиться в атмосферу происходящего.

    Чтение такой литературы является очень динамичным и подходит даже самым активным людям, потому что скучным процесс точно не будет.

    Кино

    Кино – один из видов искусства, который на данный момент больше всего потребляется обществом. Новые технологии киноискусства давно оставили позади объёмное изображение, и теперь внимание сосредоточено на совершенно новом подходе.

    Стандартные кинотеатры в привычном понимании в ближайшем времени уйдут в прошлое, а на смену им придут кинопарки. Первый такой проект уже запущен в Йокогаме (Япония). Парк Orbi стал совместной разработкой корпорации SEGA и контента BBC Earth. На данный момент кинопарк работает в экспериментальном режиме. В нём посетители могут совершить мультисенсорное путешествие по миру, во время чего задействованы 4 чувства: зрение, осязание, обоняние и звук.

    В подобных кинотеатрах не будет большого тёмного зала с экраном. В виртуальный экран превратится всё окружающее пространство, а транслируемое изображение будет только частью сюжета. Фильмы такого формата являются чем-то средним между кинофильмом и видеоигрой, они будут сопровождаться осязательными ощущениями, виртуальной и дополненной реальностью.

    На данный момент разработки пошли ещё дальше: нейрофизиологи проводят исследования в области трансляции ощущений непосредственно в мозг зрителя. Это будет воплощаться в жизнь при помощи специального программного оборудования, которое сформирует полный спектр ощущений напрямую в нервной системе.

    Такой подход заставляет кинематографистов спорить о том, где заканчивается граница киноискусства и начинается обычное видео. Есть скептики, считающие, что кинотеатры не устоят перед натиском новых технологий и уступят место домашним киносеансам, но большинство экспертов полагает, что потребность в массовом получении эмоций у людей неискоренима, поэтому они будут собираться в кинотеатры для просмотра киношедевров.

    Физическая культура

    Формирование культуры личности невозможно без развития физической культуры. Обеспечение здоровья и нормального состояния своего тела — одно из проявлений личной ответственности человека перед собой и своими потомками.

    Новые технологии в физической культуре подразумевают, прежде всего, формирование правильного восприятия этой дисциплины у подрастающего поколения. Контроль над всеми функциями организма и ответственность за своё здоровье должны стать центральными объектами в этой науке.

    Физическая культура подразумевает достаточный объём теоретического материала, которым в программе нередко пренебрегают. Но с использованием новых информационных технологий этот пробел можно заполнить, что взято на вооружение не только прогрессивными спорт-центрами, но ВУЗами и даже отдельными школами.

    Для того, чтобы быстро и эффективно объяснить обучающемуся техники выполнения определённых движений или комплекса упражнений, сейчас применяют компьютерные технологии. Нередко таким же образом презентуют биографии спортсменов и демонстрируют их лучшие достижения. Это делает занятия не только более динамичными, но и лучше запоминающимися.

    Не обошли новые технологии и профессиональных спортсменов. Созданы специальные комплексы с накладными датчиками, регистрирующими импульс и электросигналы. На основании этих данных тренер и спортсмен могут отследить нагрузку, правильность выполнения упражнений или их элементов и общий эффект, полученный от тренировки.

    Выставки

    Культурные экспозиции и различные выставки получили новый виток развития благодаря применению инновационных предложений.

    За последние 5 лет в выставочной культуре появился новый формат, который очень быстро набирает обороты – видео-мэппинг. Он подразумевает использование проекций изображений на любые физические объекты. При помощи видео-мэппинга можно преобразовать пространство помещений и объектов с учётом его формы и расположения.

    Эта технология становится центральным механизмом выставок благодаря тому, что является легко воплощаемым в жизнь механизмом шоу и презентации. Физическим объектом, на котором будет визуализировано изображение, может стать предмет любого размера: от маленького макета до огромной поверхности строения многоэтажного дома.

    Ещё одна технология, активно применяемая на культурных выставках – система дополненной или расширенной реальности. Она представляет собой результат введения в поле зрения разного количества сенсорных данных, которые дополняют имеющуюся картинку для формирования более полного образа. При помощи этого механизма совмещается виртуальное и реальное, а их взаимодействие в реальном времени становится возможным.

    Экскурсии

    Экскурсии всегда были основным пунктом туристической культурной программы. Их трансформация началась давно: аудиогиды начали вытеснять экскурсоводов с появлением в обиходе наушников. Изменения продолжаются, и эта сфера развивается в ногу со временем.

    Сенсорные киоски

    Новые технологии в культуре позволили сделать возможными экскурсии без экскурсоводов. Для этого в залах музеев устанавливают сенсорные киоски, представляющие собой программный комплекс на основе компьютера, который оснащён сенсорным монитором. В сенсорном киоске содержится графическая, текстовая, аудио-, видео-, музыкальная и анимационная информация, доступ к которой может получить каждый посетитель музея.

    Так как у человека под действием всех типов восприятия поданная информация вызывает больший эмоциональный отклик, то можно быть уверенным, что данные, полученные во время такой экскурсии, долго останутся в памяти. При помощи разноплановой подачи человек может полнее погрузиться в мир культуры и истории. Удобно и то, что иностранные посетители могут выбрать для себя нужный язык и получить исчерпывающую информацию в любом музее мира даже в том случае, если не владеют языком этой страны.

    3D-экскурсии

    Ещё один формат экскурсий, взятый на вооружение в сфере культуры – 3D-туры и экскурсии. Он поможет тем людям, которые не могут посетить желаемый культурный объект или город, но желают получить о нём исчерпывающее представление. В виртуальной экскурсии собраны объединённые сферические панорамы, которые плавно и поочерёдно могут сменять друг друга. Направление маршрута виртуальный турист может выбирать сам, управляя полем зрения при помощи мышки. Как правило, к обычной визуальной картинке добавляются вспомогательные элементы: всплывающие окна с информацией, надписи, графические клавиши управления и пр.

    Благодаря таким экскурсиям можно посетить большинство экспозиций самых известных музеев. Таким же образом совершают виртуальные прогулки по наиболее красивым местам больших городов. 3D-экскурсии позволили миллионам людей, не имеющих возможности побывать в интересующих их местах, посетить эти города или музеи.

    Их усилиями около 30 областных городов России получили возможность предоставлять бесплатные интернет-услуги преподавателям студентам работникам сферы культуры и искусства. Данная работа имеет цель и задачи выяснить особенности влияния информационных технологий на искусство рассмотреть специфику взаимодействия искусства и науки продуктом которой являются новые технологии на современном этапе и дать характеристику результатам взаимодействия информационных технологий и искусства...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    19615. Современные информационные технологии и их виды 27.59 KB
    Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса
    7061. Информационные технологии 9.07 KB
    Понятие технологии и информационных технологий. Составляющие информационных технологий. Характеристики информационных технологий. Виды информационных технологий.
    13414. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОФИСЕ 85.93 KB
    Информационная технология - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
    7344. Базовые информационные технологии 25.92 KB
    Мультимедиа-технологии можно определить как систему компьютерных информационных технологий которые могут быть использованы для реализации идеи объединения разнородной информации в единой компьютерной информационной среде. Выделяют три основные принципа мультимедиа...
    6353. Информатика, информационные технологии 210.07 KB
    Понятие информации Термин информация используется во многих науках и во многих сферах человеческой деятельности. Формирование информации Человек воспринимает первичные данные различными органами чувств их у нас пять – зрение слух осязание обоняние вкус и на их основе сознанием могут быть построены вторичные абстрактные смысловые семантические данные. Свойства информации Понятие информация используется многими научными дисциплинами имеет большое количество разнообразных свойств но каждая дисциплина обращает внимание на те свойства...
    1865. Информационные технологии в железнодорожных перевозках 70.53 KB
    автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом АСУЖТ. Система управления перевозками. Назначение и технологические функции автоматизированной системы оперативного управления перевозками. Эти обстоятельства выдвигают принципиально новые требования к системе управления перевозками.
    9082. Информационные технологии. Искусственный интеллект 168.62 KB
    Если для обычных программ проблема представления данных алгоритма определяется на уровне языка программирования то для СИИ представление знаний выливается в комплексную проблему: что такое знания какие знания хранить в системе в виде базы знаний и в каком виде как их использовать пополнять и т. Что же побудило специалистов ввести новый термин Можно указать по крайне мере четыре причины которые позволяют говорить не о данных а о знаниях используемых в ЭВМ. Истинная интерпретация решаемой задачи и тех данных которые для этого...
    17624. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 17.96 KB
    Открывающиеся перспективы овладения информацией, с одной стороны, позволяют расширить кругозор каждого конкретного индивида, получить ответ на любой интересующий его вопрос, приподнять уровень развития науки и образования, справиться с возрастающим темпом жизни в условиях глобализации процессов цивилизационного развития.
    7138. Информационные процессы и технологии. Предмет информатики 23.27 KB
    Информационные процессы сбор обработка и передача информации всегда играли важную роль в науке технике и жизни общества. Сбор информации это деятельность субъекта в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком или с помощью технических средств и систем аппаратно. Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач в частности задачи обмена информацией передачи.
    7412. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 525.43 KB
    Под экономической информацией понимается совокупность сведений, отображающих состояние или определяющих изменение и развитие экономики и всех ее элементов. Экономическая информация является важной частью управленческой информации, основным ресурсом организационно-экономического управления.