• История появления и развития электронной почты. Как появилась электронная почта

    Информация. Наверное, в нашем мире сложно назвать что-то еще, такое же неосязаемое и такое же плотное, пронизывающее все направления и постоянно скапливающееся вокруг нас. Сохранение информации появилось с первыми наскальными надписями, а вместе с необходимостью передавать ее на дальние расстояния зажглись сигнальные костры и зазвучали барабаны. Так родилась первая почта. В этой серии статей мы покажем вам, как работает этот важнейший сегмент нашей жизни, как он эволюционирует, каким был и каким будет: почта.

    Люди научились говорить относительно давно, но человеческий голос несовершенен, когда речь заходит об отправке вестей подальше. Поскольку необходимость делиться информацией не просто накапливалась, но и увеличивалась экспоненциально по мере развития нашего мира, вместе с ней рождались и новые формы почтовой связи. От первых сигнальных барабанов, которые появились порядка 8000 лет назад, древние племена перешли к огню и дыму: их видно издалека, а сам факт зажигания дымного столба был неким сигналом. Африканские племена используют тамтамы для связи и до сих пор, а костры использовались даже индейцами XX века.

    Первые зачатки почтовой связи родились в государствах древности вместе с появлением письменности: Месопотамии, Египте, Греции, Персии, Китае, Римской империи. По дорогам зашагали первые гонцы, позднее они пересели на лошадей. Вести и письменные сообщения передавались по принципу эстафеты. На Древнем Востоке правители нуждались в снабжении их постоянной информацией о происходящем на подвластных им территориях с рабовладельческим строем. Неудивительно, что это повлекло за собой развитие прообраза почтовой связи. Считается, что первое почтовое сообщение было отправлено порядка 5000 лет назад в Месопотамии в виде запечатанного глиняного письма.

    Почта античности строилась на гонцах, которые устно, письменно, по морю, верхом, по суше, пешком - и чаще всего в военных целях - разносили вести по всем уголкам государств. Особое развитие такая система передачи вестей получила в Римской империи, а с ее падением (около 520 года н. э.) - перестала существовать и почта. В феодальной средневековой Европе XI–XV веков почта и связь как таковые отошли духовным и светским институтам. То есть почтой стала заниматься церковь. Об этом периоде мы поговорим позже.


    Н.К. Рерих, «Гонец»

    На секундочку задумаемся. Когда вы в последний раз пользовались услугами почты? Возможно, вам вспомнится посылка, которую вы забирали из отделения почты или непосредственно у курьера. Отправляли письма в какое-нибудь госучреждение. Вскрывали конверты в поисках денег в далеком несчастливом детстве. Посылая «письма счастья», тщательно «облизывая», как положено, каждый конверт, не указывая обратного адреса. Кажется, что почта отходит от нас, перевоплощаясь по большей части в службу доставки и уходя в «облако». На деле же почта эволюционирует. Новости и статья, которые вы сейчас читаете - пример эволюции вестей, прошедших длинный путь из обветренных рук или даже уст персидского гонца до изображения на вашем дисплее. Электронная почта, без которой мы не представляем свою жизнь, была невозможной без Интернета, а Интернет появился не так уж и давно - ему 50 лет даже нет. Вместо электронных писем люди отправляли только бумажные. И даже в будущем, когда, возможно, необходимости доставлять посылку уже не будет - нужный товар распечатается у вас на 3D-принтере, материализуется в телепортаторе или вы будете использовать исключительно виртуальные продукты - все это будет лишь эволюцией почты.

    Информация не исчезает бесследно, не растворяется в черной дыре, она лишь принимает другую форму.

    В мире не так много феноменов, или даже институтов, сложившихся в результате последовательного и независимого развития по всему земному шару. Навскидку можно назвать лишь самые грандиозные - письменность и языки, множество их; институт науки, впитавший изыскания ученых всего мира за многие тысячелетия; дело дипломатии и государственности, которые и в современное время не чураются норм, разработанных еще в Римской империи; художественная культура, временем расцвета которой считается Древняя Греция. Попробуйте включить сюда почту, и вы удивитесь, как прекрасно этот институт вписывается в этот ряд и включает лучшее из того, что могут придумать люди в разных уголках земного шара вместе и раздельно.

    Средневековая церковь, будучи единственным и неповторимым органом власти, взяла на себя задачу централизации, которая была бы невозможна без собственной системы сообщений - монастырской почты. Курьеры от монастырей поддерживали связь между отдельными монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами. Тогда же родились и станции для перемены лошадей, впоследствии перекочевавшие в Россию. Собственно, слово «почта» происходит от итальянского «statio posita in…», что означало станцию для перемены лошадей. Слово «почта» (post) впервые начали употреблять в таком значении в XII веке.

    Европейские университеты середины второго тысячелетия, в которые, как сложилось исторически, учащиеся стекались из самых различных стран, чуть ли не пешком, по-ломоносовски, добирались, чтобы получить образование, использовали этот важный момент: за отдельную плату профессиональные гонцы университетской почты поддерживали связь между студентами и их семьями, иногда доставляя письма частным лицам.

    Интересным явлением стала «почта мясников». По роду деятельности, европейский цех мясников, который ради закупок совершал обширные путешествия, взял на себя обязанности по перевозке писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это стало обязанностью мясников, взамен на что они получали определенные привилегии. Эта почта работала до конца XVII века и местами получила государственное значение.


    Франц фон Таксис

    И все же первой организованной почтой во всех смыслах этого слова считается почта, созданная членами рода Тассо (Тассис, Таксис). Почта Турн-и-Таксис просуществовала со второй половины XV века до 1867 года и внесла огромный вклад в развитие почтовой связи в Европе. Почта Таксисов содержалась на их средства, страх и риск, но неизменно оставалась частным предприятием, хотя императоры и притязали на ее установление. Почта Турн-и-Таксис важно перенимала все эффекты эволюции почты, оперативно привлекала к использованию почтовый штемпель и почтовую марку. 400 лет - неплохая история для частной почты.

    Что касается почты России, русской почты, получившей развитие на территории тогдашнего русского государства, историки придерживаются мнения, что почтовую службу наши предки переняли у завоевателей-монголов. В тот смутный период на главных дорогах появились почтовые станции (о которых мы говорили выше), «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. Как вы догадываетесь, слово «ямщик» уходит корнями именно в эту легенду. А слово «почтальон» обрело себя в дореволюционной России с 1716 года (до этого почтовых служащих называли «почтарями»).

    Реформы Петра I привели к тому, что почтовая связь в России появилась во всех главных городах страны. Почтой занялось государство, были открыты первые почтамты, почтовые конторы, ввели должность почтмейстера. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) проложили свой путь в 1851 году. Что было дальше - вы знаете, вам в почтовый ящик упало первое в вашей жизни письмо. О том, как работает почта и какие ее элементы претерпели эволюцию, а какие остались неизменными, мы поговорим в следующий раз.

    Невозможно описать словами, насколько далеко зашло влияние эволюции и революций в почтовой службе, на земле и на море. Почту наверняка можно назвать великим достижением человечества. Мир 1782 года, который последовал за американской войной за независимость, был заключен лишь после переговоров, растянувшихся больше чем на два года. Пруссия и Австрия воевали в 1866 году. Кампания заняла семь дней; и с момента объявления войны до формального заключения мира прошло семь недель. Очевидно, что временная разница в обоих случаях была обусловлена лишь тем, что в одном случае новости шли дольше, а в другом - быстрее.

    Мы можем смотреть на прошлое со смешанным чувством - вспоминать наших легкомысленных предков, которые никуда не спешили и которым хватало времени на рефлексию; мы считаем те времена летаргическими, вялыми, спокойными.

    Мы гордимся собственной эпохой как наполненной жизнью и активностью, спешкой и нервами, высоким электрическим напряжением. Но многие из нас знают цену этому водовороту жизненных событий и часто говорят: «Этот темп убивает». Сохранится ли этот темп на следующие сто лет? Скорее всего, да. Эволюция почты позволяет нам умещать больше действий в минуту жизни, как и эволюция многого другого, безусловно. Письма больше не идут неделями, посылки скоро будут доставляться мгновенно, связь практически лишилась каких-либо ограничений. Какой будет почта в будущем? Вы узнаете об этом первыми.

    Испытания первых почтовых дронов уже начались…

    Зачатки почты на Руси имелись еще со времён княжеских гонцов, берестяных грамот и повоза. Дальнейшее развитие почтовой службы было связано с ямами, ямской гоньбой, созданием почтовых ведомств - Почтового департамента, Министерства почт и телеграфов, Главного управления почт и телеграфов. В советское время действали наркоматы и Министерств связи, на смену которому пришли соответствующие государственные органы современной России.Почта До IX века. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб.

    Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

    Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту . По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения "mansio pozita..." - "станция в пункте..." и произошло слово "почта". 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу.

    Пересылка вестей на территории России известна с древнейших времен. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали о передаче сообщений у народов, обитавших в Северном Причерноморье и Средней Азии - скифов, сарматов, саксов и массагетов.

    IX век. В последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси, закладываются основы русской почты - одной из старейших в Европе. В один ряд с нею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобритании и Испании.

    В 1266 г., почти на 100 лет раньше чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой , появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала неотъемлемым звеном государственной административной машины и средством связи между образованными людьми.

    Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI-XV вв. Находки в последние годы десятков берестяных писем-грамоток, доставленных по каналам связи, позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.

    Татарское нашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитие почты . Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII в. Единственно, что русские позаимствовали у поработителей, так это новое название почты - ямская гоньба.

    С конца XV в., после того как Русское государство сбросило оковы татаро-монгольского ига, начинается расцвет ямской гоньбы. Появляются первые почтовые учреждения, возникает новый вид почтовых услуг, оказываемых населению, - платная доставка судебных повесток-повозок. Иностранцы, посещавшие Московию, еще в первой четверти XVI в. называли русскую систему связи "почтой", хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII в.

    Большой вклад в развитие почты России внес выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII - начале XVIII вв. Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе.

    Первые линии регулярной общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в "немецкие" страны. Так иногда русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам "немых" языках. Отсюда и пошло наименование первых почт в Ригу и Вильно (Вильнюс) - "немецкая", в отличие от ямской, обслуживающей, внутренние линии.

    Рижскую и виленскую почты иногда именовали "купеческими", потому что на первых порах их деятельности основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных купцов. "Немецкую" почту от западноевропейских отличало, в первую очередь, то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями, среди которых особого могущества достиг почтовый дом Турн-и-Таксисов.

    Не в пример "немецкой", сфера деятельности ямской почты широко распространялась по всей России. Только ее линии проходили в Сибири, на юге страны, на Украине и в Белоруссии.

    Существование параллельно двух почтовых систем - "немецкой" и ямской - создавало множество неудобств и приводило порой к совершенно нелепым вещам.

    Например, одно время из Москвы в Петербург ходили две почты: "немецкая", доставлявшая только купеческие письма и правительственные бумаги, и ямская, возившая кроме правительственной почты корреспонденцию местных административных учреждений и грамотки дворян.

    Причем ямская служба взимала за свои услуги с отправителей писем значительно меньше денег, чем "немецкая". Такое положение дел нельзя было считать нормальным, поэтому с середины XVIII в. начинается слияние обеих служб.

    Огромное значение для развития отечественной почты имело установление линий связи с губернскими городами. Впервые они организуются в 1712 г. для сношений Сената с наместниками отдельных областей. А спустя короткое время губернские почты переходят в подчинение Ямской канцелярии и становятся общедоступными. Ямской почтамт в Москве доставлял государственную и частную корреспонденцию по всей России - от Минска до Якутска.

    Ему подчинялась также "фруктовая" почта, возившая из Астрахани в Петербург не только письма, но и виноград, арбузы, дыни к царскому столу.

    Со второй половины XVIII в. почтовые линии подходят к некоторым уездным городам, особенно к тем, которые являлись промышленными центрами или местами добычи таких жизненно необходимых полезных ископаемых, как, например, поваренная соль или железная руда. На местных линиях почтальоны чаще всего от города до города ходили пешком.

    С доставки ратных вестей началась русская почтовая связь, но военно-полевой почты, как таковой, долгое время не существовало. Перевозка военных сообщений выполнялась случайными людьми, ненадежны были дороги, зачастую отсутствовали средства передвижения.

    Если в районе боевых действий плохо обстояло дело с организацией почтовой гоньбы, это сказывалось порой и на ходе войны. Только с конца XVII в. в России начинает создаваться институт военных почтальонов, которые непосредственно входили в штаты полков и соединений действующей армии. Существование связи такого рода узаконил "Воинский Устав" Петра 1, в который вошла статья "О чине полевой, почты".

    До конца XVII в. в России для запечатывания мешков с корреспонденцией применялись различные печати: приказные, воеводские, таможенные, личные штемпеля почтмейстеров.

    На рубеже XVII-XVIII вв. вводятся специальные почтовые печати сначала на "немецкой", а затем и на ямской почтах. Закладываются основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

    В этот же период начинается подготовка к введению единой почтовой документации . В конце XVII - начале XVIII вв. вся корреспонденция записывалась в почтмейстерских книгах. С 30-х годов XVIII в. появляются специальные реестры на письма.

    В начале 70-х годов XVIII в. прокладываются "образцовые" почтовые линии в Прибалтику и Белоруссию. С их созданием связан огромный по своей значимости документ - "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы.

    На "образцовых" почтах впервые создается должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель". С 1773 г. русская служба связи начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время зарождаются новые термины: эстафета, постпакет, куверт (конверт), почтовый колокольчик, тройка. И самое главное - почта наконец-то стала доходным предприятием.

    Указы 1770 и 1772 гг. предусматривали создание линий почтовых дилижансов или, как их тогда называли, "тележной почты". Однако практического применения эти проекты не получили, так как доходы от введения почтовых фургонов не покрывали расходов на их содержание.

    1782 г. стал этапным в развитии отечественных средств связи. В тот год ликвидируются "немецкая" и ямская почты.

    Все средства доставки корреспонденции сливаются в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением. Старая почтовая система, ставшая тормозом на пути прогресса, была уничтожена. Потребовалось почти 900 лет со времени первого упоминания о посылке вестника на Руси, чтобы почта по своей форме и организации приблизилась к той, которой мы пользуемся сейчас.

    С почтой XVIII в. тесно связаны имена многих выдающихся государственных деятелей. Среди них дипломаты П.П. Шафиров и А.А. Безбородко, историк и горный инженер В.Н. Татищев, полководцы Б.П. Шереметев и З.Г. Чернышев.

    Почта России в XIX веке: В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, Главное почтовое управление было присоединено к Министерству внутренних дел..

    После реформы 1830 года в почтовой отрасли произошли важные изменения: введение городской почты, осуществляющей доставку почтовых отправлений в городах, устройство сообщений для перевозки пассажиров в колясках, новые формы содержания почтовых станций, приведение к единообразию производство почтовых операций. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой было завершено строительство первого шоссе.

    Со временем и другие главные дороги страны были переоборудованы в шоссейные, что дало возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров.

    Крестьянская реформа 1861 года и создание Земского самоуправления позволили организовать почту для обслуживания всего сельского населения.

    С 1865 года земства начали организовывать собственные почты.. Несмотря на многие запреты и ограниченность в средствах, земская почта получила большое распространение и в конце XIX столетия существовала в 190 уездах. Наибольшего развития земские почты достигли в Вологодской, Казанской, Новгородской, Пермской и Самарской губерниях.

    В 1874 году по договоренности между 22 государствами, в число которых входила и Россия, был образован Всемирный почтовый союз. Союз позволил установить непосредственные почтовые отношения между странами-участницами.

    В 1884 году в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор, Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в единое Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних дел К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

    После падения российской монархии в феврале 1917 года Временное правительство Керенского переименовало Главное управление почт и телеграфов в Министерство почт и телеграфов.

    После прихода к власти в ноябре 1917 года большевиков Министерство почт и телеграфов было переименовано в Народный Комиссариат почт и телеграфов.

    В марте 1918 года Народные комиссариаты вместе с руководством страны переехали из Петрограда в Москву, ставшую столицей государства.

    За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918-1922 годов, почтовое хозяйство страны пришло в упадок. Почтовая связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена.

    Протяженность почтовых маршрутов и сеть предприятий связи сократилась почти вдвое по сравнению с довоенным временем. Железнодорожный транспорт пришел в негодность, а гужевой - из-за нехватки лошадей в основном простаивал.

    С окончанием в 1920 году Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз.

    В 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях.

    В 1924 году во многих уездах была организована передвижная кольцевая почта, позволившая резко увеличить почтовый обмен в сельских районах. Одновременно с развитием сети обслуживания совершенствовалась система доставки почты. Конная перевозка заменялась автомобильной, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов.

    В 1926 году в Наркомате почт и телеграфов был организован отдел почтовой техники.

    На отдел возложили задачу модернизации оборудования и механизации почтовых предприятий. В следующем году на Московском почтамте состоялось торжественное открытие установок для механизации обработки посылок. Вслед за Московским был механизирован и Ленинградский почтамт.

    К 1927 году количество почтовых отправлений достигло довоенного уровня.

    В 1932 году, Народный комиссариат почт и телеграфов был переименован в Народный комиссариат связи СССР. В 1939 году началась работа по механизации предприятий почтовой связи и созданию в областях, краях и республиках транспортных контор. В том же году при ЦНИИС была создана лаборатория почтовой техники. Главной задачей лаборатории была разработка принципиально новых и совершенствование старых систем технического обеспечения почтовой связи.

    Начавшаяся в июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом.

    Почтовое обслуживание воинских частей и соединений действующей армии было возложено на органы военно-полевой и военно-морской почты. Ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет.

    Основные мероприятия по организации почтовой связи в тылу сводились к организации новых почтовых маршрутов, проведению эвакуации в восточные районы страны большого количества промышленных предприятий и учреждений. Война нанесла громадный материальный ущерб почтовому хозяйству. Частично или полностью были разрушены почтамты в Ленинграде, Севастополе, Одессе, на Смоленщине, в Белоруссии.

    В общей сложности немецко-фашистские захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи.

    В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году, в год победы Советского Союза над фашистской Германией, деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

    В послевоенные годы почта претерпела количественные и качественные изменения.

    В 1946 году Народный Комиссариат связи СССР был преобразован в Министерство связи СССР. Руководство почтовой связи стало осуществляться Почтовым управлением, входившим в состав Министерства связи вместе с другими управлениями отраслей электросвязи.

    К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. В последующие годы существенно расширилась сеть предприятий связи, особенно в сельской местности.

    В городах развивалась сеть отделений связи, подчиненных почтамтам и узлам связи. Большинство предприятий стало объединять в себе почту, телеграф и телефон. Эти средства связи размещались, как правило, в одном здании и находились под единым руководством. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад.

    Дальнейшее развитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки.

    Для этого проводилась модернизация старого почтового оборудования и освоение выпуска принципиально новых его образцов - почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин, оборудования для контейнерных перевозок, средств малой механизации и почтового инвентаря, оборудования для обслуживания клиентов.

    Многие десятилетия предприятия почты и электросвязи существовали сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики.

    В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, социально-политические и экономические преобразования, происходящие в России, повлекли за собой изменение структур управления.

    Министерство связи и почтовая служба России провели сложную работу по улучшению организации и системы управления почтой. На правительственном уровне было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль. Руководство этой отраслью в 1993 году стало осуществлять Федеральное управление почтовой связи, созданное при Министерстве связи Российской Федерации.

    В 1995 году Управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ. Руководство почтовой связью на отдельных территориях обеспечивают региональные управления, которые действуют через почтамты, городские и районные узлы и отделения почтовой связи.

    Почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность, но вместе с ней и высокую конкуренцию, создаваемую бывшими партнерами – предприятиями электросвязи. При этом, несмотря на разделение отраслей, уникальная почтовая сеть, созданная в предыдущие периоды и охватывающая практически все населенные пункты страны, была сохранена.

    В 1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании.

    В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати.

    Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства, в 1994 году президент России Б. Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников «День российской почты», который отмечают ежегодно во второе воскресенье июля.

    Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты – эмблема и флаг.

    Из истории почты

    Подготовила

    Старший воспитатель ГБОУ СОШ №1317

    Свириденко О.И.


    Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден издалека. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии. Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден издалека. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии .

    В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана- тамтама.


    Пеший гонец

    Голубиная почта



    • Перевозящие почту гонцы пользовались рожком для подачи сигналов.

    Почтовые кареты перевозили и грузы, и пассажиров.

    Русская почтовая карета. Вторая половина XIX века.


    Бутылочная почта

    Такая почта существовала с давних времен. Моряки бросали в воду бутылки с письмами. Бутылочная почта служит и сегодня науке. С кораблей, изучающих океаны, сбрасывают стеклянные бутылки с открытками внутри. Нашедшего просят сообщить, где он был выловлен, таким образом изучают морские течения, их скорость, изменчивость.


    Письмо Привычный для нас почтовый конверт изобрел в 1820 году торговец бумагой из Великобритании Брюер .


    Генриху фон Стефану


    Первая в мире почтовая марка

    • «Чёрный пе́нни»-

    • В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 1 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

    Россия Ямщик – это возница, кучер на почтовых лошадях. Название профессии «ямщик» происходит от слова «ям». Так в России XIII – XVIII веков назывались почтовые станции.

    Именно в России, где от одного селения до другого приходилось преодолевать огромные расстояния, появились поддужные или ямщицкие колокольчики. Подвешивались они под дугой коренника (центральной лошади в тройке). В основном колокольчики помещались на почтовых тройках в качестве сигнального средства . Во-первых, сигнал был нужен, чтобы потребовать от пешеходов и других экипажей немедленно освободить дорогу. Во-вторых, такой сигнал оповещал персонал почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.


    • Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское село.
    • В 1851 году впервые был отправлен почтовый вагон с корреспонденцией из Санкт-Петербурга в Москву, и с этого момента началась регулярная пересылка почты железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли почтовый вагон, шли быстрее пассажирских.

    • В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву.
    • Далее развитие авиапочты шло стремительными темпами, налаживались внутренние авиалинии, началась доставка авиапочты зарубеж.

    почтовый индекс - условное цифровое обозначение почтового адреса


    Бандеро́ль

    Посы́лка



    Профессия – почтальон…





    • Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (К-----т)
    • Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (А---с)
    • Цифровое условное обозначение населённого пункта. (И----с)
    • Человек, разносящий письма, газеты, телеграммы. (П-------н)

    марина крылова
    «Путешествие по «реке времени». История возникновения почты». Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

    Программное содержание :

    Познакомить с историей возникновения почты . Рассказать об эволюции данной коммуникации.

    Воспитательная задача :

    Воспитывать интерес к данной проблеме. Развивать познавательный интерес детей . Реализация принципов гендерного воспитания.

    Коррекционная задача :

    Обогащение словаря : гонец, ямщик, «ямской приказ» , почтовая служба , рисунок – пиктограмма.

    Активизация слов : конверт, индекс, марка, телеграмма, мобильный телефон, интернет, факс.

    Глаголы : развозить, разносить, мчаться, передавать.

    Оборудование :

    Макет «река времени »

    Атрибутика по данной теме : листы бумаги, маркеры, колокольчик, конверты, марки, ручки, веревочка с узелками.

    Слайды по древности, старине, наше время .

    Предварительная работа :

    Оформление книжного уголка по теме «почта »

    Чтение С. Я Маршака «Почта »

    Д. Киплинг «Как было написано первое письмо»

    Музыкальный ряд :

    Т. Зарецкая «Солнечный зайчик»

    А. Ермолов «Светит солнышко»

    М. Легран «Токката»

    Ход занятия

    Под музыку ребята входят в зал.

    Воспитатель :

    Сегодня мы с вами отправимся в очень необычное путешествие . Куда будет наше путешествие , вы можете определить по отрывку из стихотворения С. Я Маршака «Почта » (Ответы детей)

    Воспитатель :

    Да, ребята, вы правы. Сегодня мы с вами будем говорить об истории почты , о том, как люди в древности, в старину и в наше время могли передавать сообщения, новости.

    Присаживайтесь на стулья и все внимание на экран. Вначале мы с вами отправимся в древность. (Дети смотрят слайды)

    Представьте, что мы оказались с вами в те времена ,когда жили древние люди. Они охотились на мамонтов, жили в пещерах. Они не умели писать, у них не было телефона. Как вы думаете, как же они обменивались сообщениями, новостями? (Ответы детей)

    Дети отвечают : посылали гонца с устными сообщениями, была узелковая почта , рисунки-пиктограммы.

    Воспитатель предлагает детям встать и подойти к нему.

    Воспитатель :

    И вот мы с вами сейчас превратимся в пещерных людей. У нас будет два племени : племя мальчиков и племя девочек. (Воспитатель предлагает каждому племени подойти к своим столам)

    Воспитатель :

    У меня два листа и маркеры. Представим, что это выделанная шкура мамонта и уголь для письма. Нарисуйте, пожалуйста, «письмо» друг другу, что сейчас наступила весна. (Дети рисуют письма)

    А теперь выберите самого быстрого гонца своего племени, и он доставит послание. (Под музыку два ребенка оббегают зал и обмениваются посланиями)

    Ребята, давайте посмотрим и прочитаем, что же у нас получилось? (Каждое племя расшифровывает послание)

    Молодцы. Но вы, наверное, заметили, что в расшифровке послания возможны неточности. Да и на пути у гонца встречалось много опасностей.

    Воспитатель :

    Присаживайтесь на стулья. И мы отправимся с вами во времена дальние . Наша «река времени » движется дальше. Все внимание на экран. (Дети смотрят слайды)

    Прошло время , когда люди охотились на мамонтов и рисовали послания на стенах пещер и шкурах животных. Появилась письменность.

    Люди стали чаще обмениваться сообщениями, писать письма. И в России появилась специальная почтовая служба .

    Кто знает как она называлась? Правильно. «Ямской приказ»

    Как звали работников этой почты ?

    И как же они доставляли почту ?

    Как вы думаете, каким должен быть ямщик?

    Да, ребята, туда шли работать смелые и сильные люди. Им приходилось преодолевать очень большие расстояния. К упряжкам лошадей были прикреплены колокольчики.

    Кто скажет, для чего?

    Воспитатель :

    Ну, как быстры бы не были кони, письма и послания шли долго. Да еще и разбойники поджидали ямщиков по дороге. Поэтому письма не всегда доходили до адресата.

    А сейчас мы поиграем с вами в игру. Она называется «Раз, два, три – колокольчик бери» И я узнаю, кто из вас в старину мог бы работать ямщиком.

    Игра проводится 2-3 раза.

    Воспитатель :

    Молодцы!

    Воспитатель предлагает детям присесть на стулья.

    Воспитатель :

    И мы с вами продолжаем путешествие по «реке времени » . И оказываемся в другой эпохе, в нашем современном мире . Внимание на экран.

    Ребята, посмотрите, как изменилось время ? Появилось много разной техники. Какой? (ответы детей)

    И отправить послание стало намного проще и быстрее. В последнее время появились совсем новые средства связи. Как вы думаете, какие? (ответы детей)

    За считанные секунды мы можем отправить сообщение даже на другой континент. Вы согласны со мной?

    Воспитатель :

    Но, мы по-прежнему пишем письма, посылаем телеграммы и открытки к праздникам, ко Дню Рождения. Но везут их уже не ямщики, а… (ответы детей)

    Но чтобы письмо дошло до адресата, что должно быть на конверте? (ответы детей)

    Правильно, ребята! А как вы думаете, для чего нужна марка? (ответы детей)

    А мне, ребята, кажется, что марка – это проездной билет для письма.

    Посмотрите на экран, какие бывают марки. (ребята рассматривают марки, воспитатель комментирует)

    Воспитатель :

    Сегодня я предлагаю вам написать письмо маме о том, как вы ее любите. Для этого на столах у вас лежат конверты, на которых мы уже написали с вами ваш домашний адрес. Еще на столах лежат марки, ручки, листочки бумаги . Присаживайтесь за столы.

    (дети пишут письма, приклеивают марки, заклеивают конверт. Воспитатель следит за работой)

    Воспитатель :

    Молодцы!

    Подойдите ко мне, пожалуйста.

    Я думаю, что наше путешествие прошло интересно . Вы – молодцы!

    Скажите мне, где же мы с вами побывали? Что узнали интересного? Что больше всего понравилось?

    Давайте подойдем к нашей «реке времени » и разместим на ней метки, подходящие к каждой эпохе. (персональное обращение к некоторым детям)

    Как ты думаешь, что мы приклеим в эпоху древности?

    А в эпоху старины? Какую метку надо приклеить?

    А вот и наше время . Какую метку выберем и приклеим на «реку времени » ?

    Молодцы!

    Воспитатель :

    Теперь наше занятие закончилось. Спасибо нашим гостям. Вы тоже, наверное, многое узнали из истории почты .

    Под музыку дети покидают зал.

    Ведущий 1-й.

    Слайд 1

    Ведущий 2-й.

    Интересно сколько лет пишут, посылают и получают письма?

    Слайд 2

    Ведущий 1-й.

    В сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» письмо не писали, а рисовали! И начнём издалека-издалека…

    Ведущий 2-й.

    Глиняное письмо, которое Вы видите, нарисовано три тысячи лет до нашей эры. Их называли таблетками. Такие письма отправляли в глиняных конвертах. Тот, кому предназначалось письмо, осторожно разбивал конверт, а потом читал письмо.

    На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты.

    Слайды 3,4

    Ведущий 1-й.

    Старинные послания вручали гонцу. Гонцам никто не завидовал!

    Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям из страха, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали хищные звери.

    Ведущий 2-й.

    Индийский гонец звуками погремушек извещал о своём приближении.

    Для доставки почты использовали животных: верблюдов, слонов, лошадей, оленей…

    Слайды 5,6,7

    Ведущий 1-й.

    В непогоду на узких улочках старинных городов была непроходимая грязь – почтальон иногда передвигался на ходулях.

    Слайд 8

    Ведущий 2-й.

    Художники прошлых времён часто изображали почтальонов.

    Слайд 9

    Ведущий 1-й.

    В XVI веке в Англии появились дилижансы. Эти большие крытые экипажи перевозили пассажиров, почту и багаж.

    Слайд 10

    Ведущий 2-й.

    Большой вклад в развитие русской почты внёс выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащёкин. Им была создана регулярная почтовая гоньба (быстрая езда).

    Ведущий 1-й.

    Откуда к нам пришло слово «почта»?

    Боярин Ордин-Нащёкин был образованным, талантливым человеком. Именно он был создателем почтовой связи с зарубежными странами. При подписании договора о мире с Польшей он включил в него пункт о «правильной почте» между двумя государствами.

    Так в русском языке появилось слово «почта». На польском и некоторых других языках оно по звучанию было близко к слову «дорога».

    Слайд 11

    Ведущий 2-й

    На трактах России в прошлом веке было более 3 тысяч почтовых станций.

    Слайд 12

    Ведущий 1-й.

    Письма – маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе, летят на самолёте, но когда не было ещё почтового транспорта, существовал ещё один вид доставки писем.

    Это была голубиная почта. Она служила человеку веками. Её использовали ещё египетские фараоны, персидские цари, греческие и римские полководцы, мореплаватели.

    Слайд 13

    Ведущий 2-й

    Голубь быстро привыкает к человеку, к его дому, к его крыше. Голубя увозят в закрытом ящике за сотни километров. Он не видит дороги. Выпущенная на волю птица сначала чувствует себя растерянной, потом как бы невидимый компас указывает ей, в какой стороне искать дом.

    Но прежде чем голубь поднимется ввысь, осторожные руки прикрепляют к спинке, к лапке или к хвостовому перу крохотное послание.

    Слайд 14

    Ведущий 1-й.

    Особенно прославились голуби во время осады Парижа немецкими войсками в 1870 – 1871 годах.

    Прекрасно работала голубиная почта и в Великую Отечественную войну в 1941 – 1945 годах. С переднего края фронта было отправлено 15 тысяч «голубеграмм».

    Бывают случаи, когда голубиная почта действует и сегодня. В некоторых странах любители –голубеводы тренируют почтовых, или, как теперь часто говорят, спортивных голубей. Устраиваются соревнования, в том числе международные. Победа присуждается за скорость и точность полёта птиц.

    Слайд 15

    Ведущий 2-й

    Кроме голубиной почты существует и бутылочная почта. Конечно, это не очень-то надёжный способ послать известие из дальнего плавания. Найти бутылку в волнах океана, пожалуй, не легче, чем иголку в стоге сена. Но всё-таки надежда есть. Стеклянному Колумб предпочёл дубовый бочонок. Он заметнее бутылки. И какой же моряк оставит без внимания смолённый бочонок, внутри которого, наверное, плещется доброе старое вино.

    Утверждают, что послание Колумба океанские волны носили 360 лет.

    Слайд 16

    Ведущий 1-й.

    Бутылочная почта сегодня служит науке. С кораблей, изучающих Мировой океан, сбрасывают в море стеклянные сосуды с открытками внутри. Нашедшего такой сосуд просят сообщить как можно точнее, где он был выловлен, и отправить открытку научному институту по напечатанному на ней адресу.

    В институте знают место и время, когда сосуд был отдан воле ветров и течений. Теперь станет известно, куда они принесли его. Таких бутылок – разведчиц сотни тысяч. Нанесенные на карту линии их путей показывают направления главных морских течений, их скорость, изменчивость.

    Слайд 16

    Ведущий 2-й

    В Сибири у кочевников тундры холодного Таймыра был свой способ доставки писем.

    Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передает ему письмо.

    Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдёт до адресата. Доставить письмо – было делом чести.

    Слайд 17

    Ведущий 1-й.

    Прогресс техники отразился на прогрессе почты. Ведь почта – важная часть общечеловеческой цивилизации. Почтовые тракты заменили железными дорогами. Для перевозки почты морем построены быстроходные суда. На большие расстояния письма доставляют самолёты.

    Слайд 18

    Ведущий 2-й

    К середине прошлого века почта действовала почти во всех государствах земного шара. Это были очень разные страны. Богатые и бедные, развитые и отсталые. В 1874 году в Берне, столице Швейцарии, объединились 22 страны Европы. Затем к ним присоединились другие, образовав Всемирный почтовый союз. Теперь в нём около 170 государств, в том числе и Россия.

    Слайд 19

    Ведущий 1-й.

    Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.

    Слайд 20

    Ведущий 2-й

    Мы хотим вам предложить несколько загадок на тему

    нашего мероприятия.

    Ведущий 1-й.

    Всё на ней ездит: и радость, и горе. (Почта.)

    Ведущий 2-й

    Без крыльев, а летит; без языка, а говорит. (Письмо.)

    Ведущий 1-й.

    Дом из жести, а жильцы в нём – вести. (Почтовый ящик.)

    Ведущий 2-й

    У нас рубят, а по всему миру щепки летят. (Письма.)

    Ведущий 1-й.

    Предлагаем ответить на вопросы викторины.

    1. Что вы чувствуете, когда встречаете на улице почтальона? Почему?
    2. Какая корреспонденция является наиболее долгожданной для вас? Почему?
    3. Когда появились первые письма?
    4. Что привлекает вас в переписке больше - получать письма или писать?
    5. Хранятся ли в ваших семьях письма? От кого? Почему?
    6. Какого содержания бывают письма?