• Информационное поле вселенной. Информационное поле земли и вселенной

    1

    Ожерельева Т.А. 1

    1 ГОУ Московский государственный университет геодезии и картографии

    Статья анализирует отношения между понятиями информационное пространство, информационное поле, информационная среда. Показано, что информационное пространство делится на естественное и искусственное. Информационное поле также делиться на естественное и искусственное. Дается анализ каждого понятия и отношение между ними. Показано, что информационное поле вложено в информационное пространство. Отмечена пассивность информационного пространства и активность информационного поля. Показано, что информационная среда, является подмножеством информационного пространства и информационного поля. Показано, что информационная среда всегда связана с неким объектом. Этот объект есть объект окружения. Показано. что семантическое окружение является наиболее мелким по масштабу среди анализируемых объектов. Показано, что информационное пространство, информационное поле, информационная среда, семантическое окружение объекта исследований – образуют иерархический ряд понятий и не являются равнозначными.

    информация

    семантика

    информационное пространство

    информационное поле

    информационная среда

    семантическое окружение

    информационный объект

    отношение понятий

    1. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В.Я. Терминологические отношения //Фундаментальные исследования – 2009. – № 5. – С. 146–148.

    2. Boisot M. Information space: A framework for learning in organizations, institutions and culture. – Cengage Learning Business Pr, 1995.

    3. Morrill R.L., Pitts F.R. Marriage, migration, and the mean information field: a study in uniqueness and generality //Annals of the Association of American Geographers. – 1967. – Т. 57. – № 2. – P. 401–422.

    4. Tsvetkov V.Yа. Information field. // Life Science Journal 2014 – 11(5). – P. 551–554.

    5. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда //НТИ. – 1976. – Сер. – 1976. – Т. 2. – С. 3–6.

    6. Цветков В.Я. Информатизация: Создание современных информационных технологий. Часть 1. Структуры данных и технические средства.– М., ГКНТ, ВНТЦентр, 1990. – 118 с.

    7. Kluver R. Globalization, informatization, and intercultural communication. – 2008.

    8. Цветков В.Я. Формальная и содержательная классификация // Современные наукоёмкие технологии. – 2008. – № 6 – C. 85–86.

    9. Прангишвили И.В. Энтропийные и другие системные закономерности: Вопросы управления сложными системами. – М.: Наука, 2003. – 428 с.

    10. Цветков В.Я. Естественное и искусственное информационное поле// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5, ч. 2. – C. 178–180.

    11. Цветков В.Я. Стандартизация информационных программных средств и программных продуктов. – М.: МГУГиК, 2000 – 116 с.

    12. Tsvetkov V.Yа. Opposition Variables as a Tool of Qualitative Analysis // World Applied Sciences Journal. – 2014. – 30 (11). – P. 1703–1706.

    13. Tsvetkov V.Ya. Framework of Correlative Analysis // EuropeanResearcher, 2012, Vol.(23), № 6–1, P. 839–844.

    14. Tsvetkov V.Ya. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination // European Researcher, 2013, Vol.(45), № 4–1, P. 782–786.

    15. Майоров А.А., Матерухин А.В. Геоинформационный подход к задаче разработки инструментальных средств массовой оценки недвижимости // Геодезия и аэрофотосъемка – 2011. – № 5. – C. 92–98.

    17. Майоров А.А., Цветков В.Я. Геореференция как применение пространственных отношений в геоинформатике // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2012. – № 3. – C. 87–89.

    18. Tsvetkov V. Yа. Worldview Model as the Result of Education // World Applied Sciences Journal. – 2014. – 31 (2). – P. 211–215.

    19 Цветков В.Я., Чехарин Е.Е. Окружение информационных единиц // Вестник МГТУ МИРЭА. 2014 – № 2 (3) – C. 36–42.

    20. Чехарин Е.Е. Информационная модель семантического окружения // Перспективы науки и образования- 2014. – № 4. – C. 20–24.

    21. Цветков В.Я. Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12. – C. 123–124.

    При достаточно долгом развитии любого научного направления его специальные термины образуют систему согласованных понятий, отражающих содержание этой предметной области. Согласование понятий состоит в том, что научные термины образуют и подчиняются строгой системе терминологических отношений . Система терминологических отношений связана с понятием онтологий и сущностей данной предметной области. Задача создания системы отношений между терминами связана с задачей научных исследований в каждой области. По мере появления новых понятий возникает необходимость пересмотра системы терминологических отношений. особое место занимают термины, которые используются в междисциплинарном значении. Они требуют специального анализа и согласования. Именно к таким относятся термины информационное пространство, информационное поле, информационная среда и семантическое окружение. Термин «информационное пространство» применяется в широком понимании и различных значениях. Термин «информационное поле» также используется достаточно широко и иногда эти понятия рассматривают как синонимы. По нашему мнению это не корректно. В семантической близости с этими терминами находиться термин «информационная среда», который также требует уточнения и сопоставления с информационным полем и информационным пространством.

    Информационное пространство . Пространство является одной из базовых категорий физики и философии. Это понятие используется в широком (глобальном) и узком значении, в определенном направлении (информационное пространство) или при решении класса задач (гильбертово пространство). Информационное пространство может быть естественным и искусственным. Естественное информационное пространство отражает внешний мир и служит источником информации и знаний для человека. Оно существует независимо от человека и содержит описания окружающего мира. Однако познание этого пространства осуществляется на основе инструментария, которым владеет человек. По мере развития науки и техники инструментарий совершенствуется. Это расширяет естественное информационное пространство как источник познания окружающего мира.

    Искусственное информационное пространство создается человеком на основе знаний, теорий, моделей, систем и опыта. Искусственное информационное пространство с одной стороны является некой объяснительной моделью, с другой стороны, оно служит инструментом воздействия на окружающий мир. Искусственное информационное пространство создается на основе информации, которой располагает человек и поэтому является результатом информатизации общества .

    Человечество с древних времен получало знания в информационном пространстве. Современное глобальное информационное пространство, во многих странах с высоким уровнем информатизации , имеет свои более мелкие национальные информационные пространства и отраслевые информационные пространства. Отражением естественного и искусственного информационного пространства является наличие естественной и искусственной классификации .

    Для любого государства обязательным компонентом является единое информационное пространство. Оно служит средством управления и воздействия на общество. Оно включает в себя более мелкие по масштабу пространства: отраслевые, региональные, отдельного предприятия и т.д. Единое информационное пространство является системообразующим признаком любого государства . Единое информационное пространство должно опережать создание единого экономического и правового пространства, так же как оно должно опережать принятие решений в разных социальных сферах.

    Искусственное информационное пространство можно рассматривать как антропогенную систему, содержащая связанные информационной сетью элементы пространства; информационные ресурсы, технологии их обмена и использования; хранилища информационных ресурсов; систему согласованных стандартов информационного обмена и технологий. Примером искусственного информационного пространства является координатное пространство, которое задается человеком на основе вводимых им координатных систем и произвольно выбираемых точек отсчета для этих систем.

    В информационном пространстве, описывающем реальное пространство, может существовать специфическое отношение локализации. В информационном пространстве, описывающем семантическое пространство, может существовать специфическое отношение оппозиции .

    Информационные отношения являются обязательным фактором информационного пространства. Они могут существовать в виде явной формы: иерархия, часть и целое, или в неявной форме, например, корреляты . Особенностью информационного пространства является то, что оно может иметь разные масштабы.

    Информационное поле. Термин «поле» используют во многих научных направлениях для описания свойств реального пространства и реального мира. Поле, как правило, связывают с непрерывной или дискретной совокупностью величин, отражающих свойства или одно свойство окружающего мира. Иногда используют комбинацию этих совокупностей как дискретно-непрерывную. Примером дискретно непрерывной совокупности являются топологические поля. Широкое использование понятия поля во многих науках позволяет перенести это понятие в области наук об информации.

    Информационное поле вложено в информационное пространство. Пространство является пассивным отображением окружающего мира. Поле содержит некие количественные и качественные характеристики пространства. На рисунке дана схема отношений информационного пространства, информационного поля и информационной среды. Цифрами на рисунке обозначены: 1 - информационное пространство. 2 - информационное поле. 3 - информационная среда. 4 - объект кружения информационной среды.

    В соответствии со схемой на рисунке информационное поле (2) вложено в информационное пространство (1) и наполняет его количественными характеристиками. При этом следует подчеркнуть, что информационных полей может быть много и каждое может быть в ограниченной части информационного пространства. Информационная, среда в свою очередь, вложена в информационное пространство и информационное поле и может рассматриваться как их подмножество. Для информационной среды характерным является наличие объекта окружения, информационное взаимодействие с которым определяет границы информационной среды.

    Рис. 1. Структурная вложенность информационного пространства, информационного поля, информационной среды и объекта окружения

    Деление информационного пространства на естественное и искусственное приводит к делению информационного поля: на естественное и искусственное . Естественное информационное поле отражает объективно существующие свойства окружающего мира. Искусственное информационное поле является моделью создаваемой человеком.

    Информационное поле характеризуется функциональной величиной, характеризующей количественно точки пространства . В физике эту величину назвали полевой переменной и этот термин закрепился как характеристика поля, хотя по существу эта функция координат пространства. Информационное поле - поле, в каждой точке которого определен один или несколько информационно определяемых параметров.

    В информационных полях «параметр поля» может быть не только непрерывной функцией, но и дискретным индикатором. В связи с широким распространением виртуального моделирования появился термин “виртуальное информационное поле” .

    Особенностью любого информационного поля является использование информационных отношений для определения полевой переменной или переменных. В семантических полях роль отношений выполняет референция и геореференция

    Информационная среда . Информационное пространство можно рассматривать как глобальное описание, в которое вложено информационное поле. Информационная среда вложена и в то и в другое, но является меньшим объектом по масштабу (рис.1).

    Информационное пространство и поле является независимой характеристикой относительно объектов, которые в них находятся. Информационная среда всегда связана с неким объектом, относительно которого эта среда рассматривается. Многозначность понятия информационная среда приводит к разным определениям, обусловленные разными аспектами рассмотрения.

    Аспект рассмотрения объекта, связанного с информационной средой позволяет определить информационную среду как некое окружение объекта или совокупности исследуемых объектов.

    В аспекте информационного пространства, информационная среда - это ограниченная часть информационного пространства, которая окружает объект исследования. Можно сказать, что информационная среда - это часть информационного пространства, редуцированная к объекту исследования. То есть понятие информационное среды подразумевает не только пространство, но и некий заданный объект исследования, который оно окружает и на который оказывает влияние. С этих позиций информационная среда - эта часть пространства, которое оказывает существенное влияние на определенный для этой среды объект исследования.

    Используя понятие информационного взаимодействия и информационного поля можно дать еще одно определение информационной среде. Информационная среда - часть информационного поля, для которой существенным являются информационные взаимодействия, влияющие на объект исследования.

    Информационная среда всегда искусственная. Она создается человеком для решения его задач. Поэтому она может создаваться как сложная система. Такая антропогенная система может использоваться как система поддержки или как подсистема управления. При создании информационной среды как обеспечивающей подсистемы при пространственном управлении объектом необходимо выполнение следующих условий, которые делятся на пространственные и полевые.

    Семантическое окружение . Семантическое окружение объекта исследования является еще более мелким по масштабу объектом, который вложен в информационную среду и тесно связан с объектом следования.

    Поле понятий является частью глобального информационного поля . Как показано в информационное поле обладает разрывностью в отличие от физических непрерывных полей. Если построить иерархию сущностей, связанных с информационными единицами, то получится такая последовательность: информационное поле; информационные совокупности; информационные объекты; информационные единицы. Между этими сущностями существуют различные информационные отношения.

    Для многих объектов информационного поля существует характеристика - семантическое окружение информационного поля . Семантическое окружение необходимо для однозначной интерпретации объекта информационного поля и его информационной определенности. Информационное окружение единицы проявляется при ее непосредственном использовании. Например, информационным окружением информационной единицы «слово» в предложении или во фразе, будут все связанные с этим словом символы и другие слова, а также такие информационные характеристики как позиция слова и вид его написания. Семантическое информационное окружение является информационной моделью семантического поля понятий.

    Модель семантического информационного окружения дает возможность разрабатывать алгоритмы поиска области истинности . Модель информационного окружения позволяет формировать представлять информационные конструкции любой сложности в виде совокупности связанных информационных единиц . Совокупности связанных информационных единиц дают возможность оценки морфологической и смысловой сложности языковых конструкций. В отличие от классического системного анализа данный подход допускает разные критерии делимости. Разные критерии делимости контента влекут появление разных информационных единиц. Семантический анализ объектов информационного поля целесообразно выполнять с использованием информационного семантического окружения.

    Заключение

    Информационное пространство служит основой получения информации и знаний и содержит в себе остальные объекты. Раскрытие определенных количественных характеристик информационного пространства приводит к информационному полю, которое является вложением и уточнением характеристик информационного пространства. Информационное поле раскрывает характеристики и отношения информационного пространства. Информационное пространство и информационное поле в равной степени относятся ко всем объектам. В отличие от них информационная среда связана с определенным объектом (группой объектов), для которого она является окружением. Информационная среда может быть рассмотрена как подмножество информационного пространства, характеризующего объект окружения. Информационная среда может быть рассмотрена как подмножество информационного поля, характеризующего информационное взаимодействие с объектом окружения. Эти понятия не являются синонимами, они являются разными взаимосвязанными понятиями. Общей характеристикой для рассмотренных понятий являются информационные отношения. Информационная среда вложена в информационное пространство и информационное поле и может быть рассмотрена как подмножество этих множеств. Информационная среда является самым мелким по масштабу из трех объектов. Но наиболее мелким является семантическое окружение объекта исследования. Информационное пространство, информационное поле, информационная среда, семантическое окружение объекта исследований - образуют иерархический ряд понятий и не являются равнозначными.

    Библиографическая ссылка

    Ожерельева Т.А. ОБ ОТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ, ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА И СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 10-2. – С. 21-24;
    URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5989 (дата обращения: 08.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Понятие информации произошло от латинского informatio, что означает:

    ознакомление;

    представление;

    понятие (в прямом значении этого слова, то есть - восприятие, взятие нового, соотнесение со старым знанием).

    В этом смысле значение слова «информация» приближается к смыслу слова «знание», о чем говорит и трактовка этого слова А. Преображенским в его «Этимологическом словаре русского языка»: «Основное значение - понимать». Полагаем, что именно такое объяснение широкоупотребительного слова «информация» поможет полнее раскрыть смыслы дальнейших рассуждений по данной теме.Основание для такого значения дает сама этимология слова «понять», основа которого «ять» на индоевропейских языках и означала «брать»

    Именно эти древнесмысловые пути дают основание для различения в науке об информации ключевых его понятий «сообщение» и «информация», о чем, например, пишет Е.П. Головлева: «Сообщение - это еще не информация, только в соприкосновении его с “потребителем” появляется (выделяется, порождается) информация; информацией является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией». Отсюда он делает вывод: «Журналист должен понимать, что не все переданное оказывается принятым и тем более адекватно освоенным».

    Таким образом, из нескольких определений понятия «информация» (сообщение, отражение в живой и неживой природе, уменьшаемая (снимаемая) неопределенность в результате получения сообщений) в теории массовой коммуникации важно именно последнее определение .

    Информационное поле можно понимать как всю совокупность циркулирующей информации, но с другой стороны - это еще и та информация, которую редакции СМИ выбирают для освящения. Среди существенных факторов, которые следует учитывать региональным телеканалам при создании своих программ, отметим географические, политико-экономические, культурные особенности конкретного региона, социально-демографические характеристики населения.

    Каждый человек самостоятельно формирует свою информационную среду, просматривая общенациональные и местные газеты, интернет-источники, слушая радиостанции различной направленности, «сверстывая» свой день из событий нескольких телеканалов. Оптимальным, на наш взгляд, будет такое информационное поле, которое создает максимально полную, объемную, всестороннюю картину действительности и дает человеку возможность постоянно расширять свою информированность.

    Общение с представителями СМИ должно быть заранее четко регламентировано. Вот основные вопросы, на которые мы должны ответить при создании информационного поля.

    Таблица 1 - Вопросы к СМИ

    Формировать информационные кампании удобнее всего пошагово. Перечислю основные шаги:

    определение целей кампании;

    определение вида кампании сообразно целям;

    создание плана кампании (акции, публикации, встречи и др. мероприятия), распределение ролей СМИ (ТВ, радио, пресса, интернет-СМИ);

    определение ресурсов и способов их контцетрации в кампании (финансовых, технических, а главное - людских);

    формирование системы обратных связей (подготовка к добыче алмазов - проявлении интереса к компании со стороны СМИ);

    реализация информационной кампании согласно плану и ресурсам;

    оценка эффективности информационной кампании, фиксация положительного и отрицательного опыта для учета в дальнейших кампаниях .

    Как правило, новость бытия самопорождающаяся далеко не так предстает в средствах массовой информации и коммуникации, как она возникает на самом деле. Самопорождающаяся новость бытия не соответствует новости бытия, порожденной ими.

    В коммуникации осуществляется не новость события, а новость себя в событии, субъекта в событии. Отсюда происходит размывание сути информации, нередко - ее искажение и шумы, как это происходит в технических каналах коммуникации. Информация не оказывает своего прямого социального действия, а производит коммуникативное действие, которое инициирует коммуникатор. Объект, на который коммуникация направлена, получает в результате не новость события, а новость субъекта в бытии. Он может (или не может) откликнуться на коммуникативное действие и стать, в свою очередь, ее субъектом, однако событие превратится в субъект-субъект... в бытии, что удаляет возможность достижения достоверности знания, истинности сознания и сомыслия (смысла) бытия.

    Эти процессы можно проследить по графическим циклам Л. Геллера, сформулированным на основе трудов Р. Барта в статье «Принцип неопределенности и структура газетной информации».

    В основе производимых операций находятся понятия факт и событие, сообщение и информация. Сначала о факте идет короткое сообщение - например, информационного агентства. Только факт, замеченный таким образом и «пересказанный» в сообщении, выраженный визуальными, вербальными, пластическими, акустическими и любыми другими средствами, превращается в событие. Событие же есть объект и исходный материал информации.

    Далее, вводится термин «фигурация», обозначающий метафоричность, символический код, придание факту образа, фигуры. Прослеживается путь от факта к созданию полноценной информации о нем, то есть к созданию образа мира. Субъект МК, с одной стороны, объект - с другой, и каждый по-своему усваивают сообщение, расшифровывают его, делая из него таким образом событие и включают в цепочки ассоциативных связей. Если первичную переработку факта в сообщение можно определить как фигурацию 1, то усвоение сообщения и становление из него события будет фигурацией 2.

    Схема 3 - Переработка факта в сообщение

    Однако коммуникация продолжается, происходит дальнейшее «вчитывание», «вдумывание», «вглядывание» в новость субъектом и объектом коммуникации. Субъект, повторяем, находится в более выигрышном положении, так как обладает первичным сигналом. Наряду с синхронической моделью нужна и диахроническая.

    Фигурация является элементом структуры диахронической коммуникации, который содержит временной (исторический) вектор. Она проходит проверку на соответствие факту, в сообщение вносятся необходимые коррективы, происходит так называемая верификация - составляющая часть процесса накопления информации.

    Коммуникация развивается дальше во времени. Сообщение о факте превращает его в событие СМИ, ставит в ряд событий подобного рода. На этом этапе фигурация совпадает с тем, что можно назвать контекстуализацией: событие воспринимается и оценивается на фоне других событий, отражаемых в органе СМИ, канале СМК. Аудитория, массовый и индивидуальный объект коммуникации определяют уровень и значимость сообщений. Каждая новость сопоставляется с эталонами в данной области, в соответствии с ними получает соответствующую оценку. Из множества таких сообщений формируется информационное поле в СМК .

    Основной целью в СМИ, в том числе в периодической печати, является передача информации различных типов.

    Под информацией понимается совокупность данных, фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний - результат познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях.

    Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений: прежде всего публичную речь политиков (ораторскую речь), публицистику как жанр литературы. Публицистический стиль используется преимущественно в средствах массовой информации (СМИ), поскольку произведения публицистического жанра, и ораторского выступления доходят до адресата (читателя или слушателя) через СМИ (телевидение, газеты и журналы). Разновидностями публицистического стиля являются:

    а) собственно публицистический, газетный стили;

    б) стиль радио - и телепублицистики;

    в) ораторская речь.

    Конкретными жанрами публицистического стиля являются:

    а) статья;

    б) информационная заметка;

    г) фельетон;

    д) радио- и телерепортаж;

    е) беседа;

    и) публичное выступление.

    СМИ как главный источник информации играют огромную роль в современном мире.

    В зависимости от содержания и целей, которые ставятся в процессе общения в СМИ, выделяются различные типы информации:

    а) предметно-логическая (она же интеллектуальная, объективная), не связанная с ситуацией и участниками общения;

    б) прагматическая (оценочная/субъективная), функцией, которой является воздействие и передача своего отношения к предмету речи.

    Публицистический стиль обслуживает основу информации в СМИ составляют сообщения о фактах и их комментарии или оценки. Информационное поле - это информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов и событий реального мира и представленный разнообразием тем. Объем информационного поля всегда ограничен. Эти ограничения могут носить запрет на разглашение государственных тайн или на следование этическим нормам.

    Информационное поле газетного дискурса формируется в значительной мере за счет информации новостей. Любое событие, любая ситуация, по той или иной причине привлекшие внимание журналистов, могут быть представлены на страницах газеты. Наиболее существенная информация, как правило, более объемна и располагается на первой полосе.

    В то же время информационная свобода имеет свою обратную сторону: далеко не всегда публикуемые в печати материалы соответствуют информационной норме.

    Современную прессу часто обвиняют в безнравственности, под которой чаще всего подразумевается интерес к сексуальным проблемам, склонности к описанию негатива и т.д.

    Сама пресса как будто подтверждает подобные оценки, заявляя, скажем, самой лексикой, строением высказываний. Сообщения о фактах насилия, катастрофах, разного рода аномальных явлениях составляют весьма заметный фрагмент информационного поля современной российской прессы. С одной стороны, эти публикации отражают реалии современной жизни, а с другой - служат откликом на интерес к подобного рода информации определенной части читателей (прежде всего читателей массовых изданий, часто именуемых «бульварной прессой»).

    Конечно, далеко не вся информация может, представлена в СМИ. Выделяются ограничения, препятствующие разглашению государственной тайны, и ограничения, препятствующие нарушению нравственных, этических норм, принятых в данном обществе. К сожалению, в последнее время нравственно-этические нормы последовательно нарушаются многими российским и СМИ, в том числе телевидением: сняты всякие запреты на демонстрацию жестоких, бесчеловечных, а также низких, животных, физиологических проявлений человеческой натуры. Многие СМИ игнорируют законы языковой нравственности, используя ненормативную лексику. Очень активна сегодня в прессе жаргонная лексика.

    И все же, почему информация, которая доходит до общества является недостоверной? Большую роль в формировании информационного сообщения играет редактор - автор, которому поручено рассказать о какой-либо новости, событии. В комментарии автор оценивает событие, размышляет о его развитии, оценивает достижения или недостатки. Размышляет, дает оценки, порой нелицеприятные. И вот тут-то возникает проблема. Комментатор, стремясь к убедительности, вынужден приводить факты. И эти факты должны быть достоверными. В конституции РФ есть юридическая точность, которую порой не замечают маститые адвокаты и тем самым проигрывают дела своих высокопоставленных клиентов. Речь идет о 29ой статье, согласно которой никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них.

    Конечно, журналист понимает, что без фактов комментарий получается голословным. И порой берет эти «факты» из сомнительных источников, молвы, слухов.

    Согласно теории социальной ответственности:

    1) Медиа должны взять на себя и выполнять определенные обязательства перед обществом.

    2) Эти обязательства должны выполняться за счет установле-ния высоких или профессиональных стандартов информа-тивности, правдивости, точности, объективности и баланса.

    3) Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа дол-жны саморегулироваться в рамках закона и существующих институтов.

    4) Медиа должны избегать всего, что может привести к преступлению, насилию или гражданским волнениям либо оскорбить группы меньшинств.

    5) Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать разнообразие общества, предоставляя доступ к различным точкам зрения и праву на ответ.

    6) Общество и публика, в соответствии с первым названным принципом, имеют право ожидать высокие стандарты работы, и вмешательство можно оправдать только заботой о благе народа.

    7) Журналисты и медиауправленцы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком .

    Информационное пространство

    Один из подходов к определению понятий “информационное поле”, “информационная среда” и “информационное пространство” предложен авторами работы . Они поясняют данные понятия на примере учебной деятельности школьника.

    Мир, в котором живет человечество в целом и каждый индивид в частности, безусловно, един, но традиционно выделяют его материальную, энергетическую, временную, пространственную и информационную составляющие. Человек живет и действует в информационном пространстве, откуда он случайно или целенаправленно получает определенный объем информации (в виде чувственных образов, сведений, существующих теорий и гипотез и т.д.) и куда «возвращает» переработанную и каким-либо образом преобразованную им информацию (в виде чувственного опыта, знаний, теоретических размышлений и пр.). Для индивида информационное пространство представляет собой одновременно объективную и субъективную реальность. Объективность его определяется тем, что оно существует независимо от человека, формируется в результате жизнедеятельности всего человечества. Учитывая, что информация существует в системах как живой, так и неживой природы, следует принять положение, что информационное пространство распространено по всей вселенной. Как объективная реальность информационное пространство является многомерным образованием. К его измерениям можно отнести, например, время, степень методической обеспеченности информационных процессов и другие.

    Субъективный характер информационного пространства проявляется в том, каким образом человек воспринимает и осознает его. То есть, это модель информационного пространства, существующая в сознании конкретного индивида, индивидуальное восприятие индивидом окружающего информационного мира, отношение к этому миру.

    Информационная среда - это часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида. Вид этой деятельности определяет характер информационной среды. Так, учебная деятельность протекает в учебной информационной среде предмета, класса, школы и т. д. Информационная среда, в отличие от информационного пространства, требует специальных усилий по своему созданию (книги необходимо приобрести и обеспечить к ним доступ, компьютер необходимо смонтировать и установить на нем программное обеспечение и т. д.).

    Информационная среда характеризуется:

    · материальным обеспечением, т. е. наличием материальных носителей информации (литература, средства массовой информации, компьютеры, компьютерные сети и т. д.) и их хранилищ (библиотеки, архивы, видеотеки и т. д.);

    · информационным обеспечением, т. е. возможностью доступа к материальные носителям информации, сформированностью навыков работы с информацией (знание методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа, оценки информации и др.);

    · коммуникативным обеспечением, т. е. возможностью необходимого и полноценного общения, непосредственного или с помощью средств коммуникации, с друзьями и коллегами, с учителем, со специалистами в той или иной области.

    Информационное пространство неравнозначно информационной среде. Существуя в одном и том же информационном пространстве, индивид может переходить из одной информационной среды в другую: например, из информационной среды дошкольника (в основном семья + детский сад) мы переходим в школьную учебную информационную среду, которая, в свою очередь, заменяется на учебную информационную среду вуза (или другого вида профессионального образования) или на информационную среду профессиональной деятельности. При смене профессии, рода занятий, увлечений также происходит переход из одной информационной среды в другую. Все эти переходы осуществляются в рамках одного информационного пространства. Человек может одновременно находиться в различных информационных средах, например, в учебной информационной среде школы, в информационной среде рыболовов-любителей (специальная литература, соответствующее общение и опыт и т. д.), в информационной среде виртуальной реальности (общение по сети Интернет, компьютерные игры). И хотя эти среды подчас очень разнородны, индивидом они воспринимаются как нечто единое, оказывающее влияние на формирование его информационного поля.

    Одной из особенностей информационной среды является то, что любая информационная среда предоставляет индивиду только возможность получения необходимых для него данных, сведений, гипотез, теорий и пр., умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения.

    Если информационное пространство образуется в результате жизнедеятельности всего человечества и достаточно консервативно к изменениям, то информационная среда создается усилиями отдельной группы людей. Так, информационная среда учебной деятельности формируется:

    · учителем (он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и пр.);

    · педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);

    · государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).

    Правильно организованная учебно-информационная среда позволяет ученику адаптировать ее к себе; и в этом ее принципиальное отличие от реальной информационной среды, в которой такая адаптация не всегда возможна.

    Информационная среда может изменяться, совершенствоваться, но для этого требуются целенаправленные воздействия. Без приложения усилий никакого развития информационной среды происходить не будет и из средства формирования информационного поля учащегося она может превратиться в тормоз его развития в соответствии с общеизвестным законом: где нет развития, там начинается застой, а потом - деградация.

    Информационное поле индивида - это субъективное отражение информационного пространства и информационной среды в сознании индивида и в его деятельности. Информационное поле человека формируется постепенно, в течение всей жизни путем осмысления явлений действительности, самообучения, обучения, общения и т. д. Оно включает в себя не только осознанные факты, события окружающей действительности, знания индивида, но и его мысли, планы, чувства, желания, представления, интуитивные догадки, озарения и пр.

    Информационное поле человека характеризуется:

    · опытом человека (приобретенным и генетически переданным), его умениями и навыками в конкретных видах деятельности (они определяют возможности личности в процессе обучения и деятельности);

    · индивидуальными психологическими особенностями: типом восприятия, памяти, стилем мышления, быстротой реакции и т. д. (они определяют способности личности);

    · личностными, общественными (групповыми) и профессиональными интересами и мотивами (они определяют потребности личности).

    Информационное поле каждого индивида является сложным многомерным образованием. Оно имеет определенную структуру: опыт в той или иной мере осознан, знания каким-либо образом систематизированы.

    Проиллюстрировать взаимосвязь рассмотренных понятий можно следующим рисунком.


    В процессе любого общения (человек - человек, человек - природа, человек - книга, человек - компьютер и т. д.) информационные поля субъектов общения взаимодействуют и образуется (формируется) так называемое информационное поле передачи и восприятия информации (в дальнейшем - ИПоле). Процесс обучения также происходит в ИПоле, которое можно рассматривать как часть учебно-информационной среды, обеспечивающая создание системы коммуникаций, личностную ориентацию на деятельность субъектов педагогического процесса, фактически ИПоле выступает как результат взаимодействия информационных полей преподавателя, учащихся, коллектива учебной группы в рамках учебно-информационной среды.

    J Информация и информационные процессы // Информатика и образование. – 1998. - № 7. – С. 41 – 55.

    J Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. – 1998. - № 8. – С. 39 – 50.

    J Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. – М.: Наука, 1990.

    ВЛАСТЬИНФОРМАЦИОННЫХПОЛЕЙ

    Что такое человеческие мысли? Куда они деваются, возникнув однажды в вашей голове?

    Есть утверждение, что мысль материальна, и в подтверждение этому служит огромное количество необъяснимых совпадений. Мы только подумали о ком-то из знакомых, и тут же раздался телефонный звонок от него. Мы произнесли про себя какую-то фразу, и диктор по телевизору в точности повторил ее.

    А у кого-то, возможно, было так. Играя с ребенком, вы нарисовали на «Карте мечты» египетские пирамиды с восходящим солнцем. А через год с удивлением рассматриваете собственное изображение на фоне этих древних сооружений, запечатленное на фотоснимке во время летнего отпуска в Египте. А ведь за год до этого вы даже и не думали ни о какой поездке!

    «Мечтайте осторожнее - мечтам свойственно исполняться!» - почему-топредостерегает нас известное изречение.

    Давно известно, что профессиональные спортсмены перед своим выступлением специально настраиваются на идеальное выполнение своего упражнения. В уме они четко представляют каждое движение, которое нужно будет выполнить.

    Но это профессионалы. А если так? Вы несете огромный арбуз. Вам неудобно, вы очень боитесь споткнуться и упасть, ясно представляя себе, как живописно разлетятся по асфальту куски разбившегося арбуза… Будьте уверены, вы обязательно споткнетесь.

    Почему так происходит? Все просто. Вы сами себя запрограммировали. Составили программу и загрузили ее в мировой компьютер под названием «Информационное поле Земли». Вселенная лишь материализовала, воплотила в жизнь вашу программу.

    Многие успешные и богатые люди прекрасно знают и используют эту методику. Можно сказать скучно и банально, что они заранее планируют свой успех, не допуская ни малейшего сомнения в том, что что-то может не получиться. И чем сильнее эта уверенность, тем успешнее человек.

    Очень часто посредственные троечники из не самых обеспеченных семей, представлявшие себя в детстве директорами, владельцами крупного бизнеса, известными людьми, именно такими и становятся, удивляя своих не очень прозорливых педагогов, пытавшихся перепрограммировать их на дворников и грузчиков. Тут уж чья программа была точнее и сильнее визуализирована. Т.е. чем ярче ты представляешь себе какое-то событие, тем больше вероятность, что оно произойдет.

    Но так ли уж безобидны наши мысли? На Земле проживает несколько миллиардов человек. И ежедневно в голове каждого возникает огромное количество различных пожеланий, предположений, представлений и впечатлений.

    Информационное поле планеты, как губка вбирает в себя всю эту информацию, отвечая нам теми или иными событиями в нашей жизни.

    И тут сам собой напрашивается закономерный вопрос. А нельзя ли контролировать и управлять этим самым мировым компьютером и таким образом влиять на события? Если задуматься глобально, то получаются страшные вещи!

    Вот абстрактный, на первый взгляд, пример. Живет на берегу океана солнечный процветающий город. Люди здесь богаты, успешны, сыты и счастливы. И вот в один не самый прекрасный момент по чьей-нибудь недоброй воле в средствах массовой информации по всему миру, особенно в крайне неблагополучных его районах, начинают появляться невинные, на первый взгляд, статьи и репортажи. В них самым дразнящим образом описывается сытая и беззаботная жизнь этого города. У измученных неурядицами и неустроенностью в своей стране, людей (не у всех, конечно, но у очень многих) появляется завистливая и раздраженная реакция на эту информацию. И весь этот огромный негатив, непроизвольно загруженный в Информационное поле, словно из пушки выстреливает по этому солнечному городу. В итоге, на него обрушивается страшный ураган, или цунами, или, к примеру, массовые глобальные пожары…

    Кто виноват? Никто. И бомбу изобретать не надо - против сил природы нет аргументов.

    Выглядит неправдоподобно?

    Пожалуйста, вот пример из недавних событий. Все еще помнят «тибетские бунты», ту шумиху вокруг кругосветного путешествия олимпийского огня, поднятую сторонниками освобождения Тибета.

    Люди по всей планете неоднократно слышали эти новости. Каждый реагировал по-своему. Кто-то одобрял действия нарушителей спокойствия, кто-то осуждал. Определенная мысль мелькнула и забылась в потоке будней и забот. Забылась, но не исчезла…

    А потом последовала серия страшных землетрясений в Китае, приведшая к ужасным последствиям.

    Возможно, никто и не хотел этого, но получилось так, как получилось. Человеку сложно понять, не совпадение ли это. А если нет?!

    А вот еще информация к размышлению. Где, в каких странах именно в последнее время чаще всего происходят природные катаклизмы и техногенные катастрофы? Не в Австралии, не в Бразилии, не в ЮАР, не в Дании… Почему-то все время приблизительно в одних и тех же географических регионах! А какие мысли друг о друге чаще всего посещают жителей этих местностей? Увы, явно не самые дружественные…И это вовсе не вина простых людей! Человек вправе сердиться и возмущаться. Но результат налицо - что желаем друг другу, то и получаем! Политикам не мешало бы об этом задуматься! Или так и будем обмениваться «мысленными бомбами»?! Мир-то, он не железный!

    Быть может, каждому из нас следует осторожнее относиться к своим мыслям? Кто знает, возможно, если мы будем стараться думать о хорошем, если даже в мыслях будем желать окружающему миру добра, то и он, окружающий мир ответит нам тем же? И наша жизнь изменится, станет счастливой и безопасной?

    Древние считали, что наша планета - это живой организм, чутко реагирующий на любые изменения, происходящие на его поверхности, в том числе и на, казалось бы, нематериальные. Земля словно наказывает нас, своих нерадивых детей за неразумное поведение, устраивая страшные природные катаклизмы. И замирает в покое, когда люди стараются жить в мире.

    Го сподь дал нам свободу выбора. Получается, что нам решать, нам придумывать,какой будет наша жизнь.Ибо Мысль человеческая- она все-таки материальна.

    Наталья Бирюкова

    Грандиозные тайны Информационных полей и возможности их использования только-только начинают постигаться человечеством. Возможно, скоро самые фантастические идеи не будут казаться нам несбыточными мечтами...

    В историко-фантастическом романе "Разведка временем" Информационное поле Земли закручивает судьбы главных героев, заставляя их совершать удивительные путешествия и переживать самые невероятные приключения. Таинственный древний мир открывает свои мистические тайны перед нашими современниками, а непримиримая борьба спецслужб не прекращается даже в иных измерениях...

    С начала двухтысячных стали популярны увлечения, связанные со сверхспособностями человека. Практически каждый слышал слова: аура, биополе, информационное поле человека. Нашлось множество людей, утверждающих, что обладают экстрасенсорными способностями, поэтому могут помочь решить любую проблему. Не меньше тех, кто хочет научиться делать то же самое. Учиться можно и нужно, но исключительно для собственного духовного роста. Помогать кому-то стоит только в том случае, если о помощи просят и есть уверенность, что не будет причинен вред.

    Что такое информационное поле человека?

    Разговоры об инфополе человека давно стали привычными. Большинству известно, что какие-то сведения можно получить от животных и предметов. Но не каждый доподлинно знает, что такое информационное поле человека на самом деле, так как до сих пор не существует конкретного определения понятия «информация». В Википедии говорится, что это изложение, объяснение, сведения о чем-то, не зависящие от способа и формы предоставления.

    Наши предки информацией считали нечто, предложенное в форме, обладающей смыслом. На современном языке можно сказать, что это мыслеформа. Из этого следует, что инфополем можно назвать некий сборник мыслеформ, похожий на библиотеку. Это совокупность субъективных данных, своеобразный отпечаток человека, который неразрывно связан с энергией. Чтобы создать информацию, требуется энергия, вместе с информацией передается и энергия.

    С другой стороны, инфополе – не энергетическое поле. Информация важнее энергии, так как от ее качества зависят характеристики энергии. А от энергии зависит направленность и интенсивность передачи данных. Инфополе вместе с аурой (биополем, электромагнитным цветовым излучением) образует защитную оболочку вокруг тела человека.

    Примерно так может выглядеть аура здорового человека

    Человек способен воспринимать только то, что соответствуют его пониманию и опыту, интересует его. Все новое сравнивается с усвоенным раньше. Одну и ту же информацию два разных человека будут интерпретировать по-разному. Новое воспринимается как положительное или отрицательное в зависимости от качества инфополя, состояния ауры.

    Как использовать данные из инфополя в жизни?

    Биополе состоит из информации и энергий, проявляющихся в цвете. Внутри тела данные меняются очень быстро, чтобы взаимодействие между органами и клетками было целостным. В каждой клетке содержатся данные обо всем теле.

    Субъективное внутреннее пространство функционирует бессознательно, работе с поступающими из внешней среды сведениями человек учится всю жизнь. Поэтому часто случается, что в субъективное пространство попадают данные, противоречащие его структуре. Именно они вызывают болезни, создают проблемы в финансовой сфере, мешают саморазвитию и достижению целей.

    Каждый орган создает свое излучение. Важно знать, как использовать информацию из инфополя в жизни.

    Чакры человека

    В субъективном внутреннем пространстве заболевание проявляется гораздо раньше, чем в физическом теле:

    • если человек думает, что никто его не поддерживает, ему чего-то не хватает, он является жертвой, то со временем начинает болеть спина, развиваются болезни почек;
    • при мыслях о зависимости развиваются заболевания половых органов;
    • при ощущении недовольства, неспособности помочь себе, стремлении доказывать свою правоту может пострадать желудочно-кишечный тракт, поджелудочная железа и печень;
    • если человек думает, что не может жить без чьей-то любви, ответственен за страдания других, нарушается кровообращение, страдает сердце и легкие;
    • постоянно лгущий и неспособный к самовыражению человек страдает от нарушений обмена веществ, болезней горла и щитовидной железы;
    • при завышенной оценке собственных достижений развивается алкогольная или наркотическая зависимость.

    За материальное благосостояние отвечают 3 нижние чакры. Если человек думает, что является жертвой обстоятельств, неспособной сделать что-то без посторонней поддержки, чувствует себя неуверенным, не способным постоять за себя, денег у него никогда не будет. Чтобы изменить ситуацию, необходимо учиться понимать свои потребности, приспосабливаться к внешней среде, развивать в себе целеустремленность, упорство и решительность, способность радоваться положительному результату.

    За саморазвитие отвечает шестая чакра, расположенная в середине лба. Если она открыта, развивается способность распознания своего пути, духовность, интуиция. Человек становится мудрее, повышается способность концентрироваться, развивается умение воспринимать окружающий мир и людей такими, какие они есть. В процессе разговора безошибочно определяет, что собеседник не договорил, в чем соврал.

    Способы подключения к информационному полю человека

    Для того, чтобы получить сведения о другом человеке, используют множество способов. Все зависит от уровня подготовки. Бессознательно какие-то сведения получают все в процессе общения, но не всегда они выводятся на уровень сознания.

    7 способов подключения к информационному полю человека:

    • копированием позы, жестов, темпа дыхания;
    • при помощи специальной аппаратуры, например, аурокамеры;
    • при помощи ясновидения или телепатии;
    • при помощи карт или маятника;
    • заказом вещего сна;
    • подключением к инфополю земли.

    Независимо от выбранного способа всегда следует помнить, что нельзя вторгаться во внутренний мир другого человека без его согласия. Второй аспект – если у испытуемого имеется защита, отдача будет не самой приятной.

    Какие навыки нужны, чтобы подключиться к информационному полю человека?

    Никакие особые качества не требуются, если используется техника. Нужно найти сведения о цвете ауры здорового и больного человека и сравнивать полученные снимки с эталоном.

    При настройке на человека копированием позы и жестов в какой-то момент информация пойдет, подготовка нужна для ее вывода на уровень сознания. На начальном этапе лучше поступать так, как делают опытные психологи. Они знают, как растолковать позы, жесты, мимику собеседника и умеют сделать выводы о психическом состоянии клиента, его мыслях.

    По поводу ясновидения и телепатии много споров. Одни считают, что с подобными способностями рождаются, другие – что этому возможно научиться. Но сути это не меняет. Для среднестатистического человека эти методы недоступны. Даже если правы те, которые считают, что ясновидению и телепатии можно научиться, то в первую очередь необходимо найти, у кого учиться. Это не так просто, как может показаться. Следует учесть так же, что для начала обучения, скорее всего, требуется определенный уровень развития и здоровья.

    Картами и маятником тоже не каждый может пользоваться. Кто-то должен объяснить значение карт и движений маятника, научить определять, верны или неверны приходящие данные. Эти инструменты помогают подключиться не только к человеку, но и к полю земли. Без надлежащего опыта высока вероятность приписать чужое человеку, который исследуется.

    Подключение к полю земли

    Подсознательно любой человек подключается к полю земли. Важно научиться делать это сознательно. Существует мнение, что инфополе земли чем-то похоже на большой компьютер, в котором накоплены данные обо всем и обо всех. Это значит, что существует возможность многое узнать о себе и других людях, если иметь «пароль» для доступа. Но проблема в том, что выдается он не всем.

    2 качества человека для подключения к информационному полю человека: отказ от каких-либо насильственных действий и стремление к развитию. Категорически запрещено лезть в чужое подсознание с целью что-то изменить в нем. Во первых, то, что делаешь другому, обязательно вернется. Во вторых, цель любого человека – духовный рост.

    Развивать в себе какие-то способности, чтобы делать что-то для других, не стоит. Ведь никто не может гарантировать, что изменения, внушенные другому человеку, будут способствовать его росту. А вдруг наоборот? Проникать в чужое субъективное пространство (причем с предельной осторожностью) можно в исключительных случаях, не ставя перед собой цель что-то поменять.

    Связь мозга с информационным полем

    Все данные о человеке проявляются в биополе. Даже врачи отказались от теории, что сознание человека является продуктом мозга. На самом деле инфополе и есть сознание. Уже доказана связь мозга с информационным полем тела и земли. Память и опыт содержаться в биополе. Именно к нему в первую очередь обращается мозг при необходимости решить какую-то задачу. В собственном субъективном пространстве все данные уже обработаны, накоплены не только свои знания, но и знания рода.


    Мозг в первую очередь связывается с полем тела

    При получении данных извне существует вероятность их искажения собственным биополем. Самые достоверные сведения получают люди без комплексов и разрушающих эмоций. Особенно вредными считаются: обида, зависть, злость, страх. Биополе – код человека, поэтому данные, не соответствующие ему, принимаются с трудом.

    Блоки в информационном поле человека, связанные со страхом

    Фундаментом инфополя служит первая чакра, расположенная в начале промежности. Она отвечает за выживание, физическое здоровье, финансовое обеспечение. Если первая чакра не развита, в ауре мало красного цвета, человек постоянно испытывает страх, концентрируется на физических потребностях тела, отличается расчетливостью и жадностью.


    Так выглядит первая чакра

    Блоки в информационном поле человека, связанные со страхом, заставляют не принимать очевидного, отказываться от работы, заменяя ее витанием в облаках. Задуматься о коррекции следует, если человек постоянно испытывает стресс, становится агрессивным, попадает в ситуации, влекущие за собой травматизм. Со временем появятся боли в пояснице и суставах, разовьется геморрой, накопится лишний вес, прекратиться духовный рост, ухудшится финансовое состояние, возможно включение программы самоуничножения.

    Информационное поле человека, биополе и аура. Эти слова слышал практически каждый человек, но не все понимают отличия и взаимное влияние. Биополе и аура – синонимы, обозначающие совокупность физических и тонких излучений организма. Физические поля можно измерить приборами, чем успешно пользуются медики. Инфополе пока аппаратами не измеряется, так как оно относится к категории тонких.

    Люди, независимо от особенностей характера, живут в обществе и вынуждены общаться друг с другом. В процессе общения важно понимание. Чтобы достичь его, каждый использует доступные ему способы. Проникать на чужую территорию следует с большой осторожностью. Категорически запрещается что-то менять. Подобные действия обязательно вернуться бумерангом, неся с собой болезни и другие неприятности.