• Человек в информационном обществе. Роль человека в информационном обществе

    Наряду с материальными, инструментальными, энергетическими и другими ресурсами напрямую зависит от ресурса информационного. Информация в жизни общества находится в постоянном и неуклонном росте. Особенно это касается промышленности, торговли, образования, финансово-банковской системы.

    Информация на службе технологий

    Роль информации в жизни общества очень велика. Благодаря ей увеличивается объём производства, усложняется выпускаемая продукция, используемые материалы, технологическое оборудование, расширяются внешние и внутренние связи предприятия.

    Управление становится потому что:

    • в эпоху рост информации, как хранящейся в общественных "закромах", так и новой, постоянно циркулирующей, превышает человеческие возможности по её усвоению;
    • развиваются массово-коммуникационные процессы;
    • общая теория информации требует тщательной разработки;
    • кибернетика стала наукой об управлении;
    • информационные технологии проникают во все сферы социальной жизни;
    • роль информации в жизни общества требует изучения, поскольку она весьма активно самоорганизует всю живую и неживую природу на Земле, и исследования подтвердили это;
    • информационный потенциал и информационные ресурсы становятся всё более актуальными в становлении экономики;
    • прогресс современных условий и перспектива развития человечества как единого целого без единого информационного пространства не обойдётся.

    Информационная среда

    Проводник, преобразователь, распространитель информации, и в то же самое время главный источник причин деятельности - информационная среда. Ради деятельности и успеха всех её процессов, человек вынужден активно взаимодействовать с себе подобными, чтобы получать из информационных потоков новые знания, генерировать на их основе новые и опять же отправлять их по волнам тех же потоков до каждого адресата своей информационной среды.

    Информация в жизни общества столь же необходимый ресурс, как сырьевые, энергетические, финансовые и другие. Более того, информация - теперь объект купли и продажи. Информационный продукт - ресурс Информация, даже будучи проданной, не исчезает в процессе потребления. Это ресурс вечный.

    Рынок информации

    Информация в жизни общества приобрела настолько большое значение, информационный сектор движет настолько большие и разнообразные потоки, что это повлияло на формирование информационного рынка.

    Информационные технологии стали самостоятельным и прибыльным видом бизнеса, направленным на удовлетворение потребностей любого круга пользователей. Человек имеет возможность мгновенно подключиться к любому информационному массиву. Это энциклопедии и справочники, базы данных, оперативные сводки, законодательные акты, аналитические обзоры, - всё, что угодно, океан информации в жизни общества, поступающей из региональных, национальных, международных систем. Ее использование, естественно, помогает успешному ведению бизнеса.

    Роль информации в жизни общества и государства велика, но современное развитие технологий позволяет смотреть шире. Построение бизнеса глобального масштаба в сетях Интернет - вполне реальная возможность, поскольку открыт доступ к всемирному политической, научной, технической информации.

    Человек в информационном поле

    Что сегодня определяет уровень научно-технического потенциала целых стран, как и развитие в них народного хозяйства? разумеется. Настолько высока роль информации в жизни общества. Личности и государства даже не в силах оспорить её суровый приговор: мировому сообществу известны и политика страны, и деятельность отдельного человека.

    Чтобы информацию использовать целенаправленно, нужно её собрать, преобразовать, передать, накопить и систематизировать. Это так называемые информационные процессы. Всем известно, что для жизнедеятельности даже одноклеточных информация необходима (температура, состав воды, например).

    Все живые оргазнизмы информацию не только воспринимают, но и делятся ею. Получение, преобразование, накопление и передача информации среди людей называется информационной деятельностью.

    Примеры информации в жизни общества

    Люди многие тысячелетия ценили как предметы труда только материальные объекты: от топора до паровой машины. Труд был связан с обработкой и переработкой каких-то вещей с использованием энергии путём её преобразования. Постепенно перед людьми встали вопросы управления. Без накоплений обработанных данных, учитывающих накопленный опыт и знания, управлять любым процессом труда невозможно. Появляются профессии, привязанные исключительно к информационной деятельности, от жрецов и военачальников до летописцев и учёных.

    Обмен информацией стал по-настоящему актуален после изобретения книгопечатания. Это немедленно повлияло на развитие образования, науки, на рост производства. Движущая сила прогресса - информация в жизни общества. Вывод напрашивается сам.

    Упорядочивание и систематизация

    Далее, по мере развития, общество постоянно находило людей для обработки и накопления информации. Росли объёмы знаний, обновлялся и накапливался разнообразный опыт, появлялись библиотеки и архивы. Информации в горах рукописей и книг было так много, и она была настолько разнопланова, что упорядочивание и систематизация стали необходимы. Появляются в библиотеках классификаторы, указатели предметные и алфавитные - новая роль информации в жизни общества.

    И государства были вынуждены с потоками информации считаться, поскольку потоки эти росли и ширились. Для правильного ведения хозяйства, судопроизводства, содержания армии непременно нужно было иметь всё новые средства и способы всё более изощрённые, чтобы информацию собирать и хранить, обрабатывать и передавать.

    Возрастание объёма информации

    Быстрое совершенствование технических производств резко увеличило поток информации и человеческих знаний вообще. Ещё в начале двадцатого века объём человеческих знаний становился вдвое большим через полвека, то далее он обновлялся уже через пять лет.

    Потребовала автоматизации. Так появился компьютер. Роль информации в жизни общества - кратко или развёрнуто вводить в курс дела специалистов любой отрасли. Компьютер используется не только для обработки числовой информации, но и в конструкторских бюро, бизнесе и на абсолютно любом производстве. Способы и методы предоставления информации стали занимать важнейшее место в деятельности людей многих профессий.

    Роль информации в жизни общества, государства, организации и личности

    Вызовом времени явилось становление глобального информационного поля.
    Фундаментом информационного сообщества стали четыре главные черты его формирования.

    • Роль информации в жизни общества изменилась, знание приобрело важнейший аспект, беспрецендентно возросла информационная насыщенность в управленческой, хозяйственной и многих других сферах деятельности, социально-экономическое развитие без информации и знаний стало невозможным.
    • Информационная индустрия превратилась в динамичную, престижную и выгодную сферу производства, обеспечивающую лидерство в мировой экономике.
    • Возникла развитая рыночная инфраструктура в потреблении информации и услуг, не только профессиональной деятельности человека это коснулось, но и бытовой.
    • Социальная организация и сотрудничество претерпели большие изменения, централизованные иерархичесике структуры сменились гибкими сетевыми организациями, быстро приспосабливающимися к инновационному развитию.

    Идея информационного общества

    Происходящие изменения информационного пространства обусловлены некоторыми фактами. Вот примеры информации в жизни общества, во временной составляющей.

    • Связь технических разработок с наукой окончательно оформилась к середине двадцатого века и отсюда пошёл резкий рост наукоёмких технологий и общей динамики производства.
    • События перестали быть локальными, несмотря на территориальную удалённость, то есть происходит глобализация изменений общества.
    • Политическая, экономическая, военная деятельность колоссально усложнилась, поэтому информация в жизни общества - картинки ближайшего будущего: кибернетика, исследование всех рабочих операций, системный анализ - восприятие целого мира посредством информационных достижений.
    • Коммуникационные и информационные технологии обусловили появление абсолютно новых форм экономической и социальной деятельности - телеработа, электронная коммерция, телемедицина, дистанционное образование, даже демократия электронная.

    Итак, подвигла ли информация в жизни общества вывод надлежащий сделать для создания нового мировоззрения? Конечно. Только в 1991 году Америка затратила гораздо больше финансовых средств для покупки коммуникационного оборудования, чем для промышленного. И количество фермеров упало от 80% до сорока. А вот на информационной ниве народу прибавилось до 54% от буквально четырёх. Стало быть, информационное общество это то, где обрабатывающих информацию больше, чем обрабатывающих сырьё и материалы.

    Перестройка мировой экономики

    С середины семидесятых годов двадцатого века организационная структура предприятий и межфирменной связи претерпела коренное переформатирование. Организационные мероприятия произошли в целях адаптации к изменениям в институциональной, экономической, технологической сторонах деятельности фирм.

    Вертикальные иерархические структуры перешли к гибким сетевым формам организации. Сети приняли на себя формообразующую основу - и внутреннюю организацию современных корпораций, и систему взаимодействия с партнёрами: корпоративные альянсы, межфирменные сети и т.д. Такое же движение происходило в сфере услуг и административных органах.

    Средой труда, общения и отдыха становится Интернет. Сколько интересного привнесла информация в жизни общества: Прохоров с "Гражданской платформой", всенародное наблюдение за лунным затмением онлайн. Поистине огромен мир, который Интернет предложил людям.

    А как растут доходы от мировой электронной коммерции! В двухтысячном году - 185 млрд долларов, а через три года уже почти полтора триллиона. Современную экономику можно уже определять, как и общество, словом "сетевая". Мощно завоёвывает плацдармы информация в жизни общества, кратко говоря.

    2. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ............................................. 8

    1.1 Предмет философии Нового времени............................................... 8

    1.2 Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени. 12

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ..................................................... 16


    1. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

    Сколько бы ни размышляли философы над перспективами
    информационного общества, о сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной сама себе и выполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком.

    То, что мы привыкли называть Человеком, совпадает с понятием общество. Но помимо этого абстрактного родового существа, обитающего в философских трактатах, статистически усредненного и обобщенного, наш мир населен обычными, нормальными, живыми людьми. Эти люди живут и умирают, борются, побеждают, терпят поражения, занимаются бизнесом, работают на заводах и в конторах, ленятся, бездельничают, рожают детей, страдают от болезней и старости, обладают властью или сопротивляются ей, занимаются наукой и философией или бедствуют в полном невежестве в глухих трущобах.

    При всей этой обыденной заземленности и каждодневности жизни человеку свойственно свое бытие - бытие, погруженное в бытие мира, образующее часть последнего, и притом особую часть, способную, быть может, повлиять на целое. Какие бы ограниченные, сиюминутные цели не ставил перед собой человек, рано или поздно, с большей или меньшей остротой, тревогой и страхом задумывается он о смысле своего бытия, о смерти и бессмертии, о справедливости, о цели жизни, о ее смысле и бессмысленности. Людям свойственны стрессы и аффекты, рациональные и иррациональные механизмы деятельности.

    Поэтому на вопрос, каков же человек - мудр он или глуп, разумен или неразумен, добр он или зол, философ может дать лишь один ответ: человек разнообразен. Но при этом радикально отличается от всех других существ на Земле, а может быть, и во всей Вселенной. Так чем же отличается человек от всего живого?

    Прежде всего разумом, технологичностью деятельности, стремлением к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека.

    Животные не обладают знаниями, не вырабатывают их и поэтому не способны быть свободными, поскольку свобода предполагает принятие и реализацию решений со знанием дела. Они производят и передают информацию, но далеко не всякая информация разумна. Животные преобразуют мир, но это преобразование не опирается на технику и технологию и не носит творческого характера. Фундаментальные
    особенности человека возвышают его над миром животных, но это еще не
    означает, что он всегда использует свои преимущества на благо самому себе и рода человеческого в целом.

    Новая информационная технология впервые открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах. Но каковы будут последствия ее внедрения и применения, зависит от социальных, культурных и цивилизационных структур и механизмов, от идеалов и идеологий, от социальных моделей будущего и утопий, мифов, ценностей и политических установок, страстей. Амбиций, этнических традиций и предрассудков, во власти которых находится современный человек.

    Эта новая, высшая информационная технология может, как и все предшествовавшие технологии, служить добру и злу. Человек должен сделать особый, сверхдетерминирующий выбор, основанный на четком понимании ужасающей силы связанных с ней негативных последствий, а также конструктивных, позитивных возможностей. Человек своей деятельностью преобразует мир, самого себя, общество. Находясь вначале зависимости от окружающей среды, он, в конце концов, сумел стать его господином, но впал благодаря тому в еще более тяжелую зависимость.

    Перспектива экологической катастрофы, о которой несколько десятилетий назад говорили как об очень далекой, стала сейчас уже реальностью: разрушается озонный слой, не хватает пресной воды, кислотные дожди и химические вредные отбросы делают почву непригодной для земледелия, а продукты питания превращаются в яд. Гибнет Мировой океан, сокращается масса лесов - главного источника атмосферного кислорода.

    Несмотря на намечающуюся разрядку в международных отношениях и на смягчение международного климата, порождаемого новым политическим мышлением, угроза термоядерной войны еще не ликвидирована, а вместе с тем на человечество уже надвигаются новые беды: пандемия СПИДа, углубляющийся разрыв между бедными и богатыми странами, хронический голод и политическая нестабильность в ряде стран, угрожающие хрупкой стабильности и непрочному экономическому равновесию в обозримом будущем.

    В странах, развивающихся на основе централизованного планирования в рамках суперэтатизма и однопартийной политической системы, происходят глубочайшие изменения и предпринимаются усилия для преодоления социально-экономического и идеологического кризиса. Новые социально-экономические программы и преобразования, намечающиеся в этих странах и рассчитанные на преодоление пренебрежительного отношения к человеку, к личности, к индивидуальной инициативе, требуют радикального пересмотра проблемы собственности, государственного контроля над социальной активностью и изменения приоритетов в системе взаимодействия коллектива и индивида. Рушатся обветшавшие идеологические клише, управленческие и организационные формы, не выдержавшие испытания социальной практикой и временем. В этих условиях человек не только вправе, но и обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа.

    Однако существуют и вполне определённые положительные стороны.
    Информационное общество в принципе лишено каких-либо государственных или национальных признаков в том плане, что оно уж совершенно точно невозможно в одной отдельно взятой стране. Так что Россия только присоединяется к уже существующей системе отношений – общественных, экономических, культурных…И если этот процесс будет хоть в какой-то мере удачным, мы – каждый из нас–несомненно окажемся в выигрыше. Потому что, не считая развития технологий – как высоких, так и чисто утилитарных, бытовых, которые немного облегчат нашу жизнь, - мы получим шанс стать более значимыми, менее “винтиками” в государстве, которое сможем контролировать при помощи информационных коммуникаций.

    Мы не только получим возможность точно знать о процессах, происходящих в государственной машине, - эта самая машина должна будет
    учитывать мнение каждого из нас, поскольку мы сможем это мнение до неё
    донести – и неискажённым. Станет технически осуществимым метод управления государством, отражающий самую суть демократии. Причем, учитывая возможность интерактивности высказывания мнений, станет возможным общественный договор в буквальном понимании – достижение компромисса между всеми мнениями без исключения.

    Таким образом, абсолютно снимается проблема меньшинства, чьё мнение фактически игнорируется при чисто арифметическом методе решения большинством голосов. Кроме того, информационная технология ведет к созданию интеллектуальных компьютерных систем. Сможет ли благодаря компьютерам произойти отчуждение человеческого интеллекта, приведет ли это к созданию интеллекта более мощного, чем человеческий? Не означает ли компьютеризация и информатизация общества и создание систем искусственного интеллекта появление новой, антигуманоидной, чисто машинной цивилизации, в которой разум, отчужденный от человека, приведет к его исторической (хотя не обязательно биологической) гибели с большей неотвратимостью, чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная война?

    Сейчас, после миллионов лет борьбы с природой, человечество, наконец, осознало необходимость вступить с ней в диалог, в сотрудничество. Не должно оно уже сейчас, пока не поздно, задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которым они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным.

    Представим себе человека, только что перенесшего тяжелую операцию, которому врач, наблюдающий за выздоровлением, говорит: сначала попробуем стародедовские методы, известные еще Геродоту. Это как-то понадежнее и проверено всем мировым опытом, а уж если не поможет, займемся переливанием крови и введем современные антибиотики. Но опыт бывает двух видов - позитивный и негативный. Негативный опыт может отправить человека на тот свет задолго до того, как будут задействованы современные, прогрессивные медицинские средства. То же самое можно сказать и об обществе и о человеке.

    Там, где социальные и человеческие проблемы достигают предельной остроты, применение самых радикальных средств, в том числе представляемых новейшей технологией и наукой, может оказаться наиболее эффективным. Но это применение должно быть разумным и взвешенным, опирающимся на серьезный анализ, на подлинную и глубокую философию человека, философию разума, философию прогресса.

    2. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

    1.1 Предмет философии Нового времени

    Предметом философии является всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Центральные мировоззренческие проблемы (отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что является первичным) формируют общие вопросы философии, т.к. через отношение человека, его мышление, сознание, духовная и психическая деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования.

    Введение

    Характеристика информационного общества

    Человек и информационное общество

    Заключение

    Введение

    Современное общество все чаще называют информационным, где информация и информационные ресурсы занимают центральное место. Данное утверждение мы находим во множестве публикаций, да и в реальной жизни понятие «информационное» все чаще используется применительно к реальным секторам экономики, управления, аспектов различных наук: информационная экономика, информационный менеджмент, информационная педагогика, информационная культурология и т.д.

    Приход нового времени радикально изменил экономические и социальные стороны жизни общества. Многие ученые и практики пришли к выводу, что сегодня жизнедеятельность - это процесс, который может иметь место только тогда, когда человек располагает информацией, которая одновременно определяет и жизнеспособность общества. Данные тезисы воспринимаются как постулат, определенная данность, хотя, по мнению Ф.Уэбстер, «не удается установить, каким образом информация заняла центральное место в обществе, она настолько важна, что даже стала фактором создания общества нового типа».

    Изменения самым прямым образом касаются и места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

    Цель настоящей работы: на основе анализа философских идей второй половины XX в. - начала XXI в. выявить отношения, образуемые человеком в информационном обществе

    1. Характеристика информационного общества

    В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

    Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

    Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

    Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

    Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

    Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

    При переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному», происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

    Термин «информационное общество» появился впервые в Японии в начале 60-х годов ХХ века. Представления о новой информационной эре стали действительностью обыденного, массового сознания, они стали формировать новый имидж, новое понятие об успехе ориентирующееся на потребление продукции электронного производства. Технологическим выражением новой эры выступает «троица» - коммуникативный спутник, кабельное телевидение, персональный компьютер.

    В информационном обществе меняется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства стал интеллект и знания, что, в свою очередь, привело к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.

    Материально-технической основой информационного общества стали различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

    Сдвиг общественного производства в область информационной деятельности происходит в условиях постоянно расширяющегося процесса компьютеризации общества, закладывающего основы безлюдной технологии. Информация в целом становится стратегическим ресурсом общества: происходит перемещение акцентов из области физической деятельности в интеллектуальную.

    Вместе с тем, так же как и сущность техники, сущность все общей информатизации двусмысленна. В ней очень много «за», но много и «против».

    Выделим основные признаки информационного общества:

    ) Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

    ) Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

    ) Информация является продуктом деятельности современного человека.

    ) Информация в чистом виде является предметом купли - продажи.

    ) Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

    ) Безопасность информационного общества, информации.

    ) Защита интеллектуальной собственности.

    ) Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

    ) Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

    Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

    все большее влияние на общество средств массовой информации;

    информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

    существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

    многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

    существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

    Все возрастающая роль информации в обществе является предметом научного осмысления, том числе проблемы человека в информационном обществе.

    Человек и информационное общество

    Созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает сегодня зримые очертания: происходит прогнозируемое превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными электронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Процессы информатизации общества сопровождаются появлением новых отраслей производства, новых направлений в научных исследованиях и культуре.

    Эти изменения, оказывая комплексное воздействие на всё общество в целом, приводят к значительным преобразованиям производственной и духовной жизни человека.

    Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет людей от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества становится производство не материального, а информационного продукта. Что же касается материального продукта, то он становится более «информационно емким» и его стоимость в значительной степени зависит от объема допущенных в его структуре инноваций. Деятельность людей сосредоточена главным образом на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов возложено на машины.

    Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни. Это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества.

    Однако сколько бы ни размышляли философы над перспективами информационного общества, о сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной самой себе и выполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком.

    Человек - главная проблема философии.

    Философия рассматривает человека как сложную совокупность многомерных универсальных характеристик. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационного мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя. Именно тогда философия проникает в сферу информационной деятельности человека, ставит перед ним различные вопросы, в том числе, о целесообразности такой деятельности.

    Кроме того, на современном этапе существования человека именно информационная деятельность вызывает самые большие тревоги человечества, потому что под угрозой существования в результате такой деятельности сейчас оказался сам человек. В связи с высокой актуальностью проблемы человека в информационном мире, в современной философии уделяется ей большое внимание.

    Человек радикально отличается от всех других существ на Земле и, прежде всего, в разумом. Но отличается он и технологичностью деятельности, стремлением к творчеству, к свободе - четыре фундаментальных признака человека (А.И.Ракитов). В новом веке новые информационные технологии впервые открывают перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах.

    Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. Иное сообщение стоит дороже жизни, так по преданию, 13 сентября 490 года до н.э. греческий воин-гонец, прибежавший из Марафона в Афины, не останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над персами.

    Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация - это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний.

    Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

    Способ существования человека в историческом плане определяется отношением человек - орудие - техника. С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях - из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась - каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом - человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.

    Как результат исторического развития практической деятельности человека современный мир представляет собой технологизированное и информационное пространство. Но и сам человек технологизировал свою сущность, существуя в технически обусловленном пространстве, он творчески реализуется как по законам природы, так и по законам технической среды.

    Одним из определяющих моментов организации этой среды, да и самого существования в ней человека, является передача информации. С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества - литературу, искусство, архитектуру и т.д.

    Информационное общество - понятие, предполагающее взгляд на современное общество с точки зрения стремительно возрастающей, все проникающей информации о всех сторонах его жизнедеятельности. Его, даже неявное влияние, не может не усиливаться в поисках ответов на всё более настоятельно встающие вопросы о том, что происходит с человеком в процессе продолжающегося «информационного взрыва».

    Здесь следует отметить ряд негативных последствий компьютерной революции, к которым можно отнести изменения в традиционном образе жизни, когда книга, письмо и сама письменность оттесняются иными способами получения информации (при помощи Интернета и компьютерного набора).

    Новые формы общения, модификации традиций, изменение системы социальных ценностей происходят с такой интенсивностью, что массовое общественное сознание, а также многие теоретики оценивают компьютерную революцию как кризис культуры. Если в прежних условиях процесс культурной адаптации к инновациям был во многом растянут во времени, так как возможность трансляции, усвоения и распространения огромных объемов информации была технологически необеспеченна, то сейчас темпы и возможности освоения всех сокровищ мировой культуры невероятно возросли, и теперь уже необходимо говорить о Допускающих возможностях человеческой психики. Это весьма острая проблема.

    Так, в последнее время наблюдается возрастание интереса к искусственному интеллекту, вызванное повышением требований к информационным системам. Умнеет программное обеспечение, умнеет бытовая техника. Мы неуклонно движемся к новой информационной революции, сравнимой по масштабам с развитием Интернета, имя которой - «искусственный интеллект». Это наталкивается на вопрос: а сможет ли человечество выжить в условиях невероятного усложнения задач, подлежащих срочному решению, если он не будет формировать информационную компьютерную революцию и не усилит свой интеллект искусственным?

    Следовательно, в современных условиях человек не только вправе, но и обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа.

    Положение личности уже не может детерминироваться только её формой участия в процессе производства, на личность воздействуют факторы социального манипулирования. Человек постоянно находится в ситуации выбора. Личность имеет огромные информационные возможности, социальные технологии направлены на ускоренную адаптацию личности, но сама необходимость постоянного принятия решений может быть представлена как ограничение свободы.

    Информатизация общества усиливает и авторитарные тенденции. Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом гражданине, а, с другой стороны, - манипулировать массами людей, предельно возрастает при использовании компьютерных сетей. И можно представить себе такое положение дел, когда правящие круги знают всё, что им нужно, а остальные не знают ничего.

    Тенденции развития в среде информации позволяют предположить, что к примеру политическая власть, приобретаемая большинством благодаря концентрации информации, уменьшит реальную власть политиков-трибунов, роль выборов. Сложившаяся таким образом властвующая элита может оказаться инфократией (властью информации), источник власти которой не в авторитете перед народом, а лишь в больших возможностях использовать информацию. Примером тому может служить борьба олигархов за средства массовой коммуникации. Приобретение в собственность как можно больше каналов ТВ, журналов, газет и др. форм, есть гарантия политической власти, основанной на владении информацией и возможностью манипулировать ею.

    Вторжение электронных коммуникативных систем во все сферы жизни вызывает необходимость новых форм организации человеческих отношений. Высокая технология требует соответственно высокой подготовленности индивида, его духовной зрелости и ответственности. Нарушение баланса в пользу технологии (опережающее развитие технологии по отношению к нравственно-идеологическим ресурсам общества) является одной из важных причин таких явлений, как дегуманизации различных аспектов жизни.

    Кроме того, компьютеры создают не только безлюдные производства, но и «безлюдное» общение, когда собеседника вполне заменяет ПЭВМ. Мы являемся очевидцами возникновения нового вида реальности, основанного на компьютеризации - «виртуальной реальности», - искусственной псевдосреды, с которой можно обращаться как с подлинной.

    Компьютеры привязывают к себе с детства, заменяя книги, театр, друзей, снижает степень активности человеческого общения, они создают иную реальность, которая может восприниматься более серьезно, чем окружающий мир. Эта новая технологическая среда оказывает мощное (и пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику. Сегодня эта перспектива обнаруживается, в частности, в феномене маньяков компьютерных игр и уходе от действительности в виде погруженности в «виртуальную реальность», где есть множество псевдовидов человеческой деятельности.

    Реалии информационного общества предъявляют человеку новые требования, прежде всего наличие способности и готовности к перемене деятельности, мобильности, переобучению; овладению новой профессией. На предыдущем этапе развития это востребовалось в меньшей степени. Антропогенная цивилизация базируется на утверждении человека основной ценностью функционирования общества в целом и отдельных его подсистем.

    Вопрос о месте человека в новом информационном мире можно перевести в плоскость вопроса о новых функциях человека. Прежде всего, следует обратить внимание на повышение уровня образования в обществе, на новые формы коллективного сознания, на новые формы общения и объединения людей.

    Сейчас, в первой половине 21 века роль информации в жизни человека является определяющей - чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

    Информация как вид знания необходима современному человеку не только для того, чтобы создавать материальные и духовные блага, но и для того, чтобы вести здоровый образ жизни, уметь ориентироваться в изменяющихся условиях как природного, так и общественного бытия, для того, чтобы сформировать определенную экономическую, социальную, политическую и нравственную позиции.

    Однако необходимо не только иметь информацию, но и владеть способами её использования. Образование для современного человека имеет своей целью не столько обучить традиционным алгоритмам в мышлении и практике, сколько умению выбрать необходимую информацию, осмыслить её, привести обработанную информацию в соответствие со своими потребностями. Действия, основанные не на традиции, а на информации - определяющая черта современного человека.

    Таким образом, последняя четверть XX в. была ознаменована тем, что человечество вступило в новую стадию информационного развития. Становление общества информационных услуг и новых технологий, наступление информационной экономики, массовая персональная компьютеризация - явления, не имевшие раньше места в истории человечества.

    Подведя итог, можно сделать вывод о том, что в современном информационно-технологичном мире разрабатываются новые формы отношения к окружающему миру, среде обитания, к биологии и психологии человека. Можно высказать предположение, что современная информационно-техническая цивилизация превращает информационные технологии в необходимые условия саморазвития человека.

    Современное человечество как никогда заинтересовано в философском анализе перспектив своего развития. Во все времена, будучи прочно связанной с культурой, философия выстраивала прогноз будущих состояний предметных взаимодействий, социальных форм, ценностей. Анализ новых социокультурных реалий, опираясь на которые философия выявляет и обосновывает новые ценностные установки, составляющие новую стратегию деятельности человека в информационном мире, в т.ч. следующие:

    появление и все большее распространение человекомерных систем, конструирование и нормальное функционирование которых невозможно без включения антропологических параметров;

    обнаружение и исследование наукой объектов Вселенной, свидетельствующих о необходимости использования для их понимания антропных представлений и принципов;

    развитие процессов глобализации, развертывающейся в политической, информационной сферах и оформляющейся в модели многополюсного, интегрированного мира, в котором, образно говоря, нет первых и последних, то есть «первые среди равных»;

    выявление наукой и практикой сверхсложных, саморазвивающихся систем, которые имеют нелинейный характер развития и способны в определенных точках приводить к срыву в состояние хаоса.

    Философия задает критерии оценки развития общества. В зависимости от того, что выбрано в качестве мерила развития, оценивается состояние и перспективы дальнейшего развития общества, его динамика. Оценка развития общества с точки зрения соответствующего критерия и дает возможность констатировать либо прогресс, либо регресс в общественном развитии, выстроить пессимистический или оптимистический прогноз.

    Уже сегодня необходимо задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которыми они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным.

    Заключение

    информационный общество человек ценность

    В последние 20 лет ХХ века мировое сообщество вступило в новую цивилизацию - информационное общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

    Оно характеризуется мощным развитием техники и технологий, позволяющих накапливать и передавать огромные объемы информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

    В информационном обществе деятельность людей сосредотачивается главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии возлагается на машины. Главным качеством человека в новой среде становится умение непрерывно учиться, своевременно находить, адекватно воспринимать, анализировать, перерабатывать и продуктивно использовать новую информацию, а также создавать свою собственную. Девизом нового времени стала фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

    Формирование информационного общества существенно отражается на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения в будущем, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевидения в 60-70-х годах XX века существенно изменило быт людей, причем не только е лучшую сторону. С. одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.

    Итак, современный человек немыслим без постоянного взаимодействия с гигантским потоком информации, а значит, и без постоянного пополнения багажа знаний. Информационное общество - это общество, построенное на знаниях. С помощью электронных средств информация может передаваться с огромной скоростью, практические ничем и никем не ограничиваемая. Однако следствием ускорения передачи информации стало усиление эффекта воздействия информации на человека как положительного, так и негативного.

    Список используемой литературы

    1.Бердышев В.И. Информационные технологии и потенциальные опасности для развития России / В.И.Бердышев, И.А.Хохлов // Русский экономический вестник. - 2001. - №1.

    .Еляков А.Д. Информационный фактор развития общества / А.Д.Еляков // НТИ. Организация и методика информационной работы. - 2008. - №2. - С.1-9.

    .Колин К.К. Информационная цивилизация: будущее или реальность? / К.К.Колин. - М.: Изд-во РГБ «Пашков дом», 2001.

    .Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций / Т.Г.Лешкевич. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 240 с.

    Профессии и люди в информационном обществе. Современное общество нашей страны уже стали называть информационным. Это то общество, где активно и быстро среди населения распространяются информация и знания, высока их роль для жизни человека, где в сфере информации и знания работает большая часть населения. А каков же рядовой человек, личность, гражданин в обществе информационном? Каковы его характерные черты и признаки?

    В какой-нибудь из африканских стран большинство населения будет занято сельским хозяйством, в отдельно взятой азиатской - работой в промышленности и производством промышленных товаров, а вот в какой-нибудь из стран европейских – именно информацией и работой со сферой знаний. Поэтому типичный гражданин страны, где построено информационное общество, скорее всего, окажется работником сферы знаний и информации. То есть учителем, преподавателем, тренером интеллектуальных тренингов и семинаров, менеджером по рекламе, по связям с общественностью, логистом, экономистом, бухгалтером, инженером, программистом, администратором компьютерных сетей… Список можно продолжать и продолжать!

    В таком обществе развиты информационные технологии, потому гражданин будет иметь о них хорошее представление и уметь ими пользоваться (например, дома у него установлен телевизор, в сумке уложен ноутбук, а в кармане смартфон).

    Ориентация в сфере знаний и информации. Еще один важный момент в жизни личности в информационном обществе – она постоянно испытывает на себе огромный, изливающийся на ее информационный поток. С того момента, как человек проснулся утром, чтобы ехать, например, в техникум на занятия и включил телевизор, чтобы сделать утреннюю гимнастику вместе с видео-тренером, поток информации не заканчивается, пока он не засыпает. Она доходит до человека через многочисленные СМИ, через общение с людьми, наружную рекламу в населенном пункте и так далее. Каждый фрагмент информации настроен на то, чтобы побудить человека к определенному действию, что-то донести до него (например, купить новые колготки или проголосовать за Ивана Иваныча). Поэтому ежедневно гражданин информационного общества «фильтрует» море информации: какую-то запоминает, какую-то пропускает мимо ушей, какой-то верит, а какую-то считает ложью.

    Умение разбираться в информационных полях и пространствах. Возможность разобраться в море информации и знаний, сделать в нем верный выбор, применить их правильно в своей жизни, отличить ложные информации и знания от истинных – вот то требование, которое цивилизация выдвигает к современному человеку. К члену общества информационного. Это требование дает выживание и полноценную жизнь для того, кто сумеет ему соответствовать.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки РФ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Российский государственный социальный университет»

    Филиал в г. Таганроге

    «Кафедра экономики и менеджмента»

    По дисциплине: «Социальная информатика»

    На тему: «Личность в информационном обществе»

    Выполнил (а) студент (ка) 3.2 УП группы,

    заочного отделения филиала РГСУ в г. Таганроге,

    Кузина В.Ю.

    Таганрог 2014 г.

    Введение

    Место личности в процессах информатизации достаточно точно, по моему мнению, определили три ученых - Ю. Шрейдер, Р. Гиляревский и К. Лиитинен.

    Философ Ю. Шрейдер в дефиниции информатики формулирует место личности в информатизации, подчеркивая, что информатика является наукой, которая исследует процессы преподавания, преподнесения человеческих знаний в форме семантической информации, а также обработки этой информации в целях ее эффективного использования.

    Р. Гиляревский подчеркивает, что центральное место занимают процессы научной коммуникации.

    Обе названные концепции актуальны во всем мире: что является главным - техника и технологии или упорядоченные знания, заложенные в технологии для многоаспектного использования.

    Анализируя вышеупомянутые концептуальные утверждения, К. Лиитинен подчеркивает, что важнейшее - это коммуникация, т. е. обмен сообщениями, ибо сообщения содержат объективные и упорядоченные сведения о сущности, а также личные суждения, намерения и т. д. К. Лиитинен подчеркивает решающую роль индивидуума в процессах информатизации.

    1. Личность в информационном обществе

    В информационном обществе первостепенное значение имеют знание, опыт и система ценностей личности. Внедрение автоматизации во все сферы жизни усиливает первичную роль личностных импульсов в накоплении, упорядочении, распространении и использовании знаний. Значит, процессы, происходящие в информационном обществе, тесно связаны с субъективным моментом.

    Накопление знаний и пользование знаниями в процессе информатизации - едины. Узловая точка - формируемая на основе библиотечных фондов база знаний, которую создает личность и которая предназначена для личности.

    Информационно-когнитивный потенциал является важным понятием в системе информатизации. Процесс информатизации должен пройти через когнитивный экрантех индивидуумов, для которых эти знания являются ценностью. Поэтому надо учитывать не только мир объективных знаний, но и феномен личностных (субъективных) знаний.

    Важный компонент информационно-когнитивного потенциала - интеллектуальный потенциал, т.е. способность человека решать проблемы, используя накопленные знания, навыки и опыт. Второй компонент - это информационный потенциал, который обеспечивает необходимый уровень информированности членов общества, т. е. способность обобщать, искать, хранить и передавать информацию. Наряду с техническими средствами этот компонент включает также умения, навыки, знания и опыт (духовное начало) работников информации.

    Информационно-когнитивный потенциал определяет уровень развития конкретного общества, его способность активно изменяться и быть максимально созидательным.

    Интеллектуальный потенциал охватывает знания и творческие способности личности. Они неразрывно связаны с феноменом сознания. Вне личности, вне духовного начала знания невозможны. Остается только оболочка знаковой системы - информация, которая не имеет никакого отношения к культуре. Если отсутствует феномен знаний и культуры, информация теряет свое значение, свой смысл. Поэтому очень важно понять сущность и значение интеллектуального и информационного потенциалов.

    В процессе накопления, использования и распространения знаний первостепенную роль играют личностные импульсы.

    При создании информационного общества все большее значение приобретают индивидуальные цели личности. Возрастает необходимость считаться со стремлениями, свободной волей, интуицией личности. Если игнорировать личность, происходит идентификация пользователя информации с его потребностями, индивидуум получает только ту информацию, которая ему необходима для выполнения определенной социальной роли в обществе. Это подтверждается также концепцией личностных знаний, в которой подчеркивается, что пользователи информационных систем не получают распечатки от системы, а беседуют с ней. Они различными способами пытаются получить необходимую для себя информацию (знания). Их поведение определяется не информационными потребностями, аличностными качествами - воображением, внимательностью и способностью к рефлексии. Значит, потребитель информации не является безликим существом.

    Развитие компьютерной техники также подтверждает, что вход и выход информационной системы тесно связаны с личностью, которая желает получить знания при посредничестве информации. Вместе с тем признание первичности индивидуума заставляет изменить взгляд на создание информационной среды. Это превращается в социотехническое, а не чисто техническое задание. Поэтому понятие информационная техника должно формулироваться следующим образом: информационная техника - это средство передачи человеческих знаний и превращения информации в кодированные базы знаний. Мнение об информационной технике как средстве передачи, хранения и обработки данных изменяется: информационная техника является средством передачи знаний (кодированных данных) личностью.

    Место личности в картине мира и процессах информатизации можно определить исходя из следующих положений:

    1. Система повсюду должна создавать контакты между людьми и интенсифицировать коммуникационные сети между пользователями, решающими аналогичные проблемы.

    2. Память системы не должна включать все знания сразу - содержание должно пополняться постепенно в процессе пользования.

    3. Все, что обрабатывают и запоминают системы, - это данные, а не знания.

    4. Нужно развивать процедуры: кто знает кого-нибудь, кто мог бы знать кого-то, кто знает...

    5. Если система выполняет роль посредника в процессе коммуникации, то должны существовать точные коды, которые позволяют выбирать сведения.

    6. Данные, накопленные системой, не должны находиться в иерархическом порядке. Вместо этого должны быть сети взаимоотношений.

    7. истема должна хранить данные о пользовании ею.

    8. Система не может быть лучше представлений ее создателей о существующей структуре знаний.

    Взаимосвязь: Информация - Знания - Личность

    Для понимания сущности интеллектуального потенциала мы должны определить само понятие информация. Его определение до сих пор дискутируется, но мне наиболее привлекательным кажется утверждение, что информация - это знания, введенные в систему коммуникаций. В данном случае знания - это информация, которая предоставляет пользователю широкие возможности выбора и действий. Знания являются неотъемлемой частью культуры. Они помогают личности в процессе созидательной деятельности, перед началом которой человек должен иметь идеальное представление о желаемых результатах своей работы. Это возможно при условии обладания соответствующим багажом знаний, т. е. при наличии определенного слоя культуры.

    В сегодняшнем понимании знания - это социокультурное явление. Они охватывают духовные и практические формы освоения мира.

    Особый вид знаний - это личностные знания. Приобретая знания, личность трансформирует их в свои способности, профессиональную компетенцию, опыт и творческое мышление.

    Знания разделяются на артикулированные и не артикулированные. Артикулированные знания доступны в виде текстов на любых материальных носителях. Их можно записать, превратить во всеобщее достояние. Эти знания (одновременно являющиеся информацией) доступны в обществе всегда и везде.

    Не артикулированные знания возможно передавать другим только в процессе личной коммуникации или личных контактов (человек как источник информации). Возможности транслирования и обобществления ограничены, ибо нет возможности введения в документальные коммуникации.

    Большое значение в освоении знаний имеет опыт и навыки личности в освоении знаний, предоставляемых информацией. Этот опыт индивидуум осваивает до начала пользования информацией. Грамотность (также информационная грамотность - умение использовать информацию) осваивается человеком посредством унаследования культурных традиций (социальных эстафет). Преобразованные формы знаний (свободно транслируемые формы информации) обеспечивают творческую социокультурную деятельность личности.

    Личность и культура

    Культура является основой личности и предпосылкой восприятия знаний человеком. Создание систем упорядоченных знаний должно начинаться с поля культуры, потому что интеллектуальный компонент информационно-когнитивного потенциала включает потребность в духовном основании личности (базы культуры). В свою очередь для целостных знаний и мировой картины в сознании личности имеет значение как база культуры, так и знания о культуре.

    Культура является основой личности, предпосылкой восприятия знаний и неотъемлемым компонентом информатизации, ибо выполняет в обществе следующие функции:

    · ритуализации - коллективной памяти, сохранения традиций, передачи культуры посредством воспитания, семьи, народа;

    · новаторства - инициативы и активности, разработки новых форм и механизмов, разрушения старого - воздействия созданной личности на то, что породило эту личность.

    Информация о культуре

    Информация о культуре также является феноменом культуры. Информация объединяет компоненты явлений науки и явлений культуры. Это значит, что для создания целостной картины мира личность нуждается в культуре и в информации о культуре. Научная информация также может быть отнесена к феномену культуры.

    Взаимосвязь: Культура - Личность - Видение мира

    Во времена больших политических волнений культуре угрожает опасность быть уничтоженной в жерновах политических и материальных интересов. Это отметил уже великий поэт Фридрих Шиллер, призывая во времена "кровавого отлива" Большой Французской революции не поддаваться политическим и меркантильным силам, а начать работу над эстетическим созданием новой личности, замещая homo politicus (политический человек) на homo aestheticus (эстетическим человеком).

    В настоящее время в мире также актуальным является вопрос созидания личности - вместо homo economicus создать homo humanus (человеком человечным).

    Если принимать во внимание, что культура является воплощением информации и знаний, можно принять гипотезу о том, что информационное общество, которое предоставляет возможность свободного пользования информацией и знаниями, является гарантом появления homo humanus.

    Внутренний мир личности, ее знания, опыт и духовность - существеннейший вопрос культуры. Степень интериоризации определяет присутствие духовной материи в процессах информатизации. Если не существует интериоризации, все остальное теряет смысл. Что значит книга, если у нее нет читателей? Что значит театр без зрителей, библиотека без читателей? Культуре суждено погибнуть, если она теряет дух личности, который ее воспринимает, понимает и потребляет.

    Личность и информационные технологии (позитивные и негативные аспекты)

    Информационные технологии существенно влияют на индивидуум; одновременно с этим происходит следующее:

    · углубляется понимание информационных процессов (становится более философским),

    · повышается степень рационализации жизни человека,

    · расширяются возможности доступа к информации,

    · увеличивается объем информационного массива,

    · возрастают умения и степень компетентности специалистов.

    Но вместе с тем:

    · личности угрожает потеря индивидуальности;

    · возможны понижение уровня культуры личности и ее социальная самоизоляция, а также дегуманизация работы.

    Мораль, личность и компьютерная техника

    Как современные технологии влияют на свободу и мораль личности? Существует множество утверждающих и отрицающих теорий, в которых можно выделить позитивные и негативные аспекты влияния.

    Позитивные аспекты:

    · развитие компьютерных технологий обеспечит личности свободу выбора;

    · появится возможность создавать и использовать электронные коммуникации;

    · каждый индивидуум одновременно будет и получателем, и отправителем информации;

    · станет возможным включение в единую сеть различных баз данных;

    · возрастет безопасность человека в практических областях деятельности.

    Негативные аспекты:

    · беззащитность личности перед вторжением в область частной жизни;

    · расширится возможность получения (добывания) данных о любом индивидууме;

    · окажется под угрозой личная автономия;

    · поставщики информации смогут манипулировать данными;

    · чрезмерное подчинение компьютерам вплоть до их обожествления;

    · угроза моральному иммунитету личности вследствие фанатичной преданности компьютерам.

    Взаимосвязь: Информация - Компьютерная система - Личность - Власть

    Развитие современных технологий становится инструментом власти личности над личностью. Власть проявляется в двух аспектах: как абсолютная и относительная.

    Абсолютная власть - это способность преобразования мира; относительная - предоставление индивидуумам, которым принадлежит власть-информация, неограниченных возможностей руководить другими личностями, которые этой информации не имеют.

    В процессе информатизации общества меняются взаимосвязи работы человека, информации и компьютерных систем. Меняется модель профессиональной карьеры - появляется возможность работать, не выходя из дома. Возникает такой феномен, как виртуальный работодатель и виртуальный работник. Усложняется система социального страхования, уменьшается значение профсоюзов. Создается единство виртуального мира, или электронное единство, которое является неустойчивым и эфемерным и разрушается при помощи нажатия на клавишу "мыши". Общество индивидуализируется. Реальное общество обретет высокий уровень фрагментации.

    информатизация знание личность культура

    1. При анализе процессов информационного общества должен учитываться субъективный момент.

    2. Информатизация должна пройти через когнитивный экран тех личностей, для которых эта информация является ценностью.

    3. Информационно-когнитивный потенциал определяет уровень развития информационного общества.

    4. В информационном обществе большое значение имеют индивидуальные цели и стремления личности.

    5. При создании информационных систем и сетей определяющим фактором являются знание и опыт личности.

    6. Средства передачи информации в информационном обществе являются также средствами передачи личностных знаний.

    7. Если не существует личности с ее духовным началом (базой культуры), то информационное общество не будет функционировать.

    8. Основа информационного общества, ее руководящий ресурс - личность (как пользователь, так и библиотекарь), без личности информационное общество не в состоянии существовать.

    9. Библиотека была, есть и будет базой личностных знаний, потому что она собирает, упорядочивает и активно распространяет эти знания в обществе для их эффективного использования.

    10. Стены библиотеки расширяются, она приобретает глобальный масштаб, но сохраняет свою миссию в обществе: функцию феномена культуры, информации, образования, создания и структурирования социальной среды и формирования сетей человеческих взаимоотношений (human networking).

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Анализ роли социальных практик в процессе формирования самосознания личности. Роль общественных традиций в процессах социализации. Личностная идентичность личности в современных социальных и культурных условиях. Основные факторы адаптационного процесса.

      контрольная работа , добавлен 18.07.2013

      Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

      реферат , добавлен 27.01.2011

      Диспозиционная теория личности Г. Олпорта. Определение уровней диспозиционной регуляции социального поведения личности. Иерархии потребностей, их классификация. Когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Концепция структуры личности В.А. Ядова.

      реферат , добавлен 24.03.2015

      Возрастание объема информации. Представление об информационном обществе и его опасностях. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования. Опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации.

      реферат , добавлен 19.05.2011

      Понятие личности и особенности ее формирования с точки зрения социологии. Факторы, определяющие социологический тип личности. Структура личности, характеристика ее основных компонентов. Процесс социализации личности. Социологические теории личности.

      реферат , добавлен 20.04.2015

      Феномен социального отчуждения в информационно-технологическом обществе. Парадигмы интерпретации отчуждения человека в информационно-сетевой культуре. Отчуждение и свобода человека в современном информационном обществе. Специфика освоения социума.

      реферат , добавлен 14.06.2013

      Проблема формирования личности. Понятия "человек", "личность", "индивид", "индивидуальность". Биологическое и социальное в человеке. Теории развития личности. Основные факторы и стадии формирования личности человека. Социологическое понятие личности.

      контрольная работа , добавлен 02.06.2012

      Понятия "человек", "личность", "индивид", "индивидуальность". Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. Теории развития личности. Основные факторы формирования личности и ее социализации. Взаимодействие личности и социума.

      контрольная работа , добавлен 15.10.2012

      Процесс формирования личности человека. Сущность понятия "личность" в социологии. Иерархическая структура личности. Понятие "формирование личности человека", природные и социальные факторы формирования личности, особенности процесса социализации.

      контрольная работа , добавлен 13.11.2010

      Тема человека и личности как одна из ключевых тем в социологии. Системные свойства человека. Социальная роль и статус личности. Социализация как процесс освоения личностью правил, господствующих в данном обществе. Социальная типология личности.