• Методические возможности ИКТ в образовательном процессе дошкольников. Использование ИКТ в дошкольном образовании. Икт в дошкольном обучении

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    2 слайд

    Описание слайда:

    Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения, а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

    3 слайд

    Описание слайда:

    ИКТ включает в себя: компьютер и интернет телевизор видеомагнитофон видеокамера и фотоаппарат DVD и CD радио игровые приставки мобильные телефоны магнитофоны мультимедиа и интерактивная доска.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно- образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО. Задачи ИКТ в дошкольном образовании: обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса; обеспечение взаимодействия с семьёй; обеспечение открытости работы ДОО для родителей и для вышестоящих организаций; повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения); облегчение реализации образовательной деятельности; облегчение методической работы (электронные методические библиотеки); обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта); возможность самореализации; возможность самообразования.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Области применения ИКТ педагогами в ДОУ: Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы; Обмен опытом, знакомство с наработками и идеями других педагогов России и других стран; Оформление групповой документации, отчётов; Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми; Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей; Использование видеокамеры и соответствующих программ; Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ; Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе: Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; Помогает формировать информационную культуру у детей; Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу; Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе и. т. д.); Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.); ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности; Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их; С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс: Недостаточная компетентность педагога; Материальная база ДОУ; Защита здоровья ребенка; Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ; Отсутствие систематизации компьютерных развивающих программ; Отсутствие единых программно-методических требований к компьютерным занятиям. Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в свою деятельность.

    8 слайд

    Описание слайда:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. Телевизоры: размер экрана по диагонали 59 - 69 см; высота установки - 1 - 1,3 м; расстояние не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана; длительность просмотра – не более 20 мин (младшая, средняя группа), не более 30 мин. (старшая, подготовительная группа). Компьютеры: с детьми 5-7 лет ООД надо проводить не более одного раза в день и не чаще трех раз в неделю, в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. ООД с детьми с использованием компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста). Интерактивные доски: При использовании интерактивной доски и проекционного экрана следует обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Отделка помещения не должна содержать полимерных материалов, так как они усиливают напряженность электростатического поля при включенном интерактивном оборудовании. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий с применением ИКТ: Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья: 15 минут в день. Для детей 6 лет 3 группы здоровья: 10 минут в день. Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья: 10 минут в день. Для детей 5 лет 3 группы здоровья: 7 минут в день. Для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения: 10 минут в день. Для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения: 7 минут в день. В день допускается проведение только одного занятия с использованием компьютера.

    Использование ИКТ как средства повышения мотивации у старших дошкольников с ОНРР

    автор: Лаврова Елена Юрьевна, учитель-логопед СП ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" им. Героя Советского Союза С.В.Вавилова с. Борское Самарской области - детский сад "Колокольчик"
    Мы живем в такое время, когда компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в сферу образования. Компьютер, являясь современным инструментом обработки информации, способен играть роль незаменимого помощника в воспитании и развитии ребенка, служить мощным средством образования.
    Для себя я открыла возможность использования компьютерных технологий при работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Для этих ребят характерен ограниченный кругозор, низкий уровень сформированности словаря, ошибки в словообразовании и словоизменении. Кроме того, у многих детей отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. Организация коррекционно – образовательной деятельности таких детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку.
    В настоящее время для этого используется картинный материал, натуральные предметы и их модели…. Однако, современного ребенка, включенного в аудио – и видео среду, очень трудно привлечь к работе традиционными средствами наглядности. Для ребенка, знакомого с компьютером, при организации образовательного процесса требуются особые средства воздействия.
    Поэтому, с целью оптимизации своей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, я стала использовать компьютерные презентации, при помощи которых мне удалось повысить мотивационную готовность детей, их интерес к образовательной деятельности, активизировать непроизвольное внимание, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствовало успешной коррекции речевых нарушений.
    В настоящее время ресурсы интернета предлагают множество мультимедийных презентаций, но не всегда этот продукт является качественным и адаптированным под детей дошкольного возраста. В связи с этим я сама стала разрабатывать собственные презентации, ориентируясь при подборе материала на возрастные, индивидуальные особенности и уровень речевого развития детей своей группы. При этом презентация, наряду с устными объяснениями, является основой для проведения коррекционно-образовательной работы.
    При разработке презентации я пользуюсь программами Microsoft: PowerPoint, Word. Широкий выбор наглядного, музыкального и анимационного материала для меня открылся в интернет ресурсах, который я активно использую в своей работе, как для улучшения эффективности коррекционно-образовательной работы, так и для повышения уровня своего профессионального мастерства.
    Ориентируясь на лексико-грамматический материал, изучаемый в группах для детей с ОНР, я разработала ряд презентаций, тематика которых представлена в разделах:
    ВРЕМЕНА ГОДА МИР ПРИРОДЫ МИР ЧЕЛОВЕКА
    «На поиски снежной королевы» «Ягоды» «Продукты питания»
    «Зимушка – зима» «Деревья» «Головные уборы»
    «Новогодние игрушки» «Домашние животные» «Обувь»
    «Весна – красна» «Домашние птицы» «Космические дали»
    «Весенние хлопоты» «Дикие животные» «Транспорт»
    «Зимующие птицы» «Игрушки»
    «На подворье у Алёнки»
    "Овощи"
    "Фрукты"
    Оригинальность моих презентаций заключается в:
    - включении в презентацию анимированных сказочных персонажей, от имени которых ведется презентация;
    - реалистичности и доступности подобранного демонстрационного материала для восприятия детьми дошкольного возраста;
    - подборе игровых и дидактических упражнений в соответствии с возрастом детей и программными задачами;
    - наличии динамических пауз с музыкальным фоном (детские песни, классическая музыка).
    Преимущества использования презентаций в:
    - экономии времени при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности;
    - отсутствии необходимости дополнительного подбора наглядного и дидактического материала. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные книжные иллюстрации;
    - повышении активности детей, поддержании внимания детей на всех этапах коррекционной работы. Благодаря динамичной смене изображений, цвета, фона, возникновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.
    Однако создание презентации для детей дошкольного возраста с нарушениями речи имеет ряд особенностей.
    1.Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, занятия с использованием компьютера с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не может длиться дольше этого времени. После занятий необходимо провести гимнастику для глаз
    2.Использовать презентации на подгрупповых и фронтальных занятиях следует только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора, специального экрана.
    3.Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.
    4.Иллюстративный материал должен быть крупным и реалистичным, не перегруженным лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызвать у детей испуг или неприязнь.
    5.Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: работа затягивается, у детей наступает пресыщение и утомление. Кроме того, некоторые спецэффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.
    Используя в своей работе компьютерные презентации, я поняла, что это очень увлекательный и продуктивный вид деятельности не только для педагога, но и для детей. Компьютерные презентации оживляют процесс коррекции речевых нарушений. Задания, подобранные с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, хоть и трудны, но доступны для выполнения. У ребенка, при виде результатов своих усилий, повышается самооценка, снижается неуверенность, тревожность. Ребенок становится более активным, открытым.
    Таким образом, применение мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, я считаю вполне оправданным и необходимым.

    Литература
    1. Л.А. Леонова, Л.В.Макарова "Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана-Граф", 2004
    2. Л.Р.Лизунова "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005
    3. М. Никитина "Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006
    4. Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы. По нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп.2.12.10.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

    Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей образовательного, коррекционного и воспитательного процессов.

    В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

    Под ИКТ обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д.

    В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить дошкольников большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в старшем дошкольном возрасте – умение самостоятельно приобретать новые знания.

    Как же ИКТ могут помочь педагогу в работе с детьми старшего дошкольного возраста? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта педагогов нашего учреждения.

    1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления информационно-стендового материала для родителей (сканирование, Интернет; принтер, презентация). Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (Интернет), знакомство конспектами занятий, праздников, конкурсов и развлечений.

    2. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками педагогов, ученых России и зарубежья. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процессы для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Интерес для педагогов представляют электронная версия журнала «Начальная школа» http://nsc.1september.ru/index.php , подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" – http://festival.1september.ru , бесплатный школьный портал « ПроШколу.ру» http://www.proshkolu.ru/ . У нашего учреждения есть свой собственный сайт http://malysh-shkola3.ru/ , на котором расположена разнообразная информация.

    3. Оформление карт обследования, документации. Компьютер позволяет не писать постоянно карты обследования, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. Помогает в составлении всевозможных планов, вести индивидуальный дневник учащегося в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

    4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс коренным образом отразилось на реализации принципа наглядности – одного их основных принципов педагогики.

    Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в учеьно-образовательном процессе.

    По сравнению с традиционными формами обучения компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

    Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

    Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

    Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

    Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

    Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

    Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых обучающих задач;

    В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

    Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

    Компьютер позволяет самостоятельно исправить ошибки.

    При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у старших дошкольников необходимо учитывать следующие факторы :

    1. Состав и структуру нарушенных функций детей.

    2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.

    3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.

    4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.

    5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.

    Сложная структура нарушений при функциональных расстройствах зрения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

    Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание и материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

    Компьютерные технологии применяют с целью коррекции нарушений и общего развития детей. Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.

    Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

    Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

    В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 5-7 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.

    Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

    Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с имеет следующие достоинства:

    – осуществление полисенсорного восприятия материала;

    – возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

    – объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

    – возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

    – активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

    – компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для занятий со старшими дошкольниками.

    Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у школьников живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций по математике, ознакомлении с окружающим миром, обучению грамоте обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

    С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, музыкальные физминутки. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Танец утят", "Тренажер Базарного", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Диски с презентациями воспитанники получают и для выполнения упражнений дома. В "Рекомендациях" мы помещаем тексты описания выполняемых упражнений, адресовали их родителям, дедушкам и бабушкам для проведения упражнений в целях профилактики и коррекции зрительных нарушений в домашних условиях. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

    Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс обучения младших школьников с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

    Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества учащихся, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателю и учителям-логопедам новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы.

    Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и старших дошкольников.


    Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ при проведении непосредственной образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

    Введение информационных технологий в программу воспитания и обучения в детском саду является одним мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

    Использование ИКТ в дошкольном образовании должно носить динамический характер, что собственно и обусловлено их свойствами, позволяющими отображать и анализировать огромные объемы информации. Особенностью данных технологий на современном уровне является работа с образами предметов. Это соответствует физиологически обусловленному, для старших дошкольников, переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления.

    Настоящее время характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе.

    Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с дошкольного возраста. Именно поэтому процессы информатизации в российских школах начинаются с дошкольного образования, которое сегодня приобретает особую значимость.

    Компьютер значительно расширяет возможности предъявления наглядной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в компьютерные программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

    Непосредственная образовательная деятельность детей с использованием компьютерных технологий включают четыре взаимосвязанных компонента:

    • Активное познание детьми окружающего мира.
    • Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.
    • Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.
    • Активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.

    Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Известно, что к основным мотивам старших дошкольников относится установление и поддержание положительных отношений со взрослыми и сверстниками.

    Использование ИКТ в образовательной деятельности вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети с удовольствием работают с компьютером, а неудача игры побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.

    Согласно психологическим аспектам теории развития личности, в зависимости от доминанты механизма мышления (правого и левого полушария), информационные технологии способствуют созданию условий для одновременной работы обоих полушарий, что приводит к развитию координации, художественно-образному развитию, сбалансированности, эффективного развития мыслительных операций у ребенка, его физических качеств.

    Использование компьютерных развивающих программ при проведении непосредственной образовательной деятельности не только увеличивает скорость передачи информации обучающимся, и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как образное мышление. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, простого и понятного интерфейса, соответствия заданий уровню развития ребенка. Развивающие компьютерные программы позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

    При выборе компьютерных развивающих программ нужно учитывать не только педагогические, технологические, но психологические аспекты развития ребенка. Потому программные продукты, проходят комплексную проверку воспитателя и дошкольного психолога. Применяемые программные продукты направлены на развитие:

    • координации движения, глазомера, навыки владения манипулятором «мышь»;
    • панорамного внимания;
    • основных психических функций;
    • логического мышления;
    • информационной культуры.

    Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм.

    Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходит непосредственная образовательная деятельность.

    Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ может проводиться лишь в присутствии воспитателя или педагога, который несёт ответственность за безопасность ребёнка. Для проведения такого рода образовательной деятельности необходим специальный кабинет. Общая продолжительность непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25–30 минут. Из них 5–7 минут дети могут находиться за компьютером.

    Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

    Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к непосредственной образовательной деятельности, так и во время ее проведения:

    1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих дошкольников.
    2. У воспитателей недостаточно времени для подготовки к проведению непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ.
    3. Не хватает компьютерного времени на всех.
    4. Обеспеченность дошкольных образовательных учреждений современными средствами ИКТ.
    5. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ в непосредственной образовательной деятельности, педагог перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

    Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Алиева Т.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Но опыт показывает, что дозированное использование ИКТ не отражается на психофизиологическом здоровье детей.

    Целесообразность использования информационных технологий в развитии мыслительных операций старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством
    Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году были разработаны теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться компьютерные программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование пользовательских сред в ДОУ с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова), высказывают мнение, что они являются фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:

    • развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
    • обогащение кругозора;
    • оказание помощи в освоении социальной роли;
    • формирование учебной мотивации;
    • развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
    • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация).

    Применение компьютера в дошкольном образовании необходимо, так как способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и является тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и всестороннего развития дошкольника. Обучающие компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам».

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование современных информационных технологий является эффективным средством развития творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы старших дошкольников. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса с применением компьютерных развивающих программ для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

    Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
    Конфуций.
    Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых — применение новых технологий.
    Современное общество справедливо называют информационным.
    Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
    Компьютер стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
    Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Сейчас у нас оно еще не достаточно развито. Если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных, почти в каждой школе есть компьютерные классы и интерактивные доски, то в дошкольных учреждениях эта работа еще только начинается и, как правило, на уровне личного интереса педагога.
    Я сторонник использования ИКТ в работе с детьми, потому что считаю, что педагог, чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями. Даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение продолжительного времени, с огромным интересом получают информацию, представленную на большом экране, да еще и сопровождаемую различными играми, музыкой. Проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности.
    Цели использования информационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности педагога это:
    сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);
    приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
    установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
    помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал.
    экономить время как педагога так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.
    Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде:
    текста;
    графического изображения;
    звука;
    речи;
    видео.
    Все это позволяет педагогу создавать для детей принципиально новые средства развития ребенка. Практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
    Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.
    Также при помощи Интернета, можно подобрать музыкальную композицию, соответствующую теме образовательной деятельности. Это могут быть классические или современные произведения, песни из детских мультфильмов.
    Применение информационных технологий в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
    Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.
    Наличия хорошей материально-технической и ресурсной базы ДОУ не достаточно для того, чтобы процесс информатизации образования действительно имел позитивные результаты. Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе.

    Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 11th Октябрь, 2015
    Вы находитесь: