• Приведение типов в Java. WDH: Java - Преобразования типов

    Иногда возникают ситуации, когда необходимо переменной одного типа присвоить значение переменной другого типа. Например:

    Пример 1. Присвоение значения переменной одного типа другому

    int i = 11; byte b = 22; i = b;

    В Java существует 2 типа преобразований - автоматическое преобразование (неявное) и приведение типов (явное преобразование) .

    1. Автоматическое преобразование

    Рассмотрим сначала автоматическое преобразование. Если оба типа совместимы, их преобразование будет выполнено в Java автоматически. Например, значение типа byte всегда можно присвоить переменной типа int , как это показано в примере 1.

    Для автоматического преобразования типа должно выполняться два условия:

    • оба типа должны быть совместимы
    • длина целевого типа должна быть больше длины исходного типа

    В этом случае происходит преобразование с расширением .

    Следующая схема показывает расширяющее преобразование в Java:

    Сплошные линии обозначают преобразования, выполняемые без потери данных. Штриховые линии говорят о том, что при преобразовании может произойти потеря точности.

    Например, тип данных int всегда достаточно велик, чтобы хранить все допустимые значения типа byte , поэтому никакие операторы явного приведения типов в данном случае не требуются. С точки зрения расширяющего преобразования числовые типы данных, в том числе целочисленные и с плавающей точкой, совместимы друг с другом. В то же время не существует автоматических преобразований числовых типов в тип char или boolean . Типы char и boolean также не совместимы друг с другом.

    Стоит немного пояснить почему, к примеру тип byte не преобразуется автоматически (не явно) в тип char , хотя тип byte имеет ширину 8 бит, а char - 16, тоже самое касается и преобразования типа short в char . Это происходит потому, что byte и short знаковые типы данных, а char без знаковый. Поэтому в данном случае требуется использовать явное приведение типов, поскольку компилятору надо явно указать что вы знаете чего хотите и как будет обрабатываться знаковый бит типов byte и short при преобразовании к типу char .

    Поведение величины типа char в большинстве случаев совпадает с поведением величины целого типа, следовательно, значение типа char можно использовать везде, где требуются значения int или long . Однако напомним, что тип char не имеет знака, поэтому он ведет себя отлично от типа short , несмотря на то что диапазон обоих типов равен 16 бит.

    2. Приведение типов

    Несмотря на все удобство автоматического преобразования типов, оно не в состоянии удовлетворить все насущные потребности. Например, что делать, если значение типа int нужно присвоить переменной типа byte ? Это преобразование не будет выполняться автоматически, поскольку длина типа byte меньше, чем у типа int . Иногда этот вид преобразования называется сужающим преобразованием , поскольку значение явно сужается, чтобы уместиться в целевом типе данных.

    Чтобы выполнить преобразование двух несовместимых типов данных, нужно воспользоваться приведением типов. Приведение - это всего лишь явное преобразование типов. Общая форма приведения типов имеет следующий вид:

    (целевой_тип) значение

    где параметр целевой_тип обозначает тип, в который нужно преобразовать указанное значение.

    Пример 2. Приведение типов

    Например, в следующем фрагменте кода тип int приводится к типу byte :

    Int i = 11; byte b = 22; b = (byte) i;

    Пример 3. Преобразования значений с плавающей точкой в целые числа

    Рассмотрим пример преобразования значений с плавающей точкой в целые числа. В этом примере дробная часть значения с плавающей точкой просто отбрасывается (операция усечения):

    Double d = 3.89; int a = (int) d; //Результат будет 3

    Пример 4. Преобразования более емкого целого типа к менее емкому целому числу

    При приведении более емкого целого типа к менее емкому старшие биты просто отбрасываются:

    Int i = 323; byte b = (byte) i; //Результат будет 67

    Пример 5. Преобразования более емкого значения с плавающей точкой к менее емкому целому числу

    При приведении более емкого значения с плавающей точкой в целое число происходит усечение и отбрасывание старших битов:

    Double d = 389889877779.89; short s = (short) d; //Результат будет -1

    3. Автоматическое продвижение типов в выражениях

    Помимо операций присваивания, определенное преобразование типов может выполняться и в выражениях.

    В языке Java действуют следующие правила:

    1. Если один операнд имеет тип double double .
    2. float , другой тоже преобразуется к типу float .
    3. Иначе, если один операнд имеет тип long , другой тоже преобразуется к типу long .
    4. Иначе оба операнда преобразуются к типу int .
    5. В выражениях совмещенного присваивания (+=,-=,*=,/=) нет необходимости делать приведение.

    Приведем пример:

    Пример 6. Автоматическое продвижение типов в выражениях

    При умножении переменной b1 (byte ) на 2 (int ) результат будет типа int . Поэтому при попытке присвоить результат в переменную b2 (byte ) возникнет ошибка компиляции. Но при использовании совмещенной операции присваивания (*=), такой проблемы не возникнет.

    Byte b1 = 1; byte b2 = 2 * b1; //Ошибка компиляции int i1 = 2 * b1; b2 *= 2;

    Пример 7. Автоматическое продвижение типов в выражениях

    В следующем примере тоже возникнет ошибка компиляции - несмотря на то, что складываются числа типа byte , результатом операции будет тип int, а не short.

    Public class IntegerDemo1 { public static void main(String args) { byte b1 = 50, b2 = -99; short k = b1 + b2; //ошибка компиляции System.out.println("k=" + k); } }

    Пример 8. Автоматическое продвижение типов в выражениях

    Этот пример аналогичен предыдущему, но используется операция совмещенного присваивание, в которой приведение происходит автоматически.

    Public class IntegerDemo2 { public static void main(String args) { byte b1 = 50, b2 = -99; b1 += b2; System.out.println("b1=" + b1); } }

    Последнее обновление: 29.10.2018

    Каждый базовый тип данных занимает определенное количество байт памяти. Это накладывает ограничение на операции, в которые вовлечены различные типы данных. Рассмотрим следующий пример:

    Int a = 4; byte b = a; // ! Ошибка

    В данном коде мы столкнемся с ошибкой. Хотя и тип byte, и тип int представляют целые числа. Более того значение переменной a, которое присваивается переменной типа byte, вполне укладывается в диапазон значений для типа byte (от -128 до 127). Тем не менее мы сталкиваемся с ошибкой на этапе компиляции. Поскольку в данном случае мы пытаемся присвоить некоторые данные, которые занимают 4 байта, переменной, которая занимет всего один байт.

    Тем не менее в программе может потребоваться, чтобы подобное преобразование было выполнено. В этом случае мнеобходимо использовать операцию преобразования типов (операция ()):

    Int a = 4; byte b = (byte)a; // преобразование типов: от типа int к типу byte System.out.println(b); // 4

    Операция преобразования типов предполагает указание в скобках того типа, к которому надо преобразовать значение. Например, в случае операции (byte)a , идет преобразование данных типа int в тип byte. В итоге мы получим значение типа byte.

    Явные и неявные преобразования

    Когда в одной операции вовлечены данные разных типов, не всегда необходимо использовать операцию преобразования типов. Некоторые виды преобразований выполняются неявно, автоматически.

    Автоматические преобразования

    Стрелками на рисунке показано, какие преобразования типов могут выполняться автоматически. Пунктирными стрелками показаны автоматичекие преобразования с потерей точности.

    Автоматически без каких-либо проблем производятся расширяющие преобразования (widening) - они расширяют представление объекта в памяти. Например:

    Byte b = 7; int d = b; // преобразование от byte к int

    В данном случае значение типа byte, которое занимает в памяти 1 байт, расширяется до типа int, которое занимает 4 байта.

    Расширяющие автоматические преобразования представлены следующими цепочками:

    byte -> short -> int -> long

    int -> double

    short -> float -> double

    char -> int

    Автоматические преобразования с потерей точности

    Некоторые преобразования могут производиться автоматически между типами данных одинаковой разрядности или даже от типа данных с большей разрядностью к типа с меньшей разрядностью. Это следующие цепочки преобразований: int -> float , long -> float и long -> double произволятся без ошибок, но при преобразовании мы можем столкнуться с потерей информации.

    Например:

    Int a = 2147483647; float b = a; // от типа int к типу float System.out.println(b); // 2.14748365E9

    Явные преобразования

    Во всех остальных преобразованиях примитивных типов явным образом применяется опрерация преобразования типов. Обычно это сужающие преобразования (narrowing) от типа с большей разрядностью к типу с меньшей разрядностью:

    Long a = 4; int b = (int) a;

    Потеря данных при преобразовании

    Применении явных преобразований мы можем столкнуться с потерей данных. Например, следующем коде у нас не возникнет никаких проблем:

    Int a = 5; byte b = (byte) a; System.out.println(b); // 5

    Число 5 вполне укладывается в диапазон значений типа byte, поэтому после преобразования переменная b будет равна 5. Но что будет в следующем случае:

    Int a = 258; byte b = (byte) a; System.out.println(b); // 2

    Результатом будет число 2. В данном случае число 258 вне диапазона для типа byte (от -128 до 127), поэтому произойдет усечение значения. Почему результатом будет именно число 2?

    Число a, которое равно 258, в двоичном системе будет равно 00000000 00000000 00000001 00000010 . Значения типа byte занимают в памяти только 8 бит. Поэтому двоичное представление числа int усекается до 8 правых разрядов, то есть 00000010 , что в десятичной системе дает число 2.

    Усечение рациональных чисел до целых

    При преобразовании значений с плавающей точкой к целочисленным значениям, происходит усечение дробной части:

    Double a = 56.9898; int b = (int)a;

    Здесь значение числа b будет равно 56, несмотря на то, что число 57 было бы ближе к 56.9898. Чтобы избежать подобных казусов, надо применять функцию округления, которая есть в математической библиотеке Java:

    Double a = 56.9898; int b = (int)Math.round(a);

    Преобразования при операциях

    Нередки ситуации, когда приходится применять различные операции, например, сложение и произведение, над значениями разных типов. Здесь также действуют некоторые правила:

      если один из операндов операции относится к типу double , то и второй операнд преобразуется к типу double

      если предыдущее условие не соблюдено, а один из операндов операции относится к типу float , то и второй операнд преобразуется к типу float

      если предыдущие условия не соблюдены, один из операндов операции относится к типу long , то и второй операнд преобразуется к типу long

      иначе все операнды операции преобразуются к типу int

    Примеры преобразований:

    Int a = 3; double b = 4.6; double c = a+b;

    Так как в операции участвует значение типа double, то и другое значение приводится к типу double и сумма двух значений a+b будет представлять тип double.

    Другой пример:

    Byte a = 3; short b = 4; byte c = (byte)(a+b);

    Две переменных типа byte и short (не double, float или long), поэтому при сложении они преобразуются к типу int , и их сумма a+b представляет значение типа int. Поэтому если затем мы присваиваем эту сумму переменной типа byte, то нам опять надо сделать преобразование типов к byte.

    Если в операциях участвуют данные типа char, то они преобразуются в int:

    Int d = "a" + 5; System.out.println(d); // 102

    В данном уроке мы расскажем вам о небольшой головной боли программистов — приведении типов. Что такое приведение типов? Это любое преобразование типа данных.
    Например:

    Int b = 3;
    double a = 1.0 * b;//преобразование типов
    a = (double)b;//преобразование типов

    Таким образом можно увидеть два способа изменения типа:

    • Выполнение каких-то операций над объектом
    • Явное преобразование

    К каким типам можно приводить? Можно приводить к таким типам данных, которые находятся в одной иерархии. Допустим можно привести целое число к вещественному и наоборот. Можно привести класс Student к классу User и так далее. Очевидно, что приводить строку к числу бесполезно, так как это разные объекты. В таком случае обычно пользуются специальными операциями.
    У более менее опытных пользователей может возникнуть следующий вопрос:

    Int b = 3;
    double a = b;//преобразование типов 1
    b = (int) a;//преобразование типов 2

    Почему типу данных double можно присваивать тип данных int и компилятор не выдаст ошибку, а для того, чтобы double привести в int нужно явно указать тип? Оказывается безопасные преобразования, например от int к double или от сына к родителю называют расширяющими, т.е мы даем типу данных с более низкими возможностями расширится, например целому типу данных, даем возможность становится вещественным, расширяя его область применения. Преобразование называется расширяющим, если тип данных к которому мы приводим включает в себя тип данных который мы хотим привести для базовых типов.
    Сужающие преобразования всегда связаны с некоторой потерей информации, например преобразовывая от double к int мы теряем все значения после запятой, что вызывает опасения у компьютера и только явное указание типа данных может уверить его, что мы делаем это преобразование в здравом уме и твердой памяти.
    Рассмотрим еще раз пример с фигурами:

    Public class Shape {
    }
    public class Square extends Shape {
    }
    Square square;
    Shape shape = square;//расширяющие преобразование
    square = shape;//сужающие преобразование

    Казалось бы преобразовывая от сына к родителю мы наоборот сужаемся, а не расширяемся, в чем причина? А причина состоит в том, что на самом деле класс Square содержит всю информацию класса Shape и преобразовываясь от сына к отцу, мы только теряем информацию специфичную для сына, которая в данный момент может быть не важна, но преобразовываясь от Shape к Square мы можем получить такую ситуацию, что у нас просто нет данных, необходимой для работы класса, например у нас нет размера квадрата, если говорить о примере выше.
    И в завершении урока рассмотрим оператор instanceof, он возвращает true если объект имеет заданный тип:

    If(new Square() instanceof Shape){//false

    Это достаточно большая тема, но мы постараемся рассмотреть ее как можно более полно и вместе с тем компактно. Частично мы уже касались этой темы когда рассматривали примитивные типы Java.

    В Java возможны преобразования между целыми значениями и значениями с плавающей точкой. Кроме того, можно преобразовывать значения целых типов и типов с плавающей точкой в значения типа char и наоборот, поскольку каждый символ соответствует цифре в кодировке Unicode. Фактически тип boolean является единственным примитивным типом в Java, который нельзя преобразовать в другой примитивный тип. Кроме того, любой другой примитивный тип нельзя преобразовать в boolean.

    Преобразование типов в Java бывает двух видов: неявное и явное .

    Неявное преобразование типов выполняется в случае если выполняются условия:

    1. Оба типа совместимы
    2. Длина целевого типа больше или равна длине исходного типа

    Во всех остальных случаях должно использоваться явное преобразование типов .

    Так же существуют два типа преобразований:

    1. Расширяющее преобразование (widening conversion)
    2. Сужающее преобразование (narrowing conversion)

    Расширяющее преобразование (widening conversion ) происходит, если значение одного типа преобразовывается в более широкий тип, с большим диапазоном допустимых значений. Java выполняет расширяющие преобразования автоматически, например, если вы присвоили литерал типа int переменной типа double или значение пепременной типа char переменной типа int. Неявное преобразование всегда имеет расширяющий тип .

    Но у тут могут быть свои небольшие грабельки. Например если преобразуется значение int в значение типа float. И у значения int в двоичном представлении больше чем 23 значащих бита, то возможна потеря точности, так как у типа float под целую часть отведено 23 бита. Все младшие биты значения int, которые не поместятся в 23 бита мантиссы float, будут отброшены, поэтому хотя порядок числа сохраниться, но точность будет утеряна. То же самое справедливо для преобразования типа long в тип double.

    Расширяющее преобразование типов Java можно изобразить еще так:

    Сплошные линии обозначают преобразования, выполняемые без потери данных. Штриховые линии говорят о том, что при преобразовании может произойти потеря точности.

    Стоит немного пояснить почему, к примеру тип byte не преобразуется автоматически (не явно) в тип char, хотя тип byte имеет ширину 8 бит, а char 16, тоже самое касается и преобразования типа short в char. Это происходит потому, что byte и short знаковые типы данных, а char без знаковый. Поэтому в данном случае требуется использовать явное приведение типов, поскольку компилятору надо явно указать что вы знаете чего хотите и как будет обрабатываться знаковый бит типов byte и short при преобразовании к типу char.

    Поведение величины типа char в большинстве случаев совпадает с поведением величины целого типа, следовательно, значение типа char можно использовать везде, где требуются значения int или long. Однако напомним, что тип char не имеет знака, поэтому он ведет себя отлично от типа short, несмотря на то что диапазон обоих типов равен 16 бит.

    short s = ( short ) 0xffff ; // Данные биты представляют число –1
    char c = "\uffff" ; // Те же биты представляют символ юникода
    int i1 = s ; // Преобразование типа short в int дает –1
    int i2 = c ; // Преобразование char в int дает 65535

    Сужающее преобразование (narrowing conversion ) происходит, если значение преобразуется в значение типа, диапазон которого не шире изначального. Сужающие преобразования не всегда безопасны: например, преобразование целого значения 13 в byte имеет смысл, а преобразование 13000 в byte неразумно, поскольку byte может хранить только числа от −128 до 127. Поскольку во время сужающего преобразования могут быть потеряны данные, Java компилятор возражает против любого такого преобразования, даже если преобразуемое значение укладывается в более узкий диапазон указанного типа:

    int i = 13 ;
    byte b = i ; // Компилятор не разрешит это выражение

    Единственное исключение из правила – присвоение целого литерала (значения типа int) переменной byte или short, если литерал соответствует диапазону переменной.

    Сужающее преобразование это всегда явное преобразование типов .

    Явное преобразование примитивных типов

    Оператором явного преобразования типов или точнее говоря приведения типов являются круглые скобки, внутри которых указан тип, к которому происходит преобразование – (type) . Например:

    int i = 13 ;
    byte b = ( byte ) i ; // Принудительное преобразование int в byte
    i = ( int ) 13.456 ; // Принудительное преобразование литерала типа double в int 13

    Приведение примитивных типов чаще всего используют для преобразования значений с плавающей точкой в целые числа . При этом дробная часть значения с плавающей точкой просто отбрасывается (то есть значение с плавающей точкой округляется по направлению к нулю, а не к ближайшему целому числу). По существу берется только целочисленная часть вещественного типа и она уже приводится к целевому типу целочисленного числа.

    При приведении более емкого целого типа к менее емкому старшие биты просто отбрасываются . По существу это равнозначно операции деления по модулю приводимого значения на диапазон целевого типа (например для типа byte это 256).

    Слишком большое дробное число при приведении к целому превращается в MAX_VALUE или MIN_VALUE .

    Слишком большой double при приведении к float превращается в Float.POSITIVE_INFINITY или Float.NEGATIVE_INFINITY .

    Таблица представленная ниже представляет собой сетку, где для каждого примитивного типа указаны типы, в которые их можно преобразовать, и способ преобразования. Буква N в таблице означает невозможность преобразования. Буква Y означает расширяющее преобразование, которое выполняется автоматически. Буква С означает сужающее преобразование, требующее явного приведения. Наконец, Y* означает автоматическое расширяющее преобразование, в процессе которого значение может потерять некоторые из наименее значимых разрядов. Это может произойти при преобразовании int или long во float или double. Типы с плавающей точкой имеют больший диапазон, чем целые типы, поэтому int или long можно представить посредством float или double. Однако типы с плавающей точкой являются приближенными числами и не всегда могут содержать так много значащих разрядов в мантиссе, как целые типы.

    Автоматическое расширение типов в выражениях

    Так же стоит еще раз упомянуть об автоматическом повышении (расширении) типов в выражениях. Мы с этим уже сталкивались когда рассматривали целочисленные типы данных и операции над ними, но все же стоит и тут напомнить, чтобы усвоилось еще лучше и к тому же это имеет непосредственное отношение к данной теме. В примере ниже знак @ + , , * , / и т.п.

    То есть, все целочисленные литералы в выражениях, а так же типы byte , short и char расширяются до int . Если, как описано выше, в выражении не присутствуют другие, более большие типы данных (long , float или double ). Поэтому приведенный выше пример вызовет ошибку компиляции, так как переменная c имеет тип byte , а выражение b+1, в результате автоматического повышения имеет тип int .

    Неявное приведение типов в выражениях совмещенного присваивания

    Хоть данный раздел и относится к неявному преобразованию (приведению) типов, его объяснение мы привели тут, поскольку в данном случае так же работает и автоматическое расширение типов в выражениях, а затем уже неявное приведение типов. Вот такой кордебалет. Пример ниже я думаю все разъяснит. Так же как и в предыдущем объяснении знак @ означает любой допустимый оператор, например + , , * , / и т.п.

    Это стоит пояснить на простом примере:

    byte b2 = 50 ;
    b2 = b2 * 2 ; // не скомпилируется
    b2 *= 2 ; //скомпилируется, хотя и равнозначна b2 = b2 * 2

    Вторя строка, приведенная в примере не скомпилируется из-за автоматического расширения типов в выражениях, так как выражение b2*2 имеет тип int, так как происходит автоматическое расширение типа (целочисленные литералы в выражении всегда int). Третья же строка спокойно скомпилируется, так как в ней сработает неявное приведение типов в совмещенном выражении присваивания.

    Boxing/unboxing – преобразование примитивных типов в объекты обертки

    Boxing и unboxin – это тоже достаточно большая тема, но она достаточно простая.

    По существу boxing и unboxing это преобразование примитивных типов в объекты обертки и обратно .

    Для объектов оберток примитивных типов применимо все что было сказано выше.

    Об классах обертках упоминалось в таблицах, при разборе каждого из примитивных типов. Но тогда это было лишь упоминание в таблице.

    Так вот, для каждого примитивного типа есть его старший брат, и он совсем не примитивный, а является настоящим классом, с полями и методами. И для каждой такой парочки возможно автоматическое преобразование.

    Обычно, если в программе есть много математических вычислений, то лучше пользоваться примитивными типами, так как это быстрее и экономнее с точки зрения ресурсов, но иногда бывает необходимость преобразовать примитивный тип в объект.

    Приведу простой пример:

    int i3 ;
    byte b2 = 3 ;
    Byte myB ;
    myB = b2 ;
    myB ++;
    b2 = myB ;
    i3 = myB ;

    Если пока не понятно зачем это нужно, то это не страшно, просто завяжите узелок на память.

    Java является строго типизированным языком программирования, а это означает, то что каждое выражение и каждая переменная имеет строго определенный тип уже на момент компиляции.
    Виды приведений
    В Java предусмотрено семь видом приведений:

    • Тождественное (identity);

    • Расширение примитивного типа (widening primitive);

    • Сужение примитивного типа (narrowing primitive);

    • Расширение объектного типа (widening reference);

    • Сужение объектного типа (narrowing reference);

    • Преобразование к строке (String);

    • Запрещенные преобразования (forbidden);
    Рассмотрим их по отдельности.
    Тождественное преобразование
    Самым простым является тождественное преобразование. В Java преобразование выражения любого типа к точно такому же типу всегда допустимо и успешно выполняется.
    Это важно для возможности утверждать с теоретической точки зрения, что любой тип в Java может участвовать в преобразовании, хотя бы в тождественном.
    Преобразование примитивных типов (расширение и сужение)
    Для простых типов расширение означает, что осуществляется переход от менее емкого типа к более ёмкому. Например, от типа byte (длина 1 байт) к типу int (длина 4 байта). Такие преобразование безопасны в том смысле, что новый тип всегда гарантировано вмещает в себя все данные, которые хранились в старом типе, и таким образом не происходит потери данных. Именно поэтому компилятор осуществляет его сам, незаметно для разработчика:

    byte b=3;
    int a=b;

    Следующие 19 преобразований являются расширяющими:

    • От byte к short, int, long, float, double

    • От short к int, long, float, double

    • От char к int, long, float, double

    • От int к long, float, double

    • От long к float, double

    • От float к double
    Обратите внимание, что нельзя провести преобразование к типу char от типов меньшей или равной длины (byte, short) или, наоборот, к short от char без потери данных. Это связано с тем, что char, в отличие от остальных целочисленных типов, является знаковым.
    Тем не менее, следует помнить, что даже при расширении данные все таки могут быть искажены. Это приведение значений int к типу float и приведение значений типа long к типу float или double. Хотя эти дробные типы вмещают гораздо большие числа, чем соответствующие целые, но у них меньше значащих разрядов.
    Например:

    long a = 111111111111L;
    float f=a;
    a=(long)f; // () это как раз и есть операция преобразования типа
    System.out.println(a); //результат 111111110656

    Обратите внимание – сужение – означает, что переход осуществляется от боле емкого типа к менее емкому. При таком преобразовании есть риск потерять данные. Например, если число типа int было больше 127, то при приведении его к byte значения битов старше восьмого будут потеряны. В Java такое преобразование должно совершаться явным образом, т.е. программист в коде должен явно указать, то он намеревается осуществить такое преобразование и готов потерять данные.
    Следующие 23 преобразования являются сужающими:

    • От byte к char

    • От short к byte, char

    • От char к byte, short

    • От int к byte, short, char

    • От long к byte, short, char, int

    • От float к byte, short, char, int, long

    • От double к byte, short, char, int, long, float
    При сужении целочисленного типа к более узкому целочисленному все старшие биты, не попадающие в новый тип,просто отбрасывается. Не производится никакого округления или других действий для получения более корректного результата:

    System.out.println((byte)383);
    System.out.println((byte)384);
    System.out.println((byte)-384);

    Результатом будет:

    127
    -128
    -128
    Видно, что знаковый бит при сужении не оказал никакого влияния, так как был просто отброшен – результат приведения обратных чисел (384, -384) оказался одинаковым. Следовательно, может быть потеряно не только точное абсолютное значение, но и знак величины.
    Это верно и для char:

    char c=4000;
    System.out.println((short)c);

    Результат:

    -25536
    Преобразование ссылочных типов (расширение и сужение)
    Преобразование объектных типов лучше всего иллюстрируется с помощью дерева наследования. Рассмотрим небольшой пример наследования:

    class Parent {
    int x;
    }

    class ChildY extends Parent {
    int y;
    }

    class ChildZ extends Parent {
    int z;
    }

    В каждом классе объявлено поле с уникальным именем. Будем рассматривать это поле как пример набора уникальных свойств, присущи некоторому объектному типу.
    Объекты класса Parent обладают только одним полем x, а значит, только ссылки типа Parent могут ссылаться на такие объекты. Объекты класса ChildY обладают полем y и полем x, полученным по наследству от класса Parent. Стало быть, на такие объекты могут указывать ссылки типа ChildY или Parent. Пример:

    Parent p = new ChildY();

    Обратите внимание, что с помощью такой ссылки p можно обращаться лишь к полю x созданного объекта. Поле y недоступно, так как компилятор, проверяя корректность выражения p.y, не может предугадать, что ссылка p будет указывать на объект типа ChildY во время исполнения программы. Он анализирует лишь тип самой переменной, а она объявлена как Parent, но в этом классе нет поля y, что и вызовет ошибку компиляции.
    Аналогично, объекты класса ChildZ обладают полем z и полем x, полученным по наследству от класса Parent. Значит, на такие объекты могут указывать ссылки типа ChildZ и Parent.
    Таким образом, ссылки типа Parent могут указать на объект любого из трех рассматриваемых типов, а ссылки типа ChildY и ChildZ – только на объекты точно такого же типа. Теперь можно перейти к преобразования ссылочных типов на основе такого дерева наследования.
    Расширение означает переход от более конкретного типа к менее конкретному, т.е. переход от детей к родителям. Подобно случаю с примитивными типами, этот переход производиться самой JVM при необходимости и «незаметен» для разработчика, то есть не требует никаких специальных преобразования.

    Parent p1=new ChildY();
    Parent p2=new ChildZ();

    В обеих строках переменным типа Parent присваивается значение другого типа, а значит, происходит преобразование. Поскольку это расширение, оно производиться автоматически и всегда успешно.
    Нужно заметить, что при подобном преобразовании с самим объектом ничего не происходит. Несмотря на то что, например, поле y класса ChildY теперь недоступно, это не значит, что оно исчезло. Такое существенно изменение объекта не возможно. Он был порожден от класса ChildY и сохраняет все его свойства. Изменился лишь тип ссылки, через которую идет обращение к объекту.
    Обратный переход, то есть движение по дереву наследования вниз, к наследникам, является сужением. Например, для рассматриваемого случая, переход от ссылки типа Parent , которая может ссылаться на объекты трех классов, к ссылке типа ChildY, которая может ссылаться только на один класс из трех, очевидно, является сужением. Такой переход может оказаться невозможным. Если ссылка типа Parent ссылается на объект типа Parent или ChildZ, то переход к ChildY невозможен, так как в обоих случаях объект не обладает полем y, которое объявлено в классе ChildY. Поэтому при сужении разработчику необходимо явным образом указывать на то, что необходимо попытаться провести такое преобразование. JVM во время исполнения проверит корректность перехода. Если он возможен, преобразование будет проведено. Если же нет – возникнет ошибка (обычно ClassCastException).

    Parent p=new ChildY();
    ChildY cy = (ChildY)p; //верно
    Parent p2=new ChildZ();
    ChildY cy2 = (ChildY)p2; //ошибка

    Чтобы проверить, возможен ли желаемый переход, можно воспользоваться оператором instanceof:

    Parent p=new ChildY();
    if (p instanceof ChildY) {
    ChildY cy = (ChildY)p;
    }

    Parent p2=new ChildZ();
    if (p2 instanceof ChildY) {
    ChildY cy = (ChildY)p2;
    }

    Parent p3=new Parent();
    if (p3 instanceof ChildY) {
    ChildY cy = (ChildY)p3;
    }

    В данном примере ошибок не возникнет. Первое преобразование возможно, и оно будет осуществлено. Во втором и третьем случаях условия операторов if не сработают и следовательно некорректного перехода не будет.
    Преобразование к строке
    Любой тип может быть приведен к строке, т.е. к экземпляру класса String. Такое преобразование является исключительным в силу того, что охватывает абсолютно все типы.
    Различные типы преобразуются к строке следующим образом:

    • Числовые типы записываются в текстовом виде без потери точности представления. Сначала на основе примитивного значения порождается экземпляр соответствующего класса-«обертки», затем у него вызывается метод toString(). Но поскольку эти действия снаружи незаметны, JVM оптимизирует их и преобразует примитивные значения в текст напрямую.

    • Булевские величины приводятся к строке «true» или «false» в зависимости от значения.

    • Для объектных величин вызывается метод toString(). Если метод возвращает null, то результатом будет строка “null”.

    • Для null-значения генерируется строка “null”.
    Запрещенные преобразования
    Не все переходы между произвольными типами допустимы. Например, к запрещенным преобразованиям относятся: переходы от любого ссылочного типа к примитивному и наоборот (кроме преобразования к строке), boolean можно привести только к этому типу или же к строке. Кроме того невозможно привести друг к другу, классы находящиеся на соседних ветвях дерева наследования. В примере, который рассматривался для иллюстрации ссылочных типов, переход от ChildY к ChildZ запрещен.
    Этим список запрещенных преобразований не исчерпывается. Он довольно широк и в тоже время все варианты достаточно очевидны, поэтому подробно рассматриваться не будут. Желающие могут получить полную информацию из спецификации.
    Разумеется, попытка осуществить запрещенное преобразование вызовет ошибку.

    Применение приведений
    Ситуации применения преобразования типов могут быть сгруппированы следующим образом:

    • Присвоение значений переменным (assignment). Не все переходы допустимы при таком преобразовании – ограничения выбраны таким образом, чтобы не могла возникнуть исключительная ситуация.

    • Вызов метода. Это преобразование применяется к аргументам вызываемого метода или конструктора. Такое приведение никогда не порождает ошибок. Так же приведение осуществляется при возвращении значения метода.

    • Явное приведение. В этом случае явно указывается, к какому типу требуется привести исходное значение.

    • Оператор конкатенации производит преобразование к строке своих аргументов.

    • Числовое расширение. Числовые операции могут потребовать изменения типа аргумента(ов). Это преобразование имеет особое название – расширенное, так как выбор целевого типа может зависеть не только от исходного значения, но и от второго аргумента операции.
    Задание #8
    Добавить в проект использование приведения для иерархии ваших классов.